ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 391.91
Гарамова Дарья Вячеславовна
почетный член Дальневосточной Ассоциации пирсинга и татуировки
г. Москва
ПРИМЕНЕНИЕ 3Б-ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДУСТРИИ ТАТУ.
DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.79.271
Аннотация. В статье описываются возможности применения 3D-технологий в тату-индустрии. В частности, автор рассматривает два основных направления: использование 3D-моделирования для создания реалистичных эскизов и 3D-визуализации для демонстрации эскиза клиенту в объемной репрезентации на конкретной части тела.
Abstract. The article describes the possibilities of using 3D technologies in the tattoo industry. In particular, the author considers two main directions: the use of 3D modeling to create realistic sketches and 3D visualization to demonstrate the sketch to the client in volume on a specific part of the body.
Ключевые слова: татуировка, 3D-моделирование, 3D-визуализация, 3D-технологии, эскизы, реалистичность
Key words: tattoo, 3D modeling, 3D visualization, 3D technology, sketches, realism
Технологические инновации проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, и тату-индустрия не стала исключением из этого правила. Актуальность рассмотрения проблематики использования 3D-технологий при татуировке обусловлена двумя факторами: возрастающей ролью 3D-технологий в современной жизни и спросом на 3D-образы, обусловленным модой [1], а также все более распространяющимся трендом на нанесение тату, где каждый образ обладает своим смыслом и символикой [2].
Создание татуировки с эффектом 3D является привлекательным, поскольку нанесенный рисунок безукоризненно выделен в трех измерениях. Реалистичная 3D-татуировка, нанесенная на кожу в виде надписей, символов или рисунков, подчеркивает большой разрыв между древними временами, когда тату только набирали популярность, и современностью. Сейчас в тату-индустрии практически нет упрощенных узоров, а применение 3D-технологий позволило художникам обратиться к поиску идеального сходства определенного образа с реальностью, будь то лицо, натюрморт, животные, статуи, эпические сцены, пейзажи или сцены природы.
Неудивительно, что результат использования 3D-технологии в татуировке привлекает все большее внимание любителей красивых дизайнов. Теперь при создании татуировок также имеют свое место эффекты, используемые в графическом дизайне.
Процесс нанесения 3D-татуировки требует тщательной точной техники, и татуировщики, которые ее практикуют, способны создать работы, похожие на фотографии, нанесенные на кожу. На этом основании некоторые сравнивают 3D-татуировки с настоящими произведениями искусства [3].
При этом необходимо признать, что с появлением татуировок с 3D-эффектом выбор рисунка или создание татуировки утратили весь свой традиционный и культурный смысл прошлых лет [4]. Важно, чтобы этот тип татуировки был сделан правильно, учитывая, что идея его использования напрямую зависит от качества исполнения. Внешний вид очень важен для 3D-татуировки, поэтому потребители предпочитают не экономить на ее нанесении.
Для реалистичного рендеринга 3D-татуировки важна верность чертам рисунка, особенно тонкость и точность деталей. Чем больше деталей, тем более реалистичным будет образ. Именно поэтому для 3D-татуировки требуется достаточно места на коже, чтобы можно было добавить множество деталей. Размер и тема тату зависят от части тела, на которую они наносятся. Необходимо добиться идеальной адаптации рисунка к коже, и в этом типе рисунка очень важны тени и насыщенность цвета. Только при этом условии можно достичь эффекта «оживления» рисунка на коже. Это требует достаточно больших временных затрат тату-мастера: в течение нескольких сеансов он прорабатывает не только сам образ, но и контуры изображения, на которые наносит множество бликов, теней и полутеней. При этом сама татуировка сохраняет свою четкость.
В настоящее время среди образов для 3D-татуировки наиболее популярны бабочки и пауки, скорпионы и другие насекомые, звезды, обманный глаз или образ существа, которое выбирается из-под кожи, биомеханические чертежи, дырявая или поврежденная (чаще животными) кожа, элементы одежды (рукава, манжеты, карманы, замки и пр.) [5] Вообще все образы можно классифицировать по четырем основным направлениям стилей 3D-татуировок, которые представлены на рисунке 1.
Реализм. Изображения персонажей любимых фильмов, исторических лиц, элементов космоса, а также перенос с фото растений и животных.
Леттеринг. Татуировщик, специализирующийся на создании уникальных надписей, с добавлением теней получает новые возможности для творчества. Обычно тату черного цвета, но бывает и разноцветный леттеринг.
М
Направления классификации стилей ЗБ-татуировки
Геометрия. Фигуры разного строения, будто парящие над поверхностью кожи. Красиво сочетается с пирсингом и микродермалами.
