Научная статья на тему 'Применение архитектурного подхода к предприятию здорового питания'

Применение архитектурного подхода к предприятию здорового питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПОДХОД / ARCHITECTURAL APPROACH / FEAF / ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ / ARCHITECTURE FORMATION / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / CATERING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесля А.А.

Эффективное управление предприятием в наше время это ключевое и важнейшее требование для его выживания в условиях жесткой рыночной конкуренции. Однако для эффективного управления необходимо четко понимать процессы в организации, учитывать все аспекты разработки системы. В этом может помочь применение архитектурного подхода. В данной статье будет рассмотрено применение одного из распространенных подходов к построению архитектуры на примере предприятия здорового питания. В первую очередь будет описано, что собой представляет данное предприятие, далее будет рассмотрено непосредственно применение к нему архитектурного фреймворка FEAF (Federal Enterprise Architecture Framework), а также обоснована необходимость архитектурного подхода для определения дальнейшего пути планомерного развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of an architectural approach to a healthy food company

Effective enterprise management in our time is a key and most important requirement for its survival in the face of tough market competition. However, for effective management, it is necessary to clearly understand the processes in the organization, take into account all aspects of system development. This can be helped by the application of the architectural approach. This article will consider the application of one of the most common approaches to building an architecture using the example of a healthy food company. First of all, it will describe what the enterprise is, then the application of the FEAF (Federal Enterprise Architecture Framework) to it will be considered directly, and the necessity of an architectural approach for determining the further path of planned development of the enterprise is justified.

Текст научной работы на тему «Применение архитектурного подхода к предприятию здорового питания»

Применение архитектурного подхода к предприятию здорового питания Application of an architectural approach to a healthy food company

Тесля А.А.

Магистр 1 курса,

ф-т бизнес - информатики и управления комплексными системами, Национальный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ»,

РФ, гМосква e-mail: teslyaanna1995@gmail. com

Teslia A.

1st year master,

Faculty of business informatics and complex systems management, National Research Nuclear University «MEPHY»,

Russia, Moscow e-mail: teslyaanna1995@gmail. com

Аннотация.

Эффективное управление предприятием в наше время - это ключевое и важнейшее требование для его выживания в условиях жесткой рыночной конкуренции. Однако для эффективного управления необходимо четко понимать процессы в организации, учитывать все аспекты разработки системы. В этом может помочь применение архитектурного подхода. В данной статье будет рассмотрено применение одного из распространенных подходов к построению архитектуры на примере предприятия здорового питания. В первую очередь будет описано, что собой представляет данное предприятие, далее будет рассмотрено непосредственно применение к нему архитектурного фреймворка FEAF (Federal Enterprise Architecture Framework), а также обоснована необходимость архитектурного подхода для определения дальнейшего пути планомерного развития предприятия.

Annotation.

Effective enterprise management in our time is a key and most important requirement for its survival in the face of tough market competition. However, for effective management, it is necessary to clearly understand the processes in the organization, take into account all aspects of system development. This can be helped by the application of the architectural approach. This article will consider the application of one of the most common approaches to building an architecture using the example of a healthy food company. First of all, it will describe what the enterprise is, then the application of the FEAF (Federal Enterprise Architecture Framework) to it will be considered directly, and the necessity of an architectural approach for determining the further path of planned development of the enterprise is justified.

Ключевые слова: архитектурный подход, feaf, формирование архитектуры, предприятия питания, архитектура.

Key words: architectural approach, FEAF, architecture formation, catering enterprises, architecture.

Введение

«В самом общем виде под архитектурой предприятия (EA - Enterprise Architecture) понимается всестороннее и исчерпывающее описание (модель) всех его ключевых элементов и межэлементных отношений» [1]. Существует множество подходов для построения архитектуры предприятия, каждый из которых обладает своими особенностями. Наиболее распространенными методологиями разработки архитектуры предприятия, представленными в научной литературе, являются: модель Захмана, EAP (Enterprise Architecture Planning), TOGAF (The Open Group Architecture Framework), FEAF, GERAM (Generalised Enterprise Reference Architecture and Methodology), Gartner [2]. В общем же случае архитектура предприятия включает описание процессов, роли людей и представление всех вспомогательных технологий на протяжении жизненного цикла предприятия [3].

