УДК 303.211
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып. 2
С. М. Кропачев
ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ: ПАРАМЕТРЫ И ИНДИКАТОРЫ
Статья посвящена проблеме выявления индикаторов социально-политической интеграции мигрантов в принимающее сообщество при проведении прикладного исследования. В работе автор рассматривает два тематических поля, в рамках которых ведется практическое изучение интеграции мигрантов. Рассматриваются характерные особенности, которые необходимо учитывать при проведении исследований в рамках каждого из них. Исходя из особенностей и специфики подходов к практическому изучению интеграции мигрантов, в статье рассматриваются и предлагаются возможные параметры и индикаторы интеграции и эффективности проведения интеграционной политики современных государств. Автор группирует и анализирует индикаторы интеграции мигрантов по различным параметрам, а также дает рекомендации по их использованию при проведении эмпирического исследования. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: интеграция мигрантов, иммиграция, политика интеграции мигрантов, индикаторы интеграции, прикладные политические исследования.
S. M. Kropachev
APPLIED RESEARCHES INTO THE SOCIAL AND POLITICAL INTEGRATION OF IMMIGRANTS: PARAMETERS AND INDICATORS
This article is devoted to the problem of finding the indicators of social and political integration of immigrants into the host society over the course of the applied research. The author observes two thematic fields in the context of which the applied studies of integration are carried out. He distinguishes the notable features of each of them. The author also proposes the possible parameters and indicators for research into social and political integration of immigrants, as well as for measuring the efficiency of policy of social integration. The indicators divide into the categories in line with the parameters. The author also gives recommendations on how to use the indicators during the course of the applied research. Refs 11.
Keywords: integration of immigrants, immigration, the policy of integration of immigrants, the indicators of integration, applied political researches.
Массовая миграция населения остается одним из наиболее значительных факторов трансформации современных национальных государств. Свободное движение населения и открытость границ приводят к заметным изменениям в социальной структуре и культурном ландшафте современных сообществ. При этом, рассматривая массовую миграцию в контексте социальной проблематики, можно отметить, что она одновременно является как проблемой, так и решением некоторых социальных и экономических проблем государства. В таких условиях возникает необходимость в проведении специализированной политики по интеграции и инкорпорации мигрантов в принимающие сообщества. Роль научного сообщества
Кропачев Степан Михайлович — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Kropachev Stepan M. — post graduate student, Saint Petersburg State University, 7-9, Univer-sitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
при этом заключается в теоретической разработке и практическом исследовании вопросов инкорпорации мигрантов в принимающие сообщества.
Одной из основных проблем в данном ключе становится выявление надежных и валидных индикаторов инкорпорации мигрантов во все сферы жизнедеятельности общества. Без этих наработок невозможно последовательное и эффективное выстраивание интеграционной политики государства. Кроме того, без четкого представления об индикаторах интеграции невозможно измерить степень эффективности той или иной интеграционной политики.
Современные эмпирические и прикладные исследования рассматривают социально-политическую интеграцию мигрантов сразу в двух плоскостях — в рамках политики интеграции и номинальных прав иммигрантов и в рамках социальной интеграции мигрантов в принимающее сообщество.
Политика интеграции и права иммигрантов
Одним из наиболее распространенных видов исследований интеграции мигрантов является рассмотрение ее нормативных аспектов и легально-политических рамок. При этом рассматриваются как законодательство, направленное на предоставление иммигрантам доступа к различным социальным системам и правам, так и дискриминационные и антидискриминационные нормативные акты и политические практики.
Изучение политики интеграции и прав мигрантов часто ведется на межгосударственном уровне или по заказу международных организаций. Цель таких исследований — выявление наиболее эффективных практик в этой сфере. Кроме того, такие исследования служат основой для выработки стандартов интеграционной политики и законодательной и правоприменительной практики для государств и международных организаций [1, p. 62].
С целью выработки таких стандартов и систематизации полученных в ходе исследований данных учеными из различных научных центров разрабатываются индексы миграционного, натурализационного и интеграционного законодательств. Рассмотрение индексов, оценивающих законодательство государств, с точки зрения интеграции мигрантов — тема отдельного исследования. В рамках данной работы лишь перечислим наиболее значимые из существующих на данный момент индексов.
