УДК 712. 2; 502.1
А. В. Неверов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой (БГТУ);
А. И. Метельский, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ);
А. В. Равино, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В статье поднимается актуальный для устойчивого развития вопрос ландшафтного планирования и его организации. Дается определение ландшафтного планирования. Подчеркивается социально-общественная и экономическая значимость ландшафтов как компонентов окружающей среды. Концентрируется внимание на специальном инструментарии ландшафтного планирования, рассматривается его нормативно-правовое обеспечение. Предлагаются уровни ландшафтного планирования и их составляющие.
The actual question for a sustainable development - landscape planning and its organization - is brought up in the article. Definition of landscape planning is given. The social and economic importance of landscapes as environment components is emphasized. The attention on special tools of landscape planning concentrates, its standard legal support is considered. Levels of landscape planning and their components are offered.
Введение. Важная роль ландшафтов в удовлетворении общественных интересов в культурной, экологической и социальной областях, в повышении благосостояния людей и сохранении самобытности народов, в обеспечении качества жизни отмечается в Европейской конвенции о ландшафтах (Флоренция, 2000 год). В определении, данном в Конвенции, «ландшафт» означает часть территории (в том смысле как она воспринимается населением), отличительные черты которой являются результатом действия природного и (или) человеческого факторов или их взаимодействия [1].
Ландшафты, как часть территории, как компоненты окружающей среды, с учетом их социально-общественной и экономической значимости, требуют самого пристального внимания общественности, хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и местного самоуправления в контексте требований устойчивого развития. В обеспечении указанного подхода одну из первостепенных ролей может сыграть планирование ландшафтов.
Основная часть. Ландшафтное планирование можно определить как совокупность институциональных и методических инструментов пространственной организации деятельности общества, направляемой на обеспечение устойчивого природопользования и сохранение основных функций ландшафтов как системы поддержания жизни. Ландшафтное планирование можно рассматривать и как коммуникативный процесс, в который целесообразно вовлекать все субъекты природоохранной и хозяйственной деятельности, административные органы и общественность планируемой территории, местное население.
В целом ландшафтное планирование есть общественный институт, социальный инстру-
ментарий, основанный на балансе интересов и ресурсов системы «общество - природа» и направленный на достижение триады устойчивого развития: экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности конкретной территории.
В процессе ландшафтного планирования выявляются экологические проблемы, вырабатываются и предлагаются новые пути их решения, направленные на обеспечение устойчивого развития территорий, совершенствование системы землепользования [2].
Посредством ландшафтного планирования могут создаваться условия для гармонизации международных и национальных природоохранных принципов и программ, включая, например, планы создания паневропейской сети охраняемых территорий «Натура 2000», Балтийский ландшафт «Неман».
С учетом актуальности, исходя из положений Европейской Конвенции о ландшафтах и в целях реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь в систему регионального управления рекомендуется ввести ландшафтное планирование территорий [3].
Специальный инструментарий ландшафтного планирования. Важнейшим инструментарием ландшафтного планирования выступает районная планировка, которая в концентрированном виде интегрирует в себе социально-экономическое, производственное, строительное, лесоустроительное, землеустроительное и иные виды планирования, связанные с развитием территорий.
Ландшафтное планирование может включать в себя: уровни планирования от республиканского до регионального и локального; планирование развития территорий районов,
установление функциональных зон производственного и непроизводственного назначения, зон планируемого размещения объектов производственного и социального назначения, зон с особыми условиями использования территорий и др. Ландшафтные программы, планы и схемы развития территорий могут быть инструментами регионального социально-экологического управления, использования и охраны лесного фонда, водных объектов, развития особо охраняемых природных территорий. При этом планировочные положения и предписания всех уровней не должны вступать в противоречие друг с другом, а дополнять и развивать элементы единой системы, сочетаясь по принципу, когда рамочные рекомендации и предложения «сверху» служат ориентирами для более детальных указаний, разработок на нижних уровнях планирования и реализации и формируются на основе принципа обратной связи с учетом предложений «снизу».
Ландшафтное планирование может включать в себя учет и экономическую оценку рекреационного потенциала территорий, разработку классификатора рекреационного потенциала и методику его оценки. Изучение и учет рекреационного потенциала должны нести в себе прагматический характер с направленностью на разработку конкретных мер по организации его эффективного и рационального использования.
