Научная статья на тему 'Прием на хранение обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции: опыт Гостелерадиофонда'

Прием на хранение обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции: опыт Гостелерадиофонда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник ВНИИДАД
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аппаратно-программный комплекс цифрового хранения материалов / аудиовизуальная продукция / Гостелерадиофонд / метаданные / обязательный экземпляр / audiovisual products / hardware and software complex for materials digital storage / legal deposit / metadata / State television and radio fund

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаров Алексей Николаевич

Рассматривается опыт Гостелерадиофонда в части приема на хранение обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции, а также делается попытка сравнения данного опыта с практикой, применяемой такими крупнейшими получателями обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции федерального и регионального уровня, как Госфильмофонд России, РГАКФД, ГБУ Государственный архив Республики Татарстан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Назаров Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audiovisual products legal deposit accepting for storage: the State television and radio fund experience

The State television and radio fund experience in audiovisual products legal deposit accepting for storage is considered in comparison with State film archive of Russia (Gosfilmofond), Russian State Film and Photo Archive, and the “State archive of the Republic of Tatarstan” as major repositories of audiovisual products legal deposits at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Прием на хранение обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции: опыт Гостелерадиофонда»

Назаров Алексей Николаевич

Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела г. Москва, Российская Федерация БРШ-код: 8879-8131, АиШогГО: 1186775 nazarov@vniidad.ru

Научная статья

ПРИЕМ НА ХРАНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОПЫТ ГОСТЕЛЕРАДИОФОНДА*

Рассматривается опыт Гостелерадиофонда в части приема на хранение обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции, а также делается попытка сравнения данного опыта с практикой, применяемой такими крупнейшими получателями обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции федерального и регионального уровня, как Госфильмофонд России, РГАКФД, ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан».

Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс цифрового хранения материалов, аудиовизуальная продукция, Гостелерадиофонд, метаданные, обязательный экземпляр.

Для цитирования: Назаров А.Н. Прием на хранение обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции: опыт Гостелерадиофонда // Вестник ВНИИДАД. 2024. № 1. С. 13-30.

Original article

AUDIOVISUAL PRODUCTS LEGAL DEPOSIT ACCEPTING FOR STORAGE: THE STATE TELEVISION AND RADIO FUND EXPERIENCE

The State television and radio fund experience in audiovisual products legal deposit accepting for storage is considered in comparison with State film archive of Russia (Gosfilmofond), Russian State

* Статья подготовлена в соответствии с Планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых на основе государственного задания Федерального архивного агентства на 2023 год, утвержденного приказом Росархива от 27 октября 2022 г. № 130, по подготовке аналитического обзора «Электронные аудиовизуальные и научно-технические документы как объекты архивного хранения».

Поступила в редакцию: 15.12.2023 Received: 15.12.2023

Поступила после рецензирования: 10.01.2024 Revised: 10.01.2024

Принята к публикации: 22.01.2024 Accepted: 22.01.2024

УДК 930.25

© Назаров А.Н., 2024

Film and Photo Archive, and the "State archive of the Republic of Tatarstan" as major repositories of audiovisual products legal deposits at the federal and regional levels.

Key words: audiovisual products, hardware and software complex for materials digital storage, legal deposit, metadata, State television and radio fund.

For citation: Nazarov A.N. Audiovisual products legal deposit accepting for storage: the State television and radio fund experience. Vestnik VNIIDAD = Herald of VNIIDAD. 2024;1:13-30. (In Russian).

Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм - филиал ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее - Гостелерадиофонд, Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд) является объектом изучения специалистов в различных областях деятельности. Значительное количество исследований посвящено вопросам прав о обладания аудиовизуальными произведениями, в том числе являющимися объектами хранения Гостелерадиофонда [1-5]. Меньше внимания в современной литературе уделено изучению Гостелерадиофонда как подразделения федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ФГУП ВГТРК), осуществляющего депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, а также вопросам его взаимодействия с другими подразделениями ФГУП ВГТРК [6, 7]. Еще меньше исследований посвящено проблемам, возникающим при организации работы Гостелерадиофонда с обязательными экземплярами аудиовизуальной продукции и особенностям этой работы [8]. При этом работа с обязательными экземплярами документов со временем занимает все более важное место в деятельности архивов различных уровней.

В соответствии с приказом председателя Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию С.Г. Лапина от 28 января 1974

года № 35 на базе существовавших к тому моменту подразделений отдела фильмо-фонда, отдела фото- и изобразительных материалов Главной дирекции программ Центрального телевидения и отдела фонограмм Государственного Дома радиовещания и звукозаписи была создана производственная служба «Телерадиофонд», а уже 12 апреля 1974 года С.Г. Лапиным был подписан приказ № 154 о создании Всесоюзного фонда телевизионных и ра-диопрограмм1.

За годы своего существования Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм собрал уникальную коллекцию лучших образцов отечественного телевидения и радио XX века, насчитывающую сотни тысяч аудио- и видеозаписей разных форматов. В его фондах хранятся оригинальные версии высокорейтинговых телевизионных фильмов, тысячи программ, содержащих художественный, информационный, документальный, научный, познавательный, музыкальный и развлекательный контент времен СССР, телевизионные спектакли, программы «Голубой огонек» и «Клуб веселых и находчивых», первые музыкальные видеоклипы, телевизионные уроки и программа «АБВГДейка», новости и репортажи со

1 См.: История // ФГУ «Государственный

фонд телевизионных и радиопрограмм». URL: https://web.archive.org/web/20100123010705/ http://www.gtrf.ru/ru/static/?id=126 (дата обращения: 01.12.2023).

всех концов огромной страны, популярные фильмы и мультфильмы, телевизионные путешествия и программы о животных, авторские вечера, записи выступлений артистов оперы и балета, съездов КПСС, международные панорамы, спортивные обозрения, литературные чтения и многое другое. Ценнейшая коллекция звукозаписей позволяет прикоснуться к истории нашей культуры, услышать голоса политических деятелей и ученых, легендарных артистов, музыкантов, выдающихся людей эпохи [9].

