Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОНТЕНТА ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА LABEL FRANCE'

ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОНТЕНТА ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА LABEL FRANCE Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фоносемантический анализ текста / программа «ВАЛЛ-мини» / публикации журнала LABEL FRANCE / приемы восприятия текста / phonosemantic analysis / WALL-mini program / LABEL FRANCE magazine / techniques for perception of materials

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Л.В. Анпилогова, Е.В. Головина

В статье рассматривается понятие «оценки восприятия» публицистического материала как специфического проявления ценностного отношения человека к определенному объекту окружающего мира, субъективно-чувственно отражающемуся в сознании, его способности различать и усваивать с помощью приемов представления информации в приемлемом для наблюдения и анализа виде. С помощью фоносемантического анализа (по программе «ВАЛЛ-мини»), являющегося фильтром отбора необходимых критериев оценки восприятия текстов, и опроса респондентов на материале 5 публикаций была дана оценка определенного уровня восприятия музыкального контента журнала LABEL FRANCE (2002–2006 гг.). В исследовании проанализирован ряд приемов эффективного восприятия материалов французского периодического издания: журналистских (представления информации), риторических (использования аргументации), лингвистических (языковых приемов изложения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES FOR EFFECTIVE PERCEPTION OF THE MUSICAL CONTENT OF THE PUBLICATIONS OF THE LABEL FRANCE MAGAZINE

The article considers a concept of “assessment of perception” of journalistic material as a specific manifestation of a person’s value attitude to a certain object of the surrounding world, subjectively and sensually reflected in consciousness, the ability to distinguish and assimilate using techniques of presenting information in a form acceptable for observation and analysis. With the help of phonosemantic analysis (according to the WALL-mini program), which is a filter for selecting the necessary criteria for evaluating the perception of texts, and a survey of respondents based on the material of 5 publications, an assessment of a certain level of perception of the musical content of the LABEL FRANCE magazine (2002-2006) was given. The study analyzes a number of techniques for effective perception of the materials of the French periodical: journalistic (presentation of information), rhetorical (use of argumentation), linguistic (linguistic presentation techniques).

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОНТЕНТА ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА LABEL FRANCE»

Библиографический список

1. Левада-центр: Аудитория социальных сетей и мессенджеров. Available at: https://www.levada.ru/2023/04/18/auditoriya-sotsialnyh-setej-i-messendzherov/?ysclid= It1u9v9inv703714567

2. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых услуг. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 18.03.2024). Available at: https://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_116944/fd49f79396a6da140d633e6f45c6c13d5b130535/#dst100015

3. Парфенчик А. Использование социальных сетей в государственном управлении. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017; № 2: 186-200.

4. Гриб В. Формы обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной и местной власти. Государственная власть и местное самоуправление. 2016; № 9: 3-12.

5. Юсуп Умавов. Available at: https://t.me/YusupUmavow/2009

6. Юсуп Умавов. Available at: https://t.me/YusupUmavow/2045

7. Махачкала. Available at: https://t.me/mkala_news/22365

8. Рослякова М.В. Социальные сети в деятельности органов исполнителей власти: адаптация к новым способам взаимодействия. Социодинамика. 2022; № 7: 42-55. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-v-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti-adaptatsiya-k-novym-sposobam-vzaimodeystviya?ysclid=lqmjo0xx 7i378292285

9. Сергей Меликов. Available at: https://t.me/melikov05/1821

10. Сергей Меликов. Available at: https://ren.tv/player/video/embed/1183499#autoplay=1

11. Расходчиков А.Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017; № 2: 263-273.

References

1. Levada-centr:Auditoriyasocial'nyhsetejimessendzherov.Availableat:https://www.levada.ru/2023/04/18/auditoriya-sotsialnyh-setej-i-messendzherov/?ysclid=lt1u9v9inv703714567

2. O predostavlenii kommunal'nyh uslug sobstvennikam i pol'zovatelyam pomeschenij v mnogokvartirnyh domah izhilyh uslug. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.05.2011 № 354 (red. ot 18.03.2024). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116944/fd49f79396a6da140d633e6f45c6c13d5b130535/#dst100015

3. Parfenchik A. Ispol'zovanie social'nyh setej v gosudarstvennom upravlenii. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2017; № 2: 186-200.

4. Grib V. Formy obespecheniya dostupa k informacii o deyatel'nosti organov gosudarstvennoj i mestnoj vlasti. Gosudarstvennaya vlast' imestnoe samoupravlenie. 2016; № 9: 3-12.

