Научная статья на тему 'Приднестровская Молдавская Республика: 25 лет по пути независимости'

Приднестровская Молдавская Республика: 25 лет по пути независимости Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
881
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИДНЕСТРОВЬЕ / ПРИДНЕСТРОВСКАЯ МОЛДАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / РОССИЯ / УКРАИНА / МОЛДАВИЯ / ЕВРОСОЮЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Блищенко Варвара Игоревна

Автор в ретроспективе рассматривает причины приднестровского конфликта, историю образования Приднестровской Молдавской Республики, а также влияние основных факторов многолетнего конфликта и позиции ключевых участников урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pridnestrovian Moldavian Republic: 25 Years on the Road to Independence

The article is dedicated to the causes and history of the conflict in Transdniestr Region, history of Pridnestrovian Moldavian Republic, main factors of the conflict, main parties to the settlement and their positions.

Текст научной работы на тему «Приднестровская Молдавская Республика: 25 лет по пути независимости»

УДК 477.6

Приднестровская Молдавская Республика: 25 лет по пути независимости

Варвара БЛИЩЕНКО

Второго сентября 2015 г. исполнилось 25 лет с того дня, когда II Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона провозгласил выход Приднестровья из состава Молдавской ССР и создание Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Это решение, не признанное ни горбачёвским руководством СССР, ни тогдашними властями Советской Молдавии, положило начало истории нового независимого государства, до сих пор не признанного международным сообществом.

За прошедшую четверть века Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) превратилась в полноценное современное государственное образование со всеми присущими государству атрибутами: территорией с политической и экономической границами; экономикой, опирающейся на потенциал, созданный в Приднестровье во времена СССР; населением, обладающим суверенными гражданскими правами; многопартийной политической системой; органами законодательной, судебной и исполнительной власти; вооружёнными силами; национальной валютой и центральным банком; почтовой службой и почтовыми марками.

Одновременно Приднестровье превратилось в зону острого регионального конфликта, который на первых этапах приобрёл форму вооружённого противостояния, сопровождавшегося жертвами среди военных и мирного населения ПМР. Помимо непосредственных сторон - Молдавии и Приднест-

БЛИЩЕНКО Варвара Игоревна - кандидат юридических наук, доцент МГИМО (У) МИД России. E-mail: varan04@yandex.ru

Ключевые слова: Приднестровье, Приднестровская Молдавская Республика, региональный конфликт, Россия, Украина, Молдавия, Евросоюз.

ровской Молдавской Республики - в конфликт оказались прямо или косвенно вовлечены соседние государства - Россия, Румыния, Украина, международные организации (ОБСЕ, Европейский союз, НАТО).

История ПМР - это одновременно и история возникновения и развития регионального политического конфликта.

Предпосылки приднестровского конфликта

Образование ПМР явилось следствием глубокого экономического и социально-политического кризиса Советского Союза, завершившегося его распадом, первоначально на 15 независимых государств, сформировавшихся на основе союзных республик в их советских административно-территориальных границах.

Не стала исключением и Молдавская ССР, образовавшаяся после Второй мировой войны в исторических границах Бессарабской губернии (первоначально - области) Российской империи, к которой эта территория была присоединена в 1812 г. после почти столетия Русско-турецких войн. Именно во время исторически краткого периода существования Молдавской ССР (с момента основания в 1945 г. до провозглашения независимости в 1990 г.) появились основные характерные черты экономики, демографической ситуации, политического и административно-территориального устройства этого советского «квазигосударства», полностью находившегося под контролем союзного Центра, но располагавшего всеми формальными атрибутами государства.

Экономическое развитие Молдавской ССР было полностью подчинено интересам Центра, который формировал экономический потенциал этой административно-территориальной

единицы и финансировал её развитие преимущественно через союзный бюджет. Яркий пример - социалистическая индустриализация Молдавской ССР, когда там были созданы крупные промышленные и инфраструктурные объекты. Некоторые из них имели, как тогда было принято говорить, «общесоюзное значение».

Основной промышленный потенциал Молдавской ССР был сосредоточен на территории нынешней ПМР. К 1990 г., до распада СССР, её промышленные объекты давали 40% ВВП Молдавии и производили 90% электроэнергии - в Днестровске была построена Молдавская ГРЭС, которая должна была производить электроэнергию для экспорта в страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Здесь же сформировались стратегические транспортно-перевалочные узлы, обеспечивавшие международные грузоперевозки на юго-западном направлении, а на остальной территории Молдавии продолжало доминировать аграрное производство.

Молдавская ССР стала частью геополитического, в том числе и военно-стратегического пространства Советского Союза, своеобразным региональным плацдармом в военном противостоянии с НАТО. На территории Приднестровья (в Тирасполе, Бендерах) было размещено одно из наиболее боеспособных стратегиче-

ских соединений Советской армии -14-я гвардейская общевойсковая армия, которая на протяжении десятилетий поддерживала повышенный уровень боевой готовности и была обеспечена запасами вооружений и боевой техники, средствами ПВО и ПРО, достаточными для успешного выполнения боевых задач потенциального военного противостояния между НАТО и СССР на южноевропейском театре военных действий.

В результате на территории Приднестровья образовался своеобразный внутренний экономический, социальный, этнодемографический и социокультурный анклав, отличавшийся более высоким по сравнению с остальной частью Советской Молдавии уровнем промышленного развития, тесно интегрированный в общесоюзный экономический комплекс. При этом подавляющее большинство населения этого анклава исторически, культурно и религиозно традиционно было склонно ассоциироваться с Россией, а не с Киевом, Кишинёвом и тем более Бухарестом.

Немаловажным фактором социально-политического развития Приднестровья в советские годы стало формирование местной партийно-хозяйственной номенклатуры, которая во многом отличалась от партийной номенклатуры Советской Молдавии по своему составу, политическим и экономическим интересам, связям и возможностям влияния на союзный Центр.

