Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество России и Китая: проблемы и новые возможности'

Приграничное сотрудничество России и Китая: проблемы и новые возможности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
455
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аносов А.В.

Китай одна из наиболее динамично развивающихся стран мира. Сотрудничество с ней в экономической сфере является приоритетным для России. В статье анализируются результаты российско-китайского сотрудничества и его перспективы применительно к Дальневосточному региону РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество России и Китая: проблемы и новые возможности»

о;

со

со <

0.

о;

ш

н <

о.

I-

о

о; s о. О ш

I-

о; <

о ш т

0

1

О ^

О

Приграничное сотрудничество России и Китая: проблемы и новые возможности

Russia and China transfrontier co-operation: challenges and new opportunities

УДК 339.9

А. В. Аносов

начальник департамента по взаимодействию с федеральными органами власти аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, кандидат экономических наук www.dfo.gov.ru

A. V. Anosov

Китай — одна из наиболее динамично развивающихся стран мира. Сотрудничество с ней в экономической сфере является приоритетным для России. В статье анализируются результаты российско-китайского сотрудничества и его перспективы применительно к Дальневосточному региону РФ.

China is one of the most dynamically developing countries of the world. Cooperation with it is one of the priorities of this country. The article analyses results of this cooperation and its perspectives in connection with the Far East region of Russian Federation.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, международная миграция, внешняя торговля, иностранные инвестиции

Keywords: transfrontier co-operation, international migration, foreign trade, foreign investments

Научный интерес к проблематике сотрудничества приграничных районов различных стран, обусловленного глобализацией экономики, постоянно возрастает. Установлению и поддержанию трансграничных контактов способствует политика либерализации внешних связей, создание институтов, ведающих международными связями, развитие пограничной инфраструктуры (транспорт, таможенная служба, туризм и т. д.) и приграничных территорий в целом.

Каждая страна мира придерживается собственной политики приграничного сотрудничества. Развитые страны, например, стремятся устранить барьеры на пути движения капиталов, товаров и услуг. Одновременно они строго регламентируют миграцию рабочей силы, ограничивают импорт товаров из бедных стран посредством введения квот, контингентов, жестких требований к качеству, ограничений по объемам поставок в рамках межгосударственных соглашений и т. п.

Бедные страны, в свою очередь, стремятся расширить присутствие на товарных рынках развитых стран, получить гарантии экспорта рабочей силы. При этом они рассчитывают на получение стабильной финансовой помощи и кредитов от развитых стран.

Для России, обладающей особенно протяженным пограничным периметром, который составляют различные по природным, демографическим, экономическим и прочим характеристикам территории, проблематика взаимодействия приграничных районов с внешним миром имеет особое значение. На Дальнем Востоке наиболее протяженной является граница

России с Китаем. Пять из 13 субъектов российского Дальнего Востока и Забайкалья — Хабаровский и Приморский края, Амурская и Читинская области, а также Еврейская автономная область имеют общую границу с этой страной.

Приграничное сотрудничество выделяется в особую плоскость отношений, имеющих ряд характерных особенностей. Так, наряду с крупными трансграничными торговыми операциями, большую роль в приграничном сотрудничестве играет мелкий и средний бизнес, предполагающий более тесные контакты между людьми, что способствует сближению народов соседних государств, установлению и развитию гуманитарных и культурных связей.

Инфраструктура приграничного сотрудничества между Россией и Китаем включает в себя организацию мест торговли, пассажирский и грузовой транспорт, терминалы, таможенную службу и систему пропускных пунктов. На российско-китайской границе функционируют пограничные переходы Забайкальск—Ман-чжоули, Пограничный—Суйфыньхэ, Полтавка—Ду-нин, Джалинда—Мохэ и ряд других. Тем не менее пространственная структура российской внешней торговли с КНР тяготеет к центру, так как основные российские регионы — наиболее крупные партнеры Китая — находятся в зоне действия Центрального таможенного управления (ТУ). Совокупная доля внешнеторгового оборота с КНР, учтенного по таможенным управлениям, в которых расположены пункты пропуска на российско-китайской границе (Сибирское и Дальневосточное ТУ), меньше доли Центрального ТУ. На приграничные регионы Дальневосточного ТУ, где проходит большая часть российско-китайской границы, в 2006-2008 гг. приходилось 15-16% учтенного объема оборота с Китаем [1].

