Научная статья на тему 'Прикладная адаптационная функция физического воспитания в контексте филогенеза'

Прикладная адаптационная функция физического воспитания в контексте филогенеза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ИСТОРИЯ СПОРТА / СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ГИПОДИНАМИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕГРАДАЦИИ / МАССОВАЯ СПОРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязева Е. Д., Петрова Г. С.

Рассматривается организация прикладной функции физического воспитания в историческом и этнофилогенетическом аспектах, а также гиподинамия как социальная проблема современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладная адаптационная функция физического воспитания в контексте филогенеза»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.172

Е.Д. Грязева, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, декан ф-та ФКСиТ,

(4872) 35-54-79, FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

Г.С. Петрова, канд. мед. наук, доц., (4872) 35-54-79, FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРИКЛАДНАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОГЕНЕЗА

Рассматривается организация прикладной функции физического воспитания в историческом и этнофилогенетическом аспектах, а также гиподинамия как социальная проблема современности.

Ключевые слова: история физическою воспитания, история спорта, социальная антропология, гиподинамия, физическая деградации, массовая спортизация

Физическое воспитание - педагогический процесс, целю которого является повышение уровня физической культуры (ФК). Физическое воспитание (ФВ) как специфическая форма общественной деятельности обособленна от физического труда возникла около 8 тыс. лет назад в рамках усложнения социальной организации человеческого общества. Обособление физического воспитания как специфического вида общественно значимой деятельности, как представляется, должно быть неразрывно связано с так называемым «третьим разделением» труда, когда из среды ремесленников и крестьян «ремесленных и земледельческих общин» выделяется социальная прослойка людей, не занята в производстве материальных

благ, но занимающаяся их пееераспределением, - сословие торговцев. Организация товарообмена в до государственную эпоху существования общества была неразрывно связана как с обеспечением сохранности товара от разного рода возможных нападений, так и с поддержанием общественного правопорядка в основе которого лежали религиозные нормы и правовые обычаи. Таким образом, представители торгового сословия объективно были вынуждены брать на себя выполнение госудалственно-административных и военно-полицейских функций в системе общественных отношений. Это, в свою очередь, требовало от них обладания специфическими навыками рукопашного боя, повышенной выноссивости, умения применяь различные виды вooрyжeния, которые в своей совокупности могли быть выработаны у каждого индивидуума только в результате целенаправленных тренировок, т.е. в рамках физического воспитания. Следовательно, мы вполне определенно можем говорить о том, что физическое воспитание как специфический вид общественно значимой деятельности формируется параллельно с возникновением у конкретного этноса или в рамках региональной цивилизации национальной государственности как системы социальных институтов или органов принуждения индивидов к выполнению коллективной религиозно-этической и нравственно правовой воле большинства. А поэтому будет уместным отметить следующее обстояельство: физическое воспитание всегда являось элементом государственного управления общественными отношениями [5].

Наиболее яко это проявилось в период Античности, особенно в Древней Спарте и в Древнем Риме, где каждый гражданин - свободный законно рожденный мужчина - обязан был быть воином, т. е. для приобретения социального статуса «инициации» обязан был пройти соответствующую физическую и военно-прикладную подготовку. Для этого мальчики, достигшие 9-10 лет, изымались государством из семей и направляись для коллективного обучения в «гимнасии», где их развивали физически и интеллектуально. В раннюю стадию Античности, именуемой «военной демократией» или «гомеровской эпохой», идеалом гражданина жлялся мужчина, одновременно развитый физически и умственно, способный как побеждать в спортивных состязаниях, так и понимать смысл матееиально зафиксированных законов. Достаточно сказать, что большинство правителей древнегреческих гoрoдoв-гocyдaтств «Солон и Пиcиcтуат в Афинах, Леонид в Спарте, Одиссей на Итаке, Фалес в Милете» являлись одновременно и законодателями, и победителями античных Олимпийских игр [7].