Костяк приднестровской партийно-хозяйственной номенклатуры составили «красные директора» крупных предприятий союзного и республиканского значения, как правило, выходцы из России. Известно, что в советское время

директор крупного предприятия (в обязательном порядке - номенклатура Центра) всегда был наиболее влиятельной фигурой в местном партийно-политическом руководстве, поскольку в его руках находились реальные экономические рычаги влияния на местном уровне (жилищное строительство и ^ККХ, отчисления в местные бюджеты, развитие инфраструктуры и т. д.).

Именно выходцы из этой местной, весьма специфической части советской партийно-хозяйственной номенклатуры на рубеже 80-90-х годов возглавили сопротивление попыткам пришедших к власти в Кишинёве националистов «прихватить с собой» Приднестровье в новое, счастливое, свободное будущее в составе Великой Румынии. Сначала они выступили за сохранение Молдавии (и Приднестровья) в составе СССР. После распада СССР они возглавили народное движение за суверенизацию Приднестровья и его присоединение к России. Им, как и населению региона, благополучие которого целиком зависело от сохранения экономики Приднестровья, продолжения работы местных предприятий, было и есть что защищать от попыток «ассимиляции» (поглощения) Молдавией, насильственного присоединения к Румынии в качестве «донорского» и бесправного анклава.

Таким образом, в советский период существования Молдавии сформировались экономические, социальные, этнодемографические предпосылки политического конфликта между Приднестровьем и центральными властями Молдавии, который вышел на поверхность в момент распада СССР и обретения Молдавией независимости.

Начало приднестровского конфликта

Непосредственным триггером конфликта стал приход к власти в Кишинёве крайних националистических политических сил, ориентированных на создание в многонациональной и многоязычной Молдавии моноэтнического государства (под лозунгами «Молдавия - для молдаван», «Чемодан - вокзал - Россия»), насаждение румынизированного варианта молдавского языка в качестве единственного государственного, «воссоединения» Молдавии с её «исторической Родиной» - Румынией, интеграцию Молдавии в западные экономические и политические структуры.

Эти силы были представлены созданным в мае 1989 г. Народным фронтом Молдовы, объединившим ряд националистических общественно-политических организаций. Фронт пришёл к власти в результате всеобщих выборов в Верховный Совет Молдавской ССР (февраль 1990 г.).

12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР утвердил Декларацию о суверенитете, провозглашавшую приоритет решений республиканских органов власти и республиканских законов России над союзными. Декларация подхлестнула «парад суверенитетов», началась «война законов» и разрушение общесоюзной правовой системы. В течение июня-июля аналогичные декларации приняло большинство союзных республик.

Уже 23 июня 1990 г. новый Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) во главе с М. Снегуром провозглашает суверенитет Республики Молдова и объявляет незаконным пакт Молотова - Риббентропа, т. е.

советско-германский договор о ненападении, и без того утративший силу 22 июня 1941 г.

Политика официального Кишинёва с самого начала столкнулась с жёсткой оппозицией со стороны Приднестровья, где в короткие сроки произошла консолидация местных политических сил. На территории Приднестровья такой силой стал сформированный в 1989 г. в Тирасполе Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК) - массовое политическое движение, поддержанное трудовыми коллективами, руководством предприятий и местной интеллигенцией.

Представители ОСТК легитимно (на основе действовавшего законодательства СССР и Молдавской ССР) победили на местных выборах в Приднестровье (март 1990 г.), установив контроль над городскими и районными советами народных депутатов в левобережных многонациональных русскоязычных районах Молдавии, а также смогли получить представительство в Верховном Совете МССР.

Именно региональные органы власти Приднестровья и его представители в Верховном Совете Молдавской ССР, отражавшие интересы подавляющего большинства населения региона, составили основу политического устройства Приднестровской Молдавской ССР.

В июне 1990 г. I съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона, собранный под патронатом ОСТК, провозгласил создание в Приднестровье свободной экономической зоны и выдвинул в качестве лидера движения за

отделение региона от Молдавской ССР И. Н. Смирнова.

Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (ПМССР) была провозглашена как советская республика в составе СССР на II Чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровья (Тирасполь, 2 сентября 1990 г.) - за год да распада СССР. Основа - Декларация о независимости Приднестровской Молдавской ССР. 5 ноября 1991 г., в связи с распадом СССР, ПМССР была переименована в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР).

Провозглашение ПМССР в качестве советской республики в составе СССР встретило решительное противодействие со стороны горбачёвского союзного Центра, который в то время всё ещё надеялся на сохранение СССР в прежних границах союзных республик.

22 декабря 1990 г. президент СССР М. Горбачёв подписал Указ «О мерах по нормализации обстановки в ССР Молдова», в п. 4 которого говорилось: «...считать не имеющими юридической силы... решения II съезда депутатов Советов разных уровней из некоторых населённых пунктов Приднестровья от 2 сентября 1990 года о провозглашении... Молдавской Приднестровской Советской Социалистической Республики» [1].

Параллельно Верховный Совет Молдавской ССР принимает законы,

призванные восстановить административно-политический контроль над территорией Приднестровья, пресечь деятельность местных политических движений.

Так, 27 августа 1991 г. Верховный Совет Молдавской ССР принял Закон № 691 «О Декларации о независимости», который объявлял не имеющим юридической силы Закон СССР от 2 августа 1940 г. «Об образовании союзной Молдавской ССР», в соответствии с которым МАССР стала частью Молдавской ССР, подчёркивая, что, «не спросив населения Бессарабии, севера Буковины и области Херца, насильственно захваченных 28 июня 1940 года, а также населения Молдавской АССР (Заднестровья), образованной 12 октября 1924 года, Верховный Совет СССР, в нарушение своих конституционных полномочий, принял 2 августа 1940 года Закон „Об образовании союзной Молдавской ССР"... Издавна населённое молдаванами Заднестровье является составной частью исторической и этнической территории нашего народа» [2].