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 года № 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» и постановлению Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1995 года № 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» стал самостоятельным учреждением, уполномоченным распоряжаться исключительными правами на телевизионные фильмы, созданные киностудиями СССР за счет бюджета СССР по заказу Гостелерадио СССР, имущественные права на которые после распада СССР перешли к Российской Федерации [1].

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 года № 808 ФГУП «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» (г. Москва)2 был

2 В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 664 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» - Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», г. Москва.

включен в Перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов АФ РФ, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 2013 года № 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации» ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» было ликвидировано, а закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество было передано в хозяйственное ведение ФГУП ВГТРК.

Согласно уставу ФГУП ВГТРК, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1998 года № 844 «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»3, Гостелерадиофонд является его филиалом.

В соответствии с пунктом 10 устава ФГУП ВГТРК создано и действует в целях в том числе «...отбора, комплектования и хранения фонда законченных производством и прошедших в эфир материалов, в том числе находящихся в федеральной собственности, телерадиовещательных и иных организаций как части культурного достояния народов Российской Федерации.».

Для достижения установленных целей ФГУП ВГТРК, в частности, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие виды деятельности:

3 В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 111. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901713602?marker (дата обращения: 10.12.2023).

• обеспечение сохранности, пополнения и реставрации подлежащих хранению фондовых и иных материалов;

• учет и хранение фондовых и иных материалов с использованием современных технологий в области их хранения, поиска, контроля технического состояния, восстановления и реставрации;

• комплектование фондов хранения материалами телерадиовещательных и иных организаций, в том числе получаемыми в рамках законодательства Российской Федерации об обязательном экземпляре;

• обеспечение фондовыми и иными материалами телерадиовещательных и других организаций, а также оказание услуг, связанных с подготовкой и распространением программ в эфире, на договорной основе и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• проведение научных исследований в области хранения, поиска, контроля технического состояния, восстановления и реставрации фондовых и иных материалов, разработка и внедрение информационных систем с использованием средств электронно-вычислительной техники;

• издание информационной, справочной и другой печатной продукции в целях обеспечения выполнения уставных задач.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (далее - Федеральный закон № 77-ФЗ), производители аудиовизуальной продукции должны доставлять в ФГУП ВГТРК «по два обязательных экземпляра фонопродукции, кинопродукции в виде позитивных копий, а также по два обязательных экземпляра видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня ее выхода в эфир».

При этом согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона № 77-ФЗ постоянное хранение обязательного федерального экземпляра аудиовизуальной продукции, указанной в пункте 1 статьи 12, возлагается на ФГУП ВГТРК, а пункт 5 статьи 22 предписывает ФГУП ВГТРК информировать потребителей об обязательном федеральном экземпляре по аудиовизуальной продукции, указанной в пункте 1 статьи 12 этого же закона.

Согласно статье 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП) нарушение установленного Федеральным законом № 77-ФЗ порядка представления обязательного экземпляра документов влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 200 до 500 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

Для процесса передачи обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции характерны отдельные аспекты, связанные, например, с тем, что значительное количество передач, подготавливаемых радиостанциями, являются музыкальными. Это означает, что передача состоит из вводных слов ведущего, возможно, звонков радиослушателей и копий музыкальных треков, звучащих в эфире. Очевидно, что эта музыка не является созданной специально для передачи по радио. Ее ценность с точки зрения формирования фонда законченных производством и прошедших в эфир материалов телерадиовещательных и иных организаций как части культурного достояния народов России является сомнительной. Тем не менее в экспертном сообществе существует мнение, что во избежание проблем с законом, лучше направить в Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд

передачу целиком - включая музыку, слова ведущего и другой относящийся к ней кон-тент4.

Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд предлагает производителям документов два варианта доставки обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции [9]: на электронном носителе и посредством сети Интернет.

Доставка обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции на электронном носителе предполагает передачу в Гостелерадиофонд созданных для телевидения и радиовещания материалов организаций по производству телерадиопро-дукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалов, созданных по заказу этих организаций, производство которых закончено и которые выпущены в эфир. Доставка обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции на электронном носителе осуществляется почтовыми отправлениями (посылками, бандеролями) либо курьерской доставкой.

Обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции должны передаваться не позднее чем через месяц со дня выхода в эфир5 в следующем комплекте (в зависимости от вида аудиовизуальной продукции):

«- сопроводительное письмо с реквизитами обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции;

- аудиовизуальная/аудио продукция, созданная для телевидения и радиовещания,

4 «Юридический практикум ВМ». Радио. О направлении обязательного экземпляра // Выбери радио. 22 ноября 2018 г. URL: https://gkvr. ru/m/news/legal_workshop_wm_radio_on_ the_direction_of_the_binding_instance/ (дата обращения: 10.01.2024).

5 Датой доставки обязательного экземпляра считается дата его получения Филиалом

ВГТРК Гостелерадиофонд.

доставляется в двух экземплярах на электронных носителях6 <.. .>

- фонопродукция, кинопродукция, созданная для телевидения и радиовещания, доставляется в двух экземплярах в виде позитивных копий' вместе с монтажными или диалоговыми листами» [9].

То есть Гостелерадиофонд в соответствии с требованиями Федерального закона № 77-ФЗ не исключает возможности приема обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции не только на электронных носителях, но и на других видах материальных носителей (в частности, на кинопленке).

В таблице 1 приведен сравнительный перечень документов, предоставляемых при сдаче видеопродукции на хранение, из которого видно, что состав сопроводительных документов, необходимых для передачи обязательного экземпляра видеопродукции в Гостелерадиофонд, является минимальным среди всех организаций-получателей, информация о которых отражена в данном перечне.

