Научная статья на тему 'Приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых на занятиях по информатике в вузе'

Приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых на занятиях по информатике в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER SCHOOL / БУДУЩИЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / FUTURE POLICE OFFICER / ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODS OF ACTIVATION THE EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутова Ольга Васильевна

Учебная деятельность происходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности. В статье рассмотрены некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых на занятиях по информатике в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ACTIVIZATION THE EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS ON COMPUTER SCIENCE LESSONS’ IN A HIGHER SCHOOL

Educational activity is more successful if students have a positive attitude toward learning. If students have cognitive interest and they need for cognitive activity they effectively master skills and ways of activities. Some methods of activization the educational and cognitive activity of students on computer science lessons’ in a higher school are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых на занятиях по информатике в вузе»

он сам. Жгучее желание узнать, так это или нет ("Ну, что же ты? Богат? Женат?"), он сам и подавляет (а вдруг это действительно так!) и, не давая собеседнику ответить, без умолку говорит, хвастаясь своими достижениями (жена-лютеранка, сын-гимназист). Явным становится контраст, когда тонкий узнаёт, что гимназический товарищ и соперник превзошёл его и вознёсся на недосягаемую высоту. Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть.

На следующих этапах урока рассматриваются средства контраста на пунктуационном, ономастическом, лексическом, морфологическом и других уровнях. Ученики приходят к выводу, что контраст может стать не только сугубо языковым приёмом, но и ведущим композиционным принципом, организующим художественный текст. В конце рассказа перед читателями совершенно раздавленный «маленький человек», который мучительно подыскивает подобающие изменившейся обстановке слова, чтобы как-нибудь ненароком не нарушить субординации. Совсем иначе теперь воспринимается уже знакомая (хотя немного изменённая) фраза «Все трое (здесь уже тонкий, его жена и сын) были приятно ошеломлены». Слово «приятно приобретает противоположное значение и придаёт иронично-сатирическое звучание не только этому предложению, но и самой встрече двух бывших друзей, а словосочетание «приятно ошеломлены» воспринимается теперь как оксюморон.

Выводы. Таким образом, при лингвопоэтическом анализе текста нужно уделять особое внимание не только умению находить те или иные экспрессивные средства языка в тексте, но и объяснять, с какой целью они использованы. Общеучебные умения воспринимать и воспроизводить текст формируются как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Правильное, точное, полное восприятие чужого текста уже предполагает возможность конструирования собственного высказывания, овладение средствами речевой выразительности при изучении структуры текста, на что и направлен курс русского языка для старшеклассников.

Литература:

1. Г. О. Винокур. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. С. 33.

2. Цаликова М.А.Экспрессивный синтаксис в произведениях К. Л. Хетагурова. В сборнике: Венок бессмертия Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Коста Хетагурова. Владикавказ, 2000. С. 199-203.

3. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К.Повтор как выразительное средство языка художественного произведения. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 11 (176). С. 101-104.

4. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (10-11 классы) // Русский язык в школе. 1994. № 5. С. 38.

5. Кучиева Л. А. Сущность функционального подхода к изучению связного текста в его методическом аспекте. В сборнике: Современные технологии обучения Сборник статей. Владикавказ, 2002. С. 27-32

6. Гергиева Я., Газаева Л.В. Текстообразующие функции единиц языка и их изучение на уроках русского языка в начальной школе. В сборнике: Сборник студенческих научных статей Министерство образования и науки РСО-Алания; Северо-Осетинский государственный педагогический институт. Владикавказ, 2005. С. 19-25.

7. Магомедова Т.И. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов юридического профиля: для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 - "Юриспруденция" / Т. И. Магомедова. Махачкала, 2009.

8. Джиоева А.Р. Осуществление межпредметных связей при обучении русской лексике в 5-7 классах осетинской школы. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Москва, 1991

Педагогика

УДК 378:004.4

кандидат педагогических наук Тутова Ольга Васильевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗЕ

Аннотация. Учебная деятельность происходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности. В статье рассмотрены некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых на занятиях по информатике в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, будущий сотрудник полиции, информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности, учебно-познавательная деятельность, приемы активизации учебно-познавательной деятельности.