Двумя месяцами ранее, 5 июня 1990 г., Верховный Совет ССР Молдова признал неправомочными решения I съезда депутатов Советов Приднестровья всех уровней. В Уголовный кодекс Молдовы вносится ст. 203-1 об уголовном преследовании инакомыслящих.

Для кишинёвских властей это стало своеобразным «правовым прикры-

1 Указ Президента СССР от 22 декабря 1990 г. № УП-1215 «О мерах по нормализации обстановки в ССР Молдова» // URL: http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-strqj/federativnoe-ustrojstvo/21/ukaz-prezidenta-sssr-ot-22-12-1990-up-1215.html

2 Закон от 28 августа1991 г. № 691 «О Декларации о независимости Республики Молдова» // URL: https://wikisource.org/wiki /

тием» для проведения массовых политических провокаций, шествий и митингов по всей территории Молдавии, сопровождавшихся применением физического насилия в отношении представителей оппозиции, протес-

тующих против «румынизации» Молдавии, изгнания из республики представителей русскоязычного населения, разгромами русскоязычных СМИ и организаций, подозреваемых в «сотрудничестве с русскими».

Вооружённый конфликт 1990-1992 годов

Собственно вооружённая стадия конфликта между Кишинёвом и Приднестровьем началась в июне 1990 г., когда Молдавия вплотную подошла к провозглашению независимости и выходу из СССР. В ответ политические силы и власти Приднестровья заняли открыто просоветскую позицию и одновременно взяли курс на фактическое отделение Приднестровья от Молдавии.

В связи с обострением конфликта между центральным руководством и местными властями Приднестровья сюда из Кишинёва и других районов Молдавии были направлены полицейские подразделения для восстановления контроля над ситуацией и подавления возможных беспорядков. Однако это лишь усилило противостояние, вызвало возмущение местного населения, привело к созданию отрядов самообороны и народных дружин, а позднее - и к первым кровопролитиям (события в Дубоссарах 2 ноября 1990 г., когда произошли столкновения молдавской милиции и отрядов полиции особого назначения (ОПОН) с митингующими против политики Кишинёва местными жителями).

Новое обострение политического и вооружённого противостояния между Кишинёвом и Приднестровьем произошло в августе 1991 г. после

попытки государственного переворота в Москве, предпринятой ГКЧП.

Сразу после провала московского путча в Кишинёве был проведён митинг, на котором прозвучали призывы к выходу Молдавии из Советского Союза. 23 августа была распущена Компартия Молдавии, а 27 августа Молдавия объявила о своей независимости. 22 августа 1991 г. власти Молдавии провели аресты части депутатов Верховного и местных советов Приднестровья; 29 августа в Киеве кишинёвскими спецслужбами был арестован тогдашний председатель Верховного Совета ПМССР И. Смирнов.

Президиум Объединённого совета трудовых коллективов (ОСТК) Тирасполя поддержал ГКЧП. 25 августа в Тирасполе была принята Декларация о независимости ПМССР. 2 сентября 1991 г. IV съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья утвердил конституцию, флаг и герб ПМССР, принял решение о создании Республиканской гвардии. Началось переподчинение отделов внутренних дел (полиции) Приднестровья тираспольским властям. Отделение Приднестровья от Молдавии стало свершившимся фактом.

В этих условиях Кишинёв перешёл к силовому решению приднестровского вопроса. 25 сентября 1991 г. ОПОН Республики Молдовы вошёл в г. Ду-боссары, где применил оружие против мирных жителей. Избиениям подверглись более 100 чел. В ответ на это один из лидеров Приднестровья, Г. С. Маракуца, возглавил милицию и приступил к созданию военизированных формирований. Кишинёвские власти были вынуждены вывести ОПОН из Дубоссар и освободить И. Смирнова и других приднестровских депутатов.

Несмотря на неудачу попытки восстановить контроль над Приднестровьем, кишинёвские власти продолжили курс на вооружённую конфронтацию с целью сорвать процесс суверенизации Приднестровья и продолжения формирования его государственности.

2 ноября 1990 г. министр внутренних дел Молдавии И. Косташ подписал приказы «О деблокировании Дубэсарьского моста через реку Днестр и охране общественного порядка в городе Дубэсарь» и «Об организации КПП на транспортных магистралях и дорогах Григориопольского и Дубэсарьского районов». Силы молдавской полиции при поддержке вооружённых отрядов молдавских националистов попытались захватить города Дубоссары и Бендеры, но были вынуждены отойти, получив вооружённый отпор со стороны приднестровского ополчения и местной милиции.

5 ноября 1991 г. решением Верховного Совета название ПМССР было сменено на новое - Приднестровская Молдавская Республика.

1 декабря 1991 г. состоялся второй референдум о независимости ПМР. В голосовании приняло участие 78% избирателей, «за» проголосовали 97,7 % участников референдума [3]. Кишинёвские власти попытались активно использовать ситуацию распада СССР для подавления «приднестровского сепаратизма». Неслучайно третья попытка взятия под контроль Дубоссар была предпринята 13 декабря 1991 г., на следующий день после ратификации Верховным Советом РСФСР Беловежского соглашения.

18 декабря 1991 г. Россия признала независимость Молдавии, 21 декабря её примеру последовала Украина. В тот же день М. Снегур подписал договор о вступлении Молдавии в СНГ. И сразу же последовала очередная эскалация военного давления Кишинёва на Приднестровье, которая в марте-июле 1992 г. вылилась в открытую агрес-

сию с использованием регулярных вооружённых сил, тяжёлого оружия (танков и артиллерии) и боевой авиации.

