Научная статья на тему 'Приказная система в России в XVII в'

Приказная система в России в XVII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11620
897
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА / РОССИЯ / XVII В / MANDATIVE SYSTEM / RUSSIA / XVII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белова Татьяна Анатольевна

Исследуется приказная система в период своего расцвета XVII в. : рассмотрены порядок и время работы, круг компетенций приказов, а также правила оформления приказной документации. Отмечено, что для приказной системы было характерно отсутствие четкого разграничения компетенций отдельных приказов. Сделан вывод, что к концу XVII в. назрела необходимость в реформировании приказной системы, вызванном реалиями Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mandative System in Russia in the XVII century

By the moment of coming to power of Peter I and in the first years of his reign in Russia functions mandative system. Orders emerged in the XVI century. In orders has developed a special control system: the majority of the cases considered by judges of orders or заменявшими their clerks alone, and the contentious cases were subject to peer discussion. The functioning of the orders received legislative confirmation in The congregation this code of 1649 Alexei Mik-hailovich. General principles mandative activities that were still in the rules of the code of laws of Ivan IV 1497 str., included in the Council code in the form of a separate Chapter X "On court", the characteristic of which is presented in the article. The Council code contains a large number of norms, regulating device, the time of work, the internal organization of the functioning of the orders. With the passage of time the norms of the Conciliar code began to complicate and detail the device, the procedure of work and terms of competences orders. Office-work orders in the XVII century was a difficult one. The traditional form of records in the orders were "pillars" or "columns", when the text of the document was written in a narrow paper tape on one side (the downside served for the litter and resolutions), several of these documents "columns" by bonding with each other are processed in the case, in the result of the long "pillar", which could reach several tens, and sometimes hundreds of meters. To complicate the withdrawal of certain documents from the case or their falsification, at its turnover in the places of gluing дьяки wrote his position and name. After the completion of the case it rolled written inside and kept in the form of a book or a roll. Also practised and a storage option documentation. A characteristic feature of the mandative management system was the colour and the uncertainty of the functions of the orders, the absence of a clear delimitation of competences between orders. All orders have legal, financial, administrative functions. In the first quarter of the XVIII century was carried out the whole complex of reforms related to the restructuring of the higher and Central bodies of power. Their essence was the formation of the дворянско-bureaucratic apparatus of the centralized absolutism. Since 1708. Peter the great started to rebuild the old institutions and replace them with new, as a result of which a new system of power. Summing up, we should note that mandative system, which existed in Russia since XVI century up to the beginning of the XVIII century., had a well-coordinated mechanism of functioning. The need to reform it was connected not with errors in the work of the orders, and the need to carry out reforms in Russia in the epoch of New time of Peter I.

Текст научной работы на тему «Приказная система в России в XVII в»

2012 История №4(20)

СЕКЦИЯ II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РОСССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: РУСЬ, МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, СССР,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УДК 94(370)

Т.А. Белова

ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ В XVII В.

Исследуется приказная система в период своего расцвета - XVII в. : рассмотрены порядок и время работы, круг компетенций приказов, а также правила оформления приказной документации. Отмечено, что для приказной системы было характерно отсутствие четкого разграничения компетенций отдельных приказов. Сделан вывод, что к концу XVII в. назрела необходимость в реформировании приказной системы, вызванном реалиями Нового времени.

Ключевые слова: приказная система, Россия, XVII в.

К моменту прихода к власти Петра I и в первые годы его царствования в России функционировала приказная система. Приказы возникли в

XVI в. Как правило, термин «приказ» понимали как особое поручение, т.е. связывали, прежде всего, с такими глаголами, как «приказывать» и «поручать». Между тем, по мнению современного отечественного исследователя К.В. Петрова, «по крайней мере в XVII в. термин “приказ” понимался современниками как любое ведомство безотносительно его места в структуре органов государственной власти, ведущее свое делопроизводство и наделенное судебной властью» [1. С. 29]. Расцвет приказов приходится на XVII в., но уже в конце

XVII - начале XVIII в. система приказов была уничтожена Петром I. Насильственный слом приказной системы оставил открытым вопрос о том, изжили ли себя приказы к этому времени как система органов государственного управления или у них еще имелся потенциал для развития. Многие историки пытались разрешить этот и неразрывно связанный с ним вопрос об эффективности приказной системы вообще. Несмотря на голоса, звучавшие в защиту приказов [2], в исторической литературе и в массовом сознании прочно утвердилось мнение о неэффективности приказной системы управления [3]. Основанием для таких суждений, с точки зрения современного исследователя приказной системы О. В. Новохатко, являются два обстоятельства: «Во-первых, устаревший взгляд на теорию управления, в частности на вопросы централизации и децентрализации, соотношения отраслевого и территориального принципов управления. Второй причиной негативной оценки приказной системы является недостаточная ее изученность» [4. С. 38].

