Научная статья на тему 'Применение бенчмаркинга в управлении материальным обеспечением военной организации'

Применение бенчмаркинга в управлении материальным обеспечением военной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюкин Е.В.

В статье дана классификация бенчмаркинга применительно к потребностям управления военной организацией. Дано краткое описание способов применения каждого вида бенчмаркинга в управлении военной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение бенчмаркинга в управлении материальным обеспечением военной организации»

10. Курбанов А.Х. Экономико-математическая модель оценки организационно-экономической эффективности внедрения аутсорсинга // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2012. - № 2. - С. 40-44.

11. Курбанов А.Х., Князьнеделин Р. Оценка и отбор исполнителей государственного заказа // Проблемы теории и практики управления. - 2013. -№ 9. - С. 130-136.

12. Курбанов А.Х., Ямалетдинов А.Ф. Инструментарий управления аут-сорсинговыми отношениями для Внутренних Войск Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 2. - С. 625-642.

13. Плотников В.А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденции строительства военной организации страны (по материалам Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. - 2010. - № 2. - С. 85-88.

14. Самсонова А. С. Метод отбора провайдера услуг технического сервиса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - № 2. - С. 416-421.

ПРИМЕНЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА В УПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Клюкин Е.В.*

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург

В статье дана классификация бенчмаркинга применительно к потребностям управления военной организацией. Дано краткое описание способов применения каждого вида бенчмаркинга в управлении военной организацией.

Ключевые слова бенчмаркинг, военная организация.

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных бенчмар-кингу в отечественной научно-практической литературе [1, 2, 4, 8, 10], проблематика применения бенчмаркинга в военной деятельности в достаточной степени проанализирована не была (на близкую тематику было опубликовано крайне малое число работ [3, 5, 7]), что, на наш взгляд, не соответствует потребностям военного менеджмента. Бенчмаркинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент управления бизнесом, и мы полагаем, что его

* Начальник вещевой службы.

применение для нужд управления военной организацией сможет заметно повысить качество ее функционирования (что имеет особое значение сейчас, в период нарастания мировой нестабильности).

Единое общепринятое определение бенчмаркинга в настоящее время отсутствует. Предложено множество определений этого термина, которые, тем не менее, довольно близки друг к другу по смыслу и в целом трактуют бен-чмаркинг как методология выявления, адаптации и освоения лучших рыночных практик в области выполнения какого-либо бизнес-процесса или вида деятельности с целью формирования конкурентного преимущества. Вероятно, наиболее емко сущность бенчмаркинга выражена в названии статьи [1] -«Все лучшее - себе».

По нашему мнению, с точки зрения источника лучших практик можно выделить внутренний бенчмаркинг (когда исследуется деятельность различных подразделений одной и той же компании) и внешний бенчмаркинг (когда анализируется функционирование других предприятий). Внешний бенчмаркинг, в свою очередь, распадается на отраслевой бенчмаркинг (направленный на изучение предприятий той же самой отрасли; в рамках него можно выделить конкурентный бенчмаркинг, при котором проводится анализ прямых конкурентов компании) и конгломератный бенчмаркинг (при котором исследуется деятельность компаний других отраслей). Отметим, что границы между этими видами бенчмаркинга в определенной степени носят условный характер в силу широкого распространения интегрированных, сетевых и гибридных структур.

Очевидно, что проведение внешнего бенчмаркинга требует получения доступа к внутренней информации других предприятий. Речь идет либо о конкурентном сотрудничестве [4, 11], либо о разнообразных формах конкурентной разведки и промышленного шпионажа [9].

Исходя из предложенной выше классификации видов бенчмаркинга, речь может идти о следующих направлениях использования бенчмаркинга (будем использовать для обозначения инструментария бенчмаркинга, применяемого для целей управления военной организацией, термин «военный бенчмаркинг»).

1. Внутренний бенчмаркинг заключается в распространении лучших практик (в нашем примере - организации вещевого снабжения) в пределах одного вида (рода) войск (сил). Фактически речь идет хорошо известном с советских времен механизме освоения опыта наиболее эффективных подразделений (в простейшей своей форме реализуемый в виде перевода командира наиболее эффективного подразделения в другие части). Деятельность по проведению внутреннего бенчмаркинга должна осуществляться специалистами органов военного управления материально-технического обеспечения соответствующего вида (рода) войск (сил). Особенность этого вида бенчмаркинга состоит в том, что он не предполагает глубинной перестрой-

ки организации соответствующего процесса в тех подразделениях, которые перенимают опыт. Поскольку распространение опыта происходит в пределах одного вида (рода) войск, можно предполагать, что соответствующий процесс в различных подразделениях организован приблизительно одинаково. Большая эффективность его выполнения в отдельных подразделениях связана, скорее, с лучшей подготовкой личного состава, большей слаженностью работы отдельных военнослужащих (гражданских специалистов), лучшей подготовкой и более ярко выраженными командными навыками командира (начальника) и т.д. Важным фактором, облегчающим проведение внутреннего бенчмаркинга, является доступность информации. Для выявления наиболее эффективных подразделений могут использоваться как регулярные проверки деятельности подразделений (проводимые при помощи формальных методик оценки) - сюда же относятся и учения, так и разнообразные неформальные процедуры - например, соревнования между подразделениями.

Цель внутреннего бенчмаркинга заключается в распространении наиболее эффективной практики выполнения соответствующего процесса на все подразделения данного вида (рода) войск.

