ПРИЛОЖЕНИЕ 2
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О САНКЦИЯХ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Программа санкций США в отношении России, вызванная событиями на Украине, основывается на следующих нормативных актах: два федеральных закона «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» и «О национальных чрезвычайных ситуациях», четырех указах президента США № 13660 от 06.03.2014 «О блокировании имущества физических лиц, влияющих на ситуацию на Украине», № 13661 от 17.03.2014 «О блокировании имущества дополнительных лиц, влияющих на ситуацию на Украине», № 13662 от 20.03.2014 «О блокировании имущества дополнительных лиц, влияющих на ситуацию на Украине», № 13685 от 19.12.2014 «О блокировании имущества определенных лиц и запрете отдельных транзакций в отношении Крымского региона Украины», кодекс федеральных нормативно-правовых актов (31 CFR Part 589 - Ukraine-Related Sanctions Régulations), подзаконные акты, определяющие порядок исполнения указов № 13660, 13661, 13662 (79 FR 26365-14 -Issuance of régulations to implement Executive Order 13660, Executive Order 13661, and Executive Order 13662).
Рассмотрим подробнее закон «О международных чрезвычайных экономических полномочиях», который наделяет президента дополнительными полномочиями в случае «необычной или чрезвычайной угрозы для национальной безопасности, которая целиком или частично исходит из-за пределов США» (International Emergency Economic Powers Act (IEEPA), 50 U.S.C. § 1701-1706). Эти полномочия заключаются в том, что президент имеет право проводить определенные действия с имуществом или денежными средствами иностранных государств, физических или юридических лиц, находящихся под юрисдикцией США. Перечень этих действий предельно широк: расследование, регулирование, запрещение, блокирование, принуждение, предотвращение, нуллификация, признание недействительным, конфискация (в случае военных действий США с данной страной). Кроме того, ни одно лицо не подлежит преследованию в суде за исполнение данного закона. При этом особо оговаривается, что полномочия президента по данному закону не распространяются на виды коммуникации (почту, телеграф, телефон), благотворительные пожертвования, направленные на облегчение последствий санкций (в случае если они не
несут вреда политике президента) или иные не имеющие материальной ценности виды деятельности. Также на президента США данным законом налагается обязанность консультироваться с Конгрессом США по поводу исполнения санкций, а также в случае их введения немедленно информировать законодателей о целях и масштабах действий. По истечении шестимесячного периода президент США обязан направить в Конгресс США отчет о ходе реализации санкций. Лицо, нарушающее режим санкций, подлежит уголовному наказанию в виде 20 лет лишения свободы и / или штрафу до 1 млн долл. Прекращение режима санкций осуществляется указом президента или совместной резолюцией Конгресса США. Отдельно данным законом оговаривается режим эмбарго. Он вводится президентом США в течение 20 дней с начала военных действий, в которых участвуют вооруженные силы США. В таком случае подлежат блокированию и конфискации все средства, которые прямым или косвенным образом поддерживают военную мощь противника.
Итак, первый указ № 13660 от 6.03.2014 в соответствии с вышеизложенным законодательством объявил, что «действия людей, заявивших о государственной власти в Крыму без разрешения украинских властей, подрывают демократические процессы и институты на Украине, угрожают ее миру, безопасности, стабильности, суверенитету, территориальной целостности, способствуют незаконному присвоению ее имущества, составляют необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США, вследствие чего объявляется национальная чрезвычайная ситуация для ликвидации этой угрозы». Далее указом определяется, что все имущество вышеупомянутой категории лиц, которое находится в юрисдикции США, подлежит блокированию. Конкретные индивиды определяются министром финансов США при согласовании с государственным секретарем США. Также устанавливается, что въезд в США таких физических лиц запрещается, равно как и любые пожертвования и перевод денежных средств в их адрес. Попытки обойти данные санкции преследуются по закону. С целью повышения эффективности вышеупомянутых мер не предполагается какое-либо предварительное уведомление о конкретных физических или юридических лицах, подпадающих под санкции, с тем, чтобы они не смогли перевести свои активы из юрисдикции США. Блокирование имущества вступает в силу с момента публикации санкционного списка. В заключение отмечается, что министр финансов США может делегировать составле-
ние списка физических или юридических лиц, подпадающих под санкции, иным должностным фигурам, которые вследствие этого должны направлять отчеты в Конгресс США о ходе выполнения санкционной программы, согласно положениям вышеуказанного законодательства.
