Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА'

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА / РАБОТА С ТЕКСТАМИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ПОДСТИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарикова Дарья Сергеевна

В статье уточняется ключевое понятие «информационная культура личности», а также подчеркивается актуальность исследования этой темы, которая обусловлена реалиями современного информационного общества и негативным влиянием информационной среды на сознание школьника. Выявлены и описаны причины, на основании которых школе необходимо решать вопрос формирования информационной культуры обучающихся, а учителю-словеснику последовательно и целенаправленно внедрять в образовательный процесс различные приемы работы с информацией. Умения, характеризующие сформированность информационной культуры личности, связаны с умениями, приобретаемыми школьниками в процессе изучения научно-популярного подстиля. Анализ характеристик научно-популярного подстиля, поиск возможных вариантов организации работы с текстами социально значимой тематики на уроках русского языка подтверждает нашу гипотезу о возможных путях формирования информационной культуры школьника. Все это дает возможность учителю русского языка организовать работу, направленную на формирование информационной культуры школьников в процессе изучения научно-популярного подстиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES OF WORKING WITH POPULAR SCIENTIFIC TEXTS AS A METHOD OF FORMING PUPILS' INFORMATION CULTURE

The key term “personal information culture” is defined in the article, the relevance of this research topic caused by the realia of the modern information society and negative effects of informational environment on pupils minds is highlighted. The reasons for the necessity of forming the pupils’ information culture during school years are mentioned, as well as the reasons for the consistent and focused integration of the methods of working with information in the educational process that should be carried out by Russian language teachers. The skills typical for a person of information culture are connected with the skills acquired during studying popular scientific texts. The analysis of popular scientific text characteristics and the search for possible ways of working with socially valuable texts confirm the ideas of possible ways of forming personal information culture. All this enables a Russian language teacher to organize the work aimed at forming pupils' information culture while studying popular scientific texts.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ■ ТЕХНОЛОГИИ■

УДК 371.32:811.161.1

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-171-178

ББК 74.268.19=411.2

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Д. С. Жарикова

Аннотация. В статье уточняется ключевое понятие «информационная культура личности», а также подчеркивается актуальность исследования этой темы, которая обусловлена реалиями современного информационного общества и негативным влиянием информационной среды на сознание школьника. Выявлены и описаны причины, на основании которых школе необходимо решать вопрос формирования информационной культуры обучающихся, а учителю-словеснику последовательно и целенаправленно внедрять в образовательный процесс различные приемы работы с информацией. Умения, характеризующие сформированность информационной культуры личности, связаны с умениями, приобретаемыми школьниками в процессе изучения научно-популярного подстиля. Анализ характеристик научно-популярного подстиля, поиск возможных вариантов организации работы с текстами социально значимой тематики на уроках русского языка подтверждает нашу гипотезу о возможных путях формирования информационной культуры школьника. Все это дает возможность учителю русского языка организовать работу, направленную на формирование информационной культуры школьников в процессе изучения научно-популярного подстиля.

Ключевые слова: информационная культура личности, работа с информацией, информационный поток, формирование информационной культуры школьника, работа с текстами научно-популярного подстиля.

TECHNIQUES OF WORKING WITH POPULAR SCIENTIFIC TEXTS AS A METHOD OF FORMING PUPILS' INFORMATION CULTURE

D. S. Zharikova

Abstract. The key term "personal information culture" is defined in the article, the relevance of this research topic caused by the realia of the modern information society and negative

© Жарикова Д. С., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

effects of informational environment on pupils' minds is highlighted. The reasons for the necessity of forming the pupils' information culture during school years are mentioned, as well as the reasons for the consistent and focused integration of the methods of working with information in the educational process that should be carried out by Russian language teachers. The skills typical for a person of information culture are connected with the skills acquired during studying popular scientific texts. The analysis of popular scientific text characteristics and the search for possible ways of working with socially valuable texts confirm the ideas of possible ways of forming personal information culture. All this enables a Russian language teacher to organize the work aimed at forming pupils' information culture while studying popular scientific texts.