6 Электронный носитель - материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники (при определении данного понятия в рекомендованных документах, представленных на сайте Филиала ВГТРК Гостелерадиофонд, дана ссылка на ГОСТ 2.051-2006 «ЕСКД. Электронные документы. Общие положения», хотя приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1628-ст взамен указанного стандарта был введен в действие ГОСТ 2.051-2013 «ЕСКД. Электронные документы. Общие положения»).

7 Позитивная копия - копия кинодокумента с изображением и фонограммой на одной позитивной кинопленке (ГОСТ 7.69-95 (ИСО 5127-11-83) «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения»).

Таблица 1

Перечень документов, предоставляемых при сдаче видеопродукции на хранение

Состав сопроводительной документации Филиал ВГТРК Гос-телерадиофонд Госфильмофонд России [10] РГАКФД [11] ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» [12]

Фильмы* на цифровом носителе Видеофильмы и телевизионные сериалы* Иные фильмы

1 2 3 4 5 6 7

Сопроводительное письмо + + + + + +

Паспорт технических характеристик материалов фильма - + + + + -

Акт сдачи-приемки исходных материалов фильма на государственное хранение с приложениями, оформленный со стороны сдающей организации - + + - - -

Приложения к акту сдачи-приемки: техническое качество материалов фильма; перечень материалов фильма, принятых на хранение на основании Паспорта технических характеристик без проведения входного контроля - + + - - -

Дополнение к акту сдачи-приемки исходных материалов фильма на государственное хранение, оформляемое по результатам оценки их технического качества после проведения работ по устранению дефектов - + + - - -

Монтажные листы фильма на бумажном носителе и цифровом носителе информации (DVD-диске в формате Word или Excel) - + + + - -

Для фильмов, приобретенных за рубежом для проката на территории Российской Федерации: диалоговые листы фильма на бумажном носителе и цифровом носителе информации DVD-диске в формате Word или Excel - - - + - -

Листы субтитров для глухих фильма (при наличии в фильме) на бумажном носителе и цифровом носителе информации (DVD диске в формате Word или Excel) - + - - - -

Листы тифлокомментариев фильма (при наличии) на бумажном носителе и цифровом носителе информации (DVD-диске в формате Word или Excel) - + - - - -

Листы субтитров фильма (при наличии) на бумажном носителе и цифровом носителе информации (DVD диске в формате Word или Excel) - + + - - -

Справка о продолжительности видеофильма - - + - - -

Музыкальная справка. Сведения об использованных в фильме музыкальных произведениях для фильмов отечественного или совместного производства (композитор, название использованного произведения, длительность звучания в фильме и т.д.) - + + + + -

Эфирная справка с указанием даты и времени эфира, хронометража программ, индекса (номера информации на носителе), шифра (номера носителя в видеоте-ке передающей организации) - - - - - +

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Сведения об использованных в фильме аудиовизу-

альных произведениях (фрагменты, кадры и т.п.) для

фильмов отечественного или совместного производ- +

ства (название использованного произведения, пра-

вообладатель, продолжительность воспроизведения в

фильме и т.д.) - при наличии

Краткая аннотация фильма - + + + - +**

Электронная запись аннотации на цифровом носителе

(CD, DVD, флеш-накопитель)

Копия контракта (договора, соглашения) о государст-

венной финансовой поддержке производства фильма с - + + - +*** -

приложениями

Копия дополнительного соглашения в случае измене-

ния комплекта сдаваемых материалов фильма, назва- + +

ния фильма, хронометража фильма, формата кадра изображения и формата фонограммы

Копия удостоверения национального фильма - + + - - -

Документы, подтверждающие приобретение цифро-

вых носителей информации у официального рознич-

ного продавца или дилера фирмы - производителя цифровых носителей информации (для HDD, LTO, HDCAM) + +

Доверенность на имя представителя сдающей

организации, сдающего лица (если сдача произ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

водится не руководителем сдающей организации + + +

или не физическим лицом - обладателем исклю-

чительного права на использование фильма или

лицензиатом)

Копия заключения Минкультуры России о результа-

тах просмотра копии завершенного производством фильма + + +

Копия заявления в Минкультуры России о выдаче +

прокатного удостоверения

Вкладыш-обложка коробки оптического диска с

указанием названия организации-производителя, вида

передаваемой аудиовизуальной продукции (телеве- - - - - - +

щание), даты и названия содержащихся на носителе

передач

Примечания:

* - созданные при государственной финансовой поддержке;

** - аннотации представленных программ с указанием даты, времени выхода в эфир, названия, краткой аннотации передачи, автора, ведущего и участников, хронометража в электронном виде в редактируемом текстовом формате, созданном в приложениях Microsoft Office или Open Office;

*** - копия соглашения/государственного контракта с Минкультуры России или копия договора с организацией принимавшей участие в финансировании фильма (региональные министерства культуры, телеканалы, гранты, религиозные организации, частные лица и др.).

Таблица 2

Перечень документов, предоставляемых при передаче фонопродукции на хранение

Состав сопроводительной документации Гостелерадиофонд ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» [12]

Сопроводительное письмо + +

Акт о завершении производства передач (программ) с указанием названия, хронометража, даты создания и даты прохождения в эфире - +

Аннотация предоставленных передач (программ) с указанием даты, времени выхода в эфир, названия, содержания, автора, участников, хронометража - +

Вкладыш-обложка коробки оптического диска с указанием названия организации-производителя, вида передаваемой аудиопродукции (радиовещание), даты и названия содержащихся на носителе передач - +

Аналогичным образом из таблицы 2 видно, что состав сопроводительных документов, необходимых для передачи обязательного экземпляра фонопродукции в Гостелерадиофонд, значительно меньше, чем состав сопроводительных документов, необходимых для передачи обязательного экземпляра фонопро-дукции, например, в Государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан «Государственный архив Республики Татарстан» (далее - ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан»).

