Научная статья на тему 'ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ГОЛОСОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И США В ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ООН (1992-2019 ГГ.)'

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ГОЛОСОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И США В ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ООН (1992-2019 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ / КАЗАХСТАН / США / ГОЛОСОВАНИЕ В ООН / APPLIED ANALYSIS / KAZAKHSTAN / USA / UN VOTING PRACTICES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлов Глеб Витальевич

Актуальность статьи обусловлена нарастающей важностью исследования двусторонних отношений постсоветских стран с мировыми державами. За последние два десятилетия мировая система постепенно переходит от монополярной к многополярной системе. Развивающиеся страны ориентируются на несколько мировых и региональных держав одновременно, так Казахстан основными векторами своей внешней политики считает Россию, США, ЕС, КНР. В свою очередь, мировые державы ведут борьбу за влияние на развивающиеся страны. В данный момент Центральная Азия, в частности Казахстан является точкой пересечения интересов трех мировых держав - России, КНР и США. Исход борьбы определит дальнейший баланс сил в регионе. Цель данной статьи - выявить в динамике количественное измерение схожести взглядов Казахстана и США на, поднимаемые в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, вопросы мировой политики, а также определить по каким вопросам наблюдается постоянное разногласие двух государств. Источниковая база статьи состоит из статистических данных по голосованию в ГА ООН и содержательной части резолюций, которые были взяты на официальном интернет-ресурсе «Цифровая библиотека ООН». В статье автор использовал метод количественного анализа голосования в органах ООН, который описан в докторской диссертации Д.А. Дегтерева «Количественные методы в прикладном анализе международных отношений». Результаты исследования показывают низкий уровень согласия между Республикой Казахстан и США по отношению к проблемам мировой политики, и количественно показатель этого уровня равняется 31,1% в период с 1992 по 2019 гг. Основными темами разногласий являются проблемы ядерного разоружения, деколонизации, прав человека, Палестины и окружающей среды. Результаты исследования показывают содержание и количественный уровень разности взглядов и государственных интересов между мировой державой и развивающимся государством (в данной работе США и Казахстана). Также расчет аналогичного показателя для Казахстана и России свидетельствует о существенной ориентации Казахстана на Россию, об идентичности взглядов на мировую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ANALYSIS OF THE VOTING OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE USA IN THE UN GENERAL ASSEMBLY (1992-2019)

The relevance of the article is due to the growing importance of studying the bilateral relations of post-Soviet countries with world powers. Over the past two decades the world system is gradually moving from a monopolar to a multipolar system. Developing countries are guided by several world and regional powers at the same time, as the main vectors of Kazakhstan's foreign policy are Russia, the USA, the EU and China, which are declared in the foreign policy concept of the Republic of Kazakhstan. In turn, the world powers are fighting for influence over developing countries. At the moment, Central Asia, in particular Kazakhstan, is the point of intersection of the interests of three world powers - Russia, China and the United States. The outcome of the struggle will determine the further balance of power in the region. The purpose of this article is to identify a quantitative measurement of the similarity of views of Kazakhstan and the United States on the issues of world politics in dynamics raised in the resolutions of the UN General Assembly, and also to determine on what issues there is a constant disagreement between the two states. The source base of the article consists of statistical data on voting in the UN General Assembly and the substantive part of the resolutions, which were taken from the official Internet resource "UN Digital Library". In the article, the author used the method of quantitative analysis of voting in UN bodies, which is described in D. A. Degtyarev's doctoral dissertation "Quantitative Methods in Applied Analysis of International Relations." The results of the study show a low level of agreement between the Republic of Kazakhstan and the United States in relation to the problems of world politics, and quantitatively the indicator of this level is equal to 31.1% in the period from 1992 to 2019. The main themes of disagreement are the problems of nuclear disarmament, decolonization, human rights, Palestine and the environment. The results of the study show the content and quantitative level of the difference in views and state interests between a world power and a developing state (in this work, the United States and Kazakhstan). Also, the calculation of a similar indicator for Kazakhstan and Russia indicates a significant orientation of Kazakhstan towards Russia, an identity of views on world politics.