Keywords: personal information culture, kinds of work with information, informational flow, forming pupils' information culture, working with popular scientific texts.

В последнее время специалисты разных областей знания занимаются исследованием проблемы формирования информационной культуры. В научный обиход был введен термин «информационная культура личности». Это «<...> одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий» [1; 2], - пишут отечественные ученые Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубец, Ю. В. Уленко.

Благодаря исследованиям таких ученых, как А. В. Кириленко, Н. Б. Зиновьева, А. Н. Дулатова, имеется возможность более точно сформулировать определение ключевого понятия информационной культуры. Эта проблема возникла в связи с переходом нашего общества в статус информационного, что произошло отчасти спонтанно, а частично в результате целенаправленного создания особой среды (см.: программа ЮНЕСКО «Информация для всех»). В результате в современном цифровом обществе появились новые социальные роли и ориентиры, формы коммуникации, информационные технологии, беспрерывный процесс обновления информации, а также

свободный доступ к ней. Но несмотря на обилие и доступность материалов, в то же время общество столкнулось с информационным кризисом, который проявил себя с двух сторон: в несовершенстве информационной среды и несформированности человеческих навыков работы с информацией, то есть отсутствия информационной культуры личности. Информационная среда не может быть идеальной, и это обусловлено рядом причин, среди которых:

• избыточность материалов в свободном доступе;

• ложная информация по причине ее непроверенности, искажения, низкого качества;

• многократное повторение одного и того же материала;

• несоответствие информации поисковому запросу;

• «информационный шум»;

• «паразитная» информация;

• манипулятивная информация.

Несмотря на негативные проявления, сопутствующие развитию информационного общества, современный человек уже не может чувствовать себя удовлетворенным за пределами информационного поля, так как потребность в получении знаний переросла в жизненно важную составляющую, а недостаточная информированность вызывает у него серьезный дискомфорт. Информационная деятельность вместе с информационным

мировоззрением, информационным поведением и информационной компетентностью, как показало исследование М. Х. Хайбулаева и С. Х. Исламовой, являются составляющими компонентами информационной культуры. Она, в свою очередь, обеспечивает осознанное потребление информации, предполагает постановку целей и задач по поиску информации, реализации их с помощью возможных механизмов, технологий и ресурсов, интерпретацию и использование найденных материалов.

Методика преподавания русского языка чутко реагирует на эти вызовы времени. Опора на методические труды М. Т. Баранова [3] по методике обучения лексике, на исследования А. Д. Дейкиной [2], посвященные реализации аксиологического (ценностного) подхода в преподавании русского языка, помогает в решении острого вопроса формирования информационной культуры школьника.

Обучая школьника навыкам работы с учебно-научной информацией, учитель-словесник помогает ему научиться не только ориентироваться в растущем информационном потоке, но и ограждать себя от словесного манипулирования и давления информационного общества, которое может приводить к психическим расстройствам и зависимости. На наш взгляд, задача любого педагога-словесника - предоставить материал в достаточном объеме, обучить школьников - детей «поколения 7» и «поколения Альфа» [4, с. 113-114] способам правильной работы с информацией. Освоив различные инструменты работы с информацией, школьник, оказавшийся в глобальной информационной среде, будет уверенно работать с информационным потоком, не теряя устойчивости и сохраняя свое психическое здоровье. Успешная информационная деятельность школьника, а затем и студента - это не только залог его будущей профессиональной и личной реализации, но и стрессоустойчивости.

Современному обществу необходимо, чтобы в учебном процессе соединялись обучение и воспитание личности, способной

осуществлять информационную деятельность рационально и грамотно, накапливать полученную информация и представлять ее в традиционных и инновационных формах. Школе в ответ на запрос общества необходимо организовать образовательный процесс по русском языку с учетом трех аспектов:

а) социального, подчиняющего информационную деятельность нуждам коммуникации и жизни школьника в обществе;

б) технологического, обучающего информационным технологиям;

в) психологического, организующего эффективную и безопасную для психического здоровья информационную деятельность.

