УДК 621.879.328
ПРИМЕНЕНИЕ БУЛЬДОЗЕРОВ И РЫХЛИТЕЛЬНЫХ ПОДВЕСОК С РАБОЧИМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННЫХ
КАТАСТРОФ
Л. А. Хмара, д. т. н, проф. ; С. В. Шатов, к. т. н.,доц.
Проблема. Техногенные катастрофы (аварии, взрывы) и стихийные бедствия (оползни, ураганы, землетрясения) приводят к разрушениям жилых зданий и промышленных сооружений, под завалами которых могут находиться пострадавшие. Разборку завалов выполняют разнообразной строительной техникой [1 - 4]. Однако технические параметры машин, их рабочее оборудование и последовательность технологии разборки завалов не отвечают требованиям этих работ по времени выполнения.
Анализ публикаций. Анализ ликвидации последствий землетрясения в Армении и взрывов газа в жилых домах г. Днепропетровска и г. Евпатории показал, что при ведении спасательных и восстановительных работ использовалось разнообразная строительная техника и ручной механизированный инструмент [5 - 8]. При выполнении таких работ применяют самоходные краны, экскаваторы, погрузчики, автосамосвалы для вывоза обломков зданий. Применение этой техники возможно при наличии проездов к месту разбираемого завала. Устройство проездов выполняется бульдозерами-рыхлителями и фронтальными погрузчиками. Так как маневрирование этих машин в зоне завала ограничено, то предпочтение отдаётся использованию бульдозеров-рыхлителей, имеющих рабочие органы (отвал и рыхлительную подвеску) спереди и сзади базового трактора.
При завалах значительной протяженности и высотой более 1,5 м проезды делают поверх завала. При малой протяженности завалов и высоте не больше 1,5 м целесообразно расчищать завалы путем перемещения обломков в стороны от направления проезда. В традиционных конструкциях рыхлительных подвесок наличие одного или нескольких зубьев позволяет разрыхлять завал, но не обеспечивает захват обломков и их перемещение. Это приводит к дополнительным затратам времени на разборку завалов и увеличивает сроки освобождения пострадавших из-под обломков разрушенных зданий.
Результаты исследований. На кафедре строительных и дорожных машин Приднепровской академии строительства и архитектуры ведутся исследования по усовершенствованию технологии разборки завалов разрушенных зданий с использованием бульдозеров-рыхлителей. В ряде публикаций [9; 10] предложены конструктивные решения модернизации отвалов бульдозеров и разработана методика расчета их рациональных параметров.
Для выполнения работ по разборке завалов предложено на бульдозерах 2 различного тягового класса и оснащенных рыхлительными подвесками 3 (рис. 1) в качестве рабочего оборудования устанавливать рабочий орган 4, обеспечивающий захватывание обломков завала. Такой рабочий орган (рис. 2) представляет собой поперечную балку 6 с несколькими зубьями-вилами 7, рабочие поверхности 10 которых ориентированы в противоположное направление относительно отвала бульдозера (рис. 1).
На поперечной балке 6 с помощью кронштейнов 12 шарнирно смонтированы захваты 11, расположенные между зубьями-вилами 7. Захваты 11 имеют рабочие поверхности 8 и плечи 4, с которыми связаны гидроцилиндры 2 управления захватами 11. Поперечная балка 6 выполнена с вертикальной стойкой 5 с монтажными отверствиями 4, которая устанавливается в рабочую балку 1 рыхлительной подвески 13. Корпуса гидроцилиндров 2 управления захватами 11 установлены с возможностью поворота на боковых поверхностях рабочей балки 1.
Конструкция и установка захватов 11 обеспечивает им возможность расположения рабочих поверхностей 8: на одном уровне с рабочими поверхностями 10 зубьев-вил 7; выше или ниже этого уровня. Окончание рабочих поверхностей 8 захватов 11 выполнено с упорами 9, позволяющими удержать груз (обломки) во время их транспортирования.
Наличие монтажных отверствий 4 обеспечивает изменение вылета по высоте установки всего рабочего органа.