Текст научной работы на тему «ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ГОЛОСОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И США В ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ООН (1992-2019 ГГ.)»

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ГОЛОСОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И США В ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ООН (1992-2019 ГГ.)

Г.В. Козлов

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена нарастающей важностью исследования двусторонних отношений постсоветских стран с мировыми державами. За последние два десятилетия мировая система постепенно переходит от монополярной к многополярной системе. Развивающиеся страны ориентируются на несколько мировых и региональных держав одновременно, так Казахстан основными векторами своей внешней политики считает Россию, США, ЕС, КНР. В свою очередь, мировые державы ведут борьбу за влияние на развивающиеся страны. В данный момент Центральная Азия, в частности Казахстан является точкой пересечения интересов трех мировых держав - России, КНР и США. Исход борьбы определит дальнейший баланс сил в регионе. Цель данной статьи - выявить в динамике количественное измерение схожести взглядов Казахстана и США на, поднимаемые в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, вопросы мировой политики, а также определить по каким вопросам наблюдается постоянное разногласие двух государств. Источниковая база статьи состоит из статистических данных по голосованию в ГА ООН и содержательной части резолюций, которые были взяты на официальном интернет-ресурсе «Цифровая библиотека ООН». В статье автор использовал метод количественного анализа голосования в органах ООН, который описан в докторской диссертации Д.А. Дегтерева «Количественные методы в прикладном анализе международных отношений». Результаты исследования показывают низкий уровень согласия между Республикой Казахстан и США по отношению к проблемам мировой политики, и количественно показатель этого уровня равняется 31,1% в период с 1992 по 2019 гг. Основными темами разногласий являются проблемы ядерного разоружения, деколонизации, прав человека, Палестины и окружающей среды. Результаты исследования показывают содержание и количественный уровень разности взглядов и государственных интересов между мировой державой и развивающимся государством (в данной работе США и Казахстана). Также расчет аналогичного показателя для Казахстана и России свидетельствует о существенной ориентации Казахстана на Россию, об идентичности взглядов на мировую политику.

Ключевые слова: Прикладной анализ, Казахстан, США, голосование в ООН.

APPLIED ANALYSIS OF THE VOTING OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE USA IN THE UN GENERAL ASSEMBLY (1992-2019)

G.V. Kozlov

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The relevance of the article is due to the growing importance of studying the bilateral relations of post-Soviet countries with world powers. Over the past two decades the world system is gradually moving from a monopolar to a multipolar system. Developing countries are guided by several world and regional powers at the same time, as the main vectors of Kazakhstan's foreign policy are Russia, the USA, the EU and China, which are declared in the foreign policy concept of the Republic of Kazakhstan. In turn, the world powers are fighting for influence over developing countries. At the moment, Central Asia, in particular Kazakhstan, is the point of intersection of the interests of three world powers - Russia, China and the United States. The outcome of the struggle will determine the further balance of power in the region. The purpose of this article is to identify a quantitative measurement of the similarity of views of Kazakhstan and the United States on the issues of world politics in dynamics raised in the resolutions of the UN General Assembly, and also to determine on what issues there is a constant disagreement between the two states. The source base of the article consists of statistical data on voting in the UN General Assembly and the substantive part of the resolutions, which were taken from the official Internet resource "UN Digital Library". In the article, the author used the method of quantitative analysis of voting in UN bodies, which is described

in D. A. Degtyarev's doctoral dissertation "Quantitative Methods in Applied Analysis of International Relations." The results of the study show a low level of agreement between the Republic of Kazakhstan and the United States in relation to the problems of world politics, and quantitatively the indicator of this level is equal to 31.1% in the period from 1992 to 2019. The main themes of disagreement are the problems of nuclear disarmament, decolonization, human rights, Palestine and the environment. The results of the study show the content and quantitative level of the difference in views and state interests between a world power and a developing state (in this work, the United States and Kazakhstan). Also, the calculation of a similar indicator for Kazakhstan and Russia indicates a significant orientation of Kazakhstan towards Russia, an identity of views on world politics.

Keywords: Applied Analysis, Kazakhstan, USA, UN voting practices.

