Научная статья на тему 'Прикладная кратология и политический процесс сквозь призму научного наследия Е.И. Козловой'

Прикладная кратология и политический процесс сквозь призму научного наследия Е.И. Козловой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституция / политический процесс / воля народа / конституционный дизайн политического процесса / народовластие / доверие общества и государства / взаимодействие / целеполагание политического процесса / Constitution / political process / will of the people / constitutional design of the political process / democracy / trust of society and the state / interaction / goal-setting of the political process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валентина Викторовна Комарова

Воля многонационального народа России — основа политического процесса современного государства. Ценности, закрепленные в Конституции РФ, являются ориентиром для политического процесса, правового закрепления целей, задач, стоящих перед государством и гражданским обществом; основой для конкретного правового регулирования и выступают критерием сбалансированности различных интересов. В статье анализируется творческое наследие профессора Е.И. Козловой в части исследования ею фундаментальных вопросов теории демократии и различных форм ее проявления и механизмов реализации. На протяжении многих лет творческой жизни Екатерина Ивановна Козлова исследовала эволюцию концептуальных основ народовластия в Российской Федерации, квинтэссенцией которой является воля народа. В свете конституционных поправок 2020 г. и цифровизации государственной и общественной жизни идеи, опасения и суждения о значимости воли народа классика государственного (конституционного) права приобретают новое звучание. Институционализация политического процесса и его правовая концепция — основа современной теории практической кратологии. Предложено авторское видение конституционного дизайна основ, задач и субъектов политического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied cratology and the political process through the prism of the scientific heritage of E.I. Kozlova

The will of the multinational people of Russia is the basis of the political process of a modern state. The values enshrined in the Constitution of the Russian Federation are a guideline for the political process, legal consolidation of goals and objectives facing the state and civil society; the basis for specific legal regulation and act as a criterion for balancing various interests. The article analyzes the creative heritage of Professor E.I. Kozlova in terms of her study of fundamental issues of the theory of democracy and various forms of its manifestation and mechanisms of implementation. Over the course of many years of her creative life, Ekaterina Ivanovna Kozlova has studied the evolution of the conceptual foundations of democracy in the Russian Federation, the quintessence of which is the will of the people. In light of the constitutional amendments of 2020 and the digitalization of state and public life, ideas, fears and judgments about the significance of the will of the people of the classics of state (constitutional) law take on a new meaning. The institutionalization of the political process and its legal concept is the basis of the modern theory of practical cratology. The author’s vision of the constitutional design of the foundations, tasks and subjects of the political process is proposed.

Текст научной работы на тему «Прикладная кратология и политический процесс сквозь призму научного наследия Е.И. Козловой»

профессор ее. а. козлова -

теоретик: конститу ционн ого права

Прикладная кратология и политический процесс сквозь призму научного наследия Е. И. Козловой

Аннотация. Воля многонационального народа России — основа политического процесса современного государства. Ценности, закрепленные в Конституции РФ, являются ориентиром для политического процесса, правового закрепления целей, задач, стоящих перед государством и гражданским обществом; основой для конкретного правового регулирования и выступают критерием сбалансированности различных интересов. В статье анализируется творческое наследие профессора Е. И. Козловой в части исследования ею фундаментальных вопросов теории демократии и различных форм ее проявления и механизмов реализации. На протяжении многих лет творческой жизни Екатерина Ивановна Козлова исследовала эволюцию концептуальных основ народовластия в Российской Федерации, квинтэссенцией которой является воля народа. В свете конституционных поправок 2020 г. и цифровизации государственной и общественной жизни идеи, опасения и суждения о значимости воли народа классика государственного (конституционного) права приобретают новое звучание. Институ-ционализация политического процесса и его правовая концепция — основа современной теории практической кратологии. Предложено авторское видение конституционного дизайна основ, задач и субъектов политического процесса.