Рабочий орган позволяет выполнять (рис. 3) следующие технические операции: - внедряться зубьями-вилами 2 в завал и поднимать их вместе с обломками 4 в транспортное положение (рис. 3 а). Рабочие поверхности 5 захватов 3 располагаются на уровне рабочих поверхностей 7 зубьев-вил 2 и упорами 6 удерживают обломки при транспортировании;
г
Рис.1. Бульдозеры тягового класса: а - 10 т; б - 25 т; в - 35 т; г - 50 т. 1 - бульдозерное оборудование; 2 - базовый трактор; 3 - рыхлительная подвеска; 4 - рабочий орган для разборки завалов.
Рис. 2. Рабочий орган для разборки завалов : а - расчетная схема; б - сечение I; в - аксонометрия. 1 - рабочая балка; 2 - гидроцилиндры
захватов; 3 - палец крепления; 4 - монтажные отверстия; 5 - вертикальная стойка; 6 - поперечная балка; 7 - зубья-вилы; 8 - рабочие поверхности захватов; 9 - упоры; 10 - -рабочие поверхности зубьев-вил; 11 - захваты; 12 - кронштейны; 13 - подвеска; 14 - плечи
захватов ; 15,16 - гидроцилиндры подвески. -производить удержание обломков 4 между рабочими поверхностями 5 захватов 3 и тыльными поверхностями зубьев-вил 2 (рис. 3б).
Рис. 3. Технология выполнения работ по разборке завалов: а - захват обломков зубьями-вилами; б - удержание обломков захватами; в - процесс внедрения в завал; г - транспортирование обломков; д - разгрузка рабочего органа.1 -гидроцилиндры захватов; 2 - зубья-вилы; 3 - захваты; 4 - обломки зданий; 5 - рабочие поверхности захватов; 6 - упоры; 7 - рабочие поверхности зубьев-вил; 8 - рыхлительная
подвеска; 9,10 - гидроцилиндры подвески. Последовательность выполнения технологических операций представлена на рисунке 3: процесс внедрения рабочего органа в массив завалов (рис. 3в); транспортирование обломков к месту их складирования (рис. 3г) и разгрузка рабочего органа от обломков (рис. 3д). На всех технологических стадиях управление захватами 3 осуществляется гидроцилиндрами 1, а рабочим органом - гидроцилиндрами 9 и 10 рыхлительной подвески 8.
В результате исследований были разработаны рациональные параметры рабочего оборудования бульдозеров-рыхлителей различного тягового класса для разборки завалов (табл. 1 и рис. 2а).
Та б л и ц а 1
Основные параметры рабочих органов для разборки завалов
Значение параметров для
№ Наименование Ед. Обозна- Расчетная бульдозеров-рыхлителей
п/п параметра изм. чение формула тягового класса Т, т
10 25 35 50
1 Расстояние между зубьями-вилами м П ЗВ п ЗВ = (0,05...0,10) • Т 0,8 1,4 1,8 2,5
2 Расстояние между захватами м П ЗХ п ЗХ = (0,05...0,10) • Т 0,8 1,4 1,8 2,5
3 Толщина зубьев-вил м Ь ЗВ Ь ЗВ = (0,08...0,10) • п ЗВ 80 140 180 200
4 Толщина захватов м Ь ЗХ Ь ЗХ = (0,08...0,10) • п ЗХ 100 170 220 300
5 Высота зубьев-вил м Н ЗВ Н ЗВ = (0,01...0,05) • Т 0,5 1,2 1,5 2,0
6 Вылет зубьев-вил м 1ЗВ l ЗВ = (1,2...1,4) • H ЗВ 0,6 1,4 1,8 2,5
7 Радиус захвата м R ЗХ R ЗХ = (1,4...1,6) • H ЗВ 0,7 1,7 2,1 2,9
8 Угол поворота захватов град. аЗХ аЗХ = 40...60 40...60 40.60 40.60 40.60
9 Вылет захвата м 1ЗХ l ЗХ = (0,9...0,95) • R ЗХ 0,67 1,6 2,0 2,8
10 Угол наклона упоров град. аУП аУП = 15...20 15.20 15.20 15.20 15.20
Параметрический ряд рабочих органов для разборки завалов в зависимости от тягового класса бульдозеров представлен на рисунке 4.
