Научная статья на тему 'Применение бульдозеров и рыхлительных подвесок с рабочим оборудованием для ликвидации последствий техногенных катастроф'

Применение бульдозеров и рыхлительных подвесок с рабочим оборудованием для ликвидации последствий техногенных катастроф Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
179
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Хмара Л. А., Шатов С. В.

Разборка завалов зданий, разрушенных в результате техногенных катостроф, связана с захватом и перемещением обломков. Для этих целей предлагается использовать бульдозеры с рыхлительными подвесками, оснащенные рабочим органом для разборки завалов. Разработанызависимости, позволяющие определить основные параметры захватных рабочих органов, а также создан параметрический ряд такого оборудования для базовых тракторов различного тягового класса. Проанализировано влияние параметров захватного оборудования на эксплуатационные показатели бульдозеров с рыхлительными подвесками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of bulldozers and ripper pendants with working equipment for elimination of technological accidents consequences

The buildings rubble demolition, destroyed by man-made catastrophe is connected withthe capture and the debris movement. For these purposes are encouraged to use the bulldozers with ripper pendants equipped with a working body for blockages disassembly. It was developed depending for determining the basic parameters of gripping working bodies, as well as was created parametric range of such equipment for the base tractors of different traction class. It was analyzed the parameters influence of the capture equipment on thebulldozers performance indicators with ripper pendants.

Текст научной работы на тему «Применение бульдозеров и рыхлительных подвесок с рабочим оборудованием для ликвидации последствий техногенных катастроф»

УДК 621.879.328

ПРИМЕНЕНИЕ БУЛЬДОЗЕРОВ И РЫХЛИТЕЛЬНЫХ ПОДВЕСОК С РАБОЧИМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННЫХ

КАТАСТРОФ

Л. А. Хмара, д. т. н, проф. ; С. В. Шатов, к. т. н.,доц.

Проблема. Техногенные катастрофы (аварии, взрывы) и стихийные бедствия (оползни, ураганы, землетрясения) приводят к разрушениям жилых зданий и промышленных сооружений, под завалами которых могут находиться пострадавшие. Разборку завалов выполняют разнообразной строительной техникой [1 - 4]. Однако технические параметры машин, их рабочее оборудование и последовательность технологии разборки завалов не отвечают требованиям этих работ по времени выполнения.

Анализ публикаций. Анализ ликвидации последствий землетрясения в Армении и взрывов газа в жилых домах г. Днепропетровска и г. Евпатории показал, что при ведении спасательных и восстановительных работ использовалось разнообразная строительная техника и ручной механизированный инструмент [5 - 8]. При выполнении таких работ применяют самоходные краны, экскаваторы, погрузчики, автосамосвалы для вывоза обломков зданий. Применение этой техники возможно при наличии проездов к месту разбираемого завала. Устройство проездов выполняется бульдозерами-рыхлителями и фронтальными погрузчиками. Так как маневрирование этих машин в зоне завала ограничено, то предпочтение отдаётся использованию бульдозеров-рыхлителей, имеющих рабочие органы (отвал и рыхлительную подвеску) спереди и сзади базового трактора.

При завалах значительной протяженности и высотой более 1,5 м проезды делают поверх завала. При малой протяженности завалов и высоте не больше 1,5 м целесообразно расчищать завалы путем перемещения обломков в стороны от направления проезда. В традиционных конструкциях рыхлительных подвесок наличие одного или нескольких зубьев позволяет разрыхлять завал, но не обеспечивает захват обломков и их перемещение. Это приводит к дополнительным затратам времени на разборку завалов и увеличивает сроки освобождения пострадавших из-под обломков разрушенных зданий.

Результаты исследований. На кафедре строительных и дорожных машин Приднепровской академии строительства и архитектуры ведутся исследования по усовершенствованию технологии разборки завалов разрушенных зданий с использованием бульдозеров-рыхлителей. В ряде публикаций [9; 10] предложены конструктивные решения модернизации отвалов бульдозеров и разработана методика расчета их рациональных параметров.

Для выполнения работ по разборке завалов предложено на бульдозерах 2 различного тягового класса и оснащенных рыхлительными подвесками 3 (рис. 1) в качестве рабочего оборудования устанавливать рабочий орган 4, обеспечивающий захватывание обломков завала. Такой рабочий орган (рис. 2) представляет собой поперечную балку 6 с несколькими зубьями-вилами 7, рабочие поверхности 10 которых ориентированы в противоположное направление относительно отвала бульдозера (рис. 1).