Ключевые слова: конституция, политический процесс, воля народа, конституционный дизайн политического процесса, народовластие, доверие общества и государства, взаимодействие, целеполагание политического процесса.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.112.12.033-043

Валентина

Викторовна

КОМАРОВА,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор, доктор юридических наук, почетный работник высшего образования РФ, почетный работник сферы образования РФ [email protected] 125995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Valentina V. KOMAROVA, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honorary Worker of Higher Education of the Russian Federation, Honorary Worker of the Education Sphere of the Russian Federation Professor, Dr. Sci. (Law) [email protected] 9, Sadovaya-Kudrinskaya street, Moscow, Russia, 125993 Applied cratology and the political process through the prism of the scientific heritage of E. I. Kozlova Abstract. The will of the multinational people of Russia is the basis of the political process of a modern state. The values enshrined in the Constitution of the Russian Federation are a guideline for the political process, legal

© Комарова В. В., 2023

3 4 ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА - т^^ЕСТНИК

34 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА M^^SSfSSSS^

ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета

consolidation of goals and objectives facing the state and civil society; the basis for specific legal regulation and act as a criterion for balancing various interests. The article analyzes the creative heritage of Professor E. I. Kozlova in terms of her study of fundamental issues of the theory of democracy and various forms of its manifestation and mechanisms of implementation. Over the course of many years of her creative life, Ekaterina Ivanovna Kozlova has studied the evolution of the conceptual foundations of democracy in the Russian Federation, the quintessence of which is the will of the people. In light of the constitutional amendments of 2020 and the digitalization of state and public life, ideas, fears and judgments about the significance of the will of the people of the classics of state (constitutional) law take on a new meaning. The institutionalization of the political process and its legal concept is the basis of the modern theory of practical cratology. The author's vision of the constitutional design of the foundations, tasks and subjects of the political process is proposed. Keywords: Constitution, political process, will of the people, constitutional design of the political process, democracy, trust of society and the state, interaction, goal-setting of the political process.

Введение

Лейтмотив научного наследия Екатерины Ивановны Козловой — конституционно-правовые категории «воля народа» и властеотношения1. Высказанные ею десятилетия назад понимание, структура, значимость воли народа в государственной и общественной жизни, несмотря на пройденное время актуальны и злободневны в современной политико-правовой действительности.

Конституционные поправки 2020 г задали направление, которое, по твердому убеждению автора, послужило новым витком актуализации вопроса правового оформления новых форм политического процесса, механизмов формирования, выявления и защиты воли народа, использования достижений науки и техники в ее выявлении и реализации, направлений ее применения.

Некоторые аспекты конституционных основ политического процесса

Политический процесс современной России как никогда требует институционали-зации, оформления правового статуса его субъектов. Многонациональный народ России, его воля и способы ее выявления, формы участия в политическом про-

1 Козлова Е. И. Воля советского народа // Советское государство и право. 1972. № 9. С. 19—25 ; Она же. Городской совет депутатов трудящихся : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953 ; Она же. Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973 ; Она же. Избранные труды : сборник статей, лекций, тезисов / сост., вступ. ст. В. В. Комаровой. М. : Проспект, 2017.

в

ЕСТНИК Комарова В. В.

цессе требуют не только формального, логичного с точки зрения целеполагания оформления, но и, что на взгляд автора гораздо более важно, механизмов ее реализации и контроля за результативностью.

Цифровизация общественной и государственной жизни, включающая в себя и цифровые формы реализации конституционной дефиниции демократизма и прямого народовластия, формы взаимодействия институтов гражданского общества, граждан и органов публичной власти, их должностных лиц, несет и определенные риски, способные нивелировать законные ожидания и имеющиеся положительные результаты реализации государственной политики цифровизации.

Предвосхитить реализацию негативных последствий и заранее обозначить возможные риски — актуальнейшая задача современной науки конституционного права, и не только: кратология в современных условиях как никогда должна основываться на конституционных основах политического процесса. Обозначенная проблема требует комплексного решения с привлечением не только государ-ствоведов, юристов, но и разработчиков цифровых платформ и используемых программ, представителей технической науки, а также политологов, социологов и психологов. Традиционно экономисты, маркетологи и специалисты управленческого процесса присутствуют по умолчанию, поскольку только комплексный подход способен решить поставленную задачу.