5. Yusup Umavov. Available at: https://t.me/YusupUmavow/2009

6. Yusup Umavov. Available at: https://t.me/YusupUmavow/2045

7. Mahachkala. Available at: https://t.me/mkala_news/22365

8. Roslyakova M.V. Social'nye seti v deyatel'nosti organov ispolnitelej vlasti: adaptaciya k novym sposobam vzaimodejstviya. Sociodinamika. 2022; № 7: 42-55. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-v-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti-adaptatsiya-k-novym-sposobam-vzaimodeystviya?ysclid=lqmjo0xx7i378292285

9. Sergej Melikov. Available at: https://t.me/melikov05/1821

10. Sergej Melikov. Available at: https://ren.tv/player/video/embed/1183499#autoplay=1

11. Rashodchikov A.N. Informacionno-kommunikacionnoe vzaimodejstvie vlasti i obschestva: v poiske 'effektivnyh tehnologij. Monitoring obschestvennogomneniya: 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2017; № 2: 263-273.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 81'37:78:070=133.1(470.56)

Anpilogova L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: anpilogova62@mail.ru

Golovina E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: gol114@yandex.ru

TECHNIQUES FOR EFFECTIVE PERCEPTION OF THE MUSICAL CONTENT OF THE PUBLICATIONS OF THE LABEL FRANCE MAGAZINE. The article considers a concept of "assessment of perception" of journalistic material as a specific manifestation of a person's value attitude to a certain object of the surrounding world, subjectively and sensually reflected in consciousness, the ability to distinguish and assimilate using techniques of presenting information in a form acceptable for observation and analysis. With the help of phonosemantic analysis (according to the WALL-mini program), which is a filter for selecting the necessary criteria for evaluating the perception of texts, and a survey of respondents based on the material of 5 publications, an assessment of a certain level of perception of the musical content of the LABEL FRANCE magazine (2002-2006) was given. The study analyzes a number of techniques for effective perception of the materials of the French periodical: journalistic (presentation of information), rhetorical (use of argumentation), linguistic (linguistic presentation techniques).

Key words: phonosemantic analysis, WALL-mini program, LABEL FRANCE magazine, techniques for perception of materials

Л.В. Анпилогова, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: anpilogova62@mail.ru

Е.В. Головина, канд. филол. наук, доц., Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: Gol114@yandex.ru

ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОНТЕНТА ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА LABEL FRANCE

В статье рассматривается понятие «оценки восприятия» публицистического материала как специфического проявления ценностного отношения человека к определенному объекту окружающего мира, субъективно-чувственно отражающемуся в сознании, его способности различать и усваивать с помощью приемов представления информации в приемлемом для наблюдения и анализа виде. С помощью фоносемантического анализа (по программе «ВАЛЛ-ми-ни»), являющегося фильтром отбора необходимых критериев оценки восприятия текстов, и опроса респондентов на материале 5 публикаций была дана оценка определенного уровня восприятия музыкального контента журнала LABEL FRANCE (2002-2006 гг.). В исследовании проанализирован ряд приемов эффективного восприятия материалов французского периодического издания: журналистских (представления информации), риторических (использования аргументации), лингвистических (языковых приемов изложения).

Ключевые слова: фоносемантический анализ текста, программа «ВАЛЛ-мини», публикации журнала LABEL FRANCE, приемы восприятия текста

Актуальность данной статьи обусловлена исследовательским интересом к изучению процесса восприятия определенного контента публикаций СМИ, формирующего у читательской аудитории субъективное представление о наглядном образе предлагаемого журналистом объекта. Цель исследования заключается в рассмотрении приемов, обеспечивающих эффективное восприятие читателями музыкального контента в публикациях французского журнала LABEL FRANCE.

Задачи исследования: 1) провести фоносемантический анализ текстов музыкального содержания журнала LABEL FRANCE с применением программы «ВАЛЛ-мини» для оценки их восприятия; 2) осуществить анализ восприятия публицистических текстов посредством опроса, осуществляемого студентами-лингвистами ОГУ; 3) оценить полученные результаты с точки зрения восприятия текстов читательской аудиторией; 4) рассмотреть приемы эффективного восприятия музыкального контента в материалах французского периодического журнала.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определены группы приемов (журналистских, риторических, лингвистических) эффективного восприятия содержания публицистических материалов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования расширяют научную область журналистики в вопросах достижения эффективного восприятия информации при чтении периодической литературы. Практическая значимость статьи определяется возможностью применять подобные методы исследования при оценке восприятия публицистических текстов разной тематической направленности.

Материалом исследования послужили 5 текстов музыкального содержания, представленных в ежеквартальном информационном журнале Министерства иностранных дел Франции LABEL FRANCE (2002-2006 гг) в русскоязычной версии.