Были проанализированы эксплуатационные показатели бульдозеров с рыхлительной подвеской производства СНГ [11] и фирмы Caterpillar (США) [12], технические характеристики которых приведены в таблицах 2 и 3, а эксплуатационные показатели - в таблицах 5 и 6.
Таблица 2
Техническая характеристика бульдозеров СНГ с рыхлительной подвеской и рабочим органом
для разборки завалов
№ Ед. изм Марка бульдозера с рыхлительной подвеской
п/п Параметр ДЗ-171.3 ДЗ-126АХЛ ДЗ-129АХЛ Т-50.01
1 2 3 4 5 6 7
1 Тяговый класс,Т т 10 25 35 50
2 Базовый трактор Т-170 ДЭТ-25ОМ Т-330 Т-50.01
3 Масса рыхлительной подвески, М Р кг 1400 3650 6600 8600
4 Масса бульдозерного кг 2040 4900 8046 9500
оборудования, М Б
Окончание таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7
5 Скорость движения,У км/ч 3,7.12,2 1,14.19,0 4,7.16,4 3,7.12,0
6 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской, М БР кг 17740 42000 52636 95500
7 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской и захватами, М БРЗ кг 18020 42730 53956 97220
Таблица 3
Техническая характеристика бульдозеров фирмы Caterpillar с рыхлительной подвеской и
рабочим органом для разборки завалов
№ Ед. изм Марка бульдозера с рыхлительной подвеской
п/п Параметр D6R D8RLGP D9T D10T
1 Тяговый класс,Т т 10 25 35 50
2 Базовый трактор D6R D8RLGP D9T D10T
3 Масса рыхлительной подвески, M Р кг 1456 4085 4854 7117
4 Масса бульдозерного оборудования, М Б кг 2801 5459 6543 10229
5 Скорость движения,У км/ч 3,8.11,5 3,5.10,8 3,9.11,7 4,0.12,7
6 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской, М БР кг 19282 41665 52754 73524
7 Масса бульдозера с рыхлительной подвеской и захватами, М БРЗ кг 19573 42482 53725 74948
Эксплутационная производительность ПЭЗ бульдозеров с рыхлительной подвеской при их оснащении рабочим органом для разборки завалов может быть рассчитана выражением:
Пэз = З600 • Р • КГ * К в , т/ч (1)
1 Ц
где Р - грузоподъемность бульдозера с рыхлительной подвеской при оснащении его рабочим органом для захвата обломков, т. Этот параметр определен на основании исследований [13] исходя из обеспечения устойчивости бульдозеров с рыхлительной подвеской и захватами при транспортировке обломков по пересеченной территории. Данные грузоподъемностей для исследуемых машин представлены в таблице 4;
КГ - коэффициент использования оборудования по грузоподъемности; КГ = 0,6.0,8 [11]; КВ - коэффициент использования оборудования по времени, КВ = 0,8.0,85; Тц - продолжительность рабочего цикла, с.
Тц = 1 зах. + Iпер. + 1 разг. + t м + 1п , с, (2)
где t зах - время внедрения рабочего органа в завал и захвата обломков; 1 пер - время на перемещение обломков от завала к месту их складирования и обратно; 1 пер = 2 • I / Уср; I -дальность транспортирования обломков, м; Уср - средняя скорость перемещения бульдозера, м/с; (из технической характеристики, табл. 3 и 4); 1 разг - время разгрузки, с; 1 м - время на маневрирование, с; 1 п - время на переключения передач, с.
г
Рис. 4. Параметрический ряд рабочих органов для разборки завалов на бульдозерах тягового
класса:
а - 10 т; б - 25 т; в - 35 т; г - 50 т. В таблицах 5 и 6 указаны значения составляющих Тц .
Таблица 4
Значение грузоподъемности Q бульдозеров с рыхлительной подвеской, оснащенной захватами
Наименование параметра Марка бульдозера с рыхлительной подвеской
со о 1 го Д ДЗ-126АХЛ ДЗ-129АХЛ Т-50.01 Б6Я Б8КЬвР Б9Т Б10Т
Грузоподъемность Q, кг 8125 6512 9058 18469 7189 8350 11617 18594
Для оценки эффективности работы бульдозеров с рабочим органом для разборки завалов
ПЭЗ пЭЗ
также определялись показатели: м№з , ^Ф, МБРЗ - масса бульдозеров с рабочим органом
для разборки завалов , т; ТФ - время пребывания людей под завалами (фактор времени), необходимо стремится к минимальному значению Т Ф ® min. В расчетах принято нормативное время пребывания людей под завалами ТФ = 6 часов.