Особая роль при осуществлении ландшафтного планирования в системе его инструментов отводится лесоустроительному и землеустроительному проектированию. Например, при организации ландшафтного планирования «Балтийский ландшафт» интегральным инструментарием может выступить лесоустроительный проект с необходимыми дополнениями и корректировками эколого-экономического характера и содержания с обязательным применением инструментария районной планировки.
Рассматривая организационные аспекты ландшафтного планирования, целесообразно учитывать германскую систему ландшафтного планирования, опыт осуществления ряда модельных российско-германских проектов по ландшафтному планированию в России, другой международный опыт [2].
Нормативно-правовое обеспечение ландшафтного планирования. Принципы и методы ландшафтного планирования должны формироваться на основе экологической политики Республики Беларусь, которая нашла отражение в Кодексе о земле, Лесном и Налоговом кодексах Республики Беларусь, в Законах Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О растительном мире», в Указе Президента Республики Беларусь «О некоторых во-
просах развития особо охраняемых природных территорий» (9 февраля 2012 г. № 59), в «Государственной схеме комплексной территориальной организации Республики Беларусь» утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 12.01.2007 № 19. Наряду с этим для осуществления ландшафтного планирования может использоваться накопленная и систематизированная в природных кадастрах информация, а также данные о мониторинге окружающей среды и другая информация.
В то же время можно отметить, что в нормативной правовой базе Республики Беларусь до сих пор не нашли должного отражения вопросы ландшафтного планирования территорий и комплексного подхода к нему, юридические и методические механизмы осуществления планового процесса, придания ландшафтному планированию всеобъемлющего и системного характера. И это вполне объяснимо, так как и в развитых странах ландшафтное планирование находится на разном уровне: в одних оно получило распространение и развитие, в других - находится в зачаточном состоянии или осуществляется на уровне отдельных пейзажей и объектов. В Беларуси широкое развитие получила ландшафтная архитектура, включающая ландшафтное проектирование и ландшафтный дизайн, связанные с градостроительством и территориальным планированием застраиваемых участков [4].
Уровни ландшафтного планирования. Выделяется несколько уровней ландшафтного планирования, диалектически взаимосвязанных между собой: национальный, областной, районный, локальный. На национальном уровне формируется законодательная и нормативная правовая база обеспечения планирования развития территорий в целом и ландшафтного планирования в частности, как его составляющей. Вырабатываются основные природоохранные и экологические требования, механизмы и инструментарии их выполнения.
На республиканском уровне образованы национальные заказники и заповедники: Беловежская пуща, Березинский и Припятский заповедники и др. Наряду с этим можно признать целесообразным планирование на республиканском уровне ландшафтов бассейнов таких рек, как Неман, Березина, Днепр, Припять, Сож, Западная Двина и др., каскада Браславских и На-рочанских озер. Проблема сохранения этих уникальных объектов с учетом их природоохранной и экологической значимости, рекреационных и туристических возможностей может приобрести не только республиканский, но и международный характер, при этом планирование ландшафтов может воплощаться в трансграничных, международных проектах.
Подтверждением тому служит международный инновационный проект «Изменение Балтийских ландшафтов - инновационные подходы к устойчивому управлению лесными ландшафтами», преследующий целью создание устойчивого, конкурентоспособного и территориально интегрированного региона Балтийского моря в аспекте проблем адаптации лесных ландшафтов к новым задачам экологизации хозяйствования. Возникновение проекта связано с проблемами адаптации ландшафтов к новым задачам современного природопользования, необходимостью более интенсивного использования ресурсов, с одной стороны, и защиты окружающей среды - с другой. Модельной территорией балтийского ландшафта в Беларуси выступает ландшафт «Неман» Новогрудского района, который богат своей историей, природ-но-ресурсным и рекреационным потенциалом.
На областном уровне необходимо выделить в первую очередь:
- зоны для застройки населенных пунктов, спутников крупных городов и микрорайонов;
- ареалы, имеющие очень большое значение для охраны видов и биоценозов;
- местные заповедники, заказники и парки;
- территории с крупными водозаборами, подземными морями;
- особо значимые в историко-культурном плане территории.