Последующие указы (№2 13661, 13662) расширяли санкции в связи с вводом российских войск на территорию Крыма и присоединением его к РФ. Так указ № 13662 вводил запрет физическим и юридическим лицам США взаимодействовать с такими секторами российской экономики, как финансовые услуги, энергетика, горнодобывающая промышленность, военно-промышленный комплекс.
Более подробно остановимся на указе № 13685 от 19.12.2014 «О блокировании имущества определенных лиц и запрете отдельных транзакций в отношении Крымского региона Украины». В нем говорится, что «в связи с российской оккупацией Крымского региона Украины» налагается запрет на следующие виды деятельности: новые инвестиции в Крым со стороны физического или юридического лица США вне зависимости от его нахождения; импорт в США, прямой или не прямой, любых товаров, услуг и технологий, произведенных на территории Крыма; экспорт, реэкспорт, продажа, прямая или не прямая, из США в Крым или любым физическим или юридическим лицом США; посреднические услуги физических или юридических лиц США в проведении операций с Крымом.
Следует отметить, что в кодексе федеральных нормативно-правовых актов в параграфе 589.506 отмечается, что лицо, попавшее под санкции, стремящееся к административному пересмотру или судебному разбирательству своего статуса, может обратиться в Управление контроля зарубежных активов Министерства финансов США за специальной лицензией на освобождение части средств на заблокированном счете, с целью оплаты юридических услуг в США. Также отмечается, что американская юридическая фирма не нуждается в каком-либо специальном разрешении от Управления контроля зарубежных активов на представительство интересов лица, попавшего под санкции. Кроме того, параграф 589.508 гласит, что лицо, находящееся в санкционном списке может получать незапланированную экстренную медицинскую помощь в США, в том случае, если все расходы на нее были лицензированы Управлением контроля зарубежных активов. В качестве комментария отметим, что довольно сложно себе представить ситуацию, при которой лицо, которому запрещен въезд в США, может получить там незапланированную экстренную медицинскую помощь.
Параграф 589.802 Федерального кодекса нормативно-правовых актов гласит, что делегирование полномочий, о котором говорилось в указах президента США, министром финансов США осуществляется директору Управления контроля иностранных активов, который может дополнять список физических и юридических лиц, подпадающих под санкции. Исключение составляют секторальные санкции, которые налагаются вышестоящими инстанциями.
Необходимо отметить и директивы, выпущенные Управлением контроля зарубежных активов, для исполнения секторальных санкций, введенных указом президента № 13662. Директива 1 в последней редакции от 12.09.2014 запрещает американским финансовым учреждения предоставлять в долг средства определенным российским финансовым структурам на срок свыше 30 дней. Директива 2 вводит аналогичный запрет в отношении определенных российских энергетических компаний сроком дольше 90 дней. Директива 3 распространяет такие же меры на российский ВПК и срок кредита не может превышать 30 дней. Директива 4 учреждает запрет для американских энергетических компаний сотрудничать с российскими коллегами по новым проектам по освоению шельфа и Арктических месторождений. Согласно директивам, американские компании должны в течение 10 дней сообщать в Управление контроля иностранных активов обо всех попытках трансакций, со стороны физических и юридических лиц, находящихся в санкци-онных списках (rejected transactions).
Отдельные пояснения даются в отношении стрелкового оружия, популярного в США. В случае если американское физическое или юридическое лицо владеет продукцией концерна «Калашников», приобретенной и полностью оплаченной до введения санкций, то оно вправе им распоряжаться по своему усмотрению без ограничений. Новые закупки продукции этой компании запрещаются, однако если оружейный магазин имеет запас продукции концерна «Калашников», который не полностью оплачен, то он должен обратиться за консультацией в Управление контроля иностранных активов.
Таким образом, можно отметить, что в США выработана довольно сложная система регулирования санкций на разных уровнях права: от законов до указов президента и ведомственных нормативно-правовых актов. Важно отметить, что на уровне президента лишь в указе № 13661 имелся список из 7 должностных лиц, подпавших под санкции (Елена Мизулина, Леонид Слуцкий, Андрей Клишас, Валентина Матвиенко, Дмитрий Рогозин, Владислав Сур-
ков, Сергей Глазьев), все остальные - 201 физическое и юридическое лицо - внесены туда директором Управления контроля иностранных активов Министерства финансов США. Иными словами, механизм был запущен, и расширение санкционного списка стало производиться в рамках бюрократической логики, а не на политическом уровне.