Доставляемый в Гостелерадиофонд обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции должен содержать реквизиты8, позволяющие его идентифицировать:

• наименование материалов;

• наименование средства массовой информации (СМИ), обеспечившего выход в эфир9;

• дату выхода материалов в эфир;

8 Сведения оформляются сопроводительным письмом за подписью уполномоченного лица на бланке организации и доставляются вместе с обязательным экземпляром.

9 Рекомендуется указывать сведения свидетель-

ства о СМИ.

• название производящей телерадио-продукцию организации, или телерадиовещательной организации, или организации, по заказу которой материалы созданы10 [9].

На сайте Филиала ВГТРК Гостеле-радиофонд представлена рекомендуемая форма уведомления о передаче обязательных экземпляров документов на хранение. Данная форма предполагает внесение в нее информации:

• о сдающей организации (юридическом лице, заявителе) - полное и краткое фирменное наименование, ОГРН, ИНН, юридический и фактический адреса, адрес электронной почты, контактные телефон и лицо;

• о средстве массовой информации, аудиовизуальная продукция которого передается - наименование, реквизиты свидетельства о регистрации, форма распространения, реквизиты лицензии на вещание.

По желанию заявителя в уведомлении могут быть указаны: автор(ы) сценария; композитор; режиссер/звукорежиссер;

10 Полное фирменное наименование юридического лица.

используемые фрагменты иной аудиовизуальной продукции с указанием их авторов/ правообладателей; фамилия, имя ведущих; фамилия, имя гостей и/или выступающих; страна, на территории которой осуществлено сообщение в эфир и/или по кабелю; язык; общая аннотация (темы, затрагиваемые в передаче/программе, описание смыслового содержания) и др.

Следует учитывать, что СМИ не является юридическим лицом, поэтому уведомление должно оформляться от имени того юридического лица, которое будет сдавать обязательные экземпляры документов того или иного СМИ на хранение, при этом в одно уведомление могут быть внесены данные по нескольким СМИ, относящимся к одному юридическому лицу (например, телеканалу или радиостанции).

На основании статьи 21 Федерального закона № 77-ФЗ ФГУП ВГТРК осуществляет контроль за доставкой обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции и направляет сведения о недоставке, несвоевременной и неполной доставке обязательного экземпляра в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

С учетом порядка и сроков, установленных Федеральным законом № 77-ФЗ для доставки обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции, созданной для телевидения и радиовещания, ФГУП ВГТРК направляет в Роскомнадзор сведения:

о недоставке - в случае если обязательный экземпляр не поступал или поступивший обязательный экземпляр не имеет реквизитов, позволяющих его идентифицировать;

о неполной доставке - в случае если поступил только один экземпляр электронного носителя (позитивной копии), со-

держащий обязательный экземпляр, или в реквизитах отсутствуют сведения о СМИ, в котором материалы вышли в эфир, о наименовании материала;

о несвоевременной доставке - в случае если нарушены сроки предоставления обязательного экземпляра, в том числе, сроки замены дефектного экземпляра (статья 6 Федерального закона № 77-ФЗ)» [9].

Доставка обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции посредством сети Интернет предполагает заключение соглашения, в соответствии с условиями которого Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд на платной основе предоставляет производителю аудиовизуальной продукции услуги пользования аппаратно-программным комплексом цифрового хранения материалов (далее - АПК) для подготовки и доставки обязательных экземпляров продукции, созданной для теле- и/или радиовещания.

Конкретный перечень услуг, технические параметры и требования, порядок их оказания, а также стоимость услуг и иные условия, необходимые для их надлежащего оказания, определяются сторонами соглашения в соответствующих спецификациях к нему в зависимости от вида передаваемой аудиовизуальной продукции [9]. При этом на сайте Филиала ВГТРК Гостелерадиофонд дано пояснение о том, что СМИ не является юридическим лицом, а соглашение и спецификации к нему заключаются с юридическим лицом, которое будет сдавать обязательные экземпляры документов того или иного СМИ. Поэтому количество спецификаций должно быть равно количеству СМИ. Например, если у производителя аудиовизуальной продукции два СМИ (телеканал и радиоканал), то заключаются одно соглашение и две спецификации к нему: одна - для телеканала, вторая - для радиока-

нала. Стоимость услуг указывается именно в спецификации, что обусловлено разными ценами на услугу [9].

Оплата услуг осуществляется производителем аудиовизуальной продукции ежемесячно авансовым платежом вне зависимости от количества дней пользования АПК в оплачиваемом месяце, а также объема загруженных файлов (абонентская плата). При этом согласно пункту 5.1 спецификации, являющейся неотъемлемой частью соглашения, стороны понимают и соглашаются, что производитель аудиовизуальной продукции вносит платежи (оплачивает услуги) независимо от того, было ли им затребовано «соответствующее исполнение от Гостелерадиофонда (воспользовался ли он возможностью пользования АПК), так как Соглашение является абонентским договором по смыслу статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации» [9].

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 77-ФЗ «производители документов относят затраты на подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательных экземпляров на себестоимость документов, входящих в состав обязательного экземпляра».

Пункт 3.1.5 соглашения обязует Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд не использовать полученные в соответствии с данным соглашением материалы производителя аудиовизуальной продукции в целях, не предусмотренных настоящим соглашением, и не предоставлять возможность пользования ими третьим лицам без письменного согласия сдатчика, за исключением случаев, когда предоставление материалов является обязательным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 спецификации в целях исполнения соглашения производитель

аудиовизуальной продукции посредством использования АПК подготавливает и передает в Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции, одновременно отвечающей следующим требованиям:

• является результатом фиксации видеоряда, изображения, звукового ряда, звукозаписи и/или их сочетания с помощью технических средств;

• не содержит информации, использование которой ограниченно в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• создана производителем аудиовизуальной продукции либо по его заказу (сдатчик обладает правами на такую аудиовизуальную продукцию);

• производство аудиовизуальной продукции закончено, и она впервые вышла в эфир (передана по кабелю) в составе средства массовой информации, указанного в пункте 1.1 спецификации;

• доставляется в срок не позднее месяца со дня ее выхода в эфир (передачи по кабелю).

