13. Приказ управления культуры, молодежной политики, туризма и спорта администрации Сургутского района №25-012-83 от 24.11.2011 г. об утверждении концепции развития туризма в Сургутском районе до 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admsr.ru/scs/guardianship/.
14. Усенюк, С.Г. Дизайн-модель транспортной системы северного туризма (на примере Западно-Сибирского региона): дис. ... магистр дизайна. Специальность 530402 -Промышленный дизайн / С.Г. Усенюк. - Екатеринбург: УралГАХА, 2007.
Е.И. Доровенчик, г. Томск
приемы эффективной коммуникации в музейной экскурсии
В современный период роль музея как института, стоящего на службе обществу и служащего его развитию, возрастает. На рынке свободного времени и культурного туризма, отказавшись от строительства традиционных стационарных экспозиций и отдав предпочтение временным выставкам (порой сомнительной ценности, но востребованным массовым потребителем), музеи становятся похожими на «блошиные рынки», где можно найти и высокое искусство и наоборот. «Главный объект системы маркетинга -это наш посетитель. Его можно смело назвать королем рынка. На западе теперь принято использовать слово «клиент», как бы подчеркивая этим, что музеи должны обеспечить какую-то помощь или выгоду для своего посетителя» [2, с. 76]. В борьбе за посетителя музеи сегодня часто конкурируют с учреждениями досуга, и возникает множество проблем, главной из которых является утрата музеями «своего лица». Господствующая «идеология денег» жаждет сиюминутной прибыли. О еще одной проблеме, «о глобальном оглуплении» говорит сегодня ученый и поэт, автор самой «музейной» песни «Атланты держат небо.» Александр Городницкий: «.когда в средневековом Датском королевстве хотели отравить короля, то капали ему яд именно в ухо». [3, с.7]. Сегодня в уши и души людей «вливается» много негативного и недостоверного.
Для служения развитию общества необходимо сохранение баланса между традиционной миссией музея и его ориентацией на запросы посетителей.
Международный совет музеев ИКОМ определяет музей «как постоянно существующий институт на службе обществу и его развитию» [5, с. 27]. Общепризнанна роль коммуникативных функций музея. Коммуникация (лат. соттитЫ - делаю общим, связываю, общаюсь) - это передача информации от одного сознания к другому. [13, с. 329]. «К концу XX в. коммуникация постепенно становится движущей силой музейной деятельности» [4, с. 36]. Д. Камерон, один из основоположников теории музейной коммуникации, считает, что коммуникативная сила музея настолько велика, что этическая ответственность в ее исполнении обязана быть первостепенной заботой музейного сотрудника [5, с. 36]. Коммуникационный подход предполагает отношение к музейному посетителю как равноправному участнику процесса.
В области трансляции музейных богатств необходимы профессионализм и творчество, которые помогают решить музейные задачи и примиряют музей с задачами общества. По мнению Л.И. Скрипкиной, «.музей остался одним из немногих институтов, способных выполнять роль социального адаптера, ибо главными его ценностями
являются ответственность, уважение к жизни и терпимость» [10, с. 56].
Стремительное развитие музееведения приводит к непростым решениям, рождающимся в творческом поиске и использующем достижения различных дисциплин: маркетинга, психологии, социологии, педагогики, риторики и других, помогающих создать наиболее эффективную среду музейного общения.
Для того, чтобы музей стал интересен и нужен людям, важно, чтобы в нем были хорошие экскурсоводы личность экскурсовода является одной из главных в процессах внешней коммуникации. Он выходит к людям и является полномочным представителем всех сотрудников, внесших вклад в музейное строительство: хранителей, экспозиционеров, исследователей. Он занимается «продвижением музейного товара» - экспозиций, по экскурсоводу судят о музее. Отечественная школа экскурсоведения предлагает различные приемы и методы ведения экскурсий, и, если убрать идеологическую составляющую, в ней есть многое из того, что необходимо начинающему экскурсоводу. Вместе с тем в настоящее время предлагаются новаторские формы, когда вместо экскурсовода работает комментатор, рассказчик, интерпретатор, консультант-помощник или просто собеседник.