В статье произведен количественный анализ голосования по резолюциям в Генеральной ассамблее ООН. Данный метод анализа широко распространен среди исследователей и государственных органов, так с 1985 года Государственный департамент ежегодно предоставляет конгрессу США отчет о сравнении голосования в ГА и СБ ООН каждой страны относительно США1. Проведение анализа голосования ООН важно в исследовании двусторонних отношений стран, так как голосование по резолюциям происходит по актуальным международным проблемам и может показать «количественно» насколько и «качественно» по каким вопросам расходится внешняя политика выбранных стран [Дегтерев 2019: 280-281].

Метод количественной оценки голосования в органах ООН сводится к подсчету соответствия результатов голосования двух стран и последующего расчета процента соответствия ответов одной страны к другой. Для количественного анализа необходимо на сайте «Цифровой библиотеки ООН» в разделе «Итоги голосования»2 собрать ответы по голосованию двух стран по каждой резолюции на определенной сессии ГА или СБ ООН в одну таблицу. Далее необходимо в случае если ответы совпадают, то каждой стране присваивается 1 балл; если одна сторона «воздерживается» или «не голосует», а вторая сторона дает

1 Public Law 101-246 February, 16 1990 «An Act to authorize appropriations for fiscal years 1990 and 1991for the Department of State, and for other purposes» // URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-

104/pdf/STATUTE- 104-Pg15.pdf

2 Цифровая библиотека ООН // URL: https://digitallibrary.un.org/search?ln=en&cc=Voting+Da ta

утвердительный или отрицательный ответ, то присваивается 0,5 балла; если ответы являются противоположными, то это ноль баллов. Соответственно, любые ответы одной стороны (в данной статье это Казахстан) оцениваются в один балл, и общее количество баллов за определенную сессию соответствует количеству

резолюций. Далее, в зависимости от соответствия и не соответствия ответов высчитываются баллы второй стороны (в данной статье это США). Чтобы высчитать соответствие голосования двух стран необходимо набранное количество баллов второй стороны (США) поделить на общее количество резолюций, которое

соответствует количеству баллов первой стороны (Казахстана) и затем умножить на 100%.

Далее для того, чтобы выяснить динамику схожести позиций следует построить график за определенный период лет, где можно наглядно увидеть тренды двусторонних отношений двух стран. Для качественного анализа необходимо на данном графике выделить максимальные и минимальные пики и проанализировать резолюции, по которым есть несогласие.

üsssssssssssaaassasssss

График 1. Динамика подобности голосования в Генеральной Ассамблее ООН США и РФ по отношению к Казахстану 1992-2019 гг.

Chart 1. Dynamics of similarity of voting in the United Nations General Assembly of the

United States and the Russian Federation in relation to Kazakhstan (1992-2019).

Анализируя полученные данные на графике, можно сказать, что максимальная подобность голосования в ГА ООН была в 1996 году и составляет 54,6%. Минимальный показатель данного критерия был в 2007 году и равен 18,35%. Следует указать, что минимальные пики 1998, 2007 и 2013 годов, перед которыми было несколько лет снижения подобности голосования, совпадают с мировыми экономическими кризисами 1998, 2008 гг. и санкционной политики США и стран ЕС против РФ, что привело также к падению экономических показателей Казахстана. Средний показатель подобности голосования по резолюциям ГА ООН Казахстана и США составляет 31,1% (для сравнения аналогичный показатель Россия-Казахстан - 82,3%).

Для качественного анализа необходимо отобрать резолюции пиковых годов, а также 2009 год как срединный между 1999 и 2019 годами. Для анализа отбираются те резолюции одной темы, по которым расхождение в голосовании было больше 3 лет. Из них анализируются последние по времени. Все резолюции, по которым у Казахстана и США не сходятся ответы больше трех лет, можно сгруппировать по тематике в 7 групп: ядерное оружие, права человека, Палестина, санкции против Кубы, деколонизация, окружающая среда, международная торговля.