Выделение указанных зон может стать основой для ландшафтного планирования территорий с учетом их специфики, природоохранной и экологической значимости и направлений использования территорий и площадей.
Основной центр тяжести ландшафтного планирования территорий предлагается перенести на районный уровень, так как только на этом уровне можно определить:
- зоны сельскохозяйственного и лесного использования земель и возможную трансформацию одних угодий в другие;
- площади для организации охотничьих хозяйств;
- рекреационные зоны и участки, которые могут стать местными заповедниками и сохраняться в диком виде.
И следующий, локальный уровень призван обеспечить планирование и формирование ландшафтов в конкретных зонах, населенных пунктах, на отдельных участках, объектах и застройках на уровне планировочных решений обустраиваемых территорий. На районном и локальном уровнях предстоит обеспечивать организацию и контроль за выполнением намеченных планов.
После объединения в единое целое республиканского и местного уровеней территориального
планирования, обогащения его ландшафтными планами представляется возможным выстроить стройную систему территориального планирования, предназначенную для обеспечения рационального использования земли, природно-ресурсного и рекреационного потенциала, сохранения и улучшения среды обитания. Ландшафтное планирование и ландшафтные планы целесообразно интегрировать в политику местного планирования, в социальную, культурную, сельскохозяйственную, лесную и экономическую политику регионов, в планы социально-экономического развития районов и трудовых коллективов [2].
Территориальное планирование должно осуществляться в соответствии с основными положениями Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
Организационная система ландшафтного планирования. Ландшафтное планирование требует специфических знаний и специальной подготовки, а поэтому осуществлять его на высоком качественном уровне смогут соответствующие проектные институты и организации. В то же время следует учитывать реальную ситуацию с кадрами и высокую стоимость разработки планировочных решений, нехватку опытных, подготовленных специалистов-разработчиков и постоянный дефицит денежных средств для финансирования работ.
С учетом того, что каждый субъект социума должен нести ответственность за тот мир, в котором живет, и все сообща должны его совершенствовать, ландшафтное планирование целесообразно осуществлять под эгидой органов местного управления и самоуправления, которые смогут привлекать к участию широкие слои общественности и отдельных инициативных граждан, экологов, географов, учебные заведения, работников местных музеев, хозяйствующие субъекты.
Такой подход направлен на развитие сотрудничества с населением, на осознание местными жителями существующих региональных проблем, на формирование общественного мнения и согласованное участие местных сообществ в устойчивом управлении ресурсами. Сам процесс планирования должен осуществляться на основе сотрудничества и социального диалога с оформлением протокола взаимодействия, который необходимо сделать доступным для широких слоев общественности, всех заинтересованных структур и граждан.
На рисунке представлена схема взаимодействия с заинтересованными сторонами в формате проекта Балтийский ландшафт «Неман».
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА
Схема взаимодействия с заинтересованными сторонами
Основные методы взаимодействия в рамках протокола - проведение круглых столов; информирование населения обо всех эколого-экономических аспектах проектов, реализуемых в регионе; анкетирование населения; проведение экологических форумов; вовлечение молодежи в деятельность экологических общественных организаций.
Заключение. Ландшафтное планирование призвано стать инструментарием реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года и обеспечения гармоничного существования человека и природы. Также ландшафтное планирование может стать междисциплинарным инструментом, объединяющим посредством механизмов согласования различные ведомства и государственные органы, принимающие решения на разных уровнях, способствовать демократизации общества и обеспечению его социально-экономической стабилизации. В конечном итоге ландшафтное планирование призвано быть важнейшим экологически
ориентированным инструментом управления природопользованием.
Ландшафтное планирование должно стать важной составляющей планов градостроительства, земле- и лесопользования, планов использования водных ресурсов, растительного и животного мира, принимать обоснованные социо-эколого-экономические управленческие решения по развитию ландшафта.
Литература
1. European landscape convention // European Treaty Series. No. 176. Florence, 20.X.2000. 9 s.
2. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт. Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002. 141 с.
3. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Минск: НИЭИ Минэкономики Респ. Беларусь, 1997. 232 с.
4. Березко О. М., Телеш А. Д. Нормативная документация в ландшафтном строительстве. Минск: БГТУ, 2012. 60 с.
Поступила 19.03.2014