Научная статья на тему 'Приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета "информатика"'

Приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета "информатика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1330
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / ПРИЕМ / RECEPTION / МЕТОД / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потешкина Галина Владимировна

В статье анализируются приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Информатика». Создание у учащихся мотивации является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета "информатика"»

на очном этапе конференции. Оценка работ на секциях проводится жюри, состоящим из экспертов-преподавателей. Жюри определяет победителей с присуждением 1, 2, 3 мест соответственно. Лауреаты получают дипломы и ценные призы.

Важным аспектом поддержки деятельности студенческих объединений Министерство образования и науки является выделение Университетам субсидии на проведение научных мероприятий.

В 2016 году в РЭУ им. Г. В. Плеханова поддержку ведомства получили сразу несколько научных проектов, среди которых: «Неделя круглых столов 4 Sectors», межвузовская научно-практическая конференция «Экономика и инновации», международная научно-практическая конференция «XXIX Плехановские чтения», международный форум «Financial centers: traveling around the world». Получение дополнительного финансирования способствует улучшению материального положения и активному развитию научной деятельности студентов и молодых учёных.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в вузе происходит формирование предпосылок для развития научного потенциала молодёжи. Проведение мероприятий по различным направлениям научной деятельности позволяет студентам и молодым учёным активно развивать свой научный потенциал, что в дальнейшем будет способствовать формированию профессионально-важных качеств.

Литература

1. Баринова Н. В. Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 22 (64). С. 70-72.

2. Гаврилюк В. В. Профессиональный потенциал преподавателей вузов / В. В. Гаврилюк // Актуальные проблемы социологии: сборник научных статей. Екатеринбург. УрФУ, 2013.

3. Кострикова А. Р. Система мотивации молодых учёных к активной научной деятельности // Наука, техника и образование, 2015. № 12 (18). С. 209-211.

4. Курдюкова Н. А. Экономическая активность молодёжи как социально-психологический феномен/ Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелёва // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2015. № 2. С. 208-212.

Приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Информатика» Потешкина Г. В.

Потешкина Галина Владимировна /Poteshkina Galina Vladimirovna - учитель информатики и математики, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа им. полного кавалера ордена Славы Петра Васильевича Кравцова с. Старопохвистнево муниципального района Похвистневский, Самарская область

Аннотация: в статье анализируются приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Информатика». Создание у учащихся мотивации является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.

Abstract: the article analyzes the techniques and methods to improve students' motivation in the study of the subject "Informatics". Creating students' motivation is the main methods of teaching any subject, in particular, computer science. It is important to have motivated the study of each individual theme, the introduction of each concept, mastery of each skill, the acquisition of each skill.

Ключевые слова: информатика, прием, метод. Keywords: informatics, reception, method.

На свете есть только один способ побудить людей что-то делать.

Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать.

Д. Карнеги

Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами хранения, преобразования и передачи информации.

Моя задача в процессе изучения информатики — не только научить учащихся пользоваться компьютером, но и осознать его возможности, определить роль, которую он играет в нашей жизни, понять, какую помощь он может оказать нам при исследовании окружающего мира.

И сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней [3, с. 115].

1. Апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Примером может служить тема «База данных». Приведу в качестве яркого примера следующую ситуацию - приобретение товара. На данном предмете хорошим примером будет монитор, процессор, ноутбук. Так как следующим моментом будет решаться вопрос о его технических характеристиках, замечу еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК». Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения товара с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

2. Ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

Этот прием применяется настолько часто и широко, что я не буду на нем подробно останавливаться, а лишь приведу его основные этапы.

Созданием модели завершается первый этап решения задачи с помощью компьютера. Для того чтобы компьютер произвел необходимые вычисления и получил ответ, нужно составить для него четкую инструкцию, строго указать необходимую последовательность действий. Такая инструкция называется алгоритмом решения задачи. Составление алгоритма — второй этап решения задач с помощью компьютера. Значит, теперь нужно научиться составлять алгоритмы для компьютера.

Как мы видим, учащимся объявляется: чтобы научиться применять компьютер к решению задач, придется познакомиться с понятием алгоритма и овладеть умениями создавать алгоритмы.

3. Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Я думаю, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие -то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Например, тема урока: «Компьютерное моделирование физических процессов».

Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента.

Краткий рассказ учителя:

Каждый из вас не раз попадал под теплый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая. Подсчитывая, ученики получают скорость, равную 400 м/с.

Но капля, летящая с такой скоростью, подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

В качестве парадоксальной ситуации я также использую софизмы. Конечно, все мы помним, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Также очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. «Как измерить количество информации», на мой взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д.

4. Ролевой подход.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции «цикл», то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме. Впрочем, ролевой подход мотивационно используется и во многих других ситуациях. Пример:

Это начало параграфа, посвященного рассказу о базах данных.

«Представьте, что вы стали директором завода и, изучив спрос, решили организовать участок для производства двух видов товаров повышенного спроса — мясорубки и скороварки. Для краткости обозначим эти товары буквами «А» и «Б». Допустим, что вам удалось заключить договоры с другими предприятиями на поставку ресурсов (металла, электроэнергии и т.п.) и выделить определенное число рабочих. Изучение рыночной конъюнктуры позволило определить минимальные объемы производства для каждого изделия. Всякий хороший директор стремится к тому, чтобы прибыль была наибольшей. Будем считать это и вашей задачей».

По этому вступлению даже не скажешь, что речь пойдет об использовании табличной формы представления данных.

5. Деловая игра.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

65

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля.

6. Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

По-другому, такой вид работы можно назвать «Ломаем голову».

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Пример. Шифр Цезаря.

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

7. Игры и конкурсы.

Всем известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы я предлагаю игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример 1: Игра «Веришь, не веришь»

Верите ли вы, что...

• Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да).

• Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да).

• Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да).

• В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет).

Пример 2. Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте».

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

• «Этот процесс орнитологи называют миграцией».

• «Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки».

• «Он всегда имел запас калькуляторов».

В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке предлагаю сюрпризы - потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой.

8. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т. п.

Привычные для детей (и многих учителей) такие способы контроля знаний, как

контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т. д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу.

Оператора, составленное из неиспользованных букв - GOTO.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

9. Исследовательская деятельность.

Исследовательские работы по информатике можно разделить на три больших блока:

1. доклады (рефераты);

2. проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования;

3. проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web-дизайн, 1^^технологии).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера [2, с. 58].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подведя итог вышесказанному, я имею, что создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики.

Но важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такую мотивацию я и назвала локальной.

Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство.

«Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер, совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе».

Литература

1. Вартанова И. И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе //

Вестник МГУ, 2001. № 2.

2. Полат и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования: уч. пособ. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева,

А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 272 с.

3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков /

Л. И. Божович. М., 1972. 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.