Все это требуется для реализации конституционно закрепленных в процессе конституционной реформы 2020 г. ответов на современные вызовы — направлений, заданных разработчиками в Законе о поправке в Конституцию и поддержанных на общероссийском голосовании, — новой, сложносоставной формы народовластия. Общероссийское голосование, его правовая природа — ответ на современные вызовы, своевременная реакция главы Российского государства2 и новая форма политического процесса.

Екатерина Ивановна Козлова в автореферате своей диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук совершенно справедливо отмечала: «Политическая воля народа имеет различные формы объективизации, выступает на разных уровнях своей организации»3. И сегодня остаются актуальными и справедливыми выводы Екатерины Ивановны о том, что «воля народа может в полной мере выполнить свою социальную функцию как активная, деятельная сторона общественного сознания, как источник и побудитель социальной актив-

ности только в том случае, если в ней правильно отражаются общенародные, классовые интересы и цели, а также пути, ведущие к их достижению»4.

mtj

4 то

пр

Сегодня общенародные интересы и цели как основа политического процесса, а т а также пути, ведущие к их достижению, в базовой части закреплены конституционно, что, по нашему мнению, составляет ядро конституционного дизайна

политического процесса. ч.

у к

2 Комарова В. В. Теоретико-правовые аспекты общероссийского голосования по вопросу ц ° одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации // Реализация новелл Кон- о ш ституции России: вызовы и образ будущего : колл. монография / под общ. ред. В. В. Ко- н о маровой. М., 2021. С. 135—154.

3 Козлова Е. И. Советы депутатов трудящихся органы выражения воли народа. С. 8. о|

4 Козлова Е. И. Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа. С. 9. права

>

36 ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА - ^Т^ЕСТНИК

36 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА £3

ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета

Новые задачи политического процесса — доверие общества и государства, единая система публичной власти и взаимодействие, целеполагание, закрепленное в 132-й статье Конституции. Доверие к власти издавна рассматривалось как источник ее легитимности и авторитета, а первой ступенью доверия к власти, по нашему мнению, является доверие внутри системы между ее элементами. Именно этот аспект был конституционно закреплен до конституционных поправок 2020 г. Однако задолго до конституционной реформы, закрепившей широкие пределы доверия, Екатерина Ивановна Козлова исследовала доверие сквозь призму особенностей советской представительной системы: наравне с работой депутатов при сохранении служебной производственной деятельности, необходимостью отчетов депутатов перед избирателями, она называла институт отзыва депутатов, не оправдавших доверия, и наказы5, т.е. Е. И. Козлова изначально понятие «доверие» считала шире конституционного аспекта, включая в этот процесс волю народа, избирателей.

И сегодня, когда проблема доверия поднята на государственном уровне, обозначенные в трудах Екатерины Ивановны аспекты актуальны. Основа политического процесса, направленного на выполнение конституционных ценностей, целей и приоритетов — воля народа. Именно она лежала в основе разработки, обсуждения и принятия Закона о поправках в Конституцию Российской Федерации 2020 г. Помимо направлений развития государства и общества, актуальнейших задач, поставленных перед органами, входящими в единую систему публичной власти, конституционный законодатель закрепил и некоторые способы и механизмы их достижения, используемые и в политическом процессе. На конституционном уровне мы видим закрепленные: взаимодействие как способ достижения поставленной цели; доверие как условие и способ достижения; конституционно закрепленное разнообразие видов солидарности (экономической, политической и социальной солидарности — ст. 75.1).

Вспомним точку зрения Е. И. Козловой о том, что процесс формирования воли народа — это сложный результат взаимодействия социальных слоев общества6. По нашему мнению, политическая солидарность — один из способов взаимодействия различных групп и слоев нашего современного общества, выявление воли народа и разработка оптимальных моделей достижения общих целей и задач; использование различных способов, форм (в том числе прямой демократии) и методов для формирования государственной политики и принятия особо важных решений по регулированию государственной и общественной жизни страны.

