Научная статья на тему 'Приемы самомотивации в учебной деятельности для студентов аэрокосмического колледжа'

Приемы самомотивации в учебной деятельности для студентов аэрокосмического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING ACTIVITIES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / САМОМОТИВАЦИЯ / SELF-MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшечников Н. Ю., Назарова А. А.

С целью повышения мотивации к учебной деятельности разработаны психотехнические приемы и определены формы информирования студентов об этих приемах на примере работы со студентами Аэрокосмического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SELF-MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY FOR STUDENTS AEROSPACE COLLEGE

In order to increase motivation for learning activities designed psychotechniques and the students of information identified forms of these methods on the example of working with Aerospace college students.

Текст научной работы на тему «Приемы самомотивации в учебной деятельности для студентов аэрокосмического колледжа»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 159.98

ПРИЕМЫ САМОМОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Н. Ю. Горшечников, А. А. Назарова Научный руководитель - Н. А. Антоненко

Аэрокосмический колледж Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

С целью повышения мотивации к учебной деятельности разработаны психотехнические приемы и определены формы информирования студентов об этих приемах на примере работы со студентами Аэрокосмического колледжа.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, психотехнические приемы, самомотивация.

METHODS OF SELF-MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY FOR STUDENTS AEROSPACE COLLEGE

N. Y. Gorshechnikov, A. A. Nazarova, Scientific Supervisor - N. А. АпШ^п^

College of Aerospace Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In order to increase motivation ^ for learning activities designed psycho- techniques and the students of information identified forms of these methods on the example of working with Aerospace college students .

Keywords: training activities, motivation , psycho-techniques, self-motivation .

В современных условиях развития и совершенствования технических средств и технологий задача повышения качества подготовки выпускников средних профессиональных и высших технических образовательных учреждений является достаточно важной. В полной мере это относится и к подготовке студентов для аэрокосмической отрасли [1].

Одним из способов улучшения качества обучения является повышение мотивации студентов к учебной деятельности. Мотивация - это побуждение к действию, вызывающее активность личности и определяющие направление её деятельности [2].

Проблема формирования мотивации у студентов часто рассматривается с позиции активности преподавателя или другого лица в отношении студентов [3-5]. Мы предлагаем рассматривать эту проблему несколько иначе - с позиции активности самого студента.

При проведении опроса студентов 3-х групп Аэрокосмического колледжа об использовании приемов саморегуляции в учебной деятельности был выявлен следующий дополнительный результат. Часть студентов, имеющих преимущественно академическую успеваемость выше среднего, способны замечать ситуативное и сезонное снижение своей мотивации к обучению, могут связать это снижение с разными причинами, а также отмечают влияние мотивации на общий уровень работоспособности. В соответствии с самоотчетами студентов такие состояния могут возникать сезонно - в начале сентября и в конце учебного года, а могут быть связаны с личными событиями в жизни студента. Причем, по самоотчетам студентов можно сделать вывод, что в этот момент они испытывают некоторый дефицит способов самомотивирования, психотехнических приемов, позволяющих настроиться на учебную деятельность, некоторые из опрошенных студентов задумывались о существовании таких приемов и даже пробовали какие-то действия для повышения своей мотивации. Можно говорить о том, что студенты проявляют достаточную активность, чтобы самостоятельно использовать психотехнические приемы повышения своей мотивации.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Психотехники, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, могут стать теми методами, которые могут содействовать успешному выполнению учебных требований и хорошей успеваемости. Психотехнические навыки пригодятся выпускникам и после окончания учебного заведения в их профессиональной деятельности [6].

Мы предлагаем с целью повышения мотивации студентов к учебной деятельности предложить им использовать следующие приемы самомотивирования. Приемы предлагается использовать, когда предстоит выполнить неинтересную, обременительную с точки зрения студента работу.

Прием 1. «Найдите преимущества». Ответьте на следующие вопросы. Какую деятельность вы постоянно откладываете, несмотря на то, что вам необходимо ее выполнить (укажите эту деятельность)? Если вы выполняете, в конце концов, эту работу, то вы находите в ней следующие преимущества (найдите преимущества).

Прием 2. «Сколько времени?» Укажите дело, задание, которое должно быть выполнено, несмотря на то, что вам его совсем не хочется делать. Определите сколько времени в минутах необходимо на выполнение этого задания.

Прием 3. «Первый шаг». Попробуйте мотивировать себя, занимаясь рутинным и надоевшим делом: написанием длинной скучной работы, разработкой презентации, чтением сложной специфической книги, и т. д. следующим образом. Сядьте за стол, возьмите все, что вам понадобится для выполнения работы. Затем сосредоточьтесь на начале; на первом шаге, который вы делаете, приступив к работе. После этого доведите работу до конца.

Прием 4. «Следуйте плану». Напишите себе план на день. Включите в список также те моменты, когда вы будете говорить по телефону, паузы, беседы с друзьями. Выделите дела, которые можно перенести в план на день вперед. Среди оставшихся дел выделите приоритетные, пронумеруйте дела согласно его значимости. Перепишите план начисто, упорядочив дела согласно их иерархии. Начните с первой задачи и работайте до тех пор, пока не закончите. Поставьте отметку, что эта задача выполнена, и тогда переходите к следующей. Оставьте рутинные дела на остаток дня, когда ваша производительность падает. Если вас отвлекают, делайте на бумаге маленькие пометки в тот момент, когда вас отвлекли. Эти заметки помогут вам быстро вернуться к деятельности.

Прием 5. «Положительный итог». Настраивайтесь на положительный итог. Даже если вы потерпели неудачу, обязательно ответьте на вопрос: «Что в этой провальной ситуации я сделал хорошо?»

Прием 6. «Преуменьшайте проблемы». Используйте для этого свое воображение.

Прием 7. «Приступайте к работе сразу». Мотивировать себя - значит просто приступить к работе.

Предлагаем следующие формы информирования студентов о данных приемах самомотивирования: проведение тематических классных часов для студентов колледжа и оформление информационных листовок с представленными приемами.

Библиографические ссылки

1. Использование инновационных образовательных технологий для практико-ориентирован-ного обучения / Р. В. Коваль и др. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы X Всерос. науч.-практ. конф. творческой молодежи. Т. 2 / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 367.

2. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учеб. пособие. М. : Логос, 2006. 184 с.

3. Современные образовательные технологии : учеб пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М. : КноРус, 2010.

4. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2013. С. 160-163.

5. Маркова А. К., Матис Т. А, Орлов А. Б. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / М. : Просвещение, 1990. 192 с.

6. Мацук Н. В., Анохин Н. В. Обеспечение здоровьесберегающей направленности образовательного процесса через его рациональную организацию и применение психотехник // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы IX Всерос. науч. конф. творческой молодежи (8-12 апреля 2013, г. Красноярск) : в 2-х ч. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013. С. 399.

© Антоненко Н. А., Горшечников Н. Ю., Назарова А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.