Научная статья на тему 'Причины затухания детской одаренности'

Причины затухания детской одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
487
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юмагулова Н. И.

Для каждой ступени образования определена своя специфика организации работы по развитию одаренности. Представленное исследование анализирует недочеты работы с одаренными детьми, устранение которых позволяет избежать затухания одаренности и невротизацию личности ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины затухания детской одаренности»

ПРИЧИНЫ ЗАТУХАНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

© Юмагулова Н.И.*

Бирская государственная социально-педагогическая академия, г. Бирск

Для каждой ступени образования определена своя специфика организации работы по развитию одаренности. Представленное исследование анализирует недочеты работы с одаренными детьми, устранение которых позволяет избежать затухания одаренности и невротизацию личности ребёнка.

На современном этапе развития общества образование ориентировано на выявление и развитие одаренных детей [1, 2]. Для каждой ступени развития одаренного ребенка предполагается своя специфика в организации работы по данному направлению. Рассмотрим недочеты работы с одаренными детьми, устранение которых позволяет избежать затухания одаренности и невротизацию личности ребёнка.

Для дошкольного детства это раннезнаниевая ориентация развития. Когда развитие направленно на мыслительные операции с символами и знаками. Например, обучение чтению, счёту, иностранным языкам выступает как особый психотравмирующий фактор, предрасполагающий к неврозам. Чем больше ребёнок отводит время на обучение, тем меньше играет, то есть не реализуется главная форма естественного познания мира детского возраста. Развитие человека связано с процессом осознаваемости, которое строится из смыслового сознания и восприятия. У одаренного ребенка доминирует понятийный (смысловой) тип развития. Игра связывает конкретный опыт и абстрактное мышление, способствуя смыслопоро^дению. В игре реализуется самопознание - режиссура, когда будучи автором игры можно не приспосабливаться к предложенной задаче, а иметь особую внутреннюю позицию и возможность развивать ситуацию, то есть управлять и овладевать её содержательными особенностями. Дети, обыгрывая реальность, организуют свой опыт и себя в рамках этого опыта, открывают для себя заново свои обязанности и возможности, изменяют свое отношения к миру, не подвергаясь его давлению. В игре формируются сознание, активность и навыки творческого отношения к миру. Недоигранность в детстве проявляется в подростковом возрасте формированием незрелых социальных навыков, когда ребенок уходит в эскапизм, секты, агрессию, экстремизм, или увязает в компьютерных играх и интернет-мессанеджерах. В школьном возрасте к угасанию одаренности приводят информационные перегрузки, недоучет интеллектуальных личностных представлений, потребностей и интересов, игнорирование периодов покоя, спада и кризиса

* Ассистент.

246

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

интеллектуальной деятельности, ошибочные установка на то, что любая деятельность одарённого ребёнка интеллектуальна и неординарна. В игре у ребенка возникает уникальная возможность исследования и ориентации, возможность постигнуть смысл, научиться тому, чему никто не может научить. Недочеты в сфере интеллектуального воспитания и образования приводят к гинерактивности или к гиперактивности левого полушария мозга с последующим защитным его торможением. В первом случае можно увидеть рассеянного, неактивного неуверенного в себе, суетливого и болтливого тревожного ребенка. Второй случай сопровождается дополнительно вторичной гиперактивизацией. Ребёнок становится мнительным и рефлексивным, неуверенным в себе, говорящим заумно, перепроверяющим и придумывающим правила и ритуалы, сложные запутанные формулы, схемы, слова. Оба образа - не индивидуальные особенности ребенка, а результат неумелых неквалифицированных воздействий на него взрослого.

Недочетами в развитие творческой активности являются ложные установки о том, что одаренный ребенок - это творческий ребенок, то есть не учитываются периоды покоя, кризисов, накопления, не учитываются динамики развития личности, используются специальные упражнения, задачи, программы и тренинги прямого развития креативности, предъявляются стандарты и образцы деятельности или же предоставляется полная свобода творчества. Эти недочеты приводят к гиперактивизации правого полушария с последующим его запредельным торможением. В итоге у ребёнка ослабленная волевая регуляция с компенсаторно-развитой фантазией. Детьми, обладающими тонкой нервно-психической организацией, легко манипулировать. И в этом случае можно заметить, как взрослые реализуют в ребенке несостоявшихся себя.

Исчезновение детской одаренности, происходящее по причине кризиса креативности, проявляется в том, что ребенок перестает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты. Возникает когда «развивающие программы» эксплуатируют способности ребенка, например через конкурсы, олимпиады, конференции. Принимаемые экстренные меры по усиленному развитию креативности усугубляют кризис невроти-зируя детей, делая их тревожными, агрессивными, приводя к хроническим психосоматическим заболеваниям, депрессии, перевозбудимости, вызывая межличностные конфликты.

Исчезновение детской одаренности, происходящее по причине кризис мотива достижений, проявляется потерей интереса к процессу своего труда. Возникает при доминировании личностной рефлексии над интеллектуальной, когда ребенок говорит и параллельно с этим оценивает, что он говорит, как он говорит и соответствует ли это ожиданиям окружающих.

Исчезновение детской одаренности, происходящее по причине кризиса интеллектуальности, проявляется снижением интеллектуальной актив-

ности и продуктивности. Возникает в случае информационных перегрузок заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, не учитывающих индивидуальные познавательные потребности в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Фантазия ребенка может быть результатом, как творчества, так и невротичной психологической защиты. В последнем случае развитие интеллекта только усугубляет невроз, необходима своевременная общая комплексная диагностика личности ребенка.

Таким образом, в педагогической практике вероятность недочетов в воспитании и обучении одаренного ребенка минимальна в том случае, когда работа взрослого с детьми опирается на глубокое знание психолого-педагогических теории и на интуитивное понимание процессов происходящего личностного развития ребенка.

Список литературы:

1. Одаренные дети Республики Башкортостан: сборник нормативных информационно-справочных материалов. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. - 114 с.

2. Прошло совещание ПФО по вопросам развития одаренных детей [Электронный ресурс] // Новости Министерства образования республики Башкортостан. - 25.01.2011. - Режим доступа: www.morb.ru/news/index. рЬр?ЕЬЕМЕОТ_ГО=942 (Датаобращения: 15.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.