Научная статья на тему 'ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА'

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тульчинский Г.Л.

В работе рассматривается опыт преподавания тематики, связанной с прикладной этикой. Речь идет о бакалаврских и магистерских программах по направлениям: административно-государственное управление, искусства и гуманитарные науки. Опыт показывает, что в самых разных образовательных треках ключевую роль играют тематика комплексной гуманитарной экспертизы как разработки проектов, процесса реализации и результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ETHICS AS A DISTRIBUTED DISCIPLINE

The paper considers the experience of teaching topics related to applied ethics. We are talking about bachelor's and master's programs in the areas of public administration, arts and humanities. Experience shows that in a variety of educational tracks, the subject matter of comprehensive humanitarian expertise related the development of projects, the progress of their implementation and results play a key role.

Текст научной работы на тему «ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА»

Г.Л. Тульчинский

УДК 17, 378

Прикладная этика как распределенная дисциплина*

Аннотация. В работе рассматривается опыт преподавания тематики, связанной с прикладной этикой. Речь идет о бакалаврских и магистерских программах по направлениям: административно-государственное управление, искусства и гуманитарные науки. Опыт показывает, что в самых разных образовательных треках ключевую роль играют тематика комплексной гуманитарной экспертизы как разработки проектов, процесса реализации и результатов.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, образование, прикладная этика, социальный аудит.

Этос конкретных видов деятельности является важнейшей частью освоения как конкретных профессий, социальных ролей, так и социализации в целом. Поэтому необходимой составляющей любой профессиональной подготовки выступает позиционирование специалиста в профессиональной среде, способность к ответственному позиционированию самой профессии в современном обществе. Однако в качестве отдельной самостоятельной дисциплины прикладная этика фигурирует в образовательных программах крайне редко. Поэтому в данной работе хотелось поделиться личным опытом «распределенного» преподавания тематики прикладной этики.

Речь идет о двух образовательных площадках для бакалавров и магистрантов - НИУ «Высшая школа экономики» и Санкт-Петербургского государственного университета.

Так, для всего петербургского кампуса НИУ ВШЭ уже на протяжении нескольких лет в формате межпрограммного майнора для бакалавров второго года обучения читается курс «Бизнес-стратегии и корпоративные коммуникации». Для магистрантов - межкампусный курс НИУ ВШЭ «Публичная коммуникация: организация и оценка эффективности». В этих курсах на материале конкретных кейсов и ситуаций, взятых из реального практического опыта разного уровня, детально рассматриваются проблемы этики корпоративной культуры, проявляющейся в коммуникации при подборе и расстановке ра-

* Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 22-18-00591 «Прагма-семантика как интерфейс и операциональная система смыслообразова-ния».

ботников, создании команды, формировании и реализации стиля руководства, стимулирования, учета и развития мотивации сотрудников, расставания с уходящими из коллектива работниками, поведения в кризисных и скандальных ситуациях - как в коллективе, так и во внешней среде организации. Не менее важна прикладная этика и в контексте формирования и продвижения товарных, корпоративных и персональных брендов как обещания представителям целевой аудитории реализации ожидаемых переживаний. На конкретных примерах из бизнеса, публичной политики показывается отличие полноценных РР от пропаганды, когда неполная информация и даже отсутствие её оказывается лучше информации ложной, поспешной и непроверенной. Специальное внимание уделяется такой практически значимой, этической проблеме, как фейки, их порождение, трансляция и последствия.

Еще более специализированно выстраивается рассмотрение этических проблем в курсах «РР и брендинг в культурных индустри-ях», «Организация и экономика в сфере культуры», которые читаются на факультете свободных искусств и наук в СПбГУ. Оба курса строятся на особенности сферы культуры (культурных индустрий) как публичной и социально-значимой сферы деятельности, в которой тематика прикладной этики на сводится к корпоративной культуре, выстраиванию этоса корпоративных коммуникаций, поведения и взаимоотношений руководителя и подчиненных, между работниками и работы с клиентами. Результатом кино-видео-процесса, театральной и музыкальной жизни, музейного, галерейного и библиотечного дела, организации отдыха и развлечений, конкурсов, фестивалей и праздников, поддержки любительства является оказание специфических услуг - создание условий для саморазвития личности, расширения его опыта, переживаний и со-переживаний. В этом контексте вопросы прикладной этики и морали обретают нетривиальный масштаб и множество измерений: от реализации государственной культурной политики до самоорганизации культурной жизни и самоопределения личности и ее культурной идентичности.

В этой связи нельзя не упомянуть курс «Территориальный брендинг» в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург для магистрантов образовательной программы «Городское развитие и управление». Дело в том, что в региональном брендинге прикладная этика играет особую роль - в силу специфики этой технологии. В отличие от товарного, корпоративного, персонального бренда, у регионального - нет и не может быть единственного собственника, не только региональной администрации без участия бизнеса, но и бизнеса без участия власти и общественности не может быть. Полноценный региональный

бренд может быть только продуктом межсекторного партнерства при координирующей роли администрации и активном участии населения и трудовых коллективов. В конечном счете региональный брендинг -эффективная технология консолидации власти, бизнеса и общества, формирования региональной идентичности, что предполагает интерактивные методы разработки и продвижения бренда региона. Обеспечение такой конструктивной интерактивности - поиска, отбора, символизации общих ценностей, их воплощение в мифодизайне региона - задача прикладной этики регионального масштаба.

