Научная статья на тему 'Применение алюминиево-магниевых сплавов для изготовления литых деталей летательных аппаратов'

Применение алюминиево-магниевых сплавов для изготовления литых деталей летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
259
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ / ОТЛИВКИ / АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫЙ СПЛАВ / ПОВЫШЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ / SPACE VEHICLES / CASTINGS / ALUMINUM-MAGNESIUM ALLOY / MECHANICAL PROPERTIES IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Крушенко Г.Г., Елфимова М.В., Решетникова С.Н., Кузнецов А.Д., Кукушкин И.В.

Разработаны технологии, способы и средства, которые привели к росту физико-механических характеристик и эксплуатационной надежности литых деталей летательных аппаратов из алюминиево-магниевого сплава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Крушенко Г.Г., Елфимова М.В., Решетникова С.Н., Кузнецов А.Д., Кукушкин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ALUMINUM-MAGNESIUM ALLOYS FOR THE MANUFACTURE OF CAST PARTS OF AIRCRAFT

Technologies, methods and means have been developed that have led to the growth of physical and mechanical characteristics and operational reliability of cast parts of aircraft made of aluminum-magnesium alloy.

Текст научной работы на тему «Применение алюминиево-магниевых сплавов для изготовления литых деталей летательных аппаратов»

Проектирование и производство летательных аппаратов, космические исследования и проекты

УДК 669.2/.8:629.7

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Г. Г. Крушенко1' 2*, М. В. Елфимова3, С. Н. Решетникова2, А. Д. Кузнецов2, И. В. Кукушкин2

1 Красноярский научный центр СОР АН Институт вычислительного моделирования СО РАН Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок, 50/44 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 3Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Северная, 1

E-mail: genry@icm.krasn.ru

Разработаны технологии, способы и средства, которые привели к росту физико-механических характеристик и эксплуатационной надежности литых деталей летательных аппаратов из алюминиево-магниевого сплава.

Ключевые слова: космические аппараты, отливки, алюминиево-магниевый сплав, повышение механических свойств.

THE USE OF ALUMINUM-MAGNESIUM ALLOYS FOR THE MANUFACTURE OF CAST PARTS OF AIRCRAFT

G. G. Krushenko1, 2*, M. V. Elfimova3, S. V. Reshetnikova2, A. D. Kuznecov2, I. V. Kukushkin2,

Krasnoyarsk Science Centre SB RAS Institute of Computational Modelling SB RAS 50/44, Akademgorodok, Krasnoyarsk, 660036, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 3Siberian Fire and Rescue Academy - branch of Saint-Petersburgh University of State Fire Service of EMERCOM of Russia 1, Severnaya Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation

E-mail: genry@icm.krasn.ru

Technologies, methods and means have been developed that have led to the growth of physical and mechanical characteristics and operational reliability of cast parts of aircraft made of aluminum-magnesium alloy.

Keywords: space vehicles, castings, aluminum-magnesium alloy, mechanical properties improvement.

Сплавы системы Al-Mg. При производстве деталей и конструктивных элементов летательных аппаратов (ЛА) широко применяется алюминиевые сплавы [1-3], среди которых выделяются сплавы системы А1-М^ отличающиеся высокими механическими свойствами: св - находится в пределах 300...450 МПа, относительное удлинение 5 - в пределах 10.25 % и высокой удельной прочностью, выражающейся отношением прочности к удельному весу металла (ств/р) [5]. Кроме того, эти сплавы обладают высокой коррозионной стойкостью, выдерживает высокие статические, ударные и вибрационные нагрузки, хорошо обрабатываются резанием и свариваемостью.

Мероприятия по повышению качества отливок из сплава АЛ27-1. При всех положительных характеристиках алюминиево-магниевых сплавов для их достижения в получаемых из этих сплавов литых деталях требуется соответствующая «правильная» технология. В работе [7] указывается на сложность приготовления

сплавов системы A1-Mg, в частности, при литье в пес-чано-глинистые формы, когда отливки могут поражаться газовой пористостью, возникающей в результате взаимодействия металла с влагой формы, что и подтвердилось в нашей работе при освоении литья деталей из сплава АМг10ч. С целью предупреждения возможности возникновения пористости была разработан оптимальный состав формовочной смеси с добавкой только борной кислоты, при использовании которой газовая пористость в отливках конструкций ЛА из сплава АМг10ч была полностью исключена [9].

Дегазация лигатур. Одним из источников попадания газов в сплав АМг10ч могут служить лигатуры А1-Т и А1-2г, технология приготовления которых связана с применением высоких температур, что способствует их газонасыщению, в основном - водородом. С целью удаления водорода из указанных лигатур в настоящей работе их предварительно по-отдельности переплавляли в течение 15 мин в ваку-

Решетневскуе чтения. 2018

умной индукционной высокочастотной печи при 1 100-1 200 °С и разрежении 0,799-1,066 Па с последующей разливкой сплава слоем 15-20 мм в изложницы без снятия вакуума [10].

Определение очередности загрузки шихтовых материалов. Ввиду присутствия в шихте компонентов, отличающихся разной склонностью к окислению, а также температурами плавления, с целью получения требуемого состава и максимальных механических свойств сплава возникла необходимость определить очередность их расплавления. В результате был выбран вариант, при котором одновременно расплавляли алюминий и лигатуры Al-Be, Al-Zr и Al-Mn, доводили температуру расплава до 700...710 оС и вводили магний; доводили температуру до 720.730 оС, рафинировали сплав гексахлорэтаном, поднимали температуру до 780.800 оС, вводили KBF4, снижали температуру до 730 оС, выстаивали 5 мин и производили заливку.

