Научная статья на тему 'Приемы организации диалога на уроках русского языка в 5 - 7 классах'

Приемы организации диалога на уроках русского языка в 5 - 7 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ФОРМА РЕЧИ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / DIALOGUE / DIALOGICAL SPEECH / SPEECH FORM / METHODS OF TRAINING / LINGUISTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буклова Н.Е., Неботова Ю.Н., Хабарова Н.В.

Данная статья посвящена вопросу организации диалога на уроках русского языка в 5 7 классах. Авторы раскрывают актуальность и значение работы над диалогом в школе. В работе представлено разное понимание понятия «диалог». В широком значении диалог это форма речевого общения, с помощью которой выражается устная и письменная речь в жанрах беседы, спора, дискуссии, дебатов, представленная как речь двух лиц. В узком это обозначение одного из видов текста. Также описаны типы диалога и его лингвистические особенности, рассмотрены вопросы языкового соединения реплик в диалогическом тексте, которые лежат в основе педагогической речи и представляют для учителя особый интерес. Диалог как форма речи и приём обучения обладает большим творческим и развивающим потенциалом, так как требует оттачивания мысли, гармонии формы и содержания, резонансного совпадения вопросов и ответов, оптимальной аргументации и ясности выражения, единства эмоционального и рационального. На основе диалога ученик исследует, открывает культурно-исторический смысл предметного знания, вступая в предметные отношения не только с участниками исследования, но и с авторами текстов, учеными, их трудами. В статье раскрыты и методические условия, методы, приемы организации диалога на уроках русского языка в 5 7 классах. Доказано, что диалог позволяет учителю максимально сблизить научное и учебное познание и реализовать поисковые методы и приемы обучения. Предложенные в статье рекомендации это возможные способы организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF ORGANIZATION OF DIALOGUES AT RUSSIAN LESSONS IN 5-7 GRADES

The article is dedicated to a question of how to organize dialogues at Russian lessons in 5-7 grades. The authors disclose relevance and value of work on dialogue at school. Different understanding of the concept “dialogue” is presented. In a broad meaning a dialogue is a form of speech communication by means of which the oral and written language in genres of a conversation, dispute, discussion, a debate submitted as the speech of two persons is expressed. In a narrow meaning it is a designation of one of types of texts. Dialogue as a form of the speech and reception of training has the high creative and developing potential as demands sharpening of a thought, harmony of form and content, resonant coincidence of questions and answers, the optimum argument and clarity of expression, unity emotional and rational. On the basis of dialogue the pupil investigates, opens cultural and historical sense of subject knowledge, entering the subject relations not only with participants of a research, but also with authors of texts, scientists, their works. The article reveals methodical conditions, methods, receptions of the organization of dialogue at Russian lessons for 5th/ 7th-graders. It is proved that dialogue allows the teacher to pull together as much as possible scientific and educational knowledge and to realize search methods and methods of training. The recommendations offered in article are possible ways of organization of educational activity of pupils at Russian lessons.

Текст научной работы на тему «Приемы организации диалога на уроках русского языка в 5 - 7 классах»

поведения подрастающего поколения, играют значительную роль в становлении его гендерной и этнической идентичности, являются ценным историко-этногра-фическим источником, выступают одним из факторов гендерного воспитания

Библиографический список

личности. С течением времени в условиях современных жизненных реалий в крымскотатарской семье происходит трансформация традиций гендерного воспитания.

1. Аблитарова А.Р Анализ гендерных стереотипов поведения в современной семье (на примере российской, украинской, крымскотатарской, еврейской, армянской семьях). Теория и практика гендерных преобразований в Украине. Материалы Крымской республиканской научно-практической конференции студентов и аспирантов, г Симферополь, декабрь 2007 г Симферополь, 2018: 4 - 10.

2. Давлиев И.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания подростков на семейных традициях (На материалах Татарской АССР). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 1986.

3. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи. Социологические исследования. 2009; 7: 109 - 114.

4. Мустафаева З.И. Воспитание дошкольников средствами этнопедагогики в крымскотатарских семьях. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2001.

