Научная статья на тему 'Приемы психодрамы как средство профилактики табакокурения студентов'

Приемы психодрамы как средство профилактики табакокурения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы психодрамы как средство профилактики табакокурения студентов»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРИЕМЫ ПСИХОДРАМЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Е. В. Малиневская, преподаватель Анжеро-Судженского горного техникума

Подростковое курение является серьезной современной проблемой, требующей безотлагательного решения на государственном и общественном уровнях. По данным Роспотреб-надзора, 33% обучающихся профессиональных образовательных учреждений употребляет табак ежедневно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. Среди молодежи 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. По последней информации ВОЗ, в России курят более 3 млн подростков: 2,5 млн юношей и 0,5 млн девушек.

Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении различных условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и проведении мероприятий по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.

К таким мероприятиям можно отнести модель конструктивно-позитивной профилактики, основанную на социально воздействующем подходе. Профилактическая работа нацелена на обучение и помощь молодому человеку в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, предупреждение проблем, преодоление стресса и т.п.), употребление ПАВ не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения. Предполагается, что если у подростка развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных патофизиологических последствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представ-

лений о распространении курения среди подростков: тренировку, ролевые игры, практику в приобретении противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений. Модель конструктивно-позитивной профилактики используют формы, обеспечивающие активное участие подростков в процессе антитабачной подготовки, стимулирующие творческую активность, проектную деятельность и т.д. Большое внимание в программах конструктивно-позитивной профилактики уделяется формированию ценностного отношения студентов к собственному здоровью, освоению приемов его укрепления. Модель конструктивно-позитивной профилактики считается максимально эффективной и активно используется в практике образовательных учреждений зарубежных стран.

Огромный потенциал для разработки вышеописанных профилактических программ заложен в таком методе психологической коррекции, как психодрама.

Психодрама — метод групповой психотерапии, наиболее приближенный к жизни, поскольку такие приемы, как исполнение роли, постановка пьесы, диалог, монолог, дублирование, имеют те же цели, что и на театральной сцене, и в драматургии повседневности. Человек, желающий разобраться в трудной ситуации, инсценирует ее, причем на психодраматической сцене разворачивается не сама ситуация, а то, как человек ее представляет, и люди в ней действуют также в соответствии с его представлениями.

Психодрама — не просто технология, но и, по замыслу ее автора Я. Л. Морено, концепция, предполагающая глубокие философско-теоре-тические обоснования, дающие представления об антропологии творческого человека и роли креативных процессов в его развитии; это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются и опре-

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деляются. Психодраматическая игра целительна для исполняющих ее, поэтому в психодраме важно быть участником. В психодраме главный герой (протагонист) проживает свои жизненные трудности для того, чтобы с ними разобраться и найти приемлемый для него выход, а зрители — включенные участники психодраматической группы, готовые в любой момент включиться в действие с целью помощи главному герою.

Психодрама позволяет исполнителю роли постоянно расширять когнитивно-эмоцио-нальное восприятие своих важных жизненных связей, в результате появляются новые знания и представления, к которым можно относиться творчески, сообразно со своим развитием. Все аспекты психодраматического действия способствуют достижению личностной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. В процессе психодрамы постоянно изменяются как сами ее участники, так и их взгляды на реальность. Играемая в психодраме роль должна интенсивно проживаться, тогда она позволяет разобраться в значении того, что характерно для повседневного бытия данного индивида. Психодраматические техники способствуют осознанию собственного поведения как источника затруднений в отношениях и являются инструментом разрешения трудностей. Знание, которое получают участники в процессе переживаемого инсценирования и сопереживания, создает уникальный опыт, оно открывается участникам психодраматической группы при активном участии и осмыслении происходящего.

Психодраматический процесс как педагогический объединяет в единое целое все факторы, способствующие развитию всех его участников в их непосредственном взаимодействии, направлен на решение жизненно важных для личностного развития ситуаций. В основе психодраматического, как педагогического, процесса лежат межличностные отношения, отношения к самому себе, ценностные отношения.

Описанные выше характеристики психодрамы позволяют использовать ее в профилактических программах, направленных на профилактику употребления ПАВ, в том числе путем встраивания в модель конструктивно-позитивной профилактики табакокурения.

Реализовать данную модель возможно силами студентов-волонтеров. Работа ведется по принципу «равный обучает равного», который наиболее эффективен в молодежной сре-

де. Подростки ищут ответы на актуальные для них вопросы о взаимоотношении полов, курении, наркотиках и т.д. не у взрослых, а у своих сверстников. Студенты-волонтеры, прошедшие специальное обучение, владеющие не только знаниями по проблеме, но и навыками передачи этой информации, имеют большой потенциал для осуществления профилактической работы среди сверстников. Но участие в проекте специалистов-наркологов, пси-хологов-психодраматистов в качестве социальных партнеров является обязательным условием для успешной реализации проекта.

В рамках реализации модели конструктивно-позитивной профилактики табакокурения нами разработаны следующие структурированные психодраматические упражнения.

1. Письмо маме.

Студентам предлагается задержать дыхание на максимально долгое время. После этого — обсудить, что может испытывать еще не рожденный ребенок в тот момент, когда будущая мама курит сигареты и посмотреть видеофильм по этой теме. Далее студенты пишут письмо маме от имени ребенка с целью уговорить маму отказаться от курения. В финале разыгрывается ролевая игра, где происходит разговор между мамой и ребенком (в соответствии с принципами психодрамы) с последующим обсуждением вероятности отказа мамы от курения.

2. Образ идеальной девушки.

Упражнение рассчитано на молодых людей,

которым предлагается описать образ идеальной девушки, с которой можно было бы связать свою жизнь,— манеры, привычки, отношение к курению и алкоголю, внешность, черты личности и т.д. Сначала студенты индивидуально описывают привлекательный для них образ, затем происходит групповое обсуждение и результаты представляются девушкам.

3. Разговор с любимой девушкой.

Молодым людям предлагается отговорить

от курения любимую девушку. Роль любимой девушки играет подготовленная заранее студентка, которая предлагает поддержать ее и ради нее также отказаться от курения, задача девушки — добиться согласия на отказ от курения от юноши.

Подобная форма работы вызывает живой интерес у студентов, очевидна их готовность и далее принимать участие в профилактических мероприятиях, организованных в интерактивной игровой форме с использованием приемов психодрамы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.