Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3296
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ / ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Матвеева М.В., Малинова О.Е., Новожеева А.А., Орлова М.О.

В работе рассмотрено понятие баз данных. Проведён краткий обзор основных сфер применения баз данных. Рассмотрены вопросы применения баз данных в сфере образования для обеспечения эффективности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

6. Калинина Е.С., Крюкова М.С., Селеменева Т.А., Трофимец Е.Н. Комплексное использование математических методов в инженерной подготовке специалистов МЧС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-3. - С. 73-77.

7. Калинина Е.С., Кудрявцева М.В. О применении аппарата производящих функций в теории вероятностей // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 3-1. - С. 18-22.

8. Киселева О.М., Тимофеева Н.М., Быков А.А. Формализация элементов образовательного процесса на основе математических методов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 224.

9. Колбанёв А.М., Татарникова Т.М., Яковлева Е.А. Систематизация базовой терминологии в области информационных технологий // Ученые записки Международного банковского института. - 2015. - № 13. - С. 162-171.

10. Селеменева Т.А. О реализации развивающих возможностей образовательных технологий в вузовском курсе математики // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 23. - С. 92-96.

ПРИМЕНЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Матвеева М.В.1, Малинова О.Е.1, Новожеева А.А.1, Орлова М.О.1

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

В работе рассмотрено понятие баз данных. Проведён краткий обзор основных сфер применения баз данных. Рассмотрены вопросы применения баз данных в сфере образования для обеспечения эффективности процесса обучения.

Ключевые слова база данных, система управления базами данных, объект, предметная область, образование.

Введение

Человека окружает множество различных предметов. Но описывать и классифицировать все, что вокруг нас - не целесообразно. При попытке описания объектов возникает множество вопросов о том насколько подробно необходимо описать тот или иной предмет.

Объект - это предмет или категория, обладающие определёнными свойствами, на который направлено действие.

1 Студент.

Прежде чем заносить данные об единице хранения в базу необходимо узнать что за объект находится перед нами, и как он может менять свои свойства. Из этого можно сделать вывод о том, что человека интересует окружающий его мир или, другими словами, замкнутая система объектов т.е. предметная область (ПО).

Для того, чтобы хранить информацию о каких либо однотипных объектах используют базы данных. База данных - это структурированная система, позволяющая хранить большие объемы информации об объектах. БД так же облегчает доступ к данным и поиск необходимой информации.

Сферы применения баз данных

Достаточно простыми примерами баз данных являются телефонный справочник или список книг в библиотеке. Данные могут храниться в различных форматах, - от числовых и текстовых до графических и мультимедийных.

Базы данных могут применяться в сфере органов власти и управления в документальном виде, в промышленной, сельскохозяйственной, строительной сферах. БД применяются в торговой, финансовой сферах. Базы данных нашли широкое применение в хранении социальных данных: справочники, образовательные учреждения, расписания самолетов и поездов, личная информация о сотрудниках организаций и мн. др. Существуют ресурсные базы данных, в которых хранится информация о земельных ресурсах, запасах воды, биоресурсах, вторичных ресурсах, отходах, информация об экологической обстановке и т.д. В сфере искусства и культуры базы данных также нашли своё применение. К примеру, разработана БД по мировой художественной культуре, способная создавать, хранить и редактировать статьи. Все это является основными сферами применения баз данных.

Для образовательных учреждений актуально использование школьного журнала. В нём может храниться полный спектр информации об учащихся (ФИО, дата рождения, адрес, ...) и перечень занятий (проводимые работы, предметы, и др.). Для создания таких БД используют средства управления базами данных (СУБД). СУБД - это комплекс технических и программных средств, предназначенных для организации взаимодействия БД и пользователя. В таких системах автоматизированы процессы, необходимые для работы с БД.

Решая задачу обеспечения эффективного школьного процесса с помощью СУБД мы сталкиваемся с необходимостью создания информационных систем (ИС), способных производить поиск и обработку данных. Существует два основных типа ИС: информационно-поисковые системы и системы обработки данных. Информационно-поисковые системы (ИПС) направлены на изучение подмножеств хранимых данных, которые соответствуют поисковому критерию. Пользователя при этом интересует не процесс обработки сведений, а сама информация. К примеру, успеваемость учащегося Петрова в прошлом году по математике.

Система обработки данных (СОД) ориентирована на обновление информации. Примером такой систем может быть ИС заработной платы учреждения. Она содержит информацию о количестве отработанных часов учителя, заработной плате, расчета надбавок, подведение итогов за период работы и т.д.

С помощью СУБД так же возможно разработать каталог библиотечного фонда образовательного учреждения. Это позволит упростить работу сотрудников библиотеки при оформлении документов по заказу и выдаче необходимой литературы, учителей и учащихся в поиске необходимого или близкого по теме материала, а также поиске по определенному критерию (автор, год издания и др.) и мн. др.

Еще одним примером применения БД в образовательной сфере является база данных, которая содержит информацию о загруженности кабинетов. Такая БД будет хранить данные о расписании занятий учащихся с указанием кабинетов, в которых проводятся уроки. Использование такой БД позволит составлять расписание в кратчайшие сроки а также вносить изменения в случае необходимости.