Таким образом, один из главных субъектов политического процесса — наш многонациональный народ, жители субъектов Федерации, муниципальных

5 Козлова Е. И. Эволюция концептуальных основ народовластия в РФ // Народовластие и права человека : материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом — филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19—22 октября 2012 г. М. : РАП, 2012. С. 51—55.

6 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве // Представительные органы государственной власти в СССР : учебное пособие. М., 1974. С. 11.

в

ЕСТНИК Комарова В. В.

образований — получили конституционно новый способ — политическую солидарность.

Динамика политического процесса

в нормативно-правовом измерении федерального уровня

Широкий круг субъектов политического процесса в России, благодаря конституционной реформе 2020 г., увеличился на обширную группу — институты гражданского общества, ставшие одновременно гарантийным элементом (согласно нормам Конституции нашей страны, Правительство России обязано обеспечивать участие институтов гражданского общества в выработке и проведении государственной политики).

Каждый из субъектов политического процесса имеет свой правовой статус и правовые, организационные и иные возможности достижения поставленной цели, тем не менее все они объединены несколькими целями и задачами, на взгляд автора, очевидными и актуальными после конституционной реформы. Одна из этих первостепенных задач —институционализация в качестве базового субъекта политического процесса многонационального народа России, жителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, институтов гражданского общества. Эта институционализация должна учитывать новый предмет ведения Российской Федерации — обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.

Зоной особого риска конституционно закрепленного доверия сегодня можно назвать волеизъявление народа и реализацию правового статуса человека в политической, социально-экономической сферах посредством использования

возможностей цифровой среды и корреспондирующие обязанности государства, публичной власти и институтов гражданского общества по обеспечению безопасных способов в обозначенных рамках, и прежде всего в политическом процессе.

На вопрос о субъекте — носителе политического правового статуса в цифровой среде — с уверенностью можно дать ответ: человек, а не его цифровая оболочка. Термин «цифровой статус личности» производен от традиционного консти-

Очевидна необходимость наличия установленных государством рамок,

mg

туционного статуса, структура цифрового статуса личности может основываться на классическом подходе: права и обязанности, реализуемые в цифровой среде, регулирование которых основывается на конституционных принципах и обеспечивается системой конституционных гарантий.

В рамках конституционного права с увеличением форм участия народа в ср

осуществлении власти, реализации конституционных прав в цифровой среде, целесообразно дополнить группу гарантийных прав. Так, например, право на доступ и использование электронных устройств, коммуникационных сетей — это цо

гарантийное право, основа для многих отраслевых прав, как и право человека на создание своей цифровой оболочки в виде различных цифровых профилей, личных кабинетов в социальных сетях и других интернет-порталах.

г ^

о i

позволяющих не нарушать права человека в цифровой среде, в процессе права

>

38 ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА - ^Т^ЕСТНИК

38 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА £3

ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета

функционирования искусственного интеллекта, где основа — конституционно закрепленные ценности и конституционные принципы правового статуса человека, а также демократизм российской государственности и принцип единства правового пространства.

При очевидном видоизменении власти и форм ее деятельности, отметим отсутствие в кратологии единого подхода к наполнению базового термина «политический процесс», отсюда и фрагментарное его использование в действующем законодательстве на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Между тем, по мнению автора, отсутствие четкости в определении политического процесса, его организационно-правовой составляющей (наравне с иными аспектами), негативно влияет на слаженность действия разнообразных и разноуровневых субъектов, институционализацию их правового статуса и формы взаимодействия. Согласимся с А. С. Автономовым: «...определение категорий имеет огромное значение для любой науки, поскольку именно с их помощью осуществляется процесс познания законов существования и развития конкретной действительности»7.

