Научная статья на тему 'Применение анимационных программ для интенсификации учебного процесса в ввузах'

Применение анимационных программ для интенсификации учебного процесса в ввузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / АНИМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ФАЗЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ / COMPUTER GAME ANIMATION PROGRAM / PHASE REPRESENTATION OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданов С. В., Ладанов В. И., Мельников Е. И.

В статье описывается возможность использования анимационных программ в процессе обучения студентов (курсантов), как выбор средства представления знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION ANIMATION PROGRAM TO INTENSIFY THE EDUCATIONAL PROCESS IN VVUZOV

The article describes the use of animation programs in the learning process of students (cadets), as the selection means of knowledge representation.

Текст научной работы на тему «Применение анимационных программ для интенсификации учебного процесса в ввузах»

Учащимся не составляет труда выполнить эту задачу по алгоритму, но при этом необходимо знать область определения элементарных функций и, как минимум, уметь решать неравенства и выполнять простейшие преобразования выражений. В задании

а) необходимо решить неравенство 4 — X2 > 0 и использовать свойство квадрата числа, в задании б) - свойства модуля и

преобразования буквенных выражений, в задании в) - достаточно решить неравенство 2X — X + 4 > 0, в задании г) -решить

смешанную систему <

x > 0, log2 1

* 0.

x

Задача 3. Найдите множество значений функции:

а) y = (log3 |X +1)2 , б) y = — log3 (1 WX) , в) y = log0>5 (4 — X2) , г)у = 3

log3 (5 x— x2)

И в этой задаче задание знакомо старшеклассникам. Однако оно осложнено тем, что сама логарифмическая функция неограничена на области своего определения. Поэтому для выполнения задачи необходимо использовать не только свойства новой функции, но и рассматривать их во взаимосвязи с уже изученными функциями и их свойствами. Так, в задании а) необходимо убедиться, что свойства модуля не влияют на изменение множества значений логарифмической функции, но приходится учитывать

свойства функции у = t2. В задании б) учащиеся убеждаются, что свойства функции у = yjt влияют на изменение свойств рассматриваемой логарифмической функции, а также на множество ее значений накладывает отпечаток и знак «минус», стоящий перед логарифмом. В задании в) необходимо использовать уже не только свойства квадратичной функции, но и учитывать еще одно свойство логарифмической функции - область определения. А в задании г) старшеклассникам предстоит связать между собой свойства уже трех функций: показательной, логарифмической и квадратичной. Таким образом, учащимся демонстрируется, с одной стороны, типичность самих заданий, а с другой стороны, - тесная взаимосвязь между математическими объектами, которые изучаются, казалось бы, вне связи друг с другом.

Обратим внимание на то, что в системе задач для второго уровня мы подобрали задания, которые отличаются от заданий начального (базового) уровня, но содержат в себе знакомые типы задач, позволяющие осуществить ближайшее видовое обобщение, выполнение стандартных операций, применение знакомых методов для решения новых задач; кроме того, они формируют общелогические и специфические умения, которые используются далее при решении задач следующего уровня. Использование такой подборки позволяет школьникам эффективно усваивать новые математические знания и обобщать знания за предыдущие периоды.

Литература

1. Аммосова Н.В., Краснова Г.Г. Конструирование курса «Алгебра и начала анализа» в старших классах общеобразовательной школы с учетом принципов систематизации и преемственности / Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2011. - № 8.- С. 196-201.

2. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: Знания, 1978. - 112 с.

References

1. Ammosova N.V., Krasnova G.G. Konstruirovanie kursa «Algebra i nachala analiza» v starshih klassah obshheobrazovatel'noj shkoly s uchetom principov sistematizacii i preemstvennosti / Vestnik Pomorskogo universiteta. Serija «Gumanitamye i social'nye nauki». - 2011. - № 8.- S. 196-201

2. Lerner I. Ja. Kachestva znanij uchashhihsja. Kakimi oni dolzhny byt'? - M.: Znanija, 1978. - 112 s.

Жданов С.В.1, Ладанов В.И.2, Мельников Е.И.3

'Преподаватель, 2Доцент, ^Кандидат педагогических наук, Пермский военный институт внутренних войск

МВД России

ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВВУЗАХ

Аннотация

В статье описывается возможность использования анимационных программ в процессе обучения студентов (курсантов), как выбор средства представления знаний.