Таблица 5
Эксплуатационные показатели бульдозеров СНГ срыхлительной подвеской и рабочим
органом для разборки завалов
Марка бульдозеров с рыхлительной подвеской
№ п/п Параметр, размерность ДЗ-171.3 ДЗ- 126АХЛ ДЗ- 129АХЛ Т-50.01
1 Время передвижения при дальности транспортирования 40 м, t пер., с 36,2 28,6 27,3 36,7
2 Время захвата обломков, tзах., с 4...5 6.7 7.8 9.10
3 Время разгрузки, tразг., с 2...3 3.4 4.5 5.6
4 Время маневрирования, t м., с 6.8 8.10 10.12 12.14
5 Время переключения передач, t п., с 5.6 5.6 5.6* 6.7*
6 Продолжительность рабочего цикла при дальности транспортирования 40 м, Тц , с 58,2 55,6 58,3 73,7
7 Эксплуатационная производительность ПЭЗ при оснащении захватами, т/ч 256,3 215,0 285,3 460,1
8 ПЭЗ т / Показатель , т Мбрз ч / 14,2 5,0 5,3 4,7
9 П м3 / Показатель , ч Тф ч 42,7 35,8 47,6 76,7
Таблица 6
Эксплуатационные показатели бульдозеров фирмы Caterpillar с рыхлительной подвеской и
рабочим органом для разборки завалов
№ п/п Параметр, размерность Марка бульдозеров с рыхлительной подвеской
D6R D8RLGP D9T D10T
1 2 3 4 5 6
1 Время передвижения при дальности транспортирования 40 м, '1 пер., с 37,6 40,0 36,9 34,5
2 Время захвата обломков, tзах., с 4.5 6.7 7.8 9.10
3 Время разгрузки, tразг., с 2.3 3.4 4.5 5.6
4 Время маневрирования, t м., с 6.8 8.10 10.12 12.14
Окончание таблицы 6
1 2 3 4 5 6
5 Время переключения передач, t п., с 5.6 5.6 5.6* 6.7*
6 Продолжительность рабочего цикла при дальности транспортировки 40 м, Тц , с 59,6 67,0 67,4 71,5
7 Эксплуатационная производительность ПЭЗ при оснащении захватами, т/ч 221,5 228,8 316,5 477,5
8 ПЭЗ т / Показатель , т Мбрз ч / 11,3 5,4 5,9 6,4
9 П м3 / Показатель , ч Тф ч 39,6 38,1 52,8 79,6
На рисунках 5 и 6 представлены зависимости эксплуатационных показателей бульдозеров с рыхлительной подвеской и захватами от различных параметров. Изменение
продолжительности рабочего цикла Тц от массы бульдозеров МБРЗ (рис. 5а) для бульдозеров-
рыхлителей фирмы Caterpillar носит линейный возрастающий характер, а для бульдозеров-рыхлителей производства СНГ - параболический. Практически такой же характер имеют
зависимости продолжительности рабочего цикла Тц от тягового класса бульдозеров Т (рис.
5б). При этом продолжительность рабочего цикла бульдозеров с рабочим органом для разборки завалов производства СНГ в среднем на 10.12 % меньше рабочего цикла бульдозеров с рабочим органом для разборки завалов фирмы Caterpillar.
Зависимости производительности ПЭЗ от продолжительности рабочего цикла Тц и от
тягового класса бульдозеров Т носят возрастающий характер для обоих рассматриваемых производитей (рис. 5в, г). Для бульдозеров с рыхлительной подвеской и рабочим органом для разборки завалов производства фирмы Caterpillar производительность выше бульдозеров с аналогичным оборудованием СНГ в среднем на 6.10 % (рис. 5г), за исключением бульдозеров тягового класса 10 т. Большая производительность бульдозеров фирмы Caterpillar с рабочим органом для разборки завалов объясняется большей их грузоподъемностью Q (табл. 4).
