Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество как компонент устойчивого регионального развития Монголии'

Приграничное сотрудничество как компонент устойчивого регионального развития Монголии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / CROSS-BORDER COOPERATION / MONGOLIA / REGION / AIMAK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Отгонбаяр Н., Свирин Т., Шедько Ю. Н.

Исследована проблема устойчивого социально-экономического регионального развития Монголии. На основе анализа основных показателей экономики Монголии и ее аймаков сделаны выводы: значительную роль в устойчивости развития экономики Монголии играет приграничное сотрудничество; в связи с неоднородностью и значительной дифференциацией по уровню развития при разработке стратегии приграничного сотрудничества существует потребность в учете специфики каждого отдельного региона и аймака; решение проблемы устойчивого социально-экономического регионального развития Монголии целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Отгонбаяр Н., Свирин Т., Шедько Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-border cooperation as a component of sustainable regional development of Mongolia

The paper examines the problem of sustainable socio-economic regional development of Mongolia. Based on the analysis of the main indicators of the economy of Mongolia and its aimaks, it has been concluded, that cross-border cooperation plays a significant role in the sustainable development of the economy of Mongolia; due to heterogeneity and signifi diff entiation in terms of development, when developing a strategy for cross-border cooperation, there is a need to take into account the specifics of each individual region and aimak; the solution of the problem of sustainable socio-economic regional development of Mongolia should be implemented on the basis of an integrated approach.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество как компонент устойчивого регионального развития Монголии»

УДК 332.021

JEL R11

Отгонбаяр Намуун

студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: nammuunn@gmail.com

Свирин Тимур

студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: sunlord4@hotmail.com

Шедько Юрий Николаевич

д-р экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», АНО ДПО «Академия подготовки главных специалистов», г. Москва e-mail: ynshedko@mail.ru

Otgonbayar Namuun

Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: nammuunn@gmail.com

Svirin Timur

student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: sunlord4@hotmail.com

Shedko Yu. N.

Doctor of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Academy of Training of Chief Specialists, Moscow e-mail: ynshedko@mail.ru

DOI10.26425/1816-4277-2019-2- 77-81

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ

Аннотация. Исследована проблема устойчивого социально-экономического регионального развития Монголии. На основе анализа основных показателей экономики Монголии и ее аймаков сделаны выводы: значительную роль в устойчивости развития экономики Монголии играет приграничное сотрудничество; в связи с неоднородностью и значительной дифференциацией по уровню развития при разработке стратегии приграничного сотрудничества существует потребность в учете специфики каждого отдельного региона и аймака; решение проблемы устойчивого социально-экономического регионального развития Монголии целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода. Ключевые слова: устойчивое социально-экономическое развитие, приграничное сотрудничество, Монголия, регион, аймак.

CROSS-BORDER COOPERATION

AS A COMPONENT OF SUSTAINABLE REGIONAL

DEVELOPMENT OF MONGOLIA

Abstract. The paper examines the problem of sustainable socio-economic regional development of Mongolia. Based on the analysis of the main indicators of the economy of Mongolia and its aimaks, it has been concluded, that cross-border cooperation plays a significant role in the sustainable development of the economy of Mongolia; due to heterogeneity and significant differentiation in terms of development, when developing a strategy for cross-border cooperation, there is a need to take into account the specifics of each individual region and aimak; the solution of the problem of sustainable socio-economic regional development of Mongolia should be implemented on the basis of an integrated approach.

Keywords: sustainable socio-economic development, cross-border cooperation, Mongolia, region, aimak.

Практика государственного и муниципального управления предъявляет настоятельные запросы на исследования в сфере конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития территорий [4; 5; 10]. Проблемы и основные тенденции устойчивого социально-экономического развития Монголии исследовались в работах таких ученых, как У. В. Цыренжапова, Д. Д. Бадараев, Н. И. Атанов, В. С. Потаев, Б. Д. Цыдыпов и др. [1; 3; 6]. Вместе с тем, на уровне отдельных регионов и аймаков проблема исследована недостаточно, особенно применительно к приграничным территориям.

Конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро, посвященная вопросам сохранения окружающей среды, оказала значительное влияние на исследование и практическое воплощение идей устойчивого развития в Монголии. Была выработана программа сбалансированного развития Монголии XXI века. Эта программа стала основополагающим документом стратегического планирования развития страны. Монголии впервые удалось ясно сформулировать подход к национальной политике, основанный на внутренних ресурсах, предусматривающий сохранение окружающей среды, Декларация, посвященная восьми целям развития тысячелетия до 2015 г., позволила принять взвешенное решение о создании уникального экономического механизма устойчивого сбалансированного развития страны, включающего систему мониторинга и оценки. Благодаря принятию этой декларации определены национальные приоритеты на среднесрочный и долгосрочный период.

© Отгонбаяр Н., Свирин Т., Шедько Ю.Н., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Государственная программа Монголии «Цель устойчивого развития — 2030» является глобальным по своему охвату долгосрочным политическим документом, в котором с учетом экономического, социального и экологического аспектов определен характер системы сбалансированного развития страны. Ход социально-экономического развития регионов и аймаков Монголии в первую очередь связан с историей становления страны, с ее территориально географическим положением, наличием значительных запасов полезных ископаемых. Вместе с тем, велико влияние и субъективных факторов, в частности, таких как эффективность деятельности органов управления.

Отметим, что в развитии Монголии наблюдается явная диспропорциональность. Это отрицательным образом сказывается на экономике и экологической обстановке в отдельных регионах и аймаках. Именно поэтому при разработке стратегии устойчивого развития существует потребность в учете специфики каждого отдельного региона и аймака, что позволит сформировать грамотную политику повышения качества жизни населения и условий ведения бизнеса в этих территориальных административных единицах. Обширная территория наряду с малой численностью населения и огромным запасом полезных ископаемых - это существенная особенность Монголии. Население Монголии преимущественно проживает в городах (71 %), в частности доля численности населения столицы г. Улан-Батор в общей численности населения составляет 46 %.

Рынок труда Монголии зависим от демографических факторов, как исторических, так и от тех, что формируют динамику развития в настоящий момент. Исторически сложилась так, что несмотря на огромную территорию, население страны довольно малочисленно, но в последние годы наметилась тенденция к увеличению средней плотности населения, при этом оставаясь невысокой по сравнению с другими странами. Ядро трудоспособного населения сконцентрировано в столице страны и в прилегающих к столице кольцу из крупных городов, где в наличии развитая инфраструктура, транспортная логистика, и размещены крупные предприятия, генерирующие новые рабочие места. Процессы урбанизации в Монголии следуют мировому тренду на сокращение доли жителей проживающих в сельской местности, и тем не менее, пока только треть населения данной страны сосредоточено в городах.

Несмотря на наметившиеся тенденции преобразования, Монголия остается страной, где 50 % работающих граждан заняты в скотоводческой сфере бизнеса. Оплата труда скотоводов зачастую даже ниже уровня прожиточного минимума. Скотоводство рискованный вид деятельности, так как занятость в данной отрасли экономики сильно зависима от погодных условий. Единственным выходом из этой ситуации становится миграция в город в поисках образования и лучшей жизни.

Следует особо отметить слабую развитость приграничных районов, в которых недостаточно инфраструктурных объектов и отсутствуют рабочие места.

Экономика Монголии характеризуется высокой зависимостью от сырьевого экспорта ресурсов (см. рис. 1). Это в свою очередь говорит о том, что финансовые риски, связанные с изменением мировых цен на экспортируемое сырье, могут отпугнуть стратегических инвесторов, что представляет угрозу для макроэкономической стабильности экономики.

