Научная статья на тему 'ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ: ОЖИДАНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ: ОЖИДАНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Наставничество / медицина / студенты / Mentoring / medicine / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исаева Анна Владимировна, Демкина Александра Евгеньевна, Кочергина Анастасия Михайловна, Самонова Дарья Александровна, Коробейникова Анна Николаевна

Начинающий специалист, который только получил диплом и делает первые шаги на пути к профессиональному мастерству, всегда чувствует себя неуверенно. Поэтому наличие старшего наставника, который открыто и доброжелательно может оказать поддержку, облегчает процесс освоения трудовых функций молодым специалистом. Цель. Изучить мнение учащихся медицинских ВУЗов о наставничестве в профессии. Материалы и методы. Проведено одномоментное (поперечное) исследование, в котором приняли участие 649 обучающихся медицинских ВУЗов России. Они заполнили специально разработанную анкету на Google Forms, включавшую 28 вопросов. Распространение анкеты производилось путем рассылки в мессенджерах и социальных сетях в период с 01.12.2022 г. по 30.01.2023 г. Статистическая обработка проводилась в программе MS Exсel 2021 и jamovi. Результаты. В исследовании приняли участие 509 девушек и 140 юношей (78,5% и 21,5% соответственно). Наиболее востребованными знаниями и навыками респонденты называли непосредственную практику с пациентами (84,4%), коммуникацию (54,6%), работу с медицинскими информационными системами (51%). По мнению респондентов, наставник наиболее часто необходим в освоении «жестких навыков»: повышение опыта в медицине (84,7%), профессиональная ориентация (65,6%). Примечательно, что среди студентов невысоко желание овладеть мягкими навыками тайм-менеджментом (22,6%), целеполаганием (22,3%), составлением резюме (21,9%). Среди основных качеств наставника названы открытость (86,5%), желание делиться опытом (86,5%), высокий уровень профессиональных компетенция (81,9%) и взаимоуважение (67,1%). Заключение. Исследование выявило высокую потребность в разработке и системном проведении мероприятий для учащихся по выбору медицинской специальности и низкую востребованность «мягких» навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исаева Анна Владимировна, Демкина Александра Евгеньевна, Кочергина Анастасия Михайловна, Самонова Дарья Александровна, Коробейникова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL FEATURES OF MENTORING IN CLINICAL MEDICINE: STUDENTS' EXPECTATIONS

A novice specialist who has just received a diploma and is taking the first steps on the path to professional mastery always feels insecure. Therefore, the presence of a senior mentor who can openly and kindly provide support facilitates the process of mastering the work functions of a young specialist. Aim. To study the opinion of students in medical universities about mentoring in the profession Materials and methods. A one-stage (cross-sectional) study was conducted, in which 649 students of medical universities of Russia took part. They filled out a specially designed questionnaire on Google Forms, which included 28 questions. The distribution of the questionnaire was carried out by mailing in messengers and social networks in the period from 01.12.2022 to 30.01.2023. Statistical processing was carried out in the MS Excel 2021 and jamovi program. Results. The study involved 509 girls and 140 boys (78.5% and 21.5%, respectively). Respondents named direct practice with patients (84.4%), communication (54.6%), work with medical information systems (51%) as the most in-demand knowledge and skills. According to respondents, a mentor is most often needed in mastering "hard skills": increasing experience in medicine (84.7%), professional orientation (65.6%). It is noteworthy that among students there is a low desire to master soft skills time management (22.6%), goal setting (22.3%), resume writing (21.9%). Among the main qualities of a mentor are openness (86.5%), a desire to share experience (86.5%), a high level of professional competence (81.9%) and mutual respect (67.1%). Conclusion. The study revealed a high need for the development and systematic implementation of activities for students to choose a medical specialty and a low demand for "soft" skills.

Текст научной работы на тему «ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ: ОЖИДАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ: ОЖИДАНИЯ УЧАЩИХСЯ f

Исмва А.В.'А Дямкине A.E.W кочергиш А.МЛ7, Сны сноп ДА', КоробЫЫито» А. И.'

'ФГБНУ «

■КОГКБУЭ «Цектр кардиологии и неврологии», ул. И.Попова 41, г. Киров, Кировская область. Российской Федерация, 61

наставничеству.

т, который только получил диплом и делает первые шаги на пути к профессиональному оказать поддержку, облегчает гфоцасс освоения трудовых функций молодым специалистом.

Цель. Изучить мнение учащихся медицинских ВУЗов о i

и 140 юношей (78,5% и 21,5% соответственно). Нжболее авали непосредственную тактику с пациентами (84,4%), ими (51%). По мнению респондентов,

>). Примечательно, что среди студентов невысоко желание овладеть мягкими 6*), цвлеползгажчм (2¿3*), составлением резюме (21,«*}. Среди основных , (86,5%), желание делиться опытом (86,5%), высокий уровень В1,9%) и взаимоуважение (67,1%). vio высокую потребность в разработке и системном проведении мероприятий для

j* за перетеку: Коробейткова А.Н., ул. И. Попова, 41, г. Киров, йфовсхая область, I

Федереция, 610002. anna_be3t2004®mall.m

doi: 1 0.24*12/СМ7Ю1 -2МЗ-1 -7-15

Поступила в редакцмо: 09.03.2023; поступила после доработки: 23.09.2023;

PRACTICAL FEATURES OF MENTORING IN CLINICAL MEDICINE: STUDENTS' EXPECTATIONS

Isaeva A.«» DamHmA.E"», KbcherginaA.M>'.Sanwnova DA1, KMDbejjnlkm A.N.»