В рамках соглашения обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции, предоставленный ее производителем позднее срока, установленного пунктом 2.1 спецификации, может быть принят Филиалом ВГТРК Гостелерадиофонд на хранение исключительно по отдельной договоренности сторон.

Производитель аудиовизуальной продукции осуществляет пользование АПК через личный кабинет11. Гостелерадиофонд

11 Личный кабинет - персональный раздел ин-

формационной системы, в рамках которого по каналам связи осуществляется деятельность авторизованного пользователя (производителя аудиовизуальной про дукции). Защита личного кабинета гарантируется уникальными реквизитами доступа.

обеспечивает возможность непрерывного доступа производителя аудиовизуальной продукции к АПК (24 часа в сутки).

В личном кабинете производителя аудиовизуальной продукции осуществляется загрузка файлов, содержащих обязательный экземпляр аудиовизуальной

продукции, и ввод соответствующих мета-

12

данных12.

В таблице 3 представлено сопоставление некоторых требований, предъявляемых к обязательным экземплярам аудиовизуальной продукции, передаваемой ее производителями в Гостелерадиофонд, Госфильмофонд России, федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив кинофотодокументов» (далее - РГАКФД) и в ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан». На основании приведенных данных можно отметить, что ни в РГАКФД, ни в Госфильмофонде России не применяется доставка обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции посредством сети Интернет. При этом согласно пункту 3.4.1 Порядка сдачи-приемки фильмов на государственное хранение в Госфильмофонд России, утвержденного приказом генерального директора Госфильмофонда России от 18 сентября 2023 года № 215, фильмы на кинопленке принимаются на постоянное государственное хранение, а согласно пункту 3.4.2 фильмы на цифровых носителях информации принимаются на временное хранение на срок, регламентированный гарантийными обязательствами производителей цифровых носителей

12 Метаданные - структурированные данные, описывающие контекст, содержание, структуру электронного документа, а также процессы управления им в информационной системе на протяжении его жизненного цикла.

информации в части сохранности информации [10].

В целях идентификации каждый передаваемый в Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции сопровождается уникальными метаданными13, которые предоставляются производителем аудиовизуальной продукции посредством АПК одновременно с передачей обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции.

Метаданные вносятся в АПК в следующем порядке [9]:

а) обязательные метаданные:

• название;

• дата и время выхода в эфир и/или по кабелю;

• наименование организации по производству телерадиопродукции, если аудиовизуальная продукция произведена по заказу сдатчика;

б) рекомендованные метаданные:

• автор(ы) сценария;

• композитор;

• режиссер/звукорежиссер;

• используемые фрагменты иной аудиовизуальной продукции с указанием их авторов/правообладателей;

• фамилия, имя (полностью) ведущих, гостей и/или выступающих;

• страна, на территорию которой осуществлено сообщение в эфир и/или по кабелю;

• язык;

13 Некоторые из приведенных ниже метаданных перекликаются с базовым набором метаданных для описания аудиовизуального контента, содержащимся в ГОСТ Р 54719-2011 «Архивирование телерадиопрограмм. Описание аудиовизуальных материалов. Структура метаданных», но в целом этим ГОСТом не определяются.

to

л

Г)

Таблица 3

Требования, предъявляемые к обязательным экземплярам аудиовизуальной продукции, передаваемым получателям

Ы ■й-

Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд

Госфильмофонд России

fiol

РГАКФД [11]

ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» [12]

Способ передачи

• На электронном носителе.

• Посредством сети Интернет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На цифровых носителях в оригинальном футляре цифрового носителя

На кассетах и дисках

На внешних электронных носителях, либо посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием защищенного протокола передачи данных, через личные кабинеты

Носители

Электронный носитель - материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники

На видеоленте (Digital Betacam, HDCAM\ HDCAM XR), DVD-ди-ске, Blu-Ray-диске, внешнем жестком диске (HDD диск), на картридже LTO (LTO-5 и выше)_

Видеокассета в формате HD САМ, диск в формате DVD с тайм-кодом

Жесткие диски (HDD), твердотельные накопители (SSD, USB-Flash), оптические диски однократной записи Blu-ray (BD-R), DVD-R, DVD+R

Электрон-ная подпись

Квалифицированная электронная подпись

Технические требования

Видеодокумент

Файл в формате Н.264 со следующими параметрами:

• размер изображения - не более 720 пикселей по горизонтали;

• допустимое соотношение сторон - 4:3, 16:9;

• допустимое число кадров в секунду - 25;

• профиль — MP, ХР;

• скорость видеопотока - не менее 400 Kbit/s и не более 450 Kbit/s;

• должен содержать хотя бы одну дорожку форматов: MPEG-1 Layers I, II, III (МРЗ), 48 kHz, 128 kbps или MPEG-2/4(HE)-ААС,48 KHz, 128 kbps;

• формат контейнера - avi, mkv, mov, mp4 (предпочтительный)

Детальные дифференцированные требования, предъявляемые к записи кино-видеоматериалов на «жестких дисках», LTO-кассетах и видеофонограмм (Betacam Digital, HDCAM)

ГОСТ 7845-92 «Система вещательного телевидения. Основные параметры»; ГОСТ 21185-75 «Измерители квазипикового уровня электрических сигналов звуковой частоты. Типы, основные параметры и методы испытаний»;

международные рекомендации 1Ти-1Ш5.б45-2; Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 21 мая 2015 г. № 171;

Правила передачи и контроля комплекта материалов хроникально-документальных, научно-популярных и анимационных фильмов на постоянное государственное хранение (2010);

другие технические требования и стандарты, предъявляемые к готовой аудиовизуальной про-дукции, предназначенной для выхода на экраны

Формат видеофайла -mpeg4;

кодек - Н.264; разрешение - не менее 1280x720 (HD и выше);

допустимое соотношение сторон - 4:3, 16:9; минимально допустимое число кадров в секунду - 25; битрейт- не менее 30 Mbps;

аудиоканал -кодек ААС, частота дискретизации - не менее 48 KHz,

битрейт - не менее 192 kbps

Формат видеофайла - mov; кодек - Apple ProRes 422 (HQ); разрешение - HD (до 1920x1080); допустимое соотношение сторон -4:3, 16:9; минимально допустимое число кадров в секунду -25;

битрейт - не менее 30 Mbps; аудиоканал - кодек РСМ

Аудио-документ

Файл в формате MPEG-1 Layers I, II, III (МРЗ), 48 kHz, 16 bit, 64 kbps, stereo_

Формат аудиофайла: wave (mp3); частота дискретизации - не менее 48 KHz, битрейт - не менее 192 kbps_

• общая аннотация (на русском языке)14;

• комментарий (для дополнительных сведений).