Столица страны - город Улан-Батор вносит наибольший вклад в экономическое развитие Монголии. Именно столица занимает лидирующие позиции по вкладу в валовой внутренний продукт по показателю развития сферы услуг, промышленной и обрабатывающей отрасли, генерируя свыше половины валового внутреннего продукта страны. Вместе с тем немаловажную роль в развитии играют и аймаки Центрального и Хангайского регионов, специализирующихся на высокомаржинальной продукции сельского хозяйства и промышленности, которую не могут производить другие регионы страны. Весомый вклад в сельское хозяйство также вносят аймаки запада и востока страны, но из-за отсутствия диверсифицированной экономики данные территории имеют высокую зависимость от климатических вызовов.

Существенное снижение цен на минеральные ресурсы, при одновременном внесении изменений в инвестиционную политику страны привели Монголию к состоянию, когда существенный отток внешних инвестиций компенсируется одновременным увеличением инвестиционной активности резидентов Монголии, то есть наблюдается рост внутренних инвестиций. Инвестиции направляются преимущественно в строительный сектор, добычу и переработку полезных ископаемых, оборонную промышленность, сферу услуг, перерабатывающую промышленность.

10%

39%

\

23 %

1 - сельское хозяйство; 2 - добыча полезных ископаемых; 3 - перерабатывающая промышленность; 4 - оптовая и розничная торговля; 5 - другие виды экономической деятельности Источник: [12]

Рис. 1. Структура валового внутреннего продукта Монголии по секторам в 2017 г., %

Большую роль в устойчивом инновационном развитии территорий играют институциональные инструменты, особенно институциональные инструменты инновационного развития [2; 8]. При этом возрастает необходимость государственной поддержки инновационно-активных предприятий, в том числе малых инновационных предприятий [7; 9; 11].

Исследование показало, что конкурентоспособность территорий имеет четкую корреляцию с показателями социально-экономического развития страны, более того, фундаментом данной зависимости является корреляция конкурентоспособности территорий с показателями социально-экономического развития отдельных административных единиц, как составной части совокупности территории страны. Актуальность рассмотрения отдельных приграничных территориально административных единиц связана с тем, что локомотивом развития международного взаимодействия и сотрудничества являются приграничные территории - территории, часть границ которых прилегает к границе территорий другого государства, приграничные территории двух стран разграничены специальной линией. Приграничные территории ввиду своей специфики и географического положения имеют высокий потенциал наладить устойчивую экономическую и социальную коммуникацию с соседствующими государствами.

Приграничные территории соседствующих стран оказывают значительное влияние на развитие друг друга. Такое влияние возможно благодаря наличию сотрудничества в плане трансграничных транспортных и энергетических сообщений, совместному развитию инфраструктуры, бизнес-среды, торговых отношений, технологическому, культурному и гуманитарному обмену. Гармоничное и продуктивное развитие приграничных территорий требует от государств совместной комплексной работы по разработке, заключению и ведению международных договоров и программ.

Ввиду стратегического положения приграничных территорий, необходимо подходить к вопросу изучения возможностей обеспечения стабильно высокого уровня развития социально-экономической сферы приграничных территорий с научно обоснованных позиций. Острые вызовы, которые стоят перед приграничьем Монголии требуют комплексного подхода к решению данных проблем.

Отсутствие внешних инвестиций негативно сказывается на экономическом росте. Но Монголия стремится к диверсификации экономики посредством включения в свои экономические приоритеты горнодобывающую промышленность и сельхоз инновации. Диверсификация требует рационального подхода к оценке рентабельности выбранных приоритетов и учета рисков, которые могут возникнуть при реализации данной политики при имеющейся конъюнктуре и ограниченных финансовых ресурсов.

Тенденция развития мировой экономики вселяет оптимизм. В результате проведенного исследования установлено, что в настоящий момент наблюдается постепенный переход Монголии на рельсы устойчивого развития. Ряд проблем мешает осуществлению этих процессов, но благодаря принятым и реализуемым программам, данные проблемы в скором времени будут комплексно решены при участии всех заинтересованных экономических агентов. По мнению авторов, усиленное внимание к приграничным территорий — насущное требование устойчивого развития Монголии, которая может получать от соседей ценный опыт, технологии, инвестиции и др.