У США и Казахстана при голосовании по резолюциям на тему сокращения и ликвидации ядерного оружия на протяжении почти тридцати лет не сходятся ответы. Причем, США всегда голосует против подобных резолюций, а Казахстан всегда голосует «за», подтверждая тем самым свою позицию «за мир без ядерного оружия». США голосовала против резолюции, обязывающей прекратить производство ядерного оружия, ядерные испытания и ядерную гонку вооружений1. Также США голосовала против договора о всеобъемлющем запрещении испытаний

1 Резолюция A/RES/47/53E «Замораживание ядерного оружия», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 81 пленарном заседании 9 декабря 1992 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/47/53

ядерного оружия , созыва четвертой специальной сессии ГА по разоружению в 1999 году3.

США регулярно голосует против резолюций, призывающих к содействию процессу многосторонних переговоров по ядерному разоружению45; против мер по уменьшению угрозы взрыва объектов с ядерным оружием6; против выведения из состояния боевой готовности систем

7

ядерного вооружения ; против заключения Международного суда, гласящем об обязательстве ядерных держав проводить и доводить до конца переговоры по ядерному разоружению под международным контролем8.

В 1993 и 2019 годы Казахстан голосовал за, а США против резолюций, призывающих

2 Резолюция A/RES/48/69 «Поправка к договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 81 пленарном заседании 16 декабря 1993 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/48/69

3 Резолюция A/RES/51/45C «Созыв четвертой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной разоружению», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 79 пленарном заседании 10 декабря 1996 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/51/45

4 Резолюция A/RES/71/258 «Продвижение вперед процесса многосторонних переговоров по ядерному разоружению», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 68 пленарном заседании 23 декабря 2016 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/71/258

5 Резолюция A/RES/74/55 «Содействие многосторонности в области разоружения и нераспространения», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/55

6 Резолюция A/RES/71/47 «Гуманитарное обязательство в отношении запрещения и ликвидации ядерного оружия», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 51 пленарном заседании 5 декабря 2016 года // URL: https://undocs.org/ru/A7RES/71/47

7 Резолюция A/RES/73/60 «Понижение уровня боевой готовности систем ядерных вооружений», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 45 пленарном заседании 5 декабря 2018 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/73/60

8 Резолюция A/RES/74/59 «Мероприятия в развитие консультативного заключения Международного Суда относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/59

Конференцию по разоружению начать переговоры для достижения договоренности о международной конвенции, запрещающей применение ядерного оружия и угрозу его применения при любых обстоятельствах1.

Также США регулярно голосует против резолюций, призывающих Израиль отказаться от ядерного оружия и передачи ядерных объектов под учет Международного агентства по атомной энергии2. С такой же регулярностью на протяжении двух десятилетий у Казахстана и США не сходятся мнения по поводу резолюций, призывающих ядерные державы

осуществлять практические действия по ядерному разоружению и дать государствам, не обладающим ядерным оружием, юридические гарантии безопасности3. С 2017 по 2019 год США выступало против резолюций, призывающих государства подписать и ратифицировать в кратчайшие сроки Договор о запрещении ядерного

4

оружия .

Аналогичное мнение у США насчет резолюций, призывающих принять ответственность за недопущение

применения ядерного оружия5,

призывающих настоятельно прекратить

1 Резолюция A/RES/74/68 «Конвенция о запрещении применения ядерного оружия», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/74/68

2 Резолюция A/RES/74/75 «Опасность распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/74/75

3 Резолюция A/RES/74/36 «Последующие мероприятия по осуществлению обязательств в отношении ядерного разоружения, согласованных на конференциях 1995, 2000 и 2010 годов участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/74/36

4 Резолюция A/RES/74/41 «Договор о запрещении ядерного оружия», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/74/41

5 Резолюция A/RES/74/42 «Гуманитарные

последствия применения ядерного оружия», принятая

Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном

заседании 12 декабря 2019 года // URL:

https://undocs.org/ru/A/RES/74/42

дальнейшую разработку и производство ядерных боеголовок, снять их с боевого дежурства6, призывающих понизить роль и значение ядерного оружия во всех концепциях, доктринах и стратегиях военных ведомств и других органов ядерных держав7, призывающих признать

катастрофические гуманитарные

последствия любого случайного или умышленного взрыва ядерного оружия8, призывающих создание в Южном полушарии и прилегающих районах дополнительных зон, свободных от ядерного оружия9, призывающих выполнять обязательства, принятые на заседании ГА ООН высокого уровня по ядерному разоружению 2013 г.10.

