Научная статья на тему 'Применение «Даров Фрёбеля» в системе дошкольного образования - инновационная форма совместного сотрудничества дошкольных учреждений'

Применение «Даров Фрёбеля» в системе дошкольного образования - инновационная форма совместного сотрудничества дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБОР «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / SET "GIFTS OF FROEBEL" / COGNITIVE ACTIVITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / MODELS OF EDUCATION / PRESCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иерусалимова Марина Владимировна, Казакова Ольга Александровна, Ненашева Елена Валерьевна, Иванова Лидия Александровна

Быстро изменяющаяся социально-экономическая ситуация в России, требует перезагрузки в том числе и образовательно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. На первое место выходит педагог дошкольного учреждения, его многогранный потенциал и профессионализм. В данной статье авторы затрагивают вопросы использования набора «Дары Фрёбеля» для детей в системе дошкольного образования, его применение для повышения познавательной активности дошкольников. Так же представлен обобщенный опыт работы «Детского сада № 61» и «Детского сада № 378» городского округа Самары по внедрению методики «Дары Фрёбеля» в систему дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иерусалимова Марина Владимировна, Казакова Ольга Александровна, Ненашева Елена Валерьевна, Иванова Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of "Fredel's Gifts" in the system of preschool education - an innovative form of cooperation of preschool institutions

Rapidly changing socio-economic situation in Russia requires a reset, including the educational process at preschool institutions. The first place goes to the preschool teachers, their multi-faceted potential and professionalism. In this article, the authors discuss the use of the set "Gifts of Froebel" for children in preschool education, its use to increase the cognitive activity of preschoolers. The article also presents the generalized experience of the "Kindergarten No. 61" and "Kindergarten No. 378"of the Samara on the implementation of the "Gifts of Froebel" method in the system of preschool education.

Текст научной работы на тему «Применение «Даров Фрёбеля» в системе дошкольного образования - инновационная форма совместного сотрудничества дошкольных учреждений»

Krasnoyarsk, pp. 208-211.

5. Pokrovskaya, T.Yu. (2009, Social well-being of overweight students: forms of determination and directions of social adaptation, dissertation, Kazan.

6. Rodionova, T.I. and Tepaeva, A.I. (2012), "Obesity is a global problem of modern society", Basic researches, No. 12-1, pp. 132-136.

Контактная информация: ismailabdullaev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2020

УДК 371.46

ПРИМЕНЕНИЕ «ДАРОВ ФРЁБЕЛЯ» В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОВМЕСТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Марина Владимировна Иерусалимова, заведующая, «Детский сад № 61», Самара; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогический наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Елена Валерьевна Ненашева, заведующая, «Детский сад № 378», Самара; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

Быстро изменяющаяся социально-экономическая ситуация в России, требует перезагрузки в том числе и образовательно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. На первое место выходит педагог дошкольного учреждения, его многогранный потенциал и профессионализм. В данной статье авторы затрагивают вопросы использования набора «Дары Фрёбеля» для детей в системе дошкольного образования, его применение для повышения познавательной активности дошкольников. Так же представлен обобщенный опыт работы «Детского сада № 61» и «Детского сада № 378» городского округа Самары по внедрению методики «Дары Фрёбеля» в систему дошкольного образования.

Ключевые слова: набор «Дары Фрёбеля», познавательная активность, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, модели воспитания, педагог дошкольного учреждения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p182-185

APPLICATION OF "FREDEL'S GIFTS" IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION - AN INNOVATIVE FORM OF COOPERATION OF PRESCHOOL

INSTITUTIONS

Marina Vladimirovna Ierusalimova, the chair, Kindergarten No. 61, Samara; Olga Alexan-drovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara University; Elena Valeryevna Nenasheva, the chair, Kindergarten No. 378, Samara; Lidia Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Samara

State University of Economics

Abstract

Rapidly changing socio-economic situation in Russia requires a reset, including the educational process at preschool institutions. The first place goes to the preschool teachers, their multi-faceted potential and professionalism. In this article, the authors discuss the use of the set "Gifts of Froebel" for children in preschool education, its use to increase the cognitive activity of preschoolers. The article also presents the generalized experience of the "Kindergarten No. 61" and "Kindergarten No. 378"of the Samara on the implementation of the "Gifts of Froebel" method in the system of preschool education.