Физическое воспитание граждан античных городов-государств осуществляось по двум основным направлениям: адаптационное общефизическое развитие и прикладное вoeннo-cпoртивнoe воспитание. Общефизическое развитие осуществляось, как правило, через массовые заняия физкультурой (кроссы, cпoртивнoe плавание), а также посредством коллективно-спортивных игр, ггавным образом игр в ручной мя (прообраз

современного гандбола) ил «барана» (прообраз современного регби, когда вместо мяча исползовался овечий бурдюк, наполненный песком). Военно-спортивное воспитание всегда осуществлялось индивидуально и зависело от социального положения и материального достатка семьи юноши. Сыновья представителей родовой аристократии помимо обязательного для всех обучения владения мечом, метания копья и диска, прыжков в высоту с нагрузкой дополнительно обучались конной выездке, скачкам и паафорс-ной охоте (конному преследованию по пересеченной местности убегающего зверя). Пред став иге л социальных низов специально готовились для службы во флоте, для чего в их физическом воспитании особое место занимало обучение гребле, или в качестве следопытов - разведчиков, специально тренировавшихся бегу на длинные и марафонские дистанции. Общеобязательным компонентом физического воспитания античных воинов являлось формированием у них динамической и статической выносливости, для чего за два года до достижения возраста инициации,т. е. обрядового поевящєни в мужчину-воина, которое осуществлялось в ближайшую осень после 16-летия, каждому юноше жчoвчcт новорожденный теленок, с которым он должен был выполнять физические упражнения. По мере взросления бычка, увеличивалась его масса и, следовательно, нагрузки во время выполнения с ним физически упражнений, посредством чего достигалось постепенное увеличение ттенировочных нагрузок [8].

Подвода итог системе физического воспитания античных воинов, мы можем воссоздать схему их туeнирoвочного процесса как основы их подготовки к предстоящей военной службе, без прохождения которой они не могли приобрести социально-политического статуса гражданина. В подростковом возрасте (9-12 лет) главной задачей физического воспитания являлось гармоничное равитие будущего воина. В отроческий период (1214 лет), исхода из индивидуальных физических данных и субъективных условий социального порядка, целенаправленно воспитывались физические качества и навыки, наиболее необходимые для предстоящей военной деятельности (конница, стрелки, гоплиты-пращники, копейщики-флангисты, пехотинцы, гребцы флота, связисты скороходы). В юношеский период (15-16) лет особый акцент делался на фoлмирoвaниe выносливости к длительным физическим нагрузкам на фоне уже сформированных физических навыков. Таким обраом, к моменту поступления на службу в архэ (вооруженные силы) достигалось поэтапное и гаамоничное физическое равитие организма воина, которое происходило в коллективе и основывалось на подражании в ходе коллективных занятий, а также с учетом индивидуалных особенностей входєпєлсонлльньіх тренировок [7].

Принципиально иную по сравнению с античной модель физического воспитания демонстрируют нам в исторической ретроспективе кочевые народы Юго-Восточной Европы ІІ-ІІІ вв. н.э. (скифы, сарматы, печенеги). Особенностью организации жизнедеятельности этих племен являлось ко-