Нетривиальное значение тематика прикладной этики обретает в курсе «Философия поступка: самоопределение и позиционирование личности в современном обществе», также читаемом в СПбГУ в формате поискового семинара, каждый раз корректируя его содержание в контексте проблем, важных для его участников. В рамках этого курса, с одной стороны, находят обобщение проблемы соотношения свободы и ответственности в процессе формирования самосознания, личностного самоопределения. А с другой, при обсуждении тематики курса с неизбежностью, возникают сюжеты, связанные с особенностями современного образа жизни, пронизанного коммуникативными технологиями в цифровых форматах, определяющих реализацию деловой активности, творчество, политическую жизнь, образование, науку, личную жизнь. Это выводит на первый план не только проблему вменяемого актора поступка в условиях цифрови-зации, требования к личности в цифровом социуме, но и трансформацию личности из пользователя технологическими опциями - в опцию этих технологий, возникновение сетевой и экзистенциальной ренты, когда человек самим своим существованием в обществе массового потребления в его цифровом изводе становится поставщиком Больших Данных, открывающих как невиданные возможности контроля и манипулирования, так и монетизируемых владельцами платформ и экосистем.

Современные коммуникативные технологии породили не только невиданные ранее масштабы, скорости обмена и доступности информации. Они радикально изменили содержание коммуникации [6]. Если ранее медиа транслировали преимущественно близкие нормативным социальные значения, которые трансформировались реципиентами в их личностные смыслы, то новые технологии позволили перейти к непосредственной презентации личностных смыслов: эмоционально окрашенных оценок и переживаний. Что породило существенный дисбаланс между правами человека, свободой слова и -ответственностью. Бизнес, политика, индустрия развлечений, наука дают множество реальных примеров, когда презентация личного

мнения, оценки, эмоции (отнюдь не всегда ради хайпа, буллинга и мобинга) оборачивалась серьезной угрозой репутации, здоровью, имуществу, а то и жизни.

У этой проблемы два решения, причем оба имеют явно выраженное практическое этическое значение. Первое - связано с усилением контроля, колоссальные возможности которого открывают цифровые технологии, что, конечно же, требует тщательного и глубокого этического осмысления, конкретно-проработанных формализованных ценностно-регулятивных систем коммуникации, привязанных к конкретным социально-культурным практикам, исключая, по возможности, их наложение друг на друга, порождающее иногда не только этические, но и правовые коллизии.

Второе решение - этическая саморегуляция. Прежде всего, это бурно плодящиеся в последнее время этические кодексы разработчиков, владельцев, пользователей... И, конечно же, все более остро проявляющийся запрос на персональное этическое самоопределение, запрос на парресию - ответственность не только за публично сказанное, но и за сам факт взятия слова. Или - за молчание. И такая этика не менее конкретна и зависима от практических контекстов и социально-культурных практик, чем разработка ценностно-регулятивных систем и кодексов.

Так или иначе, но в обоих случаях возникает запрос на гуманитарную экспертизу разработки технологий, хода их реализации и -последствий реализации. Именно этому, собственно, посвящен курс «Социальный аудит и гуманитарная экспертиза», читавшийся ранее бакалаврам, а теперь - магистрантам в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

Курс посвящен теории и практике социального аудита (общественных слушаний, отчетов по корпоративной социальной ответственности) [3, 4, 5, 7] и гуманитарной экспертизы [1, 2]. Он знакомит слушателей с узловыми проблемами реализации экспертного знания, включая экспертное исследование, а также соответствующие способы решения этих проблем. К ним относятся, прежде всего, теоретические основы (понятия объекта, предмета гуманитарной экспертизы, проблема специальных знаний участников такой экспертизы - междисциплинарной и комплексной по своей природе), методологические проблемы (структура экспертного исследования, применяемые методы), организационно-правовые вопросы (назначение экспертизы, выбор экспертов, статус эксперта, требования к эксперту, его права и обязанности, форма заключения экспертизы и т.п.) и, конечно же, этические принципы производства гуманитарной экспертизы.

В преподавании дисциплины по данной программе используются различные образовательные технологии: лекции, в том числе с использованием технических средств; активные и интерактивные формы проведения занятий - семинары, дискуссии, рассмотрение кейсов (включая региональные и отраслевые проекты и программы, подзаконные и нормативные акты), разбор ситуаций; самостоятельная работа, поиск необходимых материалов, изучение предлагаемых электронных материалов, рекомендуемой литературы, подготовка докладов и сообщений, подготовка и написание эссе; самостоятельный поиск студентами информации в сети Интернет. По возможности проводятся мастер-классы отечественных и зарубежных экспертов и специалистов. Занятия проводятся в смешанной лекционно-семинар-ской форме и включают различные формы интерактивной работы в аудитории, в т.ч. дискуссии, доклады, работу в малых группах, коллоквиумы, творческие задания и др. Общий объем интерактивных форм учебных занятий составляет не менее 70%аудиторной работы.

Даже такой беглый обзор приведенных курсов показывает распределенную представленность тематики прикладной этики в приложении к конкретным сферам профессиональной деятельности. И эта тематика оказывается не менее важной для подготовки профессионала, чем знания и умения владения конкретными технологиями.

Список литературы

1. Бакштановский В.И. Гуманитарная экспертиза. Тюмень,

1990.

2. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. М.: Смысл, 2008.

3. Общественная экспертиза и общественный контроль. Методическое пособие. Ленингр.обл.: Комитет по печати и связям с общественностью. 2012.

4. Социальный аудит. М.: АТИСО, 2008.

5. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. М.: Юрайт, 2014.

6. Тульчинский Г.Л. Прагмасемантика цифровых коммуникаций: смысловые картины мира, ценностно-регулятивные системы и ответственность. // Государство и граждане в электронной среде. Вып. 6. СПб.: ИТМО, 2022.

7. Общественная экспертиза. Технология независимого анализа социальных проблем. СПб.: ЦРНО, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.