Такое же отношение Казахстана («за») и США («против») наблюдается по отношению к резолюциям о проблемах Палестины. Так США голосует регулярно на протяжении последних 27 лет против резолюций, призывающих продолжать работу Комитету по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и всяческое содействие его деятельности11,

6 Резолюция A/RES/74/45 «Ядерное разоружение», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A7RES/74/45

7 Резолюция A/RES/74/46 «На пути к миру, свободному от ядерного оружия: ускорение осуществления обязательств в отношении ядерного разоружения», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/46

8 Резолюция A/RES/74/47 «Нравственные императивы в отношении мира, свободного от ядерного оружия», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/ATRES/74/47

9 Резолюция A/RES/74/48 «Южное полушарие и прилегающие районы, свободные от ядерного оружия», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/48

10 Резолюция A/RES/74/54 «Последующая деятельность в связи с проведенным в 2013 году заседанием Генеральной Ассамблеи высокого уровня по ядерному разоружению», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 46 пленарном заседании 12 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/54

11 Резолюция A/RES/74/10 «Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа», принятая Генеральной ассамблеей ООН на

требующие Израиль соблюдать Женевскую конвенцию о защите гражданского населения 1949 года и ее применимости в данном случае1, требующих от Израиля прекратить военные действия против Ливанского и Палестинского народа2, предлагающих продолжать работу Департаменту глобальных коммуникаций Секретариата по распространению информации о Палестине, расширении фондов аудиовизуальных материалов и поощрении миссий журналистов в регион3, призывающих Израиль уйти с оккупированных сирийских Голан и прекратить незаконную деятельность на этой территории4, предлагающих всем правительствам и организациям оказывать содействие Отделу по правам палестинцев Секретариата в выполнении его задач, исследовательской и контрольной деятельности5.

Аналогичная картина наблюдается и с другими резолюциями, призывающих Израиль и Палестину действовать согласно международному праву6, призывающих государства поддерживать Ближневосточное

38 пленарном заседании 3 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/ATRES/74/10

1 Резолюция A/RES/47/64E «Вопрос о Палестине», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 84 пленарном заседании 11 декабря 1992 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/47/64

2 Резолюция A/RES/48/40H «Защита палестинских беженцев», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 75 пленарном заседании 10 декабря 1993 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/48/40

3 Резолюция A/RES/74/13 «Специальная программа информации по вопросу о Палестине Департамента глобальных коммуникаций Секретариата», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 38 пленарном заседании 3 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/13

4 Резолюция A/RES/74/14 «Сирийские Голаны», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 38 пленарном заседании 3 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/14

5 Резолюция A/RES/74/12 «Отдел по правам палестинцев Секретариата», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 38 пленарном заседании 3 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/12

6 Резолюция A/RES/74/11 «Мирное урегулирование

вопроса о Палестине», принятая Генеральной

ассамблеей ООН на 38 пленарном заседании 3

декабря 2019 года // URL:

https://undocs.org/ru/A/RES/74/11

агентство ООН7, призывающих Израиль содействовать созданию университета для обеспечения образования палестинского населения8, подтверждающих право палестинских беженцев вернутся на свои территории и требующих от Израиля обеспечение этого и не препятствование9, требующих создать фонд, в который будут поступать средства от использования покинутого палестинцами имущества10, требующих от Израиля сотрудничества со Специальным комитетом по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля11, осуждающих поселенческую деятельность Израиля на оккупированной палестинской территории12, требующих от Израиля отмены дискриминационных законодательных актов, политики и акций на оккупированной палестинской территории13,

7 Резолюция A/RES/74/85 «Операции Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/85

8 Резолюция A/RES/54/75 «Иерусалимский университет «Аль-Кудс», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 71 пленарном заседании 6 декабря 1999 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/54/75

9 Резолюция A/RES/74/84 «Лица, перемещенные в результате военных действий в июне 1967 года и последующих военных действий», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/84

10 Резолюция A/RES/74/86 «Имущество палестинских беженцев и получаемые за счет него доходы», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/86