В заключение отметим направления устойчивого развития Монголии, которые необходимо реализовать в условиях ограниченного бюджета, влияния внешних вызовов и однобокой сырьевой экономики:

- сбалансированность финансирования экологии, социальной сферы и экономики;

- диверсификация экономики страны;

- сокращение неравенства в доходах населения;

- сокращение диспропорций в развитии между городом и сельской местностью;

- снижение уровня безработицы;

- повышение благосостояние населения, развитие человеческого капитала;

- бережное использование природных ресурсов;

- развитие транспортной инфраструктуры, в том числе приграничных регионов;

- совершенствование нормативно-правовой базы устойчивого сбалансированного развития территорий приграничных регионов, укрепление связей и сотрудничества с географическими соседями.

Библиографический список

1. Бадараев, Д. Проблемы занятости населения в Монголии [Электронный ресурс] // Власть. - 2013. - № 07. - С. 78-81. -Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/pшЫemy-zanyatosti-naselemya-v-mongoШ (дата обращения: 18.12.2018).

2. Барменкова, Н. А. Роль государства в совершенствовании функционирования институтов развития в инновационной сфере / Н. А. Барменкова, Н. Л. Красюкова // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции, под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, 2015. - С. 58-60.

3. Болор, Б. Проблема занятости и безработицы [Электронный ресурс] // Научный журнал. - 2017. - № 07 (20). - С. 2527. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29672833& (дата обращения: 18.12.2018).

4. Ильин, В. В. Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития регионов России / В. В. Ильин, Ю. Н. Шедько // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2012. -№ 11-12. - С. 14-15.

5. Метелева, Е. Р. Стратегическая оценка роли городов в условиях глобализации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007. - № 5. - С. 92-95.

6. Очбадрах, Н. Анализ социально-экономического развития аймаков Монголии [Электронный ресурс] / Н. Очбадрах, О. Очиржав // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (ч. 1). - Режим доступа: http://www.science-educatюn.ш/ш/artide/view?id=17474 (дата обращения: 18.12.2018).

7. Панина, О. В. [и др.]. Роль инновационно-активных предприятий в современном развитии зарубежных государств / О. В. Панина, М. М. Пухова, Э. А. Платини // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2010. - № 2 (18). - С. 36-40.

8. Прокофьев, С. Е. [и др.]. Развитие институтов устойчивого развития // Управление устойчивым развитием / С. Е. Прокофьев, И. А. Рождественская, Н. А. Барменкова, И. А. Кабалинский, А. П. Галкин, И. Н. Ильина, А. А. Савельев; под ред. А. В. Трачука. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Реальная экономика», 2015. - С. 84-110.

9. Рагулина, Ю. В. Финансовое регулирование инновационной деятельности промышленных предприятий: монография / Ю. В. Рагулина, Н. А. Завалько, А. Д. Рагулин. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - 186 с.

10. Шедько, Ю. Н. Особенности управления функционированием и развитием региональных социально-экономических систем в условиях глобализации // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 2. - С. 433-437.

11. Шубцова, Л. В. Развитие мер государственной поддержки малых инновационных предприятий // Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы: сборник материалов V Международного научного конгресса. Под науч. ред. А. В. Шарковой, И. А. Меркулиной, 2017. - С. 122-126.

12. Официальный сайт Национальной статистической службы Монголии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nso.mn (дата обращения: 18.12.2018).

References

1. Badaraev D. Problemy zanyatosti naseleniya v Mongolii [Problems of employment of the population in Mongolia], Vlast', 2013, I. 07, pp. 78-81. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-zanyatosti-naseleniya-v-mongolii (accessed 18.12.2018).

