Научная статья на тему 'Прикладная система земледелия как механизм повышения эффективности сельскохозяйственного производства'

Прикладная система земледелия как механизм повышения эффективности сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладная система земледелия как механизм повышения эффективности сельскохозяйственного производства»

МНЕНИЕ ПРАКТИКА

о-

Прикладная система земледелия,как механизм повышения эффективности сельскохозяйственного производства

Продолжение, начало в №2-2017

Структура пашни и посевных площадей. Структура посевных площадей - основа любой системы земледелия. От выбора конкретных культур и их размещения в севообороте зависит «выход» денег со всей пашни, баланс почвенного плодородия, фитосанитарная обстановка на полях, подбор технологий, номенклатура технических средств, равномерность распределения полевых работ в течение сезона и др.

К формированию структуры пашни и посевных площадей надо подходить очень тщательно. Мы делали эту работу на основе принципа «подвергай все сомнению». Ставили под сомнение право каждой культуры занимать свое место в севообороте. При этом мы исходили из того, что не должны ограничиваться только дискуссиями и мнениями специалистов. Во-первых, было принято решение руководствоваться только аргументами и фактами, как при доказательстве сложной задачи.

Во-вторых, каждую конкретную культуру рассматривали с различных позиций: экономических рисков (колебаний рыночной конъюнктуры и курса рубля); погодных рисков; потенциального «выхода денег» с 1 га; в качестве предшественника в севообороте; технологичности возделывания; соответствия линейному графику проведения полевых работ и др.

Кроме того, все выводы по разработке и оптимизации структуры пашни и посевных площадей в своих хозяйствах (ООО «Большой Морец», ОАО «Колос» и ООО «МАКС») мы сравнивали с рекомендациями научно-обоснованной системы сухого земледелия (НОССЗ) Волгоградской области, «краеугольным камнем» которой служит черный пар. Поэтому черному пару, как фактору стабилизации производства зерна в засушливых условиях нашего региона, было уделено особое внимание. 1- Черный пар. Отмечу сразу, что в краток косрочном плане черный пар - «великое со благо», так как его наличие в структуре г пашни позволяет собирать хорошие ® урожаи без использования удобрений ^ даже в острозасушливые годы (благого даря 2-х летнему накоплению влаги и ^ эксплуатации почвенного плодородия). £ Однако, в среднесрочной и, особенно, в долгосрочной перспективе, черный

пар - огромная проблема, которую мы создаем своими руками. Это связано с повышенной эрозией почвы и потерей гумуса из-за ускоренной минерализации органического вещества. В результате длительного использования паров можно потерять главное богатство - плодородие почвы, основу всего сельскохозяйственного производства. По обобщенным данным, количество гумуса в почвах Волгоградской области ежегодно сокращается в среднем на 0,5-1,0 % от его валовых запасов. Уменьшается и содержание основных элементов питания (азота, фосфора и калия). По данным Центра агрохимической службы «Волгоградский», их суммарное количество в 2014 г снизилось на 78,9 кг/га, в 2015 г - на 82,2 кг/га, в 2016 г - на 70,9 кг/га. Именно поэтому там, где люди издавна начали заниматься земледелием, не уделяя должного внимания сохранению почвенного плодородия, сейчас на большей части территории пустыня. Например, в Египте, который был основным поставщиком зерна для Римской империи, сейчас лишь 2 % земель пригодны для земледелия. Похожая ситуация в Сирии, Ираке и ряде других государств.

Вероятно, разработчики НОССЗ знали, что черный пар в структуре пашни - «лидер» по потерям почвенного плодородия. Поэтому в целях обеспечения бездефицитного баланса гумуса и основных элементов питания (^ р К) в почве, рекомендовали вносить в поле чистого пара 40 т/га навоза, 140 кг/га действующего вещества фосфора (Р2О5) и 40 кг/га д.в. калия (К2О). Мы попробовали выполнить эти рекомендации: на площади 2000 га (!) внесли в поле черного пара стерневыми сеялками аммофос на глубину 8-10 см в количестве 200 кг/га, или 108 кг Р2О5 и 24 кг д.в. N. Одновременно благодаря тому, что всю работу выполняли ночью с закрепленными за сеялками цепями, удалось сохранить влагу в почве. Однако после этого поля начали зарастать сорняками «не по дням, а по часам». Мы не сдавались - тракторы с культиваторами все лето не уходили с паровых полей. В конце концов, с сорняками удалось справиться, но почву иссушили так, что не смогли получить дружные всходы озимых. Зато получили серьезные

убытки. Причина бурного роста сорняков заключалась в том, что для них были созданы идеальные условия по обеспечению основными элементами питания.