Помимо острой потребности социума в квалифицированных специалистах, умеющих работать с информацией, у школы есть весомые аргументы в пользу необходимости формирования у молодого поколения информационной культуры. Учителю русского языка целесообразно включать в образовательный процесс работу по формированию информационной культуры школьника по трем причинам, среди которых выделим приоритетные:

1) научить эффективно искать, воспринимать, накапливать, передавать и преобразовывать информацию, а это обеспечит успешную учебную и профессиональную деятельность;

2) сформировать информационную культуру личности, которая оберегает человека от неврозов, вызванных избыточностью, а также неполнотой или дефицитом информации, о чем пишут в учебном пособии «Информационная культура личности» А. Н. Дулатова и Н. Б. Зиновьева [4];

3) развить навыки строгого и взыскательного отбора и выявления некачественных источников и «паразитной» информации, что сохранит нравственные ценности и ориентиры человека, будет способствовать его воспитанию.

Развитая информационная культура, являясь частью общей культуры человека, служит ему в познавательном, здоровьесбере-гающем и духовно-нравственном аспектах.

Учителю-словеснику, на наш взгляд, нельзя не воспользоваться широкими возможностями своего учебного предмета, который благодаря текстовой составляющей отсылает школьника к работе с информацией чаще многих других школьных дисциплин. Полагаем, что учителю русского языка целесообразно систематически формировать информационную культуру обучающегося, и ему необходима методическая поддержка, чтобы организовать работу в этом направлении.

Программа по русскому языку частично обогащена заданиями по поиску, отбору и преобразованию учебно-научной информации. Привычные всем школьникам задания по определению основной мысли текста, его ключевой идеи, делению на микротемы, постановке проблемы, дополнению текста, изложению, подробному, краткому или выборочному пересказу воспитывают внимательное, ответственное, ценностное [2] отношение к информации. Но этого, на наш взгляд, недостаточно, так как показатели сформированной информационной культуры обширнее, чем представляется на первый взгляд.

Педагог Е. Т. Булгакова в учебном пособии «Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста-гуманитария» [3] опирается на исследования В. Л. Бройдо, который относит к определению уровня сформированности информационной культуры следующие компоненты: работа с различной информацией, владение основами переработки информации, понимание особенностей информационных потоков своей области знания, извлечение информации из различных источников, представление ее в разных формах, использование информации, владение информационными технологиями и техническими возможностями. Как мы видим, уровень информационной культуры современного человека достаточно высок, поэтому целесообразно воспитывать у подростка умения взаимодействовать с информационным пространством как можно раньше, в сензитив-ный период 5-6-го классов. Школа не имеет права упускать возможность формировать

информационную культуру ученика. Ответственное отношение к организации процесса приобретения необходимых информационных компетенций школьником позволит выпускнику школы к моменту обучения в высшем учебном заведении успешно справляться с учебными задачами и серьезным, возрастающим год от года потоком информации, усваивать общепредметные и специальные знания. Актуальность проблемы воспитания у школьников информационной культуры стала очевидной в современных условиях пандемии, когда получили стремительно развитие дистанционные технологии и уроки русского языка проводятся преимущественно в режиме видеоконференции.