Отметим также усиление взаимодействия между таможенными организациями двух стран. В частности, об этом свидетельствуют договоренности, достигнутые во время переговоров в Пекине в январе 2009 г., по итогам которых стороны подписали меморандум «О методологическом и информационном сотрудничестве в области таможенной статистики внешней торговли между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой». Представители двух стран достигли соглашения и о дальнейшем укреплении сотрудничества в области борьбы с контрабандой, принципы которого были закреплены в «Плане взаимодействия между ФТС России и Государственным таможенным управлением КНР в области борьбы с таможенными правонарушениями на 2009-2010 гг.». Кроме того, были намечены конкретные мероприятия по подготовке к реализации «Протокола об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле». Наши страны условились также усилить сотрудничество в рамках выполнения «Протокола о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российско-китайскую границу либо через территорию третьих стран», подписанного в 2001 г.

Таблица 1

Торговля России с приграничными провинциями Китая

Административные единицы Оборот РФ в 2007 г., млн долл. США

Хэйлунцзян 10 727,9

Цзилинь 801,9

Синьцзян-Уйгурский автономный район 600,0

Автономный район Внутренняя Монголия 2290,0

Приграничная китайская провинция Хэйлунцзян — традиционно ведущий партнер РФ. Другие регионы КНР уступают в объемах китайско-российской торговли только приморским и центральным административным субъектам, имеющим преференциальные условия (см. табл. 1). В 2008 г территориально приближенные к российским рынкам провинции Китая осуществляли не менее четверти всей торговли между двумя странами.

В течение 1990-х гг. местные условия приграничного сотрудничества постепенно изменялись. Анализ территориального распределения населения свидетельствует, что в 1995-2008 гг. плотность населения в соответствующих провинциях Китая повысилась, хотя динамика этого роста значительно уступала средним по стране показателям. В то же время в большинстве приграничных районов КНР (уездах) динамика была либо отрицательной, либо нулевой. Исключение составили лишь уезды Цзямусы, Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян) и Хулунбуир (АРВМ). Что касается России, то во всех российских приграничных регионах, за исключением нескольких небольших районов, плотность населения снизилась.

И китайские уезды, и российские районы с увеличившимся населением являются территориями транзитного характера, через которые проходят основные трансграничные товарные потоки. Увеличение численности населения в этих районах произошло благодаря миграционному, а не естественному приросту. Люди устремились в них в поисках рабочих мест и заработка. В январе 2004 г. соседняя с Благовещенском зона приграничной торговли КНР была расширена китайскими властями более чем в 15 раз. Теперь в нее входит практически весь китайский город Хэйхэ. Сняты некоторые ограничения во внешнеэкономической деятельности. Российским гражданам разрешен безвизовый въезд на срок до 30 суток, регистрация коммерческих предприятий, покупка и аренда жилья. В Хэйхэ возводится большой торговый центр, предназначенный для россиян.

В настоящее время внешняя торговля Дальневосточного федерального округа (ДВФО) в наибольшей степени ориентирована на страны Северо-Восточной Азии — Японию, Китай и Республику Корею. В 2008 г. их доля во внешнеторговом обороте региона возросла до 85%, что в 2,5 раза превышает аналогичный показатель по Сибирскому федеральному округу в целом и почти в 7 раз — для России. В 2007 г. суммарный внешнеторговый оборот ДВФО составил в абсолютных показателях 18,285 млрд долл. США. По данным Дальневосточного ТУ, в 2007 г. на Японию приходилось 32,5% товарооборота, на Корею — 29,3% и на КНР — 23,3%. При этом Китай занял первое место (33%) в импорте региона и третье — в экспорте. В КНР экспортировались круглый лес (2853,2 тыс. м3), нефтепродукты (278,7 тыс. т), рыба и морепродукты. Основу же импорта составили текстиль, одеж-

т <

<

сг —

О

Источники: www.regnum.ru/.../1016337.htmi, Рыжова Н. П. Приграничная торговля и интеграция: китайский и российский подходы: Доклад / Амурский государственный университет.

да, обувь, техническое оборудование, транспортные средства, строительный камень, цемент и химическая продукция.

