Научная статья на тему 'Приглашенные режиссеры в художественной деятельности нестоличных театров (на материале театров Кузбасса 2000-2010 гг. ) (исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-14-42009) и коллегии администрации Кемеровской области в рамках научно-исследовательского проекта «Театральное искусство Кузбасса -2000»)'

Приглашенные режиссеры в художественной деятельности нестоличных театров (на материале театров Кузбасса 2000-2010 гг. ) (исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-14-42009) и коллегии администрации Кемеровской области в рамках научно-исследовательского проекта «Театральное искусство Кузбасса -2000») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НЕСТОЛИЧНЫЙ ТЕАТР / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО / ТЕАТРАЛЬНАЯ ТРУППА / ПРИГЛАШЕННЫЙ РЕЖИССЕР / РЕПЕРТУАР / THEATRICAL CULTURE / HAVING THEATER / ARTISTIC DIRECTION / A THEATRE COMPANY GUEST DIRECTOR / REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокопова Н. Л.

В центре внимания автора статьи вопросы современной театральной культуры: функционирование нестоличных театров, художественное руководство труппой. Особое внимание уделено рассмотрению проблемы доминирования приглашенных режиссеров в создании репертуара нестоличных театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUEST DIRECTORS IN ARTISTIC ACTIVITIES NOT CAPITAL THEATRE (ON THE MATERIAL OF THE THEATRES OF KUZBASS 2000-2010)

The focus of the author of the article issues of modern theatrical culture: operation not capital theatres, artistic direction troupe. Special attention is paid to the problem of domination of invited filmmakers to create playlist not capital theatres.

Текст научной работы на тему «Приглашенные режиссеры в художественной деятельности нестоличных театров (на материале театров Кузбасса 2000-2010 гг. ) (исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-14-42009) и коллегии администрации Кемеровской области в рамках научно-исследовательского проекта «Театральное искусство Кузбасса -2000»)»

УДК 792

Н.Л.Прокопова

ПРИГЛАШЕННЫЕ РЕЖИССЕРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСТОЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕАТРОВ КУЗБАССА 2000-2010 ГГ.)

(Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект N° 11-14-42009) и коллегии Администрации Кемеровской области в рамках научно-исследовательского проекта «Театральное

искусство Кузбасса -2000»).

В центре внимания автора статьи - вопросы современной театральной культуры: функционирование нестоличных театров, художественное руководство труппой. Особое внимание уделено рассмотрению проблемы доминирования приглашенных режиссеров в создании репертуара нестоличных театров.

Ключевые слова: театральная культура, нестоличный театр, художественное руководство, театральная труппа, приглашенный режиссер, репертуар

Natalia Leonidovna Prokopova guest directors in artistic activities not capital theatre (ON the MATERIAL OF THE THEATRES OF KUZBASS 2000-2010)

The focus of the author of the article - issues of modern theatrical culture: operation not capital theatres, artistic direction troupe. Special attention is paid to the problem of domination of invited filmmakers to create playlist not capital theatres.

Keywords: theatrical culture, having theater, artistic direction, a theatre company guest Director, repertoire

В театральной культуре рубежа ХХ-ХХ1 столетий произошли значительные изменения. Они обусловлены и коммерциализацией искусства, и реализацией театральной реформы, и сменой правовой формы театров. Анализ деятельности театров Кузбасса отчетливо свидетельствует о ряде тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие. К ним относится и жизнедеятельность труппы без главного режиссера, и переход обязанностей художественного руководства к директору театра, и создание репертуара посредством приглашенных режиссеров. Задача статьи связана с анализом одной из указанных тенденций и состоит в осмыслении достоинств и недостатков выстраивания художественной политики театра в опоре на приглашенных режиссеров.

Отметим, что названные тенденции в функционировании нестоличных театров отчасти рассмотрены в ряде материалов, опубликованных в последние годы [1]. Однако работ, посвященных художественному руководству нестоличных театров, нет. Вместе с тем, проблема отсутствия главных режиссеров в провинциальных театрах заявляет о себе достаточно настойчиво. И это несмотря на то, что режиссёрская профессия к концу столетия ХХ перестала быть редкой.