2 марта 1992 г. молдавская полиция расстреляла автобус с приднестровскими милиционерами. В тот же день отряд специального назначения МВД Молдавии атаковал полк российской 14-й армии, дислоцировавшийся у села Кочиеры. Члены семей российских военнослужащих были взяты в заложники. В Кочиерах и Дороцком расположились части МВД Молдавии, которые начали ракет-но-артиллерийский обстрел городов Дубоссары и Григориополь.

Военные действия молдавских вооружённых сил сопровождались террором против местного населения: жителей захваченных приднестровских сёл расстреливали за отказ идти служить «волонтёрами», обычными стали грабежи и насилия, убийства мирных жителей молдавскими снайперами, диверсии в отношении гражданских объектов энергетики и водоснабжения.

Особой остроты вооружённый конфликт в Приднестровье достиг в июне-августе 1992 г., когда молдавское руководство попыталось провести военную операцию по захвату г. Бендеры, задействовав при этом регулярные части национальной армии, спецподразделения МВД и МНБ, «волонтёров» молдавских националистических организаций. В ходе наступления молдавской армии на Бендеры атакам подверглись и расположенные там части российской 14-й гвардейской общевойсковой армии, ко-

3 Референдумы в Приднестровье // иКЬ: http://www.olvia.idknet.com/ol63-09-06.htm

торые понесли потери. Именно вмешательство российской 14-й армии (под командованием генерала А. Лебедя) в вооружённый конфликт на стороне Приднестровья предопределило сокрушительное военное поражение молдавской армии и прекращение вооружённого конфликта.

Последствия вооружённого конфликта в Приднестровье - это прежде всего гибель людей, разрушения домов, промышленных объектов и объектов экономической и социальной инфраструктуры.

По данным средств массовой информации, к августу 1992 г. с обеих сторон погибло 950 чел., около 4,5 тыс. были ранены.

Летом 1992 г. в Бендерах погибли не менее 489 чел., из которых 132 - мирные жители, 5 - дети.

Ранены 1242 чел., из которых 698 - мирные жители, 18 - дети.

Пропали без вести - 87 чел.

Впоследствии 40 чел. умерли от ранений.

Уничтожено и повреждено 1280 жилых домов, из которых 60 полностью разрушены.

Разрушено 19 объектов народного образования (из них 3 школы), 15 объектов здравоохранения.

Повреждены 46 предприятий промышленности, транспорта, строительства.

Есть и другие оценки, в соответствии с которыми только в Бендерах потери молдавской армии превысили 2500 чел. [4].

Вооружённая агрессия со стороны Кишинёва стала мощным катализатором становления нового государства, в том числе формирования его вооружённых сил, костяк кото-

рых составили участники сил самообороны, приднестровской милиции, бывшие военнослужащие 14-й российской общевойсковой армии.

Политически вооружённый конфликт углубил водораздел между Кишинёвом и Тирасполем, сделал маловероятным некое «объединение» Приднестровья с Молдавией в рамках одного государства, по крайней мере до тех пор, пока у власти в Тирасполе остаются те политические силы, которые отстояли право народа Приднестровья на самоопределение, а Кишинёв продолжает курс на объединение с Румынией и ассоциацию с Евросоюзом. В этих условиях любые рассуждения о сохранении или восстановлении территориальной целостности Молдавии, под какими бы лозунгами это ни происходило (например, на основе так называемой федерализации), являются в лучшем случае попыткой сохранить конфликт в политической, переговорной сфере, придать ему более или менее цивилизованную форму.

Важно отметить, что вооружённый конфликт в Приднестровье в 1992 г. продемонстрировал слабость нового российского руководства во главе с Б. Н. Ельциным, отсутствие оценки конфликта и политики его сторон в контексте интересов национальной безопасности России, фактическую утрату контроля над крупнейшим воинским соединением, расположенным на территории Приднестровья и Украины - 14-й общевойсковой армией.

4 История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней. Кишинёв, 2002. С. 401.

Решение о «передаче» Молдавии вооружения частей Советской армии, расположенных на её территории, «переподчинение» 14-й армии неким «вооружённым силам СНГ», предоставление офицерам права перейти на службу в вооружённые силы Молдавии или остаться в составе Вооружённых Сил России - всё это фактически поставило 14-ю армию на грань развала, утраты боеспособности и должного управления. С самого начала вооружённого конфликта в Приднестровье в этой армии, имевшей официальный приказ о соблюдении нейтралитета, наметился глубокий кризис, когда её командование фактически встало на сторону Кишинёва, в то время как отдельные крупные части оказывали военную поддержку силам самообороны Приднестровья, зачастую - защищая себя и свои семьи от вооружённых атак со стороны молдавской армии и полиции. И только вмешательство России в самый разгар вооружённого конфликта, восстановление контроля над 14-й армией и её вступление в конфликт на стороне Приднестровья позволило прекратить военную акцию Кишинёва в регионе.

Наконец, вооружённый конфликт, а фактически гражданская война в Приднестровье вызвал глубокий кризис в молдавском общест-

ве. Он проявился в массовом уклонении жителей Молдавии от призыва на службу в вооружённые силы и полицейские формирования, дезертирстве. В июле 1992 г. в Кишинёве прошли массовые выступления за отставку правительства и парламента, развязавших гражданскую войну. Под давлением общественности в молдавском парламенте начали брать верх умеренные силы, и 18 июня 1992 г., в самый разгар боевых действий молдавской армии в Бендерах, парламент принял постановление о мирном урегулировании конфликта и создании смешанной комиссии.

Только когда стал очевидным крах молдавской операции в Бен-дерах, при посредничестве России были достигнуты соглашения о прекращении огня, а 21 июля 1992 г. в Москве президенты Б. Ельцин и М. Снегур в присутствии И. Смирнова подписали соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». В соглашении говорится об «обеих сторонах конфликта» и «трёх сторонах, участвующих в урегулировании». Тем самым Приднестровье в международно-правовом порядке было признано стороной внутреннего конфликта, а сам конфликт перешёл в невоенную, политическую форму.

