Научная статья на тему 'Прикладные аспекты преподавания судебной медицины в вузах ФСИН России'

Прикладные аспекты преподавания судебной медицины в вузах ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / FORENSIC MEDICINE / ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ / СОТРУДНИКИ ФСИН РОССИИ / EMPLOYEES OF FPS OF RUSSIA / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ / QUALITY OF STUDENTS' KNOWLEDGE / PHYSICAL DAMAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Босак Е.Е., Командресова Т.М.

Авторами рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы. Сотруднику УИС необходимо владеть навыками оценки обнаруженных телесных повреждений и других внешних проявлений применения насилия с целью решения вопросов, связанных с проведением проверок сообщений о преступлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Босак Е.Е., Командресова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied aspects of teaching of forensic medicine in higher education institutions of the Federal Penal Service of Russia

Authors consider the features of the training of experts for the penitentiary system. The employees of FPS need to have the assessment skills of found injuries and other reflects of violence use in order to solve the issues connected with verifications of the information about crimes.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты преподавания судебной медицины в вузах ФСИН России»

Е. Е. БОСАК E. E. BOSAK

Т. М. КОМАНДРЕСОВА T. M. KOMANDRESOVA

старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Псковского филиала Академии ФСИН России, подполковник внутренней службы

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат биологических наук, доцент

Прикладные аспекты преподавания судебной медицины в вузах ФСИН России

Applied aspects of teaching of forensic medicine in higher education institutions of the Federal Penal Service of Russia

Аннотация. Авторами рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы. Сотруднику УИС необходимо владеть навыками оценки обнаруженных телесных повреждений и других внешних проявлений применения насилия с целью решения вопросов, связанных с проведением проверок сообщений о преступлениях.

Ключевые слова: судебная медицина, телесные повреждения, сотрудники ФСИН России, качество знаний обучаемых.

Annotation. Authors consider the features of the training of experts for the penitentiary system. The employees of FPS need to have the assessment skills of found injuries and other reflects of violence use in order to solve the issues connected with verifications of the information about crimes.

Key words: forensic medicine, physical damage, employees of FPS of Russia, quality of students' knowledge.

Современный этап реформирования высшей школы России предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию, методике профессиональной подготовки специалистов. Приоритетной задачей высшего профобразования становится подготовка специалиста, обладающего не только фундаментальными знаниями, но и практическими навыками в области профессиональной деятельности [1]. В случае совершения преступлений на территории исправительных учреждений (ИУ) на место происшествия, как правило, первыми прибывают сотрудники ФСИН России [2], а потом судебные медэк-сперты. Именно поэтому сотрудники ИУ в целях сохранения следов на месте происшествия должны иметь необходимый минимум знаний и практических умений по судебной медицине для обеспечения следствия необходимой ин-

формацией для расследования происшествия. Кроме того, сотрудник ФСИН России, не знакомый с возможностями судебно-медицинской экспертизы, современными методами ее исследования, вряд ли способен правильно и критически оценить экспертные заключения о причинах, времени смерти, тяжести телесных повреждений, идентификации личности и др.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации существенно меняется организация процесса расследования преступлений, совершенных в местах лишения свободы. Например, до 2007 года производство неотложных следственных действий по пенитенциарным преступлениям в основном осуществляли органы дознания [3]. В настоящее время данные опросов оперативных сотрудников УИС и анализ уголовных дел свидетельствуют о повышении роли следова-

телей, которые стараются самостоятельно решить вопрос о возбуждении уголовного дела и произвести неотложные следственные действия. Однако это не означает, что оперативные сотрудники ИУ не занимаются и не должны заниматься производством неотложных следственных действий и их участие в раскрытии и расследовании преступлений незначительно.

На сегодняшний день отсутствуют учебники по судебной медицине, специально предназначенные для работников ФСИН России. Вместе с тем преподавание судебной медицины для будущих сотрудников ФСИН России имеет свои особенности.

Представляется, что одной из важнейших проблем в современных условиях является получение практических навыков в процессе их обучения. Количество часов, отводимых учебным планом на судебную медицину, действительно явно недостаточно для углубленного изучения предмета.

Следует также отметить, что сотруднику ФСИН России нет необходимости детально изучать технику судебно-медицинских исследований, но для него крайне важно умение оценивать обнаруженные наложения, повреждения и другие проявления насилия, а также болезненные изменения с целью решения вопросов, связанных с проведением проверок сообщений о преступлениях.

Глубокое и приоритетное изучение прикладного резерва судебной медицины - одна из важнейших задач преподавания данной дисциплины в вузах ФСИН России. Практические занятия по судебной медицине желательно проводить либо в форме семинара с разбором нескольких основных вопросов (организация судебно-медицинской экспертизы, порядок ее назначения и т. д.), либо путем предоставления обучаемым препаратов, муляжей, судебно-медицинских документов и других материалов для самостоятельной работы с ними и последующего разбора результатов [4]. Так, при изучении темы «Расстройство здоровья и смерть от действия механических факторов» необходимо обратить особое внимание на вопросы клини-ко-морфологической классификации механических повреждений, а также на умение обучаемых определять и дифференцировать некоторые из них по внешнему виду. В данном случае целесообразно использовать на практических

занятиях муляжи ссадин, кровоподтеков, ран. Кроме того, следует акцентировать особое внимание на признаках, характере, давности, прижизненности и посмертности механических повреждений.

