ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИЕМЫ ПСИХОДРАМЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Е. В. Малиневская, преподаватель Анжеро-Судженского горного техникума
Подростковое курение является серьезной современной проблемой, требующей безотлагательного решения на государственном и общественном уровнях. По данным Роспотреб-надзора, 33% обучающихся профессиональных образовательных учреждений употребляет табак ежедневно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. Среди молодежи 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. По последней информации ВОЗ, в России курят более 3 млн подростков: 2,5 млн юношей и 0,5 млн девушек.
Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении различных условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и проведении мероприятий по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.
К таким мероприятиям можно отнести модель конструктивно-позитивной профилактики, основанную на социально воздействующем подходе. Профилактическая работа нацелена на обучение и помощь молодому человеку в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, предупреждение проблем, преодоление стресса и т.п.), употребление ПАВ не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения. Предполагается, что если у подростка развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных патофизиологических последствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представ-
лений о распространении курения среди подростков: тренировку, ролевые игры, практику в приобретении противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений. Модель конструктивно-позитивной профилактики используют формы, обеспечивающие активное участие подростков в процессе антитабачной подготовки, стимулирующие творческую активность, проектную деятельность и т.д. Большое внимание в программах конструктивно-позитивной профилактики уделяется формированию ценностного отношения студентов к собственному здоровью, освоению приемов его укрепления. Модель конструктивно-позитивной профилактики считается максимально эффективной и активно используется в практике образовательных учреждений зарубежных стран.
Огромный потенциал для разработки вышеописанных профилактических программ заложен в таком методе психологической коррекции, как психодрама.
Психодрама — метод групповой психотерапии, наиболее приближенный к жизни, поскольку такие приемы, как исполнение роли, постановка пьесы, диалог, монолог, дублирование, имеют те же цели, что и на театральной сцене, и в драматургии повседневности. Человек, желающий разобраться в трудной ситуации, инсценирует ее, причем на психодраматической сцене разворачивается не сама ситуация, а то, как человек ее представляет, и люди в ней действуют также в соответствии с его представлениями.
Психодрама — не просто технология, но и, по замыслу ее автора Я. Л. Морено, концепция, предполагающая глубокие философско-теоре-тические обоснования, дающие представления об антропологии творческого человека и роли креативных процессов в его развитии; это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются и опре-
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деляются. Психодраматическая игра целительна для исполняющих ее, поэтому в психодраме важно быть участником. В психодраме главный герой (протагонист) проживает свои жизненные трудности для того, чтобы с ними разобраться и найти приемлемый для него выход, а зрители — включенные участники психодраматической группы, готовые в любой момент включиться в действие с целью помощи главному герою.
Психодрама позволяет исполнителю роли постоянно расширять когнитивно-эмоцио-нальное восприятие своих важных жизненных связей, в результате появляются новые знания и представления, к которым можно относиться творчески, сообразно со своим развитием. Все аспекты психодраматического действия способствуют достижению личностной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. В процессе психодрамы постоянно изменяются как сами ее участники, так и их взгляды на реальность. Играемая в психодраме роль должна интенсивно проживаться, тогда она позволяет разобраться в значении того, что характерно для повседневного бытия данного индивида. Психодраматические техники способствуют осознанию собственного поведения как источника затруднений в отношениях и являются инструментом разрешения трудностей. Знание, которое получают участники в процессе переживаемого инсценирования и сопереживания, создает уникальный опыт, оно открывается участникам психодраматической группы при активном участии и осмыслении происходящего.
Психодраматический процесс как педагогический объединяет в единое целое все факторы, способствующие развитию всех его участников в их непосредственном взаимодействии, направлен на решение жизненно важных для личностного развития ситуаций. В основе психодраматического, как педагогического, процесса лежат межличностные отношения, отношения к самому себе, ценностные отношения.
Описанные выше характеристики психодрамы позволяют использовать ее в профилактических программах, направленных на профилактику употребления ПАВ, в том числе путем встраивания в модель конструктивно-позитивной профилактики табакокурения.
Реализовать данную модель возможно силами студентов-волонтеров. Работа ведется по принципу «равный обучает равного», который наиболее эффективен в молодежной сре-
де. Подростки ищут ответы на актуальные для них вопросы о взаимоотношении полов, курении, наркотиках и т.д. не у взрослых, а у своих сверстников. Студенты-волонтеры, прошедшие специальное обучение, владеющие не только знаниями по проблеме, но и навыками передачи этой информации, имеют большой потенциал для осуществления профилактической работы среди сверстников. Но участие в проекте специалистов-наркологов, пси-хологов-психодраматистов в качестве социальных партнеров является обязательным условием для успешной реализации проекта.
В рамках реализации модели конструктивно-позитивной профилактики табакокурения нами разработаны следующие структурированные психодраматические упражнения.
1. Письмо маме.
Студентам предлагается задержать дыхание на максимально долгое время. После этого — обсудить, что может испытывать еще не рожденный ребенок в тот момент, когда будущая мама курит сигареты и посмотреть видеофильм по этой теме. Далее студенты пишут письмо маме от имени ребенка с целью уговорить маму отказаться от курения. В финале разыгрывается ролевая игра, где происходит разговор между мамой и ребенком (в соответствии с принципами психодрамы) с последующим обсуждением вероятности отказа мамы от курения.
2. Образ идеальной девушки.
Упражнение рассчитано на молодых людей,
которым предлагается описать образ идеальной девушки, с которой можно было бы связать свою жизнь,— манеры, привычки, отношение к курению и алкоголю, внешность, черты личности и т.д. Сначала студенты индивидуально описывают привлекательный для них образ, затем происходит групповое обсуждение и результаты представляются девушкам.
3. Разговор с любимой девушкой.
Молодым людям предлагается отговорить
от курения любимую девушку. Роль любимой девушки играет подготовленная заранее студентка, которая предлагает поддержать ее и ради нее также отказаться от курения, задача девушки — добиться согласия на отказ от курения от юноши.
Подобная форма работы вызывает живой интерес у студентов, очевидна их готовность и далее принимать участие в профилактических мероприятиях, организованных в интерактивной игровой форме с использованием приемов психодрамы.