ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ У ПАЦИЕНТОВ 5-6 ЛЕТ
В.В. Сафрошкина, И.Е. Андросова
Кафедра стоматологии детского возраста с курсом ортодонтии Российский университет дружбы народов
Ул. Миклухо-Маклая, 8, 117198 Москва. Россия
В статье авторами освещается вопрос эффективности лечения дистальной окклюзии у дошкольников моноблоком Андрезена-Гойпля и миофунционнальными преортодонтиче-скими трейнерами.
Ключевые слова: дистальная окклюзия, преортодонтический трейнер, моноблок Андрезена-Гойпля.
Дошкольный период является важным этапом в формировании зубочелюстной системы, так как именно в этом возрасте проявляются многие аномалии прикуса (от 25 до 62% по данным литературы). Значительное место, по данным разных авторов [1; 2; 3; 4; 8; 9], среди них занимает дистальная окклюзия — от 1,4% до 20%. Как известно, при этом патоморфологические изменения зубочелюстной системы сочетаются с функциональными [5; 10], а нарушения функционального состояния мышц челюстно-лицевой области, возникшие в раннем детском возрасте в результате вредных привычек и искусственного вскармливания, в дальнейшем вызывают морфологические изменения [6; 7]. Поэтому всегда является актуальной проблема предупреждения формирования вредных привычек и борьба с ними.
В связи с вышеизложенным для лечения дистальной окклюзии и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области используются функциональнодействующие двучелюстные аппараты, в том числе моноблок Андрезена — Гойпля. Этот аппарат нормализует функцию мышц челюстно-лицевой области, устраняет вредные привычки. С 2000 года в наших клиниках с этой же целью применяется новый преортодонтический миофункциональный аппарат-трейнер. В доступной литературе мы не встречали работ, посвященных сравнительному анализу действия этих аппаратов.
Целью нашей работы явилось клиническое изучение эффективности действия аппаратов функционального действия: моноблока Андрезена — Гойпля и преорто-донтического трейнера у детей дошкольного возраста.
Материалы и методы.
Нами проведено лечение 20 детей 5-6 лет с дистальной окклюзией функционально-действующими аппаратами (моноблока Андрезена — Гойпля с винтом и преортодонтического трейнера). Клинический диагноз ставили на основании жалоб, анамнеза, внешнего осмотра и осмотра полости рта, антропометрического метода исследования моделей челюстей по З.И. Долгополовой (длина переднего отрезка зубной дуги от центральных резцов до клыков и ширина зубной дуги между
вторыми молочными молярами). Ортодонтическое лечение у ] 0 детей проводили с помощью активатора Андрезена — Гойпля, и у 10 пациентов — преортодонтиче-ским трейнером. Все дети имели вредные привычки, в том числе неправильное положение языка.
Результаты исследований.
При внешнем осмотре данной группы детей было выявлено укорочение нижней трети лица, резко выраженная супраментальная складка, выстояние верхней губы, ротовое дыхание, неправильное глотание, нарушение дикции в 25% случаев.
При осмотре полости рта у 70% детей имелась протрузия верхних фронтальных зубов, уплощение фронтального участка нижнего зубного ряда, скученность в области нижних фронтальных зубов, глубокое резцовое перекрытие, сагиттальная щель до 7 мм, неправильное положение языка.
Антропометрические измерения моделей челюстей определили сужение зубных рядов в области вторых молочных моляров до 5 мм, удлинение переднего отрезка верхнего зубного ряда на 3-4 мм.
Аппарат Андрезена — Гойпля применяется в ортодонтии уже несколько десятилетий, в то время как преоргодонтический трейнер знаком российским врачам лишь с 2000 года. Трейнер разработан австалийским врачем-ортодонтом К. Фаррелом и представляет из себя двучелюстной аппарат-шину, изготовленную заводским путем из гибкого упругого материала, обладающего эффектом памяти формы, имеет форму идеальной зубной дуги, размер аппарата вычислен путем компютерного моделирования и легко может быть скорректирован к конкретному пациенту обычными ножницами по длинне зубной дуги и глубине преддверия полости рта. Трейнер имеет вестибулярные щиты, ограничитель языка, углубления для зубов верхней и нижней челюсти, язычок для правильной ориентации языка пациента в полости рта. При установке аппарата в полости рта ( соотношение зубных рядов становится по 1 классу Энгля ) вестибулярные щиты отводят мягкие ткани (щеки, губы), а имеющиеся на щите силиконовые “выбухания-дуги” действуют как проволочные дуги, устанавливая зубы ровно в зубном ряду.
Лечение детей проводили с помощью голубого преортодонтического трейнера. Время пользования аппаратами (моноблоком Андрезена — Гойпля и преортодон-тическим трейнером) около 12 часов в сутки (днем 1-2 часа и и ночью). При установке трейнера в полости рта у детей не отмечалось тошноты или рвотного рефлекса, в то время как аппарат Андрезена иногда вызывал эти явления. Наблюдение детей проводили каждые 3-4 недели.