• Индекс нормативных барьеров для натурализации (Barrier index);
• Индекс Европейского Союза наблюдения за демократией по вопросу гражданства (CITLAW);
• Индекс гражданской интеграции (CIVIX);
• Индекс политики гражданства (CPI);
• Индекс гражданских прав для иммигрантов (ICRI);
• Индекс легальных условий интеграции (LOI);
• Индекс политики мультикультурализма (MCP);
• Индекс политики интеграции мигрантов (MIPEX);
• Анализ международной миграционной политики и миграционного законодательства (IMPALA).
Наиболее полным и комплексным из вышепредставленных, на наш взгляд, является Индекс политики интеграции мигрантов (MIPEX), разработанный неправи-
тельственной испанской организацией «Центр международных отношений Барселоны» и Европейской группой по изучению миграционной политики.
Индекс учитывает 167 индикаторов в восьми социальных сферах: мобильность рынка труда, образование, политическое участие, доступ к получению гражданства, воссоединение семей, доступ к системе здравоохранения, доступ к статусу постоянного резидента, дискриминация и антидискриминационное законодательство. По результатам исследования страны, принимавшие в нем участие, были распределены по стобалльной шкале — от «чрезвычайно неблагоприятной страны для интеграции» до «благоприятной страны для интеграции» [2]. В каждой из восьми сфер учитываются по четыре параметра исследований, в рамках которых, в свою очередь, выделяется множество индикаторов.
— Мобильность рынка труда: доступность рынка труда, доступ к системе профессионального переобучения, целевая поддержка, права рабочих.
— Образование: доступность системы образования для мигрантов, возможность удовлетворения особых нужд, предоставление новых возможностей для всех учеников, межкультурное образование для всех учеников.
— Политическое участие: электоральные права, политические свободы, доступ к консультативным услугам, поощрение участия в выборах.
— Доступ к получению гражданства: доступность статуса гражданина, условия получения статуса, защищенность статуса, возможность двойного гражданства.
— Воссоединение семей: доступность программ по воссоединению семей, условия для воссоединения, защищенность семей от дискриминации, правовое равенство семей и их спонсоров.
— Доступ к здравоохранению: доступность медицинского обслуживания, политика по облегчению доступа к медицинскому обслуживанию, адаптированность медучреждений для работы с мигрантами, меры по исследованию здоровья мигрантов.
— Доступ к статусу постоянного резидента: доступность статуса, условия получения статуса, защищенность статуса, права, предоставляемые статусом.
— Дискриминация и антидискриминационное законодательство: определение дискриминации в нормативных актах, область применения антидискриминационного законодательства, силовые механизмы защиты от дискриминации, проведение политики равенства.
Проект MIPEX реализовывался с 2004 по 2015 г., последовательно включая в область исследования все новые страны. К моменту завершения проекта в нем были собраны данные о законодательстве 38 государств мира. По словам экспертов, принимавших участие в составлении индекса, выводы, сделанные ими по окончании исследования, были приняты во внимание правительствами для улучшения интеграционного и миграционного законодательства как минимум в двух государствах — Испании и Португалии [3].
Анализ прав мигрантов и политики интеграции, конечно, может ограничиваться рассмотрением лишь нормативных актов и политических практик, касающихся иммигрантов. Однако такой анализ не будет полным без рассмотрения того, как они реализуются на практике. Исследования условий социальной интеграции мигрантов — необходимое дополнение к исследованию интеграционного законодательства.
Социетальная интеграция мигрантов
Изучение социетальной интеграции мигрантов представляется одним из наиболее важных направлений исследований, так как, в отличие от изучения политико-правовых аспектов, позволяет получить данные о реальном положении дел, связанных с интеграцией. Измерение социетальной интеграции состоит в исследовании степени включенности мигрантов в экономическую, социальную, культурную и политическую структуры общества.
Исследователи социетальной интеграции мигрантов зачастую исходят из предположения, что успешная интеграция означает отсутствие статистических различий в социальных характеристиках между мигрантами и местным населением по различным социальным параметрам. Однако успешная социетальная интеграция не обязательно подразумевает полную интеграцию индивида на всех уровнях. Речь может идти о более или менее интегрированных в социетальную структуру индивидах.