Следует отметить особенности структуры российских экспортных поставок в КНР в целом: на необработанные лесоматериалы приходится 57% вывоза, а на нефть и нефтепродукты — 14%. Импорт товаров из КНР, как и в общем российско-китайском товарообороте, вырос в 1,5 раза за счет роста поставок обуви, грузовых автомобилей, бульдозеров и экскаваторов.

Помимо торговли в российском приграничье развивается инвестиционное сотрудничество с Китаем. В настоящее время только в Хабаровском крае действуют около 200 предприятий с китайскими инвестициями (43,2% общего количества предприятий с участием иностранного капитала). Основные сферы их деятельности — торговля, общественное питание, производство строительных материалов и строительство.

Особенно важны торгово-экономические связи с соседней страной для приграничной Амурской области. С 1993 г. по настоящее время доля Китая в общем объеме экспорта и импорта области колебалась в диапазоне от 29 до 99%. После кризиса 1998 г импортные операции заметно сократились, но вырос объем экспорта. В импорте преобладали продовольственные товары (фрукты, овощи, мясопродукты, крупы), в экспорте — лесоматериалы и соевые бобы. В 2007 г. торговый оборот области с КНР достиг максимального значения — 370,3 млн долл. (75% общего объема внешней торговли), увеличившись по сравнению с 2000 г. в 6,2 раза. При этом, к сожалению, сырьевой характер экспорта (углеводороды, нефть, биоресурсы, древесина) только усилился. Доля древесины и изделий из нее возросла в вывозе товаров и услуг с 32,6% в 2000 г. до 56,5% в 2007 г. Экспортные поставки драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них по сравнению с 2006 г. увеличились в 2,7 раза [2].

Уровень торгово-экономических связей с Китаем у отдельных регионов ДВФО значительно разнится. Приморский край занимает одно из ведущих мест в округе как по числу участников внешнеэкономической деятельности, так и по внешнеторговому обороту, объем которого в 2007 г. достиг здесь 5,347 млрд долл., что составило 29,2% внешнеторгового оборота ДВФО (на первом месте находится Сахалинская область — 8,829 млрд долл., или 48,3%). Основными партнерами края на протяжении последних десяти лет остаются КНР — 38% от общего объема внешнеэкономической деятельности, Япония — 30%, Республика Корея — 14% и США — 3%.

Основу экспорта Приморского края в КНР составляют древесина (37%), рыба и морепродукты (24%), стальной прокат (23%), черные металлы (11%), нефть и нефтепродукты (10%). Главные импортные товары — обувь (30%), продукты питания (15%), наземные

^ транспортные средства (6%), изделия из пластмассы н (5%) [2].

™ По данным российской таможенной службы, во всех

< субъектах РФ, граничащих с КНР, по итогам 2006 г. к в сравнении с предыдущим годом происходил рост ^ внешнеторгового оборота с сопредельными китай-^ скими территориями: в Приморском крае он составил ^ 95%, Амурской области — 10,5%, Читинской обла-° сти — 30,4%, Хабаровском крае (без учета вывоза к продукции Рособоронэкспорта) — 62,7%. В структуре ^ ВРП российских регионов на долю приграничного ° сотрудничества с китайскими регионами приходится, ^ по разным оценкам, от 20 до 30%. В отдельных же

< регионах, таких как Приморский и Хабаровский края, ^ Амурская область, этот показатель превысил 50%.

^ Важно, что взаимозависимость приграничных тер-з риторий развивается не только за счет «народной» или официальной приграничной торговли, но и благодаря 2 развитию взаимоотношений в других сферах эконо-® мической деятельности (сельском хозяйстве, строительстве и туризме). В этом случае трансграничная торговля расширяет сферу своего воздействия, что способствует возникновению экономических кластеров. В целях формирования этих кластеров регионы Дальнего Востока и Забайкалья стремятся привлекать инвестиции из Китая — в 2006 г. на их долю пришлось 12% от общего объема всех иностранных инвестиций в экономику РФ. Объем иностранного капитала, поступившего в экономику Востока России в указанном году, достиг 6482,8 млн долл., что на 8% превысило уровень 2005 г. и почти в 12 раз — показатель 2000 г.