Сегодня большое внимание обращается на сущность понятия восприятия любо га объектаокружающегомира с редствами информационного представле-ния(Э. Тафт, П Вейнер,А. СлибРероер.).Восооеятие, ао ДЬ.Брирр, б. В^нд-ну, А.Н.Лео нтьевииеРкАврактбризротуриаи сложрый пробило, кон стррвррющий лл^^е^ев^авнее рсвонве нлгбсвед^^ое^/^с^сткого еРоаза оовнутрепкем пртхюрао-стве чсыовека, вкмфкеющeв «^с^мм1бъср^(кд^^^х^^имрркяавндых ощуруерив, приписырвемвииое^^^руве coннaнвъжлеeдмeтyявелмвю, пр.внеси^о [1, с. lín]

Дляaнaороккеоеpиятееинформэвее р снбливееияр журнела Ъа^ла впре-делена «оценка восприятия» (Ов) как специфическое проя вуени ецелностпнго овнышениячитатевев опрбдeлеоонмyобъевсyокрyп<aющоаа л^ода, cyOъекуму-но-ау встыес^оелражаю1ыоыеокисеб ан ии 1^г^ваеЪво^та -го оаваивнеи c помащью приемов представления информации в приемлемом длаорблюдонияоонаорзи сине.

На I эвепе ^(^выемк^^н^я бывнрамоденфoносемaнтиуосысВaпaлнз вы< бранных публикаций музыкального контента (информационного содеп>канся)с цомавве ^(^(^г^аюры ъBAЛАгMивив. окмпгающеЧ овбгаоаи|но^^ои эффске восне в^^ие^^э^ roиървpвязистеыотoваитетечьcкoу ардивбрлнн зоечои 1ео фсретробн цввмст.втузы(оэчвтавъваиyкoв)а тоназь.вчющедвбредeлeауыувeкзъpлaкеro босплар■^ин (пот^жкт^льный/oнpиуовeлуный(.еавгpaммa г^.о феивсв-мантического восприятия использует 24 биполярных шкалы, представленных инвенвлаулвеи парами прилагательных (хороший - плохой, простоН - сложнь1Й, с ильныд р сеыЫы й дтв^.ес^в^б о р^нмкдх пэвство (Ов)моКлиуоц и лнами уинтыоа-лись следующие условия:

м каждыПкрвреаиа ореев(поы^^гэтет!ьнoе,уа.р»l<aющке sootлеятвс т^о^"^^ (НРдвт<, обозначается одним баллом (с положительнариоссриитием «+», отрицательным «-»);

- и^е (^¡^о^о^ы л^l^^^ввс^ю"^^!)иввл^l^л^рeвал^ароыиra (Ом( псы формсв.:

Мв ^' Прввт,

где I ПРввт - сумма баллов всех прилагательных, выражающих восприятие текста по 1 публикации.

Уровниоценки восприятия (Ов) условно делятся на две группы:

- большинство характеристик находятся в положительном (+) восприятии;

- большинство характеристик находятся в отрицательном (-) восприятии.

Проведенный фоносемантический анализ позволил дать оценку восприятия публицистическихтекстов,чтопредставленовтабл.1(номера 2иЗ).

1 (33,3%) прилагательное с положительным восприятием (мужественный) и 2 (67,7%) - сотрицательным (злой,холо%ныт).Оценка восприятия: отрицэтепьноя (-1). % стстчеЭ.Майо»Встри этвктроники» фрньстманиичеокий ача/ лиз точаз^л 16 птилтгатьлтмых, вир

отметичь, щи ноьтио % (368%)(вeлuч«:mоeнеьш,лyжи1ве6но/ж цельный одр) тз них твояштцяпоюожителнными,р ^о^ьшчьсоцо ри (60,Р%)(ommaлщмр/oще6, ттрвшный, шцртноватый и дц.) лоррицательчымр.Оцонравесп^яиня: отриии-иельчая (-5).

ьамртапе читатеоесройадартории по

спредтлтьию иЬмьчыкрличо гичо чтеота ж/ринл»

с7рВ0- ттАМСЕ. Peцто^^дтейPмеcвиlРиа 0|эеибрргткого госидб%

вт^и^н^ньгв с^р^а нцузский язык, которым были предложе-

выдояоце скотите 2лm»толяиьыeLткpлы, используемые авторами программы «BАЛЛ-лидь». ИмчетбхтдимтТыло выбррть те по-легательчюе, княоль 1е, пиии тн елнв^/оятл я с-) в борь%ль»теп е нвы оцеч и э ооc-»иьтвв текста.

