Научная статья на тему 'Приемы психологического воздействия СМИ на телеаудиторию с помощью выпусков новостей в России и Латинской Америке'

Приемы психологического воздействия СМИ на телеаудиторию с помощью выпусков новостей в России и Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NEWS / VIEWER / TELEVISION / PSYCHOLOGICAL EFFECTS / MANIPULATION / LATIN AMERICA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хачатрян К.Э.

В данной статье рассматриваются приемы психологического воздействия на телеаудиторию с помощью выпусков новостей в России и Латинской Америке. Автором произведен анализ приемов психологического воздействия на примере деятельности журналистов России и Латинской Америки. В работе проведена параллель между ними. На основе полученных данных автор статьи делает вывод об эффективности методов психологического воздействия на телевидение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article observes the methods of psychological influence on television audience with the help of news in Russia and Latin America. The author analyzed methods of psychological impact on the example of the activity of journalists in Russia and Latin America. A parallel was drawn between them in his work. Based on the received data, the author of this article makes a conclusion about effectiveness of the methods of psychological influence on the television.

Текст научной работы на тему «Приемы психологического воздействия СМИ на телеаудиторию с помощью выпусков новостей в России и Латинской Америке»

УДК 002.304

Педагогические науки

Хачатрян К. Э., студентка 1 курса магистратуры, факультет «Журналистика» Российский государственный гуманитарный институт

Россия, г. Москва

ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА ТЕЛЕАУДИТОРИЮ С ПОМОЩЬЮ ВЫПУСКОВ НОВОСТЕЙ В РОССИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются приемы психологического воздействия на телеаудиторию с помощью выпусков новостей в России и Латинской Америке. Автором произведен анализ приемов психологического воздействия на примере деятельности журналистов России и Латинской Америки. В работе проведена параллель между ними. На основе полученных данных автор статьи делает вывод об эффективности методов психологического воздействия на телевидение.

Ключевые слова: новость, зритель, телевидение, психологическое воздействие, манипуляция, Латинская Америка.

Annotation: The article observes the methods of psychological influence on television audience with the help of news in Russia and Latin America. The author analyzed methods of psychological impact on the example of the activity of journalists in Russia and Latin America. A parallel was drawn between them in his work. Based on the received data, the author of this article makes a conclusion about effectiveness of the methods of psychological influence on the television.

Key words: news, viewer, television, psychological effects, manipulation, Latin America.

В своих научных трудах автор У. Хачтен дал определение тезису «новости»: «Новость, как необходимое знание для общества, включает в себя огромное количество компонентов, что отличаются от пустой болтовни, историй с пикантными подробностями, сплетен и, в особенности, ссор и интриг, хотя они и способны включать в себя задатки новостей, но к несчастью, постоянно вовлекаются в новостные повестки. Новость олицетворяет собой длительную, увлекательную историю; то, что кажется новостью для одного индивида, для второго может оказаться увлекательным досугом, случайным посещением музы, программой пропаганды или средством отвлечения» [1, с. 258].

Журналист и медиаменеджер О. Б. Добродеев отмечает в своих работах, что новость, как раз и является тем самым ярким отличием настоящего дня от прошлого.

Ученый Эверетт Дэнндо в своем произведение «Беседы о масс-медиа» расписывает базовые параметры, что чаще всего имеют применение в зарубежных медиакомпаниях для формирования новостей: новизна, конфликтность, катастрофа, триумф, знаменитость, последствие какого-то события, сильный человеческий интерес и территориальная близость [2, с. 384].

Благодаря анализу деятельности больших и известных телеканалов, удается увидеть, как большая часть из них придерживается данных рекомендаций. Достаточно изучить опыт знаменитого канала «НТВ». Руководители данного канала акцентируют внимание не на объективные новости и факты, а направляют все силы на подачу и комментирование самого события. Каналу важна харизма и личность самого корреспондента, и они ставят на этот фактор большой акцент. Им важно вызвать у зрителей нужные им эмоции. Гнев, тоску или же наоборот радость.

Другие телевизионные компании делают упор только на несколько пунктов из этого перечня, относясь к своему контенту, более избирательно.

Стоит отметить, что на восприятие новостного контента в различных кругах имеет влияние и уровень образованности аудитории, ее просвещенность в той или иной сфере, возраст и даже гендерный признак.

Образованная часть населения, обычно, желают обладать максимальным количеством информации и пытаются, как можно чаще пополнять свои ресурсы знаний. Подобное явление многие ученые Запада называют «гипотезой разрыва в знаниях» [4, с. 106].