Описание предприятия

Для начала следует описать, что собой представляет данное предприятие, и почему для него необходимо

применить к нему архитектурный подход. Данное предприятие - стартап, идеей которого является доставка

182

здоровых блюд ресторанного уровня из экологически чистых и свежих продуктов, поставляемых напрямую от производителя, либо на дом к потребителю, либо для корпоративного питания в различные организации. Миссия предприятия гласит:

«Мы предлагаем жителям мегаполиса, не тратя время на приготовление пищи, получить здоровую еду. Наша уникальная платформа включает только лучших фермеров России. Мы используем только эко-материалы для нашей упаковки, так что вы можете не беспокоиться об окружающей среде. Наша линейка блюд разработана профессионалами своего дела. Мы используем гибкую методику обучения поваров, которые гарантируют вам вкусную и качественную еду».

Первым сегментом рынка сбыта данного предприятия являются работающие люди, которые приходя вечером домой, хотели бы видеть у себя на столе готовое горячее блюдо ресторанного уровня. Второй сегмент -это компании, заказывающие корпоративные обеды для своих сотрудников.

В настоящее время рынок переполнен подобными предприятиями по доставке как наборов продуктов питания для самостоятельного приготовления пищи клиентом, так и готовых блюд. Чтобы грамотно выстроить процессы управления данным предприятием, четко представлять функционирование предприятия и логику его дальнейшего развития, снизить затраты и обеспечить успех такого бизнеса, несмотря на плотную конкуренцию со стороны рынка, необходимо применение архитектурного подхода, в качестве которого был выбран фреймворк FEAF (Federal Enterprise Architecture Framework).

Применение архитектурного подхода

FEAF состоит из компонент, которые представлены на рис. 1 [4].

Рис. 1 Компоненты FEAF

Как видно из рисунка 1, «методология FEAF содержит четыре представления (бизнес, информация, приложения, инфраструктура)... Сильной ее стороной является детальная проработка каждого из представлений». [2]

«Двигатели архитектуры отражают два типа внешних источников изменения архитектуры: бизнес -стимулы и технические стимулы» [6]. В качестве бизнес-стимула могут выступать, например, федеральная программа поддержки фермерских хозяйств или вложения инвесторов. Наиболее наглядным примером технического стимула служит потребность клиента в наличии доступа к услугам предприятия через мобильное приложение.

Стратегическое направление - это руководство для разработки целевой архитектуры. Стратегическое направление «включает в себя видение, сжатое и стратегическое описание поставленной цели развития архитектуры на предстоящие 5 лет и принципы руководства развитием этой архитектуры» [6]. Для рассматриваемого предприятия стратегическим направлением служит выход на ежедневный оборот заказов в 500

183

блюд и переход от взаимодействия «компания - фермеры» на «фермеры - компания». Такой переход означает признание предприятия среди фермерских хозяйств, и увеличение их заинтересованности в сотрудничестве с рассматриваемым предприятием настолько, что предприятию уже не придется самостоятельно искать поставщиков.

Текущая архитектура определяет архитектуру "как есть" и состоит из бизнес-архитектуры, и архитектуры информационных технологий. Бизнес-архитектура описывает, какие в распоряжении предприятия имеются процессы, ресурсы и функции.

В распоряжении данного предприятия имеются следующие ресурсы: уникальная рецептура, бренд, профессиональные повара, администрация, обслуживающий персонал, кухонное и офисное оборудование, исходные ингредиенты, поставляемые с фермерских хозяйств, информационная платформа, парк транспортных средств.

В данном предприятии большая часть активов вынесена на аутсортинг. К их числу не относятся такие активы, как технология приготовления, кухонное оборудование, приобретенное в лизинг, арендуемое место производства и информационная платформа, разработанная для осуществления взаимодействия с клиентами и поставщиками, в роли которых выступают фермерские хозяйства и производители экологически чистой упаковки. На аутсортинг вынесены такие процессы, как доставка товара к клиенту, доставка продуктов с фермерских хозяйств, производство упаковки, поддержка информационной платформы, рекламирование, клининг, call-центр, бухгалтерия.

