Научная статья на тему 'Причины возникновения и развития социально ориентированного рынка'

Причины возникновения и развития социально ориентированного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1569
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРИЧИНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / HISTORY OF ECONOMIC DOCTRINES / ECONOMIC SYSTEM / SOCIAL MARKET / REASONS / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Евгений Жоресович

В статье рассматривается исторический процесс возникновения, развития и формирования современного понятия социально ориентированного рынка. Причины возникновения данной формы организации экономической системы. Дана характеристика и условия функционирования рынка при его социальной направленности. Анализируется влияние социально ориентированного рынка на экономическое состояние общества и каждого человека этого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS FOR DEVELOPMENT OF SOCIALLY ORIENTED MARKET

The article discusses the historical process of the origin, development and formation of modern concept of socially orientated market. The reasons for development of such form of economic system are analyzed. The characteristic and conditions of market functioning with its social orientation are given. The influence of socially oriented market on economic condition of the society and every person of the society is analyzed.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения и развития социально ориентированного рынка»

УДК 330.8 ББК У02(0)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РЫНКА

Е.Ж. Васильев

В статье рассматривается исторический процесс возникновения, развития и формирования современного понятия социально ориентированного рынка. Причины возникновения данной формы организации экономической системы. Дана характеристика и условия функционирования рынка при его социальной направленности. Анализируется влияние социально ориентированного рынка на экономическое состояние общества и каждого человека этого общества.

Ключевые слова: история экономических учений, экономическая система, социальный рынок, причины, экономическое развитие.

С начала девяностых годов двадцатого века в России происходят значительные экономические, социальные и производственные изменения. Страна переходит от социалистической системы хозяйствования к рыночной. Процесс реформирования идет сложно, неоднозначно и болезненно. При этом обществу крайне важно знать, куда мы идем, какими путями и чего хотим достичь.

Руководство страны утверждает, что взят курс на создание современного социально ориентированного рынка: экономической системы, способной привести к свободному и эффективному развитию производительных сил и более полному удовлетворению потребностей людей и всего общества.

Человечество с давних времен мечтало о создании такой общественной системы, в которой все будут свободно и творчески трудиться и получат все необходимое для безбедной и счастливой жизни.

Древнегреческий философ Платон (427-347 годы до н.э.) в своих работах пытался охарактеризовать идеальное общество, основанное на идее о справедливости, общество, в котором не будет ни бедных, ни богатых. Он считал, что богатство и счастье несовместимы. Богатый гражданин не может быть в полной мере хорошим и честным человеком, поскольку хотя бы часть своего богатства он добыл и расходует несправедливо. Рассуждения Платона называют социалистическими, поскольку он призывал отменить частную собственность, запретить платный кредит и отказаться от золота и серебра. Идеи Платона нашли оклик в сердцах и умах людей и даже были практически реализованы. В Советском Союзе и других странах социалистического лагеря отказались от частной собственности и заменили ее общественной, которая фактически стала государственной.

Английский мыслитель, аристократ и государственный деятель Томас Мор (1478-1535) создал модель утопического социализма. В 1516 году

он написал книгу «Утопия», в которой подверг суровой критике экономическое и социальное положение основной массы трудящихся в Англии. Корни зла он видел в частной собственности и деньгах. Для выхода из этого состояния он предлагал создать новое общество, основанное на принципе: забудем все, что было и начнем все с самого начала по справедливости.

Томас Мор описывал жизнь людей на острове Утопия, где нет частной собственности, а все принадлежит всем. Трудиться должны все граждане, но не более шести часов в день. Общественный труд не кабала, а радость созидания на благо всего общества. Деньги отсутствуют, а натуральное распределение носит уравнительный характер. Существует республиканская форма правления государством. Это была великая мечта великого человека, за которую он заплатил своею жизнью. К сожалению, взгляды Томаса Мора дальше мечтаний не пошли, а остров Утопия стал символом несбыточных надежд и чего-то абсолютно нереального.