Лля ррсиеортценки восприятия Ов публикации для респондентов была п^долженасиедумща я формула:

Он =

ZSO

гдепу -количествоучастников;

- это сумма индивидуальной субъективной оценки респондентов 1 публикации;

I SO - субъективная оценкакаждого респондентанаходится по формуле: SO = ^ ПРВВТ,

где I ПРввт - сумма баллов всех прилагательных, выражающих восприятие текста одного респондента по 1 публикации.

Полученный результатпредставлен в табл. 1 (номера 4 и 5).

Проведенный анализ показал, что респонденты во всех 5 (100%) публикациях отметили прилагательные, выражающие как положительное (большой, мужественный, веселый, яркий и др.), так и отрицательное (слабый, отталкивающий, грустный, печальный и др.) восприятие. Отметим, что в анализируемых материалах студенты выделили от 30 (Э. Тевенон «Трубадур барокко») до 34 (П. Лангле «Новые голоса») прилагательных, выражающих восприятие текста, при этом выбор прилагательных респондентами варьировался от -11 до -14, от

Таблица 1

Оценкавосприятия текстовмузыкальногасодержания журнала LABELFRANCE(2002-2006 rr)

Название публикации (автор) / рубрика/жанр 1этап -фоносемантическиекритерии оценкитекстов(программа«ВАЛЛ-мини») 11этап -опрос респондентов (25 человек)

Кол-во ПРввт /+/- Ов Кол-во ПРввт / + /-(безповторов) Ов

1 2 3 4 5

1.Встречаджазаиэлектроники (Э.Майо)/«Искусство»/ статья [2] 19 / +7/ - 12 -6 32 / +21 / -11 +4

2. Паскаль Комелад. Музыка без границ (З. Лин) / «Искусство» / заметка-портрет [3] 13/ + 10/ -3 +7 33/+21 -12 +3

3. Классическая музыка: «Безумный день Нанта» (Ж. Макасса) / «Искусство» / информационная заметка [4] 3/+1 1-2 -1 32/+21/-11 +4

4. Трубадур барокко (Э. Тевенон) / «Искусство» / биографическая заметка [5] 3 / +2/-1 +1 30/+18/-12 +1

5. Новые голоса (П. Лангле) / «Культура» / информационная заметка [6] 3 /+2/-1 +1 34 /+20/- 14 +3

Проведенный анализ на данном этапе исследования позволил определить, что все 5 (100%) публикаций обладают фоносемантическими характеристиками, представляя разнообразные «оценки восприятия»: через прилагательчые,выра-жающие как положительное (величественный, сильный, громкий и др.), так и отрицательное (злой, холодный, пассивный и др.) восприятие. Следуетзааерить, что модуль семантического дифференциала оценки в текстах сгенерировал разное количество прилагательных, выражающих восприятие текста - отЗ(езамет-ке Э. Тевенона «Трубадур барокко») до 19 (в статье Э. Майо «Вст речм джатар электроники»). С точки зрения уровневой оценки восприятия Ов все текст д можео разделить на 2 группы:

- 3 текста имеют оценку положительного восприятия. В заметках Э. Тевенона «Трубадур барокко» и П. Лангле «Новые голоса» анал изаымаил то 2 (67,7%) прилагательных с положительным восприятием (сильный, веселый; громкий, яркий), и по 1 (33,3%) - с отрицательным (холодный). Оцвчке воспрре ятия у обоих текстов положительная (+1). В заметке-портрете З. Личк«Пзткалт Комелад. Музыка без границ» программа предложила 13 прилагательных, 10 (76,9%) из которых (хороший, простой, величественный и др.) дают положительное восприятие и только 3 (23,1%) (злой, грубый, холодный) - отрицательное. Оценка восприятия: положительная (+7);

- 2 материала имеют оценку отрицательного восприятия. В публикацип Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта» программа вывела

+18 до +21.С точки зрения оценки все тексты находятся в положительном вос-приятии(от+1до+4):

- в заметке Э. Тевенона «Трубадур барокко» респонденты отметили 30 прилагательных, 18 (60%) из которых выражают положительное восприятие (от

1 выбора (веселый) до 12 (сильный) и 12 (40%) - отрицательное (от 1 выбора (слабый) до 11 (печальный). Оценка восприятия: положительная (+1);

