Научная статья на тему 'Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности'

Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Наталия Алексеевна

В статье представлен опыт создания системы развития литературно-творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности»

УДК 373.3 Субботина H.A.

Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности

В статье представлен опыт создания системы развития литературно-творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Ключевые слова: федеральные образовательные стандарты, коммуникативная компетентность, универсальные учебные действия, социализация младших школьников.

Компетентность и грамотность общения в современном мире - это один из главных факторов успеха в любой сфере деятельности человека.

К моменту поступления ребенка в школу он уже обладает некоторыми коммуникативными и речевыми компетенциями. Коммуникативно-речевой стороне готовности детей к обучению в школе и дальнейшего развития коммуникативной компетентности младших школьников традиционно уделялось большое внимание. С введением ФГОС начального общего образования эта задача становится особенно актуальной. В современной концепции универсальных учебных действий коммуникативность рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, от установления межличностных контактов до сложных видов организации и осуществления совместной деятельности. Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, необходимо рассмотреть основные виды коммуникативных и речевых действий, а затем установить их значимость для достижения целей образования, соответствующих требованиям новых стандартов НОО.

Коммуникативные действия можно условно разделить на три группы в соответствии с тремя основными видами коммуника-

тивной деятельности человека: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

Первая группа - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). В 6-7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Это происходит в общении со сверстниками и педагогами под влиянием столкновения различных точек зрения в игре, школьных занятиях и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей.

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на сотрудничество. Именно совместная деятельность первоклассников с участниками образовательного процесса обеспечивает усвоение общих способов решения любых учебных задач. Главными показателями успешного формирования такой деятельности следует считать умение договариваться, высказывать и аргументировать свое мнение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время спора, проявлять инициативу в трудной ситуации, а также

регулировать и контролировать ситуацию в процессе поиска решения.

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, которые служат средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Л.С. Выготский писал: «Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания». Исходная коммуникативная функция речи - функция сообщения. Поэтому в начальных классах, когда идет процесс бурного развития речи учащихся, необходима организация такой совместной деятельности, которая поможет каждому ученику отображать в речевой форме все совершаемые действия, свои чувства, мысли, а также совершать планирование, контроль и оценку своей деятельности. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т.е. усвоения соответствующих действий, как предметного, так и метапредметного содержания, а также развития необходимых навыков рефлексии. Это одни из важнейших показателей развития данного коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.

В данной статье будут рассмотрены лишь некоторые аспекты решения задачи формирования коммуникативной компетентности младших школьников, а именно начальных коммуникативных умений. Речь пойдет о приемах, позволяющих развивать литературно-творческие способности учащимися начальных классов и, как следствие, совершенствовать их речевые высказывания. Для учащихся первого класса разработан и опробован на практике курс внеурочной деятельности «Литературное творчество и развитие речи». Его цель - общее развитие личности первоклассника путем развития ее отдельных качеств, таких как речь, коммуникативные способности, способность мыслить

нестандартно и смело, умение организовать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия путем развития отдельных функций мозга, моторики, изобразительных навыков и театрального мастерства. Занятия сочинительского характера, т.е. собственно литературное творчество, на занятиях с первоклассниками не являются обязательными для выполнения всеми детьми. Желание сочинять должно стать естественным стремлением. А вот хорошая речь в первую очередь важна ребенку данного возраста. Если первоклассник хорошо говорит, это значит, что он:

1) достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире;

2) умеет думать, способен понятно выразить свою мысль и отстоять свое мнение;

3) легко устанавливает контакт с другими детьми и взрослыми.

Это как раз то, что необходимо первоклассникам, чтобы они почувствовали себя в школе комфортно, чтобы легко включились в процесс обучения различным предметам, достигая высоких личностных и метапред-метных образовательных результатов.