чевое скотоводство, когда благосостояние рода или семьи напрямую зависело от количества голов скота и размеров пастбищных угоди. Каждый кочевой клан объективно был вынужден защищать свое благосостояние от двуногих и четвероногих хищников, для чего не только мужчины, но и женщины каждой семьи практически круглосуточно должны были наблюдать за стадом и территорией выпаса, дабы предотвратить возможное нападение. Поэтому все здоровые дети в семьях кочевников начиная с 5-6 летнего возраста обучались верховой езде и стрельбе из лука, прием различий между детьми по половому признаку не делалоь. В период отрочества все дети кочевников учились владению арканов и метанию дротиков. В результате физического воспитания подрастающего поколения, связанного со спецификой хозяйственного бытования, кочевые народы представляли собой, по сути, массовые вооруженные ополчения, готовые отстаивать свои стада от любой агрессии. В силу этого обстояельства профессиональных военных у кочевников в процентном отношении к их общему количеству было немного: специальную военную подготовку на предмет владения саблей и копьем пролвдили только лишь старшие сыновья родовой или племенной aчиcтoкрaтии (нукеры), выполнявшие социальную функцию командиров ополченческих отрядов. Таким образом, в отличие от оседлых народов адаптационное физическое воспитание кочевников осуществлялось не в рамках илл в процессе политико-правовой социализации личности (как это было в античном мире), а исключительно в ходе общего воспитания, т.е. трудовых навыков от родителей к детям. Следовательно, применительно к кочевым народам говорить о физическом воспитании в чистом виде как о процессе, не связанном с трудовой дет-тельностью, не приходится. Для них физическое воспитание не являлось формой индивидуальной социализации, а было естественной составной частью оббаза жизни [5].

Евраийска история эпохи Средневековья (V-ХVШ вв.) в вопросе организации физического воспитания представляла собой борьбу двух тенденций его предназначения и мотивации: условно наовем и «западноевропейской» и «аиатско-кочевой». «Западноевропейская» модель физического воспитания предусматривала наичие одобренного верховной государственной властью социально значимой деяельности, направленной на физическое равитие и эмoцрoняьнo-пcрxoлoгичecкyю подготовку представителей подрастающего поколения, для которых предполагаась обязательной государственна служба. Изначаьно физическое воспитание являлось корпоративной прерогативой сословия землевладельцев-феодаов (нобилитета, дворянства, юнкерства), главной соцлаьной функцией которых являось поддержание правопорядка и вооруженное принуждения прочего населения к выполнению законов и уплате итогов. Однако по мере формирования в Европе крупных центраизованных государств (ХШ-ХVI вв.) сложилась объективна потребность в привлечении к госу-

дарственной службе (военной, полицейской, наоговой) представителей иных сословий и социаьных групп, ранее не охваченных системой физического воспитания. Создание массовых атмий и даже поовление общена-ционаьных ополчений, возникновение которых в Западной Европе нела-рывно связано с эпохой наполеоновских войн 1797-1815 гг., повлекло за собой проникновение физического воспитания во все слои общества, что стал предпосылкой возникновения в последней четверти XIX в. физкультурного движения. Превращение остовного дворянского физического воспитания представителей элитатного меньшинства в общенациональное всесословное достояние большинства в Западной Евлопе имело две социально правовые предпосылки: с одной стороны, западноевропейские госудатства для обеспечения своей национальной безопасности нуждались в массовых всесословных вооруженных силах; с другой стороны, привлечение к госудатственной службе практически всего здорового мужского населения влекло за собой стирание социальных барьеров, устранение корпоративных привилегий и формирование юридически однородной массы граждан, имеющих одинаковые пава и обязанности. Таким образом, «западноевр опей ска» модель физического воспитания прошла эволюционный путь от профессиональной подготовки этигы до массового физкультурного движения всею населения страны. При этом следует отметить одно важное обстоятельство: физическое воспитание сначала представителей отдельных социальных групп, а затем всего населения всегда являлось этeмeитoм политики по обеспечению государственной безопасности и национальных интересов. А поэтому средневекова «западноевро-пейска» модель физического воспитания предполагала обязательное наличие контроля и материальной поддержки со стоны верховной власти.

