Научная статья на тему 'Приемы и способы управленческого учета, используемые при определении цен для целей налогообложения в контролируемых сделках'

Приемы и способы управленческого учета, используемые при определении цен для целей налогообложения в контролируемых сделках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX REGULATION / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / СПРАВЕДЛИВАЯ СТОИМОСТЬ / FAIR VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харакоз Ю.К., Косов М.Е.

В статье рассматривается методический инструментарий формирования цен для целей налогообложения в контролируемых сделках с учетом требований российского законодательства и международных стандартов финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The techniques and methods of management accounting used in determining the prices for tax in the controlled transactions

The article considers the methodological tools of formation of the prices for tax in the controlled transactions, with the requirements of Russian law and international financial reporting standards.

Текст научной работы на тему «Приемы и способы управленческого учета, используемые при определении цен для целей налогообложения в контролируемых сделках»

ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕН ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

Ю.К. ХАРАКОЗ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

E-mail: yul-kharakoz@yandex.ru М.Е. КОСОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и цены» Российского экономического университет им. Г.В. Плеханова

E-mail: kosovme@gmail.ru

Аннотация. В статье рассматривается методический инструментарий формирования цен для целей налогообложения в контролируемых сделках с учетом требований российского законодательства и международных стандартов финансовой отчетности.

Ключевые слова: налоговое регулирование, управленческий учет, справедливая стоимость.

THE TECHNIQUES AND METHODS OF MANAGEMENT ACCOUNTING USED IN DETERMINING THE PRICES FOR TAX IN THE CONTROLLED TRANSACTIONS

YU.K. KHARAKOZ,

docent of chair «Accounting», Plekhanov Russian University of Economics;

M.E. KOSOV,

docent of chair «Finance and Prices», Plekhanov Russian University of Economics

Annotation. The article considers the methodological tools of formation of the prices for tax in the controlled transactions, with the requirements of Russian law and international financial reporting standards. Keywords: tax regulation, management accounting, fair value.

Принятый Государственной Думой ФЗ 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» не просто изменил текущее налоговое законодательство в части контроля за ценами для целей налогообложения, а кардинальным образом трансформировал подходы к рассматриваемым вопросам.

Цель таких изменений — намерение законодателя приблизить российские правила трансфертного ценообразования к международным принципам, закрепленным в Руководстве Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию; дать налоговым органам возможность осуществлять контроль за ценообразованием по внутригрупповым и приравненным к ним сделкам.

В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 от 18 июля 2012 г. № 106н «Оценка справедливой стоимости», введенном в действие на территории РФ Приказом Минфина России, справедливая цена представляет собой цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.

Оценка по справедливой стоимости основывается на рыночных данных, а не на данных финансовой отчетности конкретной компании, таким образом, справедливая стоимость не зависит от намерений компании в отношении оцениваемого актива, обязательства. В МСФО (IFRS) 13 определены методы оценки: ♦ рыночный метод (market approach) — метод, основанный на ценах, и любой другой значимой информации о рыночных сделках;

♦ доходный метод (income approach) — метод, приводящий стоимость будущих потоков (денежных потоков, доходов и расходов) к текущей стоимости (приведенной стоимости);

♦ расходный метод (cost approach) — метод, учитывающий величину затрат, которые необходимо понести, чтобы заменить рабочую мощность актива в текущий момент (текущая стоимость замещения).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ при определении цен для целей налогообложения в контролируемых сделках используются следующие методы определения рыночных цен:

♦ метод сопоставимых рыночных цен;

♦ затратный метод;

♦ метод сопоставимой рентабельности;

♦ метод распределения прибыли;

♦ метод цены последующей реализации (применяется только в торговых организациях).

В случае, если указанные методы не позволяют определить, соответствует ли цена продукта, используемая в разовой сделке, рыночной цене, то рыночная стоимость предмета сделки, устанавливается с помощью независимой оценки, проведенной в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранных государств об оценочной деятельности.

Под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности компании и которая осуществляется на разовой основе.

Метод сопоставимых рыночных цен является инструментом определения соответствия цены продукта в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен.

При применении метода сопоставимых рыночных цен в качестве сопоставляемых сделок используются сделки, совершенные компанией с лицами, не являющимися взаимозависимыми при условии, что такие сделки являются сопоставимыми с анализируемой сделкой. Компания может использовать сопоставимые сделки, совершенные с лицами, не являющимися взаимозависимыми при наличии хотя бы одной совершенной сопоставимой сделки.

В случае отсутствия сопоставимых сделок для целей применения метода сопоставимых рыночных цен используется информация о ценах по данным сделкам, полученная из любых общедоступных источников информации, подтвержденная документально.

При наличии информации только об одной сопоставимой сделке, цена указанной сделки признается одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен, а при наличии информации о нескольких сопоставимых сделках определяются минимальное и максимальное значения интервала рыночных цен.

Интервал рыночных цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки.

Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рыночных цен производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Затратный метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат компании, являющейся стороной сделки, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках.

Валовая рентабельность затрат определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованного продукта на основании данных финансовой отчетности на момент совершения сделки, но не позднее 31 декабря текущего года, либо из отчетности за три предшествующих года.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукта за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов и себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг.