Проблемы подготовки экскурсоводов в нашем музее заключаются и в том, что сотрудники имеют разную профессиональную подготовку и разную мотивацию к этому роду деятельности. Многие считают, что лучший экскурсовод - это экспозиционер, знающий все особенности экспозиции. Так ли это?
В архиве Томского областного краеведческого музея, хранится методическое письмо музейно-краеведческого отдела Наркомпроса РСФСР «О повышении качества работы по экскурсионному обслуживанию посетителей музея» от 1940 года. «Лучшим руководителем экскурсии является экспозиционный работник, так как никто так хорошо не сможет вскрыть содержание экспозиции, как автор ее. Однако в ряде музеев до сих пор научные сотрудники стоят в стороне от экскурсионной работы, которая целиком возложена на специальных экскурсоводов, а экскурсоводы не включены в научноисследовательскую и экспозиционную работу. Индивидуальные производственные планы сотрудников должны включать экспозиционную, научно-исследовательскую и массовую работу». [1, с. 18-19].
Конечно, никто другой так хорошо не знает «язык» предметов и комплексов, как ее автор. Но, к сожалению, не всегда экспозиционеры имеют склонность к публичной, культурно-образовательной работе. Выход видится в участии экскурсоводов в создании экспозиционных проектов, в рабочих группах по созданию выставок. это позволит им глубже проникнуть в суть вещей. «Именно такой музейный подход, при котором те, кто работает с посетителями, участвуют на равных с научными сотрудниками и художниками в работе по созданию выставок и экспозиций, обеспечивает их успех и посещаемость». [12, с. 205]. Для экскурсоводов важно знание предметов, их легенд и особенностей, для этого мы приглашаем на установочные методические экскурсии сотрудников научно-фондового отдела и других компетентных лиц.
Настоящий профессионал учится всю жизнь. А мастерство экскурсовода состоит из талантов музейного педагога, психолога, актера. «Музейная педагогика - научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, социологии, культурологии, рассматривающая образовательные аспекты музейной коммуникации. Развитие музейной педагогики связано со сменой концепций музейного образования. С середины 1920-х гг. в нашей стране в этой области господствовала политизированная концепция
развития музеев, в 1960-е гг. и до середины 1980-х - информативная концепция, с конца 1980-х - образовательная концепция музея, основанная на коммуникационном подходе. Новая концепция предполагает апелляцию к чувственно-эмоциональной сфере и творческому потенциалу человека» [7, с. 6].
Смысл образовательного процесса в музейной среде сегодня предполагает создание диалога посетителя с музейными ценностями. «Ориентация на индивидуальный, диалоговый подход в условиях музейной среды связана с формированием новой образовательной парадигмы, утверждающей переход от традиционного (преимущественно дидактического) образования к личностно-гуманному» [9, с. 55]. Музейная педагогика опирается на принципы ценностной ориентации, преобладания визуальной информации, совместного творческого восприятия, развивающего и воспитывающего обучения, интерактивности.
Детская аудитория в наших музеях самая многочисленная. Примером успешного решения педагогических задач является такая форма, как работа с музейными посетителями в составе семьи. Посещение нашего музея по «семейному» билету было востребованным и в Год семьи, и после его окончания. Не первый год музей участвует в проведении конкурса школьных экскурсоводов «Музейный предмет рассказывает». В этом году он был необычным. Проект «Музей в музее» пригласил школьников попробовать себя в роли экскурсоводов на выставке ТОКМ «Гроза 1812 года». Результаты конкурса превзошли все ожидания - дети проявили себя талантливыми исследователями музейных предметов, заставили их «заговорить», проявили активность и творчество. В процессе подготовки они почувствовали себя причастными к большому делу, которому наш музей служит уже более 90 лет. Так музейное, экскурсионное дело становится «нашим», общим и входит в жизнь детей надолго. Думается, что создание таких каналов коммуникации приносит наиболее существенный результат.