На поперечной балке 6 с помощью кронштейнов 12 шарнирно смонтированы захваты 11, расположенные между зубьями-вилами 7. Захваты 11 имеют рабочие поверхности 8 и плечи 4, с которыми связаны гидроцилиндры 2 управления захватами 11. Поперечная балка 6 выполнена с вертикальной стойкой 5 с монтажными отверствиями 4, которая устанавливается в рабочую балку 1 рыхлительной подвески 13. Корпуса гидроцилиндров 2 управления захватами 11 установлены с возможностью поворота на боковых поверхностях рабочей балки 1.

Конструкция и установка захватов 11 обеспечивает им возможность расположения рабочих поверхностей 8: на одном уровне с рабочими поверхностями 10 зубьев-вил 7; выше или ниже этого уровня. Окончание рабочих поверхностей 8 захватов 11 выполнено с упорами 9, позволяющими удержать груз (обломки) во время их транспортирования.

Наличие монтажных отверствий 4 обеспечивает изменение вылета по высоте установки всего рабочего органа.

Рабочий орган позволяет выполнять (рис. 3) следующие технические операции: - внедряться зубьями-вилами 2 в завал и поднимать их вместе с обломками 4 в транспортное положение (рис. 3 а). Рабочие поверхности 5 захватов 3 располагаются на уровне рабочих поверхностей 7 зубьев-вил 2 и упорами 6 удерживают обломки при транспортировании;

г

Рис.1. Бульдозеры тягового класса: а - 10 т; б - 25 т; в - 35 т; г - 50 т. 1 - бульдозерное оборудование; 2 - базовый трактор; 3 - рыхлительная подвеска; 4 - рабочий орган для разборки завалов.

Рис. 2. Рабочий орган для разборки завалов : а - расчетная схема; б - сечение I; в - аксонометрия. 1 - рабочая балка; 2 - гидроцилиндры

захватов; 3 - палец крепления; 4 - монтажные отверстия; 5 - вертикальная стойка; 6 - поперечная балка; 7 - зубья-вилы; 8 - рабочие поверхности захватов; 9 - упоры; 10 - -рабочие поверхности зубьев-вил; 11 - захваты; 12 - кронштейны; 13 - подвеска; 14 - плечи

захватов ; 15,16 - гидроцилиндры подвески. -производить удержание обломков 4 между рабочими поверхностями 5 захватов 3 и тыльными поверхностями зубьев-вил 2 (рис. 3б).

Рис. 3. Технология выполнения работ по разборке завалов: а - захват обломков зубьями-вилами; б - удержание обломков захватами; в - процесс внедрения в завал; г - транспортирование обломков; д - разгрузка рабочего органа.1 -гидроцилиндры захватов; 2 - зубья-вилы; 3 - захваты; 4 - обломки зданий; 5 - рабочие поверхности захватов; 6 - упоры; 7 - рабочие поверхности зубьев-вил; 8 - рыхлительная

подвеска; 9,10 - гидроцилиндры подвески. Последовательность выполнения технологических операций представлена на рисунке 3: процесс внедрения рабочего органа в массив завалов (рис. 3в); транспортирование обломков к месту их складирования (рис. 3г) и разгрузка рабочего органа от обломков (рис. 3д). На всех технологических стадиях управление захватами 3 осуществляется гидроцилиндрами 1, а рабочим органом - гидроцилиндрами 9 и 10 рыхлительной подвески 8.

В результате исследований были разработаны рациональные параметры рабочего оборудования бульдозеров-рыхлителей различного тягового класса для разборки завалов (табл. 1 и рис. 2а).

Та б л и ц а 1

Основные параметры рабочих органов для разборки завалов

Значение параметров для

№ Наименование Ед. Обозна- Расчетная бульдозеров-рыхлителей

п/п параметра изм. чение формула тягового класса Т, т

10 25 35 50

1 Расстояние между зубьями-вилами м П ЗВ п ЗВ = (0,05...0,10) • Т 0,8 1,4 1,8 2,5