- в 2-х заметках (З. Лина «Паскаль Комелад. Музыка без границ» и П. Лангле «Новые голоса») оценки восприятия положительные (+3). Респонденты в первой заметке выделили 33 прилагательных, 21 (63,6%) из которых выражают положительное восприятие (от 1 выбора (могучий, веселый) до 14 (хороший) и 12 (36,4%) - отрицательное (от 1 выбора (плохой) до 2 (тяжелый, сложный). Во

2 заметке были отмечены 34 прилагательных, 20 (58,8%) из которых выражают положительное восприятие (от 1 выбора (могучий, веселый) до 12 (яркий) и 14 (41,2%) - отрицательное (от 1 выбора (грустный, страшный) до 7 (женственный);

- в 2 материалах (Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта» и Э. Майо «Встреча джаза и электроники») оценки восприятия положительные (+4). В обеих публикациях респонденты отметили 32 прилагательных, 21 (65,6%) из которых выражают положительное восприятие (от 1 выбора (безопасный, легкий) до 14 (активный, яркий) и 11 (34,4%) - отрицательное (от 1 выбора (слабый, отталкивающий) до 4-5 (тяжелый, сложный).

Фоносемантический анализ текстов и оценка их студентами показал, что все публикации выводят читателя на восприятие информации. При этом следует отметить, что респонденты при оценке текстов обращали внимание в большей степени на их содержательно-смысловую составляющую, а программа «ВААЛ-мини» оценивала только фонетический аспект звучания. Отсюда и разница в оценках восприятия. Необходимо констатировать, что основным исследованием для нас являлся опрос респондентов как представителей читательской аудитории. Фоносемантический анализ служил лишь фильтром отбора необходимых критериев оценки восприятия текстов.

На III этапе исследования рассматривались приемы, обеспечивающие, по нашему мнению, эффективное восприятие содержания рассматриваемых публикаций.

I группа: приемы представления информации (журналистский аспект).

1. Заголовочный комплекс, необходимый для привлечения внимания аудитории:

- рубрики, создающие условия для ориентира в информационном потоке и готовности к восприятию информации, предназначенной для целевой аудитории: 4 публикации (см. табл. 1) размещены в рубрике «Искусство», 1 материал (П. Лангле «Новые голоса») - в «Культуре»;

- заголовки, подзаголовки, лиды ярко и четко формируют основную идею публикации и ориентируют читателя на определенное восприятие материала. В заголовках анализируемых публикаций используются следующие приемы: применение ключевых слов материала («Встреча джаза и электроники» готовит читателя к знакомству с новым музыкальным направлением; заголовок «Паскаль Комелад. Музыка без границ» заинтересовывает читателя знакомством с музыкантом, музыку которого «трудно определить» - она выходит за рамки известных музыкальных направлений); обыгрывание в заголовках публикаций названий известных произведений (в названии заметки «Классическая музыка: «Безумный день Нанта» обыгрывается произведение В.А. Моцарта «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, заголовок предвосхищает встречу с классической музыкой); устремленность в будущее («Новые голоса» - заголовок, подготавливающий к встрече с малоизвестными певцами, но подающими большие надежды); возвращение к прошлому (« Трубадур барокко» выводит читателя на знакомство с поэтом-музыкантом, соблюдающим традиции музыкального искусства на уровне «возврата к истокам»).

В данных материалах нет подзаголовков, но есть интересные лиды, призванные захватить внимание читателя, являясь своеобразной «витриной» журналистского текста, работающие на восприятие содержания публикации.

2. Жанровая форма публикаций с точки зрения контента. Четыре публикации как представители информационного жанра расширенной заметки подразумевают краткое изложение факта (события, результата) без учета оперативности в подаче материала. Истории о разных музыкальных направлениях и музыкантах позволяют привлечь внимание читателя, сосредоточиться на масштабности, занимательности информации, обеспечивающих большую эффективность восприятия материала:

- в биографической заметке Э. Тевенона «Трубадур барокко» рассказывается об уходе из жизни Клода Нугаро - поэта, певца, любителя джаза и самбы, который «оставил нам целый букет незабываемых песен»;

- информационная заметка П. Лангле «Новые голоса» знакомит читателей с ярчайшими представительницами современной французской песни - Полин Кроз и Камий, номинированными в одной «категории» на конкурсе «Музыкальные победы»;

- в информационной заметке Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта» повествуется об очередном уик-энде классической музыки в городке Нант, который стал «безумным проектом», имеющем «безумный же успех» у слушателей;

- заметка-портрет З. Лина «Паскаль Комелад. Музыка без границ» раскрывает образ Паскаля Комелада, отмечающего свой 50-й юбилей, - эстета «деревенского» рок-н-ролла» - нетипичного музыканта, который сам «вдали от городских огней» нашел жизненный путь «денди-любителя», создающего музыку «в традиции 33 оборотов».

