Научная статья на тему 'Приложение ума'

Приложение ума Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вера Колерова

Бурно растущий в последние три–четыре года рынок «умных» телевизоров — поле битвы мировых гигантов потребительской электроники. Тем неожиданнее встретить здесь небольшой стартап из России. Андрей Орехов и Кирилл Малука, основатели WISE TIVI, запускают продажи компактной инновационной приставки собственной разработки, которая подключается к телевизору и превращает его в «умный» — с функциями игровой консоли, веб-браузера и медиапроигрывателя для доступа к интернет-кинотеатрам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приложение ума»

г

Вера Колерова

Приложение ума

Бурно растущий в последние три-четыре года рынок «умных» телевизоров — поле битвы мировых гигантов потребительской электроники. Тем неожиданнее встретить здесь небольшой стартап из России. Андрей Орехов и Кирилл Малука, основатели WISE TIVI, запускают продажи компактной инновационной приставки собственной разработки, которая подключается к телевизору и превращает его в «умный» — с функциями игровой консоли, веб-браузера и медиапроигрывателя для доступа к интернет-кинотеатрам.

Прогресс в сфере микроэлектроники уже привел к тому, что производитель получил возможность добавлять «мозгов» различным бытовым устройствам, не очень сильно увеличивая их физические размеры и стоимость. Зато такая гибридизация с компьютером нередко приводит к мини-революциям на потребительском рынке. Смартфон — это больше, чем компьютер и мобильный телефон в одном корпусе, это новое качество. То же самое можно сказать и про «умный» телевизор: по-прежнему оставаясь «самым большим экраном в доме», «ящик» начинает предоставлять пользователям такие же возможности для развлечения и работы, что и компьютер с выходом в Сеть. В конце концов это приучит нас к новой модели потребления аудио-и видеоконтента: вместо пассивного просмотра передач в соответствии с сеткой вещания мы перейдем к активному и интерактивному просмотру, начав черпать контент из самых различных источников. Не говоря о том, что заведем привычку временами

работать с офисными документами, сидя в кресле перед телевизором, беседовать по «Скайпу» или просматривать почту...

На свою долю сегмента «умного» ТВ, разумеется, претендуют почти все традиционные для этой категории электроники крупные игроки: Samsung, LG, Sony, Panasonic, Toshiba и т. д. Свои решения предлагают и «смежники» из ИТ-сектора: Microsoft (игровая консоль Xbox 360 этой компании обладает большинством функций «умного» ТВ), Google, Opera Software и др. Apple, как ожидают эксперты, в ноябре 2013 года выпустит на рынок уже не телеприставку Apple TV (коих с 2007 года было три поколения), а полноценный «умный» телевизор. Бороться есть за что. Абстрагируясь от мировой конкуренции и спускаясь на российский уровень, можно посмотреть, как стремительно «умнеет» отечественный рынок телевизоров. Еще в 2011 году, по данным исследовательской компании J'son & Partners Consulting, в нашей стране 13% продаж телевизоров приходилось на «умные» (0,5 млн из 4,4 млн

единиц). В 2014-м, по прогнозу, их будет продано не менее 2 млн.

При таких-то рыночных раскладах — на что рассчитывать команде WISE TIVI? Основатели стартапа Андрей Орехов и Кирилл Малука, как им кажется, сумели разглядеть для себя нишу на рынке, где бьются гиганты, и уверены, что смогут либо решить большинство существующих в сфере Smart TV проблем, либо обернуть их себе на пользу Например, есть проблема отсутствия единых стандартов: почти каждый из вендоров, претендующих на лидерство в сегменте, стремится выстроить собственную платформу для «умного» телевидения, что создает трудности для пользователей, разработчиков ПО и поставщиков контента. Так, онлайн-кинотеатры вынуждены иметь разное программное обеспечение, чтобы пользователи могли воспроизводить фильмы, скажем, на телевизорах Samsung и LG. Отдельная тема — ПО и интерфейс, который должен быть адаптирован для использования на большом экране телевизора. В этой сфере до сих пор не создано «отраслево-

г

го стандарта». Специалисты окрестили эту проблему «испытанием тремя метрами»: компьютерный интерфейс рассчитан на пользователя, сидящего прямо перед монитором; он мало подходит для телезрителя, сидящего от телеприемника на расстоянии трех метров с неудобным для выполнения сложных манипуляций пультом дистанционного управления.

