Научная статья на тему 'Применение биорезо­нансного тестирования для диагностики адаптационно­ приспособительных реакций организма учащихся общеобра­зовательной школы'

Применение биорезо­нансного тестирования для диагностики адаптационно­ приспособительных реакций организма учащихся общеобра­зовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биорезонансное тестирование / адаптационные реакции / учащиеся школ. / bioresonance testing / adaptation reactions / students of schools.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н. А. Трегубова, Н. В. Мирошниченко

По современным данным считается, что существует тесное переплетение и взаимозависимость трех регуляторных систем человеческого организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервный, эндокринный и иммунный. Выявление нарушений адаптационно-приспособительных реакций организма учащихся и разработка комплексных здоровьесберегающих программ актуальна для врачей и педагогов. Целью настоящего исследования: на основе клинико-психопатологического и электропунктурного исследования реакций адаптации разработка комплексного алгоритма их диагностики. Основными задачами были: изучения особенностей состояния психического состояния детей общеобразовательной школы; выявление особенностей их социального функционирования; оценка основных электропунктурных изменений при нарушениях реакций адаптации; разработка и внедрение комплексного алгоритма их диагностики. Проведено исследование состояния адаптационных реакций учащихся общеобразовательной школы, в результате которого выявлены особенности социального функционирования. Анализ основных клинических жалоб, наиболее значимых и часто встречающихся у обследованных школьников, среди которых чаще встречаются обсесивно-фобические (56,1%), астенические (49,0%), соматовегетативные (45,6%). Биорезонансное тестирование проводили по определенному алгоритму с включением точки 1 КИП меридиана СПЭД, которая характеризует общий энергетический баланс в организме человека и точек кожи органов, участвующих механизме регуляции адаптационных реакций. При мониторинге полученных результатов оценки психологических проявлений по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке БРТ отмечается их корреляции между собой во всех группах наблюдения. Встречаемость признаков по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке и биорезонансного тестирования не имеют статистически значимых отличий. Проведение комплексного клинико-психпатологического, биорезонансного исследования можно применять на этапах доклинического выявления нарушения реакций адаптации у учащихся школ, что даст возможность влиять на все звенья механизма их регуляции, составлять здоровьесберегающие программы это путь сбережения здоровья подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н. А. Трегубова, Н. В. Мирошниченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of bio­resonance testing for the diagnosis of adaptive reactions of secondary school students

According to current data is that there is a close interweaving and interdependence of the three regulatory systems of the human body, carrying homeostasis and adaptation of nervous, endocrine and immune systems. Identifying violations of adaptive reactions of students and the development of integrated programs of health-relevant for doctors and teachers. The purpose of this study: on the basis of clini­ cal and psychopathological reactions and electro research to develop a comprehensive adaptation algorithm for diagnosis. The main ob­ jectives are: the study of the features of the mental state of children of secondary school, the identification of the characteristics of their social functioning, assessment of major changes in disorders electropunctural adaptation reactions and the development and implementa­ tion of an integrated algorithm for diagnosis. Analysis of the major clinical complaints, the most important and frequently encountered in the surveyed students, including more frequent obsesivno-phobic (56.1%), asthenia (49.0%), somatovegetativnye (45.6%).Bioresonance testing was performed on a particular algorithm with the inclusion of point 1 TRC meridian SPED, which characterizes the overall en­ ergy balance in the body and skin points of participating mechanism for the regulation of adaptive responses. When monitoring results to assess psychological manifestations of psychological tests A. Bass and A. Darko BRT celebrated their correlation with each other in all groups of observations. The incidence of symptoms for psychological test A. Bass and A. Dark and bioresonance testing did not have statistically significant differences. Conducting a comprehensive clinical psihpatologicheskogo, bio-resonance studies can be used to de­ tect preclinical stages of adaptation in violation of reactions in schools, which will give the opportunity to influence on all parts of the mechanism of their regulation, to be School health program is the way saving health of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Применение биорезо­нансного тестирования для диагностики адаптационно­ приспособительных реакций организма учащихся общеобра­зовательной школы»

УДК: 615.844.4:053.5

Н.А.Трегубова, Н.В.Мирошниченко

ПРИМЕНЕНИЕ БИОРЕЗОНАНСНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АДАПТАЦИОННО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского», г. Симферополь