На сегодняшний день последствия ускоренной минерализации гумуса, а также воздействия водной и ветровой эрозии на черных парах видны «не вооруженным глазом»: смытые склоны, канавы и даже небольшие овраги, через которые кое-где уже не могут проехать ни тракторы, ни комбайны. Это касается не только Волгоградской области. Такие поля есть в Ростовской и Саратовской областях, в Ставропольском крае и ряде других регионов. Поэтому все последние годы мы ищем альтернативу черному пару, но пока нашли лишь компромиссный вариант -ранний пар. Дело в том, что в нашей зоне под пар «идут» поля из-под подсолнечника, который сильно иссушает почву. Кроме того, его убирают в октябре, что делает обработку почвы осенью некачественной и затратной. Поэтому мы обрабатываем паровые поля не поздней осенью (на глубину 25-30 см), а в конце мая (на 10-12 см), что позволяет накопить дополнительное количество влаги (в результате снегозадержания на стерне), значительно снизить затраты (благодаря уменьшению глубины обработки) и предотвратить почвенную эрозию в первой декаде мая (в это время дуют сильные ветры). Испытывали мы и химический пар, но он не оправдал ожиданий, так как после подсолнечника не накапливалась влага в почве (из-за малого количества пожнивных остатков), а после люцерны на семена химический пар оказался «золотым»: затраты в 5 раз превышали издержки при традиционном способе.

К каким решениям по использованию пара в структуре пашни мы «пришли»? Первое. Уменьшить количество паров с 19,6 %, как это предлагали в НОССЗ, до 10 %. Второе. Заменить черный пар на ранний. Третье. Выделять под ранний пар поля не из-под подсолнечника, а из-под люцерны на семена, после которой в поле остается большое количество органического вещества.

Вместе с тем, мы понимаем, что этих мер недостаточно для решения проблемы потери почвенного плодородия. Поэтому продолжаем работу по поиску альтернативы паровым полям.

Целесообразность выращивания на черноземных почвах степной зоны Волгоградской области озимой пшеницы ни у кого не вызывает сомнения. Она формирует сравнительно высокие урожаи и служит хорошим предшественником. Но если использовать при анализе ее места в структуре посевных площадей принцип «повергай все сомнению», это не кажется столь очевидным, так как, во-первых,

рентабельность озимой пшеницы за последние годы редко исчислялась 2-х значными цифрами (с учетом 60 % затрат на обработку пара). Во-вторых, появилась реальная альтернатива этой культуре в виде кукурузы на зерно, потенциал которой в 2 раза выше. Кстати, для ее выращивания не нужен черный пар. Поэтому, увеличение доли кукурузы на зерно в структуре посевных площадей может стать решением проблемы паров в севообороте.

В этой связи хотелось бы отметить крайнее удивление одного из фермеров США тем, что мы сеем пшеницу, несмотря на наличие условий для выращивания кукурузы. Для них настолько очевидна целесообразность немедленного перехода на производство более продуктивной культуры, если такая возможность имеется, что они не понимают, почему этого не делают другие. Так поступают фермеры не только в Америке, но и в Бразилии, где ежегодно сокращаются посевы озимой пшеницы и увеличиваются площади, занятые соей и кукурузой. В соответствии с этой тенденцией, мы планомерно уменьшаем долю озимой пшеницы в структуре посевных площадей с 28,5 % в 2013 г, до 18,1 % в 2016 г, отдавая предпочтение более рентабельным культурам.

Согласно НОССЗ, под кукурузу на зерно во всей Волгоградской области отводится только 100 тыс. га (1,6 %), в том числе в степной зоне черноземных почв -2,3 %. Возможно, для 80-х годов прошлого столетия это было правильное решение, но для современного сельского хозяйства такие цифры явно занижены. Что же произошло за эти годы? Во-первых, в результате глобального потепления увеличилась продолжительность периода с метеоусловиями, благоприятными для выращивания кукурузы. Во-вторых, на рынке появились новые гибриды этой культуры, например, «Аква-Макс-9175» и «8400», обладающие повышенной влагоотдачей в период созревания. В засушливые годы это позволяет убирать и хранить их зерно без дополнительной сушки, что обеспечивает снижение до 30 % затрат и высокую рентабельность даже при урожайности 40-45 ц/га. В благоприятные по осадкам годы такие гибриды кукурузы формируют более высокий урожай и хорошую прибыль даже при использовании сушилки. Например, в засушливом 2015 г. в ООО «МАКС» урожайность составила 43 ц/га с уровнем рентабельности 50 %, а в 2016 г - 61,6 ц/ га с такой же рентабельностью.

Кроме того, кукуруза - отличный предшественник для подсолнечника, использование которого обеспечивает прибавку урожайности, по сравнению с озимой пшеницей, до 10 ц/га. Поэтому в 2017 г мы планируем занять кукурузой на зерно - до 10 % общей площади пашни, а в будущем довести ее долю до 15-20 %.

Под подсолнечник в структуре посевных площадей в НОССЗ степной зоны черноземных почв Волгоградской области отводили 9,4 %. С точки зрения севооборота, это правильно. Но использование таких современных технологий,

как «Clearfield» и «Express cun», позволяет занимать подсолнечником до 20 % пашни. В 2016 п мы применяли такие технологии при выращивании 90 % этой культуры. В результате средняя урожайность по предприятиям «Содружество-регион» составила 20,8 ц/га (в зачетной массе).