5. Тулегенова А.Г Семья как фактор формирования этнической идентичности ребёнка (на примере крымско-татарской семьи). Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Т.1 (67). 2015; 4: 114 - 120.

6. Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Симферополь: ИД «Тезис», 2014.

References

1. Ablitarova A.R. Analiz gendernyh stereotipov povedeniya v sovremennoj sem'e (na primere rossijskoj, ukrainskoj, krymskotatarskoj, evrejskoj, armyanskoj sem'yah). Teoriya i praktika gendernyh preobrazovanij v Ukraine. Materialy Krymskoj respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i aspirantov, g. Simferopol', dekabr' 2007 g. Simferopol', 2018: 4 - 10.

2. Davliev I.A. Social'no-pedagogicheskie usloviya nravstvennogo vospitaniya podrostkov na semejnyh tradiciyah (Na materialah Tatarskoj ASSR). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1986.

3. Mustaeva F.A. Social'nye problemy sovremennoj sem'i. Sociologicheskie issledovaniya. 2009; 7: 109 - 114.

4. Mustafaeva Z.I. Vospitanie doshkol'nikovsredstvami 'etnopedagogiki vkrymskotatarskih sem'yah. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2001.

5. Tulegenova A.G. Sem'ya kak faktor formirovaniya 'etnicheskoj identichnosti rebenka (na primere krymsko-tatarskoj sem'i). Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya. T.1 (67). 2015; 4: 114 - 120.

6. Hajruddinov M.A., Useinov S.M. 'Etiketkrymskih tatar. 'Edepname. Simferopol': ID «Tezis», 2014.

Статья поступила в редакцию 25.05.19

УДК 371.3

Buklova N.E., postgraduate (4th year), Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: dibrova.nataliya37@gmail.com

Nebotova Yu.N., postgraduate (4th year), Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: n-a-d-e4k-a@mail.ru

Habarova N.V., postgraduate (4th year), Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: habarowanatalja@yandex.ru

WAYS OF ORGANIZATION OF DIALOGUES AT RUSSIAN LESSONS IN 6-7 GRADES. The article is dedicated to a question of how to organize dialogues at Russian lessons in 5-7 grades. The authors disclose relevance and value of work on dialogue at school. Different understanding of the concept "dialogue" is presented. In a broad meaning a dialogue is a form of speech communication by means of which the oral and written language in genres of a conversation, dispute, discussion, a debate submitted as the speech of two persons is expressed. In a narrow meaning it is a designation of one of types of texts. Dialogue as a form of the speech and reception of training has the high creative and developing potential as demands sharpening of a thought, harmony of form and content, resonant coincidence of questions and answers, the optimum argument and clarity of expression, unity emotional and rational. On the basis of dialogue the pupil investigates, opens cultural and historical sense of subject knowledge, entering the subject relations not only with participants of a research, but also with authors of texts, scientists, their works. The article reveals methodical conditions, methods, receptions of the organization of dialogue at Russian lessons for 5th- / 7th-graders. It is proved that dialogue allows the teacher to pull together as much as possible scientific and educational knowledge and to realize search methods and methods of training. The recommendations offered in article are possible ways of organization of educational activity of pupils at Russian lessons.

Key words: dialogue, dialogical speech, speech form, methods of training, linguistic features.

Н.Е. Букпоеа, аспирант 4 курса, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир,

E-mail: dibrova.nataliya37@gmail.com

Ю.Н. Неботоеа. аспирант 4 курса, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: n-a-d-e4k-a@mail.ru

Н.В. Хабарова, аспирант 4 курса, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: habarowanatalja@yandex.ru