Статья Э. Майо «Встреча джаза и электроники» аналитического жанра отличается логикой и широтой подачи материала: появление в джазе нового направления: «...nu-джаз, е-джаз, который также называют электронным джазом». Текст построен на основе факта (появление в музыкальном мире «новой музыки, но неизведанных музыкальных форм»), который представляет журналист.

Представленный контент оказывает непосредственное влияние на восприятие информации, тем самым выступая фактором прямого воздействия на конкретного представителя целевой читательской аудитории.

3. Использование иллюстраций, помогающих визуализировать информацию, делая ее привлекательной для читателя. В четырех материалах авторы предлагают фотографии героев публикаций, что позволяет читателю визуально с ними познакомиться. И только в материале Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта» авторы используют фотографию зрительного зала, в котором проходят необычные концерты, что помогает окунуться в атмосферу классической музыки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Удобочитаемость и естественность текста, обеспечивающие легкость восприятия информации, написанной в понятном и лаконичном стиле, избегающем излишнего использования сложных терминов и длинных предложений. Проверка на удобочитаемость по индексу Фишера (для определения сложности восприятия текста) показала, что 4 текста «немного трудно читать» (индекс от 30 до 44), а заметку З. Лина «Паскаль Комелад. Музыка без границ» «очень трудно читать» (индекс 27).

Фог-индекс Ганнинга, показывающий легкость чтения, подтвердил полученные результаты: 3 текста предназначены для чтения людей с высшим образованием (индекс от 17,79 до 19,52), 2 текста (З. Лина «Паскаль Комелад. Музыка без границ» и Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта») являются достаточно сложными для восприятия (индексы 21,04 и 21,84), они представляют собой научный стиль, такие тексты трудно понять без специальной подготовки.

Естественность текста, по Ципфу, позволяет оценить публикации с точки зрения злоупотреблений ключевыми словами и фразами, что затрудняет восприятие материала. Общая естественность анализируемых текстов превышает показатель 80 (от 87 до 94%). Проверка на общую загруженность текста повторами слов показала норму.

Следует предположить, что невысокая оценка восприятия текстов респондентами (от +1 до +4) во многом объясняется сложностью чтения материалов, предполагаем, что, в том числе, за счет переводного варианта.

II группа - приемы использования аргументации (риторический аспект), представляющие собой некий «каркас» темы: «не искусственно придуманные смысловые отрезки, а средство порождения мысли, опорные инструменты для разработки темы», от удачного выбора которых зависит эффективное раскрытие предмета речи [7, с. 212]. Журналисты используют дополнительную информацию, взятую из разных источников, тем самым помогая лучшему восприятию материала:

1. Предыстория (историческая справка), которая заставляет задуматься об обстоятельствах, предшествующих результату:

- в материале П. Лангле «Новые голоса» автор рассказывает о музыкальных победах двух героинь (Полин Кроз и Камий), достижение которых обусловлено работой «... с Жаном-Луи Мюра в 2003 г.» и проектом «Новая волна» (2004 г.) у Кадмий и музыкальным альбомом, вышедшим в 2005 году, у П. Кроз;

- в публикации Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта» журналист сообщает читателю предысторию организации ежегодного музыкального Фестиваля: «Рене Мартен, пятидесятилетний житель Нанта, который вместе с крошечной ассоциацией «Креа» начал в 1982 г. проводить Фестиваль фортепьянной музыки в Ля Рок д'Антерон в Провансе ...»;

2. Цитирование (в заметке З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ» автор дважды цитирует героя: «Моя музыка похожа на живопись... - Я не люблю подсказывать, каждый должен услышать то, что он хочет услышать», - говорит он, улыбаясь» и др.).

3. Цифровые данные:

- в работе Э. Тевенона « Трубадур барокко» автор 18 раз использует цифры: «Клод Нугаро ушел из жизни 4 марта 2004 года в возрасте семидесяти четырех лет», «В 1980-е годы Клод Нугаро переживает спад зрительского интереса . » и др.;

- в материале П. Лангле «Новые голоса» журналист 8 раз обращается к цифрам: «В субботу 4 марта 2006 года, на Музыкальных победах и Камий (Дал-ме), и Полин Кроз представляли надежду молодой французской песни» и др.;

- в публикации Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта» 6 раз применяются цифры помимо большой статистики: «В программе первого Вудстока классической музыки, состоявшегося в 1995 г., стояла опера Моцарта «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, давшая название фестивалю» и др.).