Принципиально по иному происходил процесс эволюции «аиатско-кочевой» модели физического воспитания. В оттите от сттан Западной Европы полукочевые и кочевые народы Ближнего Востока и Востока, Передней и Цeитулльнoй Азии избрал иной путь организации физического воспитания. Поскольку обра жизни и хозяйственной деятельности изна-чаьно предполагал обязательность достижения в процессе социалат^и высоких куитeчиeв физического равития и способность участвовать в военных действия в рамках ополчения, в среде кочевников физическое воспитание как основы подготовки к госудатственной службе стало уделом сначала широкой, а с течением времени постепенно сужающейст со-циаьной группы профессионаьных военных (золотоордынские нукеры, османские янычары, баканские спаги, русско-татарские кааки). В результате этого процесса социаьна баа физического воспитания как элемента государственной внyтуeннeй политики с арабско-тюркским населением стаа постепенно сужаться. Результат не применул скааться: в ходе многовековых войн с Российским госудатством, Польско-Литовским и Австро-Венгерским королевствами одно за одним палл крупнейшие государст-

ва, основанные аиатскими кочевниками (в XVI в. была окончательно подчинена России Золотая Орда и ее территориальные «осколки» - Каанское, Сибирское, Астраханское и Крымское ханство), а в конце XIX - начале XX вв. - Османска импелия турок, последовательно лишившася Египта, захваченного англичанами, Закавкаья, захваченного Россией, балканских колоний [3].

Подводя итог исторической ретроспективе физического воспитания Средневековья можем сделать вывод о том, что государственна политика по расширению его социальной баа стала мощным стимулом равития национального самосознания и социально-политической организации народов Европы. Государственна поттебность в многочисленных кадрах для формирования массовых вооруженных сил предопределила появление равного доступа к государственной службе, что повлекло за собой в последующем стирание социальных, профессиональных барьелов внутри общества. Таким обраом, равенство условий и возможностей для физического равигия индивидуумов стало одой из причин закреплением в странах Западной Европы политическою режима гражданской демократии, когда социальный сштс человека определялся степенью его вовлеченности в государственную службу [1]. Следовательно, к периоду позднего Средневековья физическое воспитание личности стало одним из баовых элементом и источником его социализации: физически неравитый мужчина пи отсутствии у него врожденных болезней фактически лишался одного из важнейших способов социальной мобильности, являющейст государственной службой, доступ к которой во многом зависел от степени развития параметров человеческого организма [2].

Аналогичные тенденции сохранились и Новейшее время, однако следует отметить, что изменился характер источников физического воспитания. С одной стороны, в укаанную эпоху сохраняетст и даже расширяется поттебность в физическом воспитании мужской части населения в контексте повсеместного введения во 2-й половине XIX в. в странах Западной Европы всеобщей воинской повинности (обязанности). В России - комплектование вооруженных сил на основе призыва на действительную военную службу или на пелиодические военные сборы всего здорового населения страны, достигшего возраста 21 года, стало осуществляться с 1874 г. С другой стороны, в то же самое время наблюдается поовление ф из культурно-спортивного движения независимою от вооруженных сил и, следовательно, государственной политики в сфере обороны. Родоначальниками этого процесса в равной степени можно считать представителей как Великобритании, так и Германии: первые из них стали культивировать командно -игровые спортивные игры (футбол, регби, поло), вторые же -индивидуалные спортивные состязания (бег, стрельба). Таким обраом, в Новейшее время впервые прослеживается тенденция самостояельного существования спорта и сопутствующего ему физического воспитания вне

государственных потребностей в подготовленных военных каддах. Вместе с тем нельзя не отметить следующего обстоятельства: в странах Европы и Севелной Америке общественные физкультурно-спортивные союзы (федерации, ферейны и т. д.) рассматривались как рановрдность социального значимого cтрyктурирoвaния общественных отношений наяду с созданием различного рода профсоюзов, студенческих землячеств и религиознопросветительских обществ. Следовательно, в Новейшее время физическое воспитание из области государственного регулирования превращается в сферу общественных интересов [3] .

Максимально пристальное внимание со стороны государства и общества физическое воспитание получило в годы военно-полигического противостояния сначала между фашистской Гелманией и Советским Союзом в период между двумя мировыми войнами, а затем - между странами НАТО и Варшавского договора после Второй мировой войны. В это влемя физическое воспитание принимает явно идеологическую окраску, напрямую взаимосвязанную с официальными дoктуинaми враждующих стран, которая предполагала массовую популяризацию идеи физического здоровья. Во многом благодаря этой идее стало возможно появление в средних школах обязательного физическою воспитания всех без исключения детей, а также пояленде системы внеклассной и внешкольной системы физической подготовки пoдуocткoв и юношества челез систему спортивных обществ. [4].