Annotation. Educational activity is more successful if students have a positive attitude toward learning. If students have cognitive interest and they need for cognitive activity they effectively master skills and ways of activities. Some methods of activization the educational and cognitive activity of students on computer science lessons' in a higher school are considered in the article.

Keywords: higher school, future police officer, computer science and information technologies in professional activity, educational and cognitive activity, methods of activation the educational and cognitive activity.

Введение. Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из важнейших проблем педагогики. Учебная деятельность происходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. В то же время у обучающихся наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Именно этим обосновывается особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной учебно-познавательной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать способы решения, корректировать полученные

результаты.

Основы теории активизации обучения были заложены в 70-х годах прошлого столетия в исследованиях психологов и педагогов И. Лернера, А. Матюшкина, М. Махмутова, В. Оконя, М. Скаткина и др.

Проблемам активизации познавательной деятельности посвящены исследования O.A. Андреева, М.В. Богдановой, Н.В. Внуковой, М.В. Гринева, З.М. Джазаевой, H.A. Зайцевой, A.A. Кирсанова, Г.Н. Котельниковой, Т.Н. Лукьянченко, В.Ю. Лысковой, Е.В. Першаниной, Н.Д. Раздобарова, Е.И. Скафы, Т.А. Старовойтовой, З.Ф. Человой, ГШ. Чиканцевой, Е.В. Щеголевой и др. Однако вопросам активизации учебно-познавательной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел на занятиях по информатике достаточного внимания уделено не было.

Целью статьи является рассмотрение некоторых приемов активизации учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей вузов МВД в курсе «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Изложение основного материала статьи. На основе анализа различных подходов к определению понятия «познавательная активность» можно выделить в них общую черту - это качество личности, которое проявляется в направленности и стойкости познавательных интересов, склонности к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий, направленных на достижение учебно-познавательной цели.

Выделяют такие критерии активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых: формирование познавательного интереса к предмету, повышение активности в процессе обучения, наличие признаков познавательной активности, проявление самостоятельности в обучении конкретного предмета, проявление познавательной самостоятельности, самостоятельный поиск и использование задач межпредметного содержания, профессионально-ориентированных заданий, а также заданий исследовательского характера [1].

Таким образом, задания, которые предлагаются обучаемым, должны удовлетворять следующим критериям [1 - 3]:

- иметь реальное практическое содержание, которое обеспечивает иллюстрацию практической ценности и значимости знаний курса информатики;

- соответствовать рабочим программам в плане приемов, методов и фактов, которые будут использоваться при выполнении предложенных заданий;

- демонстрировать практическое использование идей и методов информатики в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел;

- вызывать у обучаемых познавательный интерес благодаря внешне интересной формулировке, необычной постановке вопроса или процесса решения;

- содержать известный (или интуитивно понятный) понятийный аппарат и терминологию;

- содержать числовые данные, которые соответствуют существующим в практике, желательно, чтобы в практических заданиях использовались официальные статистические данные, например, с портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации и других официальных источников;

- провоцировать обучаемых на самостоятельную постановку, формулировку, обобщение, модификацию предложенных преподавателем заданий.

Рассмотрим приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, которые мы используем на занятиях по курсу «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» на примере темы «Обработка табличных электронных документов».

Для актуализации знаний курсантов организовываем блиц опрос. Это метод получения информации, целью которого является получение быстрых ответов на вопросы от различных курсантов, что позволяет сконцентрировать внимание обучаемых и вызвать интерес к изучению данной темы.

Блиц опрос - это быстрый опрос, поэтому не требует большого количества времени на проведение. Обычно для реализации такого опроса используется небольшое количество вопросов, на которые курсанты должны быстро и четко отвечать. Вопросы подбираются в соответствии с целью проводимой диагностики.

Например, целью блиц опроса может являться: актуализация знаний курсантов для определения уровня понимания и усвоения ими изучаемой темы или повторение изученного на лекции материала для организации выполнения обучаемыми творческих заданий по теме. Таким образом, за 5-7 минут занятия преподаватель получает представление о приблизительном уровне подготовки каждого курсанта.