Не телевизор и не компьютер

Началось все с того, что Андрей Орехов прочел в деловом журнале статью о сказочном росте рынка умного телевидения (с $86 млрд в 2010 году до $265 млрд в 2016-м). Орехов сложил воедино несколько вещей: перспективы рынка, спрос на умные телевизоры и отсутствие, по мнению команды стартапа, оптимального предложения. Рынок активно раскачивают крупные игроки, но их продукт — эксклюзивный и дорогой. В среднем в первом полугодии 2012-го цены на Smart TV, по данным J'son & Partners Consulting, составляли 30-38 тыс. рублей. Но если говорить не о средненьком варианте, а об очень хорошем, то за «умный» телевизор придется отдать 50-70 тысяч. А значит, рассудил Андрей Орехов, надо сделать рынку альтернативное предложение — более дешевое и отличающееся по своим параметрам от продукции лидеров.

Здесь и решили делать бизнес. Не было никакого смысла изобретать новый начиненный компьютерными мозгами телевизор и конкурировать с ведущими компаниями. Гораздо логичнее выглядела идея создать другой продукт — внешние «мозги» в виде телеприставки. В качестве платформы стартаперы избрали Android. Это должно было обеспечить устройству преимущество в сравнении с закрытыми операционными системами ведущих вендоров. Android — ОС с открытым кодом и предоставляет все возможности для создания виджетов любому желающему, что делает выбор приложений и контента более широким. «На Android сегодня более 850 тысяч различных приложений, и вы можете использовать их на своем телевизоре с помощью WISE TIVI, — говорит Кирилл

f f Основатели WISE TIVI Андрей Орехов и Кирилл Малука (на фото) полагают, что сумели разглядеть для себя нишу на рынке, где бьются гиганты, и уверены, что смогут либо решить большинство существующих в сфере Smart TV проблем, либо обернуть их себе на пользу ■■

Малука. — Например, играть в последние 3D-m-pbi, просматривать фильмы (в HD-качестве), любимые фото и видео, получить доступ к любым эфирным каналам в мире или социальным сетям. Мы видим большой потенциал для роста как приложений под Android, так и контента, что важно для потребителя». Устройство WISE TIVI предоставляет пользователям возможность просматривать потоковое видео, играть с помощью игровой консоли, проводить видео-

чаты и видеоконференции с использованием Skype, Google Talk и других приложений, доступных через Google Play. В линейке продукции разработано устройство со встроенной камерой, которое можно расположить над или под телевизором. Просматривать вебстраницы можно посредством специальной беспроводной клавиатуры, совмещенной с функцией гироскопической компьютерной мыши. «На борту» у WISE TIVI — двухъядерный процессор.

г

На разработку нового устройства команде WISE TIVI, в которую входят 20 человек, потребовалось полтора года. К продаже готовы два однотипных по функционалу продукта — «Smart TV Портативный» и «Smart TV Box». Первое устройство — мини-приставка весом чуть более 40 граммов, «бокс» — более крупный вариант с дополнительной функцией роутера. С точки зрения «мозгов» они одинаковые, говорит Кирилл Малука. Но второе, возможно, будет пользоваться большим спросом на российском рынке из-за дополнительных возможностей. «Фактически, — поясняет Кирилл, — оно будет стоить столько же, сколько на рынке сегодня стоит роутер. Может быть, немного дороже».

