ледние 10-12 лет в целом преобладают негативные позиции: 42,6% респондентов считают, что жизнь ухудшилась, в том числе 25,5% - что сильно ухудшилась. Положительно оценивают перемены 29,6% сельчан. При этом значительное улучшение отмечают только 6,9%. Более половины (54,1%) жителей села недовольны своим материальным положением (в том числе 19,3% крайне недовольны), 9,3% - не очень довольны и только 7,3% очень довольны. Таким образом, в картине удовлетворенности материальным благосостоянием абсолютно преобладают темные и полутемные тона. Преобладают они и в ожиданиях, которые являются весьма важной детерминантой социально-психологического климата. Только 1/3 сельчан надеется на улучшение материального положения своей семьи в течение ближайшего года, 29,7% - не рассчитывают на какие-либо изменения, а 14,4% полагают, что семья станет жить хуже.
Необходимость импортного скота в сельском хозяйстве Тюменской области признали 57% респондентов, отметив, что он имеет более высокую продуктивность и улучшит генетический потенциал. 35% считают, что нужно заняться собственными, российскими породами. Все опрошенные согласны с тем, что не совсем продуманно ввозился импортный скот: не были готовы ни теоретически, ни практически. До сих пор не соответствует рацион кормления (36%), нет удобных помещений (29%), наблюдается нехватка квалифицированных кадров (26%) и работают неквалифицированные кадры (9%). Кроме того, импортный скот плохо адаптиро-
ван к российским условиям. Это отметили 78% респондентов. Выход из сложившейся ситуации можно найти, во-первых, усовершенствовав рацион кормления; во-вторых, повысив квалификационный уровень работников с помощью специализированных курсов, действующих при хозяйствах, в которых бы преподавали по модульной системе передовые ученые и производственники; в-третьих, оснастив передовой техникой и оборудованием производственные помещения; в-четвертых, привлекая квалифицированные кадры с высшим образованием и рабочими специальностями; в-пятых, необходима государственная поддержка. Среди самых востребованных специалистов называются зоотехники (31%), ветеринарные врачи, ветеринарные врачи-гинекологи, ветеринарные врачи по копытам (30%), агрономы (14%). Кроме того, необходимы рабочие, такие как опытные телятницы, доярки, скотники, электрики (22%). Что касается государственной поддержки, то она видится как административная поддержка (34% респондентов), кредитная поддержка (27%), предоставление налоговых льгот (14%). Одним из путей развития молочного скотоводства является, на взгляд респондентов, раздача импортного скота в ЛПХ. С этой позицией согласны 47% опрошенных. Они также считают, что при наличии информационно-консультационных специализированных центров, в которых будут работать квалифицированные кадры зоотехников, ветеринарных врачей и прочих специалистов, возможна такая передача животных. При этом отрасль в целом только выиграет, так
Экономика
как частник обеспечит лучший уход. Но, несмотря на то, что в европейских государствах такой скот содержится в личных хозяйствах, большая часть респондентов отрицает такую передачу, так как, по мнению этой группы, в ЛПХ нет условий для содержания, а, кроме того, сразу возникнет угроза ликвидации крупного предприятия, что принесет социально-экономическую нестабильность району, селу и усилит отток деревенских жителей в город. С этим также можно согласиться, так как 34% селян ожидали от ввоза импортного скота именно создания новых производственных мощностей и рабочих мест. Тяга крестьян к коллективизму, созданию крупных хозяйств до сих пор жива. Это необходимо учитывать, продумывая аграрную политику на ближайший период.
В целом исследование показало, что решение о ввозе импортного скота оказалось своевременным и совпало с экономическими интересами крестьянства, несмотря на то, что только 12% опрошенных признали себя крестьянами. Стимулировать экономический интерес, развить мотивацию крестьян заниматься молочным скотоводством, совершенствуя генетический потенциал, можно, оказывая государственную административную и финансовую поддержку, способствуя развитию как высшего, так и среднего профессионального сельскохозяйственного образования. Социальное самочувствие селян, работающих на предприятиях, где содержится импортный скот, удовлетворительное. У людей живет надежда на улучшение положения в сельском хозяйстве и на сохранение сельских территорий.
Литература
1. Статистический ежегодник. 2007. Ч. 4. С. 175.
2. иР1_: http://www.rian.ru/economy/
3. Приведены данные социологического обследования личных подсобных хозяйств по анкете «Личные подсобные хозяйства: современное состояние и пути развития», Тюменская ГСХА, март 2008 г. Выборочная совокупность составила 400 домохозяйств или 5% от всех домохозяйств, ведущих ЛПХ в Нижнетавдинском районе.
ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
В.В. КОНОВАЛОВ,
кандидат экономических наук, доцент,
А.С. ШИПИЛОВ (фото),
аспирант, Томский сельскохозяйственный институт, г. Томск
Ключевые слова: автоматизированные системы, крестьянские (фермерские) хозяйства, учет.
Каждая организация независимо от организационно-правовой формы должна осуществлять учет своей деятельности в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения фактов хозяйственной деятельности. Любая организация стремится совершенствовать учет для обеспе-
чения полной и надежной информации. Это нужно как для обеспечения принятия управленческих решений, так и для финансовой политики предприятия. Такую необходимость испытывают не только крупные товаропроизводители, но и субъекты малого предпринимательства.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определяются понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства". К ним относятся внесенные в Единый госу-
The automated systems, country (farmer) economy, account.
Экономика
Хозяйств енная операция
Рисунок. Схема движения данных при использовании принципа «название операции -> формирование проводок»
дарственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Кроме этого, данные хозяйствующие субъекты должны соответствовать определенным условиям, таким как:
1) для юридических лиц: суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек [1].
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством Российской Федерации для каждой ка-
тегории субъектов малого и среднего предпринимательства [2].
Крестьянские (фермерские) хозяйства, как и другие предприятия, имеют сложности в организации бухгалтерского учета. С одной стороны, специально для КФХ разработаны методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах (приняты приказом №6 от 20 января 2005 г. Министерства сельского хозяйства Российской Федерации). Однако, с другой стороны, для их применения от пользователя требуется определенное количество знаний в области бухгалтерского учета, что является проблематичным для КФХ.
Особой нагрузкой наряду с проблемой организации бухгалтерского учета является необходимость крестьянских (фермерских) хозяйств как хозяйствующих субъектов вести налоговый учет, составлять и представлять налоговую отчетность в порядке и по формам, установленным законодательством.
Данные как налогового учета, так и бухгалтерского необходимы государственным органам, которые наделены правом государственного контроля за деятельностью фермеров (крестьян) по использованию кредитов, уплате налогов, охране труда, профилактике заболеваний животных, борьбе с болезнями растений, соблюдению законодательства о землепользовании и охране природы.
Налоговый учет хозяйственных операций должен обеспечить объем информации, необходимый для составления налоговых деклараций и статистической отчетности.
В настоящее время для целей налогообложения КФХ возможно использование одной из трех систем налогообложения, учета и отчетности:
1) общеустановленной системы налогообложения, при которой крестьянские (фермерские) хозяйства -предприниматели уплачивают налог на доход, полученный от осуществления своей деятельности, а также ряд других налогов, предусмотренных действующим законодательством;
2) упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, при которой уплата установленного законода-
тельством налога на доход, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общепринятой системы налогообложения;
3) специальной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей -сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающей уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Преимуществом двух последних систем является существенное снижение налоговых обязательств сельскохозяйственных производителей (налогоплательщиков) по сравнению с общим режимом налогообложения [3].
Одним из альтернативных способов ведения бухгалтерского и налогового учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах является использование специальных автоматизированных систем.
На сегодняшний день остается актуальной необходимость создания определенного вида программных продуктов, которые способны отвечать необходимым условиям для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Для осуществления данной задачи предлагается создание типового решения по принципу "название операции -> формирование проводок". Сущность данного принципа заключается в формировании бухгалтерской корреспонденции и данных для налогообложения. Пользователь выбирает нужную типовую операцию (например, поступление удобрений от поставщика), заложенную в программе с определенной корреспонденцией для бухгалтерского и налогового учета, причем с возможностью выбора налога по такой операции, указав в ней определенное количество (если необходимо) и сумму. В результате этого пользователю на данном этапе не требуется иметь больших знаний для определения сформированной корреспонденции. Сущность действия данного принципа можно проследить на схеме (рисунок).
Работоспособность данной системы должна осуществляться путем создания типовых операций по видам объектов учета в виде списка. Список можно сформировать в виде справочника по группам учета, при выборе которых будут формироваться документы и записываться в журналах соответствующих объектов учета. Далее по регистрам и на основании записанных данных возникает возможность формирования финансовой отчетности.
Применение данной системы учета будет требовать от пользователя базового уровня знаний в бухгалтерском и налоговом учете.