Предельный объем печатных знаков для метаданных составляет 5 тыс. знаков, включая пробелы.

Производитель аудиовизуальной продукции гарантирует достоверность предоставленных сведений и, в случае предъявления претензий к Гостелерадиофонду со стороны третьих лиц, независимо от их форм собственности, включая государственные органы, в отношении доставленного обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции и его описания, несет ответственность самостоятельно и разрешает такие претензии самостоятельно и за свой счет.

После поступления файлов, содержащих обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции, и сопровождающих их метаданных Гостелерадиофонд осуществляет проверку их корректности.

Проверка корректности файлов осуществляется путем:

• содержательной проверки метаданных, по которым идентифицируется соответствующий обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции;

• проверки корректности формата файла, установленного в спецификации.

При подтверждении корректности форматов файлов, содержащих обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции, и полноты соответствующих метаданных Гостелерадиофонд подготавливает второй обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции, предоставленной ее произво-

14 Указываются темы, затрагиваемые в передаче/программе, описание смыслового содержания аудиовизуальной продукции.

дителем посредством АПК, и уведомляет его в личном кабинете о принятии обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции. В ином случае тем же порядком производитель аудиовизуальной продукции получает отказ в приеме и/или предложение повторить передачу указанных выше файлов.

Здесь можно отметить, что, например, в Госфильмофонде предусмотрен более жесткий и детализированный порядок и сроки проведения входного контроля технического качества фильмов [10].

Уведомление о принятии служит подтверждением исполнения производителем аудиовизуальной продукции доставки двух обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции на хранение в Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 77-ФЗ.

Хотя пункт 1 статьи 12 Федерального закона № 77-ФЗ требует, чтобы производители аудиовизуальной продукции доставляли в Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд именно «по два обязательных экземпляра фонопродукции, кинопродукции в виде позитивных копий, а также по два обязательных экземпляра видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях», применение механизма доставки обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции посредством сети Интернет было положительно оценено Роскомнадзором15.

Производитель аудиовизуальной продукции, доставляя ее обязательные экземпляры в соответствии с соглашением, не

15 Обязательный экземпляр (теле-, радиопрограммы) [разъяснения Федерального закона № 77-ФЗ] // Роскомнадзор. URL: https://45. rkn.gov.ru/directions/p13962/p16535/p17010/ (дата обращения: 30.11.2023).

передает никаких прав на их использование, за исключением прав на хранение.

Использование обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции Гостелерадиофондом допускается способами и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном экземпляре документов и интеллектуальной собственности для свободного использования объектов авторских и смежных прав.

На сайте Гостелерадиофонда представлена информация о том, что на его хранении находится 4 412 256 экземпляров аудиовизуальной продукции, предоставленных 4 056 компаниями [9].

Цифра 4 412 256 отражает количество учетных единиц, поступивших на хранение в Гостелерадиофонд. Таких поступлений насчитывается по несколько сотен в день. При этом для обязательных экземпляров аудиовизуальных документов, доставленных на электронных носителях, учетной единицей является носитель, на котором может содержаться как отдельное произведение, так, например, и суточный эфир радиостанции. В то же время одно крупное аудиовизуальное произведение (например, многосерийный телефильм) может быть записано на нескольких носителях, каждый из которых будет являться отдельной учетной единицей.

Для обязательных экземпляров аудиовизуальных документов, переданных посредством сети Интернет, учетной единицей является одно аудиовизуальное произведение.

Таким образом, очевидно, что указанная на сайте Гостелерадиофонда цифра не отражает реального количества находящихся на хранении обязательных экземпляров аудиовизуальных документов.

Более продуманной и рациональной на этом фоне выглядит практика РГАКФД. Так, в соответствии с пунктом 2.10 Регламента приема-передачи видеодокументов на постоянное государственное хранение в Российский государственный архив кинофотодокументов, утвержденного директором РГАКФД Н.А. Калантаровой 9 января 2023 года, «каждый фильм должен быть записан на отдельной видеокассете HDCAM и диске DVD. Запись двух и более фильмов, имеющих разное название, на одном носителе не допускается. Исключение составляют многосерийные фильмы или несколько фильмов из одного цикла» [11].

При приеме обязательных экземпляров аудиовизуальных документов, передаваемых на физически обособленных носителях, в Гостелерадиофонде проводится выборочная проверка их воспроизводимости и штрихкодирование носителей, позволяющее отслеживать всю историю перемещения данных носителей внутри Гостелерадиофонда.

Хранилище для материалов

Гостелерадио СССР, созданных до 1991 года, расположено в Реутове. Туда же поступают обязательные экземпляры аудиовизуальных документов, передаваемые на физически обособленных носителях.

Внесенные сдатчиками в личном кабинете АПК метаданные обязательных экземпляров аудиовизуальных документов, переданных посредством сети Интернет, не верифицируются работниками Гостелерадиофонда. Скриншоты для предварительного просмотра сохраняются автоматически.