Как известно, Петербургский и Московский театральные вузы ежегодно подготавливают выпускников со специализацией «Режиссер драмы». Однако при этом половина из них, как правило, находит свою нишу во многих творческих сферах, но не остаётся в сфере театральной режиссуры. Для большой части выпускников театральных вузов деятельность главного режиссера в нестоличном театре не представляется престижной и, как правило, молодые режиссеры дают согласие лишь на разовые постановки. В начале 2000-х годов эта тенденция стала особенно заметной, на нее указывали и театральные практики, и театральные педагоги. В интервью с режиссёром, художественным руководителем Самарского академического театра драмы им. М.Горького В.А.Гвоздковым находим: «Как правило, сегодня молодые режиссёры не хотят ехать в провинцию, брать на себя ответственность за театр. А ведь только в определённом театре на собственном опыте и по-бедах формируется лидер» [2]. Известный театральный критик и педагог А.М.Смелянский в своей книге, посвящённой жизни русского театра второй половины ХХ века, отмечает, что современные режиссёры не стремятся к созданию своего театра, так называемого театра-дома. Но вместе с тем, А.М.Смелянский находит и оправдание этой тенденции: «Рождение театра-дома» в России - дело чрезвычайно редкое (на весь ХХ век таких театров было, может быть, не больше десятка). В сущности, это событие национальной культуры» [3]. Отсутствие у режиссёров установки на создание своего театра (театра-дома) нашло свое выражение в том, что художественная деятельность большой части нестоличных российских театров существенно изменилась вследствие отсутствия главного режиссера и создания спектаклей режиссерами приглашенными.

Так, за период первого десятилетия XXI столетия лишь в трех из семи театров Кузбасса художественное руководство осуществлялось неизменно одним главным режиссером. Речь идет о Кемеровском театре для детей и молодежи «На Арочной» (режиссер Ирина Латынникова), Областном театре кукол имени Арк. Гайдара (режиссер Дмитрий Вихрецкий), Новокузнецком театре кукол «Сказ» (режиссер Юрий Самойлов). В то время как в остальных четырех театрах Кузбасса на протяжении всего десятилетия (с 2000-2010 годы) должность главного режиссера либо оставалась вакантной, либо

оказывалась занятой краткосрочно (в течение одного-двух сезонов). Например, Новокузнецкий театр драмы с 1997 по 2003 в качестве главного режиссера возглавлял Олег Пермяков, с 2005 по 2007 - Сергей Болдырев, сезон 2008-2009 - Ринат Фазлеев, сезон 2010-2011 - Пётр Шерешевский. Как видим, за период десятилетия (т.е. 2000-2010 гг.) в Новокузнецком театре драмы сменилось четыре режиссера. При этом интересно, что самое длительное пребывание (на протяжении шести лет) в должности «главного» одной персоны относится к периоду рубежа веков - началу десятилетия. В то время как уже начало нового века охарактеризовалось либо отсутствием, либо недолговременным пребыванием режиссеров в этой должности. Так и Р.Фазлеев, и ПШерешевский осуществляли художественное руководство Новокузнецким театром драмы лишь в течение одного театрального сезона.

Другим ярким примером недолговременного служения главных режиссеров в Кузбассе является Областной театр драмы имени А.В.Луначарского. Здесь должность главного режиссера занимает с 20022005гг. Евгений Ланцов, с 2005-2007гг. - она вакантна, с 2007-2008 гг. - Олег Пермяков, с 2009-2010 гг. -Дмитрий Петрунь. В данном случае наиболее длительный период пребывания одной персоны в должности «главного» также относится к первой половине десятилетия, а с 2005 года указанный пост либо вакантен, либо - занят не более двух лет. При этом следует отметить, что нередки случаи, когда главный режиссер принят, однако его реальное присутствие в театре ограничено.

В подтверждение приведем комментарий журналистки О.Штраус относительно особенностей художественного руководства Областным театром драмы имени А.В.Луначарского в 2009-2010 гг.: «В театре произошли серьезные кадровые перемены. Появилась новая должность - режиссер-консультант на должности главного режиссера. Ее занял Дмитрий Петрунь. Сложное название его поста - результат достигнутого мудрого компромисса. Молодой, талантливый и востребованный в столицах Петрунь будет жить в Москве, а в Кемерове бывать наездами. Его задачи: выбор режиссеров на постановки, отслеживание их работ, прием каждого спектакля (за неделю до премьеры)» [4]. Заметим, что указанные задачи (выбор режиссеров на постановки, отслеживание их работ, прием каждого спектакля за неделю до премьеры) лишь часть обязанностей главного режиссера, в зону ответственности которого входят все вопросы, касающиеся художественной политики театра и развития труппы. В связи с этим можно считать, что называемый О. Штраус «компромисс» имеет иное именование. Скорее это результат понимания руководством того, что главный режиссер театру необходим, попытка обмануть труппу, театральную общественность, зрителя и создать иллюзию присутствия художественного лидера. Здесь следует заметить, что прежде чем получить приглашение, связанное с руководством театра в качестве главного режиссера, Дмитрий Петрунь поставил спектакль «Три сестры», хорошо принятый и зрителями, и театральной критикой, и, что особенно важно - самими актерами. Однако все перечисленные факты не изменили транзитную установку Дмитрия Петруня, и решение вопроса о руководстве труппой получило форму указанного выше «компромисса». Формально Дмитрий Петрунь являлся главным режиссером, а по сути - оставался режиссером приглашенным.