Keywords: set "Gifts of Froebel", cognitive activity, Federal state educational standard of preschool education, models of education, preschool teacher.

ВВЕДЕНИЕ

Первые дошкольные группы и сады возникли в России в последней трети XIX века. Они создавались по инициативе частных лиц, но с 1917 г. эта сфера образования стала объектом государственной политики. Сегодня дошкольная организация, становится своеобразным центром компетентностей в области детского развития. Быстрые изменения законодательства в сфере образования и воспитания детей, приводят к растущей вариативности моделей воспитания.

Поэтому большинство экспертов сходятся во мнении о важности качественного образования для детей на самых ранних этапах развития. Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства связано с выявлением образовательного потенциала детей и факторов, влияющих на их развитие, которые в значительной степени определяют успех в дальнейшем школьном обучении а, следовательно, прямым образом влияют на стабильное развитие общества в целом.

Институт дошкольного образования - это социальный институт, целенаправленно созданный и существующий для обеспечения образования детей дошкольного возраста, направленный на всестороннее и гармоничное их развитие»[2].

На сегодняшний день, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), направлен на многостороннее развитие дошкольников. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Поэтому, педагог дошкольного образования должен обладать системой развиваю-щее-образовательных приемов для использования их в профессиональной и социальной деятельности, владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить инициативу и самостоятельность дошкольников. Их активное поведение в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что позволит определить для них меру значимости вещей и явлений окружающей жизни.

Вследствие этого сегодня педагогам дошкольного образования предоставлены широкие возможности для творческих инициатив использования инноваций с учетом специфики уровней притязаний дошкольников.

Таким образом, в 2018 году на базе МБДОУ «Детский сад № 61» и МБДОУ «Детский сад № 378» были созданы «Педагогическая мастерская» и «Педагогическая гостиная» для трансляции и передачи опыта работы педагогов на основе материалов «Дары Фрёбеля».

В основание деятельности детского сада, по мнению Ф. Фрёбеля, следует положить игры-занятия. Среди главных предметов для игр этот педагог предложил мяч, шар, валик, кубик, дощечки и т.д. Взаимодействие между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. На этой основе Ф. Фрёбель ввел для занятий детей новый дидактический материал, назвав его «дарами».

Применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования его в процессе реализации разноплановых основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Уже на первом этапе своей деятельности, коллективы ДОУ имели опыт применения материалов «Дары Фрёбе-ля». Были закуплены наборы «Дары Фрёбеля», разработаны методические рекомендации к образовательной деятельности и успешно применены в группах, где воспитателям было важно поддерживать интерес взаимодействия между детьми, стимулируя их к общению, подбирая все новые и новые игры на основе материалов «Дары Фрёбеля».

Анализируя опыт Фридриха Фрёбеля, наши педагоги постарались наиболее многограннее и разнообразнее применить его на своих занятиях, в том числе и по физической

культуре.

Каждый детский сад выбирает свои направления по применению данной методики [4], но, к сожалению, в педагогической литературе мало методических пособий по применению «Даров Фрёбеля». В результате, МБДОУ «Детский сад № 61» и МБДОУ «Детский сад № 378», решили аккумулировать процесс передачи знаний по реализации данного проекта и в перспективе создать «Единое общество педагогов» по использованию «Даров Фрёбеля» для всестороннего развития детей дошкольного возраста, в русле последних исследований ведущих педагогов с учетом современных подходов. Так, на базе двух дошкольных учреждений были проведены открытые педагогические площадки для педагогов г. Самары на тему: «Применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель исследования - развитие познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» на занятиях физической культурой.

Исходя, из цели исследования были сформулированы задачи исследования:

1. Знакомство с игровым набором «Дары Фрёбеля» через выполнение заданий образовательных областей «познавательное развитие», «физическое развитие».

2. Выявить уровень развития познавательной активности у детей 6-7 лет с помощью вышеуказанного набора.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании применялись следующие методы: сравнительный и сопоставительный анализ; эмпирическое наблюдение, изучение литературы, документов, диагностические тестирование дошкольников.