Особое место среди используемых мной средств занимает прием творческого рисования для развития фантазии, воображения, нестандартного взгляда на мир. Этот вид деятельности особенно близок детям первого года обучения в школе. Всем известно, с каким удовольствием первоклассники выполняют иллюстрации к литературным произведениям, придумывают картинки-загадки, собственные ребусы, несложные изографы. Расширяя предметные области знаний, в рамках творческого рисования дети выполняют рисунки на темы предметов школьной программы: «Текст», «Ударение в слове», «Одно-коренные слова», «Уравнение», «Решение задачи». Этот же прием мы используем при организации рефлексивной деятельности по итогам четверти или после внеклассных мероприятий и коллективных творческих дел,

а также для создания личностных продуктов по направлениям программы воспитания и социализации класса: «Кодекс общения в картинках», «Рецепты в картинках», комиксы на темы школьной жизни и т.д.

Отдельно можно выделить игру с условным названием «3х3» и «4х4». Дети чертят квадрат с 9 или 16 клетками. Учитель диктует 9 или 16 слов в быстром темпе. Ребята выполняют зарисовки «графического образа» каждого слова - любые знаки, рисунки, схемы, нельзя только записывать само слово. После окончания работы дети восстанавливают продиктованные слова, записывая их по порядку.

Постепенно в литературно-творческую деятельность первоклассников включаются новые виды заданий: упражнение на подбор рифмы «У арбуза всюду пузо...», тренировка ритмичности в виде создания картинок-закономерностей, литературные пазлы «Сможешь ли ты сам слова расставить по местам?» и «Строчка, знай свое место», а также продуктивные творческие работы «Добавь не более двух строк, чтоб получить смешной стишок.» и «Я встретил собаку.» (по Майклу Розену).

В заключение приведем некоторые примеры литературных произведений, сочиненных первоклассниками.

Занятие «Разноцветные сказки»:

1. Красная сказка.

Жил в Красном море маленький красный рак. И был у него в красных кораллах красный домик. Однажды посмотрел рак на небо и ахнул. В небе были розовые облака и красное солнце на закате дня. Так захотелось раку наверх, ближе к небу! Но он не мог, потому что был очень маленький! (Мрыхина Дарья)

2. Синяя сказка.

Жила-была бабочка над синей рекой. Ее звали Синюша. Была эта бабочка волшебной, она летала, не двигая крыльями.

Однажды летела Синюша над своей синей рекой и увидела что-то странное. Река была

беспокойной и стала еще синее. Бабочка подлетела поближе и увидела синего кита. Она так испугалась, что не успела отлететь, когда кит выпустил свой фонтан.

Бедная Синюша промокла. Она не могла лететь дальше. Ветерку стало жаль Синюшу, он взял ее в синие руки и понес к берегу. Ветерок аккуратно положил Синюшу на маленький цветок. Крылышки у бабочки были очень мокрые, но цветочек нежно окутал их. И так они уснули.

А утром, когда проснулись, бабочка была уже сухой и веселой. Только цветочек стал другим. Его лепестки стали синими, как крылышки у бабочки! (Авдалян Катрин)

Занятие «Моя осень»:

Наступает осенняя пора, Разбежалась повсюду цветная листва, Птички рябину клюют, А некоторые улетают на юг. Лето прошло, холода идут, Скоро медведи в берлоге заснут... (Янева София)

Осень золотая. Тихий лист Опадает плавно С веток вниз. Нарядились зайчики В беленькие шубки. Белки приготовили Орехи в скорлупках. Положили запасы в дупло. На сердце спокойно. Светло.

(Кулакова Анна)

Жил-был ручеек, И была у него мама-река. Но однажды пришли холода. Загрустил ручеек, беда! И замерзла в реке вода, И застыл ручеек навсегда... (Хомутова Софья)

занятие «Познакомьтесь, это я!»:

Это я. Это я! Посмотрите на меня! Я красива. Я любима. Я умна, трудолюбива! И добра я всем желаю, Кого в жизни повстречаю. (Полсенова Полина)

занятие «грустный дождик»:

Мой тигренок громко плачет, И ему не нужен мячик,

Потому что мокнут крыши,

Потому что дождик вышел.

Дождь не любит мой дружок!

(Артюхова Виктория)

Считаем, что это интегративный показатель развития творческого потенциала детей, образного восприятия ими окружающего мира и самих себя в этом мире, а также владения коммуникативными умениями в процессе начального формирования их коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.