4. Статистика (в заметке Ж. Макасса «Классическая музыка»: «Безумный день Нанта» предлагаются статистические данные о количестве концертов, проходящих с 2002 по 2004 гг: «37 концертов в первый год, в которых участвовало 30 солистов и 15 коллективов, и было продано 18 000 билетов. В 2003 году... прошло 223 концерта с участием 50 коллективов и 60 солистов, собравших 104 000 слушателей и т. д.);

5. Биографические справки, которые представлены:

- в заметке П. Лангле «Новые голоса» и касаются творчества молодых исполнительниц («Её первый альбом «Сумки девушек», вышедший в 2002 г., не пользовался шумным успехом, . В 2005 «Нить» становится единым голосом, подчас детским и радостным, ...»);

- в статье Э. Майо «Встреча джаза и электроники» рассказывается о творческом пути джазового музыканта Эрика Трюффаза («С конца 1990-х гг. он стал интересоваться новыми путями, экспериментируя при каждой записи в стиле джангл или хип-хоп... альбом, вышедший в 2001 г., назывался «Пересмотренный Трюффаз»);

- в публикации Э. Тевенона «Трубадур барокко» говорится о творчестве музыканта («...но с 1962 г. он начинает записывать ... свои первые хиты ...В 1973 году поэт музыки ... записал с африканскими музыкантами заме-

чательный альбом ... В 1988 году альбом удостаивается премии «Золотой диск»...»).

III группа: языковые приемы изложения материала (лингвистический аспект):

1. Языковые средства, обобщающие рассматриваемый предмет: целое поколение французских музыкантов, свободный союз, музыканты электронного направления, молодое поколение джазистов (Э. Майо «Встреча джаза и электроники»,); музыкальная вселенная, композиции Камелада, музыка в традиции 33-х оборотов (З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ»); уик-энд классической музыки, устроители музыкальных сезонов, вся команда, работники Городка конгрессов Нанта (Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта»,); в одной категории, представительницы современной французской музыки, любители экстремальных мелодий, многие известные авторы, единым голосом, Французская ассоциация художественного действия, французская сцена, «поколение музыки» (П. Лангле «Новые голоса»); целый букет незабываемых песен, молодежная аудитория, отмеченные джазом (Э. Тевенон «Трубадур барокко»).

2. Различные конструкции, сжимающие информацию: от джаза до рэпа, свингующие на границе между джазом и электроникой (Э. Майо «Встреча джаза и электроники»,); момент поэзии (З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ»); в эпоху теле-реальности и единообразной музыкальной продукции, собственный мир (П. Лангле «Новые голоса,); поэт музыки, «человек со свингующими подметками» (Э. Тевенона «Трубадур барокко»).

3. Средства эмотивности:

- прилагательные, репрезентирующие экспрессию: постоянный энтузиазм, безумный день, безумный успех (Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта»,); безумная поэтесса, «обнаженная поэзия», бразильскую чувственность (П. Лангле «Новые голоса»);

- существительные со значением оценки: надежда молодой французской песни; их победы реальны в глазах слушателей, безумный проект, безумная поэтесса, ярчайшими представительницами современной французской песни, экспериментальных мелодий (П. Лангле «Новые голоса,); спад зрительского интереса и творческий кризис, вплоть до последнего дыхания (Э. Тевенон «Трубадур барокко»); эстета «деревенского» рок-н-ролла, денди-любителя, фантастические аккорды, из случайного собрания влияний, мистическая атмосфера (З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ»); невозможным сочетанием, настоящую социальную утопию (Э. Майо «Встреча джаза и электроники»); постоянный энтузиазм, стеснительным новичкам (Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта);

- глаголы отношения: любил боксировать словами и наносить неожиданный удар, произведения джаза вдохновят его (Э. Тевенон «Трубадур барок-

Библиографический список

ко»); задает тон всему альбому, не пользовался шумным успехом (П. Лангле «Новые голоса); вернулся к моей первой, пластиночной любви, дарит нам музыку, труба выпевает звуки, пианино извлекает ... аккорды (З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ»).

4. Сравнения: французскую сцену, которую он сравнивал с рингом (Э. Тевенон «Трубадур барокко»); моя музыка похожа на живопись, звуки, напоминающие о корриде (З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ»); имитирующих ритм ночных баров или компьютера (Э. Майо «Встреча джаза и электроники»).

4. Эпитеты: безумная поэтесса, густой голос, чувственный голос, прозрачный голос, мощный тембр, «обнаженная» поэзия (П. Лангле «Новые голоса»); безумный проект, безумный успех (Ж. Макасса «Классическая музыка: «Безумный день Нанта»); нетипичный музыкант, нарочитый диссонанс, легкая музыка, тяжеловесная музыка, музыкальных дорог, парижской сутолоки, музыкальная вселенная (З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ»); «Колдовская любовь», «Золотой локомотив» (Э. Тевенон «Трубадур барокко»).