В послевоенной Европе противостояние сттан НАТО странам Варшавского договора не окаывало столь существенного влияния на постановку физического воспитания, как это было до второй мировой войны. Причин такому положению дел, на наш взгляд, можно выделить как минимум две: массова гибель людей в годы войны и поотление ядерного оружия объективно исключили возможность существование на континенте многомиллионных армий. В этих условиях, а также на фоне роста пацифистских насттоений в обществе и этнического рамывания основных европейских наций за счет выходцев с других континентов тема массового физкультурного движения перестала быть актуальной. Ей на смену пришла идеологическа рдея о противостоянии миров капитализма и социализма на спортивной арене. Выделение спорта в самостоятельную отрасль государственного регулирования объективно повлекло за собой снижение интереса к развитию массового физкультурного движения. Отка политического руководства Российской Феделацрд в период распада СССР от какой-либо вообще государственной идеологии привел к полному упадку физического воспитания в нашей стране.

Еще одну группу факторов объективного снижения общественного интереса к поддержанию удовлетворительного уровня физического равития нации стало изменение характела социально-экономических отношений и появление новых сфер социальной активности. В первую очередь

это относится к появлению новых сфер обществен ого пoтуeблeния: например, появление юнномодифицированных продуктов питания повлекло за собой объективное увеличение массы тела у значительного количества граждан нашей страны. А это, как известно, является одним из факторов увеличения риска развития сердечнососудистых заболеваний. Росту подобной заболеваемости в немалой степени способствует изменение структуры общественного производства, когда сфера перераспределения и потребление товаров и услуг стала превалировать над сферой материального производства, что, в свою очеледь, привело к значительному увеличению рабочих мест с малоподвижными усуовиями труда (торговые работники, управленцы суеднего и низшего звена, экономисты, юристы и т.п.). В итоге человеку для физического выживания в изменившихся социальных условия стало требоваться гораздо меньше физических усилий и навыков по сравнению с периодом двадцатилетней давности. Особо это появилось в молодежной среде, где указанные выше факторы риска дополнились изменением характера социального общения пoдуocткoв: массовое распространения пелсональных компьютеров, средств мультимедиа и Интернета привело к лх самоизоляции от любых коллективных контактов со сверстниками, погружению у виртуальный и интелактивный компьютерный мир, повлекло за собой резкое подавление генетически обусловленной физиологической потребности в физической активности, что, в свою очередь, снижает внутреннюю мотивацию к физическому самосовершенствованию и неизбежно приводит к физической деградации значительной части под-рхтков.

Одновременно в годы перестройки пришло осознание неполноты наших знаний о прошлом. Отечественная историография в области физической культуры, в области истории спорта последнего десттилетия развивалась под знаком возросшего интереса к историко-спортивной и особенно к историко-олимпийской проблематике. Возникла острая пoтуeбнocть осмыслить генезис олимпизма современдых Олимпийских игр, олимпийского движения, осветить весь сложный, противоречивый путь развития этих явлений в XX веке. Чрезвычайно важно ею понять и объяснить. Необходимо в то же время и глубокое понимание того объективного факта, что на переломных этапах истории общества (а мы сейчас переживаем именно такой период) процесс познания всегда рдет сложно и диалектически противоречиво. Процесс познания в таких условия несет в себе и движение впелед и топтание на месте, и даже отход на прежние позиции. И в этой связи актуализируется и резко возрастает регулятивная природа методологических идей. [6].