Данная теория рассказывает о том, что зритель, обогащенный информационными ресурсами всегда стремиться стать еще более образованным, в отличие от того, кто не желает перегружать себя новым объемом знаний. Затрагивая часть женской аудитории телевидения, то в этом случае нужно подчеркнуть, что слабый пол в силу своей эмоциональной чувствительности легче воспринимают те новостные сюжеты, в которых лидирует эмоциональный окрас или, например, когда в новостях содержаться яркие образы. Показ сюжетов, воздействующих на зрительскую память, -выражения потерпевших людей от какой-то конфликтной ситуации, раненные солдаты, показ детей и т.д. - будут лучше запоминаться и усваиваться женщинами. Более того, согласно автору, подобные новости будут «заставлять» зрителей из числа женщин смотреть программы, где были показаны такие образы, гораздо чаще.

По мнению Зигмунда Фрейда и с помощью его исследований, было выявлено, что психика любого человека представляет собой две сферы сознательного и бессознательного, которые противостоят друг другу.

Если акцентировать внимание на психологическое воздействие СМИ на зрителей посредством выпуска новостей, то можно сделать следующий вывод, что благодаря знаниям в сфере психологии, возможно, не только расширить зрительскую аудиторию собственного канала, но и максимально поднять его рейтинг, заставляя адресата смотреть именно это СМИ.

По мнению автора научно-исследовательской работы, главная цель профессии журналиста является не только в добыче доступной и интересной

информации до аудитории, но и в подаче этой новости в таком формате, чтобы сюжет остался у него в памяти, и он желал поделиться увиденным с другими людьми.

Автору научноисследовательской работы импонирует точка зрения совет ского психолога П.В. Симонового, в своих трудах он утверждает о том, что сознание оперирует знанием и существует возможность ее передачи другому человеку, например, превратиться в всеобщее достояние общественности и его индивидов. Подсознание же наоборот, согласно трудам П.В. Симонового является для человека защитником сознания от всевозможных моральных перегрузок [6, с. 18].

К подобной точке зрения относятся такие тезисы, как «голос совести» или «веление сердца», когда новостной материал воздействует на аудиторию настолько сильно, что зритель полностью подвластен влиянию оратора и готов слушать и у него возникает высокий уровень доверия к нему. В качестве примера можно привести таких ведущих, как Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев, Сергей Брилев (телеканал «Россия»), Микаела Васкез («Fans En Vivo», Хорхе Махьо («Fans En Vivo», «ATV»), Ирада Зейналова («Первый канал») и др. Данные журналисты, помимо того, что делают свое ремесло качественно и профессионально. Они еще верстают программу таким образом, чтобы лучше воздействовать на зрителя, держа его в напряжении и создавая эффект эксклюзивности в своих информационных сюжетах и комментариях.

Таким образом, если в эфире журналист активно апеллирует к эмоциям своего зрителя, то зритель ловко поймается на «крючок», подброшенный потребителю контента. Деятельность таких российских ведущих Дмитрий Киселев, Сергей Брилев и Ирада Зейналова являются ярким доказательством качественного влияния телевизионного СМИ на аудиторию.

Мотивы и потребности аудитории находятся под давлением современных СМИ. Для ведущего основной целью является, прежде всего, это взаимодействие адресанта и адресата в диалоге. В настоящее время, когда между различными СМИ происходит жестокая конкуренция, то эмоциональная

сторона восприятия контента адресантом, теперь, исполняет ключевую роль [5, с.111].

Главное отличие телевидения от иных СМИ, это его наглядность, ведь новостные телевизионные сюжеты имеют влияние на зрителя, благодаря своей эмоциональной составляющей.

Восприятие - это яркий образ, но еще и умение человека реагировать на чувственный импульс, идентифицировать его и осознавать как свойство определенного предмета.

Для любого адресата визуальное восприятие события является преобладающим. Из чего стоит сделать вывод, что восприятие новости зависит от того, каким будет его реакция на нее. Большое значение имеет обширный в плане эмоций видеоряд, который нужно наполнить эмоциональными комментариями. Адресат непременно запомнит такую новость [2, с. 384].

В каждой программе, тем более, в новостной и информационно -аналитической, сам ведущий, а также новостные сюжеты остальных корреспондентов, воздействуют на определенное «Я» каждого зрителя. Многие западные и отечественные психологи утверждают, и автор исследования согласен с подобными выводами, что у каждого человека есть свой набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания.

Существует несколько разновидностей таких «Я». Психолог Э. Берн в своих трудах назвал эти проявления, как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Состояние «Родитель» возникает в том случае, когда образ поведения и мышления очень похож на родительский, «Взрослый» - когда человек может сам принимать решения и делает это объективно. А в состояние «Ребенок» зритель попадает в том случае, если в человеке присутствуют архаические пережитки. Но при этом стоит подчеркнуть, что не все ведущие воздействуют на зрительское «Я» эффективно [6, с. 30].