11 Резолюция A/RES/74/87 «Деятельность Специального комитета по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля в отношении палестинского народа и других арабов на оккупированных территориях», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/87

12 Резолюция A/RES/74/88 «Израильские поселения на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и оккупированных сирийских Голанах», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/88

13 Резолюция A/RES/74/89 «Затрагивающие права человека действия Израиля в отношении

подтверждающих право палестинского народа на самоопределение и собственное независимое Государство Палестина1, призывающих Израиль прекратить эксплуатировать и истощать природные ресурсы на оккупированной палестинской территории2, призывающих вовремя сдавать денежные средства на финансирование миротворческих сил ООН в Ливане3.

Следующие резолюции, по которым наблюдается несогласие между США и Казахстаном на протяжении последних 27 лет - это резолюции Генеральной ассамблеи ООН, призывающих США и всех причастных государств к снятию торговой, экономической и финансовой блокады4.

Также отмечается постоянностью в период с 48 по 74 сессию несогласие двух стран по резолюциям, пытающихся решить вопросы о деколонизации,

несамоуправляющихся территорий и бывших колоний. Здесь также США голосует против подобных резолюций, Казахстан всегда голосует за них. К таким резолюциям относятся следующие резолюции: резолюции, призывающие

палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/89

1 Резолюция A/RES/74/139 «Право палестинского народа на самоопределение», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/139

2 Резолюция A/RES/74/243 «Постоянный суверенитет палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и арабского населения на оккупированных сирийских Голанах над своими природными ресурсами», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 52 пленарном заседании 19 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/243

3 Резолюция A/RES/63/298 «Финансирование Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 93 пленарном заседании 30 июня 2009 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/63/298

4 Резолюция A/RES/74/7 «Необходимость

прекращения экономической, торговой и финансовой

блокады, введенной Соединенными Штатами

Америки против Кубы», принятая Генеральной

ассамблеей ООН на 28 пленарном заседании 6 ноября 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Департамент глобальных коммуникаций не прекращать деятельность по

распространению сведений о деколонизации во всех видах СМИ и быть связующим звеном между управляющими государствами и несамоуправляющимися территориями, между профильными международными и региональными организациями5; резолюции, призывающие управляющим государствам осуществлять меры по самоопределению несамоуправляющихся территорий и свертывание на их территории военных баз6; резолюции, подтверждающие, что только решение Генеральной ассамблеи ООН может говорить о достижении полного самоуправления несамоуправляющимися территориями7; резолюции, призывающие управляющие государства к прекращению ее резидентами бизнес деятельности на несамоуправляющихся территориях и всякой деятельности ведущей к нанесению ущерба природным ресурсам и условиям труда народов данных территорий8.

Следующая группа резолюций, по которым автором были выявлены постоянные противоречия в позициях двух стран на протяжении длительного периода голосования в Генеральной ассамблее ООН относятся к теме защиты окружающей среды. США голосует против резолюций, просящих Генерального секретаря ООН

5 Резолюция A/RES/74/112 «Распространение информации о деколонизации», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/112

6 Резолюция A/RES/74/113 «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/113

7 Резолюция A/RES/74/93 «Информация о несамоуправляющихся территориях, передаваемая согласно статье 73 e Устава Организации Объединенных Наций», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/93

8 Резолюция A/RES/74/94 «Экономическая и иная деятельность, которая затрагивает интересы народов несамоуправляющихся территорий», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 47 пленарном заседании 13 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/94

создать специальную рабочую группу для ликвидации пробелов в международном экологическом праве1, призывающие государства и международные организации оказывать Ливану поддержку по ликвидации, разлившегося нефтяного пятна на побережье вследствие военных действий2, предлагающие государствам содействовать выработке целостной концепции

устойчивого развития для формирования альтернативных подходов по обеспечению жизни в гармонии с природой с использованием современных научных данных, способствовать популяризации жизни в гармонии с природой3, приветствующие содействие государств-членов в наращивании потенциала повышать информированность и готовность к песчаным и пыльным бурям и расширять их возможности в плане реагирования на эти бедствия, а также призывающая государства и международные организации продолжать обмениваться передовыми методами, опытом и техническими знаниями в области борьбы с песчаными и пыльными бурями4.