Выручка от реализации продукта включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Себестоимость продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукта ресурсов. Таким образом, себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на создание и реализацию продукта, отражающие эффективность производственно-хозяйственной деятельности компании.

В целях применения затратного метода данные финансовой отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий не-

существенность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности.

Для иностранных организаций валовая рентабельность затрат определяется на основании данных финансовой отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством иностранных государств с учетом корректировки показателей для целей обеспечения сопоставимости с данными показателями финансовой отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о формировании финансовой отчетности.

Расчет валовой рентабельности затрат на основании данных финансовой отчетности организации должен производиться при одновременном соблюдении следующих условий, если:

♦ организация осуществляет сопоставимую деятельность и выполняет сопоставимые функции, связанные с этой деятельностью;

♦ совокупная величина чистых активов организации не является отрицательной величиной по данным финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря последнего года из нескольких лет, за которые рассчитывается рентабельность;

♦ организация не имеет убытков от продаж по данным финансовой отчетности более чем в одном году из нескольких лет, за которые рассчитывается рентабельность;

♦ организация не участвует в другой организации с долей более 25% или не имеет в качестве участника организацию с долей прямого участия более 25%.

Метод сопоставимой рентабельности применяется при невозможности обеспечения сопоставимости данных финансовой отчетности для целей расчета интервала рентабельности в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Данный метод может применяться без расчета значений рыночных цен и предполагает сопоставление операционной рентабельности, сложившейся у компании, являющейся стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.

При применении метода сопоставимой рентабельности используются следующие показатели операционной рентабельности:

♦ рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости реализованных продуктов (производственные затраты),

коммерческих и управленческих расходов (непроизводственные затраты);

♦ иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми коммерческими рисками и уровнем вознаграждения.

С рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность анализируемой сделки, которая отвечает следующим требованиям:

♦ осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;

♦ принимает меньшие риски, чем другая сторона анализируемой сделки;

♦ не владеет нематериальными активами, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

На основании минимального или максимального значения интервала рентабельности осуществляется корректировка прибыли по контролируемой сделке в целях налогообложения.

Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок и не предполагает расчета рыночных цен.

Данный метод используется при невозможности использования других методов определения рыночной цены или когда стороны сделки владеют дорогостоящими нематериальными активами, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

Распределение прибыли между сторонами анализируемой сделки производится с учетом оценки вклада сторон в совокупную прибыль в соответствии с критериями, пропорционально:

♦ вкладу в совокупную прибыль по анализируемой сделке, функций, осуществляемых сторонами анализируемой сделки, используемых ими активов и принимаемых коммерческих рисков;

♦ распределению между сторонами анализируемой сделки доходности, полученной на вложенный капитал, используемый в анализируемой сделке;

♦ распределению прибыли между сторонами сопоставимой сделки.

При применении метода распределения прибыли между сторонами анализируемой сделки распределяется совокупная прибыль, которая определяется как

сумма операционной прибыли всех участников сделки, либо остаточная прибыль всех сторон такой сделки.

Методику формирования ценообразования в контролируемых сделках, необходимую для исполнения требований законодательства, компания выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные потребности и специфику бизнеса, с учетом объемов по данным операциям, особенностей программного обеспечения.

Литература

1. Аверчев И.В. МСФО. 1000 примеров применения. М., 2011.

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 от 18 июля 2012 г. № 106н «Оценка справедливой стоимости».

3. Налоговый кодекс РФ (ч. 1, ч. 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29 июня 2012 г.).

4. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

5. КонсультантПлюс.

6. URL://http://ww.klerk

ПРОБЛЕМЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

О.В. ЧАБАНЮК,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Воскресенского института туризма — филиал НОУ ВПО Российской международной академии туризма Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: ilja.Elisejew@profine-group.com Рецензент: доктор экономических наук Козырев В.М.

Аннотация. В статье, на конкретных примерах анализируются проблемы неоклассического подхода к совершенствованию менеджмента индустрии туризма. В частности, выявляются недостатки использования при анализе развития сферы туризма стационарных моделей Рейли и регрессионных моделей: сравниваются расчеты, выполненные методом полной себестоимости и методом директ-костинг, обозначаются недостатки данных методов.

Ключевые слова: анализ; затраты; издержки; метод; модель; подход; уравнение.

THE PROBLEMS OF THE NEOCLASSICAL APPROACH TO THE MANAGEMENT IMPROVING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE TOURISM INDUSTRY

O.V. CHABANUK,

candidate of economic Sciences, the senior teacher chair of economy and management of Voskresensky institute of tourism — NOU VPO branch of the Russian international academy of tourism

Annotation. In the article, with specific examples, the problems of the neoclassical approach to the management improving in the tourism industry are analyzed. In particular, analysing the tourism development there are drawbacks in the use of Reilly 's stationary models and regression models: calculations performed by the full cost and by the method of direct-costing are compared, the shortcomings of these methods are identified.

Keywords: analysis; costs; expenses; method; model; approach; equation.

До недавнего времени для анализа процессов развития экономических процессов, и, в частности, процессов, происходящих в сфере туризма, использовался преимущественно неоклассический подход, при реа-

лизации которого применяется метод сравнительной статики.

В рамках этого подхода исследуется характер смещения решения статической модели, описывающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.