Научная статья на тему 'Приложение для автоматизированного подсчета скорости чтения пользователя'

Приложение для автоматизированного подсчета скорости чтения пользователя Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
269
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА / КОЛИЧЕСТВО СЛОВ В МИНУТУ / СИМВОЛОВ В МИНУТУ / READING SPEED / COEFFICIENT OF UNDERSTANDING OF THE TEXT / THE NUMBER OF WORDS IN A MINUTE / SYMBOLS IN A MINUTE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ерохина Елена Альфредовна, Шаимов Никита Денисович, Пересадов Владислав Трофимович

В статье рассказывается о приложении для автоматизированного подсчета скорости чтения. Описан интерфейс приложения, работа основных алгоритмов Приведены критерии оценивания результатов работы пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ерохина Елена Альфредовна, Шаимов Никита Денисович, Пересадов Владислав Трофимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application for automated calculation of speed of user’s reading

In article it is told about the application for the automated calculation of reading speed. The application interface is described, work of the main algorithms criteria of estimation of results of work of the user are given.

Текст научной работы на тему «Приложение для автоматизированного подсчета скорости чтения пользователя»

1. разработана программа курса «Алгоритмизация вычислений» с учетом всех требований положения об оценивании знаний НИУ ВШЭ;

2. сформулированы критерии оценивания разных видов работ: заданий лабораторного практикума, самостоятельных и контрольных работ, а также экзаменационных работ;

3. применение данных критериев позволяет объективно оценивать работы в условиях больших потоков студентов;

4. данные критерии позволяют улучшить обратную связь преподавателя со студентами и способствуют лучшему усвоению знаний за счёт проведения постоянного контроля умения применять изученный материал на практике.

Литература

1. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/ba/isct/courses/205505456.html - Программа курса Алгоритмизация Вычислений

2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/206891006.html Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1117386165/185554019%5B1%5D.html - Положение о реализации проекта «учебный ассистент» НИУ ВШЭ

4. Методические указания к лабораторному практикуму по дисциплине Программирование (язык Паскаль) / Сост. Е.А. Ерохина, Д.В. Хруслова, Ю. В. Журин , Д.О.Карчевский; / Московский Институт Электроники и Математики НИУ ВШЭ. - М. : МИЭМ, 2014 .

The system of estimation of knowledge for the big flows of students

Erokhina Elena, Higher School of Economics Khruslova Diana, Higher School of Economics

In article the system of estimation of knowledge of students in case of the big number of a stream (more than two groups or 60 people) is described. Criteria of estimation of works and also ways of obtaining uniform results of check of control and independent works in that case when several teachers work with a stream are discussed.

Key words: criteria of estimation of works, big number of students, examination, independent work, laboratory work.

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОДСЧЕТА СКОРОСТИ

ЧТЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Елена Альфредовна Ерохина, ст. препод. E-mail: eerokhina@hse.ru Никита Денисович Шаимов, студент 2 курса, E-mail: ndshaimov@edu.hse.ru Владислав Трофимович Пересадов, студент 2 курса, E-mail: vtperesadov@edu.hse.ru Департамент Компьютерной Инженерии Московского Института Электроники и

Математики им. А.Н. Тихонова Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»

http://www.hse.ru

В статье рассказывается о приложении для автоматизированного подсчета скорости чтения. Описан интерфейс приложения, работа основных алгоритмов Приведены критерии оценивания результатов работы пользователя.

Ключевые слова: скорость чтения, коэффициент понимания текста, количество слов в минуту, символов в минуту.

Ерохина Е.А.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет сформированно-сти хорошей техники чтения: от учащихся требуется овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами [1, С. 6].

Нашей целью была разработка программного обеспечения, которое позволяет проанализировать скорость чтения пользователя (им может быть как учащийся, так и взрослый человек), способность к запоминанию и точному воспроизведению прочтенного. Приложение позволяет отслеживать прогресс пользователя, так как результаты представлены в числовой и графической форме. Приложение позволяет пользователю улучшать свои навыки чтения путем нескольких тренировок.

Для разработки была выбрана среда разработки QtCreator 5.6.2 под компилятором MinGW 4.9.2. Среда разработки QtCreator предоставляет обширные библиотеки для работы с различными типами данных, а также имеет удобный встроенный дизайнер пользовательского графического интерфейса. Для создания графиков была задействована библиотека QCustomPlot, которая предоставляет широкий набор инструментов для построения графиков и визуализации данных. Необходимо отметить, что данная библиотека распространяется по лицензии GNU General Public License, которая распространяется бесплатно для некоммерческих целей. Пользовательский интерфейс представляет собой главное окно (рис.1).

Пересадов В.Т.