механика, биоорганика. П рофессионал в салоне создаст такой эскиз, который визуально сделает из человека «биомашину». Эффект создается за
счет иллюзии, когда под кожей просматриваются механические и электронные элементы: шестерни, пружины, подшипники, микросхемы
и
т. п.
Рисунок 1 - Направления классификации стилей 3D-татуировки
Если анализировать наиболее востребованные стили в современной отечественной практике, то, пожалуй, можно выделить биомеханический стиль. Такой узор очень сложен в изображении, но именно сложность порождает иллюзию оптического обмана существующей связи между человеческим телом и автоматическим механизмом. Нанесение такой татуировки требует от художника высочайшего профессионализма и мастерского владения техникой. Чаще всего ЗБ-татуировки с биомеханическим узором располагаются на предплечье. Это место является универсальным на человеческом теле: если предплечье открыто, то ЗБ-татуировка сразу же бросается в глаза; при необходимости ее легко можно скрыть одеждой.
ЗБ-татуировки, выполненные в стиле биомеханики, очень эффектно смотрятся на спине, поскольку площадь нанесения рисунка не ограничена, а визуальные возможности отражения симбиоза металла и живого организма велики (например, в сплетении винтиков и костей, металлических деталей и позвоночника).
Иногда биомеханических узоры располагают на ЗБ-татуировках на ногах, однако в данном случае мастер может столкнуться с нехваткой места, поскольку данная область участка тела ограничена. Аналогичные сложности возникают при размещении ЗБ-татуировки на руке или запястье.
Среди клиентов российских тату-салонов, выполняющих ЗБ-татуировки, биомеханика больше востребована у мужчин, которые пытаются подчеркнуть свою брутальность грубыми и устрашающими рисунками, на которых из вырезанных или развернутых краев кожи торчат провода и фрагменты автоматических механизмов.
Романтические натуры (как мужчины, так и женщины) предпочитают фантастические,
волшебные или космические ЗБ-образы. Это могут быть монстры, ведьмы, эльфы, феи, несуществующие существа, нереальные миры и пр. В данном случае далеко не обязательным условием является использование красочного спектра: достаточно бывает одного или двух цветов, если ими оперирует опытный художник.
В рамках геометрического стиля ЗБ-татуировки в основу эскиза ложатся фигуры, сплетение линий которых в единое целое формирует необычные изображения. Особенность нанесения геометрических ЗБ-татуировок является первоначальное выполнение эскиза в двухмерном пространстве. Однако, работать над данным объектом должен непременно специалист высокого уровня. Затем за счет работы тени и света, а также полутени в линиях формируется ЗБ-иллюзия. Геометрические ЗБ-татуировки очень гармонично смотрятся на любой части тела, но особенно эффектно они выглядят при одновременном нанесении на несколько участков: например, на шею и грудь или живот и бедро.
Отдельные ЗБ-татуировки могут представлять собой нанесенные на тело надписи, в том числе на иностранных языках (часто выбираются английский, латинский, арабский, китайский и японский языки). При этом важно разобраться в истинном значении используемых в татуировке слов, чтобы в них не содержалось скрытого смысла. Данный вид ЗБ-татуировок пользуется большой популярностью у молодежи. Кроме визуального эффекта, отличительными чертами ЗБ-надписей на теле являются содержательность и загадочность. При нанесении ЗБ-татуировки в виде надписи художнику приходится немало трудится над выбором шрифта. Также необходимо тщательно подойти к выбору участка тела, на который планируется наносить ЗБ-надпись, поскольку
состояние кожи, меняющееся с возрастом, может значительно ухудшить качество надписи.
Одним из самых сложных направлений среди стилей 3Б-татуировок представляет собой реализм. Такая работа требует не только безупречного профессионализма тату-мастера и
безукоризненного владения навыками 3Б-татуажа, но и настоящих художественных способностей. В рамках этого стиля 3Б-татуировки могут содержать портреты и пейзажи, образы животных и даже репродукции картин.
Особым символизмом обладает 3Б-татуировка с изображением животных, поскольку каждый образ связан либо с оберегом, либо с принадлежностью к какой-то социальной группе. Очень часто на 3Б-татуировки наносятся изображения животных семейства кошачьих, дельфинов, волков, астрологических животных. Компактные 3Б-объекты можно разместить на плече, груди, щиколотке и предплечье, более крупные - на спине.
Абстрактный стиль 3Б-татуировки характеризуется отсутствием конкретного лейтмотива и символики. Чаще всего, такие 3Б-татуировки выполняют не идентификационную, а декоративную функцию. Абстрактная 3Б-тату требует большое число оттенков и цветовых переходов, сочетаний отдельных линий и целых предметах. Такие 3Б-татуировки лучше размещать на спине, щиколотках, трицепсах.