Манипуляция в нашем понимании - это целенаправленное психологическое воздействие, которое использует телевидение для того, чтобы

достигнуть для своего блага определенные цели. Данное воздействие можно охарактеризовать тремя главными признаками. Первый признак заключается во влиянии, когда у объекта манипуляции сохраняется иллюзия самостоятельности решений и действий. Методы влияния регулярно улучшаются при втором признаке. Третий же включает в себя и использует все свершения техники.

Журналисты, которые в своих программах эффективно пользуются инструментами манипуляции, считаются с чувствами зрителей, всегда будут находиться в более выигрышной ситуации, нежели те, кто этого вообще не делает или делает плохо. Например, ведущая аргентинской программы «Fans En Vivo» Микаэла Васкес в каждом эфире демонстрирует своей аудитории обширный комплект невербальных средств общения из различной мимики и жестов. Она может закатить глаза, услышав ту или иную информацию от своего собеседника, давая зрителю самому сделать вывод, подмигнуть, тяжело вздохнуть, громко рассмеяться или постоянно улыбаться. В этом случае мимика данного ведущего более действенно, нежели использование жестикуляции.

А вот ведущая информационно-аналитической программы «Сегодня» на «НТВ» Ирада Зейналова воздействует на зрителя с помощью жестикуляции. Большую роль в передаче информации у нее играют жесты - таким образом, она привлекает зрителя к диалогу.

По мнению автора научно-исследовательской работы, не важно, какую бы программу по контенту не вела эта ведущая, манера ведения отличала бы Зейналову от других журналистов. На сегодняшний день на российском экране не существует ведущей, которая бы так же регулярно, как Ирада Зейналова, использовала жестикуляцию.

Также стоит упомянуть, что ее быстрое говорение в телевизионном эфире импонирует далеко не всем зрителям. Ведущая делает минимальные паузы между словами, вследствие чего, появляется впечатление длительного монолога, от которого временами хочется абстрагироваться. Из-за отсутствия

пауз речь Зейналовой сложно воспринимать и уж тем более принять к сведению. У аудитории создается впечатление, что ведущая торопится закончить передачу. Но благодаря ее активной жестикуляции происходит сильное воздействие на зрителя.

Автор научно-исследовательской работы охарактеризовал бы подобную подачу материала агрессивной. Яростная манера преподнести информацию делает Зейналову необычным репортером, и выделает, как ведущего информационно-аналитической программы. У журналистки свой оригинальный и неподражаемый почерк в работе. У нее быстрый ритм речи, но она строит ее четко, доступно и лаконично. Она затрагивает в своих сюжетах или комментариях бытовые проблемы зрителя. В ее манере проводить эфиры, есть нечто схожее с латиноамериканскими коллегами.

Адресная функция связывает ведущего со своей целевой аудиторией, психологическую функцию чаще используют те журналисты, кто акцентирует внимание на харизме коммуникатора. В их число входит Владимир Соловьев, в своих программах «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» и «Поединок» эффективно использует эти две функции, а также спортивный комментатор из Перу, он же напарник по аргентинской передаче Микаэлы Васкес - Хорхе Махьо.

Последняя, четвертая - эстетическая - функция связана с тем, что ведущий пытается показать и подчеркнуть своей чувство меры и художественный вкус. Как правило, данный прием характерен для ведущих из числа актеров и музыкантов. Журналисты, специализирующиеся на спортивной тематике, данную функцию, обычно, не используют [5, с.22].

Новости - это отражение и репутация каждого крупного канала, и руководство любого из них пытаются отобрать корреспондентов, которым под силу выполнять все четырем функции. Но это достаточно сложно сделать. Для этого нужна харизматичная личность, огромный профессиональный опыт в собственной сфере, отличное управление коммуникацией и способность достучаться информацией до телезрителя так, чтобы он был способен

воспринимать посыл, будто он адресован лично ему, для того, чтобы адресат полноценно доверился адресанту.

Согласно мнению автора научно-исследовательской работы, все четыре функции вмещают в себя четыре ведущих - это Ирада Зейналова, Хорхе Махьо, Дмитрий Киселев и Микаэла Васкес.

Библиографический список:

1. Абрамова Г. А. Современные СМИ и культура речи // Массовая коммуникация: жанровая структура, языковая рефлексия. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2013. - С. 88-91.

2. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 1997. - С.

384.

3. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: Общество -СМИ - власть: Учебник для студентов вузов/ Киселев А.Г. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - С. 110-112.

4. Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации [Электронный ресурс] / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - С.105 -107.

5. Тавокин, Е. П. Журналистика в информационном обществе: лекция -М.: Изд-во РАГС, 2005 - 32 с.

6. Тавокин, Е. П. Журналистика и политические коммуникации в информационном обществе / Е. П. Тавокин; Под общ. ред. В. Д. Попова // Массовая коммуникация в современной России: Сборник научных статей. - М.: Изд-во РАГС, 2003 - С. 17- 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.