С ReadSpeedTest 1 cz. I @ I £2 |

Профиль Инфо

1 Тексты \> Тексты 1 уровня > Тексты 2 уровня ^^ 1> Тексты 3 уровня ¥ [> Тексты 4уровня > Тексты 5 уровня

00:00:00 Начать Стоп

Рис.1. Главное окно программы

На нем можно видеть два поля 1 и 2: 1 - поле, в котором отображается читаемый текст; 2 - поле выбора текста.

В процессе чтения на экране отображается фрагмент текста для чтения, таймер и кнопки для отметки начала и окончания процесса чтения (рис.2).

ReadSpeedTest

Профиль Инфо

0 £2

Зверобой

Ю. Лаптев «Натуралист»

Нет. Растение это не стреляет и воздух ядовитыми испарениями не отравляет. Даже столь неприхотливый зверь, как кабан, его не ест. А если бы и съел, то ровным счётом с ним ничего бы не случилось. Не бьёт зверя зверобой. Русское название растения произошло от одного из казахских наименований зверобоя - «джерабай», что означает «целитель ран». И всё же зверобой иногда опасен. Правда, не для дикого зверя, а для домашних животных - овец, лошадей и рогатого скота. BпpoчeмJ не для всех, а только для тexJ у кого шкура белая или несёт белые отметины. И если эти животные в солнечный день съедят зверобой , куда входит особый пигмент то под влиянием солнечных лучей кожа, покрытая белой шерстью, воспаляется, словно животное получило ожог. Если ожог сильный., животное даже может погибнуть.В Австралии где зверобой обильно засоряет пастбища, он стал бичом овцеводов. И перед австралийскими учёными стоит прямо-таки национальная проблема, как избавить пастбища от зверобоя. У нас зверобой всегда высоко ценился как лекарственное растение. Сейчас в стране заготовляют его тоннами. И всё равно зверобоя не хватает. Ещё бы! Это одно из самых ценных лекарственных растений. Чего из него только не делают: и напитки., и настойку и другие медицинские препараты.Сырьём для всего этого служат цветущие верхушки растения. Лекарством от 99 болезней называли его в Древней Руси. Зверобой и сейчас популярен в народе. Только собирать его всё труднее: беднеют наши лесные опушки - этих жёлтых и нежных цветов становится всё меньше и меньше. Поэтому учёные нашли способ выращивать зверобой на плантациях. Собирают зверобой в период массового цветения. При этом срезают лишь верхушки. Сушат их на чердаках под железной крышей или под навесами.

00:00:16

Тексты

1> Тексты 1уровня л Тексты 2 уровня

Лебедь л Тексты 3 уровня

Соловей * Тексты 4уровня

Зверобой 0 Тексты 5 уровня

Рис.2. Процесс чтения

^ ReadSpeedTest

ED U

Профиль Инфо

♦ Тест

22

Название статьи:

О Целитель

О Зверобой

О Бьет ли зверя зверобой

О Джерабай

Назад Далее

Тексты

0 Тексты 1 уровня > Тексты 2 уровня * Тексты 3 уровня

Соловей ^ Тексты 4уровня

Зверобой 0 Тексты 5 уровня

Рис.3. Процесс тестирования

Рис.4. Окно статистики

Если пользователь прекращает чтение на нулевой секунде, то эта попытка не за-считывается программой и не записывается в статистику.

После прочтения текста пользователю будут предложены тестовые вопросы по тексту. Для определения коэффициента понимания необходимо оценить ответы на эти вопросы. Пример вопросов приведен на рис.3.

Данные об ответах пользователя будут доступны при нажатии кнопки Профиль -> Статистика (рис. 4).

На основании данных об ответах пользователя строится один из графиков:

• числа символов в минуту;

• количества слов в минуту;

• коэффициента понимания текста.

На рис.5 изображен график числа символов в минуту.

^ Ре.^Е-реесЛе:.:

0 й

Профиль

График символов в минуту График коэффициента понимания

1 2 Порядковый номер тестирования

Тексты

Тексты 1 уровня ^ Тексты 2 уровня

Лебедь л Тексты 3 уровня Соловей Тексты 4уровня Тексты 5 уровня

Рис.5. Окно выбора графика

Приложение имеет следующий набор рабочих файлов: ^ К Заголовочные л Исходники

В Ьа5е(^а.И ++ дгар1ч_\мг^о\л/,срр

0 дгарИ_\лгтс1о\АУ,И ++ глат.срр

0 гпат\АУтс1оУАлИ ++ глат\ллг^о\л/,срр

0 дсиз1:оггф1о1:.И ++ дсиз1:отр1о1:.срр

0 te5t_w¡ndow,h ++ te5t_w¡ndow,cpp

0 textdata.h ++ textdata.cpp

0 и з е r_stat5_w¡ п d о\лл И ++ и з е r_5tatз_w¡ п d ода. с р р

0 U5erdata,h ++ userdata,cpp

Рис. 6. Рабочие файлы приложения

Приложение широко использует возможности объектно-ориентированного программирования (классы, разнообразные виды наследования, шаблоны, перегрузку операторов и полиморфизм). Например, от базового шаблонного класса-контейнера basedata наследуются классы userdata и textdata:

class Textdata:public BaseData<text_data> {

publi с:

itdata () ;

itdata(const Textdsta &copy)j ■1етоды класса

iring loadtext(QString textname) \ iring loadtextinfo (QStn'ng textname); //Найти информацию о текте

//Загрузить базу данных

//Найти определенный теист

Text Text ЦЫ QStr QStr

bool operator << (QString filename)] QStringList test_qst(QString textname) ; //Загрузить вопросы к тексту QStringList test_ans(QString textname); //Загрузить ответы к тексту

};

class UserData:public BaseData<user_list> {

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

publiс: User User

?rData()j

?rData(const UserData &copy)j

bool operator << (QStn'ng filename)j//Чтение файла bool operator >>(QString filename)j//Запись файла

Рис.7. Пример структуры наследованного класса textdata и (^сччЫ;!

База данных (далее БД) представляет собой набор текстовых файлов, разделенных по сложности текста. Вот как выглядит структура отдельно взятого текстового файла (рис. 8).

Название текста

Текст

Количество тестовых вопросов

Тестовый вопрос №1

Вариант ответа 1/Вариант ответа 2/Вариант ответа3...

Тестовый вопрос №2

Вариант ответа 1/Вариант ответа 2/ Вариант ответа 3...

Рис.8. Структура файла В программе реализован автоматизированный подсчет количества слов и символов в текстах. Приведем фрагмента кода для решения этой подзадачи (рис. 9).

"irt get_char_count (QStri ng text)

{

QString temp=text; temp.remove(" "); return temp.length()j

}

int get_word_count (QStri ng text)

{

return text.count(" 1)+1;

}

Рис.9. Подсчет слов и символов в тексте

Подсчет слов осуществляется с помощью встроенного метода Qt QString::count(), который считает количество пробелов в тексте. Подсчет числа прочитанных символов осуществляется без учета пробелов.

Расчет скорости чтения слов и символов производится по формуле (1) [2].

V = -*60

t

(1)

где V - скорость чтения в минуту, К - количество слов или символов в тексте, ^ - время чтения пользователя.

Коэффициент понимания вычисляется как соотношение количества верных ответов к общему количеству вопросов. Если тест был завершен досрочно посредством закрытия окна тестирования, то коэффициент понимания приравнивается к нулю. На основе коэффициента понимания производится коррекция скорости чтения.

Коррекция производится путем умножения коэффициента понимания на скорость чтения (2).

S = k*V (2)

где S - скорость чтения после коррекции, k - коэффициент понимания, V - скорость чтения до коррекции.

Приложение может успешно применяться в учебных заведениях для проведения тестирования и развития навыков скорочтения учащихся. Использование данного продукта в начальных классах школ может способствовать повышению общего уровня грамотности. При этом происходит увеличение объема понятого материала и сокращение времени для его изучения. Но сфера использования этого приложения не ограничена только учебными заведениями. Его могут использовать все, кто осознает недостатки в своих навыках чтения и анализа информации. Приложение открыто для добавления новых материалов, и удобно для оценивания роста скорости осознанного чтения.

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

1. свободная, гибкая и простая система хранения материалов, при использовании которой пользователь может свободно изменять и добавлять тексты с тестами под свои индивидуальные нужды.

2. алгоритм коррекции вычисленного значения скорости чтения пользователя с учетом досрочного закрытия тестового примера и коэффициента понимания текста.

Литература

1. [Электронный ресурс] Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/документы/ 922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf - ссылка на документы ФГОС сайта Минобрнауки.

2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.skorochteni.ru/glavy/lesson-1/standards-of-speed-reading/

Application for automated calculation of speed of user's reading

Erokhina Elena, Higher School of Economics Shaimov Nikita, Higher School of Economics Peresadov Vladislav, Higher School of Economics

In article it is told about the application for the automated calculation of reading speed. The application interface is described, work of the main algorithms criteria of estimation of results of work of the user are given.

Key words: reading speed, coefficient of understanding of the text, the number of words in a minute, symbols in a minute.

УДК: 004.023

ПРОБЛЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Алексей Валерьевич Завьялов, студент магистерской программы «Компьютерные системы и сети» E-mail: avzav42@yandex.ru Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова

https://miem.hse.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.