«Практика музейного дела связана с решением задач представления историко-культурного процесса через предмет» [9, с. 16]. Как сделать понятным «язык» предметов, комплексов и экспозиций? Очевидно, что при всем разнообразии приемов и методов и креативности современных подходов должны присутствовать все этапы экскурсии как педагогического процесса - вступление, основная часть, состоящая из музейных комплексов, гармонично связанных логическими переходами, и заключение.
Вступлению отводится важнейшая роль. Традиционно это знакомство, постановка целей и задач, озвучивание правил поведения. Психология предлагает множество приемов и методов, помогающих установить контакт с посетителем музея. Например, «позитивное эмоциональное отношение к человеку помогает вызвать положительное отношение к себе, понравиться собеседнику. Это особенно важно на первой фазе установления контакта, так как самое яркое впечатление на 90% закладывается в первые секунды общения. Правильно выстроить взаимоотношения с музейным посетителем помогают открытая мимика, доброжелательная улыбка, комплимент. А также приемы «согласие», «интригующее начало», актуализация личного опыта, открытый (проблемный) вопрос, выбор дистанции, зрительный контакт, интонирование и др.» [8, с. 39]. Каковы бы ни были цели, поставленные экспозиционерами или авторами экскурсии, важно быть добрым хозяином, встречающим гостей.
На «предкоммуникационном» и «посткоммуникационном» этапах экскурсии лучше узнать посетителя музея помогают социология и музейный маркетинг. То, что во время знакомства в течение 5-7 минут должен сделать экскурсовод - узнать, понять, интуитивно
почувствовать, зачем пришел посетитель в музей, каковы его потребности - должно подкрепляться материалами исследований музейной аудитории, направленных на изучение ее потребностей. Это необходимо для того, чтобы возникла диалоговая среда - залог эффективной коммуникации. Помогает профессиональный опыт, изучение книг отзывов, беседы, анкетирование, опросы и т.д. Например, анкета экскурсанта, применение которой возможно на входе и на выходе. «Для компетентной реализации задач, выдвинутых современной культурой, необходим серьезный анализ музейной аудитории. Сегодня можно говорить об особой области социологии - музейной социологии, которая изучает ценностные ориентации, духовные потребности аудитории и, соответственно, эффективность музейной работы [9, с. 57]. Анализ эффективности, осуществляемый в рамках социологических исследований в музее, позволяет выстраивать музейно-педагогическую методологию, ориентированную на социальный, интеллектуальный, творческий уровень посетителя для достижения максимально эффективных результатов» [9, с. 75].
В процессе знакомства мы представляем музей, себя, узнаем о географической и социальной принадлежности аудитории, ее потребностях. От этого зависит основная содержательная часть экскурсии, и какие приемы и методы мы будем использовать. Приемы показа и рассказа в экскурсии присутствуют практически одновременно. «Нетрудно заметить, что в экскурсии имеют место все виды коммуникации. В аспекте вербального и невербального общения важно их соответствие» [8, с. 37]. В основной части экскурсии мы знакомим с предметами, комплексами и экспозицией в целом. Традиционно превалируют приемы показа: панорамного, зрительной реконструкции и др. Нужно сделать все, чтобы музейный зритель смог увидеть то, что перед ним находится, заметить особенности, т.е. «увидеть своими глазами».
Этому помогают приемы рассказа. Здесь возможно услышать ответ на вопрос: «Что вы почувствовали?», уместно употребить паузы, использовать прием цитирования. Стихотворные произведения, цитирование от первого лица используются для создания образа. В эти минуты можно увидеть и почувствовать в аудитории особое состояние «погружения» в глубокие размышления о представленных ценностях. Прием контрастного показа поддерживает динамику экскурсии. Чтобы музейный зритель не устал, используем «отвлекающее отступление», ведем беседу, создаем дискуссионную ситуацию. Вопросы, задачи, загадки, а не готовое знание являются призывом к самостоятельному постижению истины. Вместе с тем речь экскурсовода, его индивидуальное восприятие не должны быть навязаны аудитории.
