Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"'

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМТЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ / БАКАЛАВР / ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ACTIVITY AND COMPETENCE APPROACH / PRACTICE ORIENTED PROJECT / BACHELOR / STUDY / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васева Елена Сергеевна, Бужинская Надежда Владимировна

Рассматривается возможность применения деятельностно-компетентностного подхода посредством включения в процесс подготовки студентов практико-ориентированных проектов. Предложена структура практико-ориентированного проекта для будущих учителей. Показана универсальность структуры проекта через примеры реализации студентами, обучающимися по разным профилям подготовки. Сделан вывод о формируемых у будущего учителя компетенциях при реализации деятельностно-компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE ACTIVITY AND COMPETENCE APPROACH FOR BACHELORS TRAINING IN THE PEDAGOGICAL EDUCATION DIRECTION

The possibility of applying the activity and competence approach through the inclusion of practice oriented projects in the process of students training is considered. The structure of a practice oriented project for future teachers is proposed. The universality of the project structure through examples of its implementation by students studying in different training profiles is shown The conclusion about the competencies formed by the future teacher using the activity-competence approach is made.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

Васева Елена Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Нижний Тагил. е-8-уа8вуа@тай. ги

Бужинская Надежда Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Нижний Тагил. [email protected]

УДК 378.22:37.022

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Рассматривается возможность применения деятельностно-компетентностного подхода посредством включения в процесс подготовки студентов практико-ориентированных проектов. Предложена структура практико-ориентированного проекта для будущих учителей. Показана универсальность структуры проекта через примеры реализации студентами, обучающимися по разным профилям подготовки. Сделан вывод о формируемых у будущего учителя компетенциях при реализации деятельностно-компетентностного подхода.

Ключевые слова: деятельностно-комтетентностный подход, практико-ориентированный проект, бакалавр, исследование, учитель.

В настоящее время в области высшего образования становится актуальной подготовка студентов, способных быстро и качественно решать задачи профессиональной деятельности и получать при этом положительный результат. Это приводит к изменению целей подготовки. При этом на первый план выходит усвоение студентом теоретический знаний в единстве с практическими умениями,

- 1 -

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ подхода в подготовке бакалавров по направлению МЕЖДУНАРОДНЫЙ «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение.

www srjournal ru Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3.

- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

приобретение опыта деятельности, способностей к саморазвитию. Таким образом, в высшем образовании должны быть созданы условия, приближенные к будущей профессиональной деятельности выпускников, что, в свою очередь, позволит обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов [5]. В качестве одного из таких подходов рассматривается деятельностно-компетентностный, целью которого является приобретение студентом опыта деятельности. В основе данного подхода лежит приобретение студентом знаний, умений и опыта деятельности. Согласно данному подходу, компетенции связаны между собой и формируются ради реализации целей будущей профессиональной деятельности. Главным в этом подходе является реализация таких дидактических единиц, как «знания - умения - навыки - опыт деятельности» [10]. Благодаря деятельностно-компететностному подходу, можно перейти от механического запоминания информации к осмысленным действиям и оцениванию их эффективности [8].

Применительно к высшему образованию в основе данного подхода находятся следующие основные составляющие:

- включение в процесс подготовки студентов задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

- интеграция теоретических знаний и практических умений в разных областях подготовки;

- приобретение опыта деятельности, благодаря применению полученных знаний и умений на практике;

- понимание важности будущей профессиональной деятельности, наличие желания работать и развиваться в данной области.

Данный подход может реализовываться с помощью включения в процесс подготовки студентов практико-ориентированных проектов [2, 3]. В основе практико-ориентированных проектов лежит решение студентом конкретной профессиональной задачи в рамках реализации профильного направления подготовки. Практико-ориентированный проект выполняется студентом самостоятельно, а преподаватель выступает в роли консультанта (наставника) [7]. Такой проект позволяет соединить познавательную, исследовательскую, проектную, квазипрофессиональную деятельность студента, а не только усвоение им информации или воспроизводство отдельных действий [6].

Рассмотрим пример практико-ориентированного проекта для будущих учителей.