Анализ зависимостей удельного показателя и Пэз от тягового класса бульдозеров Т
мбрз
(рис. 6а) показывает, что наибольшие значения этого показателя соответствует бульдозерам СНГ и фирмы Caterpillar тягового класса 10 т. Для остальных бульдозеров этот показатель
т /
колеблется в пределах (5.7) — т. Этот показатель выше (за исключением бульдозеров
ч /
тягового класса 10 т) для бульдозеров фирмы Caterpillar. Анализ этих зависимостей показывает, что в том случае, когда разборка завалов не связана с извлечением пострадавших из-под завалов, целесообразно выполнить разборку бульдозерами тягового класса 10 т.
В том случае, когда требуется произвести разборку завала в кратчайшие сроки для освобождения людей из-под обломков разрушенного здания (максимальное время пребывания
пострадавщих под обломками ТФ =6 часов), целесообразно использовать бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами на тракторах тягового класса 50 т, имеющими
ПЭЗ м3 /
наибольший показатель-= (70...80) — /ч (рис. 6б).
Тф ч
Тп.с
Тп. с
80
75
70
65
60
55
50
А #
2 \ Г / ОТ
i / / / f 1
25 5 75 10
80
75
70
65
60
55
М_дю\ «г 50 0
0 2 V * f 9
4 Ф ✓ ✓ / f
, /
Т, т
500
450
400
350
300
250
Ti^.xh
О 10 20 30 40 50 б
I^.tfa
200
Г 1 у
К » 1 I *
2 >/ с t
ft t t t
' % * о
500
450
400
350
300
250
55 60 65 70 75 В
Тп.с
200
f t ii
II if if
if if if
V
i - * /
ш
10 20 30 40 50 Г
Т.т
Рис. 5. Изменение продолжительности рабочего цикла Тц и производительности ПЭЗ от: а - массы бульдозера с рыхлительной подвеской и захватами МБРЗ; б, г - тягового класса Т; в - продолжительности рабочего цикла Тц. 1 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами, изготовленные в СНГ; 2 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами фирмы Caterpillar
Рис. 6. Изменение показателей ПЭЗ/МБРЗ (а) и ПЭЗ/ТФ (б) от тягового класса бульдозеров. 1 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами, изготовленные в СНГ; 2 - бульдозеры с рыхлительной подвеской и захватами фирмы Caterpillar
С целью получения уравнений регрессии, математически описывающих зависимости представленные на рисунках 5 и 6, уравнения (1) и (2) были продифференцированы по соответствующим показателям:
ал
dTT
эз
= 0;
dT,,
dM
:0;
брз
(3)
а(Пэз /Мбрз ) = 0;а(Пэз /Тф ) dT ; dT
= 0.
Получим уравнения регрессии, которые представлены в таблице 7 .
Таблица 7
Уравнения регрессии основных показателей бульдозеров с рыхлительными подвескамии и захватами от продолжительности цикла, массы бульдозеров и тягового класса
Тип бульдозера с рыхлительной подвеской Уравнения регрессии
1 2
Производство СНГ ТЦ = 62,7 -0,36 • МБРЗ + 4,8 • 10-3 • МБРЗ ПЭЗ = 345,7 -12,1 • Т + 0,29 • Т2 ПЭЗ /МБРЗ = 21,4 - 0,9 • Т +1,1 • 10-2 • Т2 ПЭЗ / ТФ = 56,9 - 2,0 • Т + 0,05 • Т2
1 2
Производство фирмы Caterpillar ТЦ = 56,1 + 0,21 • МБРЗ ПЭЗ = 255,4 - 5,8 • Т + 0,21 • Т2 ПЭЗ / МБРЗ = 16,7 - 0,7 • Т + 9,3 -10-3 • Т2 ПЭЗ /ТФ = 47,0 -1,2 • Т + 3,7 -10-2 • Т2
Примечание: ПЭЗ, т/ч; Тц, с; МБРЗ, т; Q, т; ТФ, ч. Выводы:
1. Разработан параметрический ряд рабочих органов для разборки завалов для бульдозеров с рыхлительными подвесками. Рассчитаны их основные параметры с соблюдением
допущения о минимальном значении фактора времени разборки завала (ТФ ® min).