Иногда клиенты предпочитают выбрать уникальный образ, который будет привлекать больше внимания. Такие эскизы не очень распространены, но некоторые оптические иллюзии действительно замечательны в своем эффекте, если татуировка была сделана технически грамотно. 3Б-татуировки наполнены меньшим количеством смысла или значений, чем обычные тату-мотивы, но конечный результат с визуальной точки зрения неоспорим, ведь 3Б-татуировка отличается от традиционной татуировки как сложностью ее создания, так и желаемым эффектом визуализации. К достаточно редким 3Б-татуировкам можно отнести направления этнические мотивы (майя, маори, полинезийские, китайские и многие другие), минималистические и модернистские изображения, рисунки в стиле барокко, готики и других направлениях, образы байкерской и тюремной тематики, а также киберпанк, олд скул, В1аск&вгеу, дотворк, трайблт, BlackWork и пр.
При этом важно помнить, что расширение возможностей Интернета, увеличение количества сетей с высокой пропускной способностью приводят к тому, что 3Б-объекты все чаще появляются в базах распределенных данных, связанных с мультимедийными услугами. Данными базами могут пользоваться и мастера по нанесению татуировок, однако, следует уточнять, разрешено ли использование конкретного 3Б-объекта, а также получать дополнительную информацию о нем (например, для аутентификации
или индексации), о владельце (авторское право) или покупателе права на 3Б-образ [6].
При этом авторское право в тату-индустрии определяется спецификой нормативно-правовой системы конкретного государства: если, например, отечественная судебная практика уже имеет прецеденты привлечение к ответственности за нарушение авторских прав на образ, нанесенный посредством татуировки, то в США даже «минимальный творческий характер и креативность» в татуировке освобождают мастера и обладателя тату от юридического преследования
[7].
В целом можно выделить два направления использования 3Б-технологий в тату-индустрии: в части моделирования для создания реалистичных эскизов и визуализации для непосредственной демонстрации эскиза клиенту в объемной репрезентации на любой части тела. Представляется целесообразным рассмотреть указанные направления подробнее.
Рассматриваемый в рамках настоящей работы тип татуировки технически не очень прост в изготовлении. В области мультимедиа трехмерный объект чаще всего представлен сеткой, связанной с текстурой.
Большинство известных алгоритмов нанесения татуировок основаны на изменении сетки, что позволяет кодировать дополнительную информацию в сетке, где находятся списки вершин и треугольников. Для этого изменяется порядок вершин и треугольников в файле, описывающем объект. На каждой из вершин имеется эллипсоидальная область. Чтобы кодировать «0», вершина перемещается во внешнюю сторону от эллипса, а для кодирования «1» она перемещается внутри. Другие алгоритмы 3Б-визуализации при татуировке основаны на перераспределении нормалей и их размерах, а также на геометрических инвариантах, таких как отношение длин двух величин или отношение высоты к длине основания.
На первом этапе 3Б-моделирования для создания реалистического эскиза модель ориентируется по осям инерции, затем выбирается 3Б-сетка в виде цилиндрической карты глубины. Затем информация об объекте скрывается, а сам образ наносится на цилиндрическую карту глубины с помощью алгоритма нанесения татуировок на неподвижные.
После этого шага 3Б-объект изменяется, а на положение аффектных вершин воздействует только маркировка. Для восстановления 3Б-модель ориентируется по осям инерции. Затем при помощи специального алгоритма татуировки неподвижных изображений образ извлекается из предварительно рассчитанной карты.
Изменение ориентира, в котором описан 3Б-объект, приводит к тому, что приложение подвергается перемещению, вращению и / или изменению масштаба. Эти преобразования не изменяют форму 3Б-объекта, но могут препятствовать применению функций проверки
или восстановления скрытой метки. Для устранения этих проблем нужно изменить карту глубины. Шаг переориентации 3Б-объекта по осям инерции перед непосредственным нанесением татуировки позволяет защитить образ от искажений [8].
Воздействие на основные оси имеет максимальную разницу между координатами осей инерции до и после нанесения татуировки. Этот подход надежен для геометрических преобразований 3Б-татуировок при производстве поступательного и вращательного движения.
При нанесении 3Б-татуировки используется современная техника и программное обеспечение. Проработанные специализированные приложения могут быть установлены даже на iPad.