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 - 7 КЛАССАХ

Данная статья посвящена вопросу организации диалога на уроках русского языка в 5 - 7 классах. Авторы раскрывают актуальность и значение работы над диалогом в школе. В работе представлено разное понимание понятия «диалог». В широком значении диалог - это форма речевого общения, с помощью которой выражается устная и письменная речь в жанрах беседы, спора, дискуссии, дебатов, представленная как речь двух лиц. В узком - это обозначение одного из видов текста. Также описаны типы диалога и его лингвистические особенности, рассмотрены вопросы языкового соединения реплик в диалогическом тексте, которые лежат в основе педагогической речи и представляют для учителя особый интерес. Диалог как форма речи и приём обучения обладает большим творческим и развивающим потенциалом, так как требует оттачивания мысли, гармонии формы и содержания, резонансного совпадения вопросов и ответов, оптимальной аргументации и ясности выражения, единства эмоционального и рационального. На основе диалога ученик исследует, открывает культурно-исторический смысл предметного знания, вступая в предметные отношения не только с участниками исследования, но и с авторами текстов, учеными, их трудами. В статье раскрыты и методические условия, методы, приемы организации диалога на уроках русского языка в 5 - 7 классах. Доказано, что диалог позволяет учителю максимально сблизить научное и учебное познание и реализовать поисковые методы и приемы обучения. Предложенные в статье рекомендации - это возможные способы организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах.

Ключевые слова: диалог, диалогическая речь, форма речи, приемы обучения, лингвистические особенности.

«Жизнь по природе своей диалогична, жить - значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться», - эти слова М.М. Бахтина являются базовыми в научных разработках о диалоге, диалоговых отношениях, обучении диалогу (М.М. Бахтин, ГО. Винокур, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский; Н.Д. Арутюнова, Е.А. Быстрова, Т.Г Винокур, Л.Н. Горобец, С.Ф. Иванова, И.А. Колесникова, М.Р Львов, Е.В. Любичева, О.Б. Сиротинина и др.). Вопросы языкового соединения

реплик в диалогическом тексте представляют для учителя особый интерес, так как, по мнению Л.Н. Горобец, «основу педагогической речи, как и педагогических отношений в целом, составляют диалоговые отношения, обеспечивающие реализацию идеи эффективного педагогического взаимодействия коммуникантов [1 - 7].

Начиная с античности, исследователи различали такие формы разговорной речи, как монолог полилог и диалог Диалогу как первичной форме речи отдают

предпочтение многие исследователи. Монолог, по их мнению, малоэффективен, а также он «неестественен с психологической точки зрения, ведь согласно теории коммуникации и речевых актов речь должна иметь адресата, всегда должно быть обращение к собеседнику», - пишет М.Р Львов [6]. Это мнение является основополагающим при раскрытии понятия «диалог».

Определений диалога как формы речи много. Традиционны такие: «Диалог (от греч. беседа). 1. Процесс диалогического общения, который состоит из непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами. 2. Разновидность учебных текстов (диалогический текст)» [7]. Отмечаем, что во втором значении данного определения понятия «диалог» и «диалогическая речь» идентичны.

Л.А. Введенская даёт такое определение: «Диалог представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которого выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит развитие информации. Важным является понимание того, что диалог ведут между собой личности, обладающие определёнными намерениями» [1].

В приведённых определениях отмечено, что диалог - это форма речи, которая состоит из обмена высказываниями и репликами, он противопоставляется монологу

В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседником и возвращением его в полном, обогащенном и изменённом виде для аналогичной обработки. Такое понимание идет ещё от греческого философа и ритора Сократа. Диалог по Сократу, - это беседа, выступающая в виде исследования, диалектического разбора вопроса.

Выделены следующие типы диалогов: бытовой (характерно разнообразие обсуждаемых вопросов, простота, быстрый переход от темы к теме), деловой (характерен разговорный стиль речи, эмоциональность и экспрессивность), фа-тический (это обмен речевыми высказываниями для поддержания разговора), интервью (формально выражен цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой).

Из сказанного следует, что диалог - это форма речи, которая состоит из обмена высказываниями и репликами. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседником и возвращением его в полном, обогащенном и изменённом виде для аналогичной обработки. Говорящий, готовясь к диалогу, моделирует, анализирует предположительную реакцию аудитории на его речь. Таким образом, главной особенностью диалогической речи считаем реакцию слушателей, которая угадывается, предполагается. В научных исследованиях выделены и другие особенности диалогической речи [3].

