Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ БПЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ БПЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
48
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беспилотный летательный аппарат / беспилотник / техническое обслуживание / воздушное судно / unmanned aerial vehicle / drone / maintenance / aircraft

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — М.В. Попов, И.А. Вашлаева, П.Р. Чирков, Ачкасова Е.А.

В работе представлены возможные способы применения беспилотных летательных аппаратов в техническом обслуживании воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UAV APPLICATION IN AIRCRAFT MAINTENANCE

The paper presents possible ways of using unmanned aerial vehicles in aircraft maintenance.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ БПЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

Секция «Эксплуатация и надежность) авиационной техники»

УДК 528.71

ПРИМЕНЕНИЕ БПЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

*

М. В. Попов , И. А. Вашлаева, П. Р. Чирков Научный руководитель - Ачкасова Е. А.

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: mihl2666@gmail.com

В работе представлены возможные способы применения беспилотных летательных аппаратов в техническом обслуживании воздушных судов.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, беспилотник, техническое обслуживание, воздушное судно.

UAV APPLICATION IN AIRCRAFT MAINTENANCE

M. V. Popov*, I. A. Vashlaeva, P. R. Chirkov Scientific Supervisor - Achkasova E. A.

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: mihl2666@gmail.com

The paper presents possible ways of using unmanned aerial vehicles in aircraft maintenance.

Keywords: unmanned aerial vehicle, drone, maintenance, aircraft.

Беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат без экипажа на борту. БПЛА могут обладать разной степенью автономности - от управляемых дистанционно до полностью автоматических, а также различаться по конструкции, назначению и множеству других параметров [1].

В последнее время беспилотные летательные аппараты приобрели огромную популярность. Они могут использоваться для аэрофотосъемки, дистанционного контроля состояния различных объектов, беспилотной охраны и т. п. Беспилотники передают изображение на ноутбук, с помощью которого можно управлять беспилотным средством. Но на сегодняшний день беспилотники не имеют широкого применения на аэродромах, хотя есть такие ситуации, когда они могли бы облегчить эксплуатацию авиационной техники. Рассмотрим их.

Инспекция самолетов на предмет структурной целостности и повреждения ЛКП [2-3]. Внешний осмотр самолетов с помощью БПЛА снижает нагрузку на техников и ускоряет инспекцию (вместо 4-10 часов на нее уходит около 2 часов). Такую процедуру инспекции пилотируемых пассажирских самолетов испытывают Australian Airlines. Беспилотник облетает самолет в автономном режиме и делает набор снимков в высоком разрешении. Весь процесс занимает порядка часа - еще час занимает обработка собранной информации при помощи специального ПО и выявления участков, требующих более пристального внимания. Автоматика предлагает техникам осмотреть спорные участки - за принятие решение по-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 2

прежнему отвечают люди. В 2017 году «Аэрофлот» планировал приобрести БПЛА Tornado H920-CG04 для этой задачи.

Освещение. На дроны можно установить светодиодные лампы, обеспечивающие дополнительное освещение в ночное время суток при обслуживании авиационной техники на перроне или в ангаре. Уличного освещения не всегда бывает достаточно, поэтому дрон, «висящий» прямо над местом проведения технического обслуживания, может значительно улучшить условия видимости. В ангарах дроны с лампами могут полностью заменить обычное освещение: вместо множества потолочных ламп можно использовать один дрон с мощной лампой, находящийся над обслуживаемым самолетом или оборудованием.

Повышение авиационной безопасности. С помощью БПЛА можно производить мониторинг ограждений и периметра аэродрома. Камеры дронов могут передавать детальное изображение поверхности взлетно-посадочной полосы или рулежной дорожки, которое гораздо точнее физического экспертного осмотра. Кроме того, это значительно сократит время осмотра и снизит его стоимость.

Проверка аэродромного оборудования [3]. На БПЛА можно установить мобильный радиоизмерительный комплекс, с помощью которого можно сократить длительность и стоимость предварительных проверок аэронавигационного и светосигнального оборудования, чаще выполнять такие проверки, экономя на их стоимости.

Библиографические ссылки

1. Бодрова А.С., Безденежных С.И. Перспективы развития и применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами: конф. г. Коломна, 2016. 274 с.

2. Электронный журнал DigitalTrends [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitaltrends.com/cool-tech/austrian-airlines-is-flying-a-drone-around-its-planes-for-a-good-reason/ (дата обращения: 18.03.2021).

3. Бойко А. Области применения беспилотников [Электронный ресурс]. URL: http://robotrends.ru/robopedia/oblasti-primeneniya-bespilotnikov (дата обращения: 19.03.2021).

© Попов М. В., Вашлаева И. А., Чирков П. Р., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.