УДК 376
Абдуллаева М.Ж.,
студентка, Бекманова Ж.А.,
PhD, и.о. доцент,
Нукусский государственный педагогический институт,
г. Нукус, Узбекистан
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Аннотация
В статье рассматривается эффективное устранение эмоциональных нарушений детей с аутизмом которому способствует средства арт - терапии обладающие легким, непринужденным корректирующим эффектом.
Ключевые слова
эмоциональная сфера, арт - терапия, изотерапия, драма, сказкотерапия.
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро возникших в XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего базируются на изучении семейной атмосферы, качества медицинского обслуживания, отношений ребенка с близкими взрослыми, социальной обстановкой и других внешних факторах.
В то же время гораздо меньше изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей и условия становления здоровой психики.
Одним из таких внутренних факторов является эмоциональная сфера как сложно организованная система регуляции поведения ребенка. Устойчивость эмоциональной сферы ребенка напрямую зависит от качества эмоционального общения с родителями, и в первую очередь с матерью. Дефицит родительской любви приводит к замедлению формирования самосознания ребенка, а в дальнейшем - к закреплению в социальном опыте агрессивного, враждебного отношения к миру.
Все это приводит к возникновению у детей разного рода эмоциональных нарушений.
Наиболее характерным типом контрастность, то есть противоречие всех личностных характеристик, но при этом отмечается, что тревожность и агрессивность также входят в категорию наиболее распространенных эмоциональных нарушений.
Подробные знания об особенностях эмоциональных нарушений, причинах и характере их возникновения, их влиянии имеют важное значение в процессе психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми с эмоциональными нарушениями [1].
Учитывая большой спектр эмоциональных нарушений и их распространенность в детском возрасте, остро встает проблема подбора качественных диагностических средств, которые позволяли бы не только констатировать наличие эмоционального неблагополучия у ребенка, но и определить характер нарушения (с целью правильного подбора средств коррекции), выявление их причины (в целях дальнейшего устранения), раскрыть последствия воздействия на разные сферы жизни ребенка. Проективные методики стоят на первом месте среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, поэтому являются объектом пристального внимания не только со стороны сторонников, но и со стороны критиков, довольно скептически относящихся к их
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
диагностическим возможностям, прежде всего из-за невозможности получения четкой информации о надежности и валидности таких методик, недостаточной стандартизированности и значительной субъективности в интерпретации результатов. Поэтому наше исследование было направлено на раскрытие роли проективных методик в процессе психодиагностического обследования детей с эмоциональными нарушениями (на примере детей младшего школьного возраста) и на подбор эффективных коррекционных средств воздействия на ребенка с эмоциональными нарушениями [2].
Опираясь на результаты, полученные исследователями, выяснено, что эффективному устранению эмоциональных нарушений будут способствовать средства арт - терапии в проективном ключе именно потому, что они точно так же обладают легким, непринужденным корректирующим эффектом.
Арт - терапия является универсальным методом профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, так как она может служить инструментом развития и гармонизации детей и подростков.
В процессе коррекционной работы нередко используются такие методы арт - терапии как изотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, драма - терапия, и т.д.
Привлекательность изотерапии объясняется тем, что она направлена на обучение детей и подростков видению в своей изобразительной продукции определенного смысла.
Для коррекционного воздействия музыкотерапия может использоваться в трех формах: коммуникативном - совместное прослушивание музыки; реактивном - направленной на достижение катарсиса; регулятивность - способствует снятию нервно-психического напряжения.
Танцевальная терапия применяется в работе с детьми и подростками, имеющими эмоциональные расстройства, нарушение межличностного взаимодействия.
Драма - терапия помогает выстроить адекватную систему психологической защиты. А также дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.
Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут проявиться потенциальные возможности личности. В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который на протяжении многих веков используется в целях обучения и передачи информации.
Тем не менее, мы хотим сосредоточить свое внимание на более нестандартных методах арт-терапии, таких как фототерапия, мультипликационная терапия и терапия нестандартного рисования, рассматривая их как проективные методы психологической коррекции.
Фототерапия - это метод арт - терапии, который позволяет выявлять, корректировать и устранять нарушения с помощью фотографирования.
В мульт-терапии можно выделить 2 направления:
- активное (создание мультфильмов);
- пассивное (только просмотр).
Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие в первую очередь эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются:
- представление о добре и зле;
- правила и эталоны хорошего и плохого поведения;
- умение распознавать чувства и эмоции, проявлять их и контролировать.
Просматривая «мультики», ребенок учится:
- преодолевать свои страхи, тревоги;
- бороться с трудностями, не подвергаться агрессии из-за неудач;
- уважительно относиться к другим и т.д.
Все это позволяет ребенку полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Создание мультфильмов в свою очередь поможет ребенку самовыразиться, изобразить свои желания, мечты, донести свои мысли, переживания, что будет иметь большое коррекционное содержание, поскольку выражая себя, он будет представлять миру свое мировоззрение, а знакомясь с чужим творчеством учиться новому и переосмысливать старое уровни подсознания.
Также мы хотим обратить внимание в коррекционном плане на создание комиксов и манги (рисованные истории, рассказы в картинках), которые кроме того, что будут стимулировать ребенка к творчеству, но так же будут иметь коррекционный эффект. Ведь ребенок, создавая свою историю, будет таким образом самовыражаться, он сможет донести до окружающих свои интересы, желания, мечты, эмоции; отразить свой внутренний мир с помощью подобных историй и научиться чему-то новому в процессе их создания; узнать о разнообразии характеров, желаний, стремлений, эмоций и воплотить их в своих историях.
Прочитав схожую историю можно понять культуру человека, его мысли, заботы. Они могут поведать об эмоциональной реакции на определенные поступки, действия. Определенным образом, такие истории можно превратить в стратегию поведения в разнообразных жизненных ситуациях, на которых ребенок в одиночку будет учиться, например преодолевать тревогу или контролировать гнев, научится снимать эмоциональное напряжение. Кроме того, любые невзгоды, неудачи, также можно изобразить в своей истории и, посмотрев на них со стороны, сделать вывод.
Выводы. Указанные направления коррекционного воздействия средствами арт - терапии, и особенно фото - и мульт - терапии и терапия комиксами и мангой, будут способствовать снижению уровня эмоционального напряжения у детей, не вызывая у них отторжения, а скорее наоборот -интерес и положительное отношение. Ведь именно данные методы хорошо помогут ребенку самовыразиться, обменяться впечатлениями о себя, об окружающем мире, проявить свои интересы, склонности, чувства; таким образом приобрести опыт, научиться новому о себе, о мире, об эмоциях и их выражениях и т.д.
Список использованной литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. - 2008.
2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М., - 2002.
© Абдуллаева М.Ж., Бекманова Ж.А., 2024
Данько Юрий Владимирович,
Средняя школа №43 г. Севастополь, РФ
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Педагогическое образование реализуется в условиях системы различных квалификаций. В