Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
ART 186125 УДК 372.881.161.1
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна,
кандидат филологических наук, доцент, главный редактор научно-мето дического портала Eduneo.ru, г. Москва Zhannetta13@gmail.com
Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного
Аннотация. Для улучшения качества обучения учитель всегда должен искать новые формы и методы работы с текстом на уроках. Ключевым аспектом работы с текстом, а также важным навыком при обучении конспектированию, пересказу, составлению вопросов по тексту, извлечению полезной информации является работа с тегами и ключевыми словами. Работа с «облаком слов» поддерживает идею «смешанного обучения» и позволяет учителю русского языка качественно осуществить коррекционную работу.
Ключевые слова: смешанное обучение, русский как неродной, облако слов, визуализация, коррекция, русский язык, чтение, письмо, терминологическая культура. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Каждый урок русского языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, то есть определенного уровня грамматических знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять работу с текстом в письменном и устном виде, эффективно общаться. Помочь в работе с лексикой, тренировке памяти, коррекции внимания и анализа основных идей текста, актуализации знаний по работе с текстом могут электронные ресурсы, например "Glogster" (электронный плакат), "Word cloud" («облако слов»), "Qr-код" (код), инфографика, интеллект-карта.
Цель статьи - раскрыть понятие «облако слов» в методике обучения русскому языку как неродному и предложить дидактические задания на разных этапах урока для коррекции навыков чтения в контексте коммуникативного метода преподавания русского языка как неродного. Ведущим подходом к исследованию проблемы выступает деятельностно-компетентностный подход. Методологию исследования составляет анализ методов активного и интерактивного обучения русскому языку как неродному зарубежных и отечественных авторов. В экспериментальной части нашего исследования было осуществлено обучение на основе внедрения технологии «смешанного обучения», которая позволяет сочетать работу в классе и электронное обучение в необходимой пропорции. Анализ работ учащихся в классе и самостоятельных работ позволил сделать вывод, что внедрение «смешанного обучения» в аспекте применения метода «облако слов» позволяет закрепить, актуализировать и скорректировать знания в области лексики, а также помогает индивидуализировать работу учащихся, имеющих разный уровень знаний по предмету. «Облако слов» позволяет включить в работу визуальный аспект, который оптимизирует восприятие информации, самостоятельное закрепление и повторение.
Тема исследования затрагивает три важных аспекта:
1. Применение активных и интерактивных методов обучения. Анализ теоретической методической литературы по данной проблеме убеждает, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающиеся занимают активную позицию. А. Вербицкий [1] указывает на
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
переход от алгоритмизации к поиску, М. Новик говорит о длительности вовлеченности обучающегося в процесс обучения, принудительной активизации мышления при таком процессе и необходимости самостоятельной творческой выработки решений. По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, Д. Г. Левитес, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) [2], эффективность использования того или иного развивающего метода во многом обусловлена позицией учителя.
2. Применение визуальных методов в обучении. Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики: Я. А. Коменский, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов [3]. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в педагогических трудах С. В. Арановой, А. А. Вербицкого, М. К. Мамар-дашвили [4] и теоретика визуальных исследований Дж. Митчелла [5]. Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учеными, как Д. Желязны [6], В. Лаптев [7], Д. Ланков, Э. Тафти [8] и другие.
При визуализации учебного материала наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений, уплотняя информацию.
3. Применение коммуникативного метода в обучении русскому языку. Огромный вклад в развитие метода в России был сделан Е. И. Пассовым [9]. В своих трудах он обосновал и описал признаки метода. А также труды ученых А. Н. Леонтьева [10], И. А. Зимней [11] по деятельностному подходу послужили основой для формирования коммуникативной направленности в РКИ. За рубежом Розамонд Митчел [12] считает, что этот метод не строго структурирован, а является набором практических рекомендаций.
«Облако слов», или взвешенный список, - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.).
Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов.
Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом.
Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту. Это один из этапов чтения.
Не надо путать теги при работе с электронными текстами и ключевые слова. Теги создаются по частотности употребления тех или иных слов и выражений в тексте. При отборе ключевых слов в основе лежат принципы не частотности, а смысла. Следовательно, «облако слов» лучше всего создавать «вручную», сознательно выбирая ключевые слова.
В процессе обучения можно использовать как авторские «облака», так и «облака», созданные учениками на уроке или в качестве домашнего задания.