Ключевые слова: компьютерные игры, анимационные программы, фазы представления знаний.

Zhdanov S.V.1, Ladanov V.I.2, Melnikov E.I.3

'Teacher, 2Dotsent, Perm Military Institute of Internal Troops. Russian Interior Ministry APPLICATION ANIMATION PROGRAM TO INTENSIFY THE EDUCATIONAL PROCESS IN VVUZOV

Abstract

The article describes the use of animation programs in the learning process of students (cadets), as the selection means of knowledge representation.

Keywords: computer game animation program, phase representation of knowledge.

Цели и задачи обучения в вузе, в том числе военном, направлены на то, чтобы процесс обучения стал более эффективным и качественным. Когда рассматривается процесс обучения, то его характеристиками выступают качество обучения, эффективность, результативность, продуктивность и т.д. Говоря об успешности, понимают при этом результативность (полноту, степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели и задачи обучения), и эффективность (способ достижения цели, а именно трудоемкость процесса, время, затраченные ресурсы) обучения [2].

Многочисленные зарубежные и отечественные публикации свидетель-ствуют о все более активном использовании в учебном процессе дидактических возможностей различных компьютерных игр, которые, в свою очередь, реали-зуют анимационные свойства графических трактатов.

Играм присущи характеристики, дающие основание рассматривать их как средство обучения. Основным компонентом обучения игрового вида деятель-ности являются: наличие правил, специфическая мотивация, суть которой состо-ит в так называемом функциональном удовлетворении, доставляемом как самим процессом игры, так и ее результатом.

Сравнение компонентов учебной и игровой деятельности убеждает в наличии сходства между ними, т.к. средства осуществления учебной и игровой деятельности, по сути, идентичны, поскольку учебная задача - это не что иное, как модель проблемной ситуации, а моделирование в игре - это способ формулирования задачи. Если в игре поставить цель, свойственную учебной деятельности, а специфическую игровую мотивацию дополнить познавательным процессом, то в этом случае игровая деятельность становится деятельностью учебной.

27

Среди используемых в обучении игр определенное место занимают компьютерные игры, которые имеют большое значение в учебном процессе:

- обеспечивают более высший уровень мотивации, т.к. они рассчитывают на измененную ступень получения знаний; участие в игре сопровождается функциональным удовлетворением, что делает понимание изучаемого материала более плодотворным и, как правило, интересным занятием;

- являются средством обучения, которое обеспечивает реальную, эффективную, наглядную обратную связь;

- позволяют стимулировать как произвольное, так и непроизвольное запоминание;

- позволяет влиять на динамику процессов происходящих в рассматриваемой модели.

При изучении теории расчетов конструкций узлов и агрегатов транспорт-ных средств специального назначения анимационные программы должны реально отображать изучаемые узлы и агрегаты, происходящие в них процессы, и действующие в них силы и моменты. И все это обучаемые должны видеть в динамике.

Использование возможностей компьютерной графики, основной частью которой является анимация, позволяет добиться практически полной иллюзии реальности рассматриваемых физических процессов. При этом предполагается изменять картину воздействия реальных физическую сил и моментов на изучае-мый узел или агрегат, проводя качественный и количественный анализ разби-раемых процессов. Использование анимационных программ позволит курсантам изучать состояние рассматриваемых узлов и агрегатов под действием предель-ных сил и моментов, что не возможно в реальных условиях.

Подобная комбинация в ходе учебного процесса с одной стороны приводит к более глубокому пониманию рассматриваемых законов общенаучных дисцип-лин с раскрытием возможностей, как количественного описания рассматри-ваемого явления, так и наглядного представления качественных сторон, и позво-лит овладеть современными методами расчетов узлов и агрегатов военной тех-ники, с другой.

Рассматривая эволюцию способов представления знаний от древних времен до наших дней, мы все более убеждаемся в важности выбора средств представлений знаний. Развитие представления знаний можно разделить на три следующие фразы: сенсорно-моторного, формального и активного представления (рис. 1).