Задачи интерактивных форм работы - наполнить экскурсию новым эмоциональным содержанием через двигательные, тактильные, слуховые и другие впечатления. Возможности примерить реконструированные мундиры и кивера мушкетеров Томского пехотного полка на выставке «Гроза 1812 года», взять в руки демонстрационное оружие или сфотографироваться в буденовке красноармейца на выставке «Боевая слава Томичей» дополняют экскурсию эмоциональными переживаниями, чувствами и ощущениями. Особенно рады этому дети, да и реакция взрослых посетителей становится сродни детской.
Звуковые сопровождения экскурсии - звуки патефона, вокзального колокола в комплексе «Томск довоенный» передают атмосферу времени. Психологическую атмосферу таинственности, связанную со священным предназначением медведя на выставке «Когтистый старик. Медведь в культурах народов Сибири», создает видеоряд, показывающий образ присутствия медведя. Тактильные ощущения от прикосновения к
медвежьей шкуре в комплексе «У медвежьей берлоги» дополняют рассказ экскурсовода о промысловых обрядах.
Пример удачного соединения экспозиционных, фондовых и экскурсионных задач -выставка-загадка для семейного посещения «Унесенные временем или странные вещи». Здесь были показаны вещи, вышедшие из употребления и предметы неизвестного назначения. На выставке проходили особенные экскурсии, состоящие из вступительного слова экскурсовода и самостоятельного знакомства посетителей с музейными экспонатами. Экскурсоводы, работавшие на этой выставке, отмечали атмосферу совместного творчества, где комментарии не мешают посетителям «общаться» с музейными предметами. Этому способствовало множество интерактивных средств. Например, возможность что-либо написать, примерить или послушать. При знакомстве с предметами неизвестного назначения музейный посетитель становился исследователем. Авторы выставки - ведущие специалисты экспозиционного и научно-фондового отделов (Е.А. Андреева и Е.А. Малофиенко).
Демонстрация батальных сцен из фильма С. Бондарчука «Война и мир» на выставке «Гроза 1812 года» создает ощущение динамики происходящего сражения. В логическом переходе перед посещением зала «Томский полк на Бородинском поле», экскурсовод говорит о «театре военных действий», а длительная пауза перед панорамным показом экспозиции дает возможность почувствовать, задуматься, создать свой мысленный образ этого знаменитого сражения.
Маршруты с элементами игры в экскурсионном сопровождении на разных этапах проводились на выставках «Палеолит. Неолит. Древняя история Томского края» («Прыжок в прошлое»), «Гроза двенадцатого года» («Тайна зарядного ящика») и др. Все это говорит о том, что музейная педагогика успешно решает задачи создания форм и методов эффективной коммуникации. Экскурсия-игра, экскурсия-викторина, экскурсия-исследование создают атмосферу диалога и творчества.
Использование театральных приемов в экскурсиях также служит возникновению интереса аудитории, развитию воображения и выполняет одну из главных функций сегодняшних музеев - образовательно-рекреационную: отдохнуть, познать новое с развлечением. Об этом говорят маркетинговые исследования, популярность таких известных форм работы, как «Ночь в музее», где у нас традиционно много музыки, танцев, театрализации. Непременно на всех выставках работают экскурсоводы-консультанты. После таких мероприятий приток посетителей в музей возрастает.
«Основной принцип любой формы образовательно-рекреационной деятельности музея - предоставление возможности посетителям заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации [4, с. 33]. Такое огромное значение данная функция приобрела в результате возрастания потребности человека в снятии стресса, вызванного большим потоком информации и динамичностью современной жизни» [4, с. 36].
Выступая перед аудиторией, экскурсовод примеряет на себя маску актера. Вышел на публику - изволь быть актером! В экскурсионном деле подготовке по части актерского мастерства также должно быть отведено достойное место. Постановка дыхания, голоса, работа над интонацией, позволяют услышать, по выражению И.С. Тургенева, «музыку речи». Перед экскурсией обязательно нужно сделать артикуляционную гимнастику, например произнести гласные звуки и скороговорки. Да и внешний вид экскурсовода должен быть безупречен.
Настоящий клад для профессиональной подготовки экскурсовода таит искусство эффективного общения - риторика. Наука красноречия имеет глубочайшие корни, она изучает проблемы коммуникативной культуры, совокупности чувств, мышления и речи с IV в. до н.э. Сократ был одним из основоположников диалектического метода поиска истины путем диалога.