В структуре иностранных инвестиций преобладают прямые вложения, составляющие 62% от совокупного объема (4041,0 млн долл.). Однако доля китайских капиталов в совокупном объеме инвестиций пока незначительна, хотя предприниматели из КНР реализуют несколько крупных проектов по деревообработке в Хабаровском крае, Амурской и Читинской областях и вкладывают, хотя и небольшие по масштабам, средства в строительство предприятий по выпуску стройматериалов и сооружение объектов торгово-бытового назначения. На территории Хабаровского края действуют, например, около 200 предприятий с китайскими инвестициями (из 450 с участием иностранного капитала), основными сферами деятельности которых являются торговля, строительство, грузовые перевозки, общественное питание, гостиничный бизнес, сельское хозяйство и лесопереработка.

Низкий уровень китайских вложений в экономику сопредельных российских регионов отражает общее состояние взаимных инвестиций России и КНР. В 2006 г. инвестиции России составили лишь 0,1% от общей суммы иностранного капитала в КНР, а инвестиции Китая в России — 0,9% [3].

Причины низкой инвестиционной активности России в Китае — недостаточное знание особенностей внутреннего рынка страны, отсутствие наработанных связей и недостаток информации. Что касается инвестиций из Китая в Россию, то здесь, на наш взгляд, есть и более глубокие причины. Во-первых, китайский капитал стремится в отрасли с высокой скоростью окупаемости (добыча сырья, рубка и вывоз древесины и т. п.). Во-вторых, китайские предприниматели предпочитают вкладывать средства в торговлю, которая поощряется центральным правительством и гарантирует тем самым получение прибыли. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые в Китае ее

участникам. Самая значительная из льгот — снижение импортного тарифа на 50%. В-третьих, резкому росту инвестиций препятствует несовершенство законов и нормативных актов и их взаимная несогласованность. В целях активизации инвестиционного сотрудничества правительства обеих стран принимают ряд мер. В частности, в ноябре 2006 г. правительства КНР и РФ подписали соглашение об охране инвестиций, которое заложило юридическую основу для инвестиционного сотрудничества.

Интерес представляет структура приграничных инвестиций. По состоянию на 2006 г. около 84% китайских капиталов было вложено в развитие промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, горнодобывающую и лесную промышленность. Основной объем иностранных инвестиций на Востоке России в 2006 г. поступил в топливно-энергетический комплекс — 5252,2 млн долл., или 81% общего объема. В горнодобывающую промышленность было вложено 792,14 млн долл., или 12%. В 2006 г. наблюдалось сокращение притока инвестиций в сферу услуг — 163,426 млн долл. (снижение на 80% по сравнению с 2005 г.). Эта структура отчетливо показывает интерес китайской стороны к конкретным отраслям российской экономики, наиболее выгодным для вложения средств.

Важно, что взаимозависимость приграничных территорий усиливается не только в рамках «народной» или официальной приграничной торговли, но и в других сферах экономической деятельности (сельском хозяйстве, строительстве, туризме). По подсчетам китайских специалистов, дальневосточный регион России на 80% зависит от импорта из Китая товаров широкого потребления. Товарная экспансия Китая на дальневосточный рынок обусловлена диспаритетом в себестоимости производства на соседних территориях: рыночная стоимость китайских товаров легкой промышленности в среднем на 50-80% ниже рос-сийской1. Кроме того, ежегодно Китай экспортирует на российский рынок от 300 до 400 тыс. т овощей и фруктов.

Для приграничных территорий обеих стран ситуация развивается в лучшую сторону, но для Китая быстрее, а для России — медленнее. Доля экспорта в КНР всех субъектов ДВФО составляет 35-36%, а в общем объеме внешнеторгового оборота — около 30% (большую долю имеет только Япония) [4, 5]. По сведениям Дальневосточного отделения Российских железных дорог (РЖД) о внешнеторговых перевозках, за первую половину 2007 г. по железной дороге в Китай было транспортировано 40,6 млнт грузов. А импортировала Россия всего 2,8 млн т [6]. Таким образом статистика свидетельствует об очевидной диспропорции между экспортом и импортом.

