Научная статья на тему 'Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания'

Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотая И. Г.

В статье рассматривается понятие внимания, виды внимания, возможности развития внимания с помощью упражнений. Автором предлагаются дидактические игры, способствующие развитию внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания»

Список литературы:

1. Ершова А.П., Букатов В.М. Театральные подмостки школьной дидактики. История социоигровой педагогики, драмогерменевтика. - М., 1994.

2. Ершова А.П. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 1991.

3. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - М., 1998.

4. Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка. - Изд-во «Самарский университет», 2003.

5. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского: учеб. пособие для театр. ин-тов и уч-щ / Ред. и предисл. В. Прокофьева. - 2-е изд. -М.: Искусство, 1978. - С. 60.

6. Лиханов А.А. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1990. - С. 44.

7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1992. - С. 195.

8. Основы системы Станиславского: учеб. пособие / Авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 31 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ © Золотая И.Г.*

Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор

В статье рассматривается понятие внимания, виды внимания, возможности развития внимания с помощью упражнений. Автором предлагаются дидактические игры, способствующие развитию внимания.

С точки зрения психологии внимание рассматривается как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Внимание - продукт развития внешний, предметной и развёрнутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля человек находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития и получаются различные виды внимания.

Непроизвольное внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами, - теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека, в данный момент. Непроизвольное внимание складывается сти-

* Учитель математики.

хийно, здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Непроизвольное первичное внимание привлекается ярким, неожиданным раздражителем. Этот вид внимания - естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса. Непроизвольное внимание характерно для маленьких детей. Их легко отвлечь от неприятных переживаний, если показать новую игрушку. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный или личностный смысл.

Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным. Обычно такого произвольного внимания требует неинтересное, скучное дело, смысла которого человек не видит, и выполняет его, подчиняясь требованиям других. Такое внимание особенно трудно дается маленьким детям. Оно требует большого волевого напряжения, умения намеренно отвлечься, отключиться от всех интересных впечатлений и заставить себя сосредоточиться на неинтересном содержании, на выполнении неинтересных действий.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильное решение, осуществлять планы, возникающие в деятельности. Нужно использовать познавательные интересы детей для развития этого вида внимания. Однако не следует при этом стремиться к развлекательности на уроке. Смешные рассказы, шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание школьника от учебного материала. Содержание урока, работа с книгой, беседы, отвечающие детским интересам и доступные по содержанию, служат средством мобилизации их устойчивого внимания.

Эффективность работы по улучшению произвольного внимания значительно повышается тогда, когда ученики получают положительные эмоции, чувство удовлетворенности и сознание важности этой работы.

«Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания» [6].

Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке. Но все-таки внимание можно развивать с помощью психологических упражнений.

Итак:

1. внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент;

2. возникая на основе безусловного (ориентировочного) рефлекса, внимание ребенка уже на втором году жизни приобретает условнорефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь;

3. поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, многие дети оказываются неспособными к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания;

4. у учащихся необходимо развивать внимание, так как на его основе формируется особая черта личности - внимательность.

Классификация дидактических игр:

- по цели обучения;

- по массовости;

- пореакции;

- по темпу;

- по применяемости в учебном процессе;

- по характеру деятельности школьников;

- по форме проведения.

Примеры игр, которые можно использовать на уроках математики.

1. «Расшифруй пароль».

Данную игру использую на уроках при устном счете очень часто. На доске записываются задания и зашифрованные буквами алфавита ответы. Выполнив правильно задания, учащиеся получают пароль. Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей», 5и 6 класс.

1. 4,75 + 0,15;

2. 3,01 + 3,012;

3. 7,51 - 3,41;

4. 17 + 14,5;

5. 14,5 - 2,25;

Ответы: 6,22 - р; 4,9 - м; 10,92 - о; 6,022 - и; 3,5 - з; 12,25 - а; 2,5 - н; 12, 35 - л. Пароль: миона.

2. Эстафета.

Тема «Умножение одночленов», 7 класс.

Каждой группе учащихся раздается по одинаковой карточке, которая выполняет роль эстафетной палочки. На каждой карточке даны множимое, последующие множители и окончательный ответ. Учащиеся получают за-

дания заполнить пустые места промежуточными произведениями. Такая игра развивает умение контролировать себя, т.е. способствует развитию самоконтроля, т.к. если учащиеся получают неверный конечный ответ, они вынуждены возвращаться и искать ошибку.

Эстафета № 1 «Очень длинный пример», (можно применять при изучении любой темы).

На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета № 2 «Собери робота».