Под яровую пшеницу, ячмень, овес и просо разработчики НОССЗ предлагали отводить в степной зоне черноземных почв соответственно 3,6, 8,2, 2,3 и 3,4 % от общей площади пашни. Однако, на наш взгляд, всех этих культур, а также льна-масличного и сафлора, вообще не должно быть в севообороте, поскольку они малопродуктивны и образуют небольшое количество соломы, что очень плохо влияет на баланс органического вещества в почве. Наши хозяйства полностью отказались от их выращивания.

НОССЗ предлагает иметь в Волгоградской области 100 тыс. га зернобобовых, или 1,7 % площади пашни, в том числе в степной зоне черноземных почв 53 тыс. га, или 2,8 %. Эти цифры не выдерживают никакой критики, как с точки зрения севооборота и поддержания баланса почвенного плодородия, так и с позиций доходности.

Сразу отметим, что под зернобобовыми мы имеем в виду нут, так как в местных условиях урожайность гороха по годам крайне не стабильна. А вот нут, это «песня»: на первом месте по прибыли с 1 га, отличный предшественник и хорошо «вписывается» в линейный график проведения полевых работ, что позволяет эффективно использовать имеющуюся в хозяйстве сельскохозяйственную технику. Этой культурой в 2017 г мы планируем занять 20 % от общей площади пашни.

По мнению разработчиков НОССЗ, в Волгоградской области должно быть всего 15 тыс. га зернового сорго, в том числе 4 тыс. га на черноземных почвах степной зоны. На наш взгляд, это большая ошибка. В конце 2016 г на 1-м Европейском конгрессе по сорго в Бухаресте докладчики приводили цифры, свидетельствующие об устойчивой тенденции увеличения посевов этой культуры во всем мире. Такая ситуация связана с тем, что потенциал ее продуктивности очень высок (в США средняя урожайность зернового сорго превышает 100 ц/ га), а влаги для образования равного с кукурузой урожая требуется на 25-30 % меньше. Кроме того, сорго - отличный меллиорант и хороший предшественник для других культур. Например, благодаря использованию зернового сорго, мы сумели в 2-3 раза повысить продуктивность полей с большим количеством солонцов. Считаем, что доля этой культуры в севообороте должна достигать 5-10 %.

Многолетние травы надо сеять даже тогда, когда в хозяйстве нет животноводства, так как это поможет остановить процесс деградации почвы на склонах крутизной более 2°. Дело в том, что только многолетние травы способны структурировать почву, а на смытых и песчаных почвах это крайне необходимо. Есть и другой способ восстановить почвенное

плодородие на таких полях - вносить по 40 т/га навоза за ротацию севооборота. Но из-за дороговизны этого приема или отсутствия навоза сегодня мало кто из крестьян может его использовать. В наших хозяйствах люцерну на семена высевают на 10-15 % всей площади пашни.

Таким образом, при выборе культур и формировании структуры пашни и посевных площадей необходимо использовать следующие подходы: убрать малопродуктивные культуры; исключить культуры, которые нельзя выращивать из-за несоответствия почвенно-климатическим условиям;

подбирать культуры, исходя из «выхода денег» со всего севооборота;

учитывать потенциал культуры в качестве предшественника в севообороте, располагать их так, чтобы было чередование растений с мочковатой и стержневой корневыми системами;

подбирать культуры таким образом, чтобы они «вписывались» в линейный график проведения полевых работ;

По нашему мнению в степной зоне черноземных почв Волгоградской области должен быть следующий зерно-паропропашной севооборот: 1. Ранний пар - до 10 %; 2. Озимая пшеница - 1020 %; 3. Нут - 20 %; 4. Кукуруза на зерно - 10-20 %; 5. Подсолнечник - 20 %; 6. Зерновое сорго - 5-10 %; 7. Многолетние травы (выводное поле) - 10-15 %.

При этом необходимо ежегодно корректировать структуру посевных площадей исходя из коньюктуры рынка и запасов влаги в почве. Например, если не удалось сохранить влагу в верхнем слое в паровых полях, то озимые сеять вообще не целесообразно, лучше весной посеять нут. Если влаги в почве достаточно для посева озимых по непаровым предшественникам, то их урожайность по нуту может быть не меньше, чем по пару. То же самое с кукурузой на зерно: при запасах влаги в метровом слое более 150 мм площади под этой культурой можно увеличивать, если их менее 100 мм, то кукурузу целесообразно замещать зерновым сорго и так далее.

Таким образом, каждому руководителю предприятия нужно «вылезти из текучки» и посмотреть на свою систему земледелия «другими» глазами. Начинать эту работу надо с тщательного анализа структуры пашни и посевных площадей с использованием предложенного подхода, который позволит учесть многие внешние факторы и значительно повысить эффективность всего сельскохозяйственного производства.

U

(Продолжение следует). ®

л

Банькин д Виктор Александрович л Председатель Совета директоров и группы предприятий № «Содружество-регион», 3 кандидат экономических наук м Контактный тел. 8 (8442) 93-11-27 о E-mail: [email protected] 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.