Мы разделили их на лингвистические (диалогическое единство, эллиптичность, свёрнутость, сокращённость, свободная перестановка слов, частей фразы, изобилие речевых клише, ярко выраженная эмоциональность и др.) и нелингвистические (двусторонность, обмен репликами, непосредственная контактность, зависимость реплики каждого партнёра от речевого поведения другого, единство порождения и восприятия речи, тесная связь с ситуацией общения, использование невербальных средств общения, интонация, она помогает передать истинный смысл высказывания и выразить отношение говорящего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Элементы интонации - темп, тембр, паузы, логическое ударение - должны соответствовать теме, задачам речи).

Основной единицей диалога является диалогическое единство. Диалогическое высказывание может состоять из одного или нескольких сложных синтаксических целых, которые представляют собой сочетания нескольких предложений, образующих цельные по содержанию и грамматическому оформлению блоки, поэтому ему свойственна линейность. Под линейностью лингвисты понимают расположение элементов высказывания в виде речевой цепи, выражают линейность средства грамматической связи (местоимения, союзы, порядок слов, неполнота предложения и др.). Линейность позволяет раскрыть роль предложения - минимальной коммуникативной единицы. Роль эта может быть двоякой: предложения либо функционируют самостоятельно, либо являются составной частью целой группы. Следует учитывать, что большинство диалогов не существует в чистом виде, в них обнаруживается сложное разнообразие смешанных типов, на это указывал и В.В. Виноградов [2]. Поэтому отмечаем: проблема понимания сущности понятия «диалог»/ «диалогическая речь» требует всестороннего изучения, в частности, вопросов о смешанных типах диалога, которые часто используют при обучении в школе.

Сегодня в школьной практике меняется направленность обучения: активно внедряются идеи антропоцентрического языкознания, что приводит к изменениям методических подходов обучения русскому языку, который средствами своего предмета способен образовывать, социализировать, воспитывать учащихся, формировать личность (Т.К. Донская, А.Д. Дейкина, Т.И. Вострикова, Н.А. Ипполитова и др.). Грамотная организация диалога позволяет педагогу максимально сблизить научное и учебное познание и реализовать поисковые методы и приемы обучения в 5 - 7 классах.

В методике выделены разные виды диалога: репродуктивный и продуктивный (Т.К. Донская), внутренний и внешний (Е.О. Галицких, И.А. Колесникова), диалог на равных и диалог с ведущей ролью одного из субъектов (И.А. Колесникова), диалог-познание, диалог-общение (З.С. Смелкова), диалог этикетный, диалог-побуждение, диалог- рас-

1

спрос, диалог-обмен мнениями (школьный учебник русского языка под. ред. Н.М. Шанского 7 класс), «диалог культур» , то есть взаимообогащение культур (школьный учебник под ред. Е.А. Быстровой) и др.

Нас интересует диалог как составная часть учебного процесса. Диалог как прием обучения - это взаимное общение по определенной теме с определенной целью, определенным образом структурированное. Диалог - это продуктивное обсуждение, имеющее в своей основе точно поставленные вопросы, направленные на совместный поиск правильных ответов. Существует мнение, что искусству диалога учить не надо. Если человек умеет говорить, значит, умеет и вести диалог, поэтому для начала диалога достаточно задать тему, а дальше все само получится. Мы не разделяем этого мнения, практика показывает, что диалог часто не складывается из-за неумения его вести, неумения начать и поддержать. Школьники нуждаются в указании им направлений развития диалога. Стратегические направления даются постепенно, не все сразу, причем не сами по себе, а вместе с темой диалога, тогда ориентиры, позволяющие проложить путь к познанию, не только осознаются, но и работают в конкретной ситуации. В опытном обучении мы использовали карточки с типовыми заданиями, развивающими умения вести диалог.

Вариант I (для индивидуальной работы или работы в мини-группе)

1. Прочтите / прослушайте текст Сформулируйте проблему

2. Задайте вопрос, который позволит собеседнику высказать своё понимание сути проблемы.