РЕЗЮМЕ

По современным данным считается, что существует тесное переплетение и взаимозависимость трех регуляторных систем человеческого организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервный, эндокринный и иммунный. Выявление нарушений адаптационно-приспособительных реакций организма учащихся и разработка комплексных здоровьесберегающих программ актуальна для врачей и педагогов. Целью настоящего исследования: на основе клинико-психопатологического и электропунктурного исследования реакций адаптации разработка комплексного алгоритма их диагностики. Основными задачами были: изучения особенностей состояния психического состояния детей общеобразовательной школы; выявление особенностей их социального функционирования; оценка основных электропунктурных изменений при нарушениях реакций адаптации; разработка и внедрение комплексного алгоритма их диагностики. Проведено исследование состояния адаптационных реакций учащихся общеобразовательной школы, в результате которого выявлены особенности социального функционирования. Анализ основных клинических жалоб, наиболее значимых и часто встречающихся у обследованных школьников, среди которых чаще встречаются обсесивно-фобические (56,1%), астенические (49,0%), соматовегетативные (45,6%). Биорезонансное тестирование проводили по определенному алгоритму с включением точки 1 КИП меридиана СПЭД, которая характеризует общий энергетический баланс в организме человека и точек кожи органов, участвующих механизме регуляции адаптационных реакций. При мониторинге полученных результатов оценки психологических проявлений по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке БРТ отмечается их корреляции между собой во всех группах наблюдения. Встречаемость признаков по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке и биорезонансного тестирования не имеют статистически значимых отличий. Проведение комплексного клинико-психпатологического, биорезонансного исследования можно применять на этапах доклинического выявления нарушения реакций адаптации у учащихся школ, что даст возможность влиять на все звенья механизма их регуляции, составлять здоровьесберегающие программы - это путь сбережения здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: биорезонансное тестирование, адаптационные реакции, учащиеся школ.

РЕЗЮМЕ

За сучасними даними вважаеться, що юнуе тюне переплетення i взаемозалежшсть трьох регуляторних систем людського оргашзму, що здшснюють гомеостаз i адаптащю: нервовий, ендокринний та iмунний. Виявлення порушень адаптацшно-пристосувальних реакцш оргашзму учшв i розробка комплексних здоров'язберЬаючих програм актуальна для лiкарiв i педагопв. Метою цього дослщження: на основi клшжо-психопатолопчного та електропунктурного дослщження реакцш адаптаци розробка комплексного алгоритму !х дiагностики. Проведено дослщження стану адаптацшних реакцш учшв загальноосв^ньо! школи, в результат якого виявлено особливо™ сощального функцюнування. При аналiзi основних клЩчних скарг, яю часпше зустрiчались у учшв. Проведено !х розподш: обсесiвно-фобiчнi (56,1%), астешчш (49,0%), сомато-вегетативш (45,6%). Бюрезонансне тестування проводили за складенним алгоритмом з включенням точки 1 К1П меридiана СПЕД, яка характеризуе загальний енергетичний баланс в органiзмi людини i точок шюри органiв, що беруть участь у мехашз-мi регулювання адаптацiйних реакцш. При мониторингу отриманих результат оцшки психологiчних проявiв по психологiчному тесту А. Баса i А. Дарю та бюрезонансному тестуванню (БРТ) вщзначаеться 1х кореляци мiж собою у вах групах спостереження. Зустрiчальнiсть ознак по психолопчному тесту А. Баса i А. Даркi i бюрезонансного тестування не мають статистично значимих вщмшностей. Проведення комплексного клiнiко-психпатологiчного, бюрезонансного дослщження можна застосовувати на етапах доклiнiчного виявлення порушення реакцiй адаптаци в учшв шкш, що дасть можливють впливати на всi ланки мехашзму 1х регулювання, складати здоров'язберiгаючi програми - це шлях збереження здоров'я пщростаючого поколiння.

Ключевi слова: бюрезонансне тестування, адаптацшш реакци, учш шкiл.

