Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХА ОШИБИТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХА ОШИБИТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
953
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страх / стресс / тревожность / причины страха / школьные страхи / страх совершить ошибку / последствия страха ошибиться / fear / stress / anxiety / reasons for fear / school fears / fear of making mistakes / consequences of being afraid of mistakes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Почекаева Ирина Сергеевна, Конева Анастасия Андреевна

В статье рассматривается проблема страха совершения ошибки, его причины и последствия. Авторы описывают результаты школьного исследования, направленного на выявление наиболее распространённых причин, которые вызывают страх ошибиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Почекаева Ирина Сергеевна, Конева Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS BEHIND THE FEAR OF MAKING MISTAKES IN THE STUDYING PROCESS

The article deals with the problem of the fear of making mistakes, its possible reasons and consequences. The authors describe the results of the research which aim was to revel the most common reasons for being afraid of making mistakes.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХА ОШИБИТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХА ОШИБИТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Почекаева Ирина Сергеевна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государсвенно-гуманитарно педагогический университет, г. Пермь

E-mail: _ pochekaeva@pspu.ru

Конева Анастасия Андреевна

студентка гр. 731 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: nastya-koneva@inbox.ru

THE REASONS BEHIND THE FEAR OF MAKING MISTAKES IN THE

STUDYING PROCESS

Irina Pochekaeva, Ph.D Associate professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: _ pochekaeva@pspu.ru

Anastasia Koneva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 731, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: nastya-koneva@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема страха совершения ошибки, его причины и последствия. Авторы описывают результаты школьного исследования, направленного на выявление наиболее распространённых причин, которые вызывают страх ошибиться.

Ключевые слова: страх, стресс, тревожность, причины страха, школьные страхи, страх совершить ошибку, последствия страха ошибиться.

Abstract. The article deals with the problem of the fear of making mistakes, its possible reasons and consequences. The authors describe the results of the research which aim was to revel the most common reasons for being afraid of making mistakes.

Keywords: fear, stress, anxiety, reasons for fear, school fears, fear of making mistakes, consequences of being afraid of mistakes.

© Почекаева И.С., Конева А.А., 2021

Страх - это сложное и многогранное явление. Большинство страхов возникают в детстве, так как в этот период жизни люди меньше всего защищены [8]. Дети проводят большую часть детства в школьных стенах, поэтому многие страхи возникают именно здесь, в том числе и страх совершить ошибку. Это, а также перегруженность школьных программ и, как правило, отсутствие воспитательной работы с учениками, с одной стороны, и необходимость воспитать здоровую всесторонне развитую личность, способную учиться на своих ошибках, с другой стороны, обуславливает актуальность темы.

Проблемой страха интересовались многие философы, психологи и педагоги: Аристотель, Платон, И. Кант, С. Холл, З. Фрейд, У. Джеймс, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, Б.И. Кочубей и другие.

З. Фрейд утверждал, что страх - аффективное состояние, которое можно почувствовать [7: 448]. Страх может быть реальный, связанный с настоящей физической угрозой и инстинктом самосохранения и невротический страх -страх ожидания, источник опасности которого находится во внутреннем мире.

Страх тесно связан с другими родственными ему понятиями, такими как стресс - естественный и необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает в результате взаимодействия мотивов деятельности, с одной стороны, и условий, и средств деятельности - с другой; и тревожность - переживание смутной, неопределенной, безобъектной угрозы, что также затрудняет понимание «страха» как такового [5: 7].

В данной статье мы будем придерживаться следующего определения: страх - временное эмоциональное состояние, которое возникает под воздействием стрессовых факторов и определенным образом влияет на все психические процессы [4].

Существуют различные виды, то есть классификации страха, и причины страха - факторы, вызывающие его.

Одной из современных отечественных классификаций видов страхов является классификация страхов по Ю.В. Щербатых.

1. «Природные» страхи.

2. «Социальные» страхи.

3. Страхи, которые мы создаем сами (страх темноты, будущего).

5. Страхи понятные и неосознанные.

6. Страх смерти.

7. Детские страхи [3].

В школьном возрасте появляются новые причины для страхов. Для учеников начальных классов типичен страх плохой оценки и одновременно -боязнь родительского наказания. В старших классах конкретные страхи часто сменяются общим состоянием повышенного беспокойства, тревожностью.

Пока страх не выходит за пределы разумного, он защищает нас от опасности, но если угроза отсутствует, то страх оказывается вредоносным, заставляя человека испытывать негативные эмоции без серьезной причины.

Причины, вызывающие страх, можно разделить на три группы [9]:

1. Реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию

личности: боль, одиночество, необычность, высота и т.д.

2. Мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые

как угроза: формирования гипотез, ожидания вреда, фобии и т.д.

3. Престижные причины страха, угрожающие поколебать авторитет.

Нас особенно интересуют детские и подростковые страхи, которые

связаны со школой, т.е. школьные страхи.

Ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней [2]. Однако дети, не имеющие до школы опыта общения со сверстниками и взрослыми, не уверенные в себе, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх.

Большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Но школьные страхи разнообразны.

а) по предмету: страх оценки, отметки, наказания, замечания в дневник, ошибки, страх не соответствовать требованиям и др.;

б) связанные с «режимным» характером обучения: страх не успеть в школу, страх опоздать на урок и др.;

в) страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки и др.;

г) по субъекту (человеку, который является источником страха): учитель, родители и др.

д) по происхождению: наученные (полученные ребенком в ходе личного опыта), внушенные, «зараженные» страхи - (возникают при нахождении в группе людей, испытывающих страх) и др.

Особо стоит выделить страх отметки (страх получения плохой отметки). С одной стороны, этот страх негативно сказывается на развитии познавательной активности ученика, на его отношении к изучаемому предмету. С другой стороны, он является ведущим мотивом обучения.

Из страха получить плохую отметку как во время обучения в школе, так и на экзамене, как следствие, возникает другой страх - страх ошибиться, так как большое количество ошибок ведет к низкой оценке, критике со стороны родителей или учителей, возможные насмешки со стороны сверстников, а также невозможность перехода к следующей социальной роли - студент.

Ученики подвержены многим страхам в процессе обучения.

Согласно анкетированию, проведенному среди учеников средней и старшей школы (14-17 лет) №116 г. Перми, страхи совершения ошибки (61,9 %), проверки знаний (52,4 %) и отметки (42,9 %) являются одними из самых распространенных в процессе обучения. Причем более половины респондентов испытывают страх совершить ошибку (рис. 1 - 3).

Рис. 1. Страхи, которые испытывают ученики в процессе обучения

7 чес»о пи Вы боитесь ошибиться в процессе обучения? (при написании тестов, работе на уроке, общении с учителями/

Рис. 2. Процентное соотношение учеников, испытывающих страх совершить

ошибку

Рис. 3. Частота возникновения страха совершить ошибку

Согласно Г.А. Дорофеевой, страх появляется у человека в результате испытанной ранее боли или какой-либо неприятной ситуации. Так как человек обладает воображением и умением прогнозировать, ему не составляет труда понять, что за совершением ошибки следует негативное последствие [3].

Наши ожидания обычно оправдываются, т.е. настраивая себя на определенный результат, негативный или положительный, мы подталкиваем себя к его достижению. В психологии это называется Эффект Пигмалиона (психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества).

Исходя из вышеупомянутого явления и данных анкетирования, проведенного среди учеников средней и старшей школы №116 г. Перми, можно предположить, что страх ошибиться возникает не из-за самого факта совершения ошибки, а из-за возможных последствий (рис. 4, 5).

-> О с I 11УВ2ЕЕ8у8КС1?1)[ I , V,IXod.Fi Зуу/«|И»гмроп»»» о С О '¡¡1 Ц

8. Страх ошибиться вызван у Вас:

^ Самим фактом совершения ошибки 9 Возможными последствиями 4 - Собственными убеждениями (о том, что ошибаться "нельзя")

I

9. "Страх ошибиться вызван не самим фактом совершения ошибки, а ожидаемыми

негативными последствями". Согласны ли Вы с данным утверждением? ____

Рис. 4. Причины страха ошибиться

Рис. 5. Процент учеников, согласных с утверждением «Страх ошибиться вызван не самим фактом совершения ошибки, а ожидаемыми последствиями»

В анкете были использованы наиболее популярные причины возникновения страха в процессе обучения [1].

Все они относятся к разным видам страха и вызваны разными причинами. Например, последующее наказание, насмешки, страх нового, неуверенность в собственной готовности являются страхами, которые мы создаем сами, и вызваны они мнимыми причинами.

Таким образом, мнимые страхи, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые как угроза, более распространены и являются основными причинами возникновения страха ошибиться (рис. 6).

Рис. 6. Причины страха ошибиться

Дальнейшее изучение причин страха совершения ошибки в процессе обучения представляется необходимым, поскольку может не только помочь лучше понимать данные причины, но и устранять их, повышая при этом эффективность процесса обучения и улучшая психологическое состояние учащихся.

Список литературы

1. Гузанова Т.В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/kip/2008/n2/Guzanova_full.shtml (дата обращения: 15.05.2021).

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).

3. Дорофеева Г.А. Страхи: определение, виды, причин // Известия ТРТУ. 2002. № 1 С.177-184.

4. Кузнецова Е.Н. Основные понятия страха и его функции [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view helpstud.php?id=4066 (дата обращения: 14.04.2021).

5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 119 с.

6. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt (дата обращения 22.04.2021).

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2019. 544 с.

8. Щербатых Ю.В. Психология страха. М., 2007. 512 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.padaread.com/?book=21414&pg=1 _(дата обращения: 15.04.2021).

9. Ясыркин С.Ю. Диагностика и лечение страха. Функции и причины страха [Электронный ресурс]. URL: http://mpsy.ru/biblioteka/nashi-stati/diagnostika-i-lechenie-straha-funkcii-i-prichiny-straha.html (дата обращения: 22.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.