2. Проанализировано влияние основных показателей бульдозеров с рыхлительными подвесками и захватами на их эксплуатационные характеристики. На производительность и фактор времени разборки завалов наибольшее влияние оказывают продолжительность рабочего цикла и тягового класса бульдозеров, закономерность изменения которых представлена на рисунках 5 и 6.
3. Полученные уравнения регрессии позволяют математически описать зависимости между эксплуатационными показателями бульдозеров с рыхлительными подвесками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Казаков Б., Чадов Е. Оргашзащя та проведення аваршно-рятувальних робгг на житлових будiвлях i спорудах // Надзвичайна ситуащя. - 2007. - № 6. - C. 44 - 49.
2. Савинов Н. А., Поляков В. И., Бакин В. П. Строительная техника на спасательно-восстановительных работах: извлечь уроки из стихийного бедствия в Армении // Механизация строительства. - 1989. - № 7. - C. 2 - 4.
3. Бакин В. П. Механизация на разборке завалов // Механизация строительства. - 1989. - № 5. - С. 7 - 8.
4. Колосков В. Н., Олейник П. П., Тихонов Ф. А. Разборка жилых зданий и переработка их конструкций и материалов для повторного использования. - М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2004. - 200с.
5. М1рошниченко М. Вибух газу - "це урок, який повинна засво!ти держава" // Надзвичайна ситуащя. - 2007. - № 10. - C.8 - 15.
6. Хмара Л. А., Шатов С. В. Використання бущвельно! техшки для виконання рятувальних та вщновлювальних робгг при лшвщацп наслщюв стихшних лих та аварш // Будiвництво Укра!ни, 2008. - № 5. - С. 34 - 39.
7. Хмара Л. А., Колесник Н. П., Станевский В. П. Модернизация и повышение производительности строительных машин - К.: Бущвельник, 1992. - 152 с.
8. Шатов С. В., Хмара Л. А. Технология ведения работ при ликвидации последствий стихийных бедствий с использованием погрузчиков // Вестник Харьковского нац. автодорожного ун - та. - Вып. № 38. Харьков, ХНАДУ. - 2007. - С. 77 - 81.
9. Хмара Л. А., Шатов С. В. Аналiз параметрiв бульдозерiв для !х використання при лшвщацп наслщюв стихшних лих // Вюник нац. ун-ту водного господарства та природокористування. Вип. 2 (34). Частина 2. Рiвне, - НУВГП, 2006. - С.168 - 175.
10. Хмара Л. А., Шатов С. В. Параметрический ряд бульдозеров для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий // Мат. междунар. науч.-техн. конф. "Интерстроймех - 2008". Владимир, Владимирский гос. ун-т, 2008. - С. 101 - 114.
11. Добронравов С. С. Строительные машины. Справочник. - М.: Высшая школа, 1993. - 540 с.
12. Caterpillar. Эксплуатационные характеристики. Справочник. Издание 35 САТ® Caterpillar Inc., Пеория, Иллинойс, США, 2004. - 1201с.
13. Хмара Л. А., Шатов С. В., Школа О. О. Визначення вантажошдйомносп бульдозерiв при !х використанш на розробщ завалiв зруйнованих бущвель // Вюник Придншровсько! державно! академп будiвництва та архтектури. - Дн-ськ: ПДАБА, 2008. - № 6 - 7. - С. 22 -29.
УДК 621.879.328
Применение бульдозеров и рыхлительных подвесок с рабочим оборудованием для ликвидации последствий техногенных катастроф /Л. А. Хмара, С. В. Шатов //Вкник ПридншровськоТ державно'1 академн будiвництва та арх^ектури. - Днiпропетровськ: ПДАБА, 2009. - № 1. - С. 14 - 26. - рис. 6. - табл. 7. - Бiблiогр.: (13 назв.).
Разборка завалов зданий, разрушенных в результате техногенных катастроф, связана с захватом и перемещением обломков. Для этих целей предлагается использовать бульдозеры с рыхлительными подвесками, оснащенные рабочим органом для разборки завалов. Разработаны зависимости, позволяющие определить основные параметры захватных рабочих органов, а также создан параметрический ряд такого оборудования для базовых тракторов различного тягового класса. Проанализировано влияние параметров захватного оборудования на эксплуатационные показатели бульдозеров с рыхлительными подвесками.