При изучении темы «Обработка табличных электронных документов» в процессе проведения блиц опроса преподаватель может предложить курсантам такие вопросы.

1. Что такое электронная таблица?

2. Как формируется адрес ячейки в электронной таблице?

3. Как задается диапазон ячеек в электронной таблице?

4. Какие типы адресации вы знаете?

5. Что такое относительная ссылка?

6. Что такое абсолютная ссылка?

7. Дайте определение понятию «Деловая графика».

8. Для чего используются диаграммы в программе Microsoft Excel?

9.Какие типы диаграмм вы знаете?

10. Какой тип диаграммы позволяет показать процентное соотношение частей единого целого?

11. Как можно использовать деловую графику в правоохранительной деятельности?

В случае необходимости преподаватель корректирует и дополняет ответы курсантов и слушателей.

С целью активизации познавательной деятельности курсантов на практических занятиях по информатике предлагаем загадки, ребусы, кроссворды, дидактические игры. Работа с игровыми задачами активизирует деятельность первокурсников, стимулирует обучаемых к анализу задач, построению алгоритмов выполнения заданий, поиску различных способов решения задач, формированию четкого ответа, проведению анализа решения с целью обобщения задачи, получению полезных выводов из решения.

Рассмотрим такой прием активизации учебно-познавательной деятельности курсантов как кроссворд. Этот прием позволяет проверить усвоение ими ранее изученного теоретического материала. Использование кроссвордов на занятии стимулирует познавательную активность курсантов, расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами, развивает логическое мышление и память, повышает грамотность, формирует творческие способности обучаемых, способствует осуществлению дифференцированного подхода

к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить).

Курсанты получают листы А4 с распечатанным кроссвордом, заданиями к которому являются вопросы по изучаемой теме. Самостоятельно вписывают ответы к предложенным вопросам кроссворда.

Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых курсантам, оценивается по двум показателям:

а) времени, которое необходимо обучаемым для отгадывания кроссворда;

б) числу ошибок (в том числе и орфографических), допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неправильных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов).

Для проверки правильности выполнения кроссворда используем прием «Эстафета». Он предполагает коллективную форму работы и дает возможность во время обсуждения темы задействовать всех участников занятия. Основная цель использования данного приема - организационная, так как при использовании эстафеты курсант, ответив на поставленный вопрос, передает право ответа своему товарищу. Таким образом, обучаемые не перебивают друг друга, каждый имеет возможность высказаться, и его мнение будет услышано. При этом указывается определенная последовательность выступлений: от первой парты до последней, по кругу или в хаотичном порядке.

С помощью приема «Эстафета» удается:

1) поддерживать высокий темп работы;

2) развивать умение находить закономерности;

3) охватить большой объем информации;

4) развивать память.

Использование творческих практических заданий на занятиях по информатике также позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучаемого не простого воспроизведения информации, а творческого подхода, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько способов решения.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно профессионально-ориентированное) придает смысл обучению, мотивирует курсанта.

Неопределенность результата и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя.

Рассмотрим задание: создайте таблицу «Показатели преступности по Республике Крым» и выполните предложенные задания (данные из таблицы взяты с портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [4]).

Алгоритм выполнения задания.

1. Создайте таблицу по образцу (см. рис. 1).

С О Е

Показатели преступности по Республике Крым

Год Показатель преступности Преступления особой тяжести Тяжкие преступления Преступления средней тяжести Преступления небольшой тяжести Всего

2014 Зарегестрировано 356 4161 9061 4670 X

Выявлено лиц 240 1089 1735 1856 X

2015 Зарегестрировано 680 4882 13731 8549 X

Выявлено лиц 442 1719 3512 4456 X

2016 Зарегестрировано 640 4102 11456 7549 X

Выявлено лиц 533 1631 3228 4429 X

2017 Зарегестрировано 760 11742 8775 7740 X

Выявлено лиц 383 1447 2852 4361 X

Всего Зарегестрировано X X X X X

Выявлено лиц X X X X X

г

3

4

5

6

7

8

9

10 И 12 13

Рисунок 1. Таблица «Показатели преступности по Республике Крым»

2. Вместо знака «х» введите соответствующие формулы.