SUMMARY

According to current data is that there is a close interweaving and interdependence of the three regulatory systems of the human body, carrying homeostasis and adaptation of nervous, endocrine and immune systems. Identifying violations of adaptive reactions of students and the development of integrated programs of health-relevant for doctors and teachers. The purpose of this study: on the basis of clinical and psychopathological reactions and electro research to develop a comprehensive adaptation algorithm for diagnosis. The main objectives are: the study of the features of the mental state of children of secondary school, the identification of the characteristics of their social functioning, assessment of major changes in disorders electropunctural adaptation reactions and the development and implementation of an integrated algorithm for diagnosis. Analysis of the major clinical complaints, the most important and frequently encountered in the surveyed students, including more frequent obsesivno-phobic (56.1%), asthenia (49.0%), somatovegetativnye (45.6%).Bioresonance testing was performed on a particular algorithm with the inclusion of point 1 TRC meridian SPED, which characterizes the overall energy balance in the body and skin points of participating mechanism for the regulation of adaptive responses. When monitoring results to assess psychological manifestations of psychological tests A. Bass and A. Darko BRT celebrated their correlation with each other in all groups of observations. The incidence of symptoms for psychological test A. Bass and A. Dark and bioresonance testing did not have statistically significant differences. Conducting a comprehensive clinical psihpatologicheskogo, bio-resonance studies can be used to detect preclinical stages of adaptation in violation of reactions in schools, which will give the opportunity to influence on all parts of the mechanism of their regulation, to be School health program - is the way saving health of the younger generation.

Key words: bioresonance testing, adaptation reactions, students of schools.

В Конституции Украины, Законе Украины «О просвещении», Указе Президента Украины «О средствах обеспечения функционирования и развития просвещения в Украине», Национальной доктрине развития просвещения Украины в ХХ1 веке, главным направлением государственной политики обозначена возможность компетентного

выбора детского жизненного пути, воспитание личности, которая ответственно относится к себе, обеспечивает создание условий для всеобщего развития личности, творческой реализации каждого гражданина Украины. Одновременно процесс формирования личности усложняется социально-экономической, политической, экологической не-

стабильностью в обществе, при этом ярко проявляются недостатки семейного и школьного воспитания. Назрела необходимость проведения профилактики и коррекции всех составляющих здоровья подрастающего поколения.

К наиболее негативным социальным явлениям в наше время относятся наркомания, алкоголизм, курение, компьютерная и игровая зависимость. Понятие «здоровье» достаточно долго рассматривалось в литературе как феномен, противоположный болезни, и практически полностью связанный со здоровьем физическим. В настоящее время все более отчетливо проявляется тенденция к расширению этого понятия. Следует считать, что уровень здоровья определяется выраженностью таких признаков, как гармоничная связь с окружающей средой, сохранность адаптивных возможностей и функциональных резервов реагирования на различные воздействия (внешние и внутренние), достаточный уровень работоспособности. На здоровье человека влияет комплекс биологических, физиологических, физических, духовных и социальных факторов. От того, в какой взаимосвязи находятся органы человека между собой и внутренней средой, зависит и состояние его здоровья, которое сегодня определяется также и как состояние экологии внутренней среды (эндоэкологии). Эндоэко-логия - это наука о сохранении физического и психического здоровья в условиях действия на организм совокупности внешних и внутренних негативных и позитивных факторов. Она отражает уровень активности и стабильности систем адаптации организма к постоянно изменяющимся характеристикам среды, которые обеспечивают го-меостаз - состояние динамического равновесия систем, поддерживающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма и его физиологических функций, обеспечивающих ответную реакцию организма, адекватную интенсивности раздражителя. Неадекватная (слабая или чрезмерно сильная) ответная реакция организма на подобные раздражители приводит к формированию фи-зиолого-биохимического стресса и нарушению гомеостаза. По современным данным считается, что существует тесное переплетение и взаимозависимость трех регуляторных систем человеческого организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервный, эндокринный и иммунный. Выявление нарушений адаптационно-приспособительных реакций организма учащихся и разработка комплексных здоровьесберегающих программ актуальна для врачей и педагогов.

Целью настоящего исследования: на основе клинико-психопатологического и электропунктур-ного исследования реакций адаптации разработка комплексного алгоритма их диагностики. Основными задачами были: изучения особенностей состояния психического состояния детей общеобразовательной школы; выявление особенностей их социального функционирования; оценка основных электропунктурных изменений при нарушениях реакций адаптации; разработка и внедрение комплексного алгоритма их диагностики.

Настоящая работа выполнена в рамках НИР кафедры нетрадиционной медицины Крымского государственного медицинского университета имени

С.И. Георгиевского и ОО «Центр Здоровье семьи», Харьков, Украина.