2. Barmenkova N. A., Krasyukova N. L. Rol' gosudarstva v sovershenstvovanii funktsionirovaniya institutov razvitiya v innovat-sionnoi sfere [The role of the state in improving the functioning of development institutions in the innovation sphere]. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya gosudarstvennogo upravleniya: sbornik nauchnykh statei po materialam ezhegodnoi Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pod red. S. E. Prokof'eva, O. V. Paninoi, S. G. Eremina [In the collection: Actual problems and prospects for the development ofpublic administration a collection of scientific articles based on the materials of the annual International Scientific and Practical Conference], 2015, pp. 58-60.

3. Bolor B. Problema zanyatosti i bezrabotitsy [The problem of employment and unemployment], Nauchnyi zhurnal, 2017, № 07 (20), pp. 25-27. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29672833& (accessed 18.12.2018).

4. Il'in V. V., Shed'ko Yu. N. Podkhody k otsenke sotsial'no-ekonomicheskoi effektivnosti razvitiya regionov Rossii [Approaches to assessing the socio-economic effectiveness of the development of Russian regions], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law], 2012, I. 11-12, pp. 14-15.

5. Meteleva E. R. Strategicheskaya otsenka roli gorodov v usloviyakh globalizatsii [Strategic assessment of the role of cities in the context of globalization], Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii [Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics], 2007, I. 5, pp. 92-95.

6. Ochbadrakh N., Ochirzhav O. Analiz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya aimakov Mongolii [Analysis of the socio-economic development of aimags of Mongolia], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modernproblems of science and education], 2015, № 1 (part 1). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17474 (accessed 18.12.2018).

7. Panina O. V., Panina O. V., Pukhova M. M., Platini E. A. Rol' innovatsionno-aktivnykh predpriyatii v sovremennom razvitii zarubezhnykh gosudarstv [The role of innovation-active enterprises in the modern development of foreign countries], Trubopro-vodnyi transport: teoriya i praktika [Pipeline transportation: theory and practice], 2010, № 2 (18), pp. 36-40.

8. Prokof'ev S. E., Rozhdestvenskaya I. A., Barmenkova N. A., Kabalinskii I. A., Galkin A. P., Ilina I. N., Savel'ev A. A. Raz-vitie institutov ustoichivogo razvitiya; pod red. A. V. Trachuka [Development of institutions for sustainable development; in A. V. Trachuk (ed.)] Upravlenie ustoichivy'm razvitiem Sankt-Peterburg [In the book: Sustainable Development Management St. Petersburg], 2015, pp. 84-110.

9. Ragulina Yu. V., Zaval'ko N. A., Ragulin A. D. Finansovoe regulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti promyshlennykh predpriyatii: monografiya [Financial regulation of innovation activity of industrial enterprises: monograph], Moscow: RUSAINS, 2018, 186 p.

10. Shed'ko Yu. N. Osobennosti upravleniya funktsionirovaniem i razvitiem regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v usloviyakh globalizatsii [Features of the management of the functioning and development of regional socio-economic systems in the context of globalization], Audit i finansovyi analiz, 2010, I. 2, pp. 433-437.

11. Shubtsova, L. V. Razvitie mer gosudarstvennoi podderzhki malykh innovatsionnykh predpriyatii [Development of state support measures for small innovative enterprises], Fundamental'nye i prikladnye voprosy effektivnogo predprinimatel'stva: novye resheniya, proekty, gipotezy: sbornik materialov V Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa [In the collection: Fundamental and applied issues of effective entrepreneurship: new solutions, projects, hypotheses]. Materialy V Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, pod nauch. red. A. V. Sharkovoi, I. A. Merkulinoi [Materials of the VInternational Scientific Congress. In A. V. Shar-kova, I. A. Merkulina (ed.)], 2017, pp. 122-126.

12. Ofitsial'nyi sait Natsional'noi statisticheskoi sluzhby Mongolii [The official website of the National Statistical Service of Mongolia]. Available at: http://www.nso.mn (accessed 18.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.