Рис. 1 - Три фазы развития способов представления знаний

Проанализировав фазы способов представления знаний, можно увидеть, что они базируются на основных принципах, представленных ниже.

Однако до недавнего времени использовались лишь первые две фазы представления знаний. С появлением вычислительной техники появилась фаза активного представления знаний, не описанная ранее.

Такой качественный скачок в возможностях представления знаний означает, что существующие образовательные стандарты отживают свой век и намечается переход к программам обучения, базирующимся на активном представлении знаний.

Учебный материал должен теперь представлять собой набор формализованных образов изучаемых процессов или предметов, представленных на экране компьютера с возможностью обратной связи.

28

Восприятие информации человеком от вычислительной техники, как показано на рис.2, происходит согласно следующей схеме:

Рис 2. Схема восприятия информации человеком

Для более полного и простого понимания учебного материала наиболее эффективно использовать анимацию, так как она позволяет наиболее реалистично представить для изучения все возможные процессы, даже те, которые невозможно увидеть в жизни.

В соответствии с этим появляется большой интерес к использованию компьютерной анимационной среды при изучении различных видов инженерных дисциплин [1, 3,4,5] .

Как пример использования анимации по данному курсу обучения можно рассмотреть программу, эмулирующую процесс различных схем компоновки как легковых, так и грузовых автомобилей в курсе «Проектирование транспортных средств специального назначения» и «Энергетические установки транспортных средств специального назначения». Данный процесс на экране компьютера не только можно увидеть, но и изменять его параметры. Таким образом, использование анимационных программ позволяет не только рассмотреть все возможные схемы компоновок легковых автомобилей, но также посмотреть этот процесс в динамике.

Литература

1. Илькевич Б.В. Военное образование: Сущность, проблемы, перспективы. - Пермь.: Пермская книга, 2000. - 127 с.

2. Кириллов Н.П. Проблема подготовки военного инженера// Военная мысль, 2004. - № 6. - с.50-52.

3. Боровцов П.В. Применение в учебном процессе анимационных программ, как средство формирования технического мышления курсантов. Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород 2004г.с.426

4. Мельников Е.И. Повышение эффективности обучения курсантов военных вузов с помощью анимационных программ. Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород 2005г.с.138

5. Грабарь В.В., Мельников Е.И. Методика оценки эффективности анима-ционных программ при изучении курсантами технических дисциплин. ЦВНИ МО РФ от 3.02.2003г.

References

1. Ilkevich B.V. Military education: essence, problems and prospects. - Perm Perm .: Book, 2000. - 127 p.

2. Kirillov N.P. The problem of training military engineer // Military Thought, 2004. - № 6. - s.50-52.

3. Borovtsov P.V. Application in the educational process of animation programs as a means of formation of technical thinking of students. High technology in the pedagogical process. Nizhny Novgorod 2004g.s.426

4 Melnikov E.I. Improving the efficiency of training of cadets of military high schools with the help of animation programs. High technology in the pedagogical process. Nizhny Novgorod 2005g.s.138

5. Grabar V.V., Melnikov E.I. Methods of assessing the effectiveness of animation programs in the study of technical disciplines cadets. TSVNI RF Ministry of Defense of 3.02.2003g.

Лаптев И.Г.

Кандидат педагогических наук, Астраханский государственный университет МУЗЫКА КА ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы. Приведены примеры музыкальных произведений, способствующих обогащению духовно-нравственной культуры личности школьников.

Ключевые слова: воспитание, музыка, духовность, нравственность.

Laptev I.G.

PhD in Pedagogy, Astrakhan State University MUSIC AS A FACTOR IN EDUCATION SPIRITUAL AND MORAL SENSE

Abstract

The article is devoted to the actual problem of spiritual and moral education of younger schoolboys in a secondary school. The examples of musical works that contribute to enrich the spiritual and moral culture of the individual schoolboys.

Keywords: education, music, spirituality, morality.

В нашей стране музыкальное воспитание является составной частью общего развития человека. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников. «Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал он, - важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования» [5]. Современная школа, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором ученик приобретает реальный статус субъекта духовно-

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.