Понятие «приглашенный режиссер» наиболее прочно вошло в обиход театральной культуры на рубеже ХХ-ХХ1 столетий. «Приглашенным» называют режиссера, с которым театр заключил гражданско-пра-вовой договор на постановку определенного спектакля за определенную оплату затраченного труда. Пути появления приглашенных режиссеров в нестоличных театрах различны. Если речь идет о постановке новой драмы (в последнее десятилетие проживаемой как экзамен всеми российскими театрами), то здесь действует отлаженный алгоритм установления договорных отношений театра и режиссера. Как правило, в этих случаях имеется посредник, в своем роде - продюсер молодых режиссеров. В настоящее время такой специалист обычно занимается популяризацией новой драмы. Он организует лаборатории и фестивали, на которых молодые режиссеры представляют спектакли. Именно такой посредник чаще всего знакомит директоров нестоличных театров с молодыми режиссерами, которые и приглашаются на постановку. Другой путь встречи труппы и приглашенного режиссера -классический. Режиссер отправляет свое резюме и список пьес, предлагаемых к постановке директору театра. Однако в настоящее время наиболее распространена первая из указанных возможностей знакомства режиссера и нестоличного театра.

Следует отметить, что с момента укрепления в России репертуарного театра, укрепились и позиции художественного руководителя. Однако случаи приглашения на постановку режиссера, не состоящего в штате театра, всегда имели место. Афиша почти каждого театра содержит спектакли, созданные приглашен-ными режиссерами, и нередко они являются ее украшением. Кроме того, встреча с новым режиссером способна обновить творческий дух актеров, повысить уровень их профессиональной культуры. Но все это лишь в том случае, если труппа направляется стабильной и целенаправленной деятельностью главного режиссера. Однако такая ситуация достаточно редка для последнего десятилетия. Так за период 2000-2010 гг. труппа Кемеровского Областного театра драмы

имени А.В.Луначарского работала с 17 приглашенными режиссерами, что наглядно отражено в таблице

1.

Табл. 1.

Спектакли приглашенных режиссеров Кемеровского Областного театра драмы имени А.В.Луначарского

Спектакль Режиссер-постановщик

2002 г.

Н.Птушкина"Пока она умирала" Михаил Ремизов

С.Лобозеров "Семейный портрет с посторонним" Александр Фёдоров

2003 г.

Е.Воробьева "Северная сказка" Игорь Шишкин

Л.Герш "Эти свободные бабочки" Андрей Штейнер

А.С.Пушкин "Граф Нулин" Ф.М.Достоевский "Дядюшкин сон" Засл.арт.России Олег Кухарев

2004 г.

А.Поярков "Маленький" Олег Сологуб

В.Мазаев "Будем живы - свидимся!" Наталья Шимкевич

Р.Куни "Люкс №13" Евгений Зайд

2005 г.

Д.Фонвизин "Недоросль" Нар.арт.России Борис Соловьев

2006 г.

Д.Патрик "Дорогая Памела" Евгений Зайд

И.Шишкин "Благородный разбойник" Игорь Шишкин

Т.Уильямс "Орфей спускается в ад" Нар.арт.России Борис Соловьев

М.Камолетти "Ох, уж эта Анна!" Засл.деятель искусств Лариса Лелянова

2007 г.

К.Людвиг "Примадонны" Идея спектакля - Дмитрий Петрунь, режиссер -постановщик-Даниил Безносов

М.Супонин "Про обманщицу Козу..." Игорь Шишкин

А.Вампилов«Прошлым летом в Чулимске» Павел Зобнин

А.Чехов "Три сестры" Дмитрий Петрунь

2008 г.

Г.Горин "Поминальная молитва" Виктор Прокопов

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик» Дмитрий Вихрецкий

В.Бурмистров "Белый колдун" Марина Никифорова

2009 г.