Характерной особенностью приказной системы управления являлись пестрота и неопределенность функций приказов, отсутствие четкого разграничения компетенций между приказами. Это было связано с тем, что компетенции приказов определялись «исключительно распоряжениями царя и Боярской думы без определенной системы, в связи с изменениями конкретной текущей ситуации» [1. С. 71]. В подтверждение данного вывода отметим, что и скорость в вынесении решения приказом также зависела от тех приоритетов, которые были выбраны царем. В частности, современная исследовательница О.В. Новохатко считает, что «скорость рассмотрения и решения дел в Разрядном приказе в 7185 (1676/77) г. дифференцировалась в зависимости от иерархии ценностей: на первом месте стояли государственные, а не частные интересы, а среди государственных -проблемы национальной обороны (подчеркнем, что эти проблемы были реальностью, а не политическим лозунгом). Дела этой категории, входящие в компетенцию Разрядного приказа, решались его администрацией и служащими исключительно оперативно» [4. С. 45].

Следует отметить, что в XVII в. делопроизводство приказов было сложным. Данная проблема достаточно подробно освещена современными исследователями С.О. Шмидтом и С.Е. Князько-вым в работе «Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVII вв.» [5]. Вот краткая характеристика системы делопроизводства приказов. Традиционной формой ведения делопроизводства в приказах стали «столпы» или «столбцы», когда текст документа писался на узкой бумажной ленте на одной стороне (оборотная сторона служила для помет и резо-

люций), несколько таких документов - «столбцов» - путем склеивания друг с другом оформлялись в дело, в итоге получался длинный «столп», который мог достигать нескольких десятков, а порой и сотен метров. Чтобы затруднить изъятие отдельных документов из дела или их фальсификацию, на его обороте в местах склеек дьяки писали свою должность и имя. После окончания дела оно скатывалось написанной стороной внутрь и хранилось в виде свитка или рулона. Также практиковали и книжный вариант хранения документации [1. С. 84].

В приказах сложилась особая система управления: большинство дел рассматривалось судьями приказов или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению, в приказах, еще раз подчеркнем, решались не только важные, но и второстепенные, незначительные дела. Функционирование приказов получило законодательное подтверждение в Соборном уложении 1649 года Алексея Михайловича. Общие принципы приказной деятельности, которые содержались еще в нормах Судебника Ивана IV 1497 г., вошли в Соборное уложение в виде отдельной X главы «О суде». В рамках данной главы судьи должны были «судити и росправа делати по государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливати, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных, и избавляти обидящаго от руки неправеднаго» [6. Ст. 1]. За нарушение данного принципа деятельности приказных служащих в главе предусмотрены определенные санкции. Так, например, ст. 3 главы «О суде» гласит: «А будет которой судья исцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бити челом государю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощно, такъже будет и ответчик до суда же учнет бити челом, что исцу его судья друг или свой и отвечати ему перед тем судьею не мощно, и тех исца и ответчика тому судии, на кого будет такое челобитье, не судити, а судити их иному судии, кому государь укажет» [6. Ст. 3]. Подобные же меры наказания содержат 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17-я статьи. Также в законе предусматривается привлечение боярской думы и даже царя в случае решения спорных вопросов, либо если рассмотрение дела в приказе невозможно (ст. 2 и 20): «А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносити ис приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Ру-

сии, и к его государевым бояром и околничим и думным людем. А бояром и околничим и думным людем сидети в полате, и по государеву указу государевы всякия дела делати всем въместе» [6. Ст. 2].

Десятая глава устанавливает и порядок работы приказов в 25-й и 26-й статьях: «А в воскресной день никого не судити и в приказех не сидеть и никаких дел не делати, опричь самых нужных го-сударьственных дел. Да суда же не судити и никаких дел в приказех не делати, опричь великих царьственных дел: в день Рождества Христова, в день Святаго Богоявления, и в и(ы)ные Госпо-дьские праздники, Сырная неделя, первая неделя Великого поста, Страстная неделя, седмь дней по Пасце. Да в которыи день приспеет праздник день рождения государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, и его благоверные царицы и великие княгини Марии Ильи(ни)чны, и их благородных чад» [6. Ст. 25].

Соборное уложение в ст. 23 и 24 требует четкого исполнения приказными служащими своих обязанностей: «А будет которой судья не учнет ездить в приказ своим упрямъством, не хотя в том приказе быть, кроме отеческих дел, и не для болезни, и не для иного какова нужнаго недосугу, и не будет его в приказе многие дни, и тому судье за его вину учинить наказанье, что государь укажет, и велеть ему быть у государева дела, и всякие суд-ныя дела вершить безволокитно, чтобы за судьею и за всяким приказным человеком ни в котором приказе ни каким людем лишние волокиты и проести не было» [6. Ст. 24]), однако, в свою очередь, Соборное уложение и защищает их от необоснованных обвинений (ст. 9, 14, 106): «А будет такое дело челобитъчик на судью затеет напрасно, и объвинен он по делу, а не по посулом, и того челобитчика за ложное его челобитье самого по тому же бити кнутом нещадно. Да на нем же тому, кого он поклеплет, доправити бесчестие втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу» [6. Ст. 9].