Были обследованы школьники 5-6-7 классов экспериментальной школы, которая участвует в проекте «Школа - центр превентивного воспитания детей и подростков в условиях курортной зоны ЮБК».

Нами была разработана карта-опросник для учета паспортных данных, жалоб, анамнеза жизни, факторов социального функционирования учащегося. Было проведено комплексное обследование 57 учащихся общеобразовательной школы г. Ялты в возрасте 10-14 лет, средний возраст группы 11, 7 года, при этом большая часть была в возрасте 12 лет - 35,3 %. Девочек было - 17 (29,8 %) мальчиков - 40 (70,2 %). Проведено клинико-психопатоло-гическое исследование общего психологического состояния школьников, оценка социального функционирования с помощью специально разработанного опросника, диагностика показателей и форм агрессии по методике А. Басса и А. Дарке. Также было проведено биорезонансное тестирование (БРТ) на диагностическом приборе «Паркес Д» для оценки изменений электрокожной проводимости в функциональных системах, которые участвуют в регуляции адаптационных реакций организма. БРТ проводилось в биологически активных точках кожи: СПЭД (т.1), половых желез и надпочечников (т.3), щитовидной железы (т.7), гипофиза (т.8), вегетативной нервной системы (ВНС) (т.21). Были использованы опции: психологический тест, где определяли психологические отягощения организма (фобии, тревога, депрессия); физиологический тест для определения уровней адаптационных реакций и уровней восприимчивости к стрессу.

Анализ основных клинических жалоб, наиболее значимых и часто встречающихся у обследованных школьников (табл.1).

Таблица 1

Клинические жалобы, наиболее значимые и часто встречающиеся у обследованных детей

Клинические жалобы Количество наблюдений (П = 57)

абс.ч процент

Соматовегетативные

Головная боль 26 45,6

Боли в сердце 11 19,2

Боли в спине 9 15,7

Боли в животе 19 33,3

Кашель 15 26,3

Одышка 9 15,7

Боли в суставах 5 8,7

Дизурические р-ва 4 7,0

Астенические

Быстрая утомляемость 17 29,8

Общая слабость 28 49,0

Обсесивно-фобические

Плаксивость 17 29,8

Лабильность настроения 32 56,1

Среди соматовегетативных жалоб наиболее часто встречалась алгические: головная боль - 26 че-

ловек (45,6%), боли в животе на фоне эмоционального напряжения - 19 (33,3%); среди астенических - общего характера: общая слабость - 22 человек (38,5%), быстрая утомляемость - 17 (29,8%). Среди обсесивно-фобических жалобы наиболее часто наблюдалась лабильность настроения у 32 чел (56,1%), плаксивость у 28 человек (49%,) эмоционально-личностные.

Проведен анализ социальных составляющих образа жизни с помощью специально разработанного для этого опросника: наличие вредных привычек (курение, пиво, др), употребление «вредных» для здоровья продуктов питания (чипсы, энергетические напитки, др), чрезмерное проведение времени за компьютером и телевизором, увлечение компьютерными играми, затраты личного времени на выполнение домашних заданий и занятие спортом и активными увлечениями (танцы, музыка, пение, рисование, прикладное искусство) (табл.2).

Таблица 2

Анализ составляющих социального функционирования

1,5 часа после школы 64,9% учащихся приступают к выполнению домашнего задания, 47,3% смотрят телевизор около 3-4 часов, 26,3% детей имеют дополнительные занятия по трудноусвояемых предметам. При этом только 31,5% посещают спортивные секции и 14,1% - кружки. Таким образом, выявлено большое накопление социальных факторов действующих на психику детей, способных деструктивно изменить адаптационные резервы организма. Двигательная активность детей снижена, а развивающих и интеллектуальных занятий мало -у трети обследованных.

Было проведено БРТ, оценка полученных результатов позволила разделить всех обследуемых в зависимости от реакции электрокожной проводимости на 3 на группы: нормоэргическую, где ЭКП имело значение функциональной нормы; гипоэр-гическую - показатели ЭКП ниже.