К.Хэмптон"Опасные связи" Александр Баранников

Таким образом, приглашенными режиссерами создан 21 спектакль. При этом речь идет лишь о спектаклях, оставшихся в репертуаре театра. В среднем за десять лет в течение года ставилось как минимум два спектакля приглашенными режиссерами. Если же пост «главного» оказывался вакантным, то все спектакли создавались приглашенными режиссерами. Ясно, что приглашенный режиссер несет ответственность лишь за тот спектакль, на постановку которого с ним заключен гражданско-правовой договор. При этом, конечно, за дальнейшую судьбу спектакля, за вводы (которые неизбежны), тем более, за художественный рост труппы и творческую судьбу актеров приглашенный режиссер не отвечает. В связи с этим, частая сменяемость «главных» и большое количество приглашенных режиссеров не может ни вызывать тревогу. В соответствии с традициями русского театрального искусства к видам жизнетворчества труппы относится не только период создания отдельного спектакля, но и вся система духовнонравственного воспитания и профессионального совершенствования актеров: беседы, репетиции, тренинги, обсуждения спектаклей и т.д. В отсутствии главного режиссера идея планомерного и непрерывного профессионального совершенствования для труппы обесценивается. Это очень быстро находит свое отражение и на качестве работы актеров в спектаклях, и на усилении негативных эмоциональных тенденций в театре. Не случайно в «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1019-р указано, что такая «тенденция может привести к исчезновению

института художественного руководства, являющегося сущностной составляющей российского репертуарного театра. В этой связи в ближайшие годы усилия государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также театрального сообщества должны быть направлены на поддержку режиссеров, дирижеров и балетмейстеров, готовых не только к постановке отдельных спектаклей в России или за рубежом, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его развитие» [5]. Такое отражение рассматриваемой нами проблемы в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации позволяет верить в возможность перемен. Поскольку упрек в сторону режиссеров, не желающих возглавлять театры, не совсем справедлив.

Нежелание режиссеров поколения рубежа ХХ-ХХІ столетий создавать свой театр-дом имеет достаточно мотиваций. Они связаны как с федеральными, так и с региональными особенностями развития современной культуры, имеют под собой как причины финансового, так и творческого характера. Так, одной из значимых причин сосредоточения режиссерских кадров в столице является наблюдающийся в последнее десятилетие взрыв развития кино- и теле индустрии. В отличие от репертуарного театра, характеризующегося проблемами и финансового, и творческого характера, студии по производству телесериалов располагают рядом преимуществ. Прежде всего, они обеспечивают режиссеру решение его финансовых вопросов: гонорар за создание телесериала несопоставим с гонораром за создание спектакля в репертуарном театре провинции. Вместе с тем, отсутствие у режиссёров мотиваций на создание своего театра (театра-дома) является разрушительной тенденцией современной театральной культуры. В современных условиях, когда театр переживает процесс адаптации к требованиям коммерческой окупаемости своего творческого продукта, наличие главного режиссера выступает в качестве передовой укрепленной позиции, содействующей сохранению традиций русского театрального искусства.

В заключение хотелось бы отметить, что выстраивание художественной политики театра в опоре на приглашенных режиссеров представляется нам тенденцией, вызывающей беспокойство. Возможности статьи не позволяют нам привести анализ спектаклей, поставленных приглашенными режиссерами. Эти спектакли лишь в редких случаях отличают качественный разбор пьесы, подробная работа с актерами, уникальное (в смысле неповторимости замысла) режиссерское решение. В связи с этим, укрепление указанной тенденции способно первоначально привести к существенным изменениям в функционировании театров, а впоследствии - возможно и к схождению на нет существования ряда нестоличных театров.

Литература

1. См.: Прокопова Н.Л., Л.Т.Зауэрвайн Театральная реформа в провинции: тенденции развития

репертуарного театра Кузбасса//Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - М.: ФГУ «Российская государственная библиотека». - 2010.- №5. - С.51-56; Басалаев С. Н. Тенденции режиссуры в Кузбассе на рубеже ХХ-ХХІ веков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований/Кемеровский государственный

университет культуры и искусств.- Кемерово: КемГУКИ, 2011. - № 16/2011. - С.53-60.

2.Сокур Г. Предлагаемые обстоятельства //Театральное дело. - 2005. -январь. - С.13.

3. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины ХХ века. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. - С.261.

4.Штраус О. Новые должности, новые планы // Кузбасс. - 2009. - 5 июня.

5.Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года// Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mkrf.ш/news/mimstry/detail.php?Ю=189532

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.