Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / УЧЕТ / УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бояркина Е.В.

В статье рассматриваются вопросы автоматизации процесса обработки информации в учреждении здравоохранения. На данный момент при разработке программного обеспечения, которое используется в учреждениях здравоохранения, стоят такие проблемы как: создание единой структуры медицинской карточки, постоянное обновление медицинских данных, предоставление возможности анализа первичной информации для дальнейшего прогнозирования. Автоматизированная обработка данных направлена на повышение качества информации и эффективности управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бояркина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 657.1.011.56

Е.В. Бояркина

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы автоматизации процесса обработки информации в учреждении здравоохранения. На данный момент при разработке программного обеспечения, которое используется в учреждениях здравоохранения, стоят такие проблемы как: создание единой структуры медицинской карточки, постоянное обновление медицинских данных, предоставление возможности анализа первичной информации для дальнейшего прогнозирования. Автоматизированная обработка данных направлена на повышение качества информации и эффективности управления организацией.

Ключевые слова: автоматизированные программы, пользователи, учет, учреждение здравоохранения, медицинские информационные программы.

В современных экономических условиях автоматизация учета и управления финансово-хозяйственной деятельностью любой организации является необходимым звеном ее единой информационной системы. Применение современных информационных технологий является необходимым условием принятия обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации. На сегодняшний день трудно представить какую-либо сферу деятельности, где не используются информационные технологии. Автоматизация учета, анализа, управления являются неотъемлемыми составляющими деятельности крупных государственных корпораций, организаций государственного сектора, публичных акционерных обществ, предприятий малого и среднего бизнеса [1].

Несмотря на особенности каждой организации можно выделить следующие требования к автоматизации процесса обработки информации: выделение основных процессов, составляющих блоки финансово-хозяйственной деятельности с целью единообразия учета и составления отчетности; учет выделенных процессов в соответствии с учетной политикой; учет и хранение различных видов аналитик, которые сопровождают различные процессы и необходимы для управленческого анализа; регистрация информации по месту возникновения с отражением в виде, удобном для пользователей [2].

Рассмотрим более подробно особенности автоматизации процесса обработки информации в учреждении здравоохранения. В качестве примера используем данные ГБУЗ «Старошайговская районная больница» (республика Мордовия). Целью ГБУЗ РМ «Старошайговская РБ» является сохранение здоровья населения путем проведения лечебных, профилактических и оздоровительных мероприятий. Работа районной больницы невозможна без автоматизированных программ, так как приходится обрабатывать значительные массивы данных. С помощью таких программ ведутся картотеки пациентов, производится запись на прием к специалистам, ведется управленческий и финансовый учет. Все более важное место в медицинских системах занимает функционал CRM, позволяющий перевести на более высокий уровень взаимодействие с пациентами. Современная медицинская система - это эффективный инструмент, облегчающий труд персонала больницы и обеспечивающий повышение качества обслуживания пациентов [3].

Основные медицинские информационные программы в ГБУЗ РМ «Старошайговская РБ» можно структурировать следующим образом:

- системы для работы с пациентами - обеспечивают быструю обработку данных и качественную работу с пациентами (Медицинская картотека 1.7; Учет пациентов 2.608);

- системы для работы с ресурсами - используются для планирования ресурсов медицинского учреждения, а именно ресурсов персонала и оборудования (Учет прививок; 1С: Кадры; 1С:Медицина. Больница);

- системы анализа полученных данных - позволяют запросить из банка данных результаты обследований или заболеваний, показывают общую картину здоровья пациентов (Махаон PACS; Редактор протоколов 1.1).

Вышеперечисленные автоматизированные программы служат для ведения взаиморасчетов с контрагентами, управления потоками пациентов, персонифицированного учета оказанной медицинской

© Бояркина Е.В., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 11-3(62)

помощи, учитывают все особенности бизнес-процессов поликлинических, клинических и параклинических подразделений учреждения. Конфигурация большинства программ предназначена для автоматизации деятельности следующих подразделений и ответственных лиц ГБУЗ РМ «Старошайговская РБ»: регистратура, приемное отделение, касса, служба ведения договоров, врачебный и средний медицинский персонал, информационно-аналитическая и статистическая служба. Программы поддерживают многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет, в том числе и через веб-клиент. Рассмотрим особенности программных продуктов учреждения здравоохранения в таблице.