Перед студентами была поставлена следующая задача - организовать и реализовать исследование среди учащихся основной школы. Исследование должно проходить в рамках одной из учебных тем по школьному предмету. В качестве результата проектной работы студентами должна была быть

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

подготовлена презентация, включающая основные итоги проектной работы, с одной стороны, а с другой, предназначенная для учащихся в качестве средства, демонстрирующего направление и проблему исследования, цели и задачи, поставленные перед школьниками, возможные варианты решения задач и т.д. Примерный алгоритм работы в рамках проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1

Структура заданий практико-ориентированного проекта

№ пп Формулировка задания Отражение в презентации для школьников

1 Найдите в Интернете и изучите рабочую программу по вашему предмету -

2 Выполните обзор трех on-line сервисов для создания презентаций. Опишите достоинства и недостатки каждого сервиса. Обоснуйте свой выбор

3 Выберите шаблон презентации, настройте элементы навигации по слайдам -

4 Представьте на слайде название темы согласно рабочей программе, класс, количество часов, задачи +

5 В табличной форме отразите УУД, которые формируются при изучении данной темы -

6 В табличной форме отразите фрагмент тематического плана, который отображает распределение часов на данную тему, краткое содержание основных разделов по данной теме +

7 Список учебно-методической литературы (учебники и пособия) согласно ГОСТ +

8 Сформулируйте тему и проблему в рамках исследовательской деятельности учащихся +

9 Составьте план работы учащихся по проекту. Определите продолжительность работы + (в виде схемы)

10 Сформулируйте вопросы для выявления индивидуальных особенностей учеников. С помощью любого сервиса (Oprosso, OnlineTestPad и др.) разработайте анкету из 10 вопросов для учащихся (только в виде отдельной ссылки на анкету

11 Объясните возможные результаты анкетирования, а именно их влияние на результаты работы учеников. Распределите учащихся по трем группам согласно данным анкеты и напишите задание для каждой группы. Укажите, в какой форме каждая группа + (в виде ментальной карты)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

предоставит вам итоговый результат (отчет, эссе, публикация, видео материал)

12 Назовите организационные условия для проведения мероприятия, на которой учащиеся будут представлять результаты работы

Представленный алгоритм является универсальным для разных профилей педагогического образования.

Таблица 2 демонстрирует некоторые результаты проектной деятельности студентов, обучающихся по профилям «Право», «Биология» и «Изобразительное искусство». В таблице обозначена проблема исследования, сформулированная студентом и предложенная школьникам. Проблема - это вопрос, который требует исследования и не предполагает однозначного ответа [4]. Любой проект начинается с постановки проблемы, благодаря которой можно сформулировать цель и задачи исследования. Визуально они также представлены в таблице.

Таблица 2

Формулировка проблемы и визуализация задачей исследования, подготовленные студентами разных профилей направления «Педагогическое образование»

Визуализация целей и задач

Проблема исследования

В современном обществе часто нарушаются права детей, и не каждый может защитить себя, так как не знает своих прав. Как, не зная своих прав и обязанностей, мы нарушаем права других?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

Цель и задачи

Сформировать знания о Ii наследственных болезнях 1 человека 11 г -ч Познакомиться с классификацией и причинами наследственных болезней k_j

Изучить генные и хромосомные болезни г ^ Познакомиться с факторами риска и мерами профилактики наследственных болезней L J

Каковы причины

наследственных заболеваний человека и их профилактика?

Народный промысел - история или искусство?

Отметим, что основной характеристикой качества подготовки бакалавров является педагогическая компетентность, которую можно определить как наличие знаний и умений в предметной области, опыта деятельности, умение осуществлять рефлексию своей деятельности, а также наличие способностей к саморазвитию. Компетентность характеризует способность и готовность специалиста к работе в определенных условиях. Как интегральная характеристика педагогическая компетентность в свой состав включает другие компетенции (совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной области).

Таким образом, организация работы по предложенной схеме позволит приобрести ряд компетенций, необходимых в профессиональной деятельности учителя [9].