2. Отраслевой бенчмаркинг предполагает использование опыта других родов (видов) войск, и, вероятно, других силовых структур (Внутренних войск МВД РФ, МЧС и т.д.). В данном случае речь пойдет уже о необходимости проведения реинжиниринга соответствующего процесса, поскольку в разных видах (родах) войск, а тем более - в разных силовых структурах он организован в соответствии с различными алгоритмами. Очень важно указать на то, что речь ни в коем случае не идет о необоснованном перенимании опыта и, тем более, об унификации модели выполнения соответствующего процесса во всех силовых структурах. Каждый вид (род) войск, и каждая силовая структура предназначена для выполнения строго определенных задач, и организация выполнения соответствующего процесса выстроена под эти задачи. Копирование эффективных практик без адаптации не позволит учесть особенности задач каждого конкретного вида (рода) войск, и, в конечном счете, приведет к снижению их боеспособности.

Проведение отраслевого бенчмаркинга (хотя в нашем случае корректнее его было бы называть внутриведомственным или межведомственным бен-чмаркингом) должно осуществляться на уровне командования Вооруженными силами - посредством создания специализированных структур в рамках Министерства обороны РФ или Генерального штаба ВС РФ, а также межведомственных органов, включающих в себя представителей (экспертов) различных силовых структур.

С теоретической точки зрения представляет интерес проблема наличия в военном бенчмаркинге конкурентного бенчмаркинга. Вероятно, в качестве конкурентов можно было бы рассматривать вооруженные силы других государств. Сложно сказать, насколько уместно и целесообразно систематиче-

ское освоение практик выполнения определенных процессов, выработанных в вооруженных силах государств - потенциальных противников (хотя история знает много примеров того, как копировались модели военного строительства). Что же касается освоения практики вооруженных сил государств-союзников, то это представляется весьма целесообразным в целях укрепления обороноспособности и частичной унификации функционирования (по родам (видам) войск) вооружённых сил стран-партнёров. В этом случае возникает потребность в создании единой координирующей структуры военного союза, которой будет поручено собирать и распространять информацию по лучшим практикам организации процессов в армиях стран-союзников.

3. Конгломератный бенчмаркинг основывается на анализе деятельности гражданских (в том числе иностранных) предприятий и распространении используемого ими инструментария (подтвердившего свою эффективность) на военную сферу. Мероприятия по применению конгломератного бенчмар-кинга должны готовиться и осуществляться на уровне не ниже командования рода (вида) войск для сохранения унификации деятельности Вооруженных сил. Вряд ли будет большой ошибкой утверждать, что современные модели организации гражданско-военного сотрудничества (аутсорсинг, государственно-частное партнерство и т.д.) представляют собой результат конгломератного бенчмаркинга (хотя в явной форме методология бенчмаркинга в этих случаях не применялась, однако речь шла об адаптации к специфике военной организации разработанной гражданскими предприятиями технологии межорганизационного сотрудничества).

Таким образом, можно утверждать, что технологии бенчмаркинга, используемые гражданскими предприятиями, могут применяться для повышения эффективности функционирования военных организаций. Данное направление, по нашему мнению, является весьма перспективным, при этом его практическая реализация нуждается в научном обосновании и методическом сопровождении.

Список литературы:

1. Акимова Е.А., Акимов А.А. Все лучшее - себе. Бенчмаркинг // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2007. - № 7. - С. 30-33.

2. Горелова А.А. Бенчмаркинг: конкуренция или сотрудничество // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. - 2004. - № 2. - С. 377-380.

3. Гусева Н.М., Медведев Г.Б. Перспективы внедрения бенчмаркинга в государственном управлении // Финансы и бизнес. - 2011. - № 2. - С. 92-102.

4. Зиберт Г., Кемпф Ш. Бенчмаркинг. - М.: КИА Центр, 2006. - 128 с.

5. Капогузов Е. А. «Учиться у лучших»: бенчмаркинг как инструмент реформирования государственного управления // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2008. - № 2. - С. 80-86.

6. Котляров И.Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами // Практический маркетинг. - 2010. - № 4. - С. 15-19.

7. Курбанов А.Х., Лабазанов С.Г., Плотников В.А. Организационно-экономические инновации в деятельности силовых структур государства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2006. - № 48-2. -С. 137-142.

8. Михайлова Е.А. Бенчмаркинг. - М.: Благовест-В, 2002. - 176 с.

9. Плотников В.А., Седелкин К.Ю. Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. - 2008. - № 1.

10. Хайниш С.В., Климова Э.Т. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями. - М.: Едиториал УРСС, 2012. - 144 с.

РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНЫХ АВИАЛИНИЙ В ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ: РОССИЯ И МИР

© Ромадина В.К.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В данной статье автор рассмотрел основные характерные черты бюджетных авиакомпаний. Выявлены факторы, за счет которых достигается минимизация затрат, обеспечивающая меньшую стоимость перевозки по сравнению с традиционными авиакомпаниями и перечислены самые крупные бюджетные авиакомпании мир. Так же в статье раскрываются проблемы формирования отечественного лоукостера.

Ключевые слова: бюджетные авиалинии, Low Cost авиакомпания, дискаунтер, лоукостер, авиапереозки.

Более 40 лет назад Роллин Кинг и Герб Каллахер решили создать авиакомпанию, которая бы в корне отличалась от других. В ее основу они заложили принципы, позволяющие максимально снизить стоимость поездки: высокая частота полетов с минимальным временем простоя и использование самолетов одного типа для снижения издержек на обслуживание автопарка. Так небольшая техасская авиакомпания выросла и стала одной из самых больших в Америке. Сегодня Southwest Airlines («Юго-западные авиалинии») перевозит более 100 миллионов пассажиров в год в 65 городов по всей стране и делает это более 3200 раз за день.

Бюджетные авиакомпании (по-другому их называют «Low Cost авиакомпании», «дискаунтеры» или просто «лоукостеры») - изобретение авиаперевозчиков для пассажиров, которым важен только сам полет, а не еда и

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.