Урегулирование молдавско-приднестровского конфликта

Политическое урегулирование молдавско-приднестровского конфликта продолжается почти 25 лет. За это время формат пере-

говоров расширился с «2 + 1» (Молдавия, Россия и Приднестровье) до «2 + 3» в 1997-2005 гг. и «5 + 2» (в 2005 г. (в число участников пере-

говоров по урегулированию конфликта в качестве наблюдателей вошли США и ЕС)*.

Определился круг ключевых вопросов, подлежащих урегулированию в рамках переговоров, среди которых:

- прекращение боевых действий, меры доверия, гарантии безопасности, формирование механизма прямых контактов между Кишинёвом и Тирасполем;

- статус Приднестровья как государственного образования;

- разграничение полномочий между Приднестровьем и Молдавией;

- граница Приднестровья и её статус;

- миротворческие силы;

- статус российских вооружённых сил и российских вооружений в Приднестровье.

Фактическое прекращение боевых действий и меры по обеспечению безопасности Приднестровья, зафиксированные в соглашении между Россией и Молдавией 1992 г.**, были

закреплены в 1997-1998 гг. рядом двух- и многосторонних договорённостей***, которые одновременно сформировали международный механизм гарантий безопасности Приднестровья, основными политическими и международно-правовыми элементами которого стали гарантии безопасности со стороны России и Украины, размещение в Приднестровье миссии ОБСЕ, создание трёхсторонних Совместных миротворческих сил, в которые вошли представители конфликтующих сторон и России.

Основные задачи Совместных миротворческих сил:

- восстановление мира;

- поддержание правопорядка в зоне вооружённого конфликта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание предпосылок для разрешения конфликтных ситуаций мирным путём.

Стороны конфликта взяли на себя обязательство предпринять все необходимые меры к полному прекращению огня и любых вооружён-

* Пятисторонний формат переговоров сформировался в соответствии с Меморандумом о принципах нормализации отношений (Москва, 8 мая 1997 г.), подписанным сторонами конфликта в присутствии президентов России и Украины Б. Ельцина, Л. Кучмы и руководства ОБСЕ. По итогам Братиславской встречи политических представителей России, ОБСЕ, Молдовы и Приднестровья (2002 г.), на которой был создан новый переговорный механизм - Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию на уровне спецпредставителей сторон конфликта и посредников. В 2005 г. к работе постоянного совещания в качестве наблюдателей присоединились США и ЕС.

** Трёхстороннее Соглашение от 21 июля 1992 г., в частности, предусматривало разъединение воюющих сторон, создание Зоны безопасности, а также учреждение Объединённой контрольной комиссии из представителей трёх сторон (Соглашение о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова (Москва, 21 июля 1992 г.)) // URL: http://www.peacekeeper.ru/m/?module=pages&action=view&id=89).

*** Протокол встречи президентов Молдавии и ПМР П. Лучинского и И. Смирнова Протокол встречи президентов Молдавии и ПМР (сентябрь 1997 г.) // URL: http://old.niss.gov.ua/book/ perep/pril.htm; Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем (5 июля 1995 г.) // URL: http://old.niss.gov.ua/book/perep/pril.htm; Московский Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 8 мая 1997 г. (Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем (8 мая 1997 г/) // URL: http://polit.ru/article/ 2006/03/23/memorand)

ных действий друг против друга, приступили к отводу частей своих вооружённых сил и иных формирований, боевой техники и вооружения. Была создана зона безопасности, учреждена Объединённая контрольная комиссия (ОКК), в основу работы которой положен принцип консенсуса. Это позволило создать жизнеспособные механизмы управления миротворческой операцией (ОКК, Объединённое военное командование, Объединённый штаб, Совместные миротворческие силы, аппарат военных наблюдателей).

Не менее важным фактором обеспечения безопасности Приднестровья стала внутренняя сплочённость населения и ведущих политических сил ПМР, что ограничило (если вообще не исключила) возможность использования «майданных технологий» для дестабилизации изнутри действующих властей вне зависимости от того, являют-

ся ли они демократически избранными, олигархическими или диктаторскими.

Наконец, важнейшим фактором обеспечения безопасности Приднестровья является российское гражданство значительной части его населения.

В настоящее время российское гражданство имеют от 150 тыс. до 200 тыс. жителей ПМР (третья часть общей численности населения и почти половина взрослого населения).

Готовность российского руководства к защите российских граждан за рубежом в случае возникновения угрозы их безопасности в соответствии с положениями п. 2 ст. 61 Конституции РФ является мощным, хотя и нематериальным, фактором сдерживания для тех сил, которые хотели бы «разморозить» приднестровский конфликт, вновь вернув его в военную форму.

Международный аспект конфликта: позиции основных игроков

Россия

Для России значение Приднестровского конфликта связано не только с тем, что он несёт потенциальную угрозу безопасности российским гражданам, составляющим значительную часть этого непризнанного государственного образования. Пророссийски настроенное Приднестровье - своего рода форпост российских интересов в этой части постсоветского пространства и противовес политике США и Евросоюза, направленной на ограниче-

ние пространства геополитического влияния России. ПМР является инструментом сдерживания сближения Молдавии с НАТО и Евросоюзом, сохранения нейтралитета Кишинёва.

Отсюда - последовательная линия России не только на политическую, но и реальную экономическую поддержку ПМР, включая предоставление льготных условий поставок газа и льготного таможенного режима приднестровским

предприятиям и товарам, масштабная гуманитарная помощь Приднестровью в период резкого обострения экономической войны, развязанной против Тирасполя Киевом и Кишинёвом в 20052006 гг.