Соборное уложение содержит и некоторые правила оформления приказной документации. Так, например, в 23 ст. XI главы записаны правила регистрации прав на крестьян в Поместном приказе: «А которые всяких чинов люди, хотя беглых чюжих крестьян и бобылей за собою укрепить, возмут на них кабалы или записи во многой съсу-де, и кому те беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску будут отданы, и они на тех людей по тем ссудным записям и кабалам в той ссуде учнут бити челом, и тем людем, у кого такия ссудныя и кабалы и записи будут, отказывати, и по тем ссудным кабалам и по всяким крепостям им суда не

давати и тем кабалам и ссудным записям не вери-ти, а имати те записи и кабалы у них в Приказ, и записывати в книги, а тех беглых крестьян и бобылей отдавати старым вотчинником и помещиком со всею съсудою. А тем людем, у кого те беглые крестьяне или бобыли будут взяты, в той съсуде отка-зывати, не приимай чюжих крестьян и бобылей, и не давай им съсуды» [6. Ст. 23]. Таким образом, Соборное уложение содержит большое количество норм, регламентирующих устройство, время работы, внутренний распорядок функционирования приказов. С течением времени нормы Соборного уложения стали усложнять и детализировать устройство, порядок работы и круг компетенций приказов.

Регламентация работы приказов была продолжена. Так, например, указ от 20 октября 1658 г. установил точное время работы приказов: «При-казнымъ людемъ, Дьякомъ и подъячимъ въ прика-захъ сидеть в дни и в нощи 12 часовъ» [7]. В указе же от 25 июля 1670 г. говорилось: «... в приказахъ Судьямъ и Дьякомъ, чтобъ они в Приказы приезжали повседневно по ранее, а изъ Приказовъ выходили по позже» [8]. В указе от 26 ноября 1679 г. были установлен следующий режим работы приказов: «. приезжать съ утра за часъ до дня, а изъ приказу выезжать въ шестомъ часу дня, а въ вечеру в приказъ приезжать в первомъ часу ночи, а изъ приказу выезжать в седьмомъ часу» [9]. Также работа приказов была согласована с работой Боярской думы. Указ от 15 декабря 1669 г. установил правило: «На Москве въ приказахъ судьямъ и Дьякомъ сидеть за делы съ 1 часа ночи во все дни, да имъ же съ делами всходить въ Верхъ передъ Бояре и сидеть въ приказахъ до 8 часа, съ 1 часа ночи» [10].

В законодательстве регламентировалось не только время работы приказов, но и место размещения приказов: некоторые приказы были размещены в Кремле, другие же переводились из Кремля. Так, согласно указу от 14 марта 1670 г. «Боя-ромъ и Окольничимъ, и Судьямъ, и Дьякомъ, и подъячимъ, которые сидели у Его Государевых дел, в приказахъ в Кремле, сидеть в Китае в Бе-ломъ городе в разныхъ местахъ» [11]. А в отношении приказов, располагавшихся в Кремле, 9 января 1654 г. вышел указ, предписывающий добираться до них как служащим, так и посетителям пешком: «На Москве всехъ приказовъ подъячимъ старымъ первыхъ статей, какъ они изъ домовъ своихъ поедутъ въ приказы, въезжать въ Кремль городъ всякаго приказу тремъ человекомъ, а съ лошадей имъ летомъ садиться, а зимнимъ време-немъ изъ саней выходить въ указанныхъ мес-тахъ... А техъ же приказовъ подъячимъ старымъ же подъ вышеписанными и редния и меньшия ста-

тей, и детямъ боярскимъ, и решеточнымъ приказ-чикомъ, и приставомъ, которые ходятъ въ техъ приказахъ, и присланнымъ изъ городовъ съ колодники и съ иными делы меньшихъ чиновъ людемъ, въ Кремль на лошадяхъ не въезжать, а ходить Кремлемъ до приказовъ пешимъ...» [12]. Жесткая регламентация деятельности приказов касалась финансовой стороны. Указ от 27 июня 1669 г. предписывал дьякам проверять ежемесячно «. чтобъ одноконечно у подъячих денежная наличная казна, за расходы, всегда была въ целости...», чтобы не было воровства, с одной стороны, а с другой стороны, чтобы не давали «денежную казну взаймы» [13].