2 Расстояние между захватами м П ЗХ п ЗХ = (0,05...0,10) • Т 0,8 1,4 1,8 2,5

3 Толщина зубьев-вил м Ь ЗВ Ь ЗВ = (0,08...0,10) • п ЗВ 80 140 180 200

4 Толщина захватов м Ь ЗХ Ь ЗХ = (0,08...0,10) • п ЗХ 100 170 220 300

5 Высота зубьев-вил м Н ЗВ Н ЗВ = (0,01...0,05) • Т 0,5 1,2 1,5 2,0

6 Вылет зубьев-вил м 1ЗВ l ЗВ = (1,2...1,4) • H ЗВ 0,6 1,4 1,8 2,5

7 Радиус захвата м R ЗХ R ЗХ = (1,4...1,6) • H ЗВ 0,7 1,7 2,1 2,9

8 Угол поворота захватов град. аЗХ аЗХ = 40...60 40...60 40.60 40.60 40.60

9 Вылет захвата м 1ЗХ l ЗХ = (0,9...0,95) • R ЗХ 0,67 1,6 2,0 2,8

10 Угол наклона упоров град. аУП аУП = 15...20 15.20 15.20 15.20 15.20

Параметрический ряд рабочих органов для разборки завалов в зависимости от тягового класса бульдозеров представлен на рисунке 4.

Были проанализированы эксплуатационные показатели бульдозеров с рыхлительной подвеской производства СНГ [11] и фирмы Caterpillar (США) [12], технические характеристики которых приведены в таблицах 2 и 3, а эксплуатационные показатели - в таблицах 5 и 6.

Таблица 2

Техническая характеристика бульдозеров СНГ с рыхлительной подвеской и рабочим органом

для разборки завалов

№ Ед. изм Марка бульдозера с рыхлительной подвеской

п/п Параметр ДЗ-171.3 ДЗ-126АХЛ ДЗ-129АХЛ Т-50.01

1 2 3 4 5 6 7

1 Тяговый класс,Т т 10 25 35 50

2 Базовый трактор Т-170 ДЭТ-25ОМ Т-330 Т-50.01

3 Масса рыхлительной подвески, М Р кг 1400 3650 6600 8600

4 Масса бульдозерного кг 2040 4900 8046 9500

оборудования, М Б

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7

5 Скорость движения,У км/ч 3,7.12,2 1,14.19,0 4,7.16,4 3,7.12,0

6 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской, М БР кг 17740 42000 52636 95500

7 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской и захватами, М БРЗ кг 18020 42730 53956 97220

Таблица 3

Техническая характеристика бульдозеров фирмы Caterpillar с рыхлительной подвеской и

рабочим органом для разборки завалов

№ Ед. изм Марка бульдозера с рыхлительной подвеской

п/п Параметр D6R D8RLGP D9T D10T

1 Тяговый класс,Т т 10 25 35 50

2 Базовый трактор D6R D8RLGP D9T D10T

3 Масса рыхлительной подвески, M Р кг 1456 4085 4854 7117

4 Масса бульдозерного оборудования, М Б кг 2801 5459 6543 10229

5 Скорость движения,У км/ч 3,8.11,5 3,5.10,8 3,9.11,7 4,0.12,7

6 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской, М БР кг 19282 41665 52754 73524

7 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской и захватами, М БРЗ кг 19573 42482 53725 74948

Эксплутационная производительность ПЭЗ бульдозеров с рыхлительной подвеской при их оснащении рабочим органом для разборки завалов может быть рассчитана выражением:

Пэз = З600 • Р • КГ * К в , т/ч (1)

1 Ц

где Р - грузоподъемность бульдозера с рыхлительной подвеской при оснащении его рабочим органом для захвата обломков, т. Этот параметр определен на основании исследований [13] исходя из обеспечения устойчивости бульдозеров с рыхлительной подвеской и захватами при транспортировке обломков по пересеченной территории. Данные грузоподъемностей для исследуемых машин представлены в таблице 4;

КГ - коэффициент использования оборудования по грузоподъемности; КГ = 0,6.0,8 [11]; КВ - коэффициент использования оборудования по времени, КВ = 0,8.0,85; Тц - продолжительность рабочего цикла, с.

Тц = 1 зах. + Iпер. + 1 разг. + t м + 1п , с, (2)

где t зах - время внедрения рабочего органа в завал и захвата обломков; 1 пер - время на перемещение обломков от завала к месту их складирования и обратно; 1 пер = 2 • I / Уср; I -дальность транспортирования обломков, м; Уср - средняя скорость перемещения бульдозера, м/с; (из технической характеристики, табл. 3 и 4); 1 разг - время разгрузки, с; 1 м - время на маневрирование, с; 1 п - время на переключения передач, с.