Россия последовательно поддерживает право народа Приднестровья на самоопределение в рамках единого молдавского государства. При этом не исключается, что при определённых обстоятельствах Россия будет готова принять и иные формы самоопределения народа ПМР, включая её выход из состава Молдавии. Эта позиция неоднократно была подтверждена официально.

Так, 20 октября 2014 г. глава МИД России С. Лавров на открытой лекции по внешнеполитическим вопросам заявил: «...Если Молдова теряет свой суверенитет и поглощается другой страной, или если Молдова меняет свой военно-политический статус на блоковый с нейтрального, то при-днестровцы имеют полное право принять решение о своём будущем самостоятельно, и мы будем эту базовую позицию, с которой все согласились, с которой всё началось, отстаивать» [5].

23 января 2015 г. заместитель министра иностранных дел России Г. Карасин на выступлении в Госдуме охарактеризовал будущее спорного региона как «особый район с особыми гарантиями статуса в рамках единого молдавского государства» [6].

Украина

Позиция официального Киева по приднестровскому конфликту неоднократно колебалась между политической медиацией и экономическим давлением на Приднестровье с целью его принуждения к реинтеграции с Молдавией на условиях, диктуемых Кишинёвом, а во многом и Бухарестом. После государственного переворота на Украине (февраль 2014 г.) Киев активизировал давление на ПМР, вопреки своей роли гаранта политического урегулирования конфликта, и воспринимает ПМР как пророссийский анклав, который может быть использован

Москвой в качестве плацдарма для атаки на южные области Украины. Действия Киева по изоляции ПМР и ослабление её связей с Россией имеют негативные последствия для экономики и социально-политической ситуации в непризнанной республике, которые могут быть нивелированы только сохранением льготного режима для экспорта приднестровских товаров в ЕС. В этих условиях Киев всё больше отходит от изначальной роли гаранта безопасности Тирасполя и, по существу, превращается в реальную военно-политическую угрозу.

5 Лавров С.: «Если Молдавия откажется от внеблокового статуса, Россия признает Приднестровье» // URL: https://ruposters.ru/news/20-10-2014/Lavrov_esli_moldaviya_otkazhetsya_ot_ vneblokovogo_statusa_ rossiya_ priznaet_pridnestrovje

6 Независимая газета. 2015. 26 января.

Молдавия

Среди политической элиты Молдавии, несмотря на партийные различия, нынешнее резкое обострение внутриполитической ситуации и глубокие противоречия между различными сегментами молдавского истеблишмента (правящей проевропейской коалицией и левыми силами, представленными коммунистами и социалистами), существует своего рода консенсус по отношению к Приднестровью. Он опирается на принципиальное единство по вопросу сохранения территориальной целостности Молдавии. Однако при этом определённая часть политических сил готова согласиться с её федерализацией, что сближает их позицию с российской*.

Смена власти в Республике Молдова вряд ли может привести к принципиальным сдвигам как во внешнеполитической ориентации страны, так и в урегулировании приднестровского конфликта. Однако, в отличие от Киева, Кишинёв заинтересован в предотвращении масштабной конфронтации с Москвой. Это связано, во-первых, с наличием значительного условно пророссий-ского электората (голосование за левые силы мотивировано, среди прочего, запросом на улучшение российско-молдавских отношений), а во-вторых, со стремлением не допустить нарастания противоречий с Гагаузской автономией, которая также демонстрирует свою приверженность евразийской интеграции.

США и Европейский союз

Для Вашингтона и Брюсселя Приднестровье и приднестровский конфликт в настоящее время не представляются приоритетной проблемой, особенно на фоне событий на Украине и вокруг неё. Запад поддерживает курс на «реинтеграцию Молдовы» и сохранение её территориальной целостности. На современном этапе предпочтение отдаётся методам непрямого давления, когда риторика относительно российского «ревизионизма» на постсоветском пространстве дополняется расширением интеграционных связей с Молдавией.

Сегодня ни Вашингтон, ни Брюссель не выступают за кардинальный отказ от формата «5 + 2». Наоборот, они апеллируют к нему, что свидетельствует о том, что Западом выработан общий политический подход. У каждой из сторон по разным мотивам нет стремления к повышению ставок в борьбе за своё влияние: ЕС и США не готовы форсировать приднестровскую ситуацию, учитывая, что кризис и так заставляет Тирасполь искать договорённостей с Брюсселем и Кишинёвом.

* Лидер социалистов И. Додон заявляет: «Только федерализация может стать основой для решения спора. Мы разработали соответствующий законопроект, который может стать основой решения проблемы» (ПСРМ: приднестровский конфликт можно разрешить на основе федерализации Молдовы) // URL: http://www.noi.md/ru / news_id/57160).

Румыния

Среди стран - членов ЕС наибольшей активностью на приднестровском направлении отличается Румыния. В период президентства Т. Бэсеску (2004-2014 гг.) тезис о едином румынском народе, якобы искусственно разделённом пактом Молотова - Риббентропа, и необходимости его воссоединения под эгидой ЕС активно воспроизводился в публичном пространстве.

Однако при новом президенте К. Йоханнисе Бухарест скорректировал прежние приоритеты. От популяризации идеи «великого объединения» румынские власти перешли к наращиванию экономических связей не только с Республикой Молдова, но и с непризнанной ПМР.

По данным Государственного таможенного комитета Приднестровья, с начала 2015 г. приднестровские предприятия отправили в Евросоюз товары на 170 млн долл., причём половина этого объёма пришлась на Румынию.

Для сравнения: в страны Евразийского экономического союза отгружено продукции всего на

42 млн долл., из них 39 млн долл. пришлось на Россию [7].