Таблица 3

Разделение обследуемых на группы в зависимости от значе-нийЭКП в БАТ кожи 1 СПЭД

Составляющие социального функционирования Количество наблюдений (П=57)

абс.ч %

Вредные привычки 29 50,8

Употребление «вредных» продуктов 40 70,1

Время, проведенное за компьютером (> 2 час) 16 28,1

Выполнение домашнего задания (>2 час) 9 15,7

Время, проведенное на свежем воздухе (>2 час) 19 33,0

Через какое время приступает к выполнению домашнего задания (< 1,5 час) 37 64,9

Сколько времени смотрит телевизор (> 2 час) 27 47,3

Дополнительные занятия по трудноусвояемых предметам 15 26,3

Занятие спортом и активными увлечениями 18 31,5

Посещение кружков 8 14,1

Показатели СПЭД Количество наблюдений (П = 57)

абс.ч процент

нормоэргические 60,3±0,5 16 28,1

гиперэргические 68,0±0,4 21 36,8

гипоэргические 51,3±0,2 20 35,1

Как видно из табл. 2, наиболее часто встречаются употребление фаст фудов - 70,1%; вредные привычки выявлены у 50,8%; 28,1% учащихся проводят время за компьютером более 2 часов. При этом только 20 человек (33%) обследуемых находятся на свежем воздухе около 2 часов. Менее чем через

Как видно из табл. 3, показатели ЭКП в т.1 контрольной точке измерения меридиана СПЭД, характеризующей общий энергетический баланс в организме человека, у 28,1% учащихся составляли 60,3±0,5 условных единиц прибора (у.ед.) группа нормоэргическая; у 36,8% - показатели ЭКП 68,0±0,4 у.ед., что соответствует гиперэргической реакции ЭКП. У 35,1% обследованных ЭКП составило 51,3±0,2 у.ед. - это гипоэргическая реакция ЭКП. В группе с гиперэргической реакцией достоверно показатели ЭКП превышали нормоэр-гические и гипоэргические (р<0,001), нормоэрги-ческие показатели были выше, чем гипоэргиче-ские (р<0,001).

В опции функциональное исследование было проведено БРТ реакций адаптации у учащихся трех групп (табл.4).

Таблица 4

Характеристика реакций адаптации различных групп при БРТ

Тип реакций нормоэргическая группа (П=16) гипоэргическая группа (П=20) гиперэргическая группа (П=21)

абс.ч процент абс.ч процент абс.ч процент

Тренировки 3 18,7 4 20,0 3 14,3

Спокойной активации 7 43,8 6 30,0 7 33,3

Повышенной активации 6 37,5 7 35,0 8 38,1

Переактивации 3 15,0 3 14,3

Как видно из табл.4, реакция спокойной адаптации встречалась чаще, чем реакция тренировки (р<0,05), почти также часто встречалась как реакция повышенной активации (43,8% и 37,5%). В гипоэргиче-ской группе адаптационные реакции тренировки, спокойной активации и повышенной активации были представлены почти в равных долях у 20,0%, 30,0%, 35,0% учащихся соответственно, но при этом

появилась реакция переактивации у 15,0% обследованных. В гиперэргической группе адаптационные реакции спокойная и повышенная встречались у 33,3% и 38,1% соответственно, реакции тренировки и переактивации встречались одинаково редко (у 14,3%), достоверно реже чем обычные (р<0,05).

В опции физиологический тест БРТ определили уровни восприимчивости к стрессу (табл.5).

Таблица 5

Встречаемость ровней восприимчивости к стрессу в группах учащихся

Уровень восприимчивости нормоэргическая группа (П=16) гипоэргическая группа (п=20) гиперэргическая группа (п=21)

абс.ч процент абс.ч процент абс.ч процент

Повышенный 2 12,5 5 25,0 8 38,1

Средний 11 68,8 13 65,0 12 57,1

Низкий 3 18,7 2 10,0 1 4,8

Согласно данных табл. 5, в группе нормоэрги-ческой уровень восприимчивости к стрессу чаще встречался средний у 68,8 % учеников, повышенный и низкий (у 12,5 % и 18,7 %) реже. В группе гипоэргической было 65,0 % учеников со средним уровнем восприимчивости к стрессу, уменьшилось количество с низким уровнем -10,0 %, увеличилось с повышенным - 25,0 %. В гиперэргической группе повышенный восприимчивости к стрессу встречался у 38,1 % обследованных, при этом низкий встречался у 4,8 %, реже чем в нормоэргической и гипоэргической группах (р<0,05).

В опции органограмма проведено БРТ в БАТ кожи, соответствующим органам, которые принимают участие в механизме формирования адаптационных реакций в ответ на эндогенные и экзогенные факторы (табл.6).