В результате проведенного ортодонтического лечения в течение года у всех детей изменился внешний вид, восстановилась высота нижней части лица, наблюдалось свободное смыкание губ, улучшилась дикция, в большинстве своем устранены вредные привычки. При осмотре полости рта — нормализовалась глубина резцового перекрытия, соотношение зубных рядов по I классу Энгля.
Антропометрические измерения моделей челюстей показали нормализацию формы зубных рядов, уплощение фронтального участка верхнего зубного ряда, устранение скученности в области нижних фронтальных зубов, нормализацию соотношений зубных рядов в сагиттальной, вертикальной и трансверзальной плоскостях.
В процессе лечения оказалось, что дети данной возрастной группы легче адаптируются к преортодонтическому трейнеру, охотнее пользуются аппаратом, в связи с тем, что он занимает меньший объем в полости рта, не закрывает твердое небо (как моноблок Андрезена — Гойпля) и изготовлен не из жесткой пластмассы, а из
мягкого силикона. Поэтому у детей, пользующихся трейнером, быстрее появляются клинические признаки улучшения при лечении данной патологии и быстрее исчезают вредные привычки — в среднем на 2-3 мес. по сравнению с аппаратом Андре-зена. Кроме того, имеются следующие преимущества трейнера перед моноблоком:
1. Аппарат имеется в готовом виде и не требует технического изготовления, в то время как для изготовления моноблока Андрезена — Гойпля необходим зубной техник высокой квалификации.
2. Экономится время врача, так как исключается клинический этап: определение конструктивного прикуса, что необходимо для изготовления двучелюстного аппарата.
3. Лечение с помощью трейнера обходится родителям дешевле, чем аппаратом Андрезена — Г ойпля.
4. 'Грейнер нельзя разбить, погнуть, деформировать, что часто случается с аппаратом Андрезена — Г ойпля.
5. Трейнер можно использовать и с профилактической целью у дошкольников с 5-6 лет и младших школьников, имеющих вредные привычки и нарушения миоди-намического равновесия мышц челюстно-лицевой области, а также для устранения вредных привычек перед ортодонтическим лечением (в том числе и на несъемной технике).
6. Трейнер можно использовать как ретенционный аппарат после ортодонтиче-ского лечения.
Выводы.
Оба примененные аппарата (моноблок Андрезена — Гойпля и голубой преор-тодонтический трейнер) эффективны при ортодонтическом лечении дистальной окклюзии у детей данной возрастной группы.
У детей 5-6 лет предпочтительнее использовать трейнер.
Необходимо провести электрофизиологические исследования мышц челюстно-лицевой области (жевательных, височных, круговой мышцы рта) для определения эффективности перестройки функции мышц при лечении с помощью трейнера и сравнить полученные данные с таковыми при использовании для лечения аппарата Андрезена — Гойпля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабарскова В.В. Электрофизиологические исследования зубочелюстной системы у дошкольников с прогнатическим прикусом: Дисс... канд. мед. наук. — М., 1982.
2.Бабарскова В.В., Босулаев В.А., Персии Л.С. Функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области у детей с прогнатическим прикусом // Стоматология. — 1981. ■—№4. — С. 60.
3 .Гонцова Э.Г. Частота зубочелюстных аномалий среди детей дошкольного возраста // Стоматология. — 1972. — Т.51. — № 4. — С. 90.
4. Зубкова Л.П., Хорошшкина Ф.Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. — Киев: «Здоровье», 1993. — 344 с.
5. Илъина-Маркосян Л.В. Значение функциональных нарушений в развитии зубочелюстных аномалий и современные методы их лечения // Материалы I конф. стомат. Армении. — Ереван, 1966. — С. 133-135.
6. Костур Б.К. Изменение функции жевательной системы при деформациях прикуса // Материалы 8-й Ленинградской научн. сессии по стоматологии. — Л., 1970, —С. 245-247.
7. Кос тур Б. К., Функциональные особенности жевательного аппарата у детей.
— Л.: Медицина, 1975.
8. Малыгин Ю.М. Руководство по ортодонтии, соавт / Под ред. Хорошилкиной Ф.Я. — М., 1999. —387 с.
9. Молокова Л.А. Распространение челюстно-лицевых деформаций у детей дошкольного возраста // Сб. трудов стом. ф-та, посвящен. 40-ю института 1919-1959 гг.
— Иркутск, 1960. — С. 189-194.
10.Персии Л.С., Воробьев.К., Соскова М.В., Бабарскова В.В. Морфофункциональное состояние зубочелюстной системы у дошкольников с прогнатическим глубоким прикусом // Стоматология. — 1985. — Т.64. — №4. — С. 57-58.
DINAMIC (FUNCTIONAL) ACTION APPARATUS USE IN 5-6 YEARS OLD PATIENTS
V.V. Safroshkina, I.E. Androsova
Department of Pediatric Dentistry with Course of Orthodontia People’s Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya st., 8, 117198 Moscow, Russia
In this article the authors explains the efficacy of medical treatment of the distal occlusion of 5-6 years old children with Andrezen - Goiple’s monoblock and polyfunctional trainer.
Key words', distal occlusion, before orthodontic trainer, Andrezen-Goiple’s boneblack.