Кроме того, есть и дополнительное программное обеспечение, которое позволяет осуществлять взаимодействие мастера с клиентом на стадии выбора конкретного 3Б-объекта и непосредственного места его расположения. Для этих целей в отечественной практике тату-художники используют в основном программу Procreate, которая, следуя модным веяниям, была дополнена технической возможностью использования 3D. В частности, функциональные возможности программы Procreate содержат готовую модель человека. На данной модели можно расположить эскиз тату и продемонстрировать получившийся результат клиенту. Для 3D-татуировки это очень важно, поскольку клиент может не представлять, как она будет выглядеть, и выбрать неудачное место для конкретного образа. При рассмотрении различных стилей 3D-татуировки уже упоминалось, что крайне важно выбрать для образа с определенными характеристиками ту часть человеческого тела, где объемный рисунок будет смотреться наиболее выигрышным образом. Программы Procreate решает данную проблему: с ее помощью мастер может предложить клиенту оценить эскиз с «примеркой» на тело.
В настоящее время за рубежом ведется разработка специальных 3D-принтеров, которые бы могли нанести 3D-татуировку без участия мастера по запрограммированным параметрам.
Однако, данная технология еще далека до совершенства. Именно поэтому мастерство тату-художника останется незаменимым еще на протяжении долгих лет, и однозначным трендом можно назвать выделение в современном мире специальности 3D-тату-мастера, поскольку технология обычного нанесения татуировки кардинально отличается от 3D-объектов.
Схема татуировки 3D-объектов основана на алгоритме неподвижных изображений, выбор которого влияет на производительность 3D-линий татуировки. Априори можно выбрать один из всех существующих алгоритмов или разработать один, чтобы максимизировать производительность 3 D-объекта в части его визуального эффекта.
Измерение эффективности алгоритма татуировки - это довольно дискуссионный вопрос в отношении того, следует ли учитывать три критерия: вместимость, эстетичность и надежность. И в 3Б-татуировке определение этих трех критериев является более сложным, чем при процессе нанесения татуировок на неподвижные изображения.
Это резкое снижение эффекта от нанесенной 3Б-татуировке объясняется тем, что производительность и надежность этого алгоритма сильно зависит от количества информации, содержащейся в изображении, и его глубины. Чем более компактна форма объекта, тем больше информации сгруппировано на небольшой области изображения. Однако при этом возникает трудность, о которой уже было сказано выше: маленькие объекты трудно прорисовать во всех деталях, чтобы создать эффект 3Б. Также трудно нанести 3Б-татуировку с рисунком с небольшим количеством пикселей или однородным изображением.
Трехмерный объект с небольшой вершиной или достаточно компактный представляет карту глубины с небольшим количеством пикселей. Например, трехмерный объект с 5000 вершинами соответствует изображению размером 75x75 пикселей.
Таким образом, прогресс в 3Б-визуализации значительно облегчил создание 3Б-объектов и их использование во многих направлениях. Реалистичная 3Б-татуировка - это прекрасное решение для достижения желаемой красоты и эстетики, однако она требует от тату-мастера художественных навыков, профессионального владения технологиями нанесения 3Б-татуировки, а также опыта работы, поскольку все 3Б-татуировки требуют качественной проработки образа, тонкого взаимодействия оттенков, игры света, тени и полутени, совокупность которых и обеспечивает долгожданный 3Б-эффект. В настоящее время технологии создания, моделирования и демонстрации 3Б-объектов значительно разнообразили возможности тату-индустрии.
Библиографический список:
1 Ксензова Е. С. Перспективы 3Б-моделирования в индустрии моды // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. - 2021. -С. 242-246.
2 Макиевская Ю. Ю. Культура татуировки среди молодежи России и Китая // Наука и инновации - современные концепции. - 2020. - С. 66-72.
3 Иванченко В. К. Татуировка как искусство // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - 2017. - С. 129-130.
4 Булыгина У. Ю. Особенности восприятия и понимания татуировок в современном мире // Социальная активность студентов. - 2019. -С. 38-41.
5 Коршунов Г. Ю. От татуировки до «принта» // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения. - 2020. - С. 565-569.
6 Быстрицкая О. О., Чащина М. А., Мурашова С. В. Стратегия управления неклассическими объектами интеллектуальной собственности // Экономика. Право. Инновации. - 2022. - №1. -С. 61-69.
7 Нилова Е. С. Правовая охрана татуировок как отдельного объекта авторского права на примере США и России // Студенческий вестник. - 2018. -№30. - С. 82-84.
8 Ozerova D.,Serikov A. Technology and language in tattoos // Technology and language. - 2021. - №4. - С. 144-167.
9. https://www.youtube.com/wateh?v=xdOjsk-
kafE