Как видно из табл.6, в нормоэргической группе показатели ЭКП в БАТ т.1 была 60,3±0,5 у.ед. выше, чем в т.3 (57,1±0,3), т.7 (48,2±0,2), т.8 (51,4±0,6) (р<0,001); и почти равной т.21 (61,6±1,2). В гипоэргической группе ЭКП в т.1 была выше, чем в т. 3 (50,2±0,6, (р<0,05), в т. 7 (45,6±0,6, р<0,001), в т.8 (49,0±0,9, р<0,001); авт. 21 показатели ЭКП были значительно выше (55,0±1,5, р<0,001).Для группы гипеэргической

выявили следующие характерные данные: во всех исследуемых БАТ кожи значения ЭКП были ниже чем в т.1 (р<0,001). Полученные данные свидетельствуют в пользу снижения функционирования трех регуляторных систем организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервной, эндокринной и иммунной во всех группах наблюдения.

Таблица 6

Характеристика показателей ЭКП в БАТ кожи органов, которые

принимают участие в механизме формирования адаптационных реакций по группам

Показатели ЭКП

БАТ кожи алгоритма БРТ нормоэр-гическая гипоэрги-ческая гиперэргиче-ская группа (п=21)

группа (п=16) группа (п=20)

КИП СПЭДт.1 60,3±0,5 51,3±0,2 68,0±0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП пол. желез над- 57,1±0,3 50,2±0,6 60,3±0,9

почечники т.3

СП щитовидн. желе- 48,2±0,2 45,6±0,6 56,1±0,9

зы т.7

СП гипофиза т.8 51,4±0,6 49,0±0,9 57,2±1,1

КИП ВНС т.21 61,6±1,2 55,0±1,5 65±0,7

Сравнительная характеристика результатов тестирования психологических проявлений по методике А. Баса и А. Дарке и БРТ представлена в табл. 7.

Таблица 7

Сравнительная характеристика результатов тестирования психологических проявлений по методике А. Баса и А. Дарке и БРТ

Психологи-ческие проявления Количество наблюдений в группах

Нормоэргическая (п=16) Гиперэргическая (п=20) Гипоэргическая (п=21)

психотест БРТ психотест БРТ психотест БРТ

% % % % % %

Страх 31,3±11,6 43,7±12,4 60,0±10,9 65,0±10,7 33,3±10,3 42,9±10,8

Раздражение 56,2±12,4 50±12,5 75,0±9,7 70,0±10,3 57,1±10,8 61,9±10,60

Физическая агрессивность 37,5±12,1 37,5±12,1 65,0±10,7 55,0±11,1 52,4±10,9 47,6±10,9

Тревога 25±10,8 25,0±10,8 50,0±11,2 45,0±11,1 28,6±9,9 38,1±10,6

Обида 43,8±12,4 37,5±12,1 55,0±11,1 45,0±11,1 47,6±10,9 42,9±10,8

При мониторинге полученных результатов оценки психологических проявлений по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке БРТ отмечается их корреляции между собой во всех группах наблюдения. Встречаемость признаков по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке и биорезонансного тестирования не имеют статистически значимых отличий.

У учеников с нормоэргической реакцией адаптации чаще встречалась раздражительность (56,2%±12,4%), обида (43,8%±12,4%), физическая агрессивность (37,5%±12,1%). При гиперэргиче-ской реакции адаптации у большего количества учеников встречалась раздражительность (75,0%±9,7%), физическая агрессивность (65,0%±10,7%), страх (60,0%±10,9%). В группе с

гипоэргической реакцией адаптации большая часть имела раздражительность (57,1%±10,8%), физическую агрессивность (52,4%±10,9%).обида (47,6%±10,9%).

Выводы

1. Нами проведено исследование состояния адаптационных реакций учащихся общеобразовательной школы, в результате которого выявлены особенности социального функционирования: большое накопление социальных факторов действующих на психику детей, способных деструктивно изменить адаптационные резервы организма: употребление фаст фудов - 70,1%; вредные привычки выявлены у 50,8%; 28,1% учащихся проводят время за компьютером более 2 часов. При этом

только 20 (33%) обследуемых находятся на свежем воздухе около 2 часов. Менее чем через 1,5 часа после школы 64,9% учащихся приступают к выполнению домашнего задания, 47,3% смотрят телевизор около 3-4 часов, 26,3% детей имеют дополнительные занятия по трудноусвояемым предметам. При этом только 31,5% посещают спортивные секции и 14,1% - кружки. Двигательная активность детей снижена, а развивающих и интеллектуальных занятий мало - у трети обследованных.