На уровне нормативного регулирования нет закрепления термина «политический процесс», есть регулирование отдельных процедур, статуса основных субъектов, результата и его правовых последствий, юридической силы.

В федеральной Конституции упоминается видовое многообразие результатов политического процесса — политики:

— по территории — внутренняя и внешняя;

— по сфере деятельности — в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ценовая политика; финансовая, кредитная и денежная политика;

— по субъекту — молодежная политика и др.

Конституционно была закреплена задача политики Российской Федерации как социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В результате конституционной реформы 2020 г. впервые использовался новый способ установления целеполагания для политического процесса, развития государства и общества — установление приоритета двумя методами — прямым и косвенным8. Прямо закреплен важнейший приоритет государственной политики России — дети, а косвенно — приоритет семейного воспитания, приоритетные направления социально-экономического развития государства; установлены единство и социальная ориентированность государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, охраны окружающей среды, а также обязанность Правительства обеспечивать проведение соответствующих направлений в Российской Федерации.

7 Автономов А. С. Системность категорий конституционного права : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 78.

8 Комарова В. В. Конституционные приоритеты: теоретическое наполнение и модели реализации // Журнал Конституционного правосудия. 2023. № 4. С. 33—37.

в

ЕСТНИК Комарова В. В.

Новый конституционный термин «приоритеты», наравне с расширившимся набором конституционных ценностей, призван закрепить целеполагание политической деятельности всех субъектов политического процесса.

Конституционный дизайн политического процесса включает также его субъектный состав (на федеральном конституционном уровне — сквозь призму полномочий органов и должностных лиц в сфере формирования (разработки), утверждения (принятия), реализации и контроля исполнения того или иного вида политики); некоторые механизмы и способы реализации политики. К таковым можно отнести:

1) полномочия главы нашего государства, расширившиеся в процессе конституционной реформы. Прямо закрепленные обязанности Президента России в п. 2 ст. 80 Конституции России поддерживать гражданский мир и согласие в стране, принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, по мнению автора, является косвенной задачей представительной власти, призванной обеспечивать законодательными механизмами реализацию конституционных новелл. Отметим изменяющуюся функциональную направленность парламента в динамично реформирующейся действительности, прежде всего под влиянием вызовов многополярности и необходимости адекватной реакции субъектов политического процесса, к которым, безусловно, относятся органы власти, в основном федерального уровня. К сожалению, отраслевой законодатель в части закрепления новых функций парламента недостаточно активен. Помимо традиционных функций представительства и законотворчества, на конституционном уровне закреплена и усиливается контрольная функция. На взгляд автора, этого явно недостаточно. Актуальной, отвечающей на современные вызовы глобализации (зачастую посягающей на национальный суверенитет), современной и перспективной остановится функция парламентской дипломатии.

Конституционное отражение возможностей внутренней и внешней политики нашей страны, как равноправного субъекта международных отношений, на функционирование многополярного мира и формирование его политики заключается: — в закреплении государственной политики (внутренней и внешней, процесса

т0

ее формирования и реализации);

многоконфессиональности, получившей в процессе конституционной реформы

дополнительные гарантии реализации; а т

участии в международных организациях, и получившем дополнительное °с

оформление на конституционном уровне подтверждении правопреемства, ср

подтверждении правопродолжателя нашей страной в отношении членства т .

Союза ССР в международных организациях, их органах, участия в между- т а

народных договорах; ц° мягкой дипломатии: парламентской дипломатии, общественной дипломатии —

участии институтов гражданского общества в международных общественных 1°

объединениях. Международный диалог международных организаций и инсти- §а

тутов гражданского общества позволяет посредством взаимодействия выра- ° —

батывать общие позиции в условиях глобальных трансформаций. п рава

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

40 ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА - ^Т^ЕСТНИК

40 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА £3

ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета

Последнее чрезвычайно важно в многополярном мире, зачастую проявляющем в отношении нашей страны недружественную, агрессивную политику. Поэтому, на наш взгляд, участие институтов гражданского общества в формировании многополярного мира и в выработке единой политики как одной из задач национального политического процесса сегодня, с включением гражданского общества в конституционный текст, актуализировалось и получило новое направление деятельности и гарантии;