Приведем примеры работы с «облаками слов» на уроках русского языка в 9-м классе (на примере уровневого учебника для общеобразовательной школы с нерусским языком обучения В1: Аульбекова Г. Д., Кабдулова К. Л., Аульбеков Б. Д., Сы-рымбетова А. Б. Русский язык и литература. Алматы, 2018).
1. Тема урока «Наука и культура».
Задание: предложено «облако слов». Необходимо слова в «облаке» разбить на пары «прилагательное + существительное» (см. рис. 1).
2. Работа с текстом Абая «Семнадцатое слово».
Задание: подготовить пересказ «Семнадцатого слова» Абая, используя слова из «облака» (см. рис. 2).
3. Тема «Наука и культура».
Задание: изучить ключевые слова «облака» и найти те, которые относятся к теме урока (см. рис. 3).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
Рис. 1. «Облако» к теме «Наука и культура»
Рис. 2. «Облака слов» к теме «Семнадцатое слово» Абая
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
На этом этапе можно осуществить первичное закрепление лексики занятий. 4. Работа с текстом. Стихотворение Владимира Гундарева. Задание: перед вами «облако слов» по стихотворению Владимира Гундарева «На земле Абая». Выписать все знакомые вам части речи. Слов какой части речи вы нашли больше? (рис. 4).
Рис. 4. Тема «На земле Абая» В. Гундарева 5. Тема «Наука и культура». Грамматическая работа.
Задание: рассмотреть «облако слов». Какие части речи в нем представлены? Дополнить «облако», образовав простую сравнительную степень прилагательного (рис. 5).
КРАСИВЫМ Е
Л
,х КРАСИВЫМ
S ¡2 БОЛЬШОЙ Зь
| БЫСТРЫЙ
* S ЗНАМЕНИТЫЙ ¡¿! « < _
:ныи л
w большой удобный
ХОРОШИЙ ХОРОШИЙ
РАННИЙ БОЛЬШОЙ
ВАЖНЫЙ КРАСИВЫЙ БОЛЬШОЙ
г. глубоким
N5 2 22
>s
)
1 0 S 3 5 ш
БЫСТРЫЙ БОЛЬШОЙ _ _
ЗНАМЕНИТЫЙ ¡1 О
БЫСТРЫЙ глубокий ^ .
¿ВАЖНЫ И€
Д" УДОБНЫЙ ГРОМКИЙ ™й О
^ СВЕТЛЫЙ ГРОМКИЙ СВЕТЛЫЙ х<"
знаменитый сппкиюм КРАСИВЫЙ
2 >Х S
51* S
t
о
Ё «
1 / Г БОЛЬШОЙ
2 ВАЖНЫЙ «
большой °
БОЛЬШОЙ t) удобный 2
МУДРЫЙ з СВЕТЛЫЙ ранний
КРАСИВЫЙ
Ж М I С
5 1
Z
МУДРЫЙ
СВЕТЛЫЙ ГРОМКИИ
ХОРОШИИ
ЗНАМЕНИТЫЙ
f ВАЖНЫЙ
мудрый
J-" ВАЖНЫЙ
2 МУДРЫЙ
U УДОБНЫЙ
Рис. 5. Тема «Наука и культура»
6. Тема «Обыкновенная земля». Предтекстовая работа.
Задание: показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста (предтекстовая работа), и попросить догадаться о его содержании (см. рис. 6).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
Рис. 6. Тема «Обыкновенная земля»
Учитель зачитывает текст: «Проявление бескорыстия сравнивают с проявлением внутренней свободы человека, где совершаются действия не ради расчетливости и не в угоду великой идее или цели.
Бескорыстие как качество личности отображает высшие человеческие ценности. Бескорыстие проявляется добром в отношении людей, отсутствием личных выгод. Часто люди обманывают себя, считая свои поступки бескорыстными. Они делают это, чтобы казаться лучше, чем они есть на самом деле.
Любовь и дружба бескорыстие подразумевают как неотъемлемую часть построение подобных отношений. Это может выглядеть как необдуманные поступки, но направленные на благо и защиту другого.
Находясь на уровне высокого духовного развития, бескорыстие не затрагивает материальные сферы, располагаясь в душе. На этом уровне испытываемое счастье от совершенного бескорыстного поступка затмевает по своим ощущениям любые физические удовольствия, поскольку представляет собой более качественное и тонкое наполнение всего человеческого существа.
Бескорыстие - это способ существования в мире, где собственная жизнь принадлежит не столько личности, сколько людям, друзьям, Родине».
Задание: проверьте себя!
7. Тема «Обыкновенная земля», работа с текстом К. Паустовского «Бескорыстие».