5. Метофоры: шумный успех; поэзия, составленная из шрамов; острова Зеленого мыса (П. Лангле «Новые голоса»);. стекаются молодые джазисты, вкус к новому пути (Э. Майо «Встреча джаза и электроники»); букет незабываемых песен; человек со свингующими подметками; сплав рока, фанка и городской поэзии (Э. Тевенон «Трубадур барокко»); путешествие вне времени и вне проторенных музыкальных дорог (З. Лин «Паскаль Комелад. Музыка без границ»).

6. Метонимия: Камий, нитка за иголкой (П. Лангле «Новые голоса»);

7. Олицетворение: революция позволила джазу выйти из клубных стен (Э. Майо «Встреча джаза и электроники»);

8. Риторический вопрос: окончательный возврат к истокам? (Э. Теве-нон «Трубадур барокко»);

9. Англицизмы: би-боп, кул, фри (Э. Майо «Встреча джаза и электроники»).

Во многом характеристика публицистического текста с точки зрения его восприятия определяется журналистскими приемами представления информации, работающими на привлечение внимания; риторическими приемами использования аргументации, от удачного выбора которых зависит эффективное раскрытие предмета речи; языковыми приемами изложения материала, показывающими композиционно-стилистические, лексические и синтаксические особенности текста, отчего напрямую зависит удобочитаемость публикации, понимание ее содержательно-смыслового наполнения с точки зрения оценки и анализа читательской аудиторией.

1. Немов PC. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Общие основы психологии. Москва: ВЛАДОС, 2001; Кн. 1.

2. Майо Э. Встреча джаза и электроники. LABEL FRANCE. 2002; № 46: 36-37.

3. Лин З., Паскаль К. Музыка без границ. LABEL FRANCE. 2003; № 50: 42.

4. Макасса Ж. Классическая музыка: «Безумный день Нанта». LABEL FRANCE. 2004; № 54: 34.

5. Тевенон Э. Трубадур барокко. LABEL FRANCE. 2004; № 55: 42.

6. Лангле П. Новые голоса. LABEL FRANCE.2006; № 63: 14-15.

7. Риторика: учебное пособие. Автор-составитель и редактор Л.В. Анпилогова. Оренбург: ОИЭК, 2010. References

1. Nemov R.S. Psihologiya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij: v 3 kn. Obschie osnovypsihologii. Moskva: VLADOS, 2001; Kn. 1.

2. Majo 'E. Vstrecha dzhaza i elektroniki. LABEL FRANCE. 2002; № 46: 36-37.

3. Lin Z., Paskal' K. Muzyka bez granic. LABEL FRANCE. 2003; № 50: 42.

4. Makassa Zh. Klassicheskaya muzyka: «Bezumnyj den' Nanta». LABEL FRANCE. 2004; № 54: 34.

5. Tevenon 'E. Trubadur barokko. LABEL FRANCE. 2004; № 55: 42.

6. Langle P. Novye golosa. LABEL FRANCE.2006; № 63: 14-15.

7. Ritorika: uchebnoe posobie. Avtor-sostavitel' i redaktor L.V. Anpilogova. Orenburg: OI'EK, 2010.

Статья поступила в редакцию 09.02.24

УДК 811

Doynikova M.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia), E-mail: doynikovami@mail.ru

SPEECH PORTRAIT ANALYSIS OF FEDERAL CHANCELLER OLAF SCHOLZ. The article attempts to compile a speech portrait of the current Federal Chancellor of Germany, Olaf Scholz, based on three fundamental aspects - social, behavioral and linguistic - in order to identify the reasons for the anti-rating of one of the key politicians of modern Germany. Particular attention is paid to the linguistic and behavioral aspects, as they are more reflective of the personality of the individual. Thus, the psychological features of behavior are reflected in the neologism formed from the surname of Chancellor Olaf Scholz - "scholzen", the meaning of which occurs thanks to the comments of native speakers (Internet users). The most frequent lexical units used by the Federal Chancellor are also identified, among which a special place is given to occasional ones. The analysis helps to create a certain image of a politician as an indecisive person, evading a direct answer to the questions posed, using "loud" words that go against actions.

Key words: speech portrait, thesaurus of personality, linguistic aspect, lexicon of politics

М.И. Дойникоеа, канд. филол. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России), г. Москва,

E-mail: doynikovami@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.