Как показало исследование, проведенное в 1993 г. американскими учеными А. Портесом и М. Жоу, мигранты и их дети могут сознательно препятствовать своей интеграции на некоторых социетальных уровнях, в зависимости от своих жизненных стратегий [4, р. 81]. При этом мигранты могут успешно интегрироваться на других уровнях. Например, они могут быть полностью аккультурированы, но исключены на социоэкономическом или политическом уровне.
Индикаторы экономической интеграции. Экономическая интеграция мигрантов прежде всего означает их включенность в рынки труда и капитала принимающего сообщества. Основным индикатором включения иммигрантов в рынок труда является уровень их занятости [5, р. 126]. Чем выше уровень занятости мигрантов, тем, очевидно, выше уровень их экономической интеграции. Кроме того, важным индикатором в этом ключе является распределение иммигрантов по сферам трудовой деятельности. Высокая концентрация мигрантов в одной из сфер может свидетельствовать о низком уровне профессиональной мобильности, что затрудняет интеграцию и может быть показателем наличия скрытых барьеров для включения мигрантов в общество [6, р. 18].
Одним из ключевых показателей экономической интеграции также является уровень доходов мигрантов. Различия в заработной плате приезжих и местного населения могут служить индикатором не только вовлеченности мигрантов в трудовые отношения, но и скрытой дискриминации. Наличие же дискриминации при трудоустройстве может стать серьезным препятствием на пути интеграции не только мигрантов, но и других групп населения [7, р. 173].
Еще одним немаловажным индикатором экономической интеграции мигрантов является трудоустройство женщин-мигрантов. Высокая занятость среди женщин-мигрантов, помимо прочего, может означать высокую степень аккультурации мигрантов. Однако здесь необходимо учитывать культурные особенности страны исхода и принимающего сообщества.
Количество банковских счетов, банковских операций, равно как и объем денежных переводов, могут служить индикаторами интеграции мигрантов в финансовую систему принимающего общества. Наличие у мигрантов сберегательных счетов в местной валюте может свидетельствовать о том, что они готовы инвести-
ровать средства в свое будущее в стране пребывания, а также о том, что мигранты связывают свои долгосрочные жизненные стратегии с дальнейшим проживанием в принимающей стране.
Индикаторы социальной интеграции. Интеграция мигрантов в социальную структуру означает их включенность в основные социальные институты — системы образования, здравоохранения и социальной поддержки. Кроме того, индикатором социальной интеграции является качество жилищных условий мигрантов. Проживание мигрантов в худших, по сравнению с местным населением, условиях может быть свидетельством социальной эксклюзивности. Компактное же проживание мигрантов в одной местности или их анклавизация может негативно сказываться на социальной мобильности и затруднять их дальнейшую интеграцию.
Оценивая уровень интеграции мигрантов в систему образования, необходимо учитывать такие индикаторы, как распределение мигрантов в образовательных учреждениях — специализацию, качество и уровень образования (среднее, средне-специальное, высшее). Концентрация мигрантов в образовательных учреждениях какой-то одной ступени может также свидетельствовать о скрытых препятствиях и дискриминации. Следует также учитывать успехи мигрантов в обучении.
Еще один важный показатель интеграции — количество девочек-мигрантов, проходящих обучение в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Однако его также необходимо рассматривать исходя из контекстуальных особенностей страны исхода и принимающего сообщества.
Индикаторы образовательной интеграции могут также дать сведения об аккультурации, или культурной интеграции, мигрантов. Так, мигрант, завершивший полный курс средней школы и поступивший в высшее учебное заведение, представляется в большей степени аккультурированным, чем тот, который закончил лишь несколько классов.
Посещение взрослыми мигрантами специальных языковых курсов также может служить индикатором социальной интеграции. Более того, для взрослых оно может восприниматься также как индикатор экономической интеграции, так как свободное владение языком открывает пути к получению более высокооплачиваемой работы [6, p. 19]. Одним из важнейших индикаторов социальной интеграции мигрантов является доступ к системе здравоохранения. При рассмотрении этого индикатора необходимо учитывать, какой тип медицинской помощи мигранты используют чаще — специализированную или неотложную. Право на неотложную помощь предоставляется иммигрантам вне зависимости от их статуса во многих странах мира. Однако не все мигранты знают свои права, а потому могут вообще не обращаться за медицинской помощью. Использование же мигрантами специализированного медицинского обслуживания может свидетельствовать о том, что они знают свои права и интегрированы в общество, как минимум, на лингвистическом уровне.