Обязательные экземпляры аудиовизуальных документов, направленные через Интернет, хранятся на сервере АПК пять дней, после чего копируются в библиотеку LTO, при этом им присваиваются иденти-

фикационные номера, которые при записи документов на кассету LTO система управления ленточной библиотекой связывает с конкретной кассетой.

Сервер АПК и аппаратно-программный комплекс библиотеки LTO находятся в Останкино.

В Гостелерадиофонде ежемесячно формируется Книга учета поступлений, которая распечатывается на бумаге, переплетается и заверяется подписью ответственного работника.

В заключение можно отметить, что изучение опыта Гостелерадиофонда по приему на хранение обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции позволило выявить следующие значимые особенности:

1. Поддержание постоянных рабочих контактов Гостелерадиофонда с Роском-надзором играет существенную роль в повышении эффективности взаимодействия с производителями аудиовизуальной продукции.

2. Применение механизма доставки обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции посредством сети Интернет оказывает ощутимое влияние на повышение эффективности взаимодействия Гостелерадиофонда с производителями аудиовизуальной продукции.

3. Существующая в Гостелерадиофонде практика учета принимаемых на хранение обязательных экземпляров аудиовизуальных документов не обеспечивает получения корректных учетных данных, объективно отражающих их реальное количество.

4. Отсутствие процедуры верификации работниками Гостелерадиофонда внесенных сдатчиками в личном кабинете АПК метаданных обязательных экземпляров аудиовизуальных документов, переданных посредством сети Интернет, повышает

вероятность сохранения в применяемой Гостелерадиофондом поисковой системе некорректных данных и снижает ее информационную ценность.

5. Проведенное сравнение некоторых требований, предъявляемых к обязательным экземплярам аудиовизуальной продукции, передаваемой ее производителями в Гостелерадиофонд, Гос-фильмофонд России, РГАКФД и в ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан», продемонстрировало, что единые требования в этой области отсутствуют. В частности, отсутствуют единые требования к форматам и носителям, которые должны использоваться производителями при передаче обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции в электронном виде. В то же время можно отметить, что в некоторых аспектах требования большинства получателей совпадают. Так, например, практически все получатели указывают в своих локальных нормативных документах DVD в качестве одного из предпочтительных видов носителей.

В некоторых случаях в качестве допустимых указываются устаревшие виды носителей. Например, в Порядке сдачи-приемки фильмов на государственное хранение в Госфильмофонд России допускается передача обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции на картриджах LTO (LTO-5 и выше), тогда как уже в 2022 году актуальным было 9-е поколение LTO [13]. При этом стандарт LTO регламентирует для приводов поддержку чтения на два поколения назад и записи на одно поколение назад. Исходя из этого, можно предположить, что выбор получателями предпочтительных форматов и носителей обусловлен не потребностями долгосрочного хранения, а фактическим наличием у получателей того или иного оборудования.

Список источников

1. Львова С.В. Имущественные права на телефильмы после распада СССР // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 101-106.

2. Львова С.В. Гостелерадиофонд, основания и пределы правообладания (комментарий к постановлению Правительства РФ от 13.12.1995 № 1232 с учетом разъяснений Президиума ВАС РФ, данных в постановлении от 29.01.2013 № 11704/12) // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 121-127.

3. Львова С.В. Пределы авторских прав киностудий или еще раз о правообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С. 46-51.

4. Львова С.В. Телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, как объекты авторского права: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03. М., 2013. 197 с.

5. Кружалов С.Е. Аудиовизуальное произведение как объект авторского права: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03. М., 2002. 192 с.

6. Волкова Т.С. Ведомственность в архивной практике СССР и Российской Федерации (нормативно-правовой аспект) // Вестник РГГУ Серия: История (Документоведение, архивоведение). 2008. № 8. С. 125-138.

7. Жукова М.М. Документы отечественного телевидения по истории России 19902000-х годов // Вестник РГГУ Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2011. № 18 (80). С. 133-151.

8. Жукова М.М. Обязательный экземпляр аудиовизуальных документов: чужой среди своих? // Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 4. С. 343-353.

9. [Доставка обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции...] // Гостелерадиофонд - официальный сайт. URL: https://gtrf.ru/ (дата обращения: 21.12.2023).

10. Порядок сдачи-приемки фильмов на государственное хранение в Госфильмофонд России: утв. приказом генерального директора Госфильмофонда России А.В. Павлова от 18 сентября 2023 г. № 215. URL: https://gosfilmofond.ru/wp-content/ uploads/2023/09/poryadok-priema-na-hranenie-ot-18.09.2023.pdf (дата обращения: 01.12.2023).

11. Регламент приема-передачи видеодокументов на постоянное государственное хранение в Российский государственный архив кинофотодокументов: утв. директором РГАКФД Н.А. Калантаровой 9 января 2023 г. URL: http://www.rgakfd.ru/poryadok-peredachi-videodokumentov-na-postoyannoe-hranenie/poryadok-peredachi (дата обращения: 01.12.2023).

12. Порядок представления обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции в государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан «Государственный архив Республики Татарстан», утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. № 823 (в редакции постановления от 26 июля 2018 г. № 602) // Архивы Татарстана. URL: https://www.archives.tatar/content/doc/poryadoc_predostavlenia. pdf (дата обращения: 01.12.2023).

13. Митрофанов А. Ленточные накопители: фантастические твари мира архивирования // Группа компаний X-Com, 2024. URL: https://habr.com/ru/companies/x-com/ articles/667542/ (дата обращения: 13.12.2023).

References

1. L'vova S.V Imushhestvenny'e prava na telefil'my' posle raspada SSSR [Property rights to the television movie after the collapse of the Soviet Union]. Probely' v rossijskom zakonod-atel'stve = Gaps in Russian Legislation. 2013;5:101-106. (In Russian).