Задание: прочитать текст. Восстановить текст с пропусками по предложенному облаку слов (см. рис. 7).
Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край
очень богат_и торфом, сеном и картофелем, молоком и_. Но я нарочно не
пишу об этом. Неужели мы_свою землю только за то, что она богата, что она дает
обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего_!
Не только за это мы любим_. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые,
они для нас_. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень_, постепенно.
На первый взгляд - это тихая и_земля под неярким небом. Но чем больше
узнаешь ее, тем все больше, почти до_в сердце, начинаешь любить эту_
землю. И если придется_свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать,
что я защищаю и этот_земли, научивший меня видеть и понимать_, как бы
невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый_, любовь к которому не
забудется, как никогда не забывается_любовь.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
»
Л*
'«Л
Ш
Ч ' W
ToS
л
ччч*
V»*
Рис. 7. Тема «Обыкновенная земля»
8. По окончании изучения темы совместно с учащимися набросать ключевые слова по теме «Конфликт». Оформить в «облако слов». В начале следующей темы актуализировать ранее изученный материал (рис. 8).
диалогу компромисс
кинф/шк/ разногласия * ситуация мироеоззре>
ситуация
"причины уступка' компр>
участники
У разногласия социальный статут
цели4 уступка _
-уац^я мировоззрение
П[ цели
¡причины 'уступка' компромисс
ОПЫТ уступка
диалог
лпоколение
^поколениеI мировоззрение
цели
ОПЫТ
уступка ОПЫТL. _
цели поколение I ----- wttoosnjjn.
причины конфликт vi цели опыт
аргументы.
участники т > аргументы /
участники
уступка ОПЫТ
цели с-
1 П I / ГТ /Ч Г"
ОПЫТ яг! U J t \teir I ПРД ИЧИНЬ!
f—v ЦелиСИТуацИЯ конфликтогучаСТНИКИ
*опыт
асоциальный статусс
ситуация по^рлен*е аргументы участники поколение ^аргументы уступка | диалог I диалогg
"Жаргументыё
конфликт Iцели Sраз,.,;паси» ПОКОЛбНИв
'Н поколение <4^ умеи'о1 / IUKUJIttHHti "
разногласия
>г/поколение социальный статус ' мировоззрение
социальный статус мировоззрение " /опыт
гпоколение
уступка
•■<£_ конфликт У разногласия
цели
ситуация
Рис. 8. Тема «Конфликт»
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
9. Тема «Счастье рядом». Работаем с синтаксисом.
Задание: составьте все возможные простые и сложные предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное) по «облаку слов» (рис. 9).
Рис. 9. Тема «Счастье рядом»
10. В качестве домашнего задания или самостоятельной работы к любой теме можно предложить:
- Попросить учеников создать «облако слов» по изученным темам «Культура», «Природные ресурсы», «Человек и природа», «Наука», проанализировав рабочие и учебные записи.
Сервисов для создания облаков много: http://www.tagxedo.com, http://wordclo-ud.pro/ru https://wordart.com, https://worditout.com.
Например, Word It Out - программа, в которой можно создать «облако слов» на русском языке. Можно выбирать, как в генерируемом «облаке» будет представлен текст: наиболее часто встречающиеся слова имеют другой цвет и размер шрифта. Фон, цвет и размер легко меняются.
Процесс создания таких облаков может по-настоящему увлечь. А параллельно достигается основная цель обучения: запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей.
- Послушать устные выступления своих одноклассников и записать их ассоциации на заданную тему (тему урока). Получившееся «облако» можно попросить дополнить своими ключевыми ассоциациями. Этот материал можно использовать на этапе закрепления материала или итогового контроля.
- Прочитать текст по теме и представить его в виде «облака». Поработать в паре: обменяться «облаками» и попробовать пересказать текст по «облаку» одноклассника.
- Используя информацию «облака», написать небольшое эссе, рецензию, ответить на вопросы.
Независимо от места деятельности по созданию «облака» в системе работы над грамматикой, синтаксисом или терминологией, она имеет следующие этапы:
- выбор ключевого термина, опорной точки;
- определение образа, с которым оно ассоциируется;
- наполнение его содержанием (ключевыми словами);
- создание «облака» в любой онлайн-системе; презентация полученных результатов; их оценка.
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
Результаты применения «облака слов» на занятиях показали, что этот метод можно применять при изучении нового материала, в процессе коррекции и закрепления, при организации контроля и в процессе организации самостоятельной работы учеников.