В ЕС существует следующая процедура введения санкций. Совет ЕС может вводить те или иные санкции единогласно в рамках единой внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy). В отдельных случаях требуется принятие дополнительных нормативно-правовых актов для администрирования санкций. Например, визовые санкции или оружейные эмбарго исполняются непосредственно странами - членами ЕС. Такие меры требуют только решения Совета ЕС, они являются обязательными для исполнения всеми членами. Экономические санкции, такие как заморозка активов или запрет на торговые операции, находятся в юрисдикции ЕС, и поэтому требуют принятия дополнительных нормативно-правовых актов в виде директив ЕС, обязательных для исполнения гражданами ЕС и предприятиями, находящимися на территории ЕС. Подобный документ разрабатывается и вносится в Совет ЕС совместно Верховным представителем ЕС по международным делам и политике безопасности и Европейской комиссией, в нем содержатся детали относительно содержания санкций и процедуры их администрирования. Санкции обычно вступают в силу на следующий день после публикации в Официальном журнале ЕС (The EU Official Journal). Здесь следует подчеркнуть важное отличие от аналогичной процедуры в США, где санкции вступают в силу с момента опубликования, что не дает времени физическим и юридическим лицам предпринять меры по их обходу.
В отношении исключений из запретов отметим, что если США позволяют это делать, только когда требуется экстренная медицинская помощь, то ЕС дает право своим членам выдавать визы отдельным индивидам, находящимся в санкционном списке, в случае «проведения международных межгосударственных конференций, конференции ООН, или собрания Организации по безопасности или сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)».
Действие санкций ЕС распространяется на: территорию ЕС, включая его воздушное пространство; граждан ЕС, вне зависимости от их местонахождения; юридические лица, созданные по законам стран - членов ЕС, вне зависимости от месторасположения, что
включает дочерние компании, находящиеся в третьих странах; предпринимательскую активность, проводимую целиком или частично на территории ЕС; самолеты и пароходы, находящиеся в юрисдикции стран - членов ЕС.
Также следует отметить, что ЕС уведомляет физические лица о налагаемых на них санкциях в виде заморозки активов и запрета на поездки. Предоставляется право обжаловать решение в Совете ЕС или в Общем суде ЕС (General Court of the E.U.).
С. С. Костяев
Список литературы
1. Code of Federal Regulations: 31 CFR Part 589 - Ukraine-Related Sanctions Regulations / U.S. government publishing office. - Mode of access: http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?SID=a61518f06b520ab5886b8a490d9fe9b8&mc=true&node=pt31.3.589 &rgn=div5
2. Directive 1 (As Amended) Under Executive Order #13662 / U.S. department of treasury. - 2014. - Mode of access: http://www.treasury.gov/resource-center/sanc-tions/Programs/Documents/eo13662_directive1.pdf
3. Directive 2 (As Amended) Under Executive Order #13662 / U.S. department of treasury. - 2014. - Mode of access: http://www.treasury.gov/resource-center/sanc-tions/Programs/Documents/eo13662_directive2.pdf
4. Directive 3 (As Amended) Under Executive Order #13662 / U.S. department of treasury. - 2014. - Mode of access: http://www.treasury.gov/resource-center/sanc-tions/Programs/Documents/eo13662_directive3.pdf
5. Directive 4 (As Amended) Under Executive Order #13662 / U.S. department of treasury. - 2014. - Mode of access: http://www.treasury.gov/resource-center/sanc-tions/Programs/Documents/eo13662_directive4.pdf
6. Executive Order #13660, March, 6, 2014 / U.S. department of treasury. - 2014. -Mode of access: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Docu-ments/ukraine_eo.pdf
7. Executive Order #13662, March, 20, 2014 / U.S. department of treasury. - 2014. -Mode of access: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Docu-ments/ukraine_eo3.pdf
8. Executive Order #13685, December, 19, 2014 / U.S. department of treasury. - 2014. -Mode of access: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Docu-ments/ukraine_eo4.pdf
9. Justice news. Office of public affairs / The United States department of justice. - 2012. -Mode of access: http://www.justice.gov/opa/pr/hsbc-holdings-plc-and-hsbc-bank-usa-na-admit-anti-money-laundering-and-sanctions-violations (Date of access: 9.06.2016.)