3. Вслушайся в его слова, перескажите основную его мысль и задайте вопрос, способный выявить правильность твоего понимания.

4. Обдумайте услышанное и постройте вопросы, которые помогут собеседнику развить свою мысль.

5. Сделайте выводы.

6. Сформулируйте проблемы, которые так и не удалось решить.

Приведенные типовые задания использовали как элемент уроков открытия

нового знания, актуализации знаний и общеметодологической направленности после / во время работы над теоретическим материалом, считая, что диалог в обучении формирует самостоятельность, ответственность, открытость, культуру жизненного самоопределения. Кроме того, в опытном обучении мы использовали прием риторизации обучения, суть которого в организации такого диалогового общения, при котором диалог рассматривается как метод познания, как путь развития речи обучающихся за счет обусловленности ситуацией и как вид речи. Так, в 5 классе вводился материал по теме «Диалог как вид речи»; в 6 - основные отличия диалогической речи от монологической; в 7 классе - рассматривалась специфика компонентов ситуаций общения в диалоге бытового и делового характера. Речевые средства выражения коммуникативной цели говорящего в диалоге данного типа.

Педагогический диалог как метод обучения реализуется с помощью следующих коммуникативных приемов: разных подходов к объяснению / предъявлению / показу предмета речи; адресности речи учителя, который говорит всем ученикам и каждому в отдельности. «Урок тем и хорош, что Вове говоришь, а Ваня с Леной слушают. И понимают, что это не о них, но для них» (Шаталов В.Ф.).

В школьной практике чаще всего используются три типа диалога: сообщающий, эвристический и воспроизводящий. Эвристический - учитель в определенной последовательности задает вопросы, в том числе и проблемные, ответы на которые приводят учащиеся к самостоятельным выводам и формулировкам. Воспроизводящий - применяется на этапе закрепления, повторения, обобщения. Так, при изучении в 7 классе темы «Разряды сочинительных союзов по значению» эффективен эвристический диалог, реализующий проблемное обучение, он основан на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся «вынуждены» самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику. Учащимся было предложено проблемное задание (тема урока

Карточка

1. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.

2. Не от росы урожай, а от пота.

3. То ветер завоет, то сильный дождь польёт.

Соединительные Противительные Раздел ител ьные

Рис.1. Пример карточкис заданием

ещё не сформулирована, материал новый, планируется его «открытие»): разделить союзы и, то, либо, однако, зато, или, а, также на разряды. Семиклассники не смогли выполнить данное задание, так как для этого у них не хватало знаний. Чтобы решить, нужно выполнить ряд последовательных действий: 1) учащиеся определили, что эти союзы являются сочинительными. Это позволило поставить перед собой цель - узнать разряды сочинительных союзов; 2) чтобы достичь по-ставленнойцели,необходимо выполнитьзадание(рис.1).

3) путём эвристической беседы (то есть диалога учителя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы) учащиеся определили значение союза, которое он придаёт предложению, и заполнили таблицу (рис. 2).

Карточка

1. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.

2. Не от росы урождай, а от пота.

3. То ветер завоет, то сильный до^дъ польёт.

Соединительные Противительные Разделительные

и а то..то

Рис. 2. Пример заполнения таблицы

4) учащиеся самостоятельно сделали вывод о том, что сочинительные союзы делятся на три разряда по значению: соединительные, разделительные и противительные. Ответ на проблемный вопрос был найден, но пробное задание не выполнено; 5) вновь обращаемся к пробному заданию. И теперь учащиеся без

ответили на них (правильно составленные, понятные вопросы помогают ученику дать полный и развёрнутый ответ).