Примерно сто лет спустя идеи Томаса Мора подхватил и продолжил итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1566-1639). Сын сапожника обладал выдающимися способностями, благодаря которым выучился и стал монахом. Перед ним открывались великолепные перспективы карьерного роста, но Кампанелла включился в борьбу за освобождение Италии от Испанского владычества. За эту борьбу молодой монах был арестован испанскими властями, и его ждала неминуемая смерть. Но в это же время Кампанелла был обвинен в ереси и, согласно существовавшим законам, его передали Святой инквизиции, где он провел 27 лет в заточении. Суды, тюрьмы и жесточайшие пытки не сломили мыслителя. Находясь в заключении в 1602 году, Кампанелла написал книгу «Город солнца», в которой изложил свои взгляды на идеальное общество. Всестороннее развитие общества он видел, прежде всего, в справедливости, науке и всеобщем просвещении. Будучи очень

работоспособным, он считал, что каждый обязательно должен трудиться, но не более четырех часов в день. Остальное время человек будет заниматься тем, к чему у него есть способности и желание. Частная собственность заменяется на общественную. Уравнительное, безденежное распределение благ между всеми членами общины. Государство демократичное, управляется учеными мудрецами, но при необходимости способное применить силу для принуждения.

С высоты сегодняшнего дня нам легко и просто критиковать утопические взгляды мыслителей древности и средневековья. Но делать это нужно с большим уважением к людям, которые первыми старались найти пути улучшения общества на основах морали и справедливости. Опираясь на небольшие теоретические ступеньки, созданные первопроходцами, человечество пошло дальше и выше, развиваясь и совершенствуясь.

Значительную роль в судьбе всего человечества сыграли идеи Карла Маркса - основоположника научного коммунизма.

Он утверждал, что капитализм исключает гуманизацию общества из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. Общественным идеалом являются социализм и коммунизм, которые станут основой возникновения общества без антагонизмов, где средства производства не будут объектами индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу. У Карла Маркса отсутствует целостная характеристика коммунизма. Однако в его работах дается описание неотъемлемых атрибутов нового экономического строя: общественная собственность на средства производства, плановое ведение хозяйства, общественный труд и соответствующий ему общественный характер присвоения созданного продукта. Коммунизм, как высшая фаза развития человечества, позволит достичь небывалого уровня развития производительных сил, что станет основой неограниченного удовлетворения потребностей людей, превратит свободный труд в первейшую жизненную потребность, а главной целью развития общества станет сам человек, как главный элемент производительных сил и производственных отношений.

Идеи Карла Маркса нашли живейший отклик в умах и сердцах миллионов людей и были реализованы во многих странах мира. Первой на путь социалистического развития вступила Россия, а затем страны Восточной Европы и Азии.

Как и любая экономическая система - социалистическая обладает достоинствами и недостатками. Главным достоинством является наличие социальной защиты граждан: бесплатные дошкольные учреждения, образование, здравоохранение, гарантированное право на труд и отдых, бесплатное предоставление государственного жилья и другие. Огромное внимание уделялось развитию образования и науки. В 1917 году Россия

была полуграмотной страной, а в 1957 году был запущен первый в мире искусственный спутник земли. В результате поголовной грамотности СССР стал самой читающей страной в мире. К сожалению, финансовый уровень обеспечения социальной защиты был достаточно низким. Люди годами могли ждать необходимого жилья, плохо оснащенные больницы и школы не могли в полной мере удовлетворить потребности людей и общества. Но даже в этих условиях всеобщей бедности люди ощущали заботу государства и не боялись будущего.

Главным недостатком социализма является неспособность в полной мере удовлетворить индивидуальные потребности людей. Это не связано с ограниченностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых в сферы производства материальных и нематериальных благ, а в плановой системе ведения хозяйства. Запланировать можно многие потребности человека, но это будут потребности, без которых невозможно прожить: в хлебе, молоке, мясе, электроэнергии, жилье и т. д. А как запланировать на пять лет индивидуальные потребности, связанные модой и новинками техники, т. е. как определить, какую одежду будут носить через два или три года, какой бытовой техникой будут пользоваться, на каких автомобилях будут ездить? Сделать это в условиях долгосрочного планирования практически невозможно. Удовлетворить такие потребности может только рынок с его способностями чутко улавливать малейшие изменения спроса. Поэтому советские люди всегда жили в условиях тотальной нехватки современных и модных товаров массового потребления.

Социализм проиграл соревнование с капитализмом, прежде всего потому, что не смог обеспечить высокий уровень жизни своим гражданам. В капиталистических странах люди жили гораздо лучше и, в конце концов, это стало очевидно всем. Никакие идеологические лозунги и заклинания не смогли изменить естественное стремление людей к комфортной и обеспеченной жизни. Именно неспособность социалистической экономической системы обеспечить достойный уровень жизни и стала главной причиной ее падения. Сегодня почти все страны бывшего социалистического лагеря отказались от коммунистических идей и вернулись к рыночной системе хозяйствования. Продолжают идти социалистическим путем только Северная Корея и Куба.