Школьный курс русского языка уникален своей разнонаправленностью и мно-гоаспектностью, он включает работу по совершенствованию грамматических, правописных, а также речевых навыков, видит своей приоритетной целью формирование у школьника грамотной речи и письма, а также его успешную коммуникативную деятельность. В ней содержатся работы разного плана: задания по работе с текстом, поиску информации, подготовке публичных выступлений, письменные упражнения, текстовые задания, творческие работы. Но обучающие и воспитательные задачи учителя-словесника настолько глобальны, что нужно обогащать школьный курс новыми заданиями, включать в уроки новые виды работ, обогащать новыми приемами методическую палитру урока русского языка. Раздел «Стилистика русского языка» содержится в любом учебно-методическом комплексе, практически каждая программа по русскому языку предполагает изучение стилей и типов речи, но учителя редко задумываются, что данный раздел может служить опорой для формирования информационной культуры школьника. Опираясь на исследование А. В. Уразовой, вслед за ней перечислим умения, характеризующие сформированность информационной культуры человека [5, с. 156].

1. Умение осмысливать и формулировать свои информационные запросы.

2. Готовность и умение оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный выбор.

3. Свободная навигация в информационном потоке.

4. Знание и самостоятельное использование на практике алгоритмов работы с информацией.

5. Способность создавать, хранить и распространять информацию.

6. Использование информации в разнообразных познавательных и жизненно-практических ситуациях.

Если глубоко проанализировать перечисленные умения, учителю-словеснику станет ясно, что ряд этих тезисов вписывается в работу с разделом «Стилистика». Особенно гармонично встраивается процесс выработки этих умений в изучение научно-популярного подстиля.

Продемонстрируем, какие имеются возможности в области формирования информационной культуры школьника в процессе работы с текстами научно-популярного подстиля (табл. 1).

Как видно из табл. 1, умения, демонстрирующие высокий уровень сформированно-сти информационной культуры, будут актуальны при изучении научно-популярного подстиля на уроках русского языка. Более того, многие виды работ, применяемых учителями русского языка на уроках, уже содержат отдельные элементы работы с информацией. На наш взгляд, очевидны такие положения:

1. Умения, к формированию которых стремится педагог-словесник, чтобы обучить информационной культуре или изучить вместе со школьниками научно-популярный подстиль, пересекаются.

2. Целенаправленная работа с научно-популярными текстами на уроках русского языка способствует формированию информационной культуры школьника.

3. Содержащихся компонентов работы на уроке русского языка с научно-популярным подстилем, которые формируют информационную культуру школьника, на наш взгляд, недостаточно.

4. Требуется осознанное отношение учителя-словесника к формированию информационной культуры школьника и методическое сопровождение, создание комплекса упражнений по изучению научно-популярного подстиля.

Осознанное отношение к формированию информационной культуры школьника предполагает ответственную позицию учителя и активную позицию ученика. Педагог-словесник, являясь образцом и носителем информационной культуры, через все уроки должен лейтмотивом проводить идею о ценности информации, жизненно важной необходимости грамотно работать с ней; знакомить школьников с информационным миром, включающим разнообразие источников, которые важно классифицировать и выбирать из них нужные, а также владеть способами обработки этой информации. Уроки по стилистике формируют представление о функциональных стилях и их проявлениях в речи. Современный мир обязывает учителя русского языка обращать внимание школьников на информационное ядро текста любого стиля, на способы работы с этим ядром, а также на пути поиска материала нужного стиля. Работа с текстами научно-популярного подстиля -один из ценнейших процессов, поскольку он формирует отношение школьнику к тексту научно-популярного подстиля как к источнику информации любой предметной области, иными словами, обучающийся в случае дефицита информации по любому школьному предмету может обратиться к материалу научно-популярного подстиля и найти необходимую информацию. Задача учителя русского языка - устранить неуверенность и растерянность школьника, которые могут появиться на любом этапе продвижения к получению знаний, довести до высокого уровня операции по определению цели, источника, восприятию, отбору и использованию информации. Поэтому в процесс изучения научно-популярного подстиля учителю-словеснику следует включить такие компоненты: • знакомство с научно-популярными материалами разных жанров;

Таблица 1

Обоснование актуальности информационной культуры школьника в контексте работы с текстами научно-популярного подстиля

Умения, характеризующие сформирован-ность информационной культуры человека (по А. В. Уразовой) Актуальность формирования информационной культуры школьника в процессе работы с текстами научно-популярного подстиля