Среди функций данного предприятия можно выделить: работу с поставщиками, управление, продажи, производство.

Для архитектуры информационных технологий следует описать текущие возможности технологий, направленных на обеспечение деятельности предприятия. Так функция работы с поставщиками включает такие подфункции, как работа с фермерами, заказ упаковки, заказ продуктов, что осуществляется с помощью сервиса планирования SCM КРОК. Функция продажи включает в себя подфункции программы лояльности, взаимодействие с клиентом, взаимодействие с компаниями, для чего необходим сервис обработки заказов Wallet one. Для функции управления, состоящей из подфункции работы с партнерами и разработки стратегии развития существуют сервисы по ведению партнерских программ - CRM Мегаплан, а также сервис Archi Modeling Tool.

Помимо архитектуры приложений, описанной выше, для построения архитектуры информационных технологий необходимо выделить архитектуру данных и технологическую архитектуру. В роли технологической архитектуры выступает материально-техническая база предприятия, в роли же архитектуры данных можно выделить данные о закупках, заказах и клиентах.

К стандартам можно отнести передовой опыт предприятий такого типа.

Целевая архитектура определяет архитектуру "как должно быть построено" и дает представление о будущих возможностях и технологиях, которые являются результатом соответствующих изменений.

Целевая архитектура строится исходя из стратегического направления. Добиться увеличения числа заказов и смены характера взаимодействия с поставщиками позволит безупречная репутация предприятия в качестве его продукции. Для повышения качества обслуживания осуществляемого рассматриваемым предприятием было решено ввести дополнительную функцию контроля качества продукции на всех этапах жизненного цикла. Для этого необходимо осуществлять экспертизу ингредиентов, поставляемых с фермерских хозяйств в лаборатории проверки качества. Затем, непосредственно перед приготовлением блюда, необходимо проверять качество ингредиентов на свежесть. Кроме этого необходим контроль качества уже приготовленного блюда поваром и оценка потребителем качества доставленной ему продукции для получения обратной связи.

Здесь четко прослеживается связь между показателями эффективности (часть бизнес-архитектуры) и использованием IT [2].

В качестве сервиса контроля качества в целевой архитектуре информационных технологий можно использовать сервисы EtQ Reliance, EtQ (QQ).

Поддерживают процесс перехода от текущей архитектуры к целевой архитектуре переходные процессы. Для данного примера в качестве переходных процессов можно выделить интеграцию необходимых сервисов с уже имеющимися сервисами, планирование бюджета на реализацию целевой архитектуры, исследование рынка. Исследование рынка состоит в проведение его периодического анализа с целью идентификации новых или усовершенствованных технологий с большими потенциальными преимуществами и более эффективных по критерию производительность /стоимость.

Заключение

Как можно видеть, в данной статье описана лишь небольшая часть планирования архитектуры предприятия здорового питания. В дальнейших исследованиях планируется более подробная качественная проработка всех представлений архитектурного фреймворка FEAF. Однако описанный в данной статье пример позволяет увидеть, как применение архитектурного подхода позволяет выстроить четкое понимание ключевых процессов и элементов, спланировать дальнейшее развитие предприятия.

Список используемой литературы:

1. Калянов Г.Н. Системы автоматизации бизнес-процессов. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования. Журнал «Автоматизация в промышленности», июль 2004 год, с. 9-12.

2. Штейнгарт Е.А., Бурмистров А.Н. Обзор и сравнительная характеристика методологий разработки архитектуры предприятий, Экономика и менеджмент предприятий, УДК 658.

3. ISO 15704:2000 Требования к стандартным архитектурам и методологиям предприятия.

4. Маликов С.Н. Эволюция подходов к управлению информационными технологиями, DOI: 10.21777/2312-5500-2016-4-51-58, Образовательные ресурсы и технологии, 2016 год

5. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю. Архитектура предприятия: переход от проектирования ИТ-инфраструктуры к трансформации бизнеса. Институт «Высшая школа менеджмента СПбГУ, Российский журнал менеджмента Том 15, №2, 2017. С.193-224.

6. Данилин А.В., Слюсаренко А.И. Архитектура предприятия - ИНТУИТ - 2007 - Лекция 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.