Проанализируем далее структуру товарооборота на примере статистики РЖД. Она свидетельствует, что, во-первых, в объеме железнодорожных перевозок в КНР 38,3% составляет экспорт лесной продукции. Например, в приграничной Амурской области основной статьей экспорта является древесина, вывоз которой обеспечивает более 80% валютной выручки. При этом продукция деревообработки составляет лишь 5% от экспорта. В Хабаровском крае 18% всего экспорта составляет лес-кругляк, а доля пиломатериалов

1 Например, по текстилю разница составляет от 60 до 200%, по продукции сельского хозяйства (не зерновым) — от 60 до 300%, по прочим товарам — от 30 до 180%. По данным www.e-russia.com.cn: 2004.8.9; 2005.1.13.

не превышает 1%. Запасы древесины в северных провинциях Китая не меньше, чем в Сибири, однако несколько лет назад Пекин наложил мораторий на вырубку своих лесов, предпочитая импортировать лес из России. Во-вторых, 23,2% железнодорожных перевозок в Китай составляют нефть и нефтепродукты. Экспорт этой продукции железнодорожным транспортом составляет не слишком значительную величину (например, в 2006 г. — всего 11 млн т). Но совсем скоро будет построен нефтепровод ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан), позволяющий транспортировать 80 млн т нефти в год. Кроме того, в апреле 2006 г. «Газпром» подписал соглашение с китайской компанией CNPC о ежегодных поставках 30-40 млрд м3 газа. Активно обсуждаются и планы постройки Алтайского газопровода в КНР.

Кроме древесины и нефти, приграничные регионы РФ продают Китаю руду и черный лом, подпитывая его металлургическую промышленность, которая занимает первое место в мире по выплавке стали. Покупают же регионы текстиль, обувь, продукты питания, бытовую технику, игрушки. Иными словами — готовую продукцию, а не сырье. Поэтому в последние два-три года со всей остротой встал вопрос об изменении товарной структуры российского экспорта в Китай.

В межрегиональных экономических связях участвуют и территории, расположенные далеко от границы. Динамично развиваются также межрегиональные российские связи с регионами Китая, вовлеченными в сферу приграничной торговли: Ляонин — 1,38 млрд долл. (рост 31,4%), Цзилинь — 0,58 млрд долл. (рост 31,8%), Внутренняя Монголия — 1,66 млрд долл. (рост 9,2%), Синьцзян-Уйгурский автономный район — 0,32 млрд долл. (рост 23,1%). Основу приграничной торговли составляют операции с российским лесом и импорт из Китая товаров народного потребления. В число значимых товарных позиций российского экспорта в рамках приграничной торговли в 2007 г. входили также целлюлоза, черные металлы, товары химической промышленности.

В 2007 г. в российско-китайском межрегиональном сотрудничестве участвовало более 60 субъектов и городов с каждой из сторон. Наибольший объем товарооборота с российскими регионами приходился на китайские города и провинции КНР, расположенные на юге и восточном побережье страны: провинции Шань-дун — 3,4 млрд долл. США, Гуандун — 3,03 млрд долл., Чжэцзян — 2,74 млрд долл., Хэбэй — 2,49 млрд долл., Пекин — 1,86 млрд долл., Цзянсу — 1,78 млрд. долл., Шанхай — 0,85 млрд долл., Фуцзянь — 0,47 млрд долл. США.

Предпосылки расширения приграничного сотрудничества субъектов РФ и КНР продолжают формироваться (прежде всего, с точки зрения создания специфической пограничной, транспортной и финансовой инфраструктуры). Долгое время поток грузов, особенно экспортных, шел железнодорожным путем. Наиболее массовые пассажирские перевозки проходили через Благовещенский (речной) и Гродековский железнодорожный (пос. Пограничный, Приморский край) переходы, а также через автомобильные переходы Полтавка—Дуннин (открыт в 1989 г.) и Погранич-ный—Суйфэньхэ (Приморский край).