Также для решения проблем бух-
Экономика
галтерского и налогового учета в КФХ влекать учетных работников к полу- ствление поставленных задач воз-
следует воспользоваться практикой чению базовых знаний по автомати- можно посредством финансирования
переподготовки кадров села и при- зированным системам учета. Осуще- из регионального бюджета.
Литература
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Рос. газ. 2007. 31 июля.
2. Астахова Т. Л. Анализ нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. 2007. № 10.
3. Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 янв. 2005 г. № 6.
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С.И. КРЫЛОВ,
доктор экономических наук, профессор,
Д.Х. БУХАРОВА,
старший преподаватель, УГТУ-УПИ им. первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Ключевые слова: коммерческая организация, статическое финансовое состояние, динамическое финансовое состояние, финансовые потоки и оттоки.
Обращаясь к рассмотрению финансового состояния коммерческой организации (предприятия) как объекта исследования, необходимо отметить, что этот вопрос достаточно подробно освещен как в отечественной, так и в зарубежной литературе по финансовому и экономическому анализу, финансовому менеджменту, корпоративным финансам.
Однако до сих пор не выработано единого определения финансового состояния организации, в том числе коммерческой. При этом можно выделить ряд групп ученых-экономистов, подходы которых к этой проблеме существенно отличаются [3]:
1) не дают какого-либо четкого определения или хотя бы характеристики финансового состояния организации, а сразу переходят к содержанию его анализа (О.В. Ефимова, В.В. Бочаров,
Л.А. Бернстайн, Дж. К. Ван Хорн, Э. Хел-ферт и др.);
2) дают достаточно четкое определение финансового состояния организации (В.А. Чернов, Н.П. Любушин, Г.В. Савицкая, И.А. Бланк, А.Б. Борисов и др.);
3) не дают четкого определения финансового состояния, но указывают его основные характеристики, то есть что оно характеризует, или отражает, или в чем проявляется (А.Д. Шеремет,
Л.Г. Гиляровская, Н.Н. Селезнева и А.Ф.
Ионова, М.И. Баканов, В.В. Ковалев, Г.Б.
Поляк, Л.Е. Романова, Э.И. Крылов, Е.А.
Мизиковский, А.И. Гинзбург и др.).
Финансовое состояние как экономи-
ческую категорию рассматривают далеко не все ученые-экономисты.
Исследуя вопрос о том, следует или не следует относить понятие фи-
нансового состояния организации к рангу экономических категорий, необходимо отметить, что экономические категории - это важнейшие понятия экономической науки, отражающие существенные стороны экономических явлений и процессов [1].
Безусловно, финансовое состояние может быть признано одним из важнейших показателей экономической науки, который отражает существенные стороны экономических явлений и процессов на уровне отдельных организаций, включая коммерческие, поскольку оно по сути своей является конечным результатом всей финансово-хозяйственной деятельности любой организации и определяется всеми ее составляющими. Таким образом, поскольку финансовое состояние - неотъемлемая характеристика (результат) финансово-хозяйственной деятельности организации, то его следует рассматривать как экономическую категорию.
Систематизируя различные точки зрения на финансовое состояние организации, авторы посчитали необходимым дать следующее определение финансового состояния коммерческой организации: финансовое состояние коммерческой организации -это экономическая категория, представляющая собой степень способности коммерческой организации финансировать свою деятельность и характеризующаяся обеспеченностью коммерческой организации финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального ее функционирования, целесообразностью их размещения, интенсивностью и эффективностью использования, а так-
же устойчивостью положения на рынке ценных бумаг (если коммерческая организация - открытое акционерное общество).
Раскрывая содержание авторского определения финансового состояния коммерческой организации, следует отметить основные его моменты:
1) обеспеченность коммерческой организации финансовыми ресурсами, необходимыми для ее нормального функционирования, предполагает оптимизацию объема, состава и структуры капитала предприятия и, прежде всего, достижение наиболее приемлемого для коммерческой организации соотношения заемных и собственных источников финансирования;
2) целесообразность размещения финансовых ресурсов предполагает выбор наиболее приемлемого в данной ситуации способа финансирования активов коммерческой организации, а также определение их наиболее оптимальных состава и структуры;
3) интенсивность использования финансовых ресурсов связана с обеспечением наибольшей их отдачи в процессе финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации;
4) эффективность использования финансовых ресурсов связана с получением наибольшего экономического эффекта от их применения в процессе финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации;
5) устойчивость положения коммерческой организации (открытого акционерного общества) на рынке ценных
Commercial organization, static financial condition, dynamic financial condition, financial flows and outflows.