Участие мигрантов в программах социальной поддержки также означает их осведомленность о своих правах [8, p. 32]. В действительности мигранты могут злоупотреблять своими правами на социальную помощь (например, предпочтут жить на пособие по безработице, вместо того чтобы искать работу или стремиться получить профессию). Однако сам факт того, что мигранты смогли получить информацию и пройти специальную процедуру для получения пособий, свидетельствует об уровне их интеграции.
Индикаторы культурной интеграции. Основным индикатором культурной интеграции мигрантов, безусловно, является владение языком принимающего сообщества. Лингвистическая интеграция — пожалуй, наиболее желанный с точки зрения принимающего сообщества аспект инкорпорации мигрантов. Она также является базовой предпосылкой для остальных видов интеграции. В данном ключе важным индикатором также является уровень, на котором мигранты используют язык (только на работе / при повседневных контактах с местным населением / дома).
Еще одним важным индикатором культурной интеграции является досуг мигрантов [9]. Чем более разнообразна их деятельность во время досуга и чем больше контактов с местным населением мигранты имеют во время досуга, тем более они вовлечены в культуру принимающего сообщества. Напротив, чем больше времени они проводят в замкнутой социальной среде — семье или общине, тем менее они интегрированы в принимающее сообщество. Виды досуга, которые мигранты предпочитают, также могут служить индикатором интеграции. Чем больше мигрантов предпочитают виды досуга, сообразные тем, что предпочитает местное население, тем более они интегрированы.
Некоторые авторы упоминают уровень фертильности как индикатор культурной интеграции мигрантов [10, р. 98-99]. Снижение уровня фертильности может означать смену ценностных установок мигрантов. Однако данный индикатор также сугубо контекстуален.
Индикаторы политической интеграции. Основным индикатором политической интеграции мигрантов является их участие в выборах. Само по себе участие мигрантов в выборах в качестве избирателей говорит о высокой степени их интеграции в принимающее сообщество. Количество политиков с миграционным прошлым также может восприниматься как индикатор успешной политической интеграции [8, р. 35].
Еще одним индикатором может служить голосование мигрантов за правые политические силы [11, с. 96]. Традиционно мигранты склонны к голосованию за левых политиков. Причины такого электорального поведения очевидны: левые силы выступают за большую социальную справедливость, защиту и расширение прав иммигрантов. Таким образом, поддержка мигрантами правых политиков может означать их трансформацию в плане идентичности — они более не ассоциируют себя с социально уязвимой группой приезжих.
Количество и влиятельность мигрантских организаций — еще один индикатор политической интеграции. Чем более многочисленны организации, выступающие от лица мигрантов, тем большее их количество оказывается вовлечено в политическую и общественную жизнь своей новой Родины.
В целом при исследовании социетальной интеграции мигрантов возможно использование и других индикаторов. В зависимости от целей, объектов изучения и подходов к пониманию интеграции мигрантов исследователь может принимать или отвергать те или иные индикаторы интеграции.
Очевидно, что нормативный анализ интеграции мигрантов должен дополняться исследованием реального положения дел с их инкорпорацией. Однако это не всегда представляется возможным. Основные проблемы, с которыми сталкивается большинство исследователей, — отсутствие единого подхода к терминам
и концептам и часто отсутствие элементарных первичных статистических данных. Диссонанс в понимании того, кто является мигрантом и что составляет его интеграцию, у государственных органов, чьи данные учета используются при проведении исследований, и у научного сообщества сильно затрудняет возможность проведения исследований. Нехватка специфической статистики по участию мигрантов в жизни принимающего сообщества также накладывает ограничения при их проведении. Однако без таких исследований невозможно и говорить о полноценной интеграционной и иммиграционной политике государства. Единственным решением этой проблемы может служить всестороннее подключение специалистов от науки к разработке и реализации специализированных иммиграционных программ.
Литература
1. Niessen J., Schibel Y., Handbook on Integration for policy-makers and practitioners. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2005. 97 p.