Еще одной предпосылкой развития приграничной торговли и полного перехода ее на цивилизацион-ные формы является создание современной бан-ковско-финансовой системы. Например, в Амурской области работают пять региональных банков и шесть отделений московских и хабаровских банков. Пять из

них поддерживают корреспондентские отношения с ^ зарубежными банками. В Амурской области работают ^ также тринадцать страховых компаний, предлагающие ™ широкий круг страховых услуг, включая страхование < международных перевозок грузов и инвестиций. к

Начиная с 1 января 2005 г., по решению ЦБ РФ и 2 Народного Банка Китая, российские и китайские банки н приграничных регионов начали осуществлять между ^ собой расчеты в рублях и юанях. По мнению участ- ° ников рынка и аналитиков, нововведение позволяет к существенно уменьшить долю серых схем, применя- ^ емых при осуществлении сделок обеими сторонами. ° Оно способствует увеличению товарооборота между ^ Россией и Китаем и расширению ассортимента бан- < ковских услуг для корпоративных и частных клиентов, ^ предлагаемых российскими приграничными кредитны- ^ ми организациями, имеющими внешнеэкономические з связи с КНР. Введение схемы «рубль-юань» позволит □= укрепить национальные валюты, в то время как рань- 2 ше небогатые приграничные территории России и ® Китая, производя расчеты в долларах, фактически финансировали правительство США. Правда, по мнению экспертов, новая схема расчетов находится под угрозой политических рисков, связанных с непредсказуемостью политики Китая.

Возможность использовать в расчетах по приграничной торговле рубли и юани позволит привлечь в экономику России временно свободные средства китайских предпринимателей и крупных инвесторов, которые будут не просто возить грузы, а развивать совместное или хотя бы китайское производство. Речь идет о том, что начинается движение к общему финансовому пространству в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где курсы обмена, во-первых, были бы достаточно либеральными и удобными для предпринимателей, а во-вторых, в минимальной степени зависели бы от доллара и от других валют (евро или иены).

Расчеты по схеме «рубль-юань» еще более активизируют приграничное и межрегиональное сотрудничество. В первую очередь это касается таких городов, как Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, которым принадлежат заметные доли в российско-китайском товарообороте. И все-таки, несмотря на целый ряд преимуществ, новой схеме расчетов угрожают политические риски. С одной стороны, в Китае развиваются рыночные механизмы, но с другой, там еще очень сильна регулирующая роль центра.

Один из элементов приграничного экономического пространства — рынок рабочей силы. В начале века наблюдается последовательное расширение использования китайской рабочей силы на Дальнем Востоке. Сегодня в дальневосточную экономику ежегодно привлекается около 20 тыс. работников из Китая. Эта рабочая сила является не только элементом экономики, но и фактором социально-политической жизни региона, вызывающим определенные проблемы, особенно в социальной сфере.

Особая проблема трансграничного сотрудничества — обеспечение экологической безопасности. С особой остротой она проявилась 13 ноября 2005 г. после аварии на химическом комбинате в провинции Цзилинь, когда в р. Сунгари, приток Амура, попали около 100 т бензола и нитробензола. Сложившаяся в результате аварийного загрязнения этих рек ситуация, помимо очевидных перманентных угроз экосистемам трансграничных водотоков и приграничных районов в целом, обусловленных интенсивным развитием северо-восточных провинций Китая, вы-

^ явила практическое отсутствие договорной базы двух ^ стран, регулирующей вопросы их отношений в области ™ природопользования, совместного использования и

< охраны трансграничных водотоков, предупреждения к и совместных действий в условиях трансграничного ^ загрязнения. В итоге, по экспертным оценкам, до-^ ля Китая в общем сбросе сточных вод составляет: 2 в р. Аргунь — 87,5%, в р. Амур на участке от устья ° р. Аргуни до устья р. Сунгари — 75%, на участке ус-к тье р. Сунгари — выше устья р. Уссури — 98,5%, а в 2 р. Уссури — 97,6% [7].

° По данным исследований Росгидромета, каче-2 ство воды в Амуре ухудшается с каждым годом. Так,

< в 2006 г. было зафиксировано три случая экстремаль-2 но высокого содержания в водах реки ионов меди

2 и 13 случаев — ионов свинца, марганца и фенола.

3 Свыше 60% проб воды, взятых из водозаборов Хабаровского края, оказались неудовлетворительными

2 по микробиологическим показателям. Исследовате-® ли также отмечают обмеление реки, что приводит к значительному снижению ее возможностей по самоочищению и к росту концентрации загрязняющих веществ. Негативное влияние на экологию оказывает также активизация берегоукрепительных работ со стороны КНР, приводящих к изменению русла реки и размыву российского берега. Только на территории Амурской области вдоль левого берега Амура выявлено 345 км эрозийно опасных участков. Между тем смещение фарватера реки может привести к затоплению российских населенных пунктов [8].