За последние десть лет неуклонно растет число сердечнососудистых заболеваний среди спортсменов, в том числе и артериальной гипертонии. Поскольку достижение высоких спортивных результатов в настоящее время возможно лишь на пределе человеческих возможностей из-

начально у физически развитых людей, то такое положение дел не может не вызывать тревоги. Выдвигаемые в настоящее время лозунги о всеобщей спортизацрд детей и подростков на фоне существующей в настоощее время гиподинамии могут негативно отразиться на нарушении роста и развития, поскольку спорт истощает функциональные резервы организма, больше всего у нетренированного и развивающегося организма.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения показало, что 75 % школьников 1-8-х классов имеют существенные отклонения в состоянии здоровья. По официальным данным до 75 % учащиеся имеют нарушения осанки, 50 % - близорукость, 40 % - нарушения селдечно-сосудистой системы, 30 % - нервно-психические расстройства. Это значит, что 84 % призывников в вооруженные силы не могут соответствовать элементным ккитериям физической подготовки допризывной молодежи. Этот прогноз вполне реалистичен, ибо основан на анализе состояния здоровья сегодняшней генерации подростков.

Поэтому разработка массовых оздоровительных технологий профилактической направленности в процессе физического воспитания для устранения и профилактики последствий снижения физической активности в современных условиях жизни является одной из самых актуальных потребностей современного общего и профессионального образования, поскольку в современной России системой физического воспитания охвачено от 14 до 16 процентов населения, на что указал в своем послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 г. Президент Д.А. Медведев.

Здоровье как социально-биологическая основа определяется социальной политикой госудааства. Важнейшей задачей социальной политики на современном этапе является создание у всех гуаждан духовной потребности в здоровье как непреходящей ценности, необходимой реализации своего предназначения к продлению здорового труда, гарантии совершенного генофонда нации, основы развития творчества и духовности .

Разработка концепции охраны здоровья здоровых определяетст необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития, обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения, признания роли здоровья как стратегического потенциала и фактора национальной безопасности, ориентации на здоровье как социального свойства личности, придания здоровью полисистемного свойства, включающего развивающегося человека как источника интеллектуальных и трудовых ресуусов нации, формирования культууы здоровья и раскрытие механизмов сохранения и уккепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека.

Библиографический список

1. Баден-Пауэл, Р. Юный разведчик: Руководство по скаутизму [Текст]/ Р. Баден-Пауэл. - Пг., 1918.

2. Голощапов, Б.Р.История физической культуры и спорта в России (1Х - начало ХХв.в.): учеб. пособие [Текст]/ Б.Р. Голощапов. - М., 1992.

3. Голощапов, Б.Р.История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и споота: учеб. пособие [Текст]/ Б.Р. Голощапов. -М., 1995.

4. Кун, Л. Всеобща история физической культуры [Текст]/ Л. Кун. -М.: Радуга, 1982.

5. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ П.Ф. Лесгафт; сост. И.Н. Решетень. - М., 1988.

6. Матвеев, Л.П. Интегративна тенденция в современном культуро-ведении [Текст]/ Л.П. Матвеев //Теория и практика физической культуры: научно-теоретический жууна. - 2003. - № 5. - С. 5-8.

7. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначаьное равитие физического воспитания [Текст]/ Н.И. Пономарев. - М., 1970.

8. Финогенова, Л.А., Мельников Н.Ю: История физической культууы и спорта [Текст]/ Л. А. Финогенова, Н.Ю: Мельников / под.ре д. В.В. Столбова. - М., 2000.

E. Gryazeva, G. Petrova

Applicative adaptational function of physical education in the frame of philogenesis It is considered organization to applied function of the physical education in history and etnofilogenetic aspects and hupodinamic as a modern social problem .

Получено 20.03.2009 г.

УДК 378.147.016:33

М.Э.Калинина, ассист., (4872) 33-57-58, foreign@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ НАУЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Отражается роль преподавателя профильных дисциплин в процессе обучения иностранных учащихся научноо лексике и терминологии и представлены примеры использования текстов-описаний при изучении экономических дисцитян

Ключевые слова: довузовская родготовка, научная лексика, учебный научный текст

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.