Таблица 1

Характеристика программных продуктов ГБУЗ РМ «Старошайговская РБ»

Автоматизированная программа Характеристика

Медицинская картотека 1.7 Предназначена для ведения базы пациентов, их заказов на бесплатные и платные услуги. Работа программы основана на заполнении справочников: врачи - содержит данные о врачах; категории лечения - наименования категорий лечения; диагнозы - список диагнозов; медицинские услуги - наименование услуги и цена. Программа позволяет: заполнять карточку пациента; возможность распечатки карточки; ввод/корректировка заказа на услуги; распечатка заказа; возможность копирования/восстановления базы.

Учет пациентов 2.608 Применяется для ведения базы данных пациентов, результатов обследований и заключений. Полученные в ходе обследования данные хранятся в таблицах базы данных в текстовом, числовом, графическом форматах, а также в DOC-файлах. Предусмотрено ведение журнала приема, а также справочника заболеваний-диагнозов.

Учет прививок Программа предназначена для учета профилактических прививок у пациентов. Благодаря серверу объединяются несколько фельдшерских пунктов района в единую информационную базу. В программе предусмотрен ежемесячный план прививок по участкам и контингентам. Учитываются следующие прививки: столбняк, коклюш, дифтерия, туберкулез, гепатит, полеомиелит, корь, паратит, краснуха, реакция манту, прочие прививки.

Махаон PACS Используется для автоматизации работы диагностических кабинетов, работающих с медицинскими изображениями, полученными с помощью различных медицинских визуализирующих устройств (ультразвуковые аппараты, цифровые рентгеновские аппараты, рентгеновские компьютерные томографы и др.) способных сохранять и передавать изображения

Редактор протоколов 1. 1 Позволяет вести базу данных протоколов различных лабораторных и диагностических исследований.

1С:Медицина. Больница Прикладное решение используют с целью оперативного планирования работы кабинетов больницы, ведения медкарт в цифровом варианте, а также учета мед. услуг. Быстрое планирование работы осуществляется с помощью предварительной записи пациента в программном продукте «1С Медицина» на реализацию определенных медицинских услуг в кабинете. С целью осуществления быстрого планирования медперсоналу и процедурным кабинетам задаются нормы загрузки, список необходимых услуг для выполнения, а также графики работы.

Формирование и реализация автоматизации медицинского учреждения снижает ошибки в диагностике, профилактике, лечении и реабилитации благодаря удобной визуализации данных, автоматизирует контроль непротиворечивости данных и возможность их постоянного мониторинга. Вместе с этим по окончанию любого вида медицинского осмотра и лечения пациентов все бухгалтерские расчёты и отчётности сразу ведутся в электронном виде. Это обеспечивает переход на электронную форму работы с максимальным исключением дублирования ввода одной и той же информации. В итоге применения данной системы достигается экономия времени, быстрая организация процесса лечения, формирование единой базы данных, создание системы быстрого поиска, приготовление быстрых отчётов, наблюдение динамики статистических данных, обеспечение точности и результативности деятельности системы, создание возможности пользователей системы работать дистанционно [4].

Автоматизированные программы ГБУЗ РМ «Старошайговская РБ» содержат в себе возможности по масштабированию путем последовательного подключения дополнительных модулей, таких как модуль аптеки, администратора, главного врача, медсестры, лаборатории, бухгалтерии для обеспечения выполнения всего объема мероприятий, необходимых для комплексной автоматизации медицинского учреждения.

Повышение эффективности обработки информации в результате использования автоматизированных программ в деятельности учреждения здравоохранения ГБУЗ РМ «Старошайговская РБ» позволит:

- повысить оперативность и достоверность информации для принятия управленческих решений;

- обеспечить прозрачность данных о лечебно-диагностическом процессе с целью оценки его качества; позволить упростить процедуру заполнении данных о результатах лечения;

- позволит повысить качество информации в результате визуализации данных и обеспечении их постоянного мониторинга;

- сократит затраты в результате внедрения электронного документооборота и упорядочения медико-биологического и медико-санитарного обеспечения в ГБУЗ РМ «Старошайговская РБ».

Библиографический список

1. Чистякова Ю.А. Информационная система автоматизации работы медицинского учреждения // Новые информационные технологии в науке нового времени: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа. - 2016. - С. 63-65.

2. Тоболкина А.В. Автоматизация документооборота медицинских учреждений // Студенческая наука для развития информационного общества: материалы II Всероссийской научно-технической конференции. - 2015. - С. 232-233.

3. Шилова А.А. Автоматизация деятельности администратора медицинского центра // Научно-техническое творчество аспирантов и студентов. - ФГБОУ ВПО «КнАГТУ». - 2015. - С. 545-547.

4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Аверина О.И., Давыдова В.В., Лушенкова Н. И. и [др.] - М.: КНОРУС, - 2012. - 432 с.

БОЯРКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - бакалавр направления «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.