Россия давно инициирует формирование эффективной системы сотрудничества с Китаем в области экологии. Тем не менее, хотелось бы отметить, что этому процессу явно не хватает динамики. Так, межправительственное соглашение, которое регламентировало бы вопросы природопользования, обсуждается сторонами в течение многих лет, но до сих пор не подписано. Камень преткновения заключается в том, что в соглашение необходимо было включить раздел об ответственности сторон за причиняемый экологии реки ущерб. Между тем стороны не могли договориться о том, каким образом будет оцениваться этот ущерб, и соответствующие компенсации.

К настоящему времени правительства России и Китая создали большое количество рабочих органов по различным направлениям сотрудничества. В режиме предварительных договоренностей регулярно проходят встречи рабочих групп в рамках подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В итоге 31 мая

2006 г. в Пекине был подписан «План совместного мониторинга качества воды трансграничных водных объектов». Но он не заменяет основополагающего межправительственного соглашения. Активно действует и созданная в сентябре 2006 г. российско-китайская подкомиссия по сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Вопрос об ускорении работы над рассматриваемым соглашением поднимался на прошедшей 5 июня

2007 г. конференции органов законодательной власти КНР и России «Китай и Россия: экономическое развитие и межрегиональное парламентское сотрудничество». Ее участники подчеркнули важность безотлагательного подписания соглашения. Тем более что в данном случае речь идет не только об использовании пограничных водных объектов, но и о двустороннем экономическом сотрудничестве в освоении природных

ресурсов России. 1

И все-таки основной пункт — определение механизмов компенсации экологического ущерба. Как правило, компенсация за загрязнение определяется в рамках двусторонних договоров. Прежде всего, устанавливаются нормативы по сбросам, в случае превышения которых предполагаются компенсации другой стороне или дополнительные отчисления на природоохранные мероприятия. При этом здесь могут возникать конфликты, так как основные затраты придутся на китайскую сторону (экономика российского Дальнего Востока пока не столь развита), что может затянуть решение вопроса на годы.

В целом, несмотря на противоречивость современной экономической ситуации, экономика Дальнего Востока и Сибири в целом представляет собой один из потенциально наиболее продуктивных и своеобразно самодостаточных компонентов структуры экономики России. Если, например, в европейской части России (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) главная составляющая экономической жизни — торговля и финансы, то восточные регионы дают 25% всей промышленной продукции страны. Доля промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства в создаваемом в сибирско-дальневосточном регионе ВРП составляет около 56-57%, в то время как по РФ в среднем — 49-50% [9]. В обрабатывающем секторе региона, и особенно в машиностроении, сосредоточено более современное и в меньшей степени физически изношенное оборудование. Это один из важнейших факторов, формирующих взаимоотношения национальной экономики с ее восточной частью, что должно обязательно учитываться в разработке стратегии экономического и социального развития РФ в новом столетии.

Таковы основные проблемы приграничного сотрудничества России и Китая на сегодняшний день. И все они находят отражение в региональном масштабе, соответственно внешнеэкономической деятельности отдельных пограничных с КНР территорий России. В заключение отметим: при всем его значении развитие российско-китайского приграничного торгово-экономического сотрудничества происходит пока еще асимметрично. В Китае его поддерживают и стимулируют, а в России даже минимально необходимые институциональные рамки разрабатываются крайне медленно.

Новые возможности развития приграничного сотрудничества открываются в связи с включением его в более широкую систему интеграционных связей Северо-Восточной Азии. Эти возможности ярко продемонстрировал 13-й саммит по международному обмену и сотрудничеству региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (СВА), состоявшийся во Владивостоке в сентябре 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники саммита, представлявшие, кроме России, Китай, обе Кореи, Японию и Монголию, обратили особое внимание на важность создания единого транспортно-логистического пространства. Задача эта сложная, но решать ее так или иначе придется. Поэтому в одном из пунктов декларации саммита записано: «Оказать поддержку в создании грузопассажирской морской линии Донхэ—Сакаиминато— Владивосток и других новых линий и в дальнейшем развитии существующих транспортно-логистических схем».