3. Примените к таблице указанное оформление.

4. Постройте гистограмму, демонстрирующую показатели преступности по Республике Крым за последний год.

5. Постройте круговую диаграмму, демонстрирующую суммарные показатели преступности по Республике Крым.

6. Постройте кольцевую диаграмму, демонстрирующую показатели преступности по Республике Крым за 2017 год.

7. Постройте график, демонстрирующий изменения показателей преступности по Республике Крым на отдельном листе с таким же названием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Постройте диаграмму с областями (с накоплением), демонстрирующую показатели преступности по Республике Крым предложенного в отчете периода на отдельном листе с таким же названием.

9. Предложите еще несколько диаграмм, которые будут полно характеризовать показатели преступности за выбранный Вами период и за весть предложенный период.

Предложенное задание содержит достаточное количество стандартных ситуаций (пункты 1-8), выполнение которых осуществляется с помощью основных команд программы MS Excel. При решении этих опорных задач должна реализовываться самостоятельная работа курсантов, как составляющая система организации учебного процесса в присутствии преподавателя и под его контролем [5].

Для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов при выполнении творческих практических заданий используем прием «Разбор ситуации». Он применяется для обсуждения проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все участники. Например, при выполнении пункта 9 предложенного выше задания с курсантами обсуждаются следующие проблемы:

1) выбор типа диаграммы для наиболее наглядного представления табличных данных;

2) выбор конкретного диапазона данных из таблицы для более точного и правильного отображения построенной диаграммы;

3) оформление внешнего вида выбранного типа диаграммы для наглядного представления предложенных данных.

На этом этапе занятия строится эвристическая беседа, содержащая взаимосвязанные вопросы, каждый из которых является шагом на пути к решению поставленной проблемы, и большинство из которых требуют от обучаемых не только воспроизведения приобретенных знаний, но и осуществления небольшого поиска. В процессе обсуждения поставленной проблемы курсанты с помощью небольшого активного поиска устанавливают необходимый тип диаграммы для наиболее наглядного представления табличных данных и конкретный диапазон данных из таблицы для более точного и правильного отображения построенной диаграммы.

Примерные вопросы для эвристической беседы.

1. Какие данные необходимо отобразить с помощью диаграммы?

2. Какой тип диаграммы позволит представить изменения данной величины более наглядно?

3. Сколько рядов данных она может отобразить?

4. Какой диапазон необходимо выбрать?

5. Какие элементы диаграммы необходимо обязательно откорректировать для наглядного представления выбранных данных (легенда, подписи по осям)?

Одним из важнейших факторов, влияющих на познавательную активность личности, является ее эмоциональное состояние. Достаточно часто активность зависит не только от желания учиться и волевых усилий, но и определяется силой впечатлений, их новизной, непредсказуемостью, то есть всем тем, что называется "захватывающее зрелище". Эмоционально благоприятный фон познавательной деятельности побуждает к активности [5].

Примером влияния на эмоциональное состояние обучаемых может быть применение мультимедийных технологий, которые значительно расширяют возможности представления учебного материала, делают его изложение более интересным, а восприятие более активным. Цвет, графика, звук обеспечивают наглядность восприятия учебного материала, помогают уменьшить трудности, обусловленные его сложностью.

Выводы. Таким образом, предложенные приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых позволяют в форме игры углубить и систематизировать знания, умения и навыки курсантов и слушателей по темам, изучаемым в курсе «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», что позволяет формировать у них заинтересованность информатикой и внести позитивные изменения в процесс подготовки будущих сотрудников полиции.

Литература:

1. Алексюк А.М. Загальш методи навчання в шю^ / А.М. Алексюк. - К.: Рад.шк., 1981. - 203 с.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

3. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994. - 237 с.

4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://crimestat.ru/regions_table_total, свободный.