При обучении диалогу эффективны и риторические задачи, включающие видеозадачи и импровизационные задачи. Риторические задачи (по Т.А. Ладыженской [5]) основываются на описании (предъявлении) всех значимых компонентов речевой ситуации: адресант - адресат - задача высказывания - содержание высказывания - форма и стиль. Импровизационные задачи, т. е. неподготовленные диалоги и монологи, развивают спонтанную речь (чаще это работа над коллективным текстом определенного жанра). Возможен прием словесного рисования, который позволяет вербально выразить возникший образ, фиксируя внимание на важных / необходимых деталях, развивает воображение. По словесной картинке, созданной учеником, учитель судит об адекватности образа авторскому замыслу, корректирует / не корректирует возникший в воображении ученика образ, ситуацию, картинку. Словесное рисование предполагает как описание статичной картины, как бы мысленно видимой иллюстрации к определенному фрагменту текста, так и коллективный рассказ(ученик продолжает и развивает высказанную предыдущим говорящим мысль). Процесс развития диалогической речи идет параллельно с совершенствованием коммуникативных умений учащихся (выделены, сформулированы и описаны Т.А. Ладыженской): осмыслить тему, определить ее границы; выразить основную мысль высказывания; умения собрать необходимый материал; группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности; отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения; исправлять, улучшать написанное.

Единого соотнесения методов и приемов при обучении диалогу не существует, их выбор обусловливается особенностями класса, компетенцией учителя, поэтому необходимы новые модели обучения, учиты-Л—| вающие методические условия обучения диалогу.

Из сказанного делаем выводы: в широком понимании диалог -это форма речевого общения, с помощью которой выражается устная и письменная речь в жанрах беседы, спора, дискуссии, дебатов, представленная как речь двух лиц. В узком - это обозначение одного из видов текста. Диалог как форма речи и приём обучения обладает большим творческим и развивающим потенциалом, так как требует оттачивания мысли, гармонии формы и содержания, совпадения вопросов и ответов, опти-

Таблица 1

Неверно заданвопрос Воспроизводящий вопрос Поисковый вопрос

Что вы знаете о значении имен существительных? / Что вы знаете о грамматических признаках существительных? Что обозначают имена существительные? Дайте определение существительного. /Назовите грамма-тическиепризнакисуществительного. По каким признакам определяется существительное как часть речи?

Расскажитео Ь и Ъ знаках Расскажите оправописании Ь? Расскажите о написании Ъ? В чём сходство и в чем различие в написании Ъ и Ь?

Что вам известно о правиле правописания безудар-ныхличныхокончаний глагола? Какие окончания имеют глаголы в 1 лице единственного числа Почему правописание безударных личных окончаний глаголов проверяем с помощью грамматических признаков?

труда распределяют сочинительные союзы согласно их значению; 6) чтение материала в учебнике, заполнение таблицы. Ход диалога на уроке зависит от того, удачно или неудачно учитель сформулировал исходные вопросы, а школьники

Библиографический список

мальной аргументации и ясности выражения, единства эмоционального и рационального. На основе диалога ученик исследует, открывает культурно-исторический смысл предметного знания.

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г Деловая риторика. 2000: 70.

2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Москва, 1983.

3. Горобец Л.Н. Формирование риторической компетенции студентов-нефилологов в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт- Петербург, 2008.

4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Москва, 1998.

5. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. Москва, 1986.

6. Львов М.Р Словарь-справочник по методике русского языка. Москва 1988.

7. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2 000 единиц. Москва, 2008.

References

1. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G. Delovaya ritorika. 2000: 70.

2. Vinogradov V.V. Stilistika. Teoriya po'eticheskoj rechi. Po'etika. Moskva, 1983.

3. Gorobec L.N. Formirovanie ritoricheskoj kompetencii studentov-nefilologov v sisteme professional'noj podgotovki v pedagogicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt- Peterburg, 2008.

4. Kazarceva O.M. Kultura rechevogo obscheniya: teoriya i praktika obucheniya. Moskva, 1998.

5. Ladyzhenskaya T.A. Zhivoe slovo: Ustnaya rech' kak sredstvo ipredmet obucheniya: uchebnoe posobie po speckursu dlya studentov ped. in-tov. Moskva, 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. L'vov M.R. Slovar'-spravochnikpo metodikerusskogoyazyka. Moskva 1988.

7. Schukin A.N. Lingvodidakticheskij 'enciklopedicheskij slovar': bolee 2 000 edinic. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 28.05.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.