Таким образом, приказная система XVII в. представляется нам оформившейся. Были четко регламентированы порядок и процедура оформления документации, ведущейся в приказах, устройство, время работы и внутренний распорядок функционирования приказов. Приказы обладали судебными, финансовыми, административными функциями. В рамках данного исследования не представлены четко описанные компетенции каждого приказа в связи с тем, что такая цель не ставилась исследователем (более подробное исследование приказной системы представлено в работе К.В. Петрова «Приказная система управления в России в конце XV- XVII вв. Формирование, эволюция и нормативно-правовое обеспечение деятельности» [1]). Однако следует отметить, что для приказов в целом было характерно отсутствие четкого разграничения компетенций. Все приказы обладали и судебными, и административными, и даже финансовыми функциями. А согласно справедливому выводу К.В. Петрова, «... к концу XVII в. среди вновь созданных приказов нет тех ведомств, в компетенцию которых входило обеспечение жизни и деятельности лиц определенного сословия. Указанное обстоятельство является показателем объективных условий трансформации феодального права в сторону нивелирования сословных прав-привилегий» [1. С. 118]. Таким образом, следует констатировать, что, несмотря на высокую эффективность системы приказов в

XVII в., начал вставать вопрос о необходимости изменений в приказной системе.

Вопрос о датировке реформирования приказной системы является дискуссионным в исторической литературе, что достаточно подробно отражено в статье отечественного исследователя О. Ф. Козлова [14]. Традиционно принято считать, что первый этап реформирования приказной системы был начат Петром I в 1699 г., когда происходила внутренняя трансформация коллежских учрежде-

ний. Второй этап начинается с 1717 г., со времени проведения коллежской реформы [15. С. 369-375, 439; 16. С. 97-121; 17. С. 78; 18. С. 89-102 и др.]. Современный исследователь эволюции приказной системы К. В. Петров считает 1696 г. временем начала реформирования органов государственной власти в России [1. С. 70]. В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой высших и центральных органов власти. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. С 1708 г. Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась новая система власти.

Подводя итоги, отметим, что приказная система, просуществовавшая в России с XVI до начала

XVIII в., имела слаженный механизм функционирования. Необходимость ее реформирования была связана не с погрешностями в работе приказов, а с необходимостью проведения преобразований в России в эпоху Нового времени Петром I.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров К.В. Приказная система управления в России в конце XV-XVII вв. Формирование, эволюция и нормативноправовое обеспечение деятельности. М.; СПб., 2005.

2. Веселовский С.Б. Приказной строй управления Московского государства // Русская история в очерках и статьях. Киев, 1912.Т. 3.

3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

4. Новохатко О.В. Документооборот в приказах второй половины XVII в. // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 59.

5. Шмидт С.О. Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVII вв. М., 1985.

6. Соборное уложение 1649 года. - URL: http: // www.

hist. msu.ru/ER/Etext/1649/10.htm (дата обращения:

21.04.2012 г.)

7. О заседании имъ в приказахъ по 12 часовъ въ сутки // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 1. СПб., 1830. Т. I. № 237.

8. О приезде въ Приказы Судьямъ и Дъякомъ повседневно ранее и о выходе изъ оныхъ позже // ПСЗРИ. Собр. 1. СПб., 1830. Т. I, № 477.

9. О времени, въ которое Судъямъ в Приказы приезжать и изъ оныхъ выходить // ПСЗРИ. Собр. 1. СПб., 1830. Т. II, № 777.

10. О времени заседания въ приказахъ // ПСЗРИ. Собр. 1. СПб., 1830. Т. I, № 462.

11. О переводе приказовъ изъ Кремля в Китай городъ // ПСЗРИ. Собр. 1. СПб., 1830. Т. I. № 466.

12. О дозволении въезжать въ Кремль однимъ старымъ подъячимъ, съ подтверждениемъ прочимъ приказнымъ лю-дямъ входить пешкомъ // ПСЗРИ. Собр. 1. СПб., 1830. Т. I, № 116.

13. О хранении денежной казны, о считании расходовъ Дъякам помесячно и о недаче казенныхъ денегъ въ займы // ПСЗРИ. Собр. 1. СПб., 1830. Т. I, № 454.

14. Козлов О.Ф. Переход от приказной системы управления к коллегиальной в русской дореволюционной и советской историографии // Историография и источники истории государственных учреждений и общественных организаций СССР. М., 1983.

15. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1905.

16. Богословский М.М. Административные преобразования Петра Великого в 1699-1700 гг. Ч. 2: Приказы и местное управление // Известия АН СССР. Серия 7. 1929. № 1.

17. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

18. Медушевский А.Н. К изучению государственного аппарата в период утверждения абсолютизма в России (первая четверть XVIII в.) // Общественно-политическое развитие феодальной России. М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.