Представленный список упражнений далеко не полон, возможны вариации и дополнения. Такие упражнения позволяют индивидуализировать работу учащихся, оптимизировать восприятие информации, активизировать самостоятельное повторение.
Визуализация терминов, грамматических и синтаксических форм, ключевых слов, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, развитие терминологической культуры и творческого мышления определяют преимущества использования «облака слов» при работе с лексикой и грамматикой русского языка в казахстанских школах.
Ссылки на источники
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
2. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника // Сельская школа. - 2004. - № 2. - C. 5-9.
3. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 11 (ноябрь). - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.
4. Мамардашвили М. К. Проблема сознания и философское призвание // Как я понимаю философию. Изд. 2-е. - М., 1992. - 250 с.
5. Желязны Д. Говори на языке диаграмм. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 320 с.
6. Лаптев В. Изобразительная статистика. - М.: Эйдос, 2012. - 180 с.
7. Lanchow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: the Power of Visual Storytelling. - New Jersey: John Wiley&Sons Inc, 2012. - 263 p.
8. Tufte E. Beautiful Evidence. - Cheshire: Graphic Press, 2006. - 213 p.
9. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М.: Просвещение, 2000. - С. 17.
10. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян и др. - Минск: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.
11. Зимняя И. А. Психология неродному языку. - М., 1989. - 219 с.
12. Mitchel R. Communicative language teaching. - Cambridge, 1996. - 108 p.
13. Русский язык и литература / Г. Д. Аульбекова, К. Л. Кабдулова, Б. Д. Аульбеков, А. Б. Сырымбе-това. - Алматы, 2018. - 110 c.
Zhannetta Ermolaeva,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Chief Editor of Scientific and Methodological Portal
Eduneo.ru, Moscow
Zhannetta13@gmail.com
The use of didactic tasks on the basis of a "word cloud" in the correctional work of a teacher of Russian as a foreign language
Abstract. To improve the quality of training, the teacher should always look for new forms and methods of working with text in the classroom. A key aspect of working with text, as well as an important skill in learning how to take notes, retell, write questions on the text, and extract useful information is the work with tags and key words. The work with a "word cloud" supports the idea of "blended learning" and makes it possible for the Russian language teacher to carry out corrective work effectively.
Key words: blended learning, Russian as a foreign language, word cloud, visualization, correction, Russian,
reading, writing, terminological culture.
References
1. Verbickij, A. A. (1991). Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod, Vyssh. shk., Moscow, 207 p. (in Russian).
2. Postnikova, E. (2004). "Metod proektov kak odin iz putej povysheniya kompetencii shkol'nika", Sel'skaya shkola, № 2, pp. 5-9 (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186125.htm.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12. 13.
Ermolaeva, Zh. E., Gerasimova, I. N. & Lapuhova, O. V. (2014). "Infografika kak sposob vizualizacii uchebnoj informacii", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 11 (noyabr'), pp. 26-30. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (in Russian).
Mamardashvili, M. K. (1992). "Problema soznaniya i filosofskoe prizvanie", Kak ya ponimayu filosofiyu, Izd. 2-e, Moscow, 250 p. (in Russian).
Zhelyazny, D. (2012). Govori na yazyke diagramm, Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, 320 p. (in Russian). Laptev, V. (2012). Izobrazitel'naya statistika, Ehjdos, Moscow, 180 p. (in Russian). Lanchow, J., Ritchie, J. & Crooks, R. (2012). Infographics: the Power of Visual Storytelling, John Wiley&Sons Inc, New Jersey, 263 p. (in English).
Tufte, E. (2006). Beautiful Evidence, Graphic Press, Cheshire, 213 p. (in English).
Passov, E. I. (2000). Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya, Pros-
veshchenie, Moscow, p. 17 (in Russian).
Babinskaya, P. K., Leont'eva, T. P. & Andreasyan, I. M. et al. (2005). Prakticheskij kurs metodiki prepo-
davaniya inostrannyh yazykov, TetraSistems, Minsk, 288 p. (in Russian).
Zimnyaya, I. A. (1989). Psihologiya nerodnomu yazyku, Moscow, 219 p. (in Russian).
Mitchel, R. (1996). Communicative language teaching, Cambridge, 108 p. (in English).
Aul'bekova, G. D. et al. (2018). Russkij yazyk i literature, Almaty, 110 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 28.09.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.10.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.10.18 Опубликована Published 15.12.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Ермолаева Ж. Е., 2018
9772304120180