- осуществлять поиск, отбор нужной информации и ее критический анализ;

- определять тему исследования, формулировать проблему и задачи;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

- обосновывать выбор информационно-коммуникационных технологий для решения проблемы;

- работать с учебно-методической литературой;

- организовывать работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

- составлять план работы и определять продолжительность проекта.

- представлять полученные результаты в наглядной форме (в виде иллюстраций, графиков, диаграмм, схем и т.д.) [1].

Так как обязательной составляющей деятельностно-компететностного подхода является приобретение опыта, студентам предлагается обсудить проект с учителями-предметниками, организовать исследование, получить и проанализировать результаты. С учетом полученной информации студент вносит изменения в структуру и содержание наработанных материалов. Для определения успешности применения деятельностно-компетентностного подхода в обучении будущего учителя должно использоваться комплексное оценивание - самооценка на основе известных студенту критериев, экспертное наблюдение, мониторинг результатов учащихся.

Выбор темы для организации исследования учащихся должен быть согласован с графиком учебного процесса так, чтобы ее изучение школьниками совпадало с периодом прохождения педагогической практики студентом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

Список использованных источников

1. Васева Е. С., Бужинская Н. В. Использование средств визуализации в организации проектной деятельности. Нижний Тагил : НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО «РГППУ», 2020. 108 с.

2. Волкова Е. А. Основные аспекты подготовки студентов специальности «Социальная работа» в рамках курса «Мультимедиапроектирование» // Социальные науки. 2016. № 4 (14). С. 55-58.

3. Гребнева Д. М., Бужинская Н. В. Подготовка будущих учителей информатики к организации проектной деятельности в области робототехники // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 6. иКЬ: https://www.science-education.ru/article/view?id=28612 (дата обращения 03.06.2020).

4. Управление проектами : учеб. пособие / [В. И. Денисенко, Н. В. Моргунова, Н. Н. Ползунова, Н. В. Родионова] ; под ред. В. И. Денисенко, Н. М. Филимоновой. Владимир : Изд-во Владимирского гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2015. 108 с.

5. Ташкеева Г. К., Садирбекова Д. К., Сариева А. К. К вопросу о практико-ориентированном обучении в вузе // Вестник КазНПУ. 2017. иКЬ: https://articlekz.com/article/19371 (дата обращения: 02.06.2020).

6. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева, А. Ш. Багаутдинова, М. Б. Будько, М. Ю. Будько, А. О. Вознесенская, Л. А. Забодалова, Л. А. Надточий, О. Ю. Орлова. СПб. : НИУ ИТМО, 2014. 99 с.

7. Практико-ориентированный проект: основные положения реализации курса для преподавателей: методические указания по реализации дисциплины / Сост. : Ю.В. Вейс, О.Ю. Еремичева, И.Б. Костылева, В.С. Тихонов. Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2019. 35 с.

8. Рюмина Ю.Н. Реализация деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров в педагогическом вузе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (37). С. 73-79.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 (не вступил в силу). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

10. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-93.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

Vaseva Elena

PhD in pedagogic sciences, associate professor, department of information technologies, Nizhny Tagil state social pedagogical Institute (branch of Russian state vocational pedagogical University), Nizhny Tagil

Buzhinskaya Nadezhda

PhD in pedagogic sciences, associate professor, department of information technologies, Nizhny Tagil state social pedagogical Institute (branch of Russian state vocational pedagogical University), Nizhny Tagil

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

APPLICATION OF THE ACTIVITY AND COMPETENCE APPROACH FOR BACHELORS TRAINING IN THE PEDAGOGICAL EDUCATION

DIRECTION

The possibility of applying the activity and competence approach through the inclusion of practice oriented projects in the process of students training is considered. The structure of a practice oriented project for future teachers is proposed. The universality of the project structure through examples of its implementation by students studying in different training profiles is shown The conclusion about the competencies formed by the future teacher using the activity-competence approach is made.

Keywords: activity and competence approach, practice oriented project, bachelor, study, teacher.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020 © Васева Е. С., 2020 © Бужинская Н. В., 2020

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;

E-mail: [email protected]

- S -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Васева Е. С. Применение деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская.-Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - №3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2020. № 3. ID 242

О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.