Проведенный нами опрос сотрудников ФСИН России показал, что 22 % из них при работе с осужденными сталкивались хотя бы один раз с преступлениями, связанными с расстройствами здоровья и смертельными исходами от механической асфиксии. Причем большинство этих сотрудников (15 %) при осмотре трупа сталкивались с повреждениями в результате повешения, 9 % - с повреждениями от удавления петлей, 6 % - с повреждениями от удавления руками. Именно поэтому при изучении темы «Расстройства здоровья от острого кислородного голодания» следует уделить особое внимание вопросам, касающимся механической асфиксии. В частности, на практических занятиях необходимо рассмотреть отличительные признаки каждого вида механической асфиксии. Неторопливого и вдумчивого изучения требуют вопросы по описанию странгуляционной борозды. К примеру, одним из основных вопросов при исследовании трупа, извлеченного из петли, является установление прижизненного или посмертного происхождения странгуляционной борозды. Наличие борозды еще не означает, что смерть наступила от повешения, ведь повешен может быть и труп, и на его шее может образоваться типичная странгуляционная борозда. Именно поэтому особое внимание обучаемых должно быть обращено на выявление признаков, указывающих на прижизненность повешения.

С целью оптимизации усвоения данного учебного материала во время практических занятий желательно показывать учебные фильмы с последующим разбором ключевых вопросов. Как показывает практика, обучаемые очень живо воспринимают и надолго запоминают учебный материал в ходе решения ситуационных задач, самостоятельной работы с литературой и судебно-медицинской документацией. Мы полагаем, что такой стиль преподавания дает соответствующий воспитательный эффект, так как формирует способность анализировать экспертные вопросы, медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике полученные знания.

13

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2014

Очевидно, что огромную прикладную нагрузку несет изучение такого раздела, как судебно-медицинская танатология и экспертиза трупа. Согласно результатам опроса 23 % сотрудников ФСИН России участвовали в производстве осмотра трупа и оказывали помощь следователю при осмотре трупа на месте происшествия. Это требует знаний основ не только судебной медицины, но и криминалистики. В связи с этим при изучении данной темы необходимо делать особый акцент на междисциплинарный характер организации обучения. Практические занятия по этому разделу целесообразно объединить с практическими занятиями по криминалистике (осмотр трупа и места происшествия), с уголовным процессом (назначение и производство судебно-медицинской экспертизы на предварительном расследовании) [5].

При расследовании преступлений, совершаемых осужденными на территории исправительного учреждения, следственные действия, направленные на обнаружение, фиксацию, изъятие материальных следов преступления, имеют основное значение. Знание основ судебной медицины необходимо для того, чтобы представлять возможности судебно-медицинской экспертизы при исследовании конкретных объектов (следов крови, спермы, волос и др.). Организационные факторы оказывают большое влияние на особенности расследования преступлений в условиях исправительного учреждения.

Очевидно, что достижение положительных результатов расследования невозможно без повышения профессионального уровня сотрудников исправительных учреждений, привлекаемых к производству следственных действий.

Необходимо также отметить слабую оснащенность исправительных учреждений технико-криминалистическими средствами, неумение отдельных работников правильно применять их, что в ряде случаев приводит к ослаблению доказательственной силы данных, полученных в ходе производства ими неотложных следственных действий [6].

Преподавание судебной медицины в вузах ФСИН России сталкивается с рядом проблем объективного плана, которые могут существенно влиять на конечный результат преподавания - качество знаний обучаемых.

Ведущая из объективных проблем - сложность дисциплины. Это связано, на наш взгляд,

с двумя причинами: во-первых, дисциплина содержит обилие специальных медицинских терминов; во-вторых, содержание данной дисциплины не всегда доступно пониманию тех, у кого нет специальной подготовки. Важно отметить, что в преподавании судебной медицины будущему врачу можно ограничиться сообщением только медицинских данных, в то время как ее изложение будущему сотруднику ФСИН России немыслимо без ознакомления с основами анатомии, физиологии и патологии. Преподаватель обязан не только знать об этих проблемах, но и реализовать свой, соответствующий его стилю педагогического мышления вариант их решения. На наш взгляд, в ходе изучения каждого раздела нужно давать соответствующие краткие сведения по анатомии, физиологии и патологии человека. Кроме того, при изучении каждого раздела дисциплины обучающимся целесообразно ознакомиться с кратким глоссарием основных понятий и терминов по блоку изучаемой информации.

Таким образом, курс судебной медицины, читаемый будущим сотрудникам ФСИН России, должен учитывать круг вопросов и задач, решаемых сотрудниками ИУ Разнообразие форм и методов проведения практических занятий, акцент на прикладные аспекты данной дисциплины обеспечивают успешное усвоение знаний и их применение в дальнейшей профессиональной деятельности. ^

1. Карпенко М. П. Образование XXI века (развитие отрасли высшего образования) / Современные информационные технологии и ИТ-технологии: сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В. А. Сухомлина. - М., 2009. - С. 3-25.

2. Казаринова Л. В. Производство неотложных следственных действий сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2007.

3. См.: Там же.

4. Петров В. П. Вопросы преподавания судебной медицины на юридических факультетах // Правоведение. - 1983. № 4. - С. 70-71.

5. Петров В. П. Указ. соч.

6. Валеев А. Т. Классификация факторов, влияющих на особенности расследования преступлений, совершаемых осужденными в условиях исправительного учреждения // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2006. № 4. - С. 123-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.