Риторика учит коммуникативной компетентности, которая определяется как «совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения» [11, с. 99]. Риторика дает возможность почувствовать и понять, что «.не техника, не приемы главное в ораторском искусстве. Главное - это личность оратора, его интеллект, нравственные качества, общая культура, понимание аудитории, ориентация на нее, способности прогнозировать воздействие своей речи на слушателей» [11, с. 27]. Из классической риторики черпают знания лингвисты, психологи, педагоги, философы, вместе с тем современная риторика учитывает достижения лингвистики, психологии восприятия и порождения речи.
Экскурсионную речь можно отнести к профессионально-ориентированному речевому жанру. «Завоевать» аудиторию, привлечь ее внимание помогают приемы риторики: «эффект живой реакции», «зацепляющий крючок», приемы эмоциональной разрядки. Взаимодействие с аудиторией обеспечивает скрытый диалог, который позволяет достичь эффекта сопереживания, интеллектуального и эмоционального. Экскурсовод, который «публично» мыслит, включает слушателей в процесс творческого восприятия речи.
Вот как образно говорит об этом В.О. Ключевский: «Развивая мысль в речи надо сперва ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель - Ваш военнопленный, и сам не убежит от Вас, даже когда Вы отпустите его на волю, останется вечно послушным Вашим клиентом» [Цит. по: 11, с. 131].
Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативная задача как практического, так и духовного плана. Эффективная речь экскурсовода должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности. Правило риторики - индивидуальное использование ее законов, в зависимости от цели говорящего. Использование разностилевой, экспрессивной лексики, художественность изложения, драматизация речи, интонационная выразительность, употребление литературных образов, ассоциаций совершенствуют «наглядность» речи, которую К.А. Станиславский называл «внутренним зрением». Богатство речи зависит от дикции, темпа, умения держать паузу, эмоциональности экскурсовода.
Эффективной коммуникации нет без обратной связи. Возможность влиять на активность аудитории дает «наблюдение за реакцией слушателей, за выражением их лиц, поведением, проявлениями интереса или, наоборот, скуки и утомления; оживление речи, введение разговорных элементов, упрощение стиля речи; прямые обращения к аудитории, риторические вопросы; обострение полемической направленности речи, как бы приглашение слушателей к обсуждению, к полемике; введение каких-либо вставных конструкций и сюжетов, оживляющих речь и др.» [6, с. 36-37].
Обязательный заключительный этап в экскурсии - это подведение итогов. Традиционно посетителям предлагается задать вопросы. Уверенные в себе экскурсоводы не боятся сложных вопросов и того, что их знаний будет недостаточно. Не знать - не стыд-
но, стыдно - не хотеть знать, да и вопросы могут выходить за границы темы экскурсии. Признаваясь в своем незнании, экскурсовод не сходит с воображаемого пьедестала, а всего лишь встает на одну ступеньку с посетителем. Незнание ответа может служить «домашним заданием», продолжением знакомства с темой. Можно целенаправленно поделиться проблемой и предложить самостоятельно найти пути ее решения. Это залог дальнейшего развития человека. Так музей реализует свою просветительскую функцию. Например: «Идея выставки «Когтистый старик. Медведь в культуре народов Сибири» призывает к экологичности бытия, сохранению природы, изучению исчезающих этносов, диалогу культур». Экскурсовод и сам вправе задать вопросы, чтобы подвести итог, узнать о том, как вас поняли, что особенно понравилось. Для детской аудитории хороши задания в виде загадок или викторин. В заключение нужно предложить посетителям поделиться своим мнением о выставке, музее. Для этого существуют «Книги отзывов», являющиеся источником, позволяющим искать возможности улучшения работы, новые пути развития и построения экспозиций, достижения диалога с посетителем. И, конечно же, как радушным хозяевам, нужно пригласить вновь посетить музей, назвав его выставки и проекты.
После экскурсии хороший экскурсовод продолжает работать над ошибками. Рефлексия - это движущая сила самоусовершенствования. Ведь от сегодняшнего дня зависит то, каким музей будет завтра.