2) второстепенную роль Правительства нашей страны в политическом процессе — роль субъекта, реализующего принятые решения. Примером может быть новая его обязанность обеспечивать участие институтов гражданского общества в выработке и проведении государственной политики;

3) форму политического процесса, которую, на наш взгляд, можно назвать конституционно закрепленной политической солидарностью, требующей нормативного закрепления не только понятия, но и ее механизмов, форм, процедур;

4) единственный конституционный государственный орган — Государственный Совет, формируемый главой государства9. Это значимый субъект политического процесса, формируемый в целях «...определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

Политический процесс и его элементы в законодательстве субъектов Российской Федерации

В конституциях и уставах субъектов РФ политический процесс редко, но упоминается, в отличие от федерального уровня. Так, в Уставе Псковской области закрепляется управление политическими процессами как цель взаимодействия Областного Собрания и Администрации области и способ достижения интересов населения территории10; Правительство Республики Башкортостан, согласно Конституции Республики, осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Башкортостан и управляет процессами экономического и социального развития Республики Башкортостан в русле единой социально ориентированной федеральной политики11.

9 Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 50 (ч. III). Ст. 8039.

10 Областное Собрание и Администрация области взаимодействуют в установленных федеральным законом, настоящим Уставом и законом области формах в целях устойчивого развития территории, эффективного управления экономическими, социальными и общественно-политическими процессами в области и в интересах ее населения (Устав Псковской области от 08.11.2005 № 6-У «О поправках в Устав Псковской области» (принят Псковским областным Собранием депутатов 27.10.2005). Ст. 54 // Псковская правда. 15.11.2005. № 231).

11 Участвует в проведении единой федеральной политики в области финансов; в проведении единой социально ориентированной федеральной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепле-

в

ЕСТНИК Комарова В. В.

университета Прикладная кратология и политический процесс

имени o.e. кугафина(мгюА) сквозь призму научного наследия Е. И. Козловой

Сегодня лидирующий субъект политического процесса — государство и его органы. Это оправдано, однако не исключает возможности и необходимости усиления механизмов реализации 3-й статьи Конституции нашей страны.

В отличие от федерального уровня конституционного закрепления, основные законы субъектов Российской Федерации (конституции республик и уставы краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения) очень редко и фрагментарно, но используют элементы институционализа-ции основного, с точки зрения конституции, субъекта политического процесса — многонационального народа России, источника власти и носителя суверенитета.

Происходит это посредством закрепления форм непосредственного народовластия, а также обозначения политического процесса как сферы действия граждан.

Так, например, граждане в Республике Татарстан, согласно Конституции Республики, имеют право участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей12. Устав Вологодской области закрепляет основы политической деятельности населения, его статья «Общественная и политическая деятельность населения» устанавливает общие ее принципы: «Общественная, в том числе политическая, деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия»13.

В Конституции Чеченской Республики закреплены политическая деятельность как сфера Съезда народа Чеченской Республики и опосредованное право граждан: «Граждане имеют право участвовать через своих представителей (делегатов) в Съезде народа Чеченской Республики, являющемся постоянно действующим органом народного представительства, призванным рассматривать вопросы, затрагивающие интересы народа Чеченской Республики в социальной, экономической, политической и культурной сферах деятельности, а также иные вопросы, связанные с национальными и историческими особенностями Чеченской Республики»14.

Выводы ч

гп

РП

В заключение отметим: научное наследие наших учителей — основа современ- е р

ной науки. Прикладная кратология в современной России имеет очевидные перспективы развития в силу имеющихся новых конституционно закрепленных задач

лп оп !□

ния и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области п р охраны окружающей среды (Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (ред. от 01.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). Ст. 96 // Республика

Башкортостан. 06.12.2002. № 236-237 (25216-25217). ц^ Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 26.01.2023). Ст. 45.