1 Главная цель обращения школьника к тексту научно-популярного подстиля — желание получить необходимую информацию. В школе обучающийся еще не в силах воспринимать тексты научного стиля в силу высокой концентрации научной информации, узкоспециальной лексики, ориентации на читателя-профессионала. Поэтому основным источником научных знаний для школьника служит познавательный текст в научно-популярном журнале, энциклопедии или справочнике. Чаще всего обучающиеся обращаются к доступным электронным источникам: интернет-энциклопедиям, журналам по онлайн-подпи-ске, что требует предварительного осмысления и правильного формулирования запроса. Грамотно составленный запрос даст школьнику ожидаемый результат и удовлетворит его потребности.

2 Школьнику приходится выбирать научно-полярные источники не только по форме (электронный\печатный), но и по жанру (периодическое издание\ справочник\ энциклопедия). Правильная ориентация в разнообразии источников предваряет формирование запроса и является ключевым звеном в поиске информации.

3 В процессе изучения научно-популярного подстиля это умение, скорее, характеризуется в стилистическом ключе, нежели в информационном. Подразумевается, что школьнику нужно хорошо понимать характеристики и особенности текста научно-популярного подстиля, отделяя в информационном потоке материал научно-популярного подстиля от публицистического стиля или собственно-научного (монографического) подстиля. Безошибочное выделение научно-популярных источников среди других стилистических разновидностей экономит время и бережет силы ученика.

4 Научно-популярный подстиль отличается высокой информативностью и содержательностью по сравнению, например, с художественным стилем. Поэтому пункты 4, 5 и 6 не требуют дополнительного пояснения, кроме упоминания о том, что материал, полученный из научно-популярных текстов, должен быть грамотно, по отработанным алгоритмам проработан и использован школьником с пользой.

5

6

• представление источников научно-популярных текстов в печатной и электронной форме;

• выделение определенных характеристик научно-популярного подстиля (содержательность, информативность, доказательность, логичность, ясность изложения) с целью формирования представления о

текстах научно-популярного подстиля как универсальном источнике информации;

• задания по поиску и представлению информации, полученной в научно-популярном тексте, исследовательская и творческая работа с текстами.

Продемонстрируем на конкретном примере возможности, которые имеются у

педагога-словесника для формирования информационной культуры школьника -учащегося 6 класса в связи с Днем словарей и энциклопедий (22 ноября).

«Словарь русского языка» и его составитель

Кто ни разу в жизни не пользовался «Словарем русского языка» Сергея Ивановича Ожегова? Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, не держал в руках объемистый том в 1000 страниц.

«Словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова начал свою жизнь в 1949 году. За эти годы словарь издавался и переиздавался более 50 раз. Сейчас он содержит около 70 тысяч слов и выходит в свет каждые 2-3 года, а это позволяет современным лингвистам регулярно вносить в него изменения и дополнения. Именно поэтому словарь не устаревает.

Толковый словарь намного пережил своего творца и составителя, одного из крупнейших ученых-лексикографов ХХ века, профессора Сергея Ивановича Ожегова.

К справочнику, составленному знаменитым языковедом, обращаются инженеры и учителя, писатели и журналисты, актеры, ведущие радиопередач и телевизионных программ, студенты и школьники. Словарь С. И. Ожегова стал настольным пособием для тех, кому дорог и нужен русский язык. (150 слов) (По Л. И. Скворцову) [6, с.106]

Задание:

1. Объясните значение словосочетания настольное пособие.

2. Подберите синонимы к слову лингвист.

3. Найдите в тексте и прочитайте риторический вопрос.

4. Составьте план данного текста.

5. К какому стилю относится этот текст? Ответ аргументируйте.

6. Перескажите текст устно.

7. Используя черновик, напишите подробное изложение, затем допишите концовку ответом на вопрос: В чем причина долговечности словаря С. И. Ожегова? Почему этот справочник не устаревает и сегодня так же популярен, как много лет назад?

