Научная статья на тему 'Причины возникновения трудовых конфликтов'

Причины возникновения трудовых конфликтов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2723
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПРИЧИНЫ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ / CONFLICT / CAUSES / APPEARANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неустроева Ольга Викторовна

В статье анализируются причины возникновения конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения трудовых конфликтов»

The causes of labor disputes Neustroeva O. (Russian Federation)

Причины возникновения трудовых конфликтов Неустроева О. В. (Российская Федерация)

Неустроева Ольга Викторовна / Neustroeva Olga - магистр, направление подготовки: «Психолого-педагогическое образование (практическая психология в образовании)»,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; руководитель родительского университета,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 149, г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируются причины возникновения конфликтов.

Abstract: the article analyzes the causes of the conflicts.

Ключевые слова: конфликт, причины, возникновение.

Keywords: conflict, causes, appearance.

Повышение уровня конфликтности в обществе имеет множество причин. Быстро меняющиеся взгляды на нравственные и социальные ориентиры и ценности, неумение контролировать и владеть эмоциональным состоянием, смена жизненных планов и политической власти - самые распространенные причины возникновения конфликтных ситуаций.

Слово «конфликт» (лат. «соиШСш») - означает «столкновение» (столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор) [9].

Несомненно, конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем [8].

Под конфликтом в организации понимают систему и процесс взаимодействия структурных элементов организации (индивидов и групп), направленный на разрешение существующих противоречий, возникающих вследствие столкновения противоположных позиций, целей, интересов, мнений, взглядов, идеалов и/или вследствие ограниченности ресурсов, выступающих для них (структурных элементов -индивидов и групп) в качестве важных и актуальных потребностей [6].

Психологически конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины [7].

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л. [5]. Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива.

Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций.

Н. В. Гришина, изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины [3]:

Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности - получению определенных продуктов.

Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности - достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха.

В-третьих, возникающие в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются несоответствием поступков человека, принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям. Или другая, похожая, конфликтогенная причина: ролевые несоответствия в системе отношений «руководства-подчинения», когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности, с их реальными действиями [10].

Следует упомянуть также еще о всевозможных коммуникативных помехах и барьерах, которые часто встречаются в организационном процессе и вызывают в нем сильнейшие «климатические возмущения».

Существует еще одна группа причин конфликта - причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее яркий пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.

Казалось бы, довольно безобидный фактор «симпатия - антипатия» касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной:

а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т. д.);

б) плохая психологическая коммуникация (т. е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).

Ключевский выделяет еще одну причину конфликта, относящуюся к разряду психологических. Речь идет вот о чем. В экологической психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами). Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность [4].

И, наконец, о причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой «загоняющие» нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н. В. Гришиной, для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций) [2].

Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов в коллективе, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений [1].

Несмотря на то, что общество готово меняться и общественные мнения все больше склоняются к идеям гуманности, и принимаются меры для улучшения эмоционального состояния, устранения конфликтов в окружающем мире (социуме), столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезных разногласий порождает конфликтную ситуацию. Когда возникает конфликтная ситуация, каждая сторона делает все, чтобы была принята только ее точка зрения. Стороны, участвующие в конфликте, ассоциируют ситуацию со спорами, угрозами, агрессией, враждебностью и т. п., в результате чего возникает мнение, что конфликт -явление, которое нужно избегать и не допускать. Эти подходы к конфликтам возникают вследствие неверно сформированной информации и отсутствия знаний, моделей и стратегий поведения.

Своевременное выявление причин возникновения конфликтов - совместная деятельность участников, направленная на урегулирование возникших противоречий, которая в свою очередь позволит, не затрагивая личных качеств и характеристик участников, улучшить ситуацию принятия, отличного от собственного, иного мнения на личном уровне, а затем и на социальном и тем самым избежать конфликтной ситуации. Поможет скорректировать ситуацию по решению важных вопросов, при этом, не ощущая себя ограниченными в собственных потребностях и обеспечить коллективу (группе) единение.

Литература

1. Акинтьева В. Е. Коммуникативная культура как фактор предотвращения межличностных конфликтов в коллективе. // KANT № 4 (13) / 2014. Режим доступа: http: //cyberleninka.ru /article/n/ kommunikativnaya-kultura-kak-faktor-predotvrascheniya-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-kollektive#ixzz3cRHKXssN.

2. Гришина Н. В. «Производственные конфликты и их регулирование». Л., 1982.

3. Гришина Н. В. «Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов». Л., 1977.

4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. «Психологоия малой группы: теоретический и практический аспект». М, 1991.

5. Кричевский Р. Л. «Если Вы руководитель». М.: «Дело», 199.

6. Магомедов Г. М. Конфликты в организации: сущность и особенности. // Фундаментальные исследования

№ 8-1 2014 г. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-organizatsii-suschnost-i-

osobennosti#ixzz3cREb6j QV.

7. Психология конфликта. Хрестоматия. / сост. и общая редакция Н. В. Гришиной: 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.: ил. - (серия «Хрестоматия»).

8. Руденко Ф. Г. Исследование психологических аспектов межличностных отношений и конфликтов на предприятиях производственного комплекса. // Историческая и социально-образовательная мысль №

6/2012. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-psihologicheskih-aspektov-

mezhlichnostnyh-otnosheniy-i-konfliktov-na-predpriyatiyah-proizvodstvennogo-kompleksa#ixzz3cRG9ax4E.

9. Словарь иностранных слов. - М.: Сирин, 1996.

10. Яккока Л. «Карьера менеджера». М, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.