К шестой группе относятся резолюции на тему прав человека, по которым также наблюдается стабильное расхождение позиций Республики Казахстан и США. Стоить отметить, что в этой группе резолюций есть резолюции, затрагивающие проблему соблюдения прав человека в Исламской Республике Иран, которые призывают Иран соблюдать права человека по отношению к заключенным,

1 Резолюция A/RES/72/277 «К заключению Всемирного пакта о защите окружающей среды», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 88 пленарном заседании 10 мая 2018 года // URL: https://undocs.org/ru/A/Res/72/277

2 Резолюция A/RES/74/208 «Нефтяное пятно на ливанском побережье», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 52 пленарном заседании 19 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/208

3 Резолюция A/RES/74/224 «В гармонии с природой», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 52 пленарном заседании 19 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/224

4 Резолюция A/RES/74/226 «Борьба с песчаными и пыльными бурями», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 52 пленарном заседании 19 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/226

задержанным, женщинам, этническим и религиозным меньшинствам. Казахстан голосует против данных резолюций исходя из совместного членства в Организации исламского сотрудничества и соседских отношений по Каспийскому морю с Исламской Республикой Иран5.

Следующие резолюции Казахстан поддерживает в отличие от США. К ним относятся резолюции, призывающие государства прекратить любые

односторонние экономические, финансовые и торговые меры, создающие препятствия для торговых отношений между государствами, мешая тем самым полному осуществлению права людей и народов на развитие, а также прекратить государствам создавать перечни государств-изгоев для последующего политического или экономического давления на них6, рекомендующие установить квоты по географическим регионам для членства в договорных органах по правам человека в ООН7, призывающие государства соблюдать уважение к культурному многообразию в своих политических и правовых системах, а также приступать к построению международного порядка на основе справедливости и уважении разных культур, отказаться от всех доктрин социальной изоляции8, подтверждающие, что для осуществления прав человека в полном объеме необходимо стремится к уменьшению разрыва между богатыми и

5 Резолюция A/RES/74/167 «Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/167

6 Резолюция A/RES/74/154 «Права человека и односторонние принудительные меры», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/154

7 Резолюция A/RES/74/155 «Поощрение справедливого географического распределения членского состава договорных органов по правам человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/155

8 Резолюция A/RES/74/159 «Права человека и культурное разнообразие», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/159

бедными, как внутри стран, так и на международной арене1, призывающие государства вести регистрацию и лицензирование частных военных компаний с целью контроля их деятельности по соблюдению прав человека в других странах2, подчеркивающие, что государство несет главную ответственность за социальное, экономическое развитие и соблюдение прав человека и что, для достижения всего вышеперечисленного необходимо уделить внимание в первую очередь на решение проблем с гендерным неравенством, коррупцией и

инфекционными заболеваниями3. Последние резолюции в этой группе на тему прав человека под названием «Содействие установлению демократического и справедливого международного порядка» содержат в себе все вышеперечисленные пункты из других резолюций4.

К седьмой группе относятся резолюции на тему ликвидации расизма и нацизма. США также голосует против следующих резолюций, призывающих присоединиться к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и вносить взносы в Целевой фонд для Программы на Десятилетие действий по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией5,

1 Резолюция A/RES/64/160 «Глобализация и ее воздействие на осуществление в полном объеме всех прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 65 пленарном заседании 18 декабря 2009 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/64/160

2 Резолюция A/RES/74/138 «Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/138

3 Резолюция A/RES/74/152 «Право на развитие», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/152

4 Резолюция A/RES/74/150 «Содействие установлению демократического и справедливого международного порядка», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/150

5 Резолюция A/RES/74/137 «Глобальный призыв к

конкретным мерам, направленным на ликвидацию

расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и

связанной с ними нетерпимости и всеобъемлющее осуществление и принятие последующих мер по

рекомендующие государствам принять меры в законодательной области и в сфере образования для того, чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против

человечности и военных преступлений, совершенных во время Второй мировой войны, а также призывающие государства обеспечить свои системы образования материалами, точно отражающими историю, поощряющими толерантность и другие международные принципы в области прав человека6.