Активность детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни носит репродуктивный, воспроизводящий характер: взрослый показал, объяснил - ребенок добросовестно повторил [1]. В результате наблюдения выяснилось, что дети почти не задают встречных вопросов. Следовательно, познавательный интерес и активность детей постепенно снижается. После занятий дети не пытаются продолжать разговор на данную тему, не используют полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности. Поэтому игровые формы обучения, в том числе и на занятиях по физической культуре приобретают первостепенное значение, так как чаще всего, именно в игре, возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес [3], а использование наборов «Дары Фрёбеля» помогает более быстро сформировать потребность для дальнейшего изучения понравившейся темы.

По нашему заключению, более яркое эмоциональное восприятие игровой деятельности с использованием «Даров Фрёбеля» делает обучение более глубоким и интенсивным. В результате проведенного наблюдения нами было замечено, что кроме положительного влияния на развитие познавательной активности у детей также наблюдается и развитие основных свойств внимания (устойчивость, переключение, объем) (таблица) [2].

Таблица - Результаты исходного и итогового срезов эксперимента по уровням развития основных свойств внимания у дошкольников в детских садах г.о. Самары № 61 и № 378 (%)_

Срезы эксперимента Количество респондентов Уровни основных свойств внимания

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Исходный 56 104 59 52 29 36 12 12

Итоговый 56 104 55 7 35 25 10 68

Из наблюдения видно значительное увеличение всех показателей внимания у детей экспериментальных групп. Исходные процентные показатели уровня внимания в контрольных группах двух дошкольных учреждений были приблизительно одинаковыми. После применения методических материалов «Дары Фрёбеля» в экспериментальных

группах у дошкольников наблюдается резкий скачок увеличения уровня внимания, а именно: «высокий уровень» - увеличивается на 56%, тогда как «низкий уровень» развития внимания снизился приблизительно на 45%. Таким образом, мы выяснили, что после применения на занятиях наборов «Дары Фрёбеля» у наших воспитанников, сформировалась способность устойчивого внимания, что положительно повлияло на познавательную активность, то есть желание познать, что то, новое.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследование свидетельствует, что применение методик «Даров Фрёбеля» в образовательной деятельности, направленных на развитие, познавательной активности, способствует повышению уровня актуализации субъектного опыта ребенка, формированию интереса к занятиям с игровой направленностью, что благоприятно влияет на развитие желания в продолжение познания дошкольников. Таким образом, на сегодняшний момент необходимость, целесообразность и эффективность методики использования фребелевских материалов в работе с детьми дошкольного возраста так же актуальна, как и много лет назад. Их использование может быть направлено на улучшение качества дошкольного образования, а эффективность можно обеспечить следующими условиями:

- наличием различных материалов для использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения;

- знанием методики использования фребелевских материалов в работе с детьми;

- подготовки специалистов-воспитателей со знанием методики использования фребелевских дидактических игр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Городнова, Т. А. Развитие речевой активности дошкольников в процессе игровой и исследовательской деятельности / Т.А. Городнова, М.Е. Головина, Л.А. Иванова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2016. - № 1 (2). - С. 5-8.

2. Влияние физической культуры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / М.В. Иерусалимова, Т.В. Калинина, О.А. Казакова, Л.А. Иванова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2019. - № 1 (8). - С. 5-9.

3. Иванова, Л.А. Реализация здоровье формирующей технологии в ДОУ через новые формы двигательной активности / Л.А. Иванова, О.А. Казакова, Г.И. Гавриш // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1. - С. 123-128.

4. Казакова, О.А. Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника / О.А. Казакова, Л.А. Иванова, Н.Е. Курочкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 110-115.

REFERENCES

1. Gorodnova, T.A., Golovina, M.E. and Ivanova, L.A. (2016), "Development of speech activity of preschool children in the process of playing and research activities", OlymPlus. The humanitarian version, No. 1 (2) pp. 5-8.

2. Ierusalimova, M.V., Kalinina T. V., Kazakova O.A. and Ivanova, L.A. (2019), "Influence of physical culture on the development of cognitive activity of children of senior preschool age", OlymPlus. The humanitarian version, No. 1 (8), pp. 5-9.

3. Ivanova, L.A., Kazakova, O.A. and Gavrish, G. I. (2015), "Implementation of health-forming technology in pre-school education through new forms of motor activity", OlymPlus. The humanitarian version, No. 1, pp. 123-128.

4. Kazakova, O.A., Ivanova, L.A. and Kurochkina, N. E. (2016), "Influence of pedagogical conditions on the socialization of preschool children", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 110-115.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.