Порт Сакаиминато является западными воротами Японии. Он обслуживает контейнерные перевозки между Китаем и Южной Кореей. Поэтому здесь запланировано открытие новой грузопассажирской линии,

которая свяжет между собой префектуру Тоттори, провинцию Кангвон и российское Приморье. На линии будет работать паром вместимостью 600 человек и 160 двадцатифутовых контейнеров.

Осуществление этого проекта осложняется тем, что необходимо предусмотреть сокращение времени при таможенном оформлении, прохождении документов и решить множество проблем, связанных с согласованием внутринационального грузопотока с международным. Большими проблемами остаются недостаток складских помещений и сохранность грузов. Для открытия новой линии необходимо сотрудничество каждого региона, их взаимодействие и взаимопомощь, что позволит открыть еще один канал связи между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Литература ^

I—

1. Рыжова Н. П. Приграничная торговля и интеграция: ки- s тайский и российский подходы: Доклад / Амурский го- ™ сударственный университет. 5

2. http://www.club-rf.ru. к

3. Российская газета. Федеральный выпуск. 17 августа 2007. ^ № 4443. ш

4. Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Гоцзя Тунцзицзюй (Государ- g ственное управление статистики Китайской Народной ^ Республики) // http://www.stats.gov.cn. х

5. Zhonghua renmin gongheguo shangwubu (Министерство ^ торговли КНР) // http://www.mofcom.gov.cn. ^

6. www.noopolis.ru/articles/324.shtml. о

7. Ресурс Интернета: «Эксперт Online». 29.10.2007. н

8. Российская газета. Федеральный выпуск. 22 декабря 2005. ^ № 3957. 2

9. Ишаев В. И. Концепция стратегического развития Дальне- й го Востока и Забайкалья. Хабаровск, 2006. ^

Перспективы экономического взаимодействия Дальнего Востока России и северо-востока Китая в области электроэнергетики

Perspectives of Far East economic interaction with North-East of China in electrical energy industry spheres

УДК 339.9

А. В. Губенко

проректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор экономических наук, профессор 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38; раб. тел.: (812) 704-15-12

A. V. Gubenko

196210, Saint-Petersburg, ul. Pilotov, 38; office phone: (812) 704-15-12

В статье поставлена и решается задача выявления факторов, определяющих перспективы экспорта электроэнергии в Китай с территории Дальнего Востока России и причины его прекращения в феврале 2007 г.

The article sets and completes the task of perspective-determining factors of electric energy export to China from Russian Far East identification, as well as provides the reasons for export cessation in February, 2007.

Ключевые слова: межгосударственные энергетические объединения, электроэнергетика, экспорт электроэнергии, Китай, региональная экономика, конкурентоспособность региона; загрязнение рек

Keywords: inter-state energy supply unions, electrical energy industry, electric energy export, China, regional economy, regional competitiveness, rivers pollution

Россию и Китай связывает сотрудничество в сфере электроэнергетики. Однако в последнее время в этой сфере возникли определенные проблемы. В частно-

К. В. Татценко

преподаватель Дальневосточного государственного технического университета им. В. В. Куйбышева (г. Владивосток), кандидат экономических наук 690091, г Владивосток, ул. Пушкинская, д. 10; раб. тел.: (4232) 26-02-51

K. V. Tatsenko

690091, Vladivostok, ul. Pushkinskaya, 10; office phone: (4232) 26-02-51

сти, в 2007 г. экспорт электроэнергии из России в КНР был временно прекращен из-за несогласования тарифов. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что не были в полной мере учтены существенные факторы, определяющие устойчивость международного научно-технического и экономического взаимодействия России и Китая в данном проекте.

Напомним, что 3 марта 2005 г. в Пекине в процессе двусторонних консультаций по продвижению проекта российско-китайского делового совета (РКДС) «Энергомост Россия—Китай» был подписан Меморандум о сотрудничестве РАО «ЕЭС России» и Государственной электросетевой корпорации Китая. В документе зафиксировано, что потребности китайской стороны составляют, как минимум, 20 млрд кВтч в год. Эти же организации 1 июля 2005 г. подписали Соглашение о долгосрочном сотрудничестве по привлечению финансовых ресурсов в строительство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.