2. Niessen J., Huddleston T., Citron L. Migrant integration Policy Index II. Brussels: British Council and Migration Policy Group, 2007. 191 p.
3. Huddleston T., Niessen J., Chaoimh E., White E., Migrant integration Policy Index III. Brussels: British Council and Migration Policy Group, 2011. 213 p.
4. Portes A., Zhou M. The New Second Generation: Segmented Assimilation and Its Variants // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1993. Vol. 530 (Nov). P. 74-96.
5. Golini A., Strozza S., Amato F. Un sistema di indicatori di integrazione: primo tentativo di costruzi-one // Secondo rapporto sull'integrazione degli immigrati in Italia / ed. by G. Zincone. Bologna: Il Mulino. P. 85-155.
6. Coussey M., Christensen E. S. Indicators of integration // Measurement and Indicators of Integration. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 1997. P. 15-22.
7. Geddes A., Niessen J. European civic citizenship and inclusion index. Brussels: British Council Brussels and Migration Policy Group, 2005. 175 p.
8. Entzinger H., Biezeveld R. Benchmarking in immigration Integration. Rotterdam: Erasmus University Rotterdam; European Research Centre on Migration and Ethnic Relations, 2003. 53 p.
9. De Palo D., Faini R., Venturini A. The social assimilation of immigrants. Rome: Universita di Roma Tor Vergata, 2007. 32 p.
10. Golini A., Strozza S., Amato F. Un sistema di indicatori di integrazione: primo tentativo di costru-zione // Secondo rapporto sull'integrazione degli immigrati in Italia / ed. G. Zincone. Bologna: Il Mulino, 2001. P. 85-155.
11. Малахов В. Интеграция мигрантов. Концепции и практики. М.: Мысль, 2015. 272 c.
Для цитирования: Кропачев С. М. Прикладные исследования социально-политической интеграции мигрантов: параметры и индикаторы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2016. Вып. 2. С. 55-62. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.205
References
1. Niessen J., Schibel Y. Handbook on Integration for policy-makers and practitioners. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2005. 97 p.
2. Niessen J., Huddleston T., Citron L. Migrant integration Policy Index II. Brussels, British Council and Migration Policy Group Publ., 2007. 191 p.
3. Huddleston T., Niessen J., Chaoimh E., White E., Migrant integration Policy Index III. Brussels, British Council and Migration Policy Group Publ., 2011. 213 p.
4. Portes A., Zhou M. The New Second Generation: Segmented Assimilation and Its Variants. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1993, vol. 530 (Nov), pp. 74-96.
5. Golini A., Strozza S., Amato F. Un sistema di indicatori di integrazione: primo tentativo di costruzione. Secondo rapporto sull'integrazione degli immigrati in Italia. Ed. by G. Zincone. Bologna, Il Mulino Publ., pp. 85-155.
6. Coussey M., Christensen E. S. Indicators of integration. Measurement and Indicators of Integration. Strasbourg, Council of Europe Publishing, 1997, pp. 15-22.
7. Geddes A., Niessen J. European civic citizenship and inclusion index. Brussels, British Council Brussels and Migration Policy Group Publ., 2005. 175 p.
8. Entzinger H., Biezeveld R. Benchmarking in immigration Integration. Rotterdam, Erasmus University Rotterdam Publ.; European Research Centre on Migration and Ethnic Relations Publ., 2003. 53 p.
9. De Palo D., Faini R., Venturini A. The social assimilation of immigrants. Rome: Universita di Roma Tor Vergata, 2007. 32 p.
10. Golini A., Strozza S., Amato F. Un sistema di indicatori di integrazione: primo tentativo di costruzione. Secondo rapporto sull'integrazione degli immigrati in Italia. Ed. G. Zincone. Bologna, Il Mulino Publ., 2001, pp. 85-155.
11. Malakhov V. Integratsiia migrantov. Kontseptsii i praktiki [Integration of immigrants. Conceptions and practices]. Moscow, Mysl, 2015. 272 p. (In Russian)
For citation: Kropachev S. M. The applied researches of social and political integration of immigrants: parameters and indicators. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 6. Political science. International relations, 2016, issue 2, pp. 55-62. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.205
Статья поступила в редакцию 29 декабря 2015 г., рекомендована в печать 11 февраля 2016 г.