г

Рис. 4. Параметрический ряд рабочих органов для разборки завалов на бульдозерах тягового

класса:

а - 10 т; б - 25 т; в - 35 т; г - 50 т. В таблицах 5 и 6 указаны значения составляющих Тц .

Таблица 4

Значение грузоподъемности Q бульдозеров с рыхлительной подвеской, оснащенной захватами

Наименование параметра Марка бульдозера с рыхлительной подвеской

со о 1 го Д ДЗ-126АХЛ ДЗ-129АХЛ Т-50.01 Б6Я Б8КЬвР Б9Т Б10Т

Грузоподъемность Q, кг 8125 6512 9058 18469 7189 8350 11617 18594

Для оценки эффективности работы бульдозеров с рабочим органом для разборки завалов

ПЭЗ пЭЗ

также определялись показатели: м№з , ^Ф, МБРЗ - масса бульдозеров с рабочим органом

для разборки завалов , т; ТФ - время пребывания людей под завалами (фактор времени), необходимо стремится к минимальному значению Т Ф ® min. В расчетах принято нормативное время пребывания людей под завалами ТФ = 6 часов.

Таблица 5

Эксплуатационные показатели бульдозеров СНГ срыхлительной подвеской и рабочим

органом для разборки завалов

Марка бульдозеров с рыхлительной подвеской

№ п/п Параметр, размерность ДЗ-171.3 ДЗ- 126АХЛ ДЗ- 129АХЛ Т-50.01

1 Время передвижения при дальности транспортирования 40 м, t пер., с 36,2 28,6 27,3 36,7

2 Время захвата обломков, tзах., с 4...5 6.7 7.8 9.10

3 Время разгрузки, tразг., с 2...3 3.4 4.5 5.6

4 Время маневрирования, t м., с 6.8 8.10 10.12 12.14

5 Время переключения передач, t п., с 5.6 5.6 5.6* 6.7*

6 Продолжительность рабочего цикла при дальности транспортирования 40 м, Тц , с 58,2 55,6 58,3 73,7

7 Эксплуатационная производительность ПЭЗ при оснащении захватами, т/ч 256,3 215,0 285,3 460,1

8 ПЭЗ т / Показатель , т Мбрз ч / 14,2 5,0 5,3 4,7

9 П м3 / Показатель , ч Тф ч 42,7 35,8 47,6 76,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Эксплуатационные показатели бульдозеров фирмы Caterpillar с рыхлительной подвеской и

рабочим органом для разборки завалов

№ п/п Параметр, размерность Марка бульдозеров с рыхлительной подвеской

D6R D8RLGP D9T D10T

1 2 3 4 5 6

1 Время передвижения при дальности транспортирования 40 м, '1 пер., с 37,6 40,0 36,9 34,5

2 Время захвата обломков, tзах., с 4.5 6.7 7.8 9.10

3 Время разгрузки, tразг., с 2.3 3.4 4.5 5.6

4 Время маневрирования, t м., с 6.8 8.10 10.12 12.14

Окончание таблицы 6

1 2 3 4 5 6

5 Время переключения передач, t п., с 5.6 5.6 5.6* 6.7*

6 Продолжительность рабочего цикла при дальности транспортировки 40 м, Тц , с 59,6 67,0 67,4 71,5

7 Эксплуатационная производительность ПЭЗ при оснащении захватами, т/ч 221,5 228,8 316,5 477,5

8 ПЭЗ т / Показатель , т Мбрз ч / 11,3 5,4 5,9 6,4

9 П м3 / Показатель , ч Тф ч 39,6 38,1 52,8 79,6

На рисунках 5 и 6 представлены зависимости эксплуатационных показателей бульдозеров с рыхлительной подвеской и захватами от различных параметров. Изменение

продолжительности рабочего цикла Тц от массы бульдозеров МБРЗ (рис. 5а) для бульдозеров-

рыхлителей фирмы Caterpillar носит линейный возрастающий характер, а для бульдозеров-рыхлителей производства СНГ - параболический. Практически такой же характер имеют

зависимости продолжительности рабочего цикла Тц от тягового класса бульдозеров Т (рис.

5б). При этом продолжительность рабочего цикла бульдозеров с рабочим органом для разборки завалов производства СНГ в среднем на 10.12 % меньше рабочего цикла бульдозеров с рабочим органом для разборки завалов фирмы Caterpillar.