2. L'vova S.V. Gosteleradiofond, osnovaniya i predely' pravoobladaniya (kommentarij k postanovleniyu Pravitel'stva RF № 1232 ot 13.12.1995 s uchetom raz''yasnenij Prezidiuma VAS RF, danny'x v postanovlenii ot 29.01.2013 № 11704/12) [Gosteleradiofond: bases and limits ownership of the right (comments for the RF Government decree number 1232 from 13.12.1995. Subject to Clarification of the Presidium of the Russian Federation, data judgment of 29.01.2013, No 11704/12)]. Probely ' v rossijskom zakonodateVstve = Gaps in Russian Legislation. 2013;5:121-127. (I n Russian).

3. L'vova S.V. Predely' avtorskix prav kinostudij ili eshhe raz o pravoobladanii na sovetskie telefil'my', sozdanny'e po zakazu Gosteleradio SSSR [The limits of copyright film studios or again about the rights related with soviet movies made for television, created by order of USSR Radio and Television]. Biznes v zakone. E'konomiko-yuridicheskij zhurnal = International Economic & Law Journal. 2013;5:46-51. (In Russian).

4. Lvova S.V. Telefil'my', sozdanny'e po zakazu Gosteleradio SSSR, kak ob''ekty' avtorskogo prava [Television films created by order of the USSR State Television and Radio Broadcasting Company as objects of copyright]. PhD thesis (in jurisprudence). Moscow; 2013. 197 p. (In Russian).

5. Kruzhalov S.E. Audiovizual'noe proizvedenie kak ob''ekt avtorskogo prava [Audiovisual work as an object of copyright]. PhD thesis (in jurisprudence). Moscow; 2002. 192 p. (In Russian).

6. Volkova T.S. Vedomstvennost' v arxivnoj praktike SSSR i Rossijskoj Federacii (norma-tivno-pravovoj aspekt) [The juridicial aspect of the archives administration in the USSR and the Russian Federation]. Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya (Dokumentovedenie, arxivovedenie) = RGGUBulletin. History series (Records management, archives administration). 2008;8:125-138. (In Russian).

7. Zhukova M.M. Dokumenty' otechestvennogo televideniya po istorii Rossii 1990-2000-x godov [Television videotape recordings on the Russian history of the 1990-2000s]. Vestnik RGGU. Seriya: Dokumentovedenie i arxivovedenie. Informatika. Zashhita informacii i informa-cionnaya bezopasnost ' = RGGU Bulletin. Records management and archives administration series. 2011;18(80):133-151. (In Russian).

8. Zhukova M.M. Obyazatel'ny'j e'kzemplyar audiovizual'ny'x dokumentov: chuzhoj sredi svoix? [Legal deposit copy of audio-visual documents: a perfect stranger?]. Bibliotekovedenie = Library and Information Science (Russia). 2019;68;4:343-353. (In Russian).

9. [Dostavka obyazatel'nogo e'kzemplyara audiovizual'noj produkcii...] [Delivery of the legal deposit of audiovisual products...]. State Television and Radio Fund. URL: https://gtrf.ru/ (accessed: 21.12.2023). (In Russian).

10. Poryadok sdachi-priyomki fil'mov na gosudarstvennoe xranenie v Gosfil'mofond Rossii: utv. prikazom general'nogo direktora Gosfil'mofonda Rossii A.V. Pavlova ot 18 sentyabrya 2023 g. № 215 [The procedure for submitting and accepting films for state storage at the Gos-filmofond of Russia: approved by order of the General Director of the State Film Fund of Russia A.V. Pavlova dated September 18, 2023 No. 215]. State Television and Radio Fund. URL: https://gosfilmofond.ru/wp-content/uploads/2023/09/poryadok-priema-na-hranenie-ot-18.09.2023.pdf (accessed: 01.12.2023). (In Russian).

11. Reglament priyoma-peredachi video dokumentov na postoyannoe gosudarstvennoe xranenie v Rossijskij gosudarstvenny'j arxiv kinofotodokumentov: utv. direktorom RGAKFD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.A. Kalantarovoj 9 yanvarya 2023 g. [Regulations for the acceptance and transfer of video documents for permanent state storage in the Russian State Film and Photo Archive: approved by order of the Director of RGAKFD N.A. Kalantarova January 9, 2023]. RGAKFD. URL: http://www.rgakfd.ru/poryadok-peredachi-videodokumentov-na-postoyannoe-hranenie/ poryadok-peredachi (accessed: 01.12.2023). (In Russian).

12. Poryadok predstavleniya obyazatePnogo evkzemplyara audiovizual'noj produkcii v gosu-darstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie Respubliki Tatarstan "Gosudarstvenny'j arxiv Res-publiki Tatarstan", utv. postanovleniem Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 3 oktya-brya 2012 g. № 823 (v redakcii postanovleniya ot 26 iyulya 2018 g. № 602) [The procedure for submitting a legal deposit of audiovisual products to the state budgetary institution of the Republic of Tatarstan "State Archives of the Republic of Tatarstan", approved by Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated October 3, 2012 No. 823 (as amended by Resolution No. 602 dated July 26, 2018)]. Archives of Tatarstan. URL: https:// www.archives.tatar/content/doc/poryadoc_predostavlenia.pdf (accessed: 01.12.2023). (In Russian).

13. Mitrofanov A. Lentochnyve nakopiteli: fantasticheskie tvari mira arxivirovaniya [Tape drives: fantastic beasts of the archiving world]. X-Com Group of Companies, 2024. URL: https://habr.com/ru/companies/x-com/articles/667542/ (accessed: 13.12.2023). (In Russian).

II MM MM MM MM MM III MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM III MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Назаров Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела архивоведения Всероссийского научно-исследовательского института документов едения и архивного дела (ВНИИДАД), Москва, Российская Федерация.

I MM MM MM MM MM Ml MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM Ml MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MINIM

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Aleksei N. Nazarov PhD (in history), leading researcher of Archival Science Department of the All-Russian Scientific and Research Institute for Records and Archives Management (VNIIDAD), Moscow, Russian Federation.

МММ MM MM MM MM Ml MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM Ml MM MM MM MM MM MM MM MM МММ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.