2. Анализ основных клинических жалоб, наиболее значимых и часто встречающихся у обследованных школьников, среди которых чаще встречаются обсесивно-фобические (56,1%), астенические (49,0%), соматовегетативные (45,6%).

3. На первом этапе бирезонансного тестирования измеряли электрокожную проводимость в точке кожи 1 КИП меридиана СПЭД, которая характеризует общий энергетический баланс в организме человека, у 28,1% учащихся составляли 60,3±0,5 условных единиц прибора (у.ед.) группа нормоэр-гическая; у 36,8% - показатели ЭКП 68,0±0,4 у.ед., что соответствует гиперэргической реакции ЭКП. У 35,1% обследованных ЭКП составило 51,3±0,2 у.ед. - это гипоэргическая реакция ЭКП. В группе с гиперэргической реакцией достоверно показатели ЭКП превышали нормоэргические и гипоэрги-ческие (р<0,001), нормоэргические показатели были выше, чем гипоэргические (р<0,001). На втором этапе БРТ проводили по определенному алгоритму с включением точек кожи органов, участвующих

Литер

1. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теоретические и практические основы //Г.Л. Апанасенко Материалы Международной научной конференции «Функциональные методы доно-зологической диагностики и коррекции здоровья человека». -Киев, 2012. - С.6-7.

2. Батуев А. С. Высшая нервная деятельностью. /А.С. Батуев. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

3. Бойцов И.В. Электропунктурные измерения: интерпретация, программное обеспечение и практическое применение / И.В. Бойцов Автореф. дис. на соискание степени кмн.- Минск, 1999.21 с.

4. Бородинов Н.К. К вопросу биорезонанса в электропунктурной диагностике по методу Р.Фолля.(EAV) /Н.К. Бородинов Мате© ТРЕГУБОВА Н.А., МИРОШНИЧЕНКО Н.В., 2013

механизме регуляции адаптационных реакций. В нормоэргической группе показатели ЭКП в БАТ т.1 была 60,3±0,5 у.ед. выше, чем в т.3 (57,1±0,3), т.7 (48,2±0,2), т.8 (51,4±0,6) (р<0,001); и почти равной т.21 (61,6±1,2). В гипоэргической группе ЭКП в т.1 была выше, чем в т. 3 (50,2±0,6, (р<0,05), в т. 7 (45,6±0,6, р<0,001), в т.8 (49,0±0,9, р<0,001); а в т. 21 показатели ЭКП были значительно выше (55,0±1,5, р<0,001).Для группы гипеэргической выявили следующие характерные данные: во всех исследуемых БАТ кожи значения ЭКП были ниже чем в т.1 (р<0,001). Полученные данные свидетельствуют в пользу снижения функционирования трех регуляторных систем организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервной, эндокринной и иммунной во всех группах наблюдения.

4. При мониторинге полученных результатов оценки психологических проявлений по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке БРТ отмечается их корреляции между собой во всех группах наблюдения. Встречаемость признаков по психологическому тесту А. Баса и А. Дарке и биорезонансного тестирования не имеют статистически значимых отличий.

5. Проведение комплексного клинико-психпатологического, биорезонансного исследования можно применять на этапах доклинического выявления нарушения реакций адаптации у учащихся школ, что даст возможность влиять на все звенья механизма их регуляции, составлять здо-ровьесберегающие программы - это путь сбережения здоровья подрастающего поколения.

атура

риалы Международной научной конференции «Функциональные методы донозологической диагностики и коррекции здоровья человека», Киев, 2012. - С.28-35

5. Гончаренко М.С. Валеопедагагические основы духовности /М.С. Гончаренко Учебное пособие. -Х.: ХНУ им. Каразина, 2007. -400с.

6. Мирошниченко Н.В., Павлусенко И.И., Кривошеева И.М. Алгоритм биорезонансного тестирования для комплексной оценки состояния здоровья человека /Н.В. Мирошниченко, И.И. Павлу-сенко, И. М. Кривошеева. Материалы Международной научной конференции «Функциональные методы донозологической диагностики и коррекции здоровья человека», Киев, 2012. - С.107-108.

Поступила 05.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.