Устав Вологодской области от 18.10.2001 № 716-ОЗ (принят постановлением ЗС Воло- н о

годской области от 03.10.2001 № 481) (ред. от 03.04.2023). Ст. 21. оа

Конституция Чеченской Республики (принята на референдуме 23.03.2003) (ред. от о |

10.02.2023). Ст. 29. права

>

12

13

14

4 2 профессор е. а. Козлова - ^Т^ЕСТНИК

42 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА £3

ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета

и глобальных вызовов. Задача политического процесса как основы прикладной кратологии, по мнению автора, как минимум трехуровневая:

— первая задача — работа над осознанием и формированием национальных интересов, перспективных задач развития государственности страны и гражданского общества (а не сиюминутных требований);

— вторая задача — на основании максимального количества выявленных мнений и интересов, а в идеале — всех представителей различных слоев общества, групп, территорий, выработать и закрепить общее направление развития государства и общества, форм и методов их достижения. В тексте Конституции направления развития нашего государства и общества отражены в виде конституционных основ, для реализации которых сформулированы и закреплены цели и задачи, ценности, приоритеты — основа для формализации различных конституционно упомянутых политик, конституционных политических процессов (по нашему мнению, это законодательный и избирательный процессы, процесс видоизменения и защиты Конституции страны, конституционализма), основ правового статуса субъектов политического процесса (властных и не обладающих публичной властью);

3) третья из основных задач политического процесса — реализация и контроль реализации государством и обществом в соответствии с конституционно заданными векторами.

Политический процесс, на наш взгляд, включает способы, посредством которых формируется, обобщается и систематизируется, провозглашается, определенным образом закрепляется содержание обобщенного, концентрированного выражения воли народа в тех сферах, которые затрагивают его коренные интересы, основные цели и избранные направления развития государства и общества; правовой статус и формы взаимодействия субъектов политической системы с целью реализации конституционно заданных векторов.

Подчеркнем непреложную значимость конституционных норм: «Действие Конституции не ограничивается только регулированием, оно шире и включает иные формы воздействия на общественные отношения: информативное, ценностно-ориентационное...»15. Яркий пример практической реализации разделяемого тезиса Б. С. Эбзееева — политический процесс и влияние на него воли народа: как посредством прямого волеизъявления, так и опосредованно, на всех трех предложенных этапах.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Автономов А. С. Системность категорий конституционного права : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1999. — 361 с.

2. Козлова Е. И. Воля советского народа // Советское государство и право. — 1972. — № 9. — С. 19—25.

3. Козлова Е. И. Городской совет депутатов трудящихся : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1953. — 20 с.

15 Эбзеев Б. С. Философия российского конституционализма: очерки. М. : Проспект, 2023. С. 423.

™^ЕСТНИК

в Я университета

/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

43

4. Козлова Е. И. Избранные труды : сборник статей, лекций, тезисов / сост., вступ. ст. В. В. Комаровой. — М. : Проспект, 2017. — 304 с.

5. Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве // Представительные органы государственной власти в СССР : учебное пособие. — М., 1974. — 81 с.

6. Козлова Е. И. Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1973. — 34 с.

7. Козлова Е. И. Эволюция концептуальных основ народовластия в РФ // Народовластие и права человека : материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом — филиалом Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19—22 октября 2012 г. — М. : РАП, 2012. — С. 51—55.

8. Комарова В. В. Конституционные приоритеты: теоретическое наполнение и модели реализации // Журнал конституционного правосудия. — 2023. — № 4. — С. 33—37.

9. Комарова В. В. Теоретико-правовые аспекты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации // Реализация новелл Конституции России: вызовы и образ будущего : колл. монография / под общ. ред. В. В. Комаровой. — М., 2021. — С. 135—154.

10. Эбзеев Б. С. Философия российского конституционализма : очерки. — М. : Проспект, 2023. —496 с.

ч

40

ч>

о i

права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.