Высокотемпературная обработка расплава.

Сплав готовили в индукционной печи и при повышении температуры производили заливку проб. Анализ результатов испытаний механических свойств, вырезанных из проб образцов показал, что оптимальное сочетание прочности и пластичности дает заливка с 750 оС: ств = 445 МПа, 5 = 30 %, НВ = 95 ед. Рост механических свойств с повышением температуры заливки подтвердился и при литье деталей ЛА -«крыльчатки» (лопатки оформлялись песчаным стержнем) и «кронштейна» (земляная форма). Максимальные свойства первой детали (ств = 410 МПа, 5 = 33 %, НВ = 93 ед.) были получены при температуре литья, равной 8000С, второй (ств = 390 МПа, 5 = 28 %, НВ = 95 ед.) при заливке с 860 оС.

Фильтрование жидкого сплава. Ввиду того, что с повышением температуры расплава усиливаются процессы окисления и газонасыщения, что ухудшает качество отливок, была проведена работа по предотвращению негативных последствий перегрева. При этом сплав заливали в форму через магнезии-товую крошку. При этом максимальные свойства (ств = 430 МПа, 5 = 36 %, НВ = 95 ед.) были получены при заливке с 750 оС, тогда как при заливке без фильтрования они оказались ниже: ств = 400 МПа (меньше на 7,5 %), 5 = 30 % (меньше на 20 %), НВ = 95 ед.).

Выводы. В результате поведенных исследований были разработаны технологии приготовления сплава АМг10ч с повышенными механическими свойствами.

Библиографические ссылки

1. Aluminium alloys for aircraft structures // Introduction to Aerospace Materials. 2012. P. 173-201.

2. Фридляндер И. Н. Алюминиевые сплавы в летательных аппаратах в периоды 1970-2000 и 2001-2015 гг. // МиТОМ. 2001. №. 1. С. 5-9.

3. Dursun T., Soutis C. Recent developments in advanced aircraft aluminium alloys. Revie Materials & Design. 2014. Vol. 56. P. 862-871.

4. Moreto J. A. et al. SVET, SKP and EIS study of the corrosion behaviour of high strength Al and Al-Li alloys

used in aircraft fabrication. Corrosion Science. 2014. Vol. 84. P. 30-41.

5. Codden R. Aluminium: Physical properties, characteristics and alloys // Training in aluminium application technologies. Alcan. Banbury: European Aluminium Association. 1994. 60 p.

6. Колобнев И. Ф. Термическая обработка алюминиевых сплавов. 2-е перераб. и доп. изд. М. : Металлургия, 1966. 395 с.

7. Li H-T et al. Oxides in Liquid Metals and Alloys. BCAST. Brunel Centre for Advanced Solidification Technology. BCAST, Brunel University, Uxbridge, Middlesex, UB8 3PH, UK. P. 93-110.

8. Крушенко Г. Г. Влияние добавок в формовочную смесь борной кислоты на свойства отливок из Al-сплавов // Литейное производство. 2012. № 10. С. 27-29.

9. Патент РФ № 2430177. Способ получения литейного алюминиево-магниевого сплава Заявка № 2010100057/02 от 11.01.2010 / Г. Г. Крушенко. Бюл., 2011. № 27.

References

1. [Aluminium alloys for aircraft structures]. Introduction to Aerospace Materials, 2012, P. 173-201.

2. Fridljander I. N. [Aluminum alloys in aircraft during periods of 1970 the 2000 and 2001 the 2015]. Metallovedenie i termicheskaja obrabotka metallov, 2001, No. 1. P. 5-9. (In Russ.)

3. Dursun T., Soutis C. [Recent developments in advanced aircraft aluminium alloys]. Revie Materials & Design, April 2014, Vol. 56, P. 862-871.

4. Moreto J. A. et al. [SVET, SKP and EIS study of the corrosion behaviour of high strength Al and Al-Li alloys used in aircraft fabrication]. Corrosion Science, July 2014, Vol. 84, P. 30-41.

5. Codden R. Aluminium: Physical properties, characteristics and alloys. Training in aluminium application technologies. Alcan. Banbury: European Aluminium Association. 1994. 60 p.

6. Kolobnev I. F. Termicheskaja obrabotka aljuminievyh splavov. Vtoroe pererab. i dop. izd. [Heat treatment of aluminum alloys. Second Rev. and ext. ed.]. Moscow, Metallugy, 1966, 395 p.

7. Li H-T et al. Oxides in Liquid Metals and Alloys. BCAST. Brunel Centre for Advanced Solidification Technology. BCAST, Brunel University, Uxbridge, Middlesex, UB8 3PH, UK. P. 93-110.

8. Krushenko G. G. [The influence of additives in the molding mixture of boric acid on the properties of cast Al-alloys]. Litejnoe proizvodstvo, 2012, No. 10, P. 27-29. (In Russ.)

9. Krushenko G. G. Sposob poluchenija litejnogo aljuminievo-magnievogo splava [A method of obtaining a casting of aluminum-magnesium alloy]. Patent RF, no. 2430177, 2010.

© Крушенко Г. Г., Елфимова М. В., Решетникова С. Н., Кузнецов А. Д., Кукушкин И. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.