В разработку продукта и его коммерциализацию на первом этапе партнеры вложили $470 тыс. Но чтобы выводить продукт на рынок, требовались дополнительные средства. Можно было взять на себя все риски и вложиться своими деньгами, но Малука и Орехов решили привлечь ин-

весторов и поделить риск с ними. «По нашим оценкам, вывод продукта на рынок должен был обойтись нам в $250-300 тысяч», — говорит Кирилл Малука. Ему удалось найти частных инвесторов, согласившихся дать проекту деньги на рискованном этапе коммерциализации: «Это, конечно, менее рисковая зона, чем на «посевной» стадии, когда у вас еще нет готового продукта, но все же риски выше, чем когда у вас уже идут продажи». Малука искал ангельские инвестиции без активного вмешательства инвестора в операционное управление бизнесом, но, конечно, с обязательной периодической отчетностью о положении дел. «Нам было важно, — признает предприниматель, — чтобы инвестор четко понимал, что продаж пока нет, стопроцентных гарантий успеха нет, есть только команда, разработка, мотивация. Таких людей найти было непросто». Поиск растянулся на четыре месяца. Инвестор получил долю в бизнесе в обмен на вложения, но мажоритарный пакет контролируют Орехов и Малука.

Mi

I Для стартаперов не было никакого смысла изобретать новый начиненный компьютерными мозгами телевизор и конкурировать с ведущими компаниями. Гораздо логичнее выглядела идея создать другой продукт — внешние «мозги» в виде телеприставки ущ

Трудозатратный Китай

Продажи WISE TIVI сейчас находятся на стадии предзаказа. В этом апреле должна прийти первая партия устройств (максимум — полторы тысячи штук), произведенных на заводах в Китае, в городе Шеньчжень. Никуда не денешься: КНР остается мировым лидером по дешевизне производства. Но и там можно делать качественный продукт, говорит Орехов.

— Мы выбрали для себя заводы второго уровня, — рассказывает он о своих китайских похождениях. — Первый уровень обслуживает крупных игроков, туда новичкам ходу нет. Второй — это ребята, которые трудятся на субподряде у заводов первого уровня, то есть уже научились делать хороший продукт, но открыты для сотрудничества с новыми заказчиками. Они работают для заказчиков из США и Европы. Ниже — заводы третьего уровня, которые выпускать очень качественный продукт еще не научились, зато готовы работать с самой минимальной маржой. По моим наблюдениям, большинство компаний из России размещает заказы на таких заводах. Наверно, именно поэтому у них есть основания жаловаться на то, что китайские товары — плохого качества.

По словам Орехова, работать с Китаем многие в России еще не умеют: само по себе это нелегкий труд. Предприниматели изучили 30 заводов (встречались, ездили, смотрели) и выбрали для себя трех подрядчиков. «Нам пришлось найти юристов и заплатить им немало денег за документы, понятные китайцам, чтобы партнеры четко понимали: если будут выходить за рамки договоренностей, то «партия» их накажет, — шутит бизнесмен. — Некоторые, увидев текст контракта, просто отказывались сотрудничать. Но если вы правильно оформляете документы на китайском, делаете детальную их проработку в рамках китайского законодательства, то вероятность того, что вас «кинут», намного снижается». Предприниматели озаботились также проблемой проверки качества: первичная проводится на заводе представителем

г

компании, вторичная — на складе в Шеньчжене.

Качество — важный для стар-тапа пункт. Ведь, несмотря на несомненную оригинальность разработки, похожие устройства на рынке можно найти. По словам Андрея Орехова, это телеприставки китайского производства, предоставляющие определенный функционал «умного» ТВ. «Но они работают в основном на старых поколениях Android, — поясняет Орехов, — а это дает пользователю доступ примерно к 25% контента, который существует сегодня. Плюс — у многих низкое качество, слабый «движок», полное отсутствие гарантийного срока. Если фильмы или ролики будут у вас «подвисать» в процессе просмотра, придется с этим мириться». А многие приложения просто откажутся работать.

Более весомым конкурентом для стартапа является приставка Apple TV — цифровой мультимедиа-проигрыватель, поддерживающий просмотр потокового мультимедиа из библиотеки iTunes. Но и в ее отношении российские стартаперы категоричны: это все же не то «умное» ТВ будущего, о котором мечтал Джобс. «Они сделали эту приставку как временное решение, потому что «заявились» с умным телевидением — и нужно было дать что-то рынку, — рассуждает Кирилл Малука. — Но устройство не очень мощное. Потому они его и не продвигают пока широко на российском рынке. Ведь пользователям «яблочных» устройств не нужна половинка: они всегда ожидают от продукции Apple революции».