Последняя группа резолюций относится к теме международной торговли. В голосовании по этим резолюциям также наблюдается разногласие во взглядах между Казахстаном и США. Казахстан голосует «за» них, а США против. Данные резолюции, призывают способствовать обеспечению универсальной, прозрачной и справедливой многосторонней торговой системы под эгидой ВТО, бороться с протекционистскими мерами, и поддерживать наиболее уязвимые страны7; призывающих принять на всех уровнях комплекс мер по решению нестабильности цен на сырьевые ресурсы, оказать поддержку развивающимся странам, находящимся в сырьевой зависимости путем содействия развитию их собственной перерабатывающей промышленности8;

призывает международное сообщество осудить и прекратить навязывание применения односторонних торговых, экономических и финансовых мер как

выполнению Дурбанской декларации и Программы действий», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/137

6 Резолюция A/RES/74/136 «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 50 пленарном заседании 18 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/136

7 Резолюция A/RES/74/201 «Международная торговля и развитие», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 52 пленарном заседании 19 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/201

8 Резолюция A/RES/74/204 «Сырьевые товары», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 52 пленарном заседании 19 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/204

средства политического и экономического принуждения развивающихся стран, препятствующих полному достижению социально-экономического развития1.

В заключении можно сделать вывод, что расхождение в позициях на мировую политику и на внешнюю политику между Соединенными Штатами Америки и Республикой Казахстан в Генеральной ассамблее ООН велико и количественно составляет в среднем по годам 31%. Наиболее существенное несовпадение позиций наблюдается по вопросам ядерного разоружения, конфликта в Палестине, и соблюдения прав человека и прав народов на самоопределение. Вышеизложенная

тематика свидетельствует об определенной дихотомии двух государств: США - ядерная держава, Казахстан - государство, без ядерного оружия, последовательно стоящая на позициях использования атома в мирных гражданских целях; США - один из главных союзников Израиля, Казахстан -государство, стоящее на твердых позициях мирного урегулирования международных конфликтов, при этом чувствующее солидарность с мусульманскими странами и народами; США - великая держава, Казахстан - развивающееся государство. Данная дихотомия ярко отражена в позициях по голосованию в Генеральной Ассамблее ООН.

1 Резолюция A/RES/74/200 «Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран», принятая Генеральной ассамблеей ООН на 52 пленарном заседании 19 декабря 2019 года // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/200

Библиографический список

Дегтерев Д.А. Количественные методы в прикладном анализе международных отношений: дис. ... д. полит. наук: 23.00.04 / Дегтерев Денис Андреевич; науч. консультант А. В. Шабага; РУДН. - М., 2019. - 644 с.

Дегтерев Д.А., Дегтерев А.Х., Никулин М.А., Оганесян А.Л. (2014) Прикладной анализ внешней политики стран СНГ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. № 4. С. 176-184. Курылев К.П., Дегтерев Д.А., Смолик Н.Г., Станис Д.В. Количественный анализ феномена геополитического плюрализма постсоветского пространства // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 1. С. 134-156.

Сведения об авторе: Козлов Глеб Витальевич - магистр в области международных отношений, РУДН (e-mail: donni9999@gmail.com).

References

Degterev D.A. Kolichestvenyye metody v prikladnom analize mezhdunarodnykh otnosheniy: dis. ... d. polit. nauk: 23.00.04 / Degterev Denis Andreevich; nauch. konsultant A. V. Shabaga; RUDN. - M., 2019. - 644 s.

Degterev D.A., Degterev A.H., Nikulin M.A., Oganesyan A.L. (2014) Prikladnoj analiz vneshnej politiki stran SNG // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. № 4. S. 176-184. Kurylev K.P., Degterev D.A., Smolik N.G., Stanis D.V. Kolichestvennyj analiz fenomena geopoliticheskogo plyuralizma postsovetskogo prostranstva // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. 2018. T. 13. № 1. S. 134-156.

About the author: Kozlov Gleb V. - Master in International Relations, RUDN University (email: donni9999@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.