Экскурсия в современном музее - это творческий процесс, а лучший экскурсовод - это человек, обладающий универсальными познаниями. Конечно, это редкость. Потому важным мне представляется индивидуальность экскурсовода, ведь у каждого свои достоинства. Наши экскурсоводы не похожи друг на друга. Было бы идеально, если для каждого типа музейных посетителей в штате музея был найден подходящий экскурсовод - по уровню знаний, степени эмоциональности или активности. Конечно же, это сложно, но профессиональные знания, работа над поиском эффективных приемов ведения экскурсии помогут тем, кто занимается этим интересным и нужным делом.
Литература и источники
1. О повышении качества работы по экскурсионному обслуживанию посетителей музея // Методическое письмо. Томск. Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 8. Л. 18-19.
2. Васильева, Л.А. Практика маркетинга, или «Не хлебом единым.»: сб. науч. тр. по музейной педагогике Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева / Л.А. Васильева, О.В. Чубарова. - М.: Изд-во ИКАР, 2008. - 124 с.
3. Городницкий, А.М. «Атланты держат небо.»: воспоминания строго островитянина / А.М. Городницкий. - М.: Яуза: Эксмо, 2011. - 448 с.
4. Клюев, Ю.В. Музейный маркетинг в контексте современной культуры / Ю.В. Клюев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - 191 с.
5. Ключевые понятия музеологии (ИКОМ) / сост.: Андре Девалье и Франсуа Мерсес.
- М.: ООО «Август борг», 2012. - 101 с.
6. Львов, М.Р. Риторика: учеб. пособие для учащихся / М.Р. Львов. - М.: «Academia», 1995. - 256 с.
7. Музей открывает ЕСИК: Музейно-педагогическое пособие // авт.-сост. Г.Ш. Фай-зуллина. - Алматы-Есик: Sacura print, 2011. - 84 с.
8. Проведение музейных экскурсий с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / Г.Х. Вахитова [и др.]. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - 52 с.
9. Сапанжа, О.С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие / О.С. Сапанжа. -СПб., 2007. - 166 с.
10. Скрипкина, Л.И. Социальная миссия музея. Проектирование деятельности историко-краеведческих музеев в контексте современных реформ / Л.И. Скрипкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2005. - №7. - С. 56.
11. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соволова. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.
12. Чекоданова, К.К. Спросите о том, что думает посетитель: интерактивные включения в экспозиционное пространство / К.К. Чекоданова // Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы международной научно-практической конференции: сб. статей. - СПб.: ГРМ, 2010. - 276 с.
13. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический проект, 2007. - 558 с.
А.В. Игошина, Е.С. осинцева, г. Красноярск
«история города из рук в руки»: опыт создания экскурсионного маршрута по исторической части
города Красноярска 3
Не ведающий прошлого - не в силах создать будущего...
Н.К. Рерих
Проведенный нами анализ проблем городской среды Красноярска выявил следующие:
1) нежелание молодежи остаться в городе, чтобы жить и работать;
2) незнание горожанами истории своего города;
3) не каждый житель сегодня задумывается о ценности архитектурной среды. Так родилась идея создания экскурсионного маршрута «История города из рук в руки». Перед началом работы были поставлены следующие цели:
- привлечь молодежь к участию в создании маршрута;
- заинтересовать студентов и абитуриентов городом через интересные факты, истории, легенды о нем;
- способствовать раскрытию творческого потенциала молодых авторов через дух открытий, самостоятельные исследования, «примерку» разных ролей (журналиста, дизайнера, экскурсовода, корреспондента, фотографа и др.);
- добиться эмоциональной привязанности к городу через историю, модернизируя тем самым среду без прямого вмешательства в нее.
Любой житель города, воссоздавая в памяти образ Красноярска, в первую очередь вспомнит о его ландшафтных особенностях, назовет Караульную гору с часовней, сопки, пышные острова на Енисее, предгорья Саян на правом берегу, заповедник «Столбы».
3 Проект осуществлен в рамках программы «От идеи к действию» 2012-2013 гг. при поддержке международной организации «Интерра».