Все выше перечисленные примеры применения БД предназначены для пользователей, в чьи обязанности не входит обеспечение работоспособности и наладки оборудования. Последним занимаются профессионально обученные люди - инженеры информационных технологий либо системные администраторы образовательного учреждения. Инженерам необходимо учитывать все оборудование, которое находится в том или ином школьном отделении, информацию о техническом состоянии этого оборудования, его инвентарные номера, технические характеристики и т.д. Для систематизации и эффективного использования компьютерных и иных средств можно применять БД, которые будут хранить эту информацию. Администратор с помощью СУБД может создать БД по заданным технически характеристикам, необходимым данному сотруднику. Так, например, с помощью запросов администратор может найти необходимую единицу хранения по заданному критерию поиска (к примеру, по инвентарному номеру или по расположению класса). БД, обработав запрос может вывести все удовлетворяющие этому запросу единицы хранения с имеющейся в базе информацией об этих объектах.

Используя БД можно составлять и автоматически генерировать отчёты для списания какой либо техники и вносить изменения в случае необходимости. В случае, если необходим доступ одного или нескольких сотрудников, в число которых входят люди, не имеющие специализированного образования, можно создать БД с интуитивно понятным интерфейсом, а также свести к минимуму общение пользователя с инструментами БД. Такая задача легко решается с помощью кнопочных форм, которые позволяют в полной мере использовать все функции созданной БД, не сужая возможности

функциональности СУБД. Дополнительные кнопки управления тоже могут помочь пользователю использовать БД, не прибегая к программированию запросов и инструментам СУБД.

С помощью СУБД так же можно создать базу данных, предназначенную только для технического персонала, который обслуживает компьютерные единицы хранения. Создание такой БД может упростить обслуживание техники, за которое отвечают инженерные сотрудники образовательного учреждения, и в том числе для того, чтобы иметь полное представление о единицах хранения. К примеру, если какое-либо устройство по некоторым причинам выходит из строя, то с помощью данных, которые хранятся в БД, можно узнать какими характеристиками обладает данное устройство, и на основе этих знаний произвести замену неисправной детали, либо же замену всего объекта сразу. Так же такая БД позволит подготовить документы для списания неисправного технического объекта с помощью автоматически сгенерированных актов.

Преимущественно СУБД можно направить на упрощение работы инженеров и других сотрудников организации. С помощью БД можно эффективно использовать техническое оборудование, имеющееся в наличии, распределять занятия в кабинетах, используя информацию о их техническом оснащении и автоматизируя процесс подбора кабинета по заданным критериям, следить за посещаемостью детей, составлять расписания уроков как учащихся, так и педагогического состава. Так же БД смогут упростить работу сотрудников столовой, где можно внедрить систему, позволяющую получать информацию о количестве детей, присутствующих в школе на рассматриваемый момент времени, а так же информацию о имеющейся продукции, которая необходима для обеспечения питания.

Заключение

Базы данных позволяют упростить работу сотрудников образовательных учреждений: от обслуживающего персонала до вышестоящего руководства. БД можно внедрить практически во все сферы деятельности человека, что удобно как для учителей, так и для учащихся.

Доступ к информации можно разграничивать для любых созданных групп, в зависимости от того какую информацию необходимо получить пользователю. На данный момент большинство информации хранится в электронном виде, но есть необходимость в бумажном носителе информации. Для того, чтобы облегчить задачу документооборота так же можно воспользоваться БД, способной автоматически генерировать необходимые документы и выводить их на печать. БД могут быть использованы любым человеком, имеющим пользовательский уровень навыков владения ПК благодаря функции, способной свести общение с инструментами создаваемой БД к минимуму, что потенциально расширяет круг людей, способных использо-

вать БД в личных целях. Так же упрощением использования БД может являться создания дополнительных элементов контроля и управления, позволяющих перемещаться по всей БД без особых усилий, создавать или удалять записи в случае необходимости, генерировать акты, отчеты и другие документы, в случае необходимости конвертировать их в требуемые форматы, выводить на печать или сохранять в электронном виде.

Существует так же необходимость передачи информации на дальние расстояния, например, при совместной работе нескольких образовательных центров над единым проектом, и БД может обеспечить связь пользователей между собой с помощью Internet т.к. сама база может находиться на сервере учреждения. Актуальность данных, которые хранятся в БД может обеспечивается также с помощью Internet, что удобно в случае, если к БД имеют доступ несколько пользователей. Немаловажным преимуществом является не обязательный запуск БД с одного и того же компьютера. Если на устройстве, с которого осуществляется запуск БД, установлено необходимое программное обеспечение (при необходимости такой установки), то можно работать над документами или другими данными, находясь за пределами учреждения, например дома.

СУБД позволит защитить информацию от пользователей, не имеющих к ней доступа, что является несомненным преимуществом перед хранением файлов на компьютере. Так же можно разграничить права и возможности каждой группы пользователей и выводить только ту информацию и активировать только те функции, которые разрешены администрацией БД.

Список литературы:

1. Диго С.М. Базы данных. Проектирование и создание: учебно-метод. комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008. - 171 с.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЮ

© Строева В.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается применение игры как средства обучения самоконтролю. Внедрение различных игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут всячески помогать в решении данной проблемы. Делается акцент на том, что появление у дошкольника самоконтроля является главным условием главным условием и в развитии учебной деятельности.

Ключевые слова преподаватель, дошкольник, игра, самоконтроль.

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.