Тем не менее Румыния постоянно обозначает своё «присутствие» в приднестровском конфликте, прибегая, в частности, к регулярным воздушным облётам территории ПМР. Они вызывают протесты как в Тирасполе, так и в Кишинёве, правда, не официальном, а оппозиционном. Последний рассматривает Приднестровье как часть Молдавии, а облёты румынской авиацией территории ПМР - как нарушение воздушного пространства страны.

Что же касается нынешнего официального Кишинёва (напомню, что статья готовилась в начале мая 2016 г.), то он, похоже, по-прежнему безоглядно увлечён заигрыванием с НАТО, демонстративным устройством парадов американской военной техники на улицах Кишинёва. Ради этого нынешние власти готовы на многое. Им не до нарушений своего воздушного пространства.

ОБСЕ

В настоящее время ресурс ОБСЕ, выступающей в роли посредника, весьма ограничен. Мандат организации строится вокруг всеобъемлющего урегулирования конфликта на основе территориальной целостности Республики

Молдова, особого статуса ПМР и его признания жителями Приднестровья. Эта позиция была вновь подтверждена на заседании ОБСЕ (Белград, 3-4 декабря 2015 г.) [8]. Урегулирование отождествляется с обеспечением территориальной

7 Сальдо Приднестровья // URL: http://vestimd. ru/index. php?option=com_content& view=article&id=36422: saldo-pridnestrovya&catid=50: sodrujestvo&Itemid=152

8 Совмин ОБСЕ предложил Приднестровью особый статус в составе Молдовы // URL: http:// vestipmr.info/articles / 2015/12/06/sovmin-obse-predlozhil-pridnestrovyu-osobyy-status-v-sostave

целостности Молдавии вне чёткого гарантирования интересов России и самих приднестровцев. Остаются не до конца проработанными и правовые очертания «особого статуса» ПМР.

Между тем в последние два года в конфликте обозначился целый ряд новых факторов:

- существенное изменение ситуации на фактической границе ПМР и Украины;

- изменение роли Киева в урегулировании конфликта;

- продолжение конфронтации между Киевом и Москвой, Западом и Россией.

Все факторы, взятые вместе и по отдельности, значительно усложняют разрешение спорных вопросов. Фактически это превращает ОБСЕ из эффективного посредника в простой ретранслятор информации сторон о позициях друг друга.

Приднестровская Молдавская Республика

Важным фактором, влияющим на динамику приднестровского конфликта, является и ситуация в самой ПМР, которая характеризуется резким ухудшением экономического положения и серьёзными подвижками в балансе внутриполитических сил.

Современное обострение экономического кризиса в ПМР связано с особенностями экономики республики, которая во многом зависит от внешних рынков сбыта и, соответственно, от состояния экономических связей со своими непосредственными соседями, а главное - с Россией, которая до недавнего времени выступала как главный потребитель продукции приднестровской промышленности и сельского хозяйства и конечный получатель транзитного потока товаров, который проходит через территорию ПМР.

Резкое падение валютного курса российского рубля в конце 2014 г.,

в том числе и по отношению к валюте ПМР, означает для приднестровского экспорта в Россию практически полную утрату конкурентоспособности, которые с учётом традиционной «завязки» приднестровской промышленности на российский рынок очень сложно компенсировать переориентацией на другие рынки сбыта.

В этом - причина кризиса приднестровской промышленности.

Падение ВВП Приднестровья по итогам 2015 г. составило 19% (!), что по всем критериям можно считать катастрофическим.

За 10 месяцев 2015 г. падение промышленного производства, охватившее 8 из 10 отраслей, достигло 16% в долларовом выражении. Особенно серьёзный спад наблюдается в чёрной металлургии и производстве стройматериалов. Долги растут, а покрывать дефицит бюджета из так называемого газового счёта уже невозможно [9].

При этом Россия, оказывающая ПМР колоссальную финансовую

9 http://novostipmr.com/ru/news/15-10-20/obyompromproizvodstva-za-9-mesyacev-2015-goda-upal-pochti-na-10

и техническую помощь, по целому ряду важнейших показателей начала терять свои позиции.

Если в 2011 г. на Россию приходилось 23,6% приднестровского экспорта и 46,3% импорта, то за первое полугодие 2015 г. объём экспорта упал на 20%, показатели импорта снизились на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Сейчас почти половина товаров из приднестровского региона реализуется на правом берегу Днестра, в Молдавии, а экспорт продукции из Приднестровья в Румынию почти вдвое больше, чем на российский рынок [7].

Наметился и другой тревожный симптом экономического кризиса: ПМР стали покидать крупнейшие российские инвесторы. Причины этого явления - не только глубокий кризис российской экономики, который заставляет российских инвесторов оптимизировать свои зарубежные активы, но и резкое падение прибыльности принадлежавших им в ПМР предприятий в результате падения курса рубля и негативных для ПМР изменений в условиях торговли. В политэкономическом смысле уход российского бизнеса из ПМР фактически означает «выпадение» важнейшего элемента двусторонних экономических связей Приднестровья с Россией, утрату рабочих мест, сокращение налоговых поступлений в республиканский бюджет ПМР.

Экономический кризис заставляет власти ПМР принимать меры жёсткой экономии, в том числе и на социальных расходах.

Так, с марта 2015 г. введён особый порядок выплаты зарплат и пенсий в размере 70% от начисленных сумм (остальная часть считается задолженностью).

Однако нынешний кризис настолько глубок, что он, вероятно, вынудит власти пойти на резкую девальвацию своей валюты - приднестровского рубля, что чревато крайне негативными социальными последствиями (обесценение пенсий и сбережений, резкий рост цен) [10].