Зависимости производительности ПЭЗ от продолжительности рабочего цикла Тц и от

тягового класса бульдозеров Т носят возрастающий характер для обоих рассматриваемых производитей (рис. 5в, г). Для бульдозеров с рыхлительной подвеской и рабочим органом для разборки завалов производства фирмы Caterpillar производительность выше бульдозеров с аналогичным оборудованием СНГ в среднем на 6.10 % (рис. 5г), за исключением бульдозеров тягового класса 10 т. Большая производительность бульдозеров фирмы Caterpillar с рабочим органом для разборки завалов объясняется большей их грузоподъемностью Q (табл. 4).

Анализ зависимостей удельного показателя и Пэз от тягового класса бульдозеров Т

мбрз

(рис. 6а) показывает, что наибольшие значения этого показателя соответствует бульдозерам СНГ и фирмы Caterpillar тягового класса 10 т. Для остальных бульдозеров этот показатель

т /

колеблется в пределах (5.7) — т. Этот показатель выше (за исключением бульдозеров

ч /

тягового класса 10 т) для бульдозеров фирмы Caterpillar. Анализ этих зависимостей показывает, что в том случае, когда разборка завалов не связана с извлечением пострадавших из-под завалов, целесообразно выполнить разборку бульдозерами тягового класса 10 т.

В том случае, когда требуется произвести разборку завала в кратчайшие сроки для освобождения людей из-под обломков разрушенного здания (максимальное время пребывания

пострадавщих под обломками ТФ =6 часов), целесообразно использовать бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами на тракторах тягового класса 50 т, имеющими

ПЭЗ м3 /

наибольший показатель-= (70...80) — /ч (рис. 6б).

Тф ч

Тп.с

Тп. с

80

75

70

65

60

55

50

А #

2 \ Г / ОТ

i / / / f 1

25 5 75 10

80

75

70

65

60

55

М_дю\ «г 50 0

0 2 V * f 9

4 Ф ✓ ✓ / f

, /

Т, т

500

450

400

350

300

250

Ti^.xh

О 10 20 30 40 50 б

I^.tfa

200

Г 1 у

К » 1 I *

2 >/ с t

ft t t t

' % * о

500

450

400

350

300

250

55 60 65 70 75 В

Тп.с

200

f t ii

II if if

if if if

V

i - * /

ш

10 20 30 40 50 Г

Т.т

Рис. 5. Изменение продолжительности рабочего цикла Тц и производительности ПЭЗ от: а - массы бульдозера с рыхлительной подвеской и захватами МБРЗ; б, г - тягового класса Т; в - продолжительности рабочего цикла Тц. 1 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами, изготовленные в СНГ; 2 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами фирмы Caterpillar

Рис. 6. Изменение показателей ПЭЗ/МБРЗ (а) и ПЭЗ/ТФ (б) от тягового класса бульдозеров. 1 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами, изготовленные в СНГ; 2 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами фирмы Caterpillar

С целью получения уравнений регрессии, математически описывающих зависимости представленные на рисунках 5 и 6, уравнения (1) и (2) были продифференцированы по соответствующим показателям:

ал

dTT

эз

= 0;

dT,,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dM

:0;

брз

(3)

а(Пэз /Мбрз ) = 0;а(Пэз /Тф ) dT ; dT

= 0.

Получим уравнения регрессии, которые представлены в таблице 7 .

Таблица 7

Уравнения регрессии основных показателей бульдозеров с рыхлительными подвескамии и захватами от продолжительности цикла, массы бульдозеров и тягового класса

Тип бульдозера с рыхлительной подвеской Уравнения регрессии

1 2

Производство СНГ ТЦ = 62,7 -0,36 • МБРЗ + 4,8 • 10-3 • МБРЗ ПЭЗ = 345,7 -12,1 • Т + 0,29 • Т2 ПЭЗ /МБРЗ = 21,4 - 0,9 • Т +1,1 • 10-2 • Т2 ПЭЗ / ТФ = 56,9 - 2,0 • Т + 0,05 • Т2

1 2

Производство фирмы Caterpillar ТЦ = 56,1 + 0,21 • МБРЗ ПЭЗ = 255,4 - 5,8 • Т + 0,21 • Т2 ПЭЗ / МБРЗ = 16,7 - 0,7 • Т + 9,3 -10-3 • Т2 ПЭЗ /ТФ = 47,0 -1,2 • Т + 3,7 -10-2 • Т2

Примечание: ПЭЗ, т/ч; Тц, с; МБРЗ, т; Q, т; ТФ, ч. Выводы:

1. Разработан параметрический ряд рабочих органов для разборки завалов для бульдозеров с рыхлительными подвесками. Рассчитаны их основные параметры с соблюдением

допущения о минимальном значении фактора времени разборки завала (ТФ ® min).