8. Из различных достоверных источников подберите научно-популярную информацию для написания сочинения-миниатюры об известных вам словарях и их составителях (В. И. Даль, Д. Н. Ушаков и др.).

Примечание: выписать на доске имена собственные и числительные.

Уроки развития речи и стилистики, наполненные работой с информацией из научно-популярных источников, не только обогащают школьника предметными и ме-тапредметными знаниями, но и развивают информационную культуру, формируют необходимые навыки, которые в перспективе помогут в успешной профессиональной реализации, в саморазвитии и становлении школьника как языковой личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 516 с.

2. Десяева Н. Д., Арефьева С. А. Стилистика современного русского языка. М.: Академия, 2008. 271 с.

3. Булгакова Е. Т. Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста-гуманитария // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2006. № 4 (17). С. 22-28.

4. Дулатова А. Н., Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: учеб.-метод. пособие. М.: Либерея-бибинформ, 2007. 176 с.

5. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: моногр. М.: МПГУ, 2019. 212 с.

6. Романова О. Ю. Стилистика русского языка: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2008. 277 с.

7. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

8. Янченко В. Д. Курс методики обучения русскому языку в связи с развитием цифровых образовательных технологий // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МШУ: материалы междунар. науч.-практ. конф. (2-3 окт. 2020) / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина [и др.]. М.: МПГУ, 2020. С. 112-119.

9. Уразова А. В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. 2010. № 6. С. 154-158.

10. Янченко В. Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. М.: Вербум-М, 2002.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gendina N. I., Kolkova N. I., Starodubova G. A., Ulenko Yu. V. Formirovanie informatsionnoy kultury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoy distsipliny. Moscow: Mezhregionalnyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva, 2006. 516 p.

2. Desyaeva N. D., Arefyeva S. A. Stilistika sovremennogo russkogo yazyka. Moscow: Akademiya, 2008. 271 p.

3. Bulgakova E. T. Informatsionnaya kultura kak sostavlyayushchaya professionalnoy kultury budushchego spetsialista-gumanitariya. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2006, No. 4 (17), pp. 22-28.

4. Dulatova A. N., Zinovyeva N. B. Informatsionnaya kultura lichnosti: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Libereya-bibinform, 2007. 176 p.

5. Deykina A. D. Aksiologicheskaya metodika prepodavaniya russkogo yazyka: monograph. Moscow: MPGU, 2019. 212 p.

6. Romanova O. Yu. Stilistika russkogo yazyka: ucheb.-metod. posobie. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo gos. un-ta, 2008. 277 p.

7. Baranov M. T. Metodika leksiki i frazeologii na urokakh russkogo yazyka: ucheb. posobie. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 191 p.

8. Yanchenko V. D. Kurs metodiki obucheniya russkomu yazyku v svyazi s razvitiem tsifrovykh obrazovatelnykh tekhnologiy. In: Deykina A. D., Yanchenko V. D., Levushkina O. N. et al. (eds., comps.) Sovremennye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka: K 60-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya russkogo yazyka MPGU. Proceedings of international scientific-practical conference (2-3 Oct. 2020). Moscow: MPGU, 2020. Pp. 112-119.

9. Urazova A. V. Informatsionnaya kultura lichnosti i informatsionnaya kultura obshchestva v Rossii. Vestn. Stavropolskogo gos. un-ta. 2010, No. 6, pp. 154-158.

10. Yanchenko V. D. Zanimatelnoe puteshestvie po stranitsam istorii russkoy lingvisticheskoy nauki. Moscow: Verbum-M, 2002.

Жарикова Дарья Сергеевна, аспирант кафедры методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет

e-mail: dafnamolchanova@mail.ru

Zharikova Daria S., PhD Post-graduate student, Methodology of teaching Russian department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: dafnamolchanova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2020 The article was received on 01.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.