На фоне экономического кризиса происходят определённые подвижки в балансе сил внутри правящих в ПМР элит. Сегодня у власти в республике находятся элиты, для которых будущее региона как самостоятельного государственного образования - особо значимая объединяющая ценность. Тем не менее существуют серьёзные противоречия между торгово-промышленной группой «Шериф», крупнейшим в Приднестровье холдингом частных компаний, который обеспечил в 2014 г. поступление 52 % всего совокупного бюджета ПМР, и Администрацией Президента Е. Шевчука. Они заметно проявились на выборах в Верховный Совет республики. По итогам парламентской кампании в высшем законодательном органе власти большинство получили оппоненты действующего президента [11].

Победившая в очередной раз на парламентских выборах республиканская партия «Обновление», во многом отражающая интересы груп-

10 Сафонов А.: «Не готовят ли для Приднестровья дефолт?» // URL: http://dniester.ru/ node/12302

11 Гущин А. Выборы в Приднестровье: поражение исполнительной власти // URL: http:// politcom.ru/19355.html

пы «Шериф», взяла курс на продвижение своего кандидата на предстоящих президентских выборах. Вне зависимости от их исхода партия «Обновление», доминирующая в политической жизни ПМР, будет вынуждена столкнуться с последствия-

ми экономического кризиса и реагировать на объективные изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут внести серьёзные корректировки в политику властей ПМР в отношении урегулирования приднестровского конфликта.

Приднестровский конфликт принято относить к числу так называемых «заморожённых конфликтов». В действительности использование этого термина - «новодел» - означает только то, что этот конфликт вышел из острой стадии вооружённого противостояния сторон.

Приднестровский конфликт, как и другие «замороженные» конфликты, постоянно находится в движении, вектор которого определяется соотношением внутренних и внешних факторов военного, политического и экономического характера.

Очевидно, что в последние годы на фоне острого экономического кризиса в ПМР, ухудшения внешнеэкономического положения республики и активизации антиприднестровских сил конфликт входит в очередную стадию обострения.

Библиография • References

Гущин А. Выборы в Приднестровье: поражение исполнительной власти // URL:

http://politcom.ru/19355.html [GushhinA. Vybory v Pridnestrov'e: porazhenie ispolnitel'noj vlasti // URL: http://

politcom.ru/19355.html] Закон от 28 августа1991 г. № 691 «О Декларации о независимости Республики

Молдова» // URL: https://wikisource.org/wiki / [Zakon ot 28 avgusta1991 g. № 691 «О Deklaracii o nezavisimosti Respubliki Moldova» // URL: https://wikisource.org/wiki/] История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней. Кишинёв, 2002. - 480 с.

[Istorija Respubliki Moldova. S drevnejshih vremjon do nashih dnej. Kishinjov, 2002. -480 s.]

Лавров С.: «Если Молдавия откажется от внеблокового статуса, Россия признает Приднестровье» // URL: https://ruposters.ru/news/20-10-2014/Lavrov_esli_ moldaviya_otkazhetsya_ot_vneblokovogo_statusa_ rossiya_ priznaet_pridnestrovje [Lavrov S.: «Esli Moldavija otkazhetsja ot vneblokovogo statusa, Rossija priznaet Pridnestrov'e» // URL: https://ruposters.ru/news/20-10-2014/Lavrov_esli_ moldaviya_otkazhetsya_ot_vneblokovogo_statusa_ rossiya_ priznaet_pridnestrovje] Независимая газета. 2015. 26 января. [Nezavisimaja gazeta. 2015. 26 janvarja]

Референдумы в Приднестровье // URL: http://www.olvia.idknet.com/ol63-09-06. htm

[Referendumy v Pridnestrov'e // URL: http://www.olvia.idknet.com/ol63-09-06.htm]

Сальдо Приднестровья // URL: http://vestimd.ru/index.php? option=com_content&

view=article&id=36422:saldo-pridnestrovya&catid=50: sodrujestvo&Itemid=152 [Sal'do Pridnestrov'ja // URL: http://vestimd.ru/index.php? option=com_content& view=article&id=36422: saldo-pridnestrovya&catid=50: sodrujestvo&Itemid=152] Сафонов А.: «Не готовят ли для Приднестровья дефолт?» // URL: http://dniester. ru/node/12302

[Safonov A.: «Ne gotovjat li dlja Pridnestrov'ja defolt?» // URL: http://dniester.ru/ node/12302]

Совмин ОБСЕ предложил Приднестровью особый статус в составе Молдовы // URL: http://vestipmr.info/articles / 2015/12/06/sovmin-obse-predlozhil-pridnestrovyu- osobyy-status-v-sostave [Sovmin OBSE predlozhil Pridnestrov'ju osobyj status v sostave Moldovy // URL: http://vestipmr.info/articles/2015/12/06/sovmin-obse-predlozhil-pridnestrovyu-osobyy-status-v-sostave] Указ Президента СССР от 22 декабря 1990 г. № УП-1215 «О мерах по нормализации обстановки в ССР Молдова» // URL: http://www.alppp.ru/law/ konstitucionnyj-stroj/federativnoe-ustrojstvo/21/ukaz-prezidenta-sssr-ot-22-12-1990-up-1215.html

[Ukaz Prezidenta SSSR ot 22 dekabrja 1990 g. № UP-1215 «O merah po normalizacii obstanovki v SSR Moldova» // URL: http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/federativnoe-ustrojstvo/21/ukaz-prezidenta-sssr-ot-22-12-1990-up-1215. html]

http://novostipmr.com/ru/news/15-10-20/obyompromproizvodstva-za-9-mesyacev-

2015-goda-upal-pochti-na-10 http://www.noi.md/ru / news_id/57160

Пример оформления библиографических ссылок по стандартам транслитерации

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http://www.kremlln.ru/events/ president/news/15256

[Ukaz Prezidenta RF ot 7 mala 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshnepoli-tlcheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/ 15256]

Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель-Observer. 2012. № 3. С. 36-48.

[Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekh-nologii // Obozrevatel'-Observer. 2012. № 3. С. 36-48]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.