Тема «Геометрический материал», 5 и 6 классы.

Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета № 3 «Каждому по примеру», (можно применять при изучении любой темы).

Эстафета № 4: «Найди цифру».

3. Соревнование художников «Такой разнообразный животный мир». Тема «Координатная плоскость», 6 класс.

Работу можно организовать по вариантам - на доске записать координаты точек, соответствующие 1 и 2 вариантам; индивидуально - выдать каждому индивидуальные задания на карточках; фронтально - записать общее задание на доске. Если на координатной плоскости последовательно соединить все точки, то получится определенный рисунок.

Примеры: (-9; 7), (-7; 8), (-6; 10), (-3; 10), (-1; 7), (8; 1), (15; -2),(13; -4), (6; 0), (4; -1), (3; -1), (1; -7), (-1; -7) (1; -6), (2; -17), (0; -1),(-2; -7), (-4; -7),(-2; -6), (-1; -1), (-5; 2),(-6; 5), (-7; 6), (-9; 7) и (-5; 8). Точки, разделенные союзом «и» не соединять. Получается птица. Можно идти от обратного: предложить учащимся самим сделать любой рисунок, и записать координаты вершин.

4. Устные упражнения. «Коллективный счет».

Тема «Повторение. Натуральные числа», 5 класс.

Класс разбивается на команды по рядам парт. По каждому ряду парт передают лист бумаги с написанным на нем произвольным числом: для 1 ряда - 217, для 2-го ряда - 317, для третьего - 472. Каждый из учеников, сидящий первым в своем ряду, должен прибавить к написанному числу 1, вторым - к полученной сумме - 2, третьим - к полученной сумме - 3 и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно выполнит работу.

5. Устные упражнения. «Составъряд».

Тема «Приближенные значение чисел. Округление чисел», 5 и 6 класс.

Дидактическая задача: каждый ряд получает карточку с заданием.

Задача учащихся: округлить дробь до сотых. После округления всех дробей последнему игроку нужно записать полученные числа в порядке возрастания. Побеждает тот, кто выполнил всё правильно и быстро.

Округлите до сотых:

1. 2,0567 ~

2. 8,7613 ~

3. 9,5731 ~

4. 2,0455 ~

5. 2,1432 ~

6. 5,6783 ~

6. Устные упражнения. «Найди ошибку».

Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым еще раз повторяется правило. Например, в 5 классе это могут быть примеры на все действия с десятичными дробями:

- 0,134 • 1000 = 13,4; 3,2 : 100 = 0,032;

- 16,12 : 4 = 4,3; 27,18 : 3 = 9,6;

- 1,06 + 0,4 = 1,1; 2,7 + 0,03 = 2,73.

Такого рода задания можно использовать и в других классах.

7. Устные упражнения. «Какое число лишнее?».

Тема « Обыкновенные дроби», 6 класс.

5 7 9 7 84

/6; /8; /5; 2; /20; /36 (Лишним является число 2, т.к. оно натуральное, а все остальные - дробные).

Целесообразность использования дидактических игр на уроках различна. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы: актуальность дидактического материала; коллективность; соревновательность. На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм.

Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх.

Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное.

Игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, ... - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.

Игра - средство диагностики, в которой раскрываются качества ребенка.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу.

Мною перечислены несколько видов игр, кроме этих игр на уроках использую «Индивидуальное лото», «Числовой фейерверк», а также игровые ситуации с героями мультфильмов и сказок в 5-х классах. Хочется отме-

тить, что игры и игровые ситуации способствует развитию не только внимания, но и развитию познавательного интереса, воображения и мышления.

Список литературы:

1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. - М., 1987.

3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

4. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 350 с.

5. Спиваковская Т.В. Игра - это серьезно / Т.В. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2001. - 123 с.

6. Степанов С. Внимание // Школьный психолог. - Издательский дом «Первое сентября». - 2002. - № 18. - 25 с.

7.Валова Н.Н. Уроки математики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (3 класс) // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ © Иванова Т.А.*

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики № 1360, г. Москва

В статье анализируется модуньная технология обучения, при которой ориентирование должно быть подчинено воспитанию человека, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить опти-мальные средства и способы для их решения.

Воспитание человека всегда было трудной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. На современном этапе развития общества в школе существуют различные подходы к обучению и воспитанию.

Увеличение учебной нагрузки современного школьника заставляет прибегать к решению вопроса: как поддержать интерес учащихся к изучаемому материалу, сохраняя активность на протяжении всего урока. Известно, что результативность образовательного процесса определяется выбором педагогических методик, которые не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей ученика. Инноватика в

* Учитель математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.