'Ural State Medical University, Repina str.,3, Ekaterinburg, Sverdlcwsk Region, Russian Federation, 620028; 'Central city hospital №20, Dagestanskaya Mr., 3, Ekaterinburg, SverdlwsK Region, Russian Federation, 620010; 'Innovative Academy of Professional Development "DOCSTARCLUB \ Odesskaya Mr., 27 0, office 3, room XI-5. ect ter.g. Lenlnsky Municipal District, Sevastopol, Russian Federation, 289011;

« National medical research center of cardiology named after academician E.I. Chazov of the Ministry of Heal» of the Russian Federation, Ac. Chazov" Mr., 15a, Moscow, Russian Federation, 121500;

■Scientific and Practical Clinical Center for Diagnostics and Telemedicine Technologies of the Department of Healthcare of the City of

Moscow, Petrovka sw„ 24, build. 1, Moscow, Russian Federation, 127051;

'Kemerovo State Medical University. Vorostilkwa Mr., 22a. Kemerovo. Russian Federation, 6500%

'Research Institute far Complex Issues of Cardiovascular Diseases, Sosnoviy boulevard, 6, Kemertwo, Russian Federation, GS0002; 'Center of Cardiology and Neurology, I. PopovaMr.,41, Kirov, Kirov region, Russls, 610002

The anlcle presents tha results of a arvey conducted among Mudents of medical iniversltles about Ihalr attitude to mentoring.

Coireapomang author: Kobeynikova A.N., I. Popova atr, 41, Kirov, Kiicv region, Russia, 610002, anna_beat2004@mai.ru

For cftotton: teaeva AV, Demkha AE, Kocheylna AM, Samonova DA, Koiob«M<ova AN. Practical fralure« of mentoring In dMcal medidne: students expectaSona. Innovative doctor's development. 2D23;1:7-15. doi: 10.24412/С1-Э7П91-2023-1-7-15

Redevad: 03.03.2023; rocleved In revised from: 23.03.2023; accepted: 08Л4.2023

Наставничество, или менторинг, - зго эффеюнвньй и важный способ комфортной интеграции молодого специашста в работу системы здравоохранения [1]. Начало трудовой деятельности всегда сопряжено со стрессом, и наличие поддержки от опытного и Благожелательно настроенного коллеги существенно

ускорит процесс освоения трудовых функций и снизит вероятность переутомления и выгора«<я. Согласно методологии наставжчества, его реапиаация возможна как на вертикальном уровне (учешк-учитель), так и горизонтально (ученик-ученик). Выделяет три уровня наставничества. Первый уровень

Информация об авторах

факультетской терапии, эндокринологии, ш и иммунолог»!, ФГБОУ ВО Уральский ГМУ Минздрава РФ, Екатеринбург, Российская Федерация; заместитель главного врача по клитко-экспартной работе ГАУЗ СО "Центральная городская больница № 20", Екатеринбург, Российская Федерация. ОЯСН): 0000-0003-0634-0750

Anna V. laaeva, Candidate or Medical Sciences, Assistant of tha Department of Faculty Therapy, Endocrinology, Allergology and Immunology of the Ural State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Ekaterinburg, Russian Federation; Deputy Chief Phyalclen for Clinical and Expert Work of the Central City Hospital No. 20, Ekaterinburg, Russian Federation. ORCID 0000-0003-0834-8758

Список литературы

1. Методические рекомендации по внедрение методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осущаствляощих образовательную деятельность по

общеобразовательном, дополнительным

общеобразовательном и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опьггом между обучающимися II Распоряжение Министерства просвещения РФ да Р-145 от 25.12.2019 г. Режим доступе: 1тПр:/М:111,сатег/»р-сотеп1/ир1оа(18/2020/02/

N-R-145-0b.pdf (дата обращения 25.02.2023 года)

2. Ненахова Ю. С. Наставничество в медицине; на пути к инстигуционализации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;

28 1S?)-1087-10S3. DOC 1О32ев7/0вв8-вв«Х-2020-28-B2-1087-1093. - EDfJ CMLWNY

3. Грины« Е, Н. Наставжчаство в формцгавании личности студента медицинского вузе. Тихоокеанский медицине™» журнал. 2019; 1(75): 84-88. DO110.17238/ РтЛв09-1175.2019.1Л4-88. - EDN VZVRDU

1. Metodlcheskle rekomendacll ро vnedrenlyu metodologll (celevo] modell) nastavnlchestva obuchayushchlhsya dlya organlzadl, oeushcheatvlyayushchlh ofcrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obshcheobrazovatel'nym, dopolnltel'nym obshcheobrazavalel'nym I programmam sradnego professlonal'nogo obrazovanlya, v toni ctible 8 prlmenenlem lucfishlh praktlk otomena opytom mezhdu obuchayushchlmlsya // Rasporyazharle Mlnlsteretva prosveshchanlya RF N» R-145 ot 25.12.2019 g, Avelleble at http://vcht.ce nter/wp-content/uptaads/2020/02/ RaepOfyazhenle-MlnproBveahhenlya-Ros8ll-ot-25.12.2019-

N-R-145-0b.pdf [accessed 25.025023) (In Ruts.).

2. Nenakhova YS, Lokosoy EV. Mentoring In medlcina: on the way to Institutionalization. Prottemi socfa/noi gfgien), zdramoktwmwila I tetort/ medtaW. 2020;28 (Special lsiue):1087—1083 (In Rule.). DDI: http:// dx.dd.org/10.32687/086a-866X-2020-2B-s2-1087-1093

3. Qrlnko EN, Omelchenko AS. Mentoring h personality forrnatlon of a medical. Pacific Medical Journal 2018; 1: 84-88 (In Russ.). DOi 10.17238/ PmJ1609-1175.2019.1.84-88. - EDN VZVRDU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.