2. Проанализировано влияние основных показателей бульдозеров с рыхлительными подвесками и захватами на их эксплуатационные характеристики. На производительность и фактор времени разборки завалов наибольшее влияние оказывают продолжительность рабочего цикла и тягового класса бульдозеров, закономерность изменения которых представлена на рисунках 5 и 6.

3. Полученные уравнения регрессии позволяют математически описать зависимости между эксплуатационными показателями бульдозеров с рыхлительными подвесками.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Казаков Б., Чадов Е. Оргашзащя та проведення аваршно-рятувальних робгг на житлових будiвлях i спорудах // Надзвичайна ситуащя. - 2007. - № 6. - C. 44 - 49.

2. Савинов Н. А., Поляков В. И., Бакин В. П. Строительная техника на спасательно-восстановительных работах: извлечь уроки из стихийного бедствия в Армении // Механизация строительства. - 1989. - № 7. - C. 2 - 4.

3. Бакин В. П. Механизация на разборке завалов // Механизация строительства. - 1989. - № 5. - С. 7 - 8.

4. Колосков В. Н., Олейник П. П., Тихонов Ф. А. Разборка жилых зданий и переработка их конструкций и материалов для повторного использования. - М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2004. - 200с.

5. М1рошниченко М. Вибух газу - "це урок, який повинна засво!ти держава" // Надзвичайна ситуащя. - 2007. - № 10. - C.8 - 15.

6. Хмара Л. А., Шатов С. В. Використання бущвельно! техшки для виконання рятувальних та вщновлювальних робгг при лшвщацп наслщюв стихшних лих та аварш // Будiвництво Укра!ни, 2008. - № 5. - С. 34 - 39.

7. Хмара Л. А., Колесник Н. П., Станевский В. П. Модернизация и повышение производительности строительных машин - К.: Бущвельник, 1992. - 152 с.

8. Шатов С. В., Хмара Л. А. Технология ведения работ при ликвидации последствий стихийных бедствий с использованием погрузчиков // Вестник Харьковского нац. автодорожного ун - та. - Вып. № 38. Харьков, ХНАДУ. - 2007. - С. 77 - 81.

9. Хмара Л. А., Шатов С. В. Аналiз параметрiв бульдозерiв для !х використання при лшвщацп наслщюв стихшних лих // Вюник нац. ун-ту водного господарства та природокористування. Вип. 2 (34). Частина 2. Рiвне, - НУВГП, 2006. - С.168 - 175.

10. Хмара Л. А., Шатов С. В. Параметрический ряд бульдозеров для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий // Мат. междунар. науч.-техн. конф. "Интерстроймех - 2008". Владимир, Владимирский гос. ун-т, 2008. - С. 101 - 114.

11. Добронравов С. С. Строительные машины. Справочник. - М.: Высшая школа, 1993. - 540 с.

12. Caterpillar. Эксплуатационные характеристики. Справочник. Издание 35 САТ® Caterpillar Inc., Пеория, Иллинойс, США, 2004. - 1201с.

13. Хмара Л. А., Шатов С. В., Школа О. О. Визначення вантажошдйомносп бульдозерiв при !х використанш на розробщ завалiв зруйнованих бущвель // Вюник Придншровсько! державно! академп будiвництва та архтектури. - Дн-ськ: ПДАБА, 2008. - № 6 - 7. - С. 22 -29.

УДК 621.879.328

Применение бульдозеров и рыхлительных подвесок с рабочим оборудованием для ликвидации последствий техногенных катастроф /Л. А. Хмара, С. В. Шатов //Вкник ПридншровськоТ державно'1 академн будiвництва та арх^ектури. - Днiпропетровськ: ПДАБА, 2009. - № 1. - С. 14 - 26. - рис. 6. - табл. 7. - Бiблiогр.: (13 назв.).

Разборка завалов зданий, разрушенных в результате техногенных катастроф, связана с захватом и перемещением обломков. Для этих целей предлагается использовать бульдозеры с рыхлительными подвесками, оснащенные рабочим органом для разборки завалов. Разработаны зависимости, позволяющие определить основные параметры захватных рабочих органов, а также создан параметрический ряд такого оборудования для базовых тракторов различного тягового класса. Проанализировано влияние параметров захватного оборудования на эксплуатационные показатели бульдозеров с рыхлительными подвесками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.