В конкуренции с другими устройствами у WISE TIVI есть, пожалуй, важное преимущество — весьма низкая для рынка цена. По предзаказам — немногим более пяти тысяч рублей. При этом важно, что у потребителя будет возможность подключить консоль WISE TIVI к любой модели телевизора с HDMI-разъемом — или даже без него, если говорить о WISE TIVI Box. Не придется покупать новый телевизор со встроенным компьютерным «мозгом», можно и старый «апгрейдить».

Телевизор для мамы

Создатели проекта считают, что первыми их покупателями могут стать компьютерные «гики» — но очень скоро за ними подтянется широкий круг обывателей. «Я верю в то, что такое устройство может быть в любом доме, — говорит Кирилл Малука. — Моей маме 73 года. Она три года назад освоила компьютер, общается с родственниками по «Скайпу», в сетях. И вот у меня выбор: или купить маме ноутбук, или просто подарить ей

которые выведут на рынок дешевые модели со всеми возможностями компьютера. Но Орехов добавляет: «WISE TIVI уже сейчас готовится к конкуренции в будущем и разрабатывает новые решения производителям телевизоров, как альтернативные, так и комплементарные. Например, устройство, которое можно установить в новые ТВ и превратить их в Smart TV без больших инвестиций в R&D. А таких производителей ТВ в мире сотни, помимо «большой тройки».

кк

I У «умных» телевизоров еще много проблем. Например, отсутствие удобного интерфейса, который бы прошел «испытание тремя метрами». Ведь в отличие от пользователя компьютера, телезритель сидит от экрана на расстоянии, причем с неудобным для выполнения сложных манипуляций пультом в руке ^^

«флешку» WISE TIVI, которую можно подключить к ее любимому телевизору. То есть мы говорим людям: вам не обязательно иметь сегодня дома компьютер и даже Wi-Fi, чтобы завтра у вас был Интернет на вашем телевизоре».

В концептуальном плане WISE TIVI не предлагает технической революции, признает Андрей Орехов: «Революцию Smart TV начали гиганты рынка, а мы к ней присоединяемся и пытаемся занять свою нишу на раннем этапе. Надеемся, что сможем привнести в начавшуюся революцию свой вклад». И нельзя сказать, что ниша эта, выбранная предпринимателями, маленькая. Рынок умного телевидения будет расти, интерес к нему со стороны ведущих вендоров увеличивается с каждым годом, а владельцев телевизоров сегодня по миру насчитывается несколько сотен миллионов; только в США эта цифра приближается к 115 млн. Но очень важно успеть максимально использовать «окно» больших возможностей именно сейчас. Как предполагает Орехов, через 7-8 лет для сегодняшнего поколения устройств WISE TIVI оно сильно сузится: подтянутся конкуренты — как разработчики аналогичных приставок, так и производители телевизоров,

Предприниматели не намерены медлить: по планам проект пройдет точку рентабельности и полностью окупится за 2,5-3 года. Впрочем, самым важным для него должен стать первый год: WISE TIVI хочет в этот период выйти сразу на несколько рынков, начав продажи в России, Европе и в США, причем на отечественном рынке планируется выйти сразу на объемы сбыта в десятки тысяч штук, используя в первую очередь онлайн-каналы продаж как самые доступные для нового продукта. Потом уже можно будет пытаться попасть на полки сетевых ритейлеров. «А через три года, — говорит Орехов, — я хотел бы видеть уже продажи миллионов штук в международных масштабах. Сегодня уникальная ситуация, мы практически одни. Но уже через год нас начнут активно копировать, и мы это прекрасно понимаем».

Чем займется компания, когда «окно» возможностей станет меньше? «Мы строим свой проект не как историю одной разработки, а как R&D-компанию, — говорят стартаперы. — В стартапе собрался сильный и к тому же интернациональный инженерный коллектив, который обязательно найдет, что еще предложить рынку!» ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.