5. Скафа О.1. Евристичне навчання математики: комп'ютерноч^ентоваш уроки: навчально-методичний поЫбник / О.1. Скафа, О.В. Тутова. - Донецьк: ДонНУ, 2013. - 399 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий профессионального образования Умаев Анварбек Умаевич

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий профессионального образования Гамзаева Мадина Вагидовна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики обучения Салахбеков Анварбек Пайзуллаевич Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье изучена сущность и выявлена структура проектных умений учащихся. Формирование проектных умений относится к числу весьма актуальных проблем в современной педагогике, решение которой имеет прямое отношение к вопросам воспитания всесторонне развитой личности. С делан вывод о том, что проектные умения - это группа умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач.

Ключевые слова: умения, проектные умения, учащийся.

Annotation. The article studies the essence and reveals the structure of students ' design skills. Formation of design skills is one of the most pressing problems in modern pedagogy, the solution of which is directly related to the education of comprehensively developed personality. Since delan conclusion that the design skills - a group of skills, which stands out on the basis of their commonality in relation to the project activities, the purpose of which is to build a technological process for the design and manufacture of products and the solution of creative problems.

Keywords: skills, project skills, student.

Введение. На современном этапе развития человеческого общества, когда стремительное развитие науки и техники вызывает глубокий переворот во всех отраслях человеческой деятельности, возникает необходимость подготовки школьников к проектной деятельности. Следовательно, и система школьного образования должна отвечать требованиям современного общества, и должна давать не только систему базовых знаний и умений, но и формировать проектные умения.

Формирование проектных умений относится к числу весьма актуальных проблем в современной педагогике, решение которой имеет прямое отношение к вопросам воспитания всесторонне развитой личности. Но прежде чем говорить о проблеме формирования проектных умений надо определиться с сущностью и структурой категории умение.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение сущности и структура проектных умений.

Изложение основного материала статьи. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что психологи и педагоги не имеют единодушия в наиболее существенных аспектах проблемы сущности умений. Обобщение точек зрения позволяет отметить, что все они сходились во мнении, что нельзя рассматривать вне связи со знаниями и навыками, так как в любом виде деятельности знания, умения и навыки выступают в сложном взаимодействии и диалектическом единстве.

По мнению А.Р. Лурии «каждое умение в начале было сложной сознательной деятельностью, направляемой известным мотивом, протекающий всегда в известных условиях и осуществляемой рядом специальных осознанных действий... Лишь постепенно эти специальные действия обобщались, вырабатывались автоматизированные операции, и процесс приобретал то как будто бы простое и однородное психологическое строение, которым отличается высокоавтоматизированный навык». Таким образом, особенностью умения является не только осознание его цели, но и концентрация внимания на выборе и применение способов его выполнения.

Когда действие, достаточно автоматизировалось, цель и условия его выполнения, благодаря длительной практике или специальным упражнениям, перестают служить объектом внимания и лишь контролируется с помощью сознания.

«Умение - говорит Н.Д. Левитов- означает успешное выполнение действия или более сложной деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и учетом определенных условий».

Н.В. Рыков характеризует умение как «готовность действовать разумно, сознательно, соображая, а не уподобляясь автомату».

К.К. Платонов подчеркивает, что «психологической основой умений является понимание взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения».

«Умение - отмечает З.И. Ходжава - функционирует в виде умственного действия, в виде мыслительного процесса».

Е.И. Бойко считает, что в понятии «умение» «важнее всего подчеркнуть момент сознательного приспособления действия к меняющимся требованиям ситуации».

В работах Е.И. Милеряна умение определяется как «основанная на знаниях и навыках способность человека успешно достигать сознательно поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания». При этом он подчеркивает, что «всякое умение неразрывно связанно с творческим мышлением человека».

Сопоставительный анализ определений позволяет утверждать о том, что во всех дефинициях единодушно отмечается решающая роль сознания в функционировании умения, и что этот процесс основан на работе мышления и связан с анализом и учетом тех условий, в которых протекает данная деятельность.

Своеобразный подход к проблеме умений мы видим в работах Н.А. Менчинской и П.А. Шиварева. В работах этих исследователей применяется понятие «интеллектуальное умение». Так согласно классификации Н.А .Менчинской и Д.Н.Богоявленского наряду с умениями, носящей частный характер, существуют умения более общего характера, которые находят применение в разнообразных, изменяющихся условиях и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.