Неолиберализм как самостоятельная школа экономической мысли возник в 30-х годах XX века. Он представлял собой систему взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Основной идеей неолиберализма является установление приоритета неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря целенаправленному вмешательству государства в экономику. Родоначальником неолиберализма стал не-

Маркетинг

мецкий ученый профессор Фрайбургского университета Вальтер Ойкен (1891-1950). Он выделял два идеализированных типа экономического строя, на основе смешения которых возникают разнообразные реальные формы хозяйствования:

- централизованно управляемое хозяйство, в котором главным элементом организации и управления экономикой является государство, т. е. тоталитарная форма;

- хозяйство общения, т. е. рыночная конкурентная форма с минимальным вмешательством государства в экономику.

Экономический строй, к созданию которого необходимо стремиться, должен быть промежуточным состоянием между этими двумя идеализированными формами. Он основывается на свободной рыночной конкуренции при умеренном и разумном вмешательстве государства. Экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует обязательного участия государства. Оно должно определиться с принципами экономического порядка, основой для которых должна стать «хозяйственная конституция». Характер конституции должны определять законы о собственности, праве наследования, коммерческих и некоммерческих объединениях, налоговой системе, антимонопольном законодательстве, трудовом праве, патентном праве, законы о торговых марках и т. д.

Вопросы социальной политики в теории фрайбургской школы не имели самостоятельного значения. Считалось, что социальную справедливость в условиях свободной конкуренции обеспечит рыночное распределение доходов. Государство в данную сферу будет вмешиваться только в исключительных случаях, когда явно потребуется защита беднейших слоев населения.

После Второй мировой войны идеи фрайбургской школы получили широкое распространение в ФРГ и других странах западной Европы. Теоретики неолиберализма в ФРГ разработали идею сочетания «свободного рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания». Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал немецкий ученый Альфред Мюллер-Армак (1901-1978) в работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947). Он поддерживал идею В. Ойкена о возможности третьего пути экономического развития между капитализмом и социализмом, но при этом особое внимание уделял вопросам социальной политики. Предлагал осуществление «социальной компенсации», способной сократить разрывы в доходах населения и уменьшить социальное расслоение общества. Компенсации должны производиться за счет прогрессивного налогообложения и перераспределения денег в пользу малоимущих в виде дотаций на конкретные цели: детей, квартплату, ремонт и строительство жилья, социальное страхование и т. д. Следовательно, социально ориен-

тированный рынок - это рыночная система, в которой происходит более справедливое распределение доходов между всеми слоями населения.

Концепцию социально ориентированного рынка поддержал и развил Людвиг Эрхард (18971977) - министр экономики Баварии, а затем вицеканцлер и канцлер ФРГ. Его выдающаяся роль заключалась не только в теоретической разработке данной социально-экономической проблемы, но и в практической реализации идей неолиберализма. Начиная с 1948 года правительство канцлера Аденауэра при непосредственным участии Людвига Эрхарда приступило к возрождению и реформированию экономики Западной Германии.

Основной идеей проводимых послевоенных реформ являлось разумное сочетание свободного рынка и умеренного государственного регулирования. «Конкуренция везде, где возможно, регулирование - только там, где необходимо». Так, Людвиг Эрхард сформулировал основную концепцию создаваемой экономической модели. Основой данной модели являются: свободный рынок, частная собственность и негосударственные хозяйственные структуры. Особым покровительством правительства пользовались средние и мелкие предприятия, а также фермерские хозяйства. Именно некрупные предприятия наилучшим образом способны сформировать и поддерживать высокий уровень свободной конкуренции.

Роль государства сводилась к положению «спортивного судьи», который сам не играет, но внимательно следит за соблюдением правил игры. Государство должно следить за соблюдением условий свободной конкуренции, контролировать процессы ценообразования, пресекать любые попытки монополизации производства и торговли, гарантировать охрану частной собственности и экономических прав граждан, формировать и осуществлять социальную политику.

Проводимые в ФРГ экономические реформы дали положительные результаты. Уже в 1953 году было достигнуто тройственное сочетание: рост производительности труда, рост объемов выпускаемой продукции и соответствующий рост заработной платы. В 1954 году в стране был превышен уровень довоенного производства. В 1965 году Людвиг Эрхард заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», превратившей страну в «оформленное общество».

В послевоенном мире многие государства взяли курс на создание социально ориентированного рынка. В разных странах реализации данной идеи шла различными путями, с различной степенью вмешательства государства в экономику, но все подобные реформы строились на идее о том, что социальное рыночное хозяйство - это путь к «экономическому гуманизму». Ключевым ориентиром реформ были взаимные отношение между человеком и государством. Реформаторами всегда

подчеркивалось, что государство создано для человека, а не человек создан для государства.

Идея формирования социально ориентированного рынка не является искусственно созданной теоретиками неолиберализма. Она стала ответом на новые экономические и социальные отношения, сложившиеся в мире и обществе. Существовало три основных причины возникновения новой экономической системы:

1) экономическая целесообразность;

2) научно-технический прогресс и усложнение производства;

3) широкое распространение гуманистических идей.

Суть первой причины заключается в том, что работодатели были вынуждены пересмотреть свое отношение к работникам. Капиталист никогда не был мягким и добрым, он всегда был, есть и будет жестким, а подчас и жестоким в вопросах, касающихся прибыли. Но при этом капиталист всегда хорошо умеет считать деньги и четко анализировать экономическую ситуацию.

Когда в средствах массовой информации говорят о том, что в 1917 году в России большевики произвели переворот и захватили власть, то такой подход является неверным. Необходимо четко понимать, что в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Ее величие заключается в огромном влиянии, оказанном на развитие всего человечества. Когда Карл Маркс опубликовал свою знаменитую работу «Капитал», в которой теоретически обосновывал гибель капитализма и неминуемый переход к социализму, то к данным утверждениям власть имущие отнеслись достаточно спокойно, поскольку это пока еще было просто теорией. Но когда в России к власти пришли большевики, взявшие курс на строительство социализма, всем стало очевидно, что общество реально может развиваться двумя путями: капиталистическим и социалистическим. Постепенно капиталисты начинают осознавать, что нельзя до бесконечности угнетать трудящихся, платя им мизерную зарплату за тяжкий труд. Богатство буржуазии и вопиющая нищета основной массы трудящихся создают социальную напряженность, которая может перерасти в революционный взрыв. В результате капиталисты потеряют все, что имеют: власть, деньги, комфорт, а зачастую и жизнь. А дальнейшее формирование социалистического лагеря только подтвердило реальность данных процессов. Все большее число капиталистов в мире начинают понимать, что экономически целесообразно поделиться частью своих доходов с трудящимися, чем потерять все. Поэтому и формируется основная идея социального рыночного хозяйства с более справедливом распределении доходов между всеми слоями общества.

Вторая причина заключается в усложнении производства. Научно-техническая революция второй половины XX века существенно повысила

требования к уровню профессиональной подготовленности работников. Раньше у работодателей не было проблемы с набором большей части работников. Можно было взять любого трудоспособного человека, поставить его к конвейеру и за короткий период времени обучить необходимым технологическим действиям. Современную наукоемкую продукцию можно производить только хорошо подготовленными профессионалами, ответственно относящимися к своей работе. Трудовой коллектив предприятия превратился в «человеческий капитал», вложение денег в который дает хорошую экономическую отдачу. Капиталист вынужден тратить деньги и время на формирование профессионального коллектива, а также создавать такие условия труда и отдыха, которые бы удерживали работника на данном предприятии. Высокая оплата и хорошие условия труда стимулируют у работников желание много и хорошо трудиться. Чтобы эти благоприятные условия сохранялись как можно дольше, фирма должна процветать. Данные условия соответствуют основным концепциям социально ориентированного рынка, как наилучшей системы «естественного экономического порядка». Между работниками и работодателями устанавливаются взаимовыгодные и партнерские отношения, обеспечивающие развитие производства в условиях социальной стабильности.

Третья причина в том, что общество развивается интеллектуально, технически и гуманистически.

Граждане Древнего Рима очень любили гладиаторские бои. Для них это был праздник. Но прошло время и сегодня мало кто захочет видеть настоящий гладиаторский бой. Не кинематографическую постановку, когда заранее известно, что с актерами ничего плохого не случится, а настоящие кровь, боль и смерть. Для современного человека в этом зрелище нет ничего хорошего и привлекательного. Изменилось наше отношение к миру и людям, которые нас окружают. Оно стало более гуманистическим. Процесс гуманистического созревания общества был медленным и сложным. Это можно показать на примере Роберта Оуэна (1771-1858) - английского философа, великого представителя «утопического социализма». Он теоретические споры об идеальном обществе попытался разрешить практическими действиями. В 1800 году Р. Оуэн становится совладельцем и менеджером небольшой прядильной фабрики в Нью-Ланарке в Шотландии. На примере этой фабрики Р. Оуэн захотел доказать, что хорошее отношение к рабочим повысит их заинтересованность в результатах труда и повысит прибыльность предприятия. Для этого на фабрике сократили продолжительность рабочего дня с 16 часов до 10,5 часов, установили сдельную оплату труда, отменили штрафы за нарушение трудовой дисциплины, ввели мероприятия по охране труда. С целью улуч-

Маркетинг

шения условий жизни рабочих стали строить жилье. Это были небольшие дома, но в них каждая семья получала отдельную квартиру. Для того времени, когда большинство рабочих семей проживали в фабричных бараках, отдельная квартирка была почти роскошью. Кроме того, были открыты детский сад, школа, амбулатория, культурный центр с библиотекой, потребительский кооператив. Для поддержания порядка в поселке была организована народная дружина. Такая организация труда и жизни дала положительны результаты.

Во-первых, значительно повысилась производительность труда рабочих. Реальные доходы каждого работника был значительно выше, чем на других предприятиях. При этом фабрика приносила значительную и устойчивую прибыль. Она имела такую экономическую надежность, что даже смогла выплатить рабочим среднюю зарплату за вынужденный простой во время хлопкового кризиса.

Во-вторых, в сознании рабочих произошел перелом. Повысилась трудовая дисциплина, исчезли воровство, пьянство, драки, религиозная рознь. Рабочий поселок стал ухоженным и красивым.

Затея Р. Оуэна увенчалась полным успехом. Слава об этом распространилась по всей Европе, а затем и по миру. Российский император Александр I пригласил Р. Оуэна переехать в Россию и здесь создавать свои фабрики. Многие предприниматели приезжали в Нью-Ланарк знакомиться с новым положительным опытом. Разговоров и споров было множество, но в XIX веке ни один капиталист в мире не последовал примеру Р. Оуэна.

К сожалению, его блестящий эксперимент ограничился только одной фабрикой и зависел от самого идейного вдохновителя. После ухода Р. Оуэна все на фабрике быстро вернулось в исходное состояние. Общество еще не было готово к реализации новых отношений между капиталистами и рабочими, основанных на гуманистических принципах.

Значительное распространение гуманистических идей произошло в ХХ веке, несмотря на две мировые войны, а может быть и благодаря им. Постепенно общество начинает понимать, что наличие нищеты и бедности плохо не только для самого несчастного человека и его семьи, но это плохо и для всего общества. Бедность становится причиной криминальных проявлений, необразованности, пьянства и наркомании, социальной и политической апатии. Эти проявления нарушают социальную стабильность общества и снижают качество жизни его граждан. Постепенно все большее число людей начинают понимать, что не надо бороться с богатством, а надо бороться с бедностью. От этого, в конечном счете, выигрывают все: и богатые, и бедные, и особенно средний класс.

Анализируя историю развития экономической мысли и примеры удачной реализации передовых экономических идей, можно придти к заключению, что взятый правительством России курс на строительство социально ориентированного рынка является правильным и реально осуществимым. У россиян есть надежда, что мы или наши дети будем жить в обществе, в котором главным объектом забот станет человек с его повседневными потребностями и стремлением жить в экономически сильной, спокойной, красивой и комфортабельной стране.

Васильев Евгений Жоресович. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и управление проектам», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов -история экономических учений. Контактный телефон: (351) 741-68-78.

GROUNDS FOR DEVELOPMENT OF SOCIALLY ORIENTED MARKET

E.Z. Vasiliev

The article discusses the historical process of the origin, development and formation of modern concept of socially orientated market. The reasons for development of such form of economic system are analyzed. The characteristic and conditions of market functioning with its social orientation are given. The influence of socially oriented market on economic condition of the society and every person of the society is analyzed.

Keywords: history of economic doctrines, economic system, social market, reasons, economic development.

Evgeniy Zhoresovich Vasiliev, Candidate of Science (Engineering), Associate Professor of Economics and Project Management Department, